КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Административное право»
на тему «Акты государственного управления»
Содержание
Введение
1. Юридическая природа актов государственного управления
2. Виды актов государственного управления
3. Требования, предъявляемые к актам государственного управления
4. Государственная регистрация актов государственного управления
5. Процесс принятия актов государственного управления
6. Изменение, приостановление и прекращение действия актов государственного управления
7. Акты государственного управления налоговых органов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В теории административного права институт правового акта управления (административного акта) является одним из центральных, ибо в его рамках осуществляются все важнейшие функции государственного управления (или публичного управления вообще). Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления.
Административные акты — это ядро общего административного права, особая публично-правовая область реализации управленческих функций и особый вид управленческого процесса; они являются сущностью административного права.
Правовой акт управления в настоящее время получил широкую нормативную основу, т. е. порядок издания таких актов установлен в законодательных и иных нормативных актах. Например, Конституция РФ определяет, что Правительство РФ издает постановления и распоряжения. В ст. 19 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определяется, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
акт управление государственный регистрация
1. Юридическая природа актов государственного управления
Принятие и исполнение административно-правовых актов является одной из основных форм реализации исполнительной власти. В процессе государственного управления возникает потребность в конкретизации норм законов, которая и осуществляется путем издания административных актов. В процессе государственного управления они служат для установления правовых норм либо для разрешения индивидуальных юридических ситуаций путем применения правовых норм. Издание и исполнение этих актов – важная часть управленческого процесса, направленного на осуществления функций исполнительной власти.
Административно-правовой акт – это основанное на законе официальное юридически-властное решение полномочного субъекта исполнительно-распорядительной деятельности, принимаемое в одностороннем волевом порядке с соблюдением определенной формы и процедуры и направленное на установление административно-правовых норм или на возникновение, изменение либо прекращение административно-правовых отношений в целях реализации управленческих задач и функций исполнительной власти.
Юридическая природа актов государственного управления состоит в том, что он:
· является правовой формой управленческого решения;
· выражает юридически значимое волеизъявление субъекта исполнительной власти в виде предписания, обязательного для адресата;
· издается в одностороннем порядке, т.е. выражает волю только одной стороны – субъекта исполнительной власти;
· носит подзаконный характер, т.е. должен издаваться в соответствии с законом;
· является решением полномочного органа исполнительной власти, принимаемым по вопросам и в пределах его компетенции определенной законом;
· устанавливает в сфере ведения конкретного субъекта исполнительной власти обязательные правила поведения либо регулирует конкретные управленческие отношения и решает индивидуальные административные дела;
· принимается с соблюдением определенных установленных процедур;
· несоблюдение содержащихся в нем юридически властных предписаний влечет ответственность виновной стороны;
· может быть в установленном законе порядке опротестован или оспорен.
2. Виды актов государственного управления
В условиях огромного разнообразия рассматриваемых правовых актов существует множество критериев, позволяющих сгруппировать их по юридически значимым признакам и лучше познать их юридические особенности.
I. По юридическому содержанию следует различать несколько категорий актов.
1. Нормативные акты. Они устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, то есть содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата, не обращенные к конкретным лицам, рассчитанные на многократное применение в случаях, предусмотренных их гипотезами. Нормативные акты государственной администрации являются важнейшими источниками права. В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них норм они могут быть моноотраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми, источниками трудового, земельного права и т. д.) и полиотраслевыми, в которых имеются нормы различных правовых отраслей. Но в них не может быть норм уголовного, уголовно-процессуального, конституционного права. По кругу лиц, на которых распространяются нормы, их источники можно поделить на:
* акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, краевые, окружные, городские, районные, поселковые, сельские);
* межведомственные акты;
* внутриведомственные (в том числе локальные) акты.
2. Индивидуальные акты – это решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Будучи в своей основной массе правоприменительными актами, они порождают, изменяют, прекращают правоотношения. Среди них больше всего правонаделительных, оперативно-распорядительных, а другой разновидностью индивидуальных актов являются правоохранительные, юрисдикционные решения (по спорам, жалобам, использованию принудительных средств). По юридическим последствиям индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими, поощряющими, содержащими отказы.
3. Общие акты либо содержат общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т. д.), либо содержат общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определенным категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т. д.), либо разъясняют что-то.
4. В смешанных актах одновременно содержатся нормы права и правоприменительные решения либо даже еще и общие требования.
II. По форме различают акты письменные, устные, конклюдентные. Письменные являются разновидностью служебных документов. Устные акты широко используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, на транспорте, в воинских частях. Конклюдентные акты находят внешнее выражение в жестах работника ГИБДД, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.
III. По функциональной роли можно различать акты плановые, по финансовым вопросам, методического характера, по кадровым делам, по учету, снабжению и иным общим функциям административной деятельности. Довольно часто решения исполнительной власти связаны сразу с несколькими функциями администрации, они полифункциональные.
IV. В зависимости от даты начала действия нужно различать акты, вступающие в силу:
* немедленно (по общему правилу), с даты подписания, принятия;
* с даты, указанной в самом акте;
* в срок, указанный в другом акте;
* после государственной регистрации и официального опубликования. С этой даты вступают в силу нормативные акты центральных органов Федерации, затрагивающие права граждан или носящие межведомственный характер.
V. В зависимости от порядка принятия различают акты коллегиальные (принимаемые простым или квалифицированным большинством от общего числа членов коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании) и единоличные. Последних намного больше, но чаще всего единоличные акты оформляют, придают властный характер мнению большой группы лиц, которые готовили, согласовывали, визировали, предварительно обсуждали проект.
3. Требования, предъявляемые к актам государственного управления
Являясь подзаконным актом, акт государственного управления должен отвечать определенным установленным нормами действующего административного законодательства требованиям. К сожалению, большинство требований к актам государственного управления не закреплены прямо в законодательных актах, однако, систематическое толкование позволяет выделить следующие из них:
1. Основные требования связаны с принципом законности:
а) прежде всего, акт государственного управления должен соответствовать нормам Конституции РФ и федеральных законов. Для актов разных уровней требование о соответствии закону предполагает различный круг нормативно-правовых документов, которым должен соответствовать акт. Если мы говорим об актах Президента РФ, то для них критерием законности выступают только нормы основного закона и федерального законодательства. Акты государственного управления, издаваемые в субъектах Российской Федерации, помимо этого должны соответствовать актам Президента РФ, Правительства РФ, а также нормам регионального законодательства;
б) акт государственного управления должен быть принят с учетом существующего в нашей стране разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации;
в) акт государственного управления должен быть принят в рамках компетенции издающего органа государственного управления и должен соответствовать актам вышестоящих органов государственного управления;
г) акт государственного управления должен быть юридически обоснованным, т.е. содержать четкие целевые установки, порядок исполнения решения, предусматривать возможные последствия введения акта и т.п., а также приниматься в связи с определенными обстоятельствами, являющимися достаточным основанием для издания акта государственного управления.
2. Весьма важную группу требований составляют требования к подготовке, изданию и действию актов государственного управления, т.е. процедурные требования, связанные с процессом создания и обретения юридической силы актом государственного управления:
а) требования к подготовке актов государственного управления разрозненны и неоднозначны. На каждом уровне государственного управления существуют собственные правила создания актов управления. На федеральном уровне упорядочено принятие в основном нормативных актов управления, однако, есть нормы, посвященные и индивидуальным актом.
б) требования к действию актов государственного управления во времени и пространстве, прежде всего, связаны со вступлением актов в законную силу. И здесь следует вспомнить норму статьи 15 Конституции РФ, которая устанавливает, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
3. Ряд требований предъявляется к содержанию и форме акта государственного управления. Указанные требования не всегда закреплены законодательно, но они вполне логически вытекают из целей принятия актов государственного управления.
Акт государственного управления индивидуального характера также должен отвечать требованиям юридической техники. В последнее время все большее распространение получает практика нормативного закрепления форм и порядка заполнения тех или иных актов государственного управления.
Юридическое значение перечисленных требований, предъявляемых к актам государственного управления, чрезвычайно велико. Их несоблюдение может послужить основанием для приостановления действия и отмены таких актов.
4. Государственная регистрация актов государственного управления
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется в следующем порядке:
· для регистрации нормативных правовых актов необходимо основание – наличие вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;
· документы представляются для регистрации в Министерство юстиции РФ;
· срок государственной регистрации – семь дней со дня получения;
· составляется заключение о законности акта, представленного на регистрацию;
· утверждается заключение, присваивается регистрационный номер.
5. Процесс принятия актов государственного управления
Принятие нормативных правовых актов как административное производство состоит из нескольких стадий, каждая из которых представляет собой совокупность определенных процессуальных действий участников производства. Эти стадии следующие:
а) подготовка проекта нормативного акта;
б) рассмотрение проекта и принятие нормативного акта;
в) государственная регистрация нормативного акта;
г) опубликование и вступление в силу нормативного акта. Подготовка проекта нормативного правового акта
Подготовка проекта нормативного акта – это начальный этап производства по принятию нормативных актов органов исполнительной власти. В зависимости от того, каким органом предполагается принять нормативный акт — например, органом общей компетенции — Правительством Российской Федерации, федеральным министерством, действующим в установленной сфере деятельности и т. д., определяются основные направления нормотворческой деятельности, а также первоочередные акты и т. д.
Порядок рассмотрения принятия (утверждения) нормативного акта органа исполнительной власти в значительной степени зависит от того, каким — коллегиальным или единоначальным, — является данный орган исполнительной власти. Так, коллегиальный орган исполнительной власти, например, Правительство Российской Федерации рассматривает поступающие проекты его постановлений на заседании, которое считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Правительства.
Важной стадией производства по принятию нормативных актов государственного управления, возникшей сравнительно недавно, является государственная регистрация нормативных правовых актов. Особенность этой стадии — в ее своеобразной двоякой природе: в данном контексте она выступает как стадия производства и вместе с тем в необходимых случаях — в качестве самостоятельного производства в административном процессе.
Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечение 7 дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их издания.
6. Изменение, приостановление и прекращение действия актов государственного управления
Изменить, приостановить или прекратить действие можно как акта в целом, так отдельных его частей. Для внесения изменений требуется принятие нового решения, как правило, тем же органом, который принял акт в старой редакции. Приостановление действия акта возможно как путем издания специального решения, так на основании правового автоматизма. Автор акта или уполномоченный орган может приостановить его действие по мотивам законности, а автор – из соображений целесообразности. Возможно приостановление действия акта как в целом, так и в части, на всей территории действия или на отдельной ее части. Механизм правового автоматизма начинает действовать при подаче жалобы в порядке производства по делам об административных правонарушениях, в случае принесения протеста прокурором. Прекращение действия акта может быть фактическим и юридическим. Если истек срок действия акта, исчезла необходимость в правовом опосредовании, действие акта прекращается фактически, т.е. без издания нового решения. Юридическое прекращение действия акта может быть прямым и косвенным. В первом случае акт прямо отменяется, а во втором принимается новый, с началом действия которого старый теряет юридическую силу. Акт управления по общему правилу может отменить: тот, кто его принял; вышестоящий орган или суды. Акты органов управления общей компетенции могут отменять только по мотивам законности. Акты органов управления отраслевой компетенции могут отменять руководствуясь как законностью, так и целесообразностью.
7. Акты государственного управления налоговых органов
В деятельности налоговых органов практически реализуются функции государственного управления, а налоговое администрирование является разновидностью государственного администрирования, реализуемого в определенной сфере – в области налогообложения.
Управление налоговыми органами – это практическая деятельность, направленная на формирование системы государственного управления в области налогообложения и на организацию обеспечения деятельности уполномоченного органа в области налогообложения, позволяющая создать государственный механизм контроля за своевременной и полной уплатой налогоплательщиками обязательных платежей (налогов и сборов) в бюджетную систему.
Управление налоговыми органами заключается в образовании системы налоговых органов, установлении их правового положения, организации прохождения государственной службы в этих органах, совершенствовании структуры управления, его форм и методов.
В современных условиях, администрирование налогов – это регламентированная законами и другими правовыми актами организационная, управленческая деятельность уполномоченных государственных органов и других уполномоченных законами субъектов по обеспечению возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности и обеспечению поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Целями налогового администрирования являются:
исполнение налогоплательщиком налоговой обязанности;
выполнение налоговой политики, тех задач, которые стоят перед государством на настоящем этапе;
укрепление налоговой дисциплины;
упорядочение налоговых отношений.
Частью механизма правового регулирования и средством реализации налоговой политики является администрирование налогов.
Основными признаками администрирования налогов являются:
подзаконность, осуществляемая во исполнение и на основании закона, направленная на достижение целей в рамках существующего правопорядка;
процессуальный характер деятельности;
возможность самостоятельно осуществлять меры принуждения в административном порядке, а также меры налоговой ответственности;
вторичность по отношению к законодательной деятельности;
юридическое неравенство субъектов;
упорядоченность и постоянно осуществляемый контроль.
Изложенное позволяет сделать вывод, что администрирование налогов – деятельность исполнительно-распорядительного типа, осуществляемая органами государственного управления на основании и во исполнение закона.
Налоговое администрирование схоже, но не совпадает с административной деятельностью, т.к. важной чертой последней является принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке. Особенностями административной деятельности являются преобладание в управлении приказных форм и методов, отношение вертикального подчинения. Между тем в основании налогового администрирования лежит принцип добровольного исполнения налоговой обязанности налогоплательщиком. Важным отличием администрирования налогов от административной деятельности является то, что и властный уполномоченный субъект не оказывает в большинстве случаев до определенной стадии властного воздействия, выраженного в совершении действий, которые влекут за собой совершения другим субъектом определенных ответных действий.
Задачи совершенствования налогового законодательства, укрепления налоговой дисциплины, повышения контрольной функции финансов, все более отчетливо встающие в последние годы перед российским государством, обусловленные необходимостью скорейшего успешного завершения затянувшейся почти на десятилетие налоговой реформы, формирования эффективной организационной системы реализации государственной правовой политики в финансово-экономической сфере, обеспечения бесперебойного функционирования финансовой системы, могут быть успешно решены только путем укрепления системы органов управления финансами федерального уровня, а равно их подразделения в субъектах Федерации и на местах. Органами управления финансами в современных условиях являются налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы и в ряде случаев органы внутренних дел.
Заключение
Правовые акты управления только тогда выполняют свое предназначение, когда они находят широкое применение в практической деятельности органов управления и их должностных лиц, когда содержащиеся в них положения исполняются или осуществляются. Для этого правовой акт управления должен обладать юридической силой, под которой понимается его способность выступать в качестве административно-правовой формы реализации исполнительной власти, т. е. полностью соответствовать ее задачам, целям и функциям. Важнейшим условием юридической силы правового акта является его соответствие установленным требованиям, предъявляемым как к его юридическому содержанию, так и к порядку принятия и издания.
Иногда создается впечатление, что вопрос о признаках акта управления и вопрос о требованиях, которые предъявляются к нему, по существу аналогичны. Однако теория административного права различает эти понятия. Признаки акта управления — это главнейшие свойства, которые характеризуют его сущность и назначение, а требования к акту управления — это некие стандартные условия, при которых акт управления будет являться законным и отвечать публичным интересам. Думается, что даже со временем, когда будут приняты законы о правовых актах управления и об управленческом процессе, в которых будет установлено легальное понятие административного акта, вопросы о признаках и о требованиях административного акта будут иметь свои особенности.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 05.02.2014).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.11.2013).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.02.2014).
4. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 17.02.2014) .
5. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М.: Юрайт, 2012.
6. Бахрах, Д.Н. Россинский, Б.В. Административное право. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2011.
7. Васильев, Р.Ф. О понятии правового акта //Вестник Московского Университета. – Серия 11. – Право. – 2012.
8. Васильев, Р.Ф. Акты управления: (значение, проблема исследований, понятие). – М.: Изд-во МГУ, 2011.
9. Звоненко, Д.П., Малумов, А.Ю. Административное право. Учебник для вузов.- М.: Юстицинформ, 2012.
10. Козлов, Ю.М. Административное право. Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2013.