Договоры на реализацию транспортных услуг

Содержание

  • 1. Договоры на реализацию транспортных услуг. (Договоры перевозки, их разновидности и особенности). Порядок заключения
  • Задача
  • Список использованной литературы

1. Договоры на реализацию транспортных услуг. Договоры перевозки, их разновидности и особенности. Порядок заключения

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

Транспортными называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанные с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом.

ГК определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств (главы 40 и 41 ГК). Данный юридико-технический прием обусловлен двумя причинами. Во-первых, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятельности, которая связывает отдельные части страны, требует единообразного регулирования. Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь отнесены к ведению РФ. Соответственно, даже в частноправовых актах, посвященных транспортным обязательствам, очень высок удельный вес императивных норм. Условия перевозки отдельными видами транспорта и ответственности ее субъектов могут определяться соглашением сторон только в случаях, когда ГК, транспортными уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное (ст.784 ГК). Во-вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный характер, имея в виду масштабы государства, протяженность транспортных артерий и сложность управления ими. Комплексность достигается путем соединения в рамках одного правового акта норм частного и публичного права. В результате устанавливаются единая схема управления соответствующим видом транспорта, методы организации перевозок, условия содержания транспортных средств, дорог, путей сообщения и, наконец, взаимоотношения сторон обязательства перевозки. Поэтому в соответствии с абз.1 п.2 ст.784 ГК общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов. Гражданское право: Учебник для студ. сред. спец. учеб. заведений, обуч. по спец. «Правоведение»/ Под ред. С.П. Гришаева; Глушкова Л.И.; Гришаев С.П.; Масляев А.И.; Отнюкова Г.Д. и др. — М.: Юристъ, 2000. — 484 с

Из предусмотренных ст.784 ГК специальных законов ныне действует Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 г., устанавливающий вопросы управления и деятельности общероссийских железных дорог. Отношения, связанные с перевозкой пассажиров и багажа, регулируются также Законом РФ «О защите прав потребителей».

Наиболее важные текущие проблемы транспортных обязательств воплощаются в актах Президента РФ и Правительства РФ. Кроме кодексов, уставов и иных названных актов для правового регулирования перевозок большое значение имеют правила, издаваемые Правительством России, а также соответствующими транспортными ведомствами (Министерством транспорта, Министерством путей сообщения, федеральными транспортными службами). В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта.

Единообразие судебной и арбитражной практики по разрешению споров, связанных с перевозками, обеспечивается актами толкования, которые содержатся в документах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое сообщество все более часто применяются международные транспортные соглашения и конвенции. Они используются при осуществлении международных перевозок, а также служат образцом для унификации российского транспортного права.

Договор перевозки груза

Договор перевозки груза — это соглашение сторон, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель — уплатить за перевозку груза установленную плату (п.1 ст.785 ГК РФ). «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26. 01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30. 11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01. 01.2012)

Договор перевозки груза реальный, возмездный, двусторонне обязывающий. Стороны договора — отправитель груза и перевозчик.

Предмет договора — деятельность перевозчика по доставке груза управомоченному на его получение лицу.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (ст.785 ГК РФ).

Заключение договора перевозки может подтверждаться и другими письменными документами. Так, при железнодорожных и внутренних водных перевозках предусматривается составление дорожной ведомости, повторяющей в основном сведения накладной. Кроме того, при этих перевозках отправителю в удостоверении приема груза выдается грузовая квитанция.

В случае утраты накладной перевозчиком он обязан на основании дорожной ведомости составить копию накладной и выдать ее грузоотправителю.

Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте применяется единая для данного транспорта форма основных транспортных документов. На водном транспорте пароходства используют и собственные проформы коносаментов.

Формы транспортной накладной для отдельных видов перевозки определяются соответствующими уставами и кодексами или в установленном ими порядке.

Размер провозной платы в обычном договоре перевозки по общему правилу устанавливается соглашением сторон, а провозная плата за перевозку транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (ст.790 ГК РФ).

Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке устанавливается законодательством, а также договором перевозки. Если ответственность перевозчика установлена законодательством, соглашения о ее ограничении и устранении в основном ничтожны (ст.793 ГК РФ).

Основанием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является наличие его вины в нарушении договора перевозки. Вина перевозчика предполагается, если он не докажет обратное.

Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа ограничен размером причиненного отправителю или пассажиру реального ущерба, однако помимо этого перевозчик обязан возвратить провозную плату, если она не входит в стоимость груза.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа (ст.796 ГК РФ).

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Читайте также:  Основы трудового права

Договор перевозки пассажира

Договор перевозки пассажира — это соглашение сторон, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за его провоз (п.1 ст.786 ГК РФ).

Договор перевозки пассажира консенсуальный. С момента заключения договора перевозчик принимает на себя обязанность доставить пассажира из пункта отправления в пункт назначения, обозначенный в билете. Основная обязанность пассажира состоит в уплате установленной платы за проезд. Договор перевозки пассажира является двусторонним и возмездным. Обладание рядом категорий пассажиров правом на бесплатный проезд на соответствующих видах транспорта не лишает данный договор возмездного характера. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая / Под ред. проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина — М.: Юрайт-Издат, 2004.

Стороны этих договоров — пассажир и перевозчик. Пассажир имеет право:

1) перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях. Возраст детей, которые могут быть перевезены вместе с пассажиром бесплатно или на иных льготных условиях, устанавливается транспортными уставами и кодексами. На железнодорожном, морском транспорте пассажир имеет право перевезти бесплатно без предоставления отдельного места одного ребенка до 5 лет. В соответствии с Воздушным кодексом РФ пассажир вправе бесплатно перевезти одного ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места, других детей до 2 лет, а также детей от 2 до 12 лет в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест (п.2 ст.106 ВК РФ). На железнодорожном транспорте возраст детей, оплата перевозки которых осуществляется на льготных условиях, варьируется от 5 до 10 лет;

2) провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

3) сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. В настоящее время такой порядок установлен действующими на отдельных видах транспорта правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. В правилах предусмотрен перечень запрещенных к перевозке вещей, порядок определения веса багажа, нормы багажа, доставляемого по одному билету, размер платы за доставку багажа и другие условия, определяющие взаимоотношения перевозчика и пассажира по доставке багажа.

Билет и багажная накладная не являются письменной формой договоров перевозки соответственно пассажира и багажа, их назначение состоит в удостоверении факта заключения этих договоров.

За перевозку пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (ст.790 ГК РФ).

За задержку отправления пассажира или опоздание доставки его в пункт назначения ответственность перевозчика выражается в обязанности уплатить неустойку в форме штрафа. Его размер устанавливается законодательством. Перевозчика освобождает от ответственности задержка или опоздание перевозки вследствие обстоятельств непреодолимой силы или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств. Бремя доказывания наличия таких обстоятельств и их причинной связи с задержкой или опозданием лежит на перевозчике.

Если задержка отправления повлекла отказ пассажира от перевозки, ему независимо от взыскания штрафа и наличия оснований ответственности перевозчика должна быть возвращена провозная плата.

Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции — это соглашение сторон, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п.1 ст.801 ГК РФ). «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26. 01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30. 11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01. 01.2012)

Договор транспортной экспедиции консенсуальный, возмездный и двусторонне обязывающий. Стороны договора — экспедитор и клиент. В роли экспедитора может выступать и сам перевозчик. Предмет договора — выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (ст.801 ГК РФ).

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Несоблюдение простой письменной формы договора транспортной экспедиции не влечет его недействительности, но лишает стороны права в случае спора ссылаться на свидетельские показания. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст.802 ГК РФ).

Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.

Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

В случае непредставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации (ст.804 ГК РФ).

Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

Задача

Сельскохозяйственный кооператив обратился в арбитражный суд с иском к управлению железной дороги о взыскании стоимости двух комбайнов, не прибывших на станцию назначения, а также о взыскании убытков, вызванных не использованием этих двух комбайнов в уборке хлеба. Что касается утраты двух комбайнов, то это обстоятельство подтверждается коммерческим актом. Возражая против взыскания стоимости двух машин, железная дорога сослалась на практическую невозможность хищения груза в пути следования ввиду его большого веса. Что же касается убытков, то железная дорога также не согласилась с исковым требованием, заявив, что размер убытков посчитать невозможно.

КАКОЕ РЕШЕНИЕ ДОЛЖЕН ПРИНЯТЬ СУД?

СОСТАВИТЬ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ.

договор транспортная услуга перевозка

В соответствии со ст.95 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза, грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам, в частности вследствие:

Читайте также:  Составление и использование бухгалтерской отчетности ОАО "КАМАЗ"

причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);

особых естественных свойств перевозимых груза, грузобагажа;

недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, грузобагажа при приеме груза, грузобагажа для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза, грузобагажа или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути;

сдачи для перевозки груза, грузобагажа, влажность которых превышает установленную норму. Федеральный закон от 10. 01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 19. 07.2011)»Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // «Парламентская газета», N 11-12, 18. 01.2003

Из данной статьи можно сделать вывод, что хоть и железная дорога сослалась на практическую невозможность хищения груза в пути следования ввиду его большого веса, тем не менее они могли предотвратить утерю груза и это было в их компетенции. Из этого следует что управление железной дороги будет нести ответственность за несохранность груза.

Перевозчик в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза в размере стоимости утраченного или недостающего груза в случае его утраты или недостачи.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета продавца или цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Наряду с возмещением ущерба в размерах, установленных ст.95 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчик возвращает взысканную плату за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза.

Кроме того сельскохозяйственный кооператив законно потребовал возместить убытки, вызванные не использованием этих двух комбайнов в уборке хлеба. В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30. 11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30. 11.2011)

Арбитражный суд Челябинской области

Истец: Сельскохозяйственный кооператив «Зернышко»

г. Челябинск, ул. Краснознаменная, 7

Ответчик: ОАО «Российские железные дороги» Оренбургское отделение Южно-Уральской железной

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о возмещении стоимости утраченного груза и взыскании упущенной выгоды

В день назначенный для приема груза в виде двух Комбайнов Енисей 1200-1, которые должны были поступить в адрес Сельскохозяйственного кооператива «Зернышко» груз не пришел на станцию назначения.

Указанная утеря груза подтверждается коммерческим актом No.25896 от 20 сентября 2012г.

Стоимость недостачи согласно прилагаемому расчету составляет 1240 600 руб.

В силу ст. ст.120, 125 Устава железнодорожного транспорта РФ до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику в обязательном порядке предъявляется претензия. В связи с этим, 22 сентября 2012 г. в адрес управления Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги была направлена претензия с требованиями возместить 1240 600 руб. ущерба, причиненного в связи с утратой груза. К претензии были приложены заверенные копии документов, предусмотренных действующим законодательством.

Заявленную нами претензию No.5963 от 22 сентября 2012 г. о взыскании стоимости утраченного груза ответчик отклонил (оставил без ответа: железная дорога сослалась на практическую невозможность хищения груза в пути следования ввиду его большого веса.

Согласно ст.796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В соответствии со ст.96 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозчик в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в размере стоимости утраченного или недостающего груза. При этом согласно п.14 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором.

Калькуляция ущерба приведена в справке N 23/1 от 21 сентября 2012г. стоимость недостающего груза составляет 1240 600 руб.

Кроме того в связи с невозможностью использовать Комбайны Енисей 1200-1 при сборе урожая Сельскохозяйственный кооператив «Зернышко» не смог собрать 123 гектара пшеницы. Таким образом, размер упущенной выгоды составляет 720 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.96, 119, 120, 121, 122, 123, 124 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, ст.15, 393, 796 ГК РФ, ст.131, 132 ГПК РФ,

ПРОШУ

1. Взыскать с ответчика в пользу истца 1240600 руб. ущерба, причиненного утратой груза

2. Взыскать с ответчика в пользу истца 720 000 руб. упущенной выгоды

Приложения:

1. Платежное поручение по уплате госпошлины;

2. Копия квитанции об отправке ответчику копии искового заявления;

3. Копия Договора поставки 4. Копия ж/д накладной

5. Копия коммерческого акта

6. Копия претензии

7. Копия квитанции об отправке Ответчику претензии;

8. Копия платежного поручения

9. Копия счета-фактуры

10. Копия товарной накладной

13. Копия справки о стоимости недостающего

Истец: Сельскохозяйственный кооператив «Зернышко»

Список использованной литературы

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993.25 декабря. № 237.

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011)

3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

4. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» Федеральный закон N 138-ФЗ от 14.11.2002 (ред. от 06.02.2012) // «Российская газета», N 220, 20.11.2002.

5. Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 19.07.2011)»Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // «Парламентская газета», N 11-12, 18.01.2003

Научная литература

6. Гражданское право: Учебник для студ. сред. спец. учеб. заведений, обуч. по спец. «Правоведение»/ Под ред. С.П. Гришаева; Глушкова Л. И.; Гришаев С. П.; Масляев А. И.; Отнюкова Г.Д. и др. — М.: Юристъ, 2000. — 484 с

7. Сборник постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по гражданским делам, Стаценко С. Н.; Москва: Проспект, 2011 — 512 стр.

8. Алексеев С.С., Гонгало Б.М. Гражданское право: учебник. — М.: ТК Велби, 2007. — 480 с.

9. Гражданское право. Учебник. / Под ред.А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М.: «Проспект», 2002.

10. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина — М.: Юрайт-Издат, — 2004.

11. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая / Под ред. проф. Т.Е. Абовой иА.Ю. Кабалкина — М.: Юрайт-Издат, 2004.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...