Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Введение

Прошедший год был отмечен, помимо других бед, огромным количеством катастроф самого разного рода: смерчами, ураганами, циклонами, ливнями, наводнениями, извержениями вулканов… Мало того, все эти стихийные бедствия, как правило, обрушивались на самые бедные регионы нашей планеты. Просматривая телевизионные новости, мы содрогаемся, видя ужасную картину беспомощности людей, ставших жертвами стихии, которую никто не способен остановить. Горьким осадком остается память о человеческой беде, о жертвах и раненых, о людях, лишившихся всего и вледомых по тяжелому жизненному пути, ведущему в никуда.

Мысли о последствиях природных катастроф невольно наталкивают на вопрос «почему?». Почему происходит подобное, причем происходит именно с теми, кому горя и так хватает, и именно там, где стихийные бедствия наносят наибольший ущерб?

Не стоит думать, что стихийные бедствия – это особый феномен и особенная реакция природы на то, что происходит именно в нашу эпоху. Они существовали всегда, хотя не все из них мы сохранили в памяти. Самые древние природные катастрофы уже затерялись в глубинах времени, и рассказы о них превратились в мифы и легенды. Разве не были страшны и беспощадны те катастрофы, которые обрушивались на Землю в моменты смены великих циклов времени, обозначая переход из одного периода в другой? Как понимать сегодня уже почти забытые истории, повествующие об уничтожении огнем и водой древних материков Лемурии и Атлантиды? Как объяснить внезапные оледенения, которые заставали врасплох и людей, и животных? Находились обледеневшие останки животных, в желудках которых были обнаружены следы только что пережеванной травы и незаконченного процесса пищеварения. Что случилось с многочисленными видами растений и животных, внезапно исчезнувшими с лица земли? Что произошло с древними городами, от которых катастрофы не оставили ни следа, ни даже знака, указывающего на их существование? Мы можем узнать об этом лишь из легенд, дошедших до нас. Нынешние стихийные бедствия воспринимаются нами как нечто уникальное и единственное в своем роде, потому что рассматриваем мы их зачастую с точки зрения присущего нам человеческого эгоцентризма. В действительности дело обстоит совсем иначе.

Как известно, катастрофы происходят в разных точках Земли. В тех местах, где имеются достаточные запасы материальных благ и ресурсов, где условия жизни людей благоприятны, последствия разрушений устраняются относительно быстро и так же быстро предаются забвению. Если же стихия обрушивается на бедные регионы планеты, процесс устранения ее последствий и восстановления элементарных условий жизни идет очень медленно.

Но здесь есть одна положительная черта: при виде человеческого горя у тех, кого эта беда не постигла, пробуждается чувство сострадания, чувство солидарности одного народа с другим. Работают благотворительные организации, проводятся акции помощи пострадавшим, собираются деньги, и немаловажную роль здесь играют средства массовой информации.

1. Наиболее известные мифы и их связь с реальными событиями

Мифы питали воображение и души людей тысячи лет. Подавляющее большинство этих рассказов – просто выдумка или грёза, освящённая временем. Но некоторые из них основаны на реальных событиях прошлого, в том числе геологических явлениях.

Патрик Нанн из Университета Саншайн-Коста (Австралия) посвятил жизнь изучению связи между опасными природными явлениями и фольклором. Не всегда можно в точности определить, что миф сочинялся по мотивам катаклизма или уже существовавший сюжет был адаптирован к бедствию. Тем не менее связь имеется, и, возможно, геологам она пригодится. Вот десять таких историй.

Ноев ковчег

Хорошо известный в кругу христиан, иудеев и мусульман (а нынче ещё и в кинотеатрах всего мира) сюжет гласит: Бог решил уничтожить человечество и устроил большое наводнение. Спаслись только Ной и его семейство, которые послушались Бога и построили огромный корабль – ковчег, куда, кроме них, поместились ещё и все животные земли (по паре представителей каждого вида). Итак, Бог покрыл землю водой, утопив всех, кто когда-то бродил по ней. Когда вода сошла, семейство Ноя и спасённые им животные вновь заселили мир.

Похожие истории есть у многих народов, но глобального наводнения никогда не было. Более того, на всей планете не сыщется такого количества воды, чтобы покрыть всю землю. Возможно, миф о Всемирном потопе – воспоминание о большой волне, в течение нескольких недель затопившей некий значительный участок суши и не сходившей некоторое время. Возможно, это произошло в окрестностях Чёрного моря примерно в 5000 году до н.э.

Рис. 1 – Симон де Миль. «Ноев ковчег на горе Арарат» (1570).

Люди склонны преувеличивать воспоминания, превращая плохое в худшее. Кроме того, Всемирный потоп позволял объяснить наличие морских раковин на склонах гор. В древности никто не предполагал, что из-за тектоники плит дно океана со временем может стать горой…

Дельфийский оракул

В Древней Греции – в городе Дельфы на склоне горы Парнас – стоял храм, посвященный богу Аполлону. В священном зале жрица-пифия вдыхала душистые пары, поднимавшиеся из трещины в скале. Они вводили её в некое изменённое состояние сознания, находясь в котором она якобы сообщалась с самим Аполлоном – и несла тарабарщину. Специальный жрец должен был «перевести» этот нечленораздельный поток в некое подобие пророчества.

Учёные доказали, что такой храм действительно существовал, а под нимнаходились два геологических разлома. Вероятно, из них поднимался некий газ, вызывавший эйфорию у того, кто его вдыхал. Мнения об этом газе высказывались разные: этилен, бензол, смесь углекислого газа и метана…

Атлантида

Древнегреческий философ Платон описал великую цивилизацию, основанную полубогами. Они жили на гигантском острове и обладали огромной военно-морской мощью. В результате стихийного бедствия вся эта утопия вместе с мегаполисом в виде концентрических кругов погрузилась в пучину моря.

Скорее всего, ничего подобного Атлантиде никогда не было. По-видимому, Платона вдохновили смутные воспоминания о некоей реально существовавшей цивилизации. На роль катаклизма, погубившего Атлантиду, претендует сильное извержение вулкана на острове Санторин примерно 3 500 лет назад (сейчас это архипелаг, а тогда был одним большим островом). Не исключено, что это одна из самых страшных катастроф в истории человечества: в атмосферу попали тонны двуокиси серы, из-за чего на несколько лет установился прохладный и влажный климат, а цунами погубило прибрежные города и посевы. Историки связывают бедствие с закатом блестящей и могущественной минойской культуры с центром на Крите.

Есть и другая точка зрения: возможно, Платона поразило известие о землетрясении и цунами в декабре 373 года до н.э., когда практически в одночасье был стёрт с лица земли город Гелике – древняя столица Ахеи.

Пеле, богиня Килауэа

Пеле пришла на Гавайский архипелаг со своими сёстрами и другими родственниками. На Кауаи она встретила человека по имени Лохиау, но на острове не осталась, потому что там, на её вкус, не хватало земли. В итоге она поселилась в кратере вулкана Килауэа на острове Гавайи и попросила свою сестру Хииаку сходить за Лохиау. Хииака же попросила Пеле не разрушать её любимый лес. Хииаке дали 40 дней, но она не вернулась вовремя. Пеле, думая, что Хииака и Лохиау стали любовниками, подожгла лес. Обнаружив это, Хииака занялась любовью с Лохиау прямо на виду у Пеле. Тогда Пеле убила Лохиау и бросила его тело в свой кратер. Хииака принялась неистово рыть землю, чтобы достать тело, подбрасывая в воздух целые скалы. В конце концов она откопала любимого, и с тех пор они всегда вместе.

Рис. 2 – Вулкан Килауэа (фото Greg Bishop).

Перед нами не просто мыльная опера, а довольно точное описание вулканической активности Каилауэа. Лес, вероятно, был подожжён потоком лавы – самым крупным с тех пор, как на острове поселились полинезийцы. Произошло это в XV веке: лава текла непрерывно в течение 60 лет и покрыла примерно 430 кмІ. Разумеется, катаклизм сказался на жизни туземцев во многих отношениях и не мог не попасть в фольклорную копилку. Раскопки, устроенные разъярённой Хииакой, по-видимому, отражают формирование современной кальдеры, случившееся несколько лет спустя после остановки потока лавы.

Мост Рамы

В индийском эпосе «Рамаяна» повествуется о похищении Ситы, жены бога Рамы, которую унесли на остров Ланка в царство демонов. Медведи и обезьяны помогают Раме и его брату Лакшману, строя плавучий мост между Индией и Ланкой. Рама становится во главе войска обезьяноподобных людей и спасает жену.

Рис. 3 – Строительство моста Рамы. Старинная Индийская гравюра

На спутниковых изображениях действительно просматривается 29-километровая линия мелководья с известняковым дном между Индией и Шри-Ланкой, которая оказалась под водой, когда по окончании последнего ледникового периода повысился уровень моря. Возможно, люди ещё могли пройти по этому мосту около 4,5 тыс. лет назад. Но мост Рамы не единственное мифологическое место у берегов Индии.

Цунами в Индийском океане, произошедшее 26 декабря 2004 года, доказало правдивость легенды о Махабалипураме – портовом городе на северо-восточном побережье Индии, который, как говорили, был местом семи пагод. Сегодня существует только одна пагода – Прибрежный храм. Но цунами унесло вековой осадок со дна близ побережья, и там действительно оказалось несколько затопленных храмов.

Взрывное озеро

Народ Ком в Камеруне какое-то время прожил в стране Бамесси. Вождь-фон Кома раскрыл заговор фона Бамесси, предполагающий убийство всех молодых людей в царстве, и фон Кома поклялся отомстить. Он сказал своей сестре, что повесится, а из жидкостей его тела возникнет озеро. Народ Ком не должен ходить по берегу озера: ему надлежало оставить рыбу Бамесси и подготовиться к уходу в тот день, который будет назначен для ловли рыбы. Когда народ Бамесси вошёл в озеро, чтобы ловить рыбу, озеро взорвалось и утопило всё племя.

В ночь на 21 августа 1986 года вулканическое озеро Ньос в Камеруне испустило облако углекислого газа, убившее 1 700 человек, которые спали в прибрежных деревнях. Двумя годами ранее аналогичное явление меньшего масштаба погубило 37 человек в окрестностях озера Манун. Углекислый газ может годами накапливаться на дне таких вулканических озёр, и давление воды не позволяет ему вырваться на поверхность. Однако сейсмическая активность способна привести к внезапному освобождению газа. Распространяясь близко к поверхности земли, облако убивает всё живое на своём пути. Возможно, нечто подобное в далёком прошлом привело к появлению легенды о народах Ком и Бамесси.

Следует заметить, что у греков и римлян были похожие легенды о долинах и озёрах, пролетая над которыми птицы падают замертво.

Намадзу, сотрясатель земли

Под Японией лежит гигантский сом по имени Намадзу. Бог Касима следит за тем, чтобы Намадзу оставался спокойным, удерживая на голове рыбы огромный камень. Но иногда Касима теряет бдительность, и Намадзу пошевеливает усами или хвостом, заставляя землю над ним содрогаться.

Рис. 4 – Боги заставляют Намадзу лежать смирно. Японский рисунок

Япония действительно располагается в месте схождения сразу нескольких литосферных плит. Это страна активных вулканов и тектонических разломов; тут никакого гигантского сома не нужно. Кстати, сом фигурирует и в другом японском мифе: рыба предсказывает землетрясения. Десятилетия исследований не нашли связи между поведением рыбы и дрожью земли, и поэтому стране приходится полагаться на сложную систему раннего оповещения, которая в случае регистрации сейсмических волн предупреждает людей, чтобы они успели принять меры (например, остановить поезда), пока не случилось непоправимое.

Химера

В «Илиаде» Гомер описывает «Химеру лютую, коей порода была от богов, не от смертных: лев головою, задом дракон и коза серединой, страшно дыхала она пожирающим пламенем бурным» (пер. Н. Гнедича). Это чудовище – дочь полуженщины-полузмеи Ехидны – убивает герой Беллерофонт. Но в логовище Химеры всё ещё пылает её язык.

Рис. 5 – Янартас в Турции (фото Damlina)

На Ликийской тропе в Турции туристам предлагают посетить Янартас – якобы то самое логовище. Метан выходит там из десятков трещин в земле. Газ горел в этом месте, вероятно, многие тысячелетия, служа естественным маяком древним мореплавателям. Миф, скорее всего, старше греков и римлян и имеет, вероятно, хеттское происхождение. У хеттской Химеры было три головы: человеческая в качестве основной, львиная впереди и змеиная на хвосте.

Создание озера Крейтер

Когда первые европейцы прибыли на северо-запад Северной Америки, кламаты поведали им историю создания озера Крейтер. Индейцы верили, что смотреть на озеро нельзя под страхом смерти. Озеро, говорили они, возникло в результате схватки между правителями нижнего и верхнего миров, коих звали Ллао и Скелл соответственно. Во время сражения тьма покрыла землю, и Ллао, стоявший на горе Мазама, и Скелл, стоявший на горе Шаста, швыряли друг в друга камнями и огнём. Битва закончилась, когда гора Мазама разрушилась и Ллао низвергся обратно в преисподнюю. Оставшуюся от горы впадину заполнил дождь – так и возникло озеро.

Рис. 6 – Озеро Крейтер в штате Орегон (фото Charles Dawley)

Рассказ, записанный путешественниками, правдив. Насчёт существования сердитых богов есть сомнения, но вулкан Мазама действительно извергался 7 700 лет назад. Не исключено, что огненные камни и впрямь летали по небу. После извержения вулкан разрушился, и сформировалась кальдера, заполненная дождевой водой.

Неужели воспоминания о том событии сохранялись столько тысячелетий?..

Исчезнувший остров

Жители Соломоновых островов на юге Тихого океана рассказывают о Теониману – острове, который исчез. Раупанате взял женщину с острова, чтобы сделать её своей женой, но брат женщины отобрал её у Раупанате. Тогда Раупанате, пылая жаждой мести, прибег к колдовству. Ему дали три ростка таро: два из них он должен был посадить на Теониману, а третий – оставить себе. Когда его росток даст новые листья, это будет знаком, что остров вот-вот утонет. Жители острова, впрочем, и сами поняли, что грядёт катастрофа, поскольку земля стала солёной от морской воды. Они спаслись на лодках и плотах, а также схватившись за деревья, смытые волной.

На восточном краю Соломоновых островов находится скала Ларк-Шоул, и это, по некоторым данным, – всё, что осталось от Теониману. Архипелаг представляет собой горный хребет на краю впадины Кейп-Джонсон глубиной 5 тыс. м. Возможно, землетрясение вызвало оползень, из-за которого остров соскользнул в жёлоб. Изучение дна показало, что на глубине в сотни метров лежит сразу несколько бывших островов. Вероятно, архипелаг мало-помалу тонет вот уже несколько миллионов лет.

В отличие от библейских и греческих мифов, которыми вдохновляются многие современные творцы, истории наподобие этой неизвестны широкой публике и зачастую до самого недавнего времени не были записаны. Они передаются из уст в уста многие сотни и даже тысячи лет. Есть опасность, что с распространением современного образа жизни многие из них будут забыты: молодёжь уже не слушает стариков и не верит им. Однако эти рассказы нередко повествуют о событиях, действительно имевших место.

2. Человек и стихийные бедствия. воспитание личной безопасности через призму легенд и преданий

2.1 Личная безопасность и способы снижения природного риска в древние времена

Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др. Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой – одновременно и отрицательным (негативным).

Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием, как стихийных бедствий, так и деятельности человека.

Статистически вычислено, что в целом на Земле каждый стотысячный человек погибает от природных катастроф. Согласно другому расчету число жертв природных катастроф составляет в последние 100 лет 16 тыс. ежегодно. К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи, ураганы и бури. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные.

Стихийные бедствия, пожары, аварии… По-разному можно встретить их. Растерянно, даже обреченно, как веками встречали люди различные бедствия, или спокойно, с несгибаемой верой в собственные силы, с надеждой на их укрощение. Но уверенно принять вызов бедствий могут только те, кто, зная, как действовать в той или иной обстановке, примет единственно правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающее действие стихийных сил. Природные катастрофы происходят внезапно, совершенно опустошают территорию, уничтожают жилища, имущество, коммуникации, источники питания. За одной сильной катастрофой, словно лавина, следуют другие: голод, инфекции.

Остановимся поподробнее на вопросе как же формировались качества безопасного типа поведения личности в давние времена? Наверняка различные мифы, предания – как отголоски стихийных бедствий, происходивших с людьми и передающиеся из уст в уста в виде искаженных рассказов тех, кто пережил это – внесли существенный вклад в учебно – воспитательный процесс безопасного типа поведения.

Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут приносить колоссальный ущерб, размер которого зависит не только от интенсивности самих катастроф, но и от уровня развития общества и его политического устройства.

Со стихийными бедствиями человек сталкивался издавна. Об этом мы узнаем из мифов, которые возникли около 15 тыс. лет назад. Мифы и сказания охотников, собирателей, земледельцев, коневых скотоводов изобилуют описанием необычных морозов, жары, засухи, сильных ветров, наводнений, градобитий, землетрясений, лесных и степных пожаров и т.д.

О древнейших землетрясениях, извержениях вулканов и цунами в своих преданиях рассказывают австралийские аборигены: «В те далекие времена, когда люди еще не жили племенами, пришли на землю великая тряска и большая вода. Задул самый сильный из ветров, пошел дым и полетела пыль с гор. Так было много дней и ночей… А потом вдруг все затихло. Не было больше ветра, но пропал воздух. Стало очень трудно дышать, и умерло много людей. Вдруг опять задул ветер, загремел гром, затряслась земля и покатились по суше большие волны воды. Остались живы только те люди, которые забрались высоко на утесы. Ушла большая вода – и по земле запрыгали рыбы, такие, каких еще никто никогда не видел. Спустились люди с высоких утесов и удивились: там, где были холмы, стали долины, а на месте прежних долин вы росли холмы. Солнце тоже начало делать все наоборот: раньше оно приходило с севера и уходило на юг, а после великой тряски и большой воды стало приходить с востока и уходить на запад». Ученые считают, что эти бедствия не характерны для природы Австралии и что предки австралийцев могли все это пережить только на их пути из Северного в Южное полушарие («солнце… наоборот») вдоль Зондского архипелага. В Австралии же они появились не более 30 тыс. лет назад. В те периоды, когда происходило потепление климата и таяли, континентальные ледники (это было примерно 18 – 5 тыс. лет назад), человек в основном страдал от наводнений – морских, речных, озерных. О нескольких потопах рассказывают мифы разных народов Евразии (на территории от Ирландии до Вьетнама). Древнейшие из запомнившихся людям потопов произошли более 12 тыс. лет назад. Как свидетельствуют мифы, причинами потопов были прорывные и нагонные наводнения, ливни и, возможно, цунами. В некоторых случаях наши прародители спасались на заранее построенных кораблях-ковчегах. Значит, они умели предвидеть опасные природные события. Кстати, и сейчас охотничьи племена Амазонии умеют предугадывать наводнения и вовремя уходят от берегов рек на холмы. На их «прогнозы» ориентируется даже бразильская государственная гидрометеорологическая служба. На Тянь-Шане еще в XIX в. скотоводы пользовались советами эсепчи (вычислителей) – мудрецов, которые умели предсказывать погоду и плодородие горных пастбищ на предстоящее лето. Широко известно, что горцы обладают как бы «лавинным чутьем» и умеют выбирать безопасные места для поселений и предвидеть периоды схода лавин.

Библейское сказание о Всемирном потопе заимствовано у шумеров и отражает гибель убайдской культуры около 5,5 тыс. лет назад в дельте рек Тигр и Евфрат. Потопу способствовало послеледниковое поднятие уровня Персидского залива, а причиной его стал сильный ураган, создавший ветровой нагон воды и принесший обильные ливни («шесть дней и семь ночей мрака, бури и опустошения»). Возможно, ураган совпал с землетрясением, породившим цунами.

Около 6 тыс. лет назад обитатели побережий Эгейского моря наблюдали прорыв средиземноморских вод через Босфор в Черное море. Минойцы связали это событие с землетрясением, устроенным Посейдоном. Быстрый подъем уровня Черного моря приблизительно на 25 м создал потоп, о котором говорится в греческих и других мифах. Возможно, он лег в основу легенды о гибели «Атлантиды», затопленной морем. Эту легенду принес в Древнюю Грецию из Египта Пифагор в VI в. до н.э., а Платон изложил ее в диалоге «Тимей». Согласно Платону, это был крупный остров западнее Гибралтара, заселенный земледельцами. Следов такого острова геологи пока не обнаружили. Заметим, что Платона интересовали не конкретные стихийные бедствия, а развитие и гибель государств, поэтому платоновская «Атлантида», скорее всего, обобщенный образ, рождение которого обязано многим событиям. По мнению современных исследователей, по-видимому, речь идет о затоплении обжитых берегов Черного моря 5 – 6 тыс. лет назад и гибели крито-минойской культуры на острове Крит около 1410 г. до н.э. в результате взрыва вулкана Санторин, вызвавшего землетрясение и огромную волну цунами. Взрыву предшествовали выбросы газов и пепла, которые происходили в течение 10 – 20 лет и достигали Египта.

Люди, стремясь защититься от природных бедствий, выбирали для поселения наименее опасные места и приспосабливали свой образ жизни к возможным стихийным бедствиям. Так, уже в древности земледельцы изобрели дома со съемной крышей на случай урагана (на островах Океании), размещали деревни на высоких сваях. Русские избы – пример легко восстанавливаемых конструкций для холодного климата, а японские домики из бамбука и бумаги – для теплого.

Первыми инженерными сооружениями для защиты от природных опасностей (засух и наводнений) стати оросительные каналы и ограждающие дамбы в Египте, Месопотамии, Китае, Средней Азии. С орошаемым земледелием связано не только возникновение государств, градостроительства, мореплавания, но и расширение круга природных опасностей, в результате чего хозяйства стали более уязвимы к их воздействиям. В IV в до н.э. Платон, представляя историю в виде циклов расцвета и угасания государств, включил в число главных причин упадка стихийные бедствия.

Уже тысячи лет назад люди осуществляли сейсмостойкое строительство, гидроизоляцию фундаментов зданий на подтапливаемых участках, защищали берега портов от абразии (размыва) и т.д. Строительством ирригационных систем, храмов, городов ведали специальные государственные учреждения. Для прогноза наводнений велись регулярные водомерные наблюдения. Словом, уже в древние времена появилась система управления сложным хозяйством, включавшая всевозможные способы снижения природного риска.

2.2 Снижение вероятности и последствий стихийных бедствий в наши дни

В антропологическом аспекте определение стихийных бедствий может быть сформулировано следующим образом: стихийные катастрофы – это разрушительные природные процессы, вызывающие смерть людей в итоге действия на них ядовитых раскаленных газов и лавы при извержениях вулканов, приливной волны при цунами и тайфунах, водно-грязевых потоков при селях и т.д., а также в итоге травматизма при разрушении жилых и публичных зданий, производственных объектов и технических сооружений; ликвидирование сельскохозяйственной продукции на полях и плантациях, в хранилищах и на складах; смерть сельскохозяйственных животных; разрушение коммунально-санитарной инфраструктуры, в том числе электросетей, систем связи, водопровода и канализации. Последнее событие частенько приводит к массовым вспышкам инфекционных заболеваний после стихийных бедствий.

Остановимся на главных видах стихийных бедствий. По мере роста населения, распространения научно-технических достижений и усложнения структуры общества человек становится все более уязвимым для экстремальных природных явлений, вред от которых связан не лишь с их распространением, но и с неопределенностью их пришествия. Убытки, которые несет общество от лавин, землетрясений, тропических циклонов и многих остальных стихийных бедствий, возрастают.

Тропический циклон (ураган). Опасность тропического циклона состоит в экстремальном действии одного либо всех его частей (ветра, дождя, штормовых нагонов и волн). Штормовые нагоны представляют более разрушительный фактор.

Тропические циклоны – сезонные явления, частота которых в различных районах изменяется в среднем от одного до 20 ураганов в год. За год со спутников прослеживается до 110 ураганов, зарождающихся над Атлантикой. Но лишь 10-11 из них вырастают до таковых размеров, когда их можно называть ураганами, либо тропическими штормами. Принципиальной мерой защиты людей от ураганов служит их прогнозирование. Тропические циклоны вначале традиционно опознают, а потом прослеживают по снимкам со спутников. Если обнаруживают, что ураган усиливается, выполняют прогноз его пути и скорости, который потом уточняется при получении новой информации. Когда ураган приближается к берегу на расстояние 300 км, его скорость и направление движения можно найти по радиолокатору. В прогнозах традиционно стремятся найти участок побережья, которому угрожает ураган, место ожидаемого наибольшего штормового нагона, районы ливневых дождей и наводнений, а также признаки торнадо по меньшей мере за 36 ч. до выхода тропического циклона на берег. Служба погоды США выпускает для населения прогнозы за 24, 12 и 6 ч., которые содержат сведения о местонахождении и свойствах циклона, а при необходимости выпускаются ежечасные бюллетени. В Австралии предупреждения выпускаются каждые 6 ч., когда ураган находится более чем в 100 милях от берега, и каждые 3 ч., когда он приближается к суше.

В целях защиты жизни людей и их имущества администрация и само популяция в районах, подверженных действию ураганов, принимают разные меры. Осуществляются пробы воздействовать на сам ураган. Для этого, к примеру, облака в зоне урагана засевают йодистым серебром. Сооружаются предохранительные береговые дамбы, насыпаются защитные валы, дюны закрепляются растительностью, производятся лесопосадки. Строятся укрытия. Принципиальное значение придается строгому соблюдению правил зонирования местности, соблюдению строительных норм. Постройки укрепляются, делается их ветро- и гидрозащита. На вариант бедствия накапливаются запасы воды, продовольствия и строительных материалов. Важнейшая роль принадлежит системе оповещения о приближении урагана. Столь же принципиальна и отлично организованная эвакуация людей из опасной зоны.

Всем понятно, что тропические циклоны представляют огромную опасность жизни и имуществу во многих частях мира, но большая часть людей относятся к данной опасности на удивление беспечно.

Наводнения. В гидрологическом смысле наводнение значит затопление прибрежных районов речным стоком, который превосходит полную пропускную способность русла. В засушливых районах в момент огромного стока «наводняется» само русло, традиционно не заполненное водой. Стадия наводнения начинается при переполнении русла, когда вода выходит из берегов. Традиционно устанавливают уровень половодья, критический с точки зрения вреда имуществу и помех человеческой деятельности. Наводнение – существенно более распространенное стихийное бедствие по сравнению с другими экстремальными природными событиями. Наводнения могут происходить как на постоянных, так и на временных водотоках, а также в районах, где вообще нет рек и озер, к примеру в засушливых районах с ливневым типом осадков. Неувязка приспособления человека к наводнениям приобретает в особенности сложный характер, потому что наводнения сразу с нехорошим действием на популяция и на среду его обитания имеют и положительные стороны. В опасных в отношении наводнений районах нет недостатка воды и плодородных пойменных земель. Пробы разрешить конфликт меж необходимостью освоения прибрежных земель и неизбежными убытками от наводнений предпринимались на протяжении всей истории человечества. Даже в условиях более примитивно организованных доиндустриальных обществ люди приспосабливались к наводнениям. Так, особенные формы землепользования складывались у земледельцев в низовьях Нила, в нижнем течении Меконга. Популяция равнины Баротсе на северо-западе Замбии реагирует на ежегодные сезонные затопления прибрежных территорий общей миграцией на возвышенные участки местности.

В индустриальных обществах обширно укоренилась концепция многоцелевого использования речных бассейнов, согласно которой уменьшение вреда от наводнений обязано сочетаться с планированием оптимального водопользования.

От наводнений на реках в особенности болеют густонаселенные районы Земли: Индия, Бангладеш, Китай. В Китае опустошительные наводнения чаще всего происходят на низменностях, в равнинах рек Хуанхэ и Янцзы. Несмотря на многие сотни дамб, многовековой опыт борьбы с паводками, обитатели этих мест по-прежнему стают жертвами наводнений. Наводнения происходят тут практически раз в год, а раз в 20-30 лет носят трагический характер. К равнинам рек приурочены многие огромные города, а на их берегах расположены главные сельскохозяйственные районы.

Между имущественным вредом от наводнений и числом жертв традиционно существует обратная зависимость. Общества, которым есть что терять в смысле строительных сооружений, инженерных сетей, транспортных средств и пр., Традиционно располагают и научно-техническими средствами для обеспечения мониторинга, оповещения, эвакуации населения и ремонтно-восстановительных работ, а все это способствует сокращению числа жертв. Напротив, доиндустриальные общества, в особенности с высокой плотностью сельского населения, несут менее значимые имущественные утраты, но не имеют нужных средств для воплощения предупредительных мероприятий и спасения людей. Жертвы среди населения – более катастрофический и, непременно, легче всего выделяемый прямой итог наводнения. В сельских районах в особенности значительны убытки вследствие смерти сельскохозяйственных животных и затопления земельных угодий, сопровождающегося эрозией почв и уничтожением посевов. Вода повреждает сельскохозяйственный инвентарь, семечки, удобрения, корма, хранящиеся в складских помещениях, выводит из строя ирригационные системы и остальные источники водоснабжения, разрушает дороги. Наводнения наносят вред городскому имуществу, включающему постройки всех типов, инженерные сооружения и коммуникации, транспорт, речное хозяйство. Косвенные убытки традиционно связывают с последствиями для здоровья людей и общего благосостояния, хотя при этом следует учесть и такие ценности, как живописность ландшафта, рекреационные способности и сохранение уголков девственной природы. Обычная деятельность медико-санитарных служб очень осложняется вследствие повреждения транспортных средств и инженерных сетей, в особенности водопровода. В итоге наводнения возникает опасность заражения и загрязнения местности, вспышек эпизоотии, что может приводить к увеличению заболеваемости населения.

В смягчении отрицательных последствий наводнений велика роль прогнозов. Заблаговременность прогноза наибольшего подъема уровня воды либо переполнения русла может колебаться от нескольких минут при ливневых осадках до нескольких часов на малых водосборах в верховьях рек и нескольких суток в низовьях больших рек.

Заблаговременность и надежность оповещения возрастают по мере движения вниз по реке при наличии нужных сведений о ходе наводнения на вышерасположенных участках. Большая часть развивающихся государств вынуждено полагаться на гораздо более скудные данные, чем необходимо для прогноза и оповещения. С наводнениями, вызванными паводками на реках, человек активно борется. Для этого строятся дамбы и плотины, углубляются и спрямляются русла, сооружаются водохранилища для сбора паводковых вод, принимаются меры по управлению землепользованием в бассейне рек.

Готовность нести убытки продолжает оставаться главным методом адаптации к наводнениям для большинства обитателей потенциально затопляемых районов в развивающихся странах, а частенько и развитых. Разумеется, необходимы особые меры, для того чтоб побудить к деятельности население и администрацию и выработать общую стратегию управления применительно к данным стихийным бедствиям.

Землетрясения. Землетрясение представляет собой внезапное освобождение возможной энергии земных недр, которое приобретает форму ударных волн и упругих колебаний (сейсмической волны), распространяющихся во всех направлениях. Землетрясение представляет комплексное бедствие ввиду его бессчетных прямых и вторичных проявлений на земной поверхности. В числе прямых последствий – смещение земли от сейсмических волн либо тектонических движений поверхности. Посреди вторичных эффектов – проседание и уплотнение грунта, оползни, трещины, цунами, пожары и снежные лавины. Это многоликое бедствие влечет за собой большущее число жертв и большие материальные убытки. Наибольшее число пострадавших от землетрясений приходится на 6 государств мира: Китай, СССР, Япония, Италия, Перу, Иран.

Зоны угрозы вокруг эпицентров разрушительных землетрясений достигают огромных размеров. Границы зоны опустошения могут быть удалены от эпицентра на десятки и даже сотни км.

Несмотря на 4-тысячелетний опыт исследования землетрясений, предсказать это явление совсем тяжело. Самое большее, на что способна современная наука, – это предсказание крупного сейсмического толчка без указания чёткого времени.

Землетрясения продолжают оставаться грозными неприятелями человечества. В сейсмоактивных районах мира в настоящее время проживает около 2 млрд человек. Посреди густонаселенных районов более опасными из-за способности разрушительных подземных толчков следует назвать Китай, Японию, Индонезию, Центральную Америку, запад США и юг Средней Азии.

Более радикальным средством защиты здоровья и жизни людей от землетрясений является переселение населения в безопасные в сейсмическом отношении районы. Но примеры такового рода очень редки.

Извержения вулканов. В итоге вулканической деятельности гибнут тысячи людей, наносится большой вред хозяйству и имуществу населения. Лишь за последние 500 лет от извержений вулканов погибли 200 тыс. человек. Их гибель – итог как непосредственного действия вулканов (лавы, пепла, отравленных раскаленных газов), так и косвенных последствий (включая голод, падеж скота). Несмотря на нехороший опыт человечества, современные знания о вулканах, в непосредственной близости от них проживают многие миллионы людей. Лишь в XX столетии от извержений погибли несколько десятков тысяч людей.

В наши дни вулканическая деятельность приносит человечеству не меньше вреда, чем в предыдущие столетия. И это очень удивительно, так как методом наблюдений удалось достаточно точно установить размеры зон опасного действия вулканов. Лавовый сгусток при огромных извержениях распространяется на расстояние до 30 км. Раскаленные, а также кислотные газы представляют опасность в радиусе нескольких км. На еще большее расстояние, до 400-500 км, распространяются зоны выпадения кислотных дождей, которые вызывают ожоги у людей, отравление растительности, посевов, земли. Грязекаменные потоки, возникающие на верхушках вулканов во время внезапного таяния снегов в период извержения, распространяются на расстояние в несколько десятков километров, часто до 8 0 -100 км.

Казалось бы, колоссальный опыт, скопленный человечеством в борьбе со стихийными бедствиями, обязан был бы давно убедить людей покинуть опасные для их жизнедеятельности районы. Но на практике наблюдается совершенно другое. Более того, выяснилось, что многие люди вообще не считают опасными некие вправду угрожающие их жизни явления стихии.

Меры защиты от стихийных бедствий. За много веков человечество выработало достаточно стройную систему мер защиты от стихийных бедствий, воплощение которой в разных районах мира могло бы существенно понизить число человеческих жертв и величину материального вреда. Но до сегодняшнего дня мы, к огорчению, можем говорить лишь об отдельных примерах удачного противоборства стихиям. Тем не менее целесообразно еще раз перечислить главные принципы защиты от стихийных бедствий и компенсации их последствий. Нужно четкое и своевременное прогнозирование времени, места и интенсивности стихийного бедствия. Это дает возможность своевременно оповестить популяция об ожидаемом ударе стихии. Верно понятое предупреждение дозволяет людям приготовиться к опасному явлению методом или временной эвакуации, или стройки защитных инженерных сооружений, или укрепления собственных домов, помещений для скота и т.д. Обязан быть учтен опыт прошедшего, и его тяжелые уроки обязаны быть доведены до сведения населения с разъяснением, что схожее бедствие может повториться. В неких странах правительство скупает земли в ареалах вероятных стихийных бедствий и организует субсидируемые переезды из опасных зон. Принципиальное значение для понижения убытков в итоге стихийных бедствий имеет страхование.

Принципиальная роль в предотвращении вреда от стихийных бедствий принадлежит инженерно-географическому районированию зон возможного стихийного бедствия, а также разработке строительных норм и правил, которые строго регламентируют тип и характер стройки. В разных странах создано довольно гибкое законодательство о хозяйственной деятельности в зонах стихийных бедствий. Если стихийное бедствие произошло в населенном районе и популяция не была заблаговременно эвакуировано, производятся аварийно-спасательные работы, вслед за ними следуют ремонтно-восстановительные.

В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности. Для того, чтобы разобраться в особенностях чрезвычайных ситуаций, необходимо изучить не только специальную литературу, но и периодические издания, где описываются ситуации мирного времени. После изучения литературы были составлены памятки по поведению в чрезвычайной ситуации.

Заключение

Наша Земля уже стара и больна, утверждают древние традиции. Симптомы ее болезни становятся все очевиднее. То, что воспринимается нами как стихийное бедствие, – это стоны и судороги, сотрясающие планету. К этому следует добавить весь тот вред, который наносят Земле люди – кто-то по причине своего неведения и легкомыслия, кто-то из-за непомерных амбиций и честолюбия, почему-то решив, что имеет дело не с живой природой, а с бесчувственным и неуничтожимым куском материи, из которого безнаказанно можно извлекать пользу любым способом.

Если обобщить, стихийные бедствия мы можем назвать в каком-то смысле естественными. Они не являются результатом воздействия человека… До определенной степени. На Земле есть места, которые больше, чем другие, подвержены стихийным бедствиям. В основном это районы с большой плотностью населения внутри относительно маленького жизненного пространства. Если не брать во внимание крупные города с сильной материальной базой, то в остальных случаях большая плотность населения на маленьком пространстве, как правило, указывает на наличие множества проблем, основная из которых – скудность экономических средств и ресурсов. В таких условиях любое бедствие принимает огромные размеры и вызывает чудовищные последствия.

Земля имеет свои «слабые точки»: перешейки, низкие части материков, берега, постепенно погружающиеся в море, постоянно действующие вулканы, тектонические разломы, озоновые дыры, зоны проливных дождей и неконтролируемых засух, резких изменений климата, холода и жары, природных феноменов, таких, как Эль-Ниньо в Южной Америке, возникающих и усиливающихся внезапно, разрушая и сметая все на своем пути. Точно так же и тело человека имеет свои «слабые точки», особенно подверженные повреждению или заражению, в которых болезнь проявляется в более острой форме. Проблема современного человека в том, что он забыл древние знания о «сакральной географии», потерял чувство «сакрального» в географическом пространстве. Сейчас мы живем и строим в любом месте и любым способом. Мы уже не умеем определять те места, которые наиболее благоприятны для жизни, ибо в них сосредоточена благотворная энергия самого разного плана. Мы следуем модным течениям, применяем привычные архитектурные и строительные приемы, которые не только лишены эстетической ценности, но еще и ненадежны и не соответствуют элементарным правилам безопасности. Что же говорить о бесчисленных лачугах, не способных выдержать ни проливной дождь, ни порывы ветра? Их строят не для того, чтобы освободить больше места для храмов и святилищ, как это было в древние времена, а потому, что для многих людей, живущих за чертой бедности, это единственный способ иметь крышу над головой – если вообще можно назвать крышей развалюху из досок и бросовых материалов.

К чему сетовать на судьбу, если мы, сами того не осознавая, строим свои дома и города на пороховой бочке?

Мы уже давно утратили способность общаться с Природой и ее гениями-хранителями. А так жаль! Люди, некогда простые, скромные и мудрые, жившие в единстве с природой и сохранявшие с ней близкий контакт, сегодня отдалились от нее. Они перестали понимать ее язык и заменили общение с Природой на суровую классовую борьбу и яростные требования, не лишенные основании, но ничуть не помогающие восстановить эту утерянную глубокую связь со священным.

Мы отнюдь не имеем в виду, что искусство общения с Природой состоит в умении брать у нее все, что она может дать, лишь для того, чтобы удовлетворить собственные интересы и прихоти. Напротив, общаться с Природой – это значит уметь проникнуть в ее сокровенную суть, чувствовать ее гармонию и красоту, понимать все разнообразие ее удивительной жизни и впоследствии добиться того, чтобы сама Природа принимала нас как своих друзей. Общаться с Природой означает создавать узы взаимопонимания и истинной дружбы, но не требовать, чтобы Природа была на службе у потребностей и капризов человека.

Человечество, как и Земля, тоже страдает. Оно так же состарилось, устало от многочисленных бед и разочарований, обрушившихся на его плечи. Оно уже ни во что не верит, у него нет великой Мечты и великого Идеала. Всегда есть исключения из правила, но общая картина все же остается угнетающей и тягостной. В мире сейчас столько бессмысленного насилия, что рано или поздно все оно обернется против самого человека и даже против Природы. И тогда это никого не должно будет удивлять.

Диалог между двумя «стариками» – Землей и человечеством – будет невозможен, если мы останемся такими, какие мы есть, если в нашем образе жизни и мировоззрении не произойдет никаких перемен к лучшему.

Человечество не должно позволить, чтобы его возраст стал поводом для «старческих» болезней и страданий. Напротив, нужно научиться извлекать из него полезный опыт и находить в нем новую жизненную силу. Необходимо приложить усилия, чтобы вступить с Природой в тесный контакт и научиться понимать ее законы, преодолевая свое разочарование и растерянность. Глубокое знание законов Природы еще не является гарантией исчезновения катастроф и стихийных бедствий, но зато может гарантировать их своевременное предупреждение: мы сможем понимать их механизм, вовремя реагировать и тем самым уменьшать их тяжелые последствия. Оно поможет нам вновь восстановить прямой и дружеский контакт с Природой, этим великим домом, двери которого, несмотря ни на что, всегда остаются для нас открытыми. Понимая Природу и ее законы, мы получаем реальную возможность смягчить боль и страдание человечества, а может быть, и всей нашей планеты – почему бы и нет?

Так или иначе, стихийные бедствия и катастрофы тоже являются детищами Природы. А все природные проблемы несут в себе такие же природные, естественные способы их решения.

Библиографический список

1. Ермановская А.Э. Загадки истории. Древние цивилизации – Харьков: Фолио, 2008. – 384 с.

2. Дворжак Й. Земля, люди, катастрофы – К.: Выща школа., 1989. – 238 с.

3. Ливрага Х.А., Гусман Д.С. Сокровенный смысл жизни – М.: Новый Акрополь, 2010. – 408 с.

4. Абрашкин А.А. Древние цивилизации Русской равнины – М.: Алгоритм, 2013. – 320 с.

5. Зиелински С. Десять древних легенд, вдохновлённых реальными геологическими явлениями [Электронный ресурс] // Смитсоновский институт: [сайт]. [2014]. URL: http://www.smithsonianmag.com/science-nature/ten-ancient-stories-and-geological-events-may-have-inspired-them-180950347/ (дата обращения: 20.01.2015)

4.91
ОксанаТДГ
Уверенные знания законодательства РФ, уверенный пользователь ПК, грамотная устная и письменная речь, ответственный, внимательный юрист с развитым логическим мышлением и аналитическими способностями поможет Вам в любой работе по низкой цене!