Министерство образования и науки

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Институт педагогики и психологии

Заочное отделение

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования

Контрольная работа

по отечественной истории

на тему: «Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма»»

Выполнила:

Лебедева Ирина Сергеевна

Кострома, 2011

Содержание

Введение

1. Биография Екатерины II

2. Эпоха «просвещенного абсолютизма»

2.1 Приход к власти и начало правления

2.2 “Наказ” и Комиссия 1767-1768 гг.

2.3 Губернская и судебная реформы

2.4 Жалованная грамота дворянству и городам

2.5 Отношение к крепостному праву

2.6 Другие труды по законодательству и праву

2.7 Развитие торговли и промышленности

2.8 Расширение народного образования

2.9 Организация врачебной помощи населению

2.10 Развитие русской науки и литературы

3. Итоги правления Екатерины II

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала “европейская политика” Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления (вторая половина XVIII в.) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII в. эпоха Просвещения.

Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России, интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России. Эта политика имела вполне определённую политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Именно это заставляло признать в ней первостепенного исторического деятеля, в первую очередь, потому что Екатерина II серьёзно задумалась над приведением в действие реформы российских законов. А через это – и всего общества, согласно с представлениями того времени. Осуществить такую модернизацию Екатерина II решила путём собственной законодательной работы, важнейшими принципами которой были постепенность, последовательность, учёт общественных настроений и провозглашение основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха.

“В первые три года царствования моего, – писала Екатерина II уже на склоне лет, – вывела у себя в уме заключение, что образ мысли вообще, да и самый гражданский закон не может получить поправления инако, как установлением полезных для всех вообще вещей правил, мною писанных и утверждённых. И для того я начала читать, потом писать Наказ Комиссии уложения. Два г. я и читала, и писала, не говоря о том полтора г. ни слова, последуя единственно уму и сердцу своему с ревностнейшим желанием пользы, чести и счастья империи, и чтоб довести до высшей степени благополучия всякого рода живущих в ней – как всех вообще, так и каждого особенно”.

екатерина просвещение абсолютизм фаворитизм

1. Биография Екатерины II

Екатерина II (София Августа Фредерика) – принцесса, герцогиня Анхальт-Цербская и будущая российская императрица, родилась 21 апреля (2 мая) 1729 г. в Шеттине.

Отец Софии Августы, принц Христиан-Август Анхальт-Цербский, служил прусскому королю, но его род считался обедневшим. Мать Софии Августы, принцесса Иоганна-Елизавета, урожденная принцесса Голштейн-Готторбская, была родной сестрой короля Швеции Адольфа-Фридриха.

София Августа Фредерика получила домашнее образование. Помимо немецкого языка ее обучали французскому и обязательной в то время латыни. Кроме того, принцессу учили музыке и танцам, богословию, истории, географии.

В 1739 г. 10-летняя принцесса знакомится со своим будущим мужем, наследником русского престола, племянником императрицы Елизаветы Петровны, великим князем Петром Федоровичем Романовым. Знакомство состоялось в замке епископа Любекского. Наследник российского престола произвел удручающее впечатление на высшее прусское общество, проявил себя самовлюбленным и невоспитанным.

В 1744 г. прусская принцесса принимает православную веру. Теперь ее имя – Екатерина Алексеевна.

21 августа 1745 г. состоялось венчание Екатерины Алексеевны и Петра Федоровича. Блестящий политический брак оказывается неудачным в плане отношений. Первые несколько лет он был только формальным. За это время супруги стали совершенно чужими друг другу.

Екатерина увлекается философией, юриспруденцией, экономикой и постепенно становится сторонницей идеи Просвещения. Она активно занимается самообразованием, читает Вольтера, Дидро, Монтескье. Даже императрица Елизавета Петровна как-то сказала гофмейстерше Екатерины: «Полно ее учить, она и без того умна»… Искренний интерес и любовь к России не остаются незамеченными ни двором, ни русским народом, и супругу наследника престола уважают все.

Еще одной причиной уважать и любить Екатерину Алексеевну для русского народа становится ее трудолюбие. Екатерина ведет себя не так, как прочие русские боярыни и царевны. Она обслуживает себя сама, причем может самостоятельно сварить себе кофе, растопить камин и даже постирать.

20 сентября 1754 г. на свет появляется будущий наследник престола Павел Петрович. В 1758 г. Екатерина рожает дочь Анну, которая умирает, не прожив и двух лет.

В 1761 г. муж Екатерины Петр III вступает на русский престол. Отношения между супругами становятся враждебными. Положение ее становится угрожающим и она решается на государственный переворот.

Будущая императрица тщательно подходит к подготовке заговора. У нее множество сторонников при дворе – это братья Григорий и Алексей Орловы, Н.И. Панин, К.Г. Разумовский, княгиня Екатерина Романовна Дашкова и другие.

28 июня 1762 г. Екатерина тайно прибывает в Петербург, в Измайловский полк. Солдаты уже готовы к ее прибытию, они провозглашают Екатерину Алексеевну императрицей и присягают ей. Чуть позже то же самое повторяется в Семеновском полку. Затем во главе обоих полков Екатерина прибывает в Казанский собор на Невском проспекте, где на молебне ее провозглашают самодержавной императрицей. Между тем весть о свержении императора Петра III и восшествии на престол Екатерины мгновенно разносится по Петербургу и встречена горожанами с восторгом.

Все это время Петр III неоднократно посылает супруге предложения о переговорах, но Екатерина отвергает их. Петр III подписывает акт об отречении от престола.

22 сентября 1762 г. состоялась коронация Екатерины. В этот же г. Екатерина рожает сына Алексея. Его отец – Орлов. Мальчику дают фамилию Бобринский.

В целом политическая программа Екатерины II основывается на том, что Россия – европейская держава, поэтому здесь должны применяться лучшие плоды европейской мысли. Императрица переписывается и всячески оказывает содействие французским просветителям. Она также вводит понятие гражданского права и пытается бороться за освобождение крепостных крестьян. Внешняя политика Екатерины II была направлена на укрепление престижа России на мировой арене.

Последние годы жизни императрица живет заботами о своем внуке Александре, лично занимается его воспитанием и образованием и всерьез задумывается о передаче ему престола в обход своего сына.

6 (17) ноября 1796 г. – Екатерина Алексеевна Романова умирает в Царском Селе.

Конец XIX в. – издано собрание сочинений Екатерины II, составившее 12 объемных томов. В них вошли детские нравоучительные сказки, собственноручно написанные императрицей, педагогические поучения, драматические пьесы, статьи, автобиографические заметки, переводы и даже житие святого Сергия Радонежского.

2. Эпоха «просвещенного абсолютизма»

2.1 Приход к власти и начало правления

Летом 1762 г. в России был совершён дворцовый переворот в пользу Екатерины II. Гибель Петра Фёдоровича окончательно освободила ей дорогу к власти. От своих предшественников – Елизаветы и Петра II – Екатерина наследовала много государственных проблем. Первые г. правления были для неё трудным временем. Она не знала текущих дел и не имела помощников. Екатерина прилагала все усилия, чтобы не оттолкнуть влиятельных, умудрённых жизнью сановников, служивших ещё Елизавете, и молодых своих соратников, которые рвались к управлению государством, не имея опыта и знаний. Расположение к тем и другим ей приходилось подкреплять подарками, высокими назначениями и титулами. В первые годы правления Екатерина употребляла все средства, чтобы приобрести доверие и любовь подданных. Упорно трудясь, она знакомилась с Россией и положением дел, подбирала советников, укрепляла личное положение во власти.

В 1762 г.

Часть работы скрыты для сохранения уникальности. Зарегистрируйся и получи фрагменты + бесплатный расчет стоимости выполнения уникальной работ на почту.

в своём Манифесте Екатерина желала, чтобы “каждое государственное место имело свои законы и пределы”. Поэтому она постаралась устранить дефекты в положении и деятельности Сената и постепенно свела его на степень центрального административно-судебного учреждения, воспретив ему законодательную деятельность, которая всё более переходила к императрице. В 1763 г. Сенат был разделён на шесть департаментов с определёнными полномочиями и компетенцией, как при Анне Иоанновне. Сенатская реформа улучшила управление страной из центра.

Все важнейшие мероприятия Екатерина проводила по своей личной инициативе и благодаря своему авторитету. Она искала средства поправить финансовое положение, занималась крестьянским вопросом. Екатерина II окончательно закрепостила крестьян, так как, несмотря на свою верность идеалам Просвещения, она предпочла угодить дворянству, не желая рисковать троном из-за его возмущения. Она запретила учить мужиков грамоте. До Екатерины нельзя было продать крестьян отдельно от земли, также была запрещена продажа членов одной семьи в розницу. Екатерина сама продавала крестьян и разрешила продавать их как угодно. Крестьянин стал называться в эпоху Екатерины рабом.

Екатерина серьёзно задумалась об обработке русского законодательства в строгую систему. Изучая положение дела в России, она желала познакомиться с самой Россией. Она предприняла ряд поездок по государству: в 1763 г. ездила из Москвы в Ростов и Ярославль, в 1764 г. – в Остзейский край, в 1764 г. по Волге до Симбирска. Тогда же, в ноябре 1764 г., для покрытия бюджетного дефицита был повышен “соляной налог”. Екатерина II была первая государыня, которая предпринимала путешествия по России с правительственными целями.

2.2 “Наказ” и Комиссия 1767-1768 гг.

В январе 1765 г. Екатерина начала работу над законодательным проектом. К маю 1766 г. был готов почти завершённый текст – в нём было свыше полутора десятков глав и более 400 статей. Набело переписанный “Наказ” был передан через фаворита Екатерины графа Орлова для прочтения некоторым высшим сановникам и близким людям: М.И. Воронцову, В.Г. Баскакову, А.П. Сумарокову, высшим церковным иерархам. Все они, безусловно, одобрили “Наказ”, хотя и порекомендовали некоторые исправления. Исправления были учтены при окончательной доработке текста летом 1766 г. Завершив свой труд, Екатерина решила созвать из представителей основных сословий России особое Собрание по выработке свода новых законов, которое разработает это Собрание представителей. 30 июня Комиссия начала свою работу, “Наказ” был официально обнародован, и все депутаты получили тексты Свода правовых принципов.

Официальный текст “Наказа Комиссии о составлении проекта нового уложения” состоял из 20 тематических глав и 526 статей. Разработанные ею постулаты законов были направлены на упрочение неограниченной власти монарха, законности, основанной на “разумной снисходительности”, на гарантии гражданских прав в виде привилегий сословиям, на общее реформирование правовой системы в духе этих начал. Первые 5 глав фиксировали самые важные принципы власти государственного правления в России как непререкаемые, “фундаментальные” начала жизни общества вообще. “Наказ” сохранял абсолютизм монархии.

В стране должны существовать подчинённые монарху “правительства” – учреждения, которые проводят в жизнь законы, но могут вместе с тем ходатайствовать о выявлении недостатков этих законов. Особым учреждением с особыми правами был Сенат. На Сенат возлагались функции конституционного контроля за действиями других властей.

Законность и законы не должны стать в государстве самоцелью, они обязаны “предохранять безопасность каждого особого гражданина”. Все равны перед государственным законом, что и провозглашалось в “Наказе”. Главы 6 и 7 в общей форме фиксировали правила построения такого законодательства, где “вольность” граждан уживалась бы с самодержавным правлением.

Главы 9 и 10 устанавливали конкретные принципы законодательства в сфере уголовного права. “Наказ” категорически воспрещал любую жестокость по форме наказания, сокращал случаи смертной казни. Суд также учреждение не столько карательное, сколько орган охраны общества и гражданина.

Главы 11-18 посвящались законодательству в социально-правовой сфере и гражданскому праву. Общество разделено на три сословия, исходя из различия занятий. Более почётное место дворян гарантировало особые привилегии на службе, в собственности. Но и для крестьянства важно “учредить что-либо полезное”.

Последние, 19 и 20 главы “Наказа” устанавливали правила в отдельных вопросах законодательства. Декларировалась свобода вероисповедания, запрещались не предусмотренные законом суды.

Правительство придавало “Наказу” особое значение. Однако сама работа Комиссии Уложения затягивалось. Путаница, несовершенство организации Комиссии создавали препятствие для успешного ведения дела. В конце 1767 г. Комиссию перевели в Петербург, где её деятельность также ничего не достигла. В конце 1768 г. члены общего собрания были распущены ввиду войны с Турцией. Таким образом, вследствие отсутствия подготовительных работ, непрактичности и неопределённости внешней организации дела и практического неумения руководителей Комиссия Уложения была упразднена.

После роспуска Комиссии Уложения Екатерина II начала собственную разработку законодательных актов, составивших реформу “просвещённого абсолютизма”, основой для которой стали принципы и правила ранее изданного “Наказа”. Особенно важное значение имела реформа местного самоуправления.

2.3 Губернская и судебная реформы

В 1775 г. вышел в свет обширный законодательный документ “Учреждение для управления губерний”. В соответствии с этим документом вступило в силу новое административно-территориальное деление, были внесены большие изменения местного управления.

Все вновь образованные губернии и уезды получили единообразное устройство, основанное на разделении административных, финансовых и судебных дел. Во главе губернии стоял назначаемый правительством губернатор с заместителем – вице-губернатором. Иногда 2 или 3 губернии объединялись под управлением наместника – генерал-губернатора. Страна была разделена на 50 губерний, каждая из которых делилась на 10-12 уездов по300-400 тыс. и по 20-30 тыс. человек соответственно. Провинции были упразднены.

Система местной власти была реорганизована. Теперь в распоряжении центральной власти находились многочисленные административные учреждения и любое вооружённое выступление встретило бы жестокий отпор, в отличие от прежней местной власти.

Екатерина II выработала свои положения о губерниях, стремясь увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к управлению земские элементы. В каждом губернском городе были установлены: губернские правления во главе с губернатором (представляло правительственную власть), уголовная и гражданская палаты (органы суда), казённая палата (финансовое управление), верхний земской суд (судебное место для дворянских тяжб), губернский магистрат (судебное место для лиц городского сословия), верхняя расправа (судебное место для крестьян), приказ общественного призрения для устройства школ, богаделен. Все эти учреждения считались сословными, но реально власть принадлежала губернатору. В уездном городе находились: нижний земский суд (дела уездной полиции и администрации, состоял из исправника и заседателей), уездный суд (для дворян, подчинялся Верхнему земскому суду), городской магистрат (для горожан, подчинялось губернскому магистрату), нижняя расправа (суд для государственных крестьян, подчинялся верхней расправе).

Большие перемены были и в судебной системе. Впервые в России появился суд, отделённый от исполнительной власти, хотя и зависимый от неё. Деятельность новых органов приобрела черты самоуправления, так как в ней принимали участие местные жители. Новые суды были выборными. Избирались суда для дворян, городского населения и для тех крестьян, которые не находились в крепостной зависимости (крепостных судил сам помещик). Главная роль в новой судебной системе принадлежала помещикам. Каждые 3 года все уездные дворяне съезжались в центральный город уезда, чтобы выбрать из своей среды местную администрацию – предводителя дворянства, капитана-исправника, заседателей в суды, палаты и др. учреждения. Таким образом, реформа 1775 г. сделала большой шаг вперёд в разделении административных, судебных и финансовых дел.

Вследствие областной реформы был усилен полицейско-дворянский надзор за населением, увеличено число чиновников. Появились 216 городов за счёт упразднения автономии окраин (была уничтожена Запорожская Сечь, ликвидирована автономия Эстляндии и Лифляндии).

Таковы были главные меры, предпринятые Екатериной II относительно управления государством. В результате императрица усилила состав администрации, правильно распределила ведомства между органами управления и дала широкое участие земству в новых учреждениях.

2.4 Жалованная грамота дворянству и городам

В 1785 г. Екатерина II обнародовала Жалованную грамоту дворянству и в ней подтвердила все его права, полученные от прежних государей, наделив новыми. При Петре I дворянин обладал обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения. При Анне дворянин облегчил свою государственную службу и увеличил землевладельческие права. При Елизавете он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав. При Петре III с дворян снята служебная повинность и они получили некоторые личные права.

Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство до 1785 г. не имело ещё сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию Учреждения 1775 г., которая давала дворянству самоуправление и внутреннюю организацию. Как было сказано ранее, дворяне избирали уездного предводителя, капитана-исправника и заседателей в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым сплочённым обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд). По своему сословному положению дворяне становились с 1775 г. не только землевладельцами уезда, но и его администраторами.

Дворянство из своих родов поставляло главных деятелей в центральные управления. С 1775 г. вся Россия от высших до низших ступеней управления стала управляться дворянством: вверху оно действовало в виде бюрократии, внизу – в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. В изданной 21 апреля 1785 г. Жалованной грамоте дворянству начала сословного самоуправления рассматриваются уже как сословные привилегии наряду со всеми правами и льготами, какие дворяне имели раньше. Таким образом, Жалованная грамота 1785 г. явилась подтверждением закона о дворянстве, в ней было добавлено признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического. Грамотой 1785 г. был завершён процесс сложения и повышения дворянского сословия.

При Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 г. установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передаёт его жене и детям. Он освобождался от податей и телесных наказаний, владел всем, что находилось в его имении, освобождался от государственной службы, но не мог принимать участие в выборах на дворянские должности, если не имел офицерского чина. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осуждённых дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось “благородным”. К таким результатам пришло дворянство к концу XVIII в. Политика императрицы дала дворянскому сословию исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление. Эти привилегии дворянства способствовали дальнейшему закрепощению крестьян, ограничению их прав и усилению над ними господства помещиков.

Одновременно с Жалованной грамотой дворянству издана Грамота на права и выгоды городам Российской империи (Жалованная грамота городам). Подобно дворянскому, городское общество рассматривалось как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлось право самоуправления. Его первичным органом было городское собрание, избиравшее городского главу и представителей судебных учреждений. Распорядительным органом сословного самоуправления становилась общая городская дума, собиравшаяся раз в 3 года. В ней были представлены городской голова и так называемые гласные (депутаты) от 6 разрядов городского населения; купцов трёх гильдий; цеховых ремесленников; русских и иностранных специалистов; “именитых граждан” – большой группы лиц, отслуживших по выборам, коммерсантов, интеллигенции, посадских. В промежутке между собраниями городской думы её функции передавались исполнительному органу – шестигласной думе, включавшей по одному гласному от каждого разряда населения. По сравнению с дворянским самоуправлением выборные городские органы имели гораздо меньше прав и подвергались мелочной государственно-бюрократической опеке.

Сопоставление этих (Жалованной грамоты дворянству, Жалованной грамоты городам) позволяет считать, что императрица заботилась об усилении государства, основой которого были, по её мнению, сильные сословия западноевропейского типа. Именно при Екатерине II начинает складываться гражданское общество, основанное на усилении сословий.

2.5 Отношение к крепостному праву

Какие бы свободолюбивые идеи ни исповедовала Екатерина II, как бы ни было велико её желание искоренить в России “крепостное рабство”, пойти на радикальные меры она не решалась. Она пыталась действовать окольными путями и предложила членам российского Вольного экономического общества публично обсудить положение крестьян, надеясь заставить своих подданных хотя бы осознать политическую опасность и аморальность крестьянского права.

Она предприняла более решительные меры и на практике: запретила свободным людям и отпущенным на волю крестьянам вновь вступать в крепостную зависимость. По её распоряжению для вновь учреждённых городов правительство выкупало крепостных крестьян и обращало их в горожан. Дети крепостных, принятые на государственное попечение в воспитательные дома, становились свободными. Екатерина готовила указ, согласно которому дети крепостных, родившиеся после 1785 г., считались вольными.

2.6 Другие труды по законодательству и праву

Важную роль в формировании гражданского общества Российской империи играли и другие труды по законодательству и праву, разработанные Екатериной II в 1770-1780 гг. В 1777 г. по инициативе императрицы научное общество в Берне объявило конкурс на проект лучшего кодекса “просвещённого времени”. Не предполагая участвовать в конкурсе, но побуждённая своей затеей, Екатерина взялась за разработку собственного Уголовного уложения. Своё уложение императрица задумала построить по правилам “Наказа”. Это означало, что жестокие наказания должны быть отменены, и наказание должно быть соразмерно содеянному, что оно должно исправлять преступника.

Но проект Уголовного уложения не был доработан. Тогда же Екатерина II занялась другими проектами: о переустройстве тюрем, об изменении розыскного порядка. Из Уложения вырос только небольшой указ 1781 г. об изменении ответственности за разные виды воровства. Одновременно Екатерина составила устав благочиния, обнародованный в 1782 г. В Уставе были определены принципы реформирования учреждений полиции в стране, новые задачи полицейских учреждений – не только по розыску преступников и охране порядка, но и по регулированию социальной жизни в городах. Устав включил и Уголовный кодекс.

2.7 Развитие торговли и промышленности

Из отдельных мероприятий просвещённого правительства Екатерины II выделяется также покровительство императрицы русской торговле. На таком отношении Екатерины к русской торговле и промышленности сказывалась зависимость императрицы от западноевропейских идей. В этом её экономическая политика существенно отличалась от политики предыдущих царствований. С Петра I в России над торговлей и промышленностью установилась система старого правительственного контроля, и деятельность торгово-промышленного класса была стеснена регламентацией. Екатерина II сняла эти стеснения, уничтожила самые органы контроля – Берг-Мануфактур-коллегию. Она содействовала развитию промышленности и торговли. При ней впервые были выпущены ассигнации, или бумажные деньги, что очень помогло торговле. Желая лучше организовать кредит, Екатерина II учредила государственный заёмный банк с большим капиталом.

В ноябре 1775 г. для развития торговли и промышленности был издан Манифест о свободе заведения промышленных предприятий, объявлена свобода предпринимательства. Купцы, владевшие капиталом свыше 500 руб., освобождались от подушной подати и платили сбор в один процент с капитала; освободиться от рекрутской повинности представитель купеческого сословия мог заплатив 360 руб. Также в 1775 г. императрицей был принят льготный таможенный тариф для черноморских портов и отменены промышленные и торговые монополии. Освоение южной России сделало возможной торговлю зерном на Чёрном море. В России закладывались новые города, была построена военно-морская база в Севастополе. Эти мероприятия, проведённые Екатериной в экономической политике России, способствовали расширению экспорта и совершенствованию различных отраслей промышленности.

2.8 Расширение народного образования

К важным результатам деятельности правительства “просвещённого абсолютизма” относятся меры, предпринятые Екатериной II относительно народного образования. В своём “Наказе” она заговорила о воспитательном значении образования и стала заботиться об учреждении воспитательных заведений. Одним из воспитательных училищ являлся воспитательный дом в Москве И. И. Бецкого. Сам Бецкой внимательно следил за тем, чтобы дети, переданные на воспитание в деревни, не попали в крепостную зависимость.

Для детей, воспитывавшихся в крестьянских семьях, Дом организовывал обучение грамоте и арифметике. Если они заболевали, их отправляли лечиться в больницы дома. Детей, возвращённых из деревень в Дом для обучения ремёслам, с восьмилетнего возраста отдавали на воспитание мастерам – мальчиков на шестнадцать, а девочек на двенадцать лет. Воспитанники становилась садоводами, лесоводами, фельдшерами. Получившие технические специальности работали на столичных заводах.

При основании Дома в 1763 г. ему были переданы каменные корпуса, оставшиеся после пожара бывшего императорского Слободского дворца в Москве. Там разместили ремесленное училище, где преподавали алгебру, тригонометрию, практическую механику, физику, химию и черчение. После окончания обучения и трёх лет практики выпускники получали аттестаты учёных мастеров, мастеров или подмастерьев. Воспитательный Дом в Москве впоследствии оказал огромное влияние на развитие различных отраслей российской промышленности. В самом Доме учредили мужской и женский институты для воспитания и образования сирот чиновников и военнослужащих.

Благотворительная деятельность И.И. Бецкого не осталась незамеченной: указом императрицы Екатерины II он был произведён в действительные тайные советники, а сенат наградил его большой золотой медалью “За любовь к отечеству”. Деятельность Бецкого и его соратников нашла отклик в сердцах людей разного общественного положения и материального достатка, и в городах России их стараниями стали создаваться воспитательные дома и детские приюты, институты, кадетские корпуса. В 1764 г. были открыты училище при Академии художеств, в 1764 г. Общество двухсот благородных девиц, в 1772 г. коммерческое училище.

Среди созданных Бецким учебно-воспитательных заведений особое значение в истории русской школы и просвещения имело Общество благородных девиц (Смольный монастырь, или смольный институт). Оно положило начало женскому среднему образованию в России. Учебная программа включала русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, геральдику, архитектуру, рисование, музыку и танцы. Девушкам давали и некоторые знания в области домашней экономии.

В 1782 г. для проведения более масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ. Основные документы и план реформы были разработаны австрийским педагогом Ф. И. Янковичем. По этому плану в губернских городах возникают главные, а в уездных – малые народные училища. Эти училища являлись всесословными и содержались за счёт государства. В малых училищах изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, а в главных – Закон Божий, русский язык, география, история, естественная история, геометрия, архитектура, физика, иностранный язык.

Главной заслугой Екатерины II в области просветительских преобразований можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Значение этой реформы очень высоко, ведь речь шла о создании общероссийской системы образовательной школы.

2.9 Организация врачебной помощи населению

При Екатерине II организация врачебной помощи населению возлагалась на власти. Медицинская комиссия, учреждённая в 1763 г., и приказы общественного призрения должны были блюсти медицинскую часть в империи и готовить медицинских работников. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку. Город должен был также заводить приюты для неизлечимых больных и сумасшедших. Так как врачей недоставало, то их выписывали из-за границы и проводили обучение русских лекарей и хирургов. В то же время основывали аптеки и фабрики хирургических инструментов. В 1783 г. Екатерина II организовала медицинскую службу для наблюдения за состоянием здоровья населения. Она учреждала больницы и психиатрические лечебницы. Страшным бедствием для жителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина собственным примером положила начало проведению вакцинации, специально вызвав для этого из Англии врача. Поступок Екатерины II становился примером для подданных.

2.10 Развитие русской науки и литературы

В 1765 г. возникает Вольное экономическое общество, предназначенное для популяризации передовых агрономических знаний. В трудах этого общества печатались многочисленные статьи по организации и ведению сельского хозяйства. Академия наук за 1768-1774 гг. провела пять географических экспедиций, которые внесли ценный вклад в изучение географии страны. Академия наук начала публикацию русских летописей, вышли в свет двадцать пять томов древних русских документов. В Академии возросло число русских учёных, среди которых выдающиеся натуралисты И.И. Лепёхин, Н.Я. Озерецковский, астроном С.Я. Румовский и др. Ко второй половине XVIII в. относится деятельность историков М.М. Щербатова и И.Н. Болтина; активно публиковались источники по русской истории (Н.И. Новиковым, Академией наук). За весь XVIII в. в России было издано 9500 книг, из них около 85% приходилось на царствование Екатерины II. Императрица подписала указ о позволении заводить “вольные” типографии.

В 1783 г. была основана особая Российская академия для изучения языка и литературы. Книга, журнал, газета становятся элементом повседневного быта людей. В 1795 г. в Петербурге открыта первая в России публичная библиотека.

Положительные изменения произошли и в организации научно-исследовательской работы. В 1783 г. директором Российской академии наук была назначена княгиня Е.Р. Дашкова, проявившая недюжинные способности на административном поприще. При ней были приведены в порядок академическое хозяйство и академические учебные заведения, налажена работа общедоступных курсов по основным отраслям наук, активизировалась издательская деятельность Академии. Было предпринято первое издание сочинений Ломоносова, основаны два периодических издания – литературно-художественный и исторический журнал “Собеседник любителей российского слова” и “Новые ежемесячные сочинения”. Был издан “Словарь Российской Академии”, содержавший объяснение 43000 слов русского языка.

Развитие шло и в литературе. В 30-х гг. складывается первое литературное направление – классицизм. Характерные черты нового направления – это культ государственной власти, проповедь ценности государственного служения, вера в творческие силы разума.

К середине XVIII в. зарождается просветительство – прогрессивная антифеодальная идеология, связанная с отрицательной оценкой крепостного права, отстаиванием интересов широких масс народа. Основоположником просветительского направления в России был М.В. Ломоносов (1711-1765). В меру своих возможностей он пытался обратить внимание властей на положение податных сословий в государстве. Надежды на лучшее будущее он возлагал на просвещённый абсолютизм.

Русская литература второй половины XVIII в. была отмечена поисками идейно-эстетических систем, соответствующих возросшей общественной роли художественного слова. Система классицизма уже перестала удовлетворять многих авторов. Ломка законов классицизма заметно проявилась в жанре комедии (например, комедии А.П. Сумарокова и Д.И. Фонвизина).

В конце XVIII в. в русской литературе складывалось новое направление – сентиментализм. Он обращался к внутреннему миру человека, его психологии и переживаниям (наивысшее развитие получил в творчестве Н.М. Карамзина).

Художественная литература оказывалась тесно связанной с общественными идеями века Просвещения. Общей для всех мыслителей этого периода являлась идея медленного, постепенного развития. Сторонники умеренного направления считали, что сначала следует заняться просвещением подданных, их воспитанием и таким образом подготовить к обретению свободы. Приверженцы демократического направления предлагали начать с отмены крепостного состояния своих подданных, а уже затем просвещать и воспитывать их. Автором и выразителем официальной охранительной идеологии стала сама Екатерина II. В основу её теоретических построений легли идеи Монтескье. Просвещённая императрица воспринимала государство как высшую ценность и видела в заботе о его процветании. Важным во взглядах императрицы являлось её убеждение, что стабилизация государственного порядка возможна лишь путём правовой модернизации, осуществляемой самодержавной властью, и путём регулирования сторон общественной жизни.

3. Итоги правления Екатерины II

Историческое значение деятельности Екатерины Великой занимает важное место в самом историческом развитии Российской империи. По вступлении на престол Екатерина II мечтала о широких внутренних преобразованиях. Она сознательно отступала от традиций, сложившихся при Петербургском дворе. А между тем результаты её деятельности по своему существу были таковы, что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и правительства к укреплению могущества государства.

При Екатерине дворянство становится не только привилегированным сословием, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и сословием, господствующим в уезде (в качестве землевладельческого сословия) и в общем управлении (как бюрократия). Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в XVIII в. необходимо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины Великой было тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития. Таким образом, деятельность Екатерины II в отношении сословий была прямым продолжением и завершением тех уклонений от старорусского строя, какие развивались в XVIII в.е. Екатерина II в своей внутренней политике действовала по традициям, завещанным ей от ряда ближайших её предшественников, и довела до конца то, что они начали.

Но особенно важно, пожалуй, то, что новое правительство только принимало в расчёт хорошие образцы своих предшественников, но вело государство по собственной программе. И значительное место в этой программе занимали не только задачи, вытекающие из практической потребности времени (усиление могущества империи, укрепление государственного строя и позиций в нём дворянства и прочее), но и отвлечённые теории, усвоенные императрицей преимущественно из французской литературы – Вольтера, Дидро, Монтескье, Деламбера. Это последнее обстоятельство и позволяет характеризовать время Екатерины II как период “просвещённого абсолютизма”.

В России развитие и воплощение начал просвещённого абсолютизма приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословной размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.

В России задачи просвещённого абсолютизма сводились к укреплению самодержавия за счёт модернизации и совершенствования системы управления; устранению наиболее архаичных её элементов; созданию условий для экономического развития страны. Екатерина II действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла императрицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены принятием разработанных законов. Кроме того, активное законотворчество Екатерины II было призвано укрепить законодательную базу самодержавия.

Таким образом, в итоге политики просвещённого абсолютизма укрепилось и модернизировалось самодержавие, появились зачатки гражданского общества; усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права; зародились понятия свободы и прав личности.

Заключение

Царствование императрицы продолжалось 34 года и оставило яркий след в истории России. В правлении выделяют неординарность ее личности, выдающиеся качества государственного деятеля и величие ею содеянного. Екатерина II поняла и закончила то, чего не успел закончить Пётр I. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер, в котором отражались как её личные качества, так и стремление своей реформаторской активностью укрепить могущество России.

Екатерина II эволюционировала в своих взглядах на историческую роль и значение самодержавия, законотворчества, крепостного права. На первый план в её воззрениях выдвинулась мысль об особой исторической миссии русского народа, о превосходстве над другими народами. Став с годами истинной патриоткой, Екатерина II пришла к убеждению, что России нет необходимости заимствовать что-либо у Запада. Напротив, Европе следует во многом брать пример с России. Эти идеи особой исторической миссии русского народа, идеи естественных прав человека, свободы и равенства развивала и зарождающаяся “разночинная” интеллигенция. Всё более заметные очертания приобретал процесс формирования русской национальной культуры, вбирающей в себя достижения и традиции культуры, созданной многовековой деятельностью народа, но в первую очередь – крестьянства, и новой культуры, творившейся, главным образом, образованными слоями общества.

Историческое значение екатерининского времени чрезвычайно велико потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей эпохи, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Как и другие европейские страны, Россия в XVIII в. окончательно вступила на путь структурной модернизации – перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Список использованной литературы

1. Евстратова А.И. История России: курс лекций / А.И.Евстратова, И.И. Никонов – Кострома: КГТУ, 2006. – 509 с.

2. История России с начала XVII до конца XIX в. – М.:АСТ, 1997. – 712 с.

3. История России: IX – XXI вв. От Рюрика до Путина: учеб. пособие / Ред. Я.А. Перехов. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003, – 672 с.

4. История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших уч. заведений / Ред. Г.Н. Сердюков. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ», 2007. – 560 с.

5. Кириллов В.В. История России: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. / В.В. Кириллов – М.: Юрайт; Высшее образование, 2010. – 661 с.

6. Мир русской истории. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1998, – 608 с.

7. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры XVIII-XIX вв. / Ю.С. Рябцев – М.: Владос, 1998. – 458 с.

8. Сочинения Екатерины II / Сост., вступ. ст. О.Н. Михайлова – М.: Сов. Россия, 1990. – 384 с., 1 л. портр.

5.0
AnnaAndreevnaaa
Окончила колледж по специальности Прикладная информатика (в экономике). Хорошо разбираюсь в гуманитарных науках. Имею большой опыт в создании презентаций и творческих работ. Заканчиваю учебу в университете.