Часть выполненной работы
Энергетическая безопасность является важнейшим звеном национальной безопасности государства. Современный мир, не давая серьезных предпосылок для начала глобального вооружённого столкновения, позволяет переносить центр тяжести в обеспечении национальной безопасности с военно-геополитического аспекта на аспекты экономико-социального характера. Это особенно свойственно государствам, находящимся на периферии и в отдалении от вероятных мест локальной напряженности и в еще большей степени – энергозависимым государствам Европы.1
Вопросы энергетической безопасности и политики были и на текущий момент остаются одними из наиболее актуальных проблем национальной безопасности Итальянской Республики. Будучи энергетически зависимым государством, Италия проводит активную внешнюю политику в регионах затрагивающих ее интересы и участвует в разрешении проблемы энергобезопасности на общеевропейском уровне. Не в последнюю очередь внешние усилия направлены на налаживание взаимовыгодных отношений со странами Средиземноморья и сотрудничества в энергетической сфере с основными энергоэкспортирующими странами Магриба. 2
Вплоть до 90-х годов, Средиземноморье являлось точкой геостратегического противостояния США и СССР, что несло свой отпечаток на свободу действий европейских стран в регионе, а скорее на ограниченность ведения независимой политики в регионе для каждой из стран.
Впоследствии, с глобальным изменением геополитической обстановки ввиду окончания Холодной войны и распада СССР, образовался геополитический вакуум в регионе Магриба, что в купе со становлением Европы как сильного и единого геополитического центра придавало уверенность в осуществлении планов по выстраиванию новой евродетерминированнной конструкции отношений.
В частности решение проблемы энергобезопасности и ее основной задачи по диверсификации поставщиков энергоресурсов требует четкой и последовательной политики от Евросоюза и Италии, как одного из важнейших проводников средиземноморской политики ЕС и наиболее заинтересованного в налаживании процесса интеграции в сфере энергетики.3
Таким образом, средиземноморье является одним из ключевых объектов внешнеполитической деятельности Италии, а регион Северной Африки наиболее значим в энергетическом аспекте средиземноморской стратегии.
В связи с недавними событиями в странах Магриба: революцией в Тунисе, гражданской войной в Ливии, волнениями в Алжире, и других странах арабского мира, продемонстрировавших всю серьезность обострения социально-политических проблем, средиземноморская политика и в частности подход к решению проблемы энергобезопасности в призме связей со странами Магриба требуют изменения и пересмотра в соответствии с новой геополитической обстановкой в регионе. Поэтому тема является актуальной и дискуссионной, дает широкие возможности для прогнозирования развития ситуации.
Целью исследования является оценку вектора развития отношений Италии и основных нефтедобывающих стран Магриба в сфере обеспечения энергобезопасности в контексте недавних событий в странах региона в среднесрочной перспективе.
Задачами работы является: дать анализ современному состоянию энергетического сектора Италии и выявить основные проблемы сектора, проследить развитие отношений Италии и стран Северной Африки в контексте региональных интеграционных проектов, выявить специфику формирования энергетической политики Италии в отношении этих стран и непосредственно оценить возможный вектор развития энергетического сотрудничества в контексте “Арабской весны”.
При написании работы были использованы публикации, посвященные современному этапу отношений ЕС и Италии со странами Магриба, а также энергетическому аспекту сотрудничества.
Среди специалистов по проблеме, особо стоит отметить работы российского ученого Барабанова и итальянского иследователя Вальтера Кораллузо, давших в своих статьях общую оценку отношений стран Европы и Северной Африки. Кроме того, заслуживают внимание многочисленные работы иностранных специалистов затрагивающих сферу энергетической составляющей евро-средиземноморского партнерства и аспектам энергетической безопасности Италии.
Источниковой базой работы послужили официальные отчеты государственных органов Италии и ЕС, статистика энергетических компаний и аналитические отчеты по энергетике …
Вопросы энергетической безопасности и политики были и на текущий момент остаются одними из наиболее актуальных проблем национальной безопасности Итальянской Республики. Будучи энергетически зависимым государством, Италия проводит активную внешнюю политику в регионах затрагивающих ее интересы и участвует в разрешении проблемы энергобезопасности на общеевропейском уровне. Не в последнюю очередь внешние усилия направлены на налаживание взаимовыгодных отношений со странами Средиземноморья и сотрудничества в энергетической сфере с основными энергоэкспортирующими странами Магриба. 2
Вплоть до 90-х годов, Средиземноморье являлось точкой геостратегического противостояния США и СССР, что несло свой отпечаток на свободу действий европейских стран в регионе, а скорее на ограниченность ведения независимой политики в регионе для каждой из стран.
Впоследствии, с глобальным изменением геополитической обстановки ввиду окончания Холодной войны и распада СССР, образовался геополитический вакуум в регионе Магриба, что в купе со становлением Европы как сильного и единого геополитического центра придавало уверенность в осуществлении планов по выстраиванию новой евродетерминированнной конструкции отношений.
В частности решение проблемы энергобезопасности и ее основной задачи по диверсификации поставщиков энергоресурсов требует четкой и последовательной политики от Евросоюза и Италии, как одного из важнейших проводников средиземноморской политики ЕС и наиболее заинтересованного в налаживании процесса интеграции в сфере энергетики.3
Таким образом, средиземноморье является одним из ключевых объектов внешнеполитической деятельности Италии, а регион Северной Африки наиболее значим в энергетическом аспекте средиземноморской стратегии.
В связи с недавними событиями в странах Магриба: революцией в Тунисе, гражданской войной в Ливии, волнениями в Алжире, и других странах арабского мира, продемонстрировавших всю серьезность обострения социально-политических проблем, средиземноморская политика и в частности подход к решению проблемы энергобезопасности в призме связей со странами Магриба требуют изменения и пересмотра в соответствии с новой геополитической обстановкой в регионе. Поэтому тема является актуальной и дискуссионной, дает широкие возможности для прогнозирования развития ситуации.
Целью исследования является оценку вектора развития отношений Италии и основных нефтедобывающих стран Магриба в сфере обеспечения энергобезопасности в контексте недавних событий в странах региона в среднесрочной перспективе.
Задачами работы является: дать анализ современному состоянию энергетического сектора Италии и выявить основные проблемы сектора, проследить развитие отношений Италии и стран Северной Африки в контексте региональных интеграционных проектов, выявить специфику формирования энергетической политики Италии в отношении этих стран и непосредственно оценить возможный вектор развития энергетического сотрудничества в контексте “Арабской весны”.
При написании работы были использованы публикации, посвященные современному этапу отношений ЕС и Италии со странами Магриба, а также энергетическому аспекту сотрудничества.
Среди специалистов по проблеме, особо стоит отметить работы российского ученого Барабанова и итальянского иследователя Вальтера Кораллузо, давших в своих статьях общую оценку отношений стран Европы и Северной Африки. Кроме того, заслуживают внимание многочисленные работы иностранных специалистов затрагивающих сферу энергетической составляющей евро-средиземноморского партнерства и аспектам энергетической безопасности Италии.
Источниковой базой работы послужили официальные отчеты государственных органов Италии и ЕС, статистика энергетических компаний и аналитические отчеты по энергетике …