Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Министерство Образования Республики Казахстан

Международный Университет Информационных Технологий

Контрольная работа

по философии

на тему: “Философия Омар Хайяма”

Выполнила:

студентка 2 курса гр.ИС0909

Гиниятова А.С.

Проверил: Мукан С.М.

Алматы – 2011г.

Содержание

Введение

Обзор литератур

“Философия Омар Хайяма

Заключение

Использованные источники

Введение

Философия средневекового Востока оказалась для меня наиболее интересной и по душе, и поэтому для своей исследовательской работы я выбрала тему “Философия Омар Хайяма”. Среди всех философов того времени с именем Омара Хайяма мне приходилось сталкиваться чаще всего, наверное потому что мне нравится читать афоризмы, цитаты известных личностей, а их у него, думаю, предостаточно. И именно поэтому мне хотелось больше узнать о нём, изучить, исследовать его творчество, чтобы затем лучше понимать его поэзию. Поэзия Омар Хайяма – целый мир человеческих переживаний, переплетающихся в многообразной и остроумной гамме поэтических метафор, олицетворений. В творчестве Омара Хайяма отражена жизнь того времени, противоречивого и сложного. Для Хайяма характерен свободный полет мысли, резкое недовольство миром, желание улучшить его. Его поэзия по своей сути очень лирична, но вместе с тем в ней чувствуется большая напряженность, несогласие с существующими порядками, протест против насилия, несправедливости, подавления личности, бунт против запретов ислама. Хайяму присущи свои особые изобразительные средства, свое особое построение фразы. Особое место в его понимании занимает глина – всеобщая материя, из которой все возникает и в которую все превращается. Он подчеркивает равенство всех людей – независимо от социального положения все становятся прахом. Лирика Хайяма проста той величественной простотой, которая свойственна большим мастерам. От поэзии Хайяма веет и духом гордого одиночества и жизнерадостным восприятием жизни.

Обзор литературы

Один из первых его исследователей и переводчиков академик В.Жуковский писал о нем следующее: “Он вольнодумец, разрушитель веры; он безбожник и материалист; он насмешник над мистицизмом и пантеист; он правоверующий мусульманин, точный философ, острый наблюдатель, ученый; он – гуляка, развратник, ханжа, и лицемер. Он не просто богохульник, а воплощенное отрицание положительной религии и всякой нравственной веры; он мягкая натура, преданная более созерцанию божественных вещей, чем жизненным наслаждениям; он скептик-эпикуреец, он – персидский Абу-л-Аля (Маарри), Вольтер, Гейне. Можно ли, в самом деле, представить человека, если только он не нравственный урод, в котором могли бы совмещаться и уживаться такая смесь и пестрота убеждений, противоположных склонностей и направлений, высоких доблестей и низменных страстей, мучительных сомнений и колебаний?” Но я не соглашусь с этим. Нравственность Хайяма во всех случаях человечнее, ей противостоит официально-лицемерно-религиозная мораль. Противоречия между его отдельными мыслями пробовали объяснить, подвергая сомнению их авторство. Ведь его жизнь обросла легендами, а творчество породило множество подражателей. Но главное не в этом. Его четверостишия рождены настроениями момента. А не меняют настроений как раз “моральные уроды”. Тот, кто тоже шел своим путем всегда несомненно уловит при внешнем разнообразии мыслей глубокую их целостность и последовательность. Многие его высказывания имеют подтекст. Рубайат надо читать медленно. Не торопясь. Т.к. почти каждое четверостишие рождает желание задуматься…

Историк Джамалиддина ибн Юсуфа Кифти написал: “Омар-ал-Хайям – имам Хорасана, ученейший своего времени, который преподает науку греков и побуждает к познанию Единого Воздаятеля посредством очищения плотских побуждений ради чистоты души человеческой и велит обязательно придерживаться идеальных между людьми отношений согласно греческим правилам. Позднейшие суфии обратили внимание на кое-что внешнее в его поэзии и эти внешности применили к своему учению и приводили их в доказательство на своих собраниях и уединенных беседах. Между тем сокровенное его стихов – жалящие змеи для мусульманского законоположения и сборные пункты, соединяющие для открытого нападения”. Обратим внимание на последние слова. Впечатление такое, будто написавший их знал про тайное учение Хайяма, которое только пытаются расшифровать по четверостишиям.

А вот что пишет Гумлиа Георгий Дмитриевич (1913–1989), русский советский писатель о философе: “… Омара Хайяма нельзя отдавать прошлому. Это развивающаяся субстанция, ибо поэзия Хайяма – плоть от плоти народа. Куда бы вы ни пришли, в какой бы уголок Ирана ни приехали, на вас смотрит умный иронический взгляд Омара Хайяма. И вы непременно услышите его слова: “Ты жив – так радуйся, Хайям!”

Да, Омар Хайям жив и поныне. Он будет жить вечно, вековечно. Рядом со всем живым. Со всем, что движется вперед. …” Я полностью согласна с мнением писателя, т.к. память о великих людях всегда вечна, его произведения являются своеобразным философским шедевром.

Замечательную повесть об Омаре Хайяме “Запах шиповника” написал Вардан Варджапетян. В ней одна сцена очень хорошо выражает взгляды поэта на суть жизни:

“- Господин, чай уже готов. И твои любимые лепешки с медом.

– Помнишь, однажды я тебе сказал, что лучше чая вино…

– А лучше вина женщина, а лучше женщины – истина, – смеясь, скороговоркой докончила Зейнаб.

– Да, так я сказал тогда. А сегодня, гуляя по саду, понял – все пустое. Все в мире имеет вес и протяженность, объем и время бытия, но нет такой меры вещей – истина. То, что вчера казалось доказанным, ныне опровергнуто. То, что сегодня считают ложным, завтра твой брат будет учить в медресе. И не всегда время – судья понятий. Сколько болтовни я слышал о себе! Хайям – доказательство истины, Хайям – скряга, Хайям – бабник. Хайям – пропойца, Хайям – богохульник, Хайям – святой, Хайям – завистник. А я такой, какой есть.

– А я, господин

– Ты лучше вина и важнее истины. Давно хочу дать тебе денег, купи золотой браслет с колокольчиком, чтобы я издалека слышал – ты идешь”.

В этом разговоре поэта и мудреца с возлюбленной отражена поэзия Хайяма в полной мере, ее смысловая, как сегодня говорят, доминанта. Он такой какой он есть, а истина всегда остаётся непостижимой.

1. “Философия Омар Хайяма”

На протяжении шести веков мастера художественного слова, писавшие на фарси (в X – XV веках фарси – “латынь Востока” – литературный язык персов, таджиков, курдов, азербайджанцев и ряда других народов), по праву представляли магистральную струю развития мировой литературы. Имена Фирдоуси, Саади, Хафиза, известны сегодня так же хорошо, как имена Гомера, Байрона, Пушкина. В X веке завершается изгнание арабов из Средней Азии и Ирана. Это привело к пробуждению персидско-таджикской словесности после “веков молчания”. Культивируется язык западных и восточных иранцев – фарси. Демократические идеи вторгаются в дворцовую панегирическую лирику, поэты возвеличивают не божественное начало и исключительные достоинства правителя, а обычные человеческие чувства. У истоков стоит провозвестник восточного Предвозрождения, “Адам поэтов” Рудаки. Вот один из характерных фрагментов его творчества: Поцелуй любви желанной – он с водой соленой схож: Тем сильнее жаждешь влаги, чем неистовее пьешь. Осуждение социального неравенства, внимание к человеку и его Достоинству особенно характерны для X – XIII веков – наиболее блестящего периода персидско-таджикской поэзии. В это же время происходит становление основных ее форм, включая героический эпос с элементами драмы и лирики (“Шах-наме” Фирдоуси) и неведомые арабской поэзии философские четверостишия – рубаи (Рудаки, Абу Али ибн Сина, Омар Хайям). Омар Хайям (1048-1123) – всемирно известный классик персидско -таджикской поэзии, учёный, математик, астроном, поэт и философ. Полное имя – Гияс ад-Дин Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури. Омар Хайям прожил 75 лет. Родился в 1048 году в Нишапуре. Учился в Нишапуре, а затем в крупнейших центрах науки того времени: Балхе, Самарканде и др. Около 1069 г. в Самарканде Омар Хайям написал тракта “О доказательствах задач алгебры и аллукабалы”. В 1074 г. возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. В 1077 г. завершил работу над книгой “Комментарии к трудным постулатам книги Евклида”. В 1079 г. вместе с сотрудниками вводит в действие календарь. В последние годы 11 века меняется правитель Исфахана и обсерватория закрывается. Омар Хайям совершает паломничество в Мекку. В 1097 году работает врачом в Хорсане и пишет трактат на языке фарси “о всеобщности бытия”. Последние 10-15 лет жизни Хайям проводит очень тяжело в уединении в Нишапури, мало общается с людьми и много читает. Как сообщают историки, в последние часы жизни Омар Хайям читал “Книгу исцеления” Ибн Сины (Авиценны). Он дошёл до раздела “О единстве и всеобщности” философского сочинения, положил на книгу зубочистку, встал, помолился и умер. Творчество Омара Хайяма – удивительное явление в истории культуры народов Средней Азии и Ирана, всего человечества. Его открытия в области физики, математики, астрономии переведены на многие языки мира и имеют историческое значение. Его стихи “жалящие как змея” до сих пор покоряют своей предельной ёмкостью, лаконичностью, образностью, простотой изобразительных средств и гибким ритмом. Философия Омара Хайяма сближает его с гуманистами эпохи Возрождения (“Цель творца и вершина творения – мы”). Он ненавидел и обличал существующие порядки, религиозные догмы и пороки, царившие в обществе. Однако часто Хайям впадал в пессимизм и фанатизм, что было широко распространено в средневековье и особенно на востоке. Этот мир считался временным и преходящим. Богословы и философы того времени придерживались того мнения, что вечную жизнь и блаженство можно найти только после смерти. Всё это не могло не найти своего отражения в творчестве Омара Хайяма. Однако поэт также любил и реальную жизнь, протестовал против её несовершенства и взывал наслаждаться каждым её мигом, невзирая на то, что существующие нравы и инквизиция не разделяли и преследовали подобные взгляды на жизнь. Рубаи Омара Хайяма – классика средневековой восточной поэзии, которая и по сей день привлекает к себе всех ценителей мудрого слова. Омар Хайям навсегда вошел в историю всемирной культуры не только как блестящий ученый-энциклопедист, но и как прекрасный поэт и философ. Параллельно с занятиями наукой создавал он свои бессмертные стихотворения, известные всеми миру. Единственной формой своих стихов Хайям избрал рубаи – четверостишия. Это исконно народная форма стихов, она бытует и поныне у персов и таджиков. Рубай Хайяма – своеобразная миниатюра, где целая жизнь, большое человеческое переживание включены в четыре строчки. Лирические стихи поэта о любви и дружбе, о поиске смысла жизни и о многом другом – оптимистичные и скорбные, практические и возвышенные, всегда наполнены глубоким философским смыслом.

поэзия хайям рубаи метафора

В день завтрашний нельзя сегодня заглянуть,

Одна лишь мысль о нем стесняет мукой грудь.

Кто знает, много ль дней тебе прожить осталось?

Не трать их попусту, благоразумен будь.

Ты скажешь, эта жизнь — одно мгновенье.

Ее цени, в ней черпай вдохновенье.

Как проведешь ее, так и пройдет,

Не забывай: она — твое творенье.

Поэзия непревзойденного мастера блестящих по остроумию и изяществу четверостиший пронизана стремлением к радостям земной жизни. Он прославляет человеческие чувства и подлинный, смелый и все постигающий разум. Справедливость, доброта, свобода, честность – вот идеалы для Хайяма.

Мы не знаем, протянется ль жизнь до утра…

Так спешите же сеять вы зерна добра!

И любовь в тленном мире к друзьям берегите

Каждый миг пуще золота и серебра.

В своих бессмертных стихах Омар Хайям воспевал свободу, бичевал ханжество и лицемерие, высмеивал суеверие, отвергая веру в потусторонний мир. Обращаясь к Богу, Хайям пишет о несправедливости на земле:

Говорят, что ты смертных умеешь прощать,

Не дозволишь грешить и не дашь обнищать.

Если ты воскресишь меня ангелом светлым.

То зачем меня черною книгой стращать?

Стихи Омара Хайяма – своеобразный бунт против догм официальной религии.

Душой ты безбожник с Писаньем в руке,

Хоть вызубрил буковки в каждой строке.

Без толку ты оземь башкой ударяешь,

Ударь лучше оземь всем тем, что в башке!

За такие стихи поэт подвергался нападкам духовенства и, изливая душу в своих четверостишиях, часто недоговаривая, скрываясь за намеками, сохранил свою жизнь только благодаря покровительству высоких правителей. В одном из своих стихотворений Хайям пишет:

То облечет судьба меня в шелка,

То обдерет, как дольку чеснока,

Но об ее капризах долго думать —

Так превратишься скоро в старика.

Но надо заметить, что ученый-поэт тяжело переживал свою постоянную зависимость от богатых меценатов, отсутствие свободы личности. Он пишет:

Лучше мыкать нужду и невзгоды с ослом.

Чем с презренным сидеть за обильным столом.

Лучше черствую корку глодать в одиночку,

Чем халвой угощаться с вельможным ослом.

На самом же деле великий ученый был глубоко верующим человеком. Его истинная вера выражалась в его стихах:

Ты, стремящийся в вечность дорогу найти,

Можешь в светлой молитве ты много найти.

Бог — в тебе, а великое небо есть в сердце,

Лишь в себе — где еще тебе Бога найти?

Читая стихи, предложенные выше, и другие, убеждаемся и понимаем, что перед нами глубокий философ, великий гуманист и жизнелюб, человек независимого, гордого духа и трагической судьбы.

Имам Хорасана, Ученейший Муж Века, Знаток Истины, Царь Философов Востока и Запада — таков неполный список почетных титулов Омара Хайяма в зените славы.

Заключение

Подводя итоги, хочу отметить, что мусульманским деятелям, стремившимся оклеветать ученого-поэта–философа, не удалось предать забвению его имя. В XVIII веке труды Омара Хайяма стали известны в Европе, а в XIX веке получила большое распространение его поэзия. Из моей исследовательской работы становиться ясно, что Омар Хайям – это гениальный человек, с именем которого связано много загадок, предположений и споров, над которыми трудятся историки, философы и переводчики уже много столетий.

Его труды принесли огромную пользу в развитии наук, а замечательные четверостишия (рубай) до сих пор покоряют читателей своей емкостью, мудростью, простотой изобразительных средств, рифмой.

Конечно же, изучив достаточное количество материалов, я могу сделать вывод, что четверостишия Хайяма абсолютно достоверными назвать нельзя. Среди 2200 рубаи, приписываемых Хайяму, больше половины(1200) написаны именно им. Остальные – это чужие(300) или “странствующие”(530), либо антихайямовские(170).

О чём же писал Хайям? Я выделила четыре основные темы рубайята Хайяма – бог, вино и винопитие, смысл жизни, а также любовь. Очень много четверостиший посвящено вину, но вино, по моему мнению, не является символом разгульной жизни, это в большей степени символ протеста против религиозных запретов, навязанных мусульманством. Но главенствующую роль, как мне показалось, занимает тема бога. Омар Хайям спорит с богом, осуждает его, но ни в коем случае не отрицает его существования, как это может показаться на первый взгляд.

До сих пор учёные, философы спорят о том, кем же был Омар Хайям? Одни утверждают, что Хайям – мистик; другие – гедонист; третьи – поэт-хулиган; четвёртые уверены, что он мусульманин; пятые придерживаются мнения, что он атеист. Но я пришла к заключению, что его нельзя однозначно привязать к любому из этих мнений. Он, скорее всего, человек, который прошел огромную духовную эволюцию: ошибался, учился, познавал и изобретал свою мировоззренческую концепцию.

Хайям страстно желал переустройства мира и делал для этого все, что в его силах: открывал законы природы, устремлял взгляд на звезды, вникал в тайны мироздания и помогал людям освобождаться от духовного рабства. Он видел, что все религии сковывают человеческий дух, силу его разума, и понимал, что только освободившись от этого, человек сможет жить свободно, счастливо.

В настоящее время Омар Хайям является одним из самых видных фигур в истории мировой поэзии и науки.

Использованные источники

1. http://www.e-samarkand.narod.ru/Omar.htm

2. http://oldsufiwebzine.wordpress.com

3. http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/07E84323D8AF8484C325766700495F99

4. http://lib.rus.ec/b/172207

5. http://hayam.spinners.ru/nasledije.php

6. http://www.omar.by.ru/

5.0
nata77
Имею два высших образования по профилю математика и экономика, помогаю студентам 20 лет. Все работы оформляю в ворде.