ак найти информацию, может научить других пользоваться ею. Существует по меньшей мере еще четыре определения информационной культуры личности (ИКЛ), однако все они сходятся в одном – она тесно связана с культурой интеллектуального труда (Н.И. Гендина) [1, 65].
телей информации [8, 98].
Во многом именно вследствие осознания сложности и многоаспектности проблемы настойчиво звучит мнение, что формирование информационной культуры только через изучение информатики (ее преподают ныне, как известно, во многих средних школах, начиная с начальных классов) недостаточно. Это как бы ограничивает понятие «информационная культура» техническими и программными средствами информатизации. Вместе с тем уровень информационной культуры человека будут в перспективе определять, прежде всего, базисные знания и умения в области поиска и семантической обработки информации. Поэтому и ставится вопрос о том, что именно они должны стать предметом особого внимания образовательных учреждений в качестве проблемы, имеющей общегосударственное значение как фундамент и универсальное средство любой стратегии безопасности [9, 59].
Столь высокий социальный статус проблемы определяется, безусловно, тем, что в той или иной степени она касается каждого члена общества. Ведь рост количества информации, интенсивное развитие информационных систем и усложнение информационных технологий неизбежно входят в противоречие с возможностями их освоения отдельными индивидами. Разрешение этого противоречия во многом зависит от уровня культуры потребления информации как части общей культуры человека информационного общества.
Прикладной аспект рассмотрения проблемы «информационная культура личности» предполагает анализ таких ее сторон, как: уровень информационной культуры разных групп пользователей; содержание и организация работы (прежде всего библиотек) по его повышению (состояние и перспективы).
Поскольку необходимость воспитания информационной культуры и появление самого этого термина обусловлены возрастающими масштабами информатизации общества, обратим внимание на опубликованные в печати сведения о состоянии данной сферы деятельности в самой «информационно продвинутой» стране – США [6, 42]. Их анализ позволяет предположить, что там более распространен термин «информационная грамотность» как составляющая более широкого понятия «информационная культура». Информационная грамотность, представляющая собой целостность компонентов различного функционального назначения, в общем виде понимается в США как возможность индивида найти, оценить, организовать и использовать информацию из личных источников для разработки проблемы и принятия решения [8, 124].
Хотя в целом это определение не только не противоречит, но в принципе совпадает с трактовкой понятия «информационная культура» отечественными специалистами, создается все-таки впечатление, что разница в терминах означает и некоторую неидентичность подходов к организации соответствующей деятельности: грамотность как первоначальный элемент культуры в большей степени соотносится с прикладными аспектами решения данной проблемы.
Таким образом, все более очевидно, что обязательному и эпизодическому обучению детей и взрослых работе с информацией главным образом путем популяризации библиотечно-библиографических знаний должна придти на смену целенаправленная и обязательная подготовка членов общества к многоаспектному овладению методами информационной деятельности, включая использование новых информационных технологий.
2. Система обучения информационной культуре в школьной библиотеке: практический аспект
2.1 Основные направления и проблемы в формировании информационной культуры в условиях школьных библиотек
Главная отличительная черта современной ситуации состоит в том, что обучение информационной культуре все более оформляется как одно из приоритетных направлений образовательной деятельности библиотек. Это значит, что осознается малоэффективность разрозненных библиотечно-библиографических занятий и совершается постепенный (хотя еще далеко не повсеместный) переход к систематическим занятиям типа лекториев, курсов, ориентированных на определенные категории читателей (в том числе возрастные) и методы обучения.
Показательно в данной связи, что некоторые библиотеки имеют в своих отчетах разделы, где рассматривается работа по повышению информационной культуры читателей. Обращается внимание на основные требования, которым следовали в этой работе библиотекари: плановость, систематичность, дифференцированный подход, практическая направленность. При этом использовались, в основном, такие проверенные и испытанные формы, как: библиотечные уроки, а также тематические экскурсии («Войди в добрый мир книг», «Страна, где живут книги» и др.); групповые консультации («Как пользоваться каталогами», «Как выбирать книгу» и другие). Обучение библиографическому поиску ведется и в ходе библиографических игр, конкурсов, турниров, викторин.
Отметим, что в работе по формированию информационной культуры у библиотек образовательных учреждений есть возможность опереться на современные и уже в немалой степени, апробированные учебные программы, которые следует использовать как своего рода стандарты или, во всяком случае, заслуживающие внимания ориентиры – конечно, с учетом уровня знаний и потребностей конкретных читателей (Приложение).
В отношении учащихся такая роль принадлежит, например, опубликованной ГНПБ им. К.Д. Ушинского программе «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам» (1-8 кл.), дифференцированной по классам, а внутри – по темам и формам проведения занятий. Аналогичная по названию, целевому и читательскому назначению программа для учащихся 1-9-х классов (1989) имела, как и современная, рекомендательный характер. Ориентации в обучении школьников информационной культуре на определенную систему и лучший опыт во многом содействует рубрика «Информационная культура личности» журнала «Школьная библиотека», где публикуются, например, авторские программы обучения информационной культуре в школах, материалы обсуждений в рамках «круглых столов», анализируется накопленный опыт.
На обучение школьников рассчитан и курс, подготовленный в СГАКИ. Он состоит из четырех модулей: «Книга», «Библиотека», «Библиография», «Социальная коммуникация» (для 1-4, 5-6, 7-9, 10-11-х классов соответственно), а каждый модуль – из трех блоков: культурологического, информационного и блока «Информационно-психологическое состояние», что позволяет совместить информационную и «культурологическую» трактовки содержания понятия «информационная культура» [3, 44].
С помощью интегративных курсов преодолеваются типичные для современных образовательных учреждений и библиотек недостатки, выражающийся в том, что формирование информационной культуры ведется в основном на базе монодисциплинарного подхода, связанного с одним из четырех направлений (основы ББЗ, основы информатики, компьютерная грамотность, культура чтения), что не обеспечивает целостности представления о феномене информационной культуры. Нередко отсутствует дифференциация в обучении различных категорий пользователей. Почти повсеместно существует дефицит соответствующей учебно-методической литературы; пока не сложилась система подготовки преподавателей, способных профессионально вести обучение по данному предмету. У библиотекарей на это мало времени и недостаточно, по современным требованиям, знаний для преподавания. А читатель относится к обучению, как правило, узкоутилитарно [14, 36].
Происходит постепенное осознание роли инфомационной культуры в преодолении системного кризиса образования, который имеет информационную природу [13, 58]. Однако в целом работа в данном направлении признается малоэффективной по разным причинам: из-за нехватки у библиотекарей педагогических знаний, мастерства, умения проводить уроки; нескоординированности действий, недопонимания значимости проблем повышения информационной культуры руководителями учебных заведений и даже некоторых библиотек, а также вследствие эпизодичности, односторонности, бессистемности подобной деятельности. Учителя, например, нередко с недоверием относятся к возможностям школьного библиотекаря как носителя более высокого, чем у них, уровня информационной культуры, не хватает специальных программ для соответствующего обучения педагогов информационной культуре. Библиотекари, в свою очередь, считают необходимым разработку критериев уровня информационной культуры учителей и внесение этих критериев в квалификационные требования к педагогам при их профессиональной аттестации [6,70].
В практике формирования информационной культуры особое место занимают методы, предоставляющие самому обучаемому возможность быть активным, ощущать радость открытия и творческого поиска. Поэтому в работе с детьми особенно эффективны викторины, конкурсы, КВН, библиографические и ролевые игры, турниры, олимпиады любителей книги, устные журналы, юморины и другие. Некоторые из них имеют специфическое назначение.
Однако государственная система информационного образования как целостного явления в нашей стране пока отсутствует главным образом из-за нерешенности этой проблемы на уровне государственной образовательной политики, воплощенной в федеральной компоненте государственных образовательных стандартов.
Таким образом, в работе по формированию информационной культуры у библиотек образовательных учреждений за неимением государственных образовательных стандартов пока есть возможность опереться на современные и уже в немалой степени, апробированные учебные программы.
2.2 Формы и методы формирования информационной культуры в школьных библиотеках
Как организовано в настоящее время обучение информационной культуре? В документном потоке отражен опыт школьных и учебных библиотек, а также некоторых учебных заведений (средних и высших).
В библиотеке Троицкой средней школы Губкинского района информационной культуре обучают отдельно учащихся 1-3-х классов, среднего звена и старшеклассников на основе концентрического метода, подобного спирали, на каждом витке которой повторяется пройденное, но уже на более высоком содержательном уровне. При этом организаторы учебы проявляют творческий подход. Используя, например, для занятий с младшими классами такую, предложенную Пермским ГИК форму урока – как библиосказка, библиотекари сочинили серию сказок, объединенную одним близким детям героем. Подобный подход к организации занятий по информационной культуре – это настоящий учебный процесс с элементами игры, требующий серьезной подготовки.
Воспитание информационной культуры считает своей главной задачей централизованная система детских и школьных библиотек Озерска Челябинской области. Новое в организации этой работы и ее актуальность предопределены реализацией в 1990-х гг. программы информатизации библиотек города. В течение ряда лет библиотеки Озерска работает по программе «Основы библиотечно-библиографических знаний (в форме всеобуча). Но если ранее дети учились работать с традиционными каталогами, справочниками и т.п., то теперь – и с электронными ресурсами. Есть компьютерный класс, действует новая программа дополнительного образования «Информационная культура школьника». Наиболее глубокие знания получают учащиеся 9-11-х классов (занятия проходят 1 раз в неделю); 5-11-х классов обучаются по программе «Информационные технологии». Особое внимание уделяет библиотека обучению ребят работе в Интернете [6, 37]. Программа по предмету «Основы книжной культуры» (5-й класс, 1 час в неделю, 10 тем), а также библиотечная игра «Что вы знаете о книге» (5 конкурсов) предложены заведующей библиотекой школы №7 города Воткинска Республики Удмуртия [5, 98].
Сквозной курс «Информационная культура» (основополагающие знания об информационных системах, знакомство с языками программирования, азами теории информации и другое.) вошел в образовательный стандарт Самарской области (с 5-го по 11-й классы). Поскольку этот куре во многом дублирует существующую уже несколько лет в учебных планах дисциплину «Основы информатики и вычислительной техники», многие школы вынуждены разрабатывать на основе курса «Информационная культура» собственные учебно-методические материалы. Оригинальная пятиступенчатая программа данного курса создана, например, в средней школе Подбельска.
Вместе с тем существует мнение, что в целом основы методологии и методики формирования информационной культуры в рамках общеобразовательных учреждений еще не определены.
Таким образом, формирование информационной культуры у школьников требует новых методик и дифференцированного подхода.
Заключение
Понятие «информационная культура» имеет комплексный характер. Здесь присутствуют компоненты других культур: коммуникативной, лексической, интеллектуальной, информационно-технологической, информационно-правовой, мировоззренческой, нравственной, библиографической.
Информационно грамотный, культурный человек должен уметь формулировать вопросы, критически мыслить, творчески оценивать и использовать информацию для решения своих жизненных проблем, т.е. отвечать определенным интеллектуальным запросам. Информационно грамотный человек понимает, как организовано знание, где и как найти информацию, может научить других пользоваться ею.
Формирование информационной культуры пользователей н библиотекарей посредством информационно-образовательной среды библиотеки предполагает, что индивид не просто осваивает информационные средства и технологии, но и овладевает ими, использует их для получения личностно и социально перспективных решений.
В деле формирования информационной культуры у библиотек образовательных учреждений есть возможность опереться на современные и апробированные учебные программы, которые следует использовать как своего рода стандарты или, во всяком случае, заслуживающие внимания ориентиры.
Таким образом, обязательному и эпизодическому обучению школьников и педагогов работе с информацией главным образом путем популяризации библиотечно-библиографических знаний должна придти на смену целенаправленная и обязательная подготовка к многоаспектному овладению методами информационной деятельности, включая использование новых информационных технологий.
Библиографический список литературы
1. Гендина И.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учеб.-метод. Пособие / Н.И. Гендива, Н.И. Колкова. ИЛ. Скипор, Г.Л. Старолубова. – М.: Изд-во «Школьная библиотека», 2002. – 288 с. («Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря»).
2. Збаровская Н.В. Формирование культуры чтения в общедоступных библиотеках: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. над. наук / Н.В. Збаровская. – СПб, 1998. -16 с.
3. Збаровская Н. Информационная культура личности. Проблемы формирования // Библиотечное дело. – 2005. – №1. – С. 7-8.
4. Збаровская Н.В. Деловая игра как способ составления профессиограммы / Збаровская Н.В. // Библиотека. – 2000. – №8. – С. 50-52.
5. Збаровский В.С., Збаровская Н.В., Чепуренко Г.П. Технология развивающего обучения: Учеб. пособие / В.С. Збаровский, Н.В. Збаровская., Г.П. Чепуренко. – СПб., 2000. – 182 с.
6. Крынкин В.В., Песоцкий Ю.С., Седякин В.П. CD-ROM, Интернет и школьная библиотека: История и современность // Школьная библиотека. – 2001. – №3. – С. 41-43.
7. Кэрролл Ф.Л Руководство для школьных библиотек: Школьные библиотеки. – М.: Рудомино. 1997. – С. 33-64.
8. Осипова И.П. Информационная культура личности: прикладной аспект // Библиотечное дело – XXI век: научно-практ. сборник. Вып. 2 (6) – М., 2003. – 304 с.
9. Проблемы оценки библиотечной деятельности и совершенствования обслуживания читателей / Рос. нац. б-ка. – Л, 1985. – С. 42-58.
10. Самохина Е.О. Развитие литературно-творческих способностей читателя – младшего школьника: Учеб. пособие. – М.: МГУКИ, 2001. – 37 с.
11. Тихомирова И.И. Чтение детей – эмоциональный тренинг: Метод. пособие / НГОДБ – Н. Новгород, 1998. – 57 с.
12. Тихомирова И.И. Школа творческого чтения: Метод. пособие. – М.: ВЦХТ, 2003. -160 с.
13. Харчевникова Е Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. п. н. / Харчевинкова Е.Л. – Владимир, 1999. – 16 с.
14. Харчевникова Е.Л. Воспитание информационной культуры как педагогическая проблема. /Харчевникова Е.Л. // Актуальные проблемы педагогики. – Вып. 2. – Владимир: ВГПУ, 1998. – С. 15-20.
15. Чулкина Г. Библиотечно-библиографические знания – школьникам. // Школьная библиотека. – 2001. – №1. – С. 8-13.