Часть выполненной работы
В настоящее время общее недоразвитие речи – является наиболее тяжелым, часто встречающимся речевым дефектом у детей. Развитие коммуникативной функции речи у детей с общим недоразвитием речи занимает ведущее место, так как эти умения имеют универсальный, максимально обобщённый характер. У детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Неполноценная речевая деятельность негативно влияет на все стороны формирующейся личности ребенка: затрудняется развитие познавательной деятельности, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия.
В психолингвистическом аспекте проблемой формирования коммуникативной функции речи занимались такие ученые как, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, И. Н. Горелов, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, И.А. Зимняя, А.Р.Лурия, Л.С.Выготский и др.
В трудах И.Н. Горелова, А.Б. Добровича, Е.Н. Ильина, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, А.Р. Лурии разрабатывались психологические основы коммуникативной функции речи.
В логопедии развитием коммуникативной функции речи занимались такие авторы как, О.В. Правдина, Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова.
Однако проблема формирования коммуникативной функции речи у дошкольников с общим недоразвитием речи изучена недостаточно, что делает данную тему актуальной для исследования.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Объект исследования: коммуникативная функция речи и пути ее формирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативной функции речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Задачи исследования:
• Путем исследования литературных исследований выявить психолого-педагогические основы формирования коммуникативной функции речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
• Экспериментально изучить состояние коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
• Разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
• Подвести итоги экспериментальной работы
Методы исследования: библиографический, наблюдение, беседа, игра, метод научной компиляции, констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, анализ продуктов деятельности детей, изучение документации детей, методы математической статистики.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня будет происходить эффективнее, если:
1) Исходя из психолингвистической теории (А.А. Леонтьев, М.А. Лисина) о структуре и организации речевой деятельности, и представлений о структуре общего недоразвития речи третьего уровня (Р. Е. Левина) формировать средства, формы, функции речевой деятельности, используя модели речевого общения в игровой и предметно-развивающей деятельности.
2) Основываясь на онтогенетическом принципе (Т.Б. Филичева, А.Г. Арушанова, Р.Е. Левина), осуществлять поэтапное формирование информационного компонента коммуникативной функции речи, развивать вопросно-ответную форму речи в индивидуальных и коллективных формах деятельности, используя наглядность и игровые ситуации.
3) С точки зрения общепсихологического подхода к структуре организации общения (Б.Ф. Ломов) патогенетического принципа (Л.В. Лопатина, Р.И. Лалаева) и принципа связи речи с другими высшими психическими функциями (Р.С. Немов), комплексно формировать информационный компонент коммуникативной функции речи, развивая смысловую сторону речи, высшие психические функции и моторной базу речи.
Методологическая основа исследования:
• Теория Л.С. Выготского о порождении речи, в которую входят концепции о соотношении понятий «смысл» и «значение», о единстве процессов мышления и речи, учение о структуре и семантике внутренней речи.
• Классификация фазного строения речевой деятельности (А.Реан, Л.С.Рубинштейн, И.А.Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др).
• Функциональная организация речевой деятельности (Б.Ф. Ломов, И.А.Зимняя, Е.Г. Ильин и др.)
• Концепция общего недоразвития речи Р.Е. Левиной
• Современные представления об особенностях развития речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Ю. Серебрякова, М.И. Лисина)
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов исследования практическими работниками дошкольных образовательных учреждений для формирования коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
База исследования: МБДОУ г.Кургана «Детский сад комбинированного вида №1 «Любознайка», МБДОУ г. Кургана «Детский сад №207 «Танюшка». В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрии легкой степени….
В психолингвистическом аспекте проблемой формирования коммуникативной функции речи занимались такие ученые как, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, И. Н. Горелов, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, И.А. Зимняя, А.Р.Лурия, Л.С.Выготский и др.
В трудах И.Н. Горелова, А.Б. Добровича, Е.Н. Ильина, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, А.Р. Лурии разрабатывались психологические основы коммуникативной функции речи.
В логопедии развитием коммуникативной функции речи занимались такие авторы как, О.В. Правдина, Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова.
Однако проблема формирования коммуникативной функции речи у дошкольников с общим недоразвитием речи изучена недостаточно, что делает данную тему актуальной для исследования.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Объект исследования: коммуникативная функция речи и пути ее формирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативной функции речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Задачи исследования:
• Путем исследования литературных исследований выявить психолого-педагогические основы формирования коммуникативной функции речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
• Экспериментально изучить состояние коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
• Разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
• Подвести итоги экспериментальной работы
Методы исследования: библиографический, наблюдение, беседа, игра, метод научной компиляции, констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, анализ продуктов деятельности детей, изучение документации детей, методы математической статистики.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня будет происходить эффективнее, если:
1) Исходя из психолингвистической теории (А.А. Леонтьев, М.А. Лисина) о структуре и организации речевой деятельности, и представлений о структуре общего недоразвития речи третьего уровня (Р. Е. Левина) формировать средства, формы, функции речевой деятельности, используя модели речевого общения в игровой и предметно-развивающей деятельности.
2) Основываясь на онтогенетическом принципе (Т.Б. Филичева, А.Г. Арушанова, Р.Е. Левина), осуществлять поэтапное формирование информационного компонента коммуникативной функции речи, развивать вопросно-ответную форму речи в индивидуальных и коллективных формах деятельности, используя наглядность и игровые ситуации.
3) С точки зрения общепсихологического подхода к структуре организации общения (Б.Ф. Ломов) патогенетического принципа (Л.В. Лопатина, Р.И. Лалаева) и принципа связи речи с другими высшими психическими функциями (Р.С. Немов), комплексно формировать информационный компонент коммуникативной функции речи, развивая смысловую сторону речи, высшие психические функции и моторной базу речи.
Методологическая основа исследования:
• Теория Л.С. Выготского о порождении речи, в которую входят концепции о соотношении понятий «смысл» и «значение», о единстве процессов мышления и речи, учение о структуре и семантике внутренней речи.
• Классификация фазного строения речевой деятельности (А.Реан, Л.С.Рубинштейн, И.А.Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др).
• Функциональная организация речевой деятельности (Б.Ф. Ломов, И.А.Зимняя, Е.Г. Ильин и др.)
• Концепция общего недоразвития речи Р.Е. Левиной
• Современные представления об особенностях развития речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Ю. Серебрякова, М.И. Лисина)
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов исследования практическими работниками дошкольных образовательных учреждений для формирования коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
База исследования: МБДОУ г.Кургана «Детский сад комбинированного вида №1 «Любознайка», МБДОУ г. Кургана «Детский сад №207 «Танюшка». В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрии легкой степени….