Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

20

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретическая часть
  • Форма правления в зарубежных странах. Сравнительно-правовой анализ формы правления Франции и Германии
  • 2. Тестовое задание
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Актуальность темы “Формы правления” не может вызывать никаких сомнений. Эта тема непосредственно касается всех граждан и подданных своих государств. И даже люди далекие от изучения специфических наук не могут не ощущать на себе влияние различных политических сил и группировок осуществляющих властные полномочия в стране. Осуществление власти, и её формы и рассматривает наша тема.

Механизм и формы, в которую облачена эта власть и предстоит нам рассмотреть в данной работе. Изучение этих форм, их анализ и сравнение дают достаточное исчерпывающее представление о них и служат почвой для наилучшего их изучения в целях улучшения организации и применительно практики.

Объектами для рассмотрения в работе будут служить две наиболее развитые формы правления в мире, от которых, по сути, и были образованные все остальные, в принципе незначительные формы правления. Это монархия и республика. В работе мы опишем каждую, опишем их отличительные особенности и специфические принципы, стоящие в их основе. Приведем внутриформенную классификацию форм правления на различные виды.

Приведем примеры стран для которых характерны данные формы правления.

Далее сделаем сравнительную характеристику политико-правовых режимов двух европейских государств: Франции и Германии. Назовем форму правления характерную для каждой, приведем отличительные моменты.

Далее выполним тест, выбрав верный вариант из предложенных.

После проделанной работы сделаем заключение по работе.

В конце работы приведем список использованной литературы.

1. Теоретическая часть

Форма правления в зарубежных странах. Сравнительно-правовой анализ формы правления Франции и Германии

Существует две основных формы правления: монархия и республика, именно эти две формы возникли в процессе исторической эволюции политических систем, по сути, большинство европейских стран прошли через обе этих формы: Римская республика, Римская же империя, на её месте образовалось Франкское королевство, затем Франкская империя, а впоследствии Французская Империя и в итоге к настоящему дню мы имеем республику Францию, аналогичные примеры можно привести и анализируя исторически политические формы в остальных европейских странах – Великобритании (сейчас монархия, во времена Оливера Кромвеля республика), Италия – прародительница Римской Империи – монархии – сейчас, республика, и ещё множество примеров. Также существуют страны, которые в процессе своего исторического развития прошли только через одну форму правления: США – республика, Саудовская Аравия – монархия.

Чтобы наиболее полно разобраться в них подробно рассмотрим каждую.

Монархия.

Это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, в разных странах такой глава государства называется по разному: император, король, царь, эмир, султан, шах и т.д.

Многие историки утверждают, что период монархической формы правления пережили все государства существовавшие до 18 века.

Власть в монархии обычно передается по наследству от отца к сыну или, в более редких случаях, от старшего брата к младшему.

существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

как правило, наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;

монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;

юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.

Но, однако, следует сказать, что во многих случаях государства, считающиеся монархическими, не удовлетворяют некоторым перечисленным признакам. Более того, в некоторых случаях трудно провести границу между монархией и республикой. Такие выборные монархии как Рим периода принципата и Речь Посполитая сохраняли республиканские институты. Император, первоначально, – республиканская чрезвычайная магистратура, а название Речь Посполитая дословно переводится как “республика”.

Существует две основных разновидности монархии по объему полноты власти и ограничений власти монарха:

Абсолютная монархия.

Это такой вид монархической формы правления, при котором вся полнота власти, что следует прямо из названия, абсолютная полнота власти, принадлежит единолично монарху. Именно название “абсолютная” и характеризует, что и судебная и исполнительная и законодательная власть в государстве сосредоточена в руках монарха.

При абсолютной монархии, государство устанавливает наивысшую степень централизации, создают разветвленный бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию; деятельность органов сословного представительства (представителей наивысших, привилегированных сословий в государстве – дворяне, военные и пр.), как правило, продолжается. Пик абсолютизма в Западной Европы приходится на 17-18 вв. В России абсолютизм существовал в 18 – начале 20 веков. С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства – монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственной казной.

Социальной опорой при абсолютизме служат дворяне. Абсолютная монархия обосновывается божественным происхождением власти. Возвеличиванию личности монарха служат подчас специально созданные организации при дворе монарха, специальный дворцовый этикет и нормы.

На начальном этапе своего развития абсолютизм носил достаточно прогрессивный характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы для всех подконтрольных территорий. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн.

В Европе наиболее ярким примером абсолютной монархии может служить эпоха королей Людовика 13 и Людовика 14 Бурбонов, в период с 1610 по 1715 гг. В Англии абсолютизм наблюдается во время правления Елизаветы 1 1558-1603 гг. Достаточно сильной королевская власть была и в Испании, однако её характеризовали скорее как деспотию. В Германии абсолютизм был, так скажем “на местах”, в отдельных княжествах.

В процессе развития и усиления капитализма в Европе принципы существования абсолютной монархии, которая была носителем феодальных порядков, стали приходить в противоречие с потребностями прогрессирующего, движущегося к новой формационной эпохе, общества. Жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные монарху. Радикальные изменения происходят внутри сословий. Во многих государствах эти противоречия решаются путем революции – Нидерландах, Англии и Франции, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную.

В современном мире существует только четыре государства, форму правления которых можно охарактеризовать как абсолютная монархия, это – Бруней, Саудовская Аравия, Оман и Катар. Власть в перечисленных государствах принадлежит только монарху.

Конституционная монархия.

Это такой вид монархии, при которой власть монарха ограничена, так что в некоторых либо во всех сферах государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в законах, таких, как конституция, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен, не только формально – юридически, но и фактически.

Конституционные монархии в свою очередь подразделяются на 2 подвида:

Дуалистическая конституционная монархиявласть монарха в данном случае ограничена главным законом страны – Конституцией, однако монарх формально, а подчас и фактически сохраняет свои довольно обширные полномочия.

Власть монарха при дуалистической монархии ограничена в законодательной сфере. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска законодательного органа и права вето в отношении принимаемых законов. Исполнительная власть формируется монархом, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.

К примеру, дуалистическая монархия существовала в Российской Империи с 1905 по 1917 гг. В Японии в последней трети 19 века.

В настоящее время в современном мире к дуалистическим монархиям можно отнести Люксембург, Монако, ОАЭ, Лихтенштейн, Иорданию.

Парламентарная конституционная монархия – в данном случае монарх не обладает достаточно значительными полномочиями во власти, а играет преимущественно представительскую, церемониальную роль. Реальная полнота власти находится в руках правительства.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха как юридически, так и фактически, ограничен практически во всех сферах государственной власти, в том числе, в законодательной и исполнительной. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, которое несёт ответственность перед парламентом. Благодаря этому парламентарная монархия может сочетаться с парламентской демократией. В этом случае правительство формируется партией или коалицией из партий, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте. Глава такого правительства обычно называется премьер-министром.

В настоящее время к парламентарным монархиям относятся – Великобритания, Дания, Бельгия, Нидерланды, Испания, Япония, Новая Зеландия, Канада, Австралия и т.д.

Республика.

Это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (к примеру, парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от той же монархии – наличие закона (кодекс, конституция и т.п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.

Современную республику отличают следующие признаки:

1. Существование единоличного главы государства – президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента – возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

2. Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.

3. Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.

4. В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

5. Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, чётком разграничении полномочий (характерно не для всех республик).

По теории большинство республик, за немногими исключениями, являются демократическими, то есть верховная власть принадлежит в них всему народу без предоставления каких-нибудь привилегий тем или иным классам, по крайней мере в теории. На практике, однако, народ при выборах является орудием общественных групп, сосредоточивающих в своих руках богатство, а вместе с ним и власть.

Республика не является синонимом демократии. Во многих государствах-монархиях демократические институты также широко распространены. Однако в республиках больше возможностей для развития демократии.

Власть в республиках может сосредотачиваться в руках различных олигархических группировок, представленных в парламенте и лоббирующих интересы этих групп.

Республики, равно как и монархии, могут быть либо простыми (Франция, Италия), либо федеративными (Россия, США, Германия), либо, наконец, они могут входить в состав больших государственных союзов как республиканских (отдельные кантоны, штаты), так и монархических; они могут быть либо независимыми, либо зависимыми (Андорра).

Главная отличительная черта современных республик, в сравнении с республиками древности – та, что они все являются государствами конституционными, то есть основой государственной жизни в них признаются неотъемлемые права личности на свободное слово, свободное передвижение, личную неприкосновенность и т.д. Вместе с тем современные республики – все государства представительные.

Существует три основных вида республик:

Парламентская республика – разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламентарной) монархией.

При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней и внешней политики.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной – в руках парламента.

Отличительными чертами, свойственными для президентской республики являются:

внепарламентский метод избрания президента;

внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства, или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку;

в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

Классической президентской республикой является США. Также это президентские республики Латинской Америки – Бразилия, Аргентина, Колумбия. Это – Камерун, Кот – д`Ивуар и пр.

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) – форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится “бицефальная” исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

В настоящее время к смешанным республикам можно отнести: Россию, Украину, Португалию, Литву, Словакию, Финляндию.

В общем, по состоянию на 2009 год в мире из 190 государств 140 являлись республиками

Сравнительно-правовой анализ формы правления Франции и Германии:

Для начала следует сказать, что и Германия и Франция, это – республики.

Суверенные, независимые, светские, демократические государства, и в Германии и во Франции имеется Президент.

Вот с местом Президента во власти, его роли в управлении страной и начинаются различия между двумя этими государствами Европы.

В Германии Президент формально – Глава государства, но это лишь формальность, реальная же исполнительная власть в Германии находится в руках Федерального Канцлера, так называемого Бундесканцлера. В его компетенцию входит назначение федеральных министров и определение политического курса правительства. Бундесканцлер избирается бундестагом (парламентом Германии) сроком на 4 года и может быть смещен со своего поста до истечения срока полномочий только с помощью механизма конструктивного вотума недоверия. В настоящее время пост канцлера занимает Ангела Мергель (лидер политической партии Христианско-демократический Союз).

Федеральный канцлер председательствует в кабинете министров. Только он имеет право формировать правительство: он отбирает министров и выдвигает обязательное для федерального президента предложение об их назначении или увольнении. Канцлер решает, сколько министров будет в кабинете, и определяет сферу их деятельности.

Таким образом, из этого следует, что форма правления в Германии это – парламентская республика, так как исполнительная власть формируется парламентом – Бундестагом, его большинством, и представитель большинства в Бундестаге и является главой Правительства, т.е. по сути, управляет страной. Президент же в ФРГ, прежде всего, исполняет представительские функции – он представляет ФРГ на международной арене и аккредитует дипломатических представителей. Кроме того, он обладает правом помилования заключённых.

С политическими, управленческими и властными полномочиями Президента во Франции все обстоит несколько иначе. Президент Республики является главой государства, главой исполнительной власти, однако премьер – министр Франции также обладает рядом полномочий сравнимых по значимости с Президентом. Вот тут то и подходим к самому интересному: соотношение полномочий президента Республики и премьер-министра зависит от расстановки сил в Парламенте, точнее – в Национальном собрании. В одном случае в Национальном собрании есть президентское большинство (то есть большинство у партии президента), в другом случае в Национальном собрании большинство составляет оппозиционная партия. Поэтому форму правления во Франции называют президентскопарламентской республикой или, проще говоря – смешанной.

Итак, рассмотрим оба случая распределения сил в парламенте Франции. В первом случае, когда большинство в Парламенте у Президента:

Президент назначает премьер-министра по своему усмотрению. Президент становится единоличным главой исполнительной власти. Премьер-министр ответственен в первую очередь перед президентом, который фактически может отправить правительство в отставку по своему усмотрению (за счет президентского большинства в Национальном собрании).

В данном случае в стране устанавливается президентская республика.

Во втором же случае, когда большинство в парламенте принадлежит партии премьер-министра:

президент назначает премьер-министра, исходя из распределения мест между партиями в Национальном собрании. Складывается ситуация, когда президент Республики принадлежит к одной партии, а премьер-министр к другой. Такое положение дел называется “сосуществованием“. Премьер-министр пользуется определенной независимостью от президента Республики, и режим носит парламентский характер.

Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и уполномочены большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель – ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель. Парламенты во всех землях, кроме Баварии однопалатные.

Ведомство федерального канцлера Германии в Берлине

Исполнительная власть на федеральном уровне представлена Федеральным правительством, во главе которого стоит бундесканцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд юстиции в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

Законодательная власть во Франции принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты – Сенат и Национальное собрание. Сенат Республики, члены которого избираются на основе непрямого всеобщего голосования, состоит из 321 сенаторов (с 2011 года их 348), 305 из которых представляют метрополию, 9 – заморские территории, 5 – территории Французского сообщества и 12 – французских граждан, проживающих за границей. Сенаторы избираются на шестилетний срок (с 2003 года, а до 2003 года – на 9 лет) коллегией выборщиков, состоящей из депутатов Национального собрания, генеральных советников и делегатов от муниципальных советов, при этом Сенат каждые три года обновляется наполовину.

Во Франции премьер-министр отвечает за текущую внутреннюю и экономическую политику, а также имеет право издавать указы общего характера. Он считается ответственным за политику правительства. Премьер-министр руководит деятельностью правительства и обеспечивает исполнение законов.

Судебная система Франции регламентируется в VIII разделе Конституции “О судебной власти”. Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи – несменяемы.

Французское правосудие основывается на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, которые обеспечиваются рядом гарантий. Закон 1977 года установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную юстицию. Также важным принципом является равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела. Законом предусмотрена и возможность кассационного обжалования.

Судебная система Франции многоступенчатая, и её можно разделить на две ветви – саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются лично судьей. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.

Еще одна отличительная особенность, скорее имеющая отношение к форме государственного устройства, но, тем не менее, если Франция унитарное государство, где провинции являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования, то Германия федеративное государство, где Земли имеют достаточную политическую самостоятельность.

форма правление франция германия

2. Тестовое задание

Решите тестовое задание (возможно несколько вариантов ответов)

1. Президент Германии избирается…

Б) Федеральным собранием;

2. Дуалистическая монархияэто монархия…

А) конституционная;

3. Глава государства является одновременно главой духовной общины или конфессии в государствах, имеющих форму правления в виде…

В) теократической монархии;

4. Парламентская республикаэто форма правления…

Б) Германии;

5. По форме правления республикой является…

Г) Иран.

Заключение

В процессе выполнения работы мы рассмотрели две основные формы правления, существующие в мире. Привели отличительные их характеристики, принципы на которых они строятся. Назвали виды и подвиды, которые включают в себя две эти формы правления. Привели примеры стран, для которых характерны данные формы правления.

Сделали сравнительную характеристику политико-правовых систем Германии и Франции. Выяснили их принадлежность к определенным формам правления. Выяснили что Германия это парламентская республика, а Франция президентско-парламентская или смешанная.

Выполнили тест, ответив на вопросы и выбрав единственно верный.

В целом выполнение работы было сосредоточено на теме касающейся форм правления в мире.

В настоящее время все прогрессивное человечество руководствуется в первую очередь принципами гуманности и демократичности. Форма правления является лишь обличием действие государственных правителей.

По сути, качество жизни и уровень правовых норм не может зависеть от формы правления, но, тем не менее самыми прогрессивными и близкими по отношению к людям считаются формы правления: республики и конституционные монархии, та как именно они дают своим гражданам и подданным наиболее четко сформулированные права и обязанности, гарантируют их исполнение и дают четкую правовую основу для защиты своих граждан и их защиты.

Список литературы

1. Ардан Ф. Франция: государственная система.6-е издание переработанное и дополненное – М., 2011.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

3. Государственное право Германии. В 2 т.4-е издание переработанное и дополненное, с изменениями от 3.12.2010. – М., 2010

4. Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. / А.В. Мелехин. – М.: Маркет ДС, 2007. – С.161-163.

5. Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А.С. – Изд-во: Городец, 2003. – С.43

Готовые работы на продажу

Для покупки вы будете перенаправлены на a24.biz.

 
4.01
kirill195
бух.учет и аудит, финансовый менеджмент, финансовый анализ, инвестиционный менеджмент, статистика, эконометрика, экономико-математическое моделирование, разработка бизнес-планов (ПО Project Expert), банковское дело и многое другое