Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Содержание

Практические и лабораторные занятия в ВУЗе

Консультативные занятия в ВУЗе

Методическая разработка лекционного занятия «Природа агрессивного поведения, методы исследования»

Методическая разработка лабораторного занятия «Самооценка личности

Литература

учебное занятие консультация

Практические и лабораторные занятия в ВУЗе

Практические и лабораторные занятия могут быть объединены под общим названием «групповые занятия», потому что на них моделируются и обсуждаются практические ситуации, встречающиеся в деятельности любого профессионала. Если это даже теоретическая деятельность научного исследователя (ученого, аспиранта или студента), то и она время от времени может иметь перед собой задачу сугубо практическую и решать ее можно обычными средствами (всем известными инструментами, орудиями или просто руками). В научном исследовании такую практическую задачу составляют лабораторные экспериментальные работы, эмпирические психолого-педагогические исследования (наблюдения, опросы, беседы и т. д.), которые приходится выполнять исследователю до получения теоретического результата. Если лекция представляет собой форму учебы и в ней решаются учебные задачи посредством теоретических рассуждений преподавателя, то все практические занятия (в том числе семинары-дискуссии по теоретическим вопросам) призваны этот теоретический вывод «приложить к практике».

Все формы практических занятий (семинары-практикумы, лабораторные и собственно практические занятия) служат тому, чтобы студенты отрабатывали на них практические действия по психологическому анализу и оценке действий и поступков (поведения) людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности [1, c. 117].

Цели практических занятий:

1) помочь студентам осмыслить изучаемый материал;

2) формировать навыки и умения интеллектуальной и учебной деятельности;

3) помочь студентам установить связь теории и практики, научить переносить знания в новые ситуации; помочь осознать связь научных знаний с их будущей профессиональной деятельностью. Для обеспечения полноценного осмысления научных знаний пользуются различные дидактические средства:

– различного рода учебные задачи (прямые, косвенные, профессиональные, различного рода задания, вопросы и т.п.); это могут быть учебные задания на составление таблиц, схем, на освоение инструкций, интерпретацию результатов диагностики и др.;

– более глубокому усвоению учебной информации способствуют опыты и демонстрации;

– особенно эффективными являются задания, связанные с профессиональной деятельностью студентов. В этом случае знания не только глубже усваиваются, но и прочнее запоминаются, так как вызывают у студентов самый живой интерес.

– уместным на практических занятиях является и изучение диагностических методик. Упор следует делать на осмысление соотношения: цель — процедура – обработка – интерпретация результатов [2, c. 52].

Существует ряд других важных аспектов методического проектирования занятия. К ним относятся прежде всего выбор дидактической стратегии (определение дидактической цели занятия, подбор соответствующих ей учебных задач и их систематизация); определение тактики проведения отдельных этапов занятия, что связано с выбором тех частных процедур, с помощью которых будут достигнуты понимание и усвоение аудиторией нового предметного содержания. Этого рода методическая работа требует операционализации процесса решения задач, выделения эмпирических критериев понимания и освоения, которых автор стремится достичь на занятии [4, c. 163].

К основным формам практических занятий могут быть отнесены следующие:

1. Семинары-практикумы, на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения. Оценка правильности решения вырабатывается коллективно под руководством преподавателя.

2. Семинары-дискуссии посвящаются обычно обсуждению различных методик психологического исследования применительно к нуждам практики, в процессе чего студенты уясняют для себя приемы и методы изучения психологических особенностей конкретных людей (детей и взрослых), с которыми им придется работать.

3. Собственно практические занятия проводятся в стенах самого учебного заведения или в местах практики студентов и имеют целью обучить их решению специфических задач по профилю своей специальности. Это могут быть задачи по разрешению психологического конфликта в ученическом коллективе класса — для школьного психолога; задачи по распознаванию нервно-психических расстройств по представленным симптомам и постановке примерного диагноза — для медицинских психологов; задачи по психологической экспертизе правонарушений или психологическому консультированию правоведов — для юридического психолога и т. д. [1, c. 118].

Лабораторные занятия в курсе психологии предоставляют большие возможности для полноценного решения задачи психологического образования студентов. Усвоение психологических знаний здесь стимулируется экспериментом, наблюдением, анализом практики, собственного опыта студентов, подготовкой творческих докладов, дискуссиями, анализом конкретных ситуаций и др.

Лабораторные занятия способствуют:

Расширению и углублению психологических знаний студентов;

Выработке умения применять психологические знания на практике, в частности умения наблюдать и анализировать в психологическом плане собственное поведение и поведение других людей, умения управлять собственным поведением и поведением других людей в сложных условиях спортивной деятельности и в многообразных жизненных ситуациях;

Формированию профессионального педагогического интереса к вопросам самоанализа, совершенствования путем самовоспитания;

Знакомству с методами и приемами психологических исследований;

Формированию навыков самостоятельной работы над научной литературой и проведения психологических исследований;

Выработке умения обобщать экспериментальные факты и готовить доклады; развитию разносторонних качеств умственной деятельности; самостоятельному творческому подходу к действительности; умению отстаивать и доказывать свои взгляды;

Подготовке студентов к учебно-исследовательской и научно-
исследовательской работе [5, c. 4].

Лабораторные занятия по психологии являются необходимым звеном учебного процесса. Они необходимы в курсах общей и экспериментальной психологии.

Цель лабораторных занятий – обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии как науки.

Здесь студент практически знакомится с основами экспериментальной психологии, ему прививается профессиональный интерес к эксперименту, он приобретает первые практические навыки проведения опытов, отрабатывает ряд классических методик.

Практическое знакомство с экспериментальными методами психологии содействует более полному и глубокому усвоению психологии как экспериментальной науки.

Лабораторные занятия по психологии можно подразделить на два вида: 1) занятия, проводимые в лабораторных условиях с использованием технической аппаратуры и специального оборудования: 2) проводимые в обычной аудитории.

На лабораторных занятиях целесообразно предоставить студентам возможность пройти диагностическое обследование с помощью аппаратурных методик, познакомить с работой полиграфа (детектора лжи).

Успешное знакомство с психологическим экспериментом возможно лишь при выполнении определенных правил, которые должны быть доведены до сведения студентов.

Необходимо тщательное предварительное ознакомление студента с необходимым вопросами теории, с имеющимися в науке результатами, методикой предстоящего эксперимента, техническим оборудованием и аппаратом математической обработки.

В связи со строго лимитированным временем лабораторных занятий студенты должны четко знать и выполнять свои рабочие обязанности. В типовой экспериментальной группе это – экспериментатор, наблюдатель, ассистент, испытуемый.

При оформлении и анализе лабораторных работ следует обратить особое внимание на формулирование и аргументацию итоговых выводов. Эти выводы учитываются преподавателем на зачетах или экзаменах.

В обычной аудитории можно проводить лабораторные занятия, которые не требуют специального оборудования. Это работа в основном с диагностическими тестами, для которых достаточно наличия текстов заданий и бланков для ответов.

Здесь отрабатываются навыки постановки диагноза, обработки и интерпретации индивидуальных и групповых результатов.

Задачей преподавателя является обеспечить понимание студентами всех этапов диагноза и своевременно проконтролировать уровень этого понимания у каждого студента. Это можно обеспечить лишь при небольшом количестве студентов в группе, поэтому для проведения лабораторных занятий учебная группа (25 чел.) должна делиться пополам.

На аудиторных лабораторных занятиях обычно выполняются и различные упражнения при обучении психологов профессиональным навыкам (консультирования, делового взаимодействия, терапии и т.п.). Например, работа в парах, техники «пустой стул», «групповой портрет», «групповая лепка» и др.;

На лабораторных занятиях целесообразно организовывать учебные демонстрации и опыты.

Демонстрация – это показ преподавателем фрагментов экспериментов, иллюстрации психологических закономерностей, связей между явлениями и т.д.

К демонстрациям можно отнести: эксперимент Д.Н. Узнадзе с возникновением установки; иллюстрации иллюзий; просмотр фрагментов учебного фильма; театрализация (например, «Трое в лифте»: три студента демонстрируют поведение людей трех темпераментов: холерика, сангвиника и меланхолика, застрявших в лифте, а четвертый студент изображает флегматика – диспетчера. Студенты должны узнать, кто есть кто, и объяснить свой выбор).

Опыт предполагает выполнение определенного действия самими студентами с целью убедиться в достоверности явления.

К опытам можно отнести:

– опыт на установление различий между ощущениями и восприятиями (одного студента просят вытянуть руку ладонью вверх и закрыть глаза. Движения ладонью запрещается. Затем на ладонь преподаватель кладет какой-то небольшой предмет и просит студента сказать, что он чувствует. Студент обычно фиксирует только отдельные свойства предмета: легкий, холодный… После этого разрешается ощупать предмет, не открывая глаз, и сказать, что за предмет в его руке. Предмет теперь называется целостно: ключ, монета…). На основании опыта делается вывод о различиях ощущений от восприятий;

– опыт на воображение: студентам предлагается представить циферблат часов, где стрелки показывают 22 минуты седьмого, затем мысленно поменять стрелки часов местами и определить, который час;

– опыт, иллюстрирующий эффективность коллективного мышления;

– игру «Разгадывание ситуаций». Это популярная студенческая игра. Ведущий (преподаватель) дает краткое описание ситуации, которое не позволяет сразу определить суть. Студенты должны разгадать ее. Можно задавать ведущему уточняющие вопросы, но так, чтобы ответ можно было бы дать только «да» или «нет». Чем внимательнее студенты слушают вопросы друг друга, тем быстрее они разгадывают ситуации;

– опыт Аристотеля: студентам предлагается скрестить средний и указательный пальцы и между кончиками пальцев положить маленький хлебный шарик, круглую резинку, карандаш или просто прикоснуться этими скрещенными пальцами к кончику своего носа. У студентов возникнет представление, что они прикасаются к двум разным предметам, двум шарикам, двум карандашам, двум носам. Эта иллюзия возникает потому, что раздражаются две точки, которые на практике не работают вместе [2, c. 54 – 56].

Таким образом, практические и лабораторные занятия в ВУЗе содействуют более полному и глубокому усвоению психологии как экспериментальной науки.

Консультационные занятия в ВУЗе

Консультация как вид учебных занятий — это беседа преподавателя и студентов, в которой студенты спрашивают совета и разъяснений преподавателя по определенным вопросам, связанным с учебным процессом. Консультация может проводиться индивидуально со студентом или с группой студентов. Она может иметь разные цели. Например, это может быть разъяснение отдельных трудных вопросов учебного курса в специально отведенные для этого еженедельные часы консультаций. Консультации проводятся также во время подготовки студентов к экзаменам и способствуют обобщению знаний студентов по учебному курсу.

Типичным видом учебных консультаций являются консультации как методологическая и методическая помощь при написании рефератов, при выполнении курсовых и дипломной работ.

Реферат является формой самостоятельной учебной работы по предмету, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету — углубленное изучение определенной проблемы изучаемого курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу.

При подготовке реферата необходимо использовать достаточное для раскрытия темы и анализа литературы количество источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме. В качестве источников могут выступать публикации в виде книг и статей. Требования к объему и качеству выполнения реферата по психологии зависят от специальности, которой обучается студент. Для студентов-психологов требования к реферату, конечно, иные, чем для студентов педагогической или технической специальности.

Задачей курсовой работы может быть освоение студентом умений выполнения реферативных форм научной работы. При этом студенты должны усвоить не только способы отбора, группировки и обобщения информации, но, прежде всего, умение находить нерешенные проблемы по изучаемой теме, спорные вопросы и подходы к отдельным проблемам, определять степень достоверности информации, содержащейся в изучаемой литературе, ее доказательность.

Задачей курсовой работы может быть освоение студентом умений выполнения эмпирической научно-исследовательской деятельности. При этом должна быть решена конкретная проблема научной психологин, связанная с изучаемой проблемой, и в письменном виде представлены обоснования цели, гипотезы и метода, использованного в работе, описание хода работы и ее результатов. Эмпирическая работа также должна содержать реферативную часть, в которой на основе изучения литературы характеризуется состояние изучаемой проблемы.

Задачей курсовой работы может быть освоение студентом умений в области практической психологии. Курсовая работа этого типа может заключаться в разработке или адаптации методик психодиагностики или психологического консультирования, в разработке программ психотерапии, психокоррекции, развивающей работы, психологической профилактики или просвещения. При этом должна быть решена конкретная задача практической психологии и в письменном виде представлены обоснование и описание цели, задач, использованных форм, методов и методик практической работы, ее хода и результатов. Соответствующая разработка должна иметь новизну. В такой курсовой работе также должна содержаться реферативная часть, в которой на основе изученной научной литературы характеризуется состояние изучаемой проблемы.

Целесообразным представляется сочетание в курсовой работе реферативных, эмпирических и практических форм учебной и научной деятельности студента.

В ходе выполнения дипломной работы студент опирается на умения, освоенные им при выполнении курсовых работ на предшествующих курсах, по научному анализу литературы по теме исследования, по выполнению эмпирической научно-исследовательской работы и по решению проблем в области практической психологии. Как правило, тема дипломной работы является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых работ. Основная особенность дипломной работы (по сравнению с курсовой) — ее комплексный теоретико-экспериментальный характер.

При написании реферата, курсовой и дипломной работы осваиваются умения грех основных типов:

1) поиска информации и оформления научной мысли реферативного типа;

2) планирования, проведения эмпирического исследования и оформления его результатов;

3) планирования, проведения инновационной работы в области практической психологии и оформления ее результатов [3, c. 136 – 137].

Именно консультативные занятия помогут решить основные вопросы, возникающие у студентов при написания курсовых, реферативных, дипломных работ и при изучении основных вопросов курса психологии.

3. Методическая разработка лекционного занятия «Природа агрессивного поведения, методы исследования»

Цель лекции: доказать необходимость исследования агрессивного поведения в связи с теорией деятельности, раскрыть методы исследования агрессивного поведения.

План лекции.

1. Основные подходы к исследованию агрессивного поведения.

2. Основные принципы теории фрустрации.

3. Примеры проявления агрессивного поведения и соотношение с введенными понятиями.

4. Агрессия — конкретный способ поведения, требующий исследования.

5. Методы исследования агрессивного поведения.

6. Заключение.

План-конспект содержания лекции

1. Основные подходы к исследованию агрессивного поведения.

Необихевиористская ориентация. Гипотеза фрустрации агрессии (И. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Мауер и Р. Сиере).

Наличие агрессивного поведения предполагает фрустрацию, и наоборот.

Дать пределения: фрустрации, агрессии, «сдерживания», «смешенной агрессии».

1940-е гг. Авторы модифицировали гипотезу. Агрессия — естественное, но не неизбежное последствие фрустрации; агрессия–доминантная реакция, фрустрация – провоцирующее условие.

Рассказ о школе групповой динамики. К. Левин и Т. Дембо показали возможность иных, чем агрессия, реакций. Ознакомить с экспериментами Т. Дембо (вызывание гнева).

А. Маслоу, С. Розенцвейг, А. Бандура утверждали: фрустрация – не единственный фактор, приводящий к агрессии. С. Фенебек. Участие в агрессии имеет 3 эффекта: I) может уменьшать агрессию (драйв); 2) усиливать; 3) изменять силу сдерживаний. Фрейдистские и неофрейдистские ориентации.

2. Основные принципы теории фрустрации.

Эвристическая теория С. Розенцвейга.

Знакомство с уровнями психобиологической защиты: а) клеточный; б) автономный; в) корковый (эгозащитный); г) уровень, имеющий отношение к защите социальных групп. На третьем уровне выделяются типы реакций и направленность: а) экстрокарательные; б) интрокарательные; в) некартельные.

3. Примеры проявления агрессивного поведения и соотношение с введенными понятиями.

Рассказ об агрессивном поведении в спорте и его асоциальное проявление. Примеры.

4. Агрессия — конкретный способ поведения, требующий исследования.

Четырехкомпонентная структура теории деятельности. Виды конкретной деятельности с возможными проявлениями агрессии. Агрессивное поведение в контексте теории деятельности.

5. Методы исследования агрессивного поведения.

Методы исследования: модифицирующий эксперимент Т. Дембо; исследование гнева: метод рисуночной ассоциации С. Розенцвейга и его применение.

Раскрыть ситуации: заблокированные, субэгоблокированные.

Рассказ о направленности агрессии: экстрапозитивная, интрапозитивная, иммунитивная.

Знакомство с оценками по реакциям: препятственно-доминантные, эгозащитные, необходимо-упорствующие.

Раскрыть принцип построения методики. Ее соотношение с другими проективными методиками: ТАТ и ассоциативный эксперимент. Возможность применения. Использование метода в отечественной психологии (Тарабарина, Фетисова, Гаврилова).

Психологическое строение механизмов реализации агрессивного повеления может, например, оказаться таким, как и альтруистическое поведение. Различие только в направленности деятельностей.

Исследования агрессивного поведения в настоящее время носят прагматический характер. Препятствия для теоретического осмысления — в понимании психологического содержания агрессивного поведения: 1) идеологические установки; 2) неосознанность диагностической значимости исследований агрессии в психологии.

В современном обществе достаточно сильна также тенденция заменять задачу анализа социально-экономических и социально-политических корней насилия и агрессии социально-психологическим анализом.

Важно отметить:

1) общим недостатком теорий фрустрации и агрессии является их эмпиризм, игнорирование методологических подходов;

2) единственным источником агрессии считают фрустрацию (Миллер–Даллард);

3) не указывают на те конкретные деятельности, в которых агрессия проявляется в наибольшей степени.

6. Заключение.

Выводы:

1. Рассмотрена динамика представлений некоторых направлений изучения агрессивного поведения.

2. Несмотря на слабую теоретическую разработанность, в этих направлениях затронута важная сфера психологии — агрессивное поведение.

3. Введенные и используемые в психологии понятия для исследования агрессивного поведения требуют их соотнесения со структурными и функциональными единицами деятельности (единицы деятельности и уровни установок деятельности).

4. Теоретическую модель агрессивного поведения в системе категорий можно сконструировать лишь посредством изучения конкретной деятельности, в которой проявляется агрессивное поведение.

5. Важной является проблема метода исследования агрессии. Необходим метод, с помощью которого можно получать диагностически значимые результаты.

6. Агрессивное поведение необходимо исследовать в контексте теории деятельности.

4. Методическая разработка лабораторного занятия «Самооценка личности»

Цель: Определение уровня самооценки, ознакомление с методикой се измерения.

Материал: Бланк для самооценки личности.

Методика работы: Работа коллективная. Студенты получают бланки для самооценки личности и выполняют следующее задание соответственно инструкции.

Бланк самооценки личности

Ф. И. О………………..Дата…………………

n.n.

Качества

N

d

d2

Уступчивость

Смелость

Вспыльчивость

Настойчивость

Нервозность

Терпеливость

Увлекаемость

Пассивность

Холодность

Энтузиазм

Осторожность

Капризность

Медлительность

Нерешительность

Энергичность

Жизнерадостность

Мнительность

Упрямство

Беспечность

Застенчивость

Расчет ведется по формуле: r = 1 – 0,00075 X d2

1-я инструкция: «Прочтите внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое из них в пределах от 20 до 1 балла. Оценку «20» проставьте в графе N бланка слева от того качества, которое, по вашему мнению, является самым желательным, полезным, значимым; оценку «1» — слева от качества, которое менее всех желательно, полезно, значимо; оценки от «2» до «19» расположите в соответствии с вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните, ни одна оценка не должна повторяться.

Когда выполните 1-е задание, загните левую часть бланка с оценками таким образом, чтобы они не были видны».

2-я инструкция: «В графе N справа отметьте оценкой «20» качество, которое, как вы считаете, присуще вам в наибольшей степени; оценкой «19» — качество, присущее вам несколько меньше, и т. д.; наконец, оценкой «1» — качество, характерное для вас в наименьшей степени. Помните, что оценки не должны повторяться».

Завершение работы. Определение самооценки:

1) отогните левую часть бланка;

2) начиная с верхней строки, из оценки, стоящей слева, вычтите оценку, стоящую справа; результат запишите в графе d; возведите его в квадрат и второй результат запишите в графе d2;

3) сложите все значения d2 и запишите внизу полученную сумму;

4) помножьте эту сумму на 0,00075;

5) из единицы вычтите полученное произведение.

В конечном итоге вы определите коэффициент ранговой корреляции r, который может иметь значение от +1 до –1. Он выражает характер и тесноту связи между отношением человека к качествам, названным в бланке, и самооценкой тех же качеств у самого себя. Чем ближе коэффициент корреляции к +1, тем выше самооценка личности.

Литература

1. Бадмаев Б. Ц. методика преподавания психологии. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 304 с.

2. Герасимова В. С. Методика преподавания психологии. – М.: Ось – 89, 2005. – 128 с.

3. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 250 с.

4. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. – М.: УМК «Психология», 2003. – 192 с.

5. Практические занятия по психологии. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 160 с.

5.0
user573277
Богатый опыт в области подготовки аналитических докладов, презентаций, написания научных статей, решения бизнес-кейсов. В частности, я являюсь призером и лауреатом различных конференций, автором ряда статей в журналах из списков ВАК и РИНЦ.