Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

1. Общая характеристика государственного управления в послевоенный период

СССР вышел победителем из второй мировой. Советский народ получил возможность вернуться к мирному созидательному труду. Значительно укрепились международные позиции СССР. Он превратился в одну из двух сверх держав, ликвидировал монополию США на обладание ядерным оружием, возглавил социалистическое содружество государств. В1949 г по его инициативе образуется Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), в 1955г. – Организация Варшавского договора. В то же время раскол мира на две системы и начало «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции втянула СССР в разорительную гонку вооружений, вынуждавшую направлять огромные средства на создание и поддержание паритета с США и их союзниками по НАТО в военной области.

Характерной чертой государственной системы СССР, созданной Сталиным, являлась ее персонификация, воплощавшаяся в культе личности. Приход к власти того или иного партийного лидера сопровождался, как правило, сменой курса внутренней политики, изменениями в самой политической системе. Поэтому основные этапы в развитии советской государственности в 50-60 годы XX в. совпали с нахождением на вершине власти очередного руководителя партии и государства: Сталина, Хрущева, Брежнева.

Первые послевоенные годы – это апогей сталинизма. После непродолжительного периода колебаний (1945-1947) между двумя возможностями направления политического развития – частичной либерализация режима и сохранением в неприкосновенности тоталитарного строя – был выбран второй путь. Во внутренней политике это означало приверженность к привычным административно – командным методам управления, начало нового витка политических репрессий (кампания против космополитов, «ленинградское дело», «дело врачей» и др.), во внешней политике – «советизацию» восточноевропейских стран и усиление конфронтации с Западом.

Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

После смерти Сталина (1953) начался этап либерализации внутренней и внешней политики СССР, получивший название десталинизации, или хрущевской оттепели. Были осуществлены меры по демократизации общественно-политической жизни страны, создано коллективное руководство партией и государством, прекращены репрессии и начата реабилитация их жертв, расширены права союзных республик, предприняты шаги по нормализации отношений с капиталистическими странами. Однако десталинизация проводилась непоследовательно и оказалась заложницей борьбы за власть борьбы внутри коллективного руководства. Во второй половине 50-х годов Н.С. Хрущев добился политического лидерства в стране, соединив в своих руках посты Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Принятая по его инициативе программа «развернутого коммунистического строительства», предусматривающая выход СССР на наивысшие в мире экономические и социальные показатели, не соответствовала возможностям страны. Склонность Н.С. Хрущева к непродуманным экономическим и политическим экспериментам, разрыв между словами и делами привели к ухудшению экономического положения в стране, нарастанию недовольства его политикой и в «верхах» и в «низах» общества, к дестабилизации системы управления. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущева вынудили уйти в отставку, во главе обновленного руководства страной встали Л.И. Брежнев и А.Н. Косыгин.

Годы пребывания Л.И. Брежнева на вершине власти (1964-1982) стали временем безраздельного господства партийно-государственной и хозяйственной номенклатуры, окончательно консолидировавшейся в правящий класс советского общества. К 1970-х гг. государственно-партийный социализм достиг высшего пика своего развития.

Коммунистическая партия занимала ведущее положение в советском обществе. До 1952 года она называлась Всесоюзной коммунистической партией (большевиков), с 1952 г. – Коммунистической партией Советского Союза.

В 1930-х. г. Сталин, овладев партийным аппаратом, фактически встал над партией, превратив ее в послушное орудие своей политики. Съезд партии, являющийся согласно Уставу высшим партийным органом, не собирался с 1939 года по октябрь 1952 г. Крайне нерегулярно созывались пленумы ЦК. Были случаи, когда члены Политбюро ЦК и Секретариата ЦК назначались и смещались со своих постов без формального согласия Пленума ЦК. Практически не проводились и заседания Политбюро ЦК. От его имени действовала узкая, произвольно подобранная Сталиным группа из 6-7 человек (состав Политбюро в 1946-1952 гг. 11-13 членов).

В октябре 1952 году состоялся XIX съезд КПСС. Он внес поправки в Устав партии, изменившие структуру ее руководящих органов. Высшим партийным органом остался съезд, на котором избирали новый состав Центрального комитета. Предусматривался регулярный созыв пленумов ЦК. Вместо политбюро для руководства деятельностью ЦК между пленумами создавался Президиум ЦК. По сравнению с Политбюро его состав его состав увеличивался почти в двое. На октябрьском (1952) Пленуме ЦК были избраны 25 членов и 11 кандидатов в члены Президиума ЦК. Функции проверки исполнения решений партии и подбора кадров возлагались на секретариат ЦК, состав которого так же расширялся. Существовавшее с января 1919 года Оргбюро ЦК упразднялось. Цель этой реорганизации, проведенной по инициативе стареющего Сталина, заключалась в ослаблении влияния так называемой старой гвардии – В.М. Молотова, К.Е. Ворошилова, Л.М. Кагановича, А.И. Микояна. В пользу этой версии говорит то, что их включили в состав созданного вопреки Уставу КПСС Бюро Президиума ЦК.

В Уставе партии ни чего не говорилось о должности генерального секретаря ЦК. С апреля 1922 года им являлся Сталин. Однако, начиная с 1934 года, в информационных сообщениях о пленумах ЦК, формировавших исполнительные органы партии, имя Сталина всегда упоминалось перед другими членами Секретариата ЦК, но без указания должности Генеральный секретарь. И лишь в обращении ЦК КПСС, Совета министров СССР и Верховного Совета СССР в связи с кончиной Сталина (март 1953 г.) последний был назван Генеральным Секретарем ЦК КПСС.

Сразу же после смерти Сталина количественный состав Президиума ЦК был сокращен до обычных 10 человек, а не предусмотренное Уставом Бюро Президиума – ликвидировано. В сентябре 1953 года Пленум ЦК учредил пост Первого секретаря ЦК, на который был избран Н.С. Хрущев.

В 1950-1960-х годах происходило укрепление политической роли Президиума ЦК в структуре руководящих партийных органов. В октябре 1964 г. члены Президиума ЦК, не довольные политикой Н.С. Хрущева, сумели через Пленум ЦК провести решение об освобождении его с постов Первого секретаря ЦК и Председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем был избран Л.И. Брежнев.

На XXIII съезде партии (март-апрель 1966 г.) Президиум ЦК переименовывается в Политбюро ЦК, а должность Первого секретаря – в Генерального секретаря. Эти перемены не сопровождались изменением содержания деятельности данных органов.

В 1960-е годы начинают складываться организационные основы КПСС и организационный механизм партийного руководства советским обществом. Верховный орган партии – съезд КПСС, созывавшийся в соответствии с Уставом не реже одного раза в пять лет, – заслушивал отчеты ЦК, обсуждал очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики и основные направления экономического и социального развития СССР на предстоящую пятилетку, избирал ЦК партии, решал другие вопросы партийной и государственной жизни. Пленум ЦК выбирал Генерального секретаря, формировал постоянно действующие руководящие органы партии – Политбюро, Секретариат, Комитет партийного контроля. Политбюро являлось коллективным руководящим органом, а секретари ЦК отвечали за конкретный участок работы – идеологию, международные вопросы, сельское хозяйство, промышленность и т.д.

Разветвленная сеть партийных организаций строилась по территориально – производственному признаку. В каждой союзной и автономной республике, крае, области, городе, районе действовала своя партийная организация. Ее высшим руководящим органом являлась конференция (в союзной республике – съезд), а руководителем – соответствующий первый секретарь (ЦК союзной республики, крайкома, обкома, горкома, райкома). На предприятиях, в учреждениях и организациях создавались так называемые первички – партийные организации, построенные по производственному принципу. Организационные строение и деятельность КПСС основывались на принципах «демократического централизма», предусматривавшего руководство всеми партийными организациями из одного центра, подчинение меньшинства большинству, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих.

2. Высший и местный государственный аппарат в СССР в 5060 годы XX в.

Высшим органом государственной власти СССР по Конституции СССР 1936 г. являлся Верховный Совет СССР. Он избирался гражданами СССР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на четыре года. Верховный Совет был правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР в том числе: принятие и внесение изменений в Конституцию СССР, принятие в состав СССР новых союзных республик, образование новых автономных республик и областей, утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственного бюджета и отчета о его исполнении, создание подотчетных ему органов. С созданием Верховного совета СССР прекратили свое существование съезды Советов СССР.

Верховный Совет СССР первого созыва был избран в декабре 1937 года и приступил к работе в 1938 году. В 1946 году прошли выборы Верховного Совета СССР второго созыва. Основной формой работы Верховного совета являлась сессия. При Сталине имело место нарушение конституционных сроков созыва сессий Верховного Совета не только во время войны, но и в после военный период. С 1954 года сессии Верховного Совета стали проводится в строгом соответствии с Конституцией, то есть не менее двух сессий в год.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Палаты различались по способу формирования. Члены Совета Союза избирались от всего населения страны по избирательным округам с приблизительно равной численностью избирателей, а члены Совета Национальностей по норме 32 депутата от союзной республики, 11 депутатов от автономной республики, 5 депутатов от автономной области и 1 депутат от национального округа.

Каждая палата избирала своего председателя, руководившего заседаниями, и его заместителей, а так же совещательный орган – Совет старейшин, на который возлагалось проведение организационной работы: определение повестки дня, установление регламента и т.д. Если проводились совместные заседания палат, то председатели вели их поочередно.

Палаты могли создавать постоянные комиссии. Первоначально их было четыре: мандатная; законодательных предложений; планово-бюджетная; по иностранным делам. Позднее к ним добавились комиссии: по делам молодежи; по промышленности; транспорту и связи; строительству и промышленности стройматериалов; по сельскому хозяйству; по здравоохранению и социальному обеспечению; по товарам народного потребления ит.д.

В задачи постоянных комиссий входили разработка законопроектов по собственной инициативе или по поручению палаты, подготовка заключений или поправок к ним, контроль за выполнением министерствами и ведомствами Конституции СССР и других законов.

Постоянно действующим высшим органом государственной власти являлся Президиум Верховного Совета СССР. Он избирался на первой сессии Верховного Совета нового созыва и был ответственен перед ним. Неофициально Президиум Верховного Совета называли «коллегиальным президентом». Особенно велики были его полномочия в вопросах государственного строительства. Он устанавливал систему и компетенцию центральных государственных органов по руководству народным хозяйством и социально – культурной сферой, образовывал министерства и ведомства, назначал и смещал министров и других должностных лиц. Указы Президиума Верховного Совета подлежали утверждению на сессии Верховного Совета. Руководил деятельностью Президиума его Председатель. Эту должность в 50-60 годы XX в. последовательно занимали Н.М. Шверник (1946-1953), К.Е. Ворошилов (1953-1960), Л.И. Брежнев (1960-1964), А.И. Микоян (1964-1965), Н.В. Подгорный (1965-1977) и другие.

В систему органов государственного управления СССР входили правительство СССР, правительства союзных республик, министерства и ведомства СССР и союзных республик.

Высшим органом государственного управления являлось правительство СССР. Конституция СССР 1936 года определила его как «высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти». До 15 марта 1946 года правительство СССР именовалось Советом народных комиссаров, а с 15 марта 1946 года – Советом Министров. Правительство образовывалось Верховным Советом СССР и было ему подотчетно. В его состав включались Председатель Совета Министров, его заместители, министры и председатели никоторых комитетов при правительстве. Количественный состав Совета Министров постоянно менялся. Будучи органом государственного управления общей компетенции, Совет министров СССР осуществлял общее руководство народным хозяйством, социально-культурной сферой, развитием науки, обороной, внешней политикой, охраной общественного порядка и т.п. Он был наделен правом приостанавливать действие постановлений и распоряжений правительств союзных республик, отменять приказы и инструкции министерств. Совет министров непосредственно контролировал исполнение своих актов.

В первое послевоенное десятилетие Председатель Совета Министров занимал высшее место во властной иерархии СССР, но в 1954 -1955 г.г. он был оттеснен на второй план Первым секретарем ЦК КПСС. В послевоенное время на посту председателя Совета Министров находились: И.В. Сталин (1941-1953, до 1946 – председатель совета народных комиссаров), Г.М. Маленков (1953-1955), Н.А. Булганин (1955-1958), Н.С. Хрущев (1958-1964), А.Н. Косыгин (1964-1980) и др.

К центральным органам государственного управления СССР до 1946года относились наркоматы и ведомства СССР. В марте 1946 г. в связи с преобразованием Совета народных комиссаров в Совет Министров все наркоматы были переименованы в министерства. Министерства являлись центральными отраслевыми органами государственного управления. Они осуществляли непосредственное руководство отдельными отраслями народного хозяйства, социально-культурной и административно-политической сферами. Министры их возглавляющие входили в состав правительства. Они единолично руководили порученной им отраслью, издавая приказы и инструкции.

В отличие от министерств ведомства – государственные комитеты, комиссии и главные управления – не имели четкого правового статуса. Они могли создаваться для координации деятельности министерств и ведомств по общим для всех отраслей вопросам управления (Госплан, Госкомцен, Госснаб) или для узкоотраслевого управления (Госкомитет по профтехобразованию, Главное архивное управление и т.д.). Ведомства так же подразделялись на следующие:

1) Предусмотренные Конституцией СССР и образуемые правительством. Руководители ведомств первой группы могли включаться в состав правительства. Государственные комитеты и комиссии являлись коллегиальными органами и возглавлялись соответствующими председателями. Главные управления, как и министерства, действовали на основе единоначалия.

Все министерства и ведомства СССР относились к одной из двух категорий: или к общесоюзным, или к союзно-республиканским. Общесоюзные министерства и ведомства управлялись отраслями, отнесенными Конституцией к ведению Союза ССР, и осуществляли непосредственное руководство подведомственными объединениями, предприятиями, учреждениями. Союзно-республиканские министерства и ведомства СССР управляли отраслями, отнесенными Конституцией к совместному ведению Союза ССР и союзных республик, и осуществляли непосредственное руководство только объединениями, предприятиями, учреждениями союзного подчинения, а всеми другими подведомственными объектами управления – через одноименные министерства и ведомства союзных республик. К середине 1960 годов в нашей стране в нашей стране было 600 министров и ведомств разного уровня.

Национально-государственное устройство СССР характеризовалось широкой пестротой и до начала 1960 годов не отличалось стабильностью. Оно отражало все зигзаги национальной политики Советского государства. Так, на завершающем этапе Великой Отечественной войны под надуманным предлогом волюнтаристским решением Сталина были ликвидированы, Калмыцкая, Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская, и Крымская АССР. В 1957-1958 годах три из них были восстановлены.

К середине 1960 годов в составе СССР насчитывалось 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 национальных округов. Союзные республики непосредственно входили в состав СССР, и за ними по Конституции сохранялось право на выход из него. Большинство автономных республик (16 из 20) располагалось на территории РСФСР.

Союзные и автономные республики считались государствами. Они имели свои Конституции и могли создавать собственные органы государственной власти и управления. Система этих органов в союзных и автономных республиках была схожей и копировала систему государственных органов СССР. Высшим органом государственной власти в союзных и автономных республиках являлись однопалатные Верховные советы, избиравшиеся населением и работавшие сессионно.

Органами государственной власти и управления на местах являлись советы и их исполнительные комитеты. По Конституции СССР 1936 года они именовались Советами депутатов трудящихся, по Конституции СССР 1977 г.- Советами народных депутатов. Система местных Советов строилась с учетом административно – территориального деления страны и включала в себя три звена: верхнее – Советы областей, краев (только в СССР), округов, городов республиканского значения; среднее – Советы районов и городов областного значения, низовое – поселковые и сельские Советы, а так же городов районного значения.

Краевые, областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы являлись выборными органами государственной власти. Все они избирались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий местных советов по Конституции СССР 1936 года был установлен в два года. Местные Советы работали сессионно, проводя от 4 до 6 сессий в год. При необходимости местные Советы могли формировать состоявшие из депутатов постоянные комиссии – бюджетную, школьную, коммунального хозяйства, торговли и т.д.

Исполнительными и распорядительными органами Советов являлись их исполкомы. Они функционировали постоянно в составе председателя, его заместителей, секретаря и нескольких членов. Чем выше был уровень местного исполкома, тем многочисленнее он был по составу.

Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственной и общественной жизни местные Советы (за исключением сельских) образовывали отраслевые отделы и управления исполкомов (финансов, народного образования, здравоохранения и т.д.). Они находились в двойном подчинении: по горизонтали – у своего исполкома, по вертикали – у вышестоящего отраслевого органа управления.

В первой половине 1960 годов местные Советы стали объектом управленческого эксперимента. В ноябре 1962 года было решено разделить краевые, областные и районные Советы на промышленные и сельские. Полная нежизнеспособность такой реорганизации стала очевидна очень скоро. Нарушилось единство власти, появились неразбериха в управленческих структурах. В ноябре 1964 года во всех краях, областях и районах были восстановлены единые Советы.

3. Органы управления промышленностью в СССР в 19501960 годы XX в.

В послевоенный период продолжала функционировать сложившаяся в 1930 – х г.г. отраслевая система управления. Во главе каждой отрасли стоял промышленный наркомат, управлявший подведомственными предприятиями на территории всей страны.

В марте 1953 года умер Сталин. Его кончина вызвала импульсивное стремление сконцентрировать основные нити управления в немногих министерствах и ведомствах. Уже 15 марта 1953 года был принят закон «О преобразовании министерств СССР». Это общая реорганизация коснулась 21 промышленного министерства из двадцати пяти. Было оставлено 11 промышленных министерств.

Общая реорганизация министерств 1953 г. была вызвана, прежде всего, политическими мотивами и не была подготовлена экономически, поэтому она не принесла желаемого результата. Министерства оказались слишком громоздкими, не способными оперативно руководить производством. Уже в конце 1953 – начале 1954 года началось их новое разукрупнение, и почти все упраздненные промышленные министерства были восстановлены.

В середине 1950-х. годов новое руководство СССР берет курс на расширение прав союзных республик. В отношении промышленности это выразилось в передаче из союзного в республиканское подчинение свыше 11 тысяч предприятий.

В мае 1957 г. сессия Верховного Совета СССР приняла закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством». В соответствии с ним все промышленные и строительные министерства ликвидировались. В общей сложности было упразднено 141 общесоюзное, союзно-республиканское и республиканское министерство. Территория страны делилась на экономические административные районы. Их образование отнесено к компетенции союзных республик. Всего было создано 105 экономических районов, в том числе: в РСФСР – 70, на Украине – 11, в Казахстане – 9, в Узбекистане – 4, в остальных 11 союзных республиках по одному.

Для руководства промышленными предприятиями и строительными организациями, расположенными на территории экономического района, создавались территориальные органы управления – советы народного хозяйства (совнархозы).

В отличие от министерств совнархозы были коллегиальными органами. Первоначально их аппарат был невелик: председатель, его заместители, руководящие и технические работники. Но со временем его численность резко поползла вверх. Аппарат совнархозов состоял из отраслевых (их было большинство) и функциональных отделов. Совнархозы непосредственно подчинялись Советам Министров республик.

Главным преимуществом территориальной системы управления стало, то, что руководство промышленностью оказалось приближенно к предприятиям, к производству. Совнархозы обеспечивали также комплексный подход к развитию экономических районов, что имело немаловажное значение, особенно для отдаленных от центра регионов. Наконец создание совнархозов позволило частично сократить управленческий аппарат.

В 1962 году было проведено укрупнение экономических районов, число которых сократилось со 105-ти до 43-х. В ноябре 1962 года был образован Совет народного хозяйства СССР (СНХ), осуществлявший руководство деятельностью совнархозов через республиканские Советы Министров. Параллельно с ним в марте 1963 года был создан Высший совет народного хозяйства народного хозяйства СССР (ВСХН). Причем не было проведено четкого разграничения полномочий между этими руководящими структурами.

Все это, вместе взятое, а так же субъективный фактор отставка Н.С. Хрущева – привели в 1965 году к отказу от территориальной системы управления промышленностью. Главной причиной неудачи совнархозов было то, что в основе реформы управления промышленностью лежали не экономические, а видоизмененные административно – командные методы.

В октябре 1965 года было принято решение о возвращении к отраслевой системе управления промышленностью ВСНХ СССР и СНХ СССР, республиканские совнархозы, совнархозы экономических районов и сами экономические районы упразднялись. Восстанавливалась система промышленных министерств. Всего было образовано 29 общесоюзных и союзно-республиканских промышленных министерств. Общесоюзные министерства создавались для управления машиностроительным и оборонным комплексом, а так же предприятиями электрорадиотехнической и газовой промышленности. Для управления другими отраслями промышленности создавались союзно-республиканские министерства.

Восстановление системы промышленных министерств происходило в условиях проведения экономической реформы 1965-1967 гг. («реформа Косыгина»). Она была самой крупной за весь послевоенный период, попыткой перестройки экономики в соответствии с требованиями времени. Среди мероприятий реформы значились расширение самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет и самоокупаемость, усиление роли экономических рычагов управления. Поэтому, возвращаясь к отраслевой системе, надеялись избежать присущие ей негативные черты, такие как излишняя централизация, ведомственность, подавление инициативы на местах, разбухание аппарата управления и т.д. Министерства должны были осуществлять общее руководство отраслью в условиях новых принципов планирования и значительно возросшей самостоятельности предприятий. Но на практике они неохотно расставались с привычными директивными методами управления, шаг за шагом умаляя реальное значение полученной предприятиями самостоятельности. Экономическая реформа не смогла изменить основы административно-командной системы и постепенно сошла на нет, усилив ведомственный подход к управлению промышленностью. Опять начался процесс разукрупнения министерств.

реформа советский государственный управление

4. Органы управления другими отраслями народного хозяйства в СССР в 5060 годы XX в.

В марте 1946 года система управления сельским хозяйством перестраивается по отраслевому признаку. Все сельскохозяйственные предприятия, независимо от форм собственности, были распределены по профилю между тремя министерствами: земледелия, животноводства и технических культур. Общее кураторство над колхозами поручалось Совету по делам колхозов при совете министров СССР.

Однако отраслевая система управления сельским хозяйством оказалась малопригодной, и менее через год от нее пришлось отказаться.

Во время общей реорганизации министерств (март 1953 г) все сельскохозяйственные министерства сливаются в одно ведомство. Но уже в сентябре 1953 года восстанавливаются самостоятельно министерство сельского хозяйства и министерство совхозов (последнее было упразднено в 1957 году). В 1953-1954 годах проводится перераспределение полномочий между центром и республиками по управлению сельским хозяйством.

На конец 1950-х начало 1960-х годов приходится период увлечения административными реорганизациями в области сельского хозяйства. Причины его отставания виделись Н.С. Хрущеву и другим советским руководителям не в сущности аграрной политики (деревня традиционно рассматривалась лишь как сырьевой придаток города), а в несовершенстве организационных форм управления отраслью. Отсюда частые и, к сожалению не всегда продуманные преобразования. В 1958 году началась реорганизация машино-тракторных станций (МТС), созданных еще в годы коллективизации для организационной и технической помощи колхозам. МТС упразднялись, а находившаяся в их распоряжении техника подлежала обязательному выкупу колхозами.

В марте 1962 года состоялся пленум ЦК КПСС, посвященный вопросам управления сельским хозяйством. Предложенная им система органов управления (Комитет по сельскому хозяйству СССР и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства СССР, Министерство производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов союзных республик и их органы в краях и областях, разделение краевых и областных Советов на промышленные и сельские) оказалась нежизнеспособной. Децентрализация управления затронула лишь верхние этажи управленческой пирамиды и не сопровождалась расширением самостоятельности совхозов и колхозов.

В марте 1965 года было принято постановление ЦК КПСС и совета министров СССР «О повышении роли Министерства сельского хозяйства СССР в руководстве колхозным и совхозным производством», восстановившее централизованную систему управления сельским хозяйством с Министерством сельского хозяйства СССР во главе.

После войны в систему транспортных ведомств входили: Министерство путей сообщения (управление железнодорожным транспортом), Министерство морского флота, Министерство речного флота и Главное управление гражданского воздушного флота. Все транспортные ведомства являлись общесоюзными органами. В ноябре 1952 года было создано Министерство автомобильного транспорта.

Общая реорганизация Министерств в марте 1953 года не коснулась лишь Главного управления гражданского воздушного флота. Министерства морского флота и речного флота объединены в одно ведомство. Однако уже в августе 1953 года было восстановлено Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог, а через год разукрупнено Министерство морского и речного флота. В 1964 году Главное управление гражданского воздушного флота преобразуется в Министерство гражданской авиации.

Важнейшей особенностью управления транспортом являлось наличие экстерриториальных местных органов, система которых не совпала с административным делением страны, например, у Министерства путей сообщения, это были управления железных дорог, у Министерства морского флота – управления морских пароходств, у Министерства речного флота – бассейновые управления водных путей.

В систему органов управления торговлей входили Министерство внешней торговли и Министерство торговли. Министерство внешней торговли являлось общесоюзным ведомством и ведало торговыми операциями с зарубежными странами. Министерство торговли имело статус союзно-республиканского ведомства и руководило государственной оптовой и розничной торговлей через одноименные министерства союзных республик. С марта по август 1953 года оба министерства входили в одно ведомство. В январе 1955 года для развития экономического сотрудничества со странами Восточной Европы было создано Главное управление по делам экономических связей со странами народной демократии при Совмине СССР, преобразованные в 1957 г. в Госкомитет по внешнеэкономическим связям.

Приход к территориальной системе управления промышленностью и строительством повлек за собой временную ликвидацию (с1958 по 1965 гг.) Министерства торговли СССР.

В СССР существовала плановая экономика. Первый общегосударственный плановый орган – Государственная плановая комиссия при Совете труда и обороны (Госплан) – появился в июле 1923 г. С 1936 года Государственная плановая комиссия действовала при Совнаркоме. Согласно Конституции СССР 1936 года утверждение перспективных и текущих планов экономического развития возлагалось на высшие органы государственной власти, а их непосредственная разработка на Госплан.

В 1948 году Государственная плановая комиссия была преобразована в Государственный плановый комитет. Это, однако, не отразилось на его компетенции и характере деятельности. В годы хрущевских реформ управления народным хозяйством Госплан дважды, в 1955-1957 гг и в 1959-1962 гг., разукрупнялся на два ведомства: по перспективному планированию и по текущему планированию. С 1965 года и перспективное и текущее планирование было сосредоточено в едином государственном органе – Госплане СССР.

Центральным органом руководства финансовой, кредитной и денежной системой страны являлся Наркомат финансов, переименованный в 1946 году Министерство финансов. Минфин имел статус союзно-республиканского органа. С 1946 года по 1954 год в его непосредственном подчинении находился Государственный Банк СССР, перешедший затем в ведение правительства.

5. Органы управления социальнокультурной сферой в СССР в 5060 годы XX в.

В понятие «социально-культурная сфера» входят: образование, наука, культура, охрана труда, социальное обеспечение, здравоохранение, физическая культура и спорт. В отличие от народного хозяйства большинство отраслей социально – культурной сферы первоначально было отнесено к самостоятельной компетенции республик. Поэтому после образования СССР федеральные органы для управления этой сферы созданы не были.

Становление административно-командной системы и связанная с ней централизация управления привели к постепенному ограничению самостоятельности союзных республик в решении вопросов социально-культурного строительства. Иногда это имело под собой серьезные объективные основания, но чаще всего диктовалось стремлением центра контролировать и регулировать все происходящие процессы. До начала Великой Отечественной войны федеральные органы управления были образованы для науки, высшего и среднего профессионального образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта. В послевоенный период и для руководства школьным образованием создается федеральный орган управления – союзно-республиканское Министерство просвещения (1966). Лишь органы социального обеспечения на всем протяжении существования СССР оставались республиканским ведомством.

В 1920-х годах Наркомат просвещения был многопрофильным ведомством. Помимо образования в его ведении находились наука, издательское дело, искусство, политико-просветительная работа и т.д.

Из ведения Наркомпроса были изъяты научные учреждения (1925-1926), кинематография (1929), радиовещание (1933), учреждения искусства (1936), издательское дело (1949), профессиональное образование.

В 1946 Всесоюзный комитет по делам высшей школы и Главное управление трудовых резервов преобразуются соответственно в Министерство высшего образования и Министерство трудовых резервов. Эта реорганизация сопровождалась передачей в непосредственное ведение Министерства высшего образования СССР более 300 вузов, находившихся до этого в административном подчинении различных министерств и ведомств.

В марте 1953 года Министерство высшего образования и Министерство трудовых резервов вошли в состав Министерства культуры. В марте 1954 года они были вновь восстановлены как самостоятельные ведомства. В 1959 году Министерство высшего образования переименовывается в Министерство высшего и среднего специального образования, а Главное управление трудовых резервов (под таким названием оно выделилось в 1954 г. из Министерства культуры) – в Госкомитет по профессионально-техническому образованию. Оба ведомства с 1954 года имели статус союзно-республиканского органа. В 1966 году такой же статус получило Министерство просвещения, являвшееся до этого республиканским ведомством.

Первый специальный орган управления наукой – Комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями функционировал с 1926 по 1938 г. Однако централизованная система руководства наукой в СССР не сложилась. Причины этого заключались в организации самой науки, существовавшей в трех организационно – правовых формах: академическая наука, представленная Академией наук СССР, ее институтами, отделениями и филиалами, а так же республиканскими академиями наук, находилась в ведении правительства СССР и правительств союзных республик; отраслевая наука – система отраслевых научно – исследовательских институтов и отраслевых академий (Академия педагогических наук, Академия медицинских наук, Академия сельскохозяйственных наук и т.д.) – в ведении государственных органов, осуществлявших управление соответствующими вузами.

С целью координации научных работ в масштабах страны, преодоления ведомственной разобщенности и выработки единой научно – технической политики в 1965 г. был образован общесоюзный Государственный комитет по науки и технике.

В первые годы существования Советского государства управление культурой находилось в ведении Наркомата просвещения.

После войны органы управления культурой и искусством не однократно подвергались реорганизациям. В 1953 году шесть ведомств этой отрасли (Комитет по делам искусств, Министерство кинематографии, Комитет радиоинформации, Комитет радиовещания, Совинформбюро и Главное управление полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли) и два образовательных ведомства (Министерство высшего образования и Министерство трудовых резервов) слились в союзно-республиканское Министерство культуры. В таком виде это министерство просуществовало недолго. В 1954 году из него выделились образовательные ведомства. Дальнейшая реорганизация Министерства культуры велась по двум направлениям:

1) расширение прав союзных республик, в ведение одноименных министерств, которых было передано большое число учреждений культуры,

2) создание самостоятельных федеральных органов для управления отдельными подотраслями.

В 1957 году создается Госкомитет по радиовещанию и телевидению, переименованный в 1959 году в Госкомитет по телевидению и радиовещанию, в 1963 году – Госкомитет по кинематографии и Госкомитет по печати.

Характерной чертой государственного управления культурой и искусством являлось нередко личное вмешательство первых лиц государства (особенно И.В. Сталина и Н.С. Хрущева) в процесс культурного творчества, когда в соответствии с их субъективными восприятиями и пристрастиями менялись приоритеты в культурной и идеологической политике.

Охрана труда являлась единственной отраслью социально – культурной сферы, с самого начала отнесенной к совместному ведению Союза ССР и союзных республик. Лишь в середине 1950-х годов для управления этой отраслью был образован государственный орган. Им стал Госкомитет по вопросам труда и заработной платы.

В 1946 году Наркомат здравоохранения был переименован в Министерство здравоохранения. В 1946-1948 годах и с 1967 года в качестве самостоятельного ведомства действовало Министерство медицинской промышленности.

Федеральный орган управления физической культурой – Высший совет физической культуры был образован еще в 1930 году. С 1936 года по 1959 год он назывался Всесоюзным комитетом по физической культуре и спорту. В 1959 году его заменила общественная организация Союз спортивных обществ и организаций. В 1968 году государственный орган по руководству этой отраслью был восстановлен.

6. Орган управления административнополитической сферой в СССР в 5060 годы XX в.

В первые послевоенные годы система управления обороной страны не отличается стабильностью. В 1950 году Министерство вооруженных сил было разукрупнено на Военное министерство и Военно-морское министерство. Во время общей реорганизации министерств в 1953 году их вновь объединяют в одно ведомство – Министерство обороны СССР. До 1977 года Министерство обороны формально являлось союзно-республиканским органом, однако свои министерства обороны союзные республики в послевоенный период не образовывали. Организация управления вооруженными силами страны была строго централизована. Министерство обороны осуществляло свои функции на всей территории СССР, а так же в отношении советских войск, находившихся за рубежом. В центральный аппарат Министерства обороны входили: Генеральный штаб, управление видами вооруженных сил (сухопутных войск; военно-воздушных сил; военно-морского флота; войск ПВО; специальных войск), органы управления тылом, органы управления строительством и расквартированием войск, Главная инспекция по контролю за подготовкой и боевой деятельностью войск, Главное политическое управление Советской армии и Военно-морского флота (оно работало на правах отдела ЦК КПСС), главные и центральные управления (кадров, финансовое, вызов и т.д.

В систему местных органов Министерства обороны входили:

1) органы управления военных округов, групп войск, округов ПВО, флотов во главе с командующими, военными советами и штабами, которые имели экстерриториальное построение и подчинялись только Министерству обороны;

2) военные комиссариаты, образовавшиеся в соответствии с административно-территориальным делением и находившиеся в двойном подчинении – вышестоящим органам Министерства обороны и местным Советам.

Начавшаяся в 1950-х годах либерализация политического строя потребовала реорганизации контрольных органов. В 1957 году вместо Министерства Государственного контроля создается Комиссия советского контроля. На нее возлагались контроль за исполнением решений правительства, за расходованием государственных средств, обнаружение и устранение недостатков в работе советского государственного аппарата. Ее компетенция распространялась не только на государственные, но и на общественные и военные учреждения. К участию в ее работе привлекались широкие слои советской общественности. В 1962 году было решено вернуться к системе двуединого партийно-государственного контроля, существовавшей еще во времена В.И. Ленина. Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совмина СССР функционировал три года. В 1965 году он был разделен на Комитет народного контроля при Совете министров СССР и Комитет партийного контроля при ЦК КПСС.

В области охраны общественного порядка и государственной безопасности управления осуществляли Наркомат внутренних дел и Наркомат государственной безопасности.

В марте 1953 года при общей реорганизации министерств МВД и МГБ объединяются в одно ведомство – Министерство внутренних дел во главе с Л.П. Берией. В июне 1953 года Берия был снят с должности и арестован. Позднее, в декабре 1953 года по решению суда его расстреляли. Это положило начало перестройке аппарата МВД: было упразднено особое совещание при МВД, восстановлен нормальный порядок расследования и судебного разбирательства дел, обновлен личный состав министерства. В марте 1954 года из МВД СССР выделился союзно-республиканский Комитет государственной безопасности (КГБ).

КГБ функционировал в качестве самостоятельного органа с 1954 года по 1991 года. К его основным задачам относились: государственная безопасность, расследование государственных преступлений, разведывательная и контр разведывательная деятельность, охрана государственных границ, принятие мер по охране документов и сведений, составляющих государственную тайну, борьба с терроризмом. В 1960-е годы КГБ возглавлял деятельность, направленную против диссидентского движения.

В октябре 1964 года при активном участии КГБ был смещен со своих постов Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Н.С. Хрущев.

После выделения КГБ в самостоятельный орган Министерство внутренних дел сосредоточилось исключительно на охране общественного порядка. В 1960 году в соответствии с политическим курсом на расширение прав союзных республик МВД СССР было ликвидировано, а его функции отошли республиканским МВД. В феврале 1962 года МВД союзных республик переименовываются в министерства охраны общественного порядка. Новое название должно было подчеркнуть, на каких основаниях предполагалось строить деятельность этих органов. Однако ликвидация МВД СССР себя не оправдала. В июле 1966 года восстанавливается союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР, а в ноябре 1968 года ему возвращается прежнее название – Министерство внутренних дел. На МВД было возложено: обеспечение общественного порядка, предупреждение, пресечение и расследование преступлений, организация работы по обеспечению пожарной безопасности и безопасности дорожного движения (служба ГАИ), паспортный контроль и содержание мест заключения. Силовыми структурами МВД являлись милиция и внутренние войска.

Список использованной литературы:

1. История государственного управления России. Учебник под ред. В.Г. Игнатова. Ростов н/Д., 2005.

2. Байтова М.С. История государственного управления в России / Учебное пособие – М., 2006.

3. Можаева Н.Г. История государственного управления в России – М., 2007.

4. Омельченко Н.А. История государственного управления в России – М., 2007.

5. Государственное управление в России. Учебник под ред. Марковой А.Н. М., 2002.

6. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители 1923 – 1991: Историко-биографический справочник / Авт. – сост. В.И. Ивкин – М.: РОССПЭН,1999

7. История отечественного государственного управления: Учебное пособие для семинарских занятий. – М.:МГУ,1998.

8. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – М.:Юрист,1999.

9. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М., Новосибирск: НГАЭ и У, 1997.

10. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917 – декабрь 1991г. – М.: РГГУ, 1994

11. Стрехопытов С.П. Государственное руководство наукой в СССР 1936 – 1958. – М.: РГГУ, 1990.

12 Веденеев Ю.А. Организационные формы государственного управления промышленностью в СССР – М.: наука, 1990.

4.22
rumiE
Имею диплом с отличием по специальности Прикладная информатика (в экономике), автор более 20 научных работ, диплом первой степени в областном правовом конкурсе.