1. Реферативная часть: Условия выпуска и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг
1.1 Условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг
1.1.1 Сущность государственных ценных бумаг
Государственные ценные бумаги – это долговые обязательства государства перед приобретателем данных обязательств (держателем государственных ценных бумаг) в том, что эмитент обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (по состоянию на 01.11.2008 г. в ред. ФЗ №90-ФЗ от 18.07.2005).. Это источник финансирования расходов государства, территориально-административных органов управления, муниципалитетов; форма вложений денежных средств физическими и юридическими лицами и способ получения ими доходов от этих вложений.
Целевое назначение государственных и муниципальных ценных бумаг состоит в привлечении финансовых ресурсов для покрытия дефицита бюджета, отсрочке выплаты имеющегося долга, финансировании целевых программ, они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета. Кроме того, они выступают при проведении денежно-кредитной политики государства регулятором не только денежного обращения, но и развития экономики в целом, могут выступать в качестве залога по кредиту, представленному Центральным банком Российской Федерации Правительству Российской Федерации, по ссудам, взятыми коммерческими банками у Центрального банка Российской Федерации, а также по кредитам, получаемым предприятиями в коммерческих банках. ГЦБ являются одной из форм государственного долга, и довольно гибким финансовым инструментом для привлечения денежных средств и реализации финансовой политики. В странах с развитой рыночной экономикой в среднем до 97% внутренней государственной задолженности выражено в рыночных ценных бумагах. Посредством вложения денег в государственные ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.:Питер, 2004. – 336 с..
Ценные бумаги государства представлены облигациями разных видов, которые различаются по целевому назначению, номиналу, сроку погашения и многим другим параметрам. В сравнении с корпоративными ценными бумагами, государственные имеют ряд преимуществ для инвесторов:
Во-первых, они имеют более высокий уровень надежности для вложения денежных средств и минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему, это связано с тем, что доходы государственного бюджета всегда позволяют своевременно и в полном объеме выполнять долговые обязательства по ним;
Во-вторых – имеют льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами. На государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции и получаемые доходы. Данный порядок применяется государством для того, чтобы в экономике всегда имелся спрос на его облигации и в нужный момент не возникло бы проблем с продажей необходимого их количества частным инвесторам;
В-третьих, они имеют низкую волатильность и более стабильную доходность.
С точки зрения эмитента (государства), ценные бумаги как инструмент финансирования имеют также ряд преимуществ:
Во-первых, позволяют привлечь большие объемы денежных средств, вследствие большого количества инвесторов;
Во-вторых, позволяют эмитенту маневрировать при определении характеристик займа, поскольку все параметры займа (объем, сроки, величина процентной ставки, условия выпуска, обращения и погашения и т.д.) государство определяет самостоятельно;
В-третьих, ценные бумаги обладают более льготными условиями, чем банковские кредиты и кредиты международных организаций.
Помимо этого облигационные займы государства могут иметь свои особенности, к примеру, после окончания срока погашения одни облигации могут быть обменены на другие, с учетом капитализации дохода. Облигации так же могут быть конвертируемыми, то есть могут быть обменены на другой вид ценных бумаг. государственный муниципальный ценный бумага
В зависимости от целей выпуска облигационные займы государства могут быть ориентированы на юридических лиц (большой номинал, бездокументарная форма представления), физических лиц (документарные бумаги небольшого номинала, наличие розыгрышей призов), иностранных лиц (валютный номинал, размещение на зарубежных рынках). Облигации в иностранной валюте являются эффективным средством привлечения денежных средств, так в период 90х годов Россия привлекла в два раза больше запланированных средств, разместив еврооблигации Алиев А.Р., Рынок ценных бумаг в России. – Юнити-Дана, 2010. – 200с..
Таким образом, государственные ценные бумаги обеспечивают оптимальное сочетание собственных интересов и интересов определенного слоя инвесторов на рынке ценных бумаг.
1.1.2 Классификация государственных ценных бумаг
В каждом государстве классификация ценных бумаг имеет свою специфику в силу уникальности государственного устройства и истории развития рынка ценных бумаг.
Выделим общую классификацию государственных ценных бумаг:
1. По виду эмитента:
– ценные бумаги федерального правительства;
– муниципальные ценные бумаги или ценные бумаги других уровней государственного управления;
– ценные бумаги государственных учреждений;
– ценные бумаги, которым придан статус государственных.
2. По форме обращаемости:
– рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения;
– нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту.
3. По срокам обращения:
– краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;
– среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 до 5 – 10 лет;
– долгосрочные, т.е. имеющие срок обращения обычно свыше 10 – 15 лет.
4. По способу выплаты (получения) доходов:
– процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации; плавающей и ступенчатой);
– дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;
– индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;
– выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;
– комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.
5. В зависимости от цели выпуска облигаций выделяют:
– облигации на покрытие дефицита бюджета;
– рефинансирования задолженности по осуществленным ранее облигационным займам;
– отсрочки уплаты долга;
– финансирования целевых программ.
Как правило, государства выпускают среднесрочные и долгосрочные облигации, это вполне разумно, поскольку каждый эмитент заинтересован в долгосрочном финансировании. В то же время выпуск в больших объемах долгосрочных государственных облигаций говорит о финансовой нестабильности в стране.
На рынках развитых государств присутствует большое количество разновидностей государственных ценных бумаг. Рынок ГЦБ занимает значительную долю рынка ценных бумаг.
К рыночным обязательствам внутреннего долга федерального правительства России относятся государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным, постоянным и фиксированным купонами (ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФК), облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ), государственные долгосрочные облигации и др. ценные бумаги, которые в соответствии с российским законодательством приравнены к государственным ценным бумагам (ОБР – облигации Банка России). Ценные бумаги, выпущенные от имени субъектов РФ, признаются государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации. Они преимущественно состоят из облигаций внутреннего займа, основными разновидностями которых являются дисконтные, купонные кратко-, среднесрочные облигации и облигации, аналогичные ГКО и ОФЗ, агрооблигации, жилищные сертификаты и др.
По данным Минфина РФ, в структуре государственного долга, оформленного рыночными долговыми обязательствами наибольший удельный вес составляют ОФЗ-АД (52,7%).
1.1.3 Эмиссия и обращение ценных бумаг РФ
Выпуск государственных облигаций осуществляется на основе Федерального закона от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг», регулируется Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексов РФ, Бюджетным кодексом РФ; ФЗ РФ «О федеральном бюджете на очередной финансовый год», «О рынке ценных бумаг», а также другими нормативными актами, включая письма и указания Минфина РФ и Центрального банка РФ.
Эмиссия государственных облигаций обычно осуществляется Министерством финансов РФ или государственными органами, уполномоченными на это субъектами РФ. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление или исполнение федерального бюджета Положение ЦБ РФ от 25 марта 2003 г № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг»..
Государственные облигации выпускаются либо в обычной документарной форме, при которой каждая облигация существует в виде отдельного документа, либо в специфической документарной форме. Последняя означает, что сам выпуск оформляется документарным сертификатом сразу на все составляющие его облигации, а их учет по отдельным владельцам осуществляется в бездокументарной форме, т.е. в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях.
В РФ государственные органы при выпуске ценных бумаг обязаны утвердить Генеральные условия эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов. Генеральные условия эмиссии должны включать указание на: вид ценных бумаг, форму выпуска, срочность данного вида ценных бумаг, валюту обязательств, особенность исполнения обязательств, ограничения обороноспособности ценных бумаг, а так же ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве. Каждому отдельному и дополнительному выпуску присваиваются параметры, которые должны быть указаны в решении о выпуске ценных бумаг. Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия:
· наименование эмитента;
· дату начала размещения ценных бумаг;
· дату или период размещения;
· форму выпуска ценных бумаг;
· указание на вид ценных бумаг;
· номинальную стоимость одной ценной бумаги;
· количество ценных бумаг данного выпуска;
· дату погашения ценных бумаг;
· наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг или указание на депозитарий, которые осуществляют учет прав владельцев бумаг данного выпуска;
· ограничения эмитента на выпуск ценных бумаг;
· иные условия имеющие значения для размещения и обращения государственных ценных бумаг.
Решение о выпуске должно быть заверено печатью эмитента и подписано руководителем, условия, содержащиеся в решении о выпуске, должны быть опубликованы в СМИ не позднее, чем за два рабочих дня до даты начала размещения.
Размещение государственных ценных бумаг обычно происходит через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: банки, инвестиционные компании и фонды, население, страховые компании. В Российской федерации, Размещение выпуска (дополнительного выпуска, транша) Облигаций осуществляется Банком России по поручению Эмитента в форме аукциона, проводимого в Торговой системе, и/или по фиксированной цене предложения, либо по закрытой подписке. При этом Центральный Банк, выступая в качестве агента, выполняет следующие функции:
Объявляет параметры выпуска в своих бюллетенях за несколько дней до даты проведения торговли;
Устанавливает требования к технологическому обеспечению рынка ГКО/ОФЗ: торговой системе (ММВБ), расчетным центрам, депозитарию;
Устанавливает требования к собственному капиталу дилера;
Устанавливает контроль над ходом аукциона по первичной продаже ГКО/ОФЗ;
Осуществляет по поручению Минфина РФ дополнительную продажу на вторичном рынке непроданных на аукционе облигаций;
Организует операции по погашению облигаций Зенькович Е.В. Рынок ценных бумаг. Административно-правовое регулирование. – Волтерс Клувер, 2008. – 312 с..
Успешность выпуска государственных ценных бумаг зависит не только от условий размещения, процентной ставки, срока и номинала, но и от рейтинговых оценок государства международными организациями, таких как Standard & Poors, Moody’s, ситуации внутреннем на рынке ценных бумаг, ситуации на внутреннем кредитном и на мировых рынках.
Обращение государственных ценных бумаг
Государственные облигации обращаются на биржевом или внебиржевом рынках, наряду с ценными бумагами корпоративных эмитентов. Российский биржевой рынок государственных облигаций организован на базе Московской межбанковской валютной биржи.
Государственные облигации часто занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля в разных странах доходит до 50%.
Российский рынок государственных долговых ценных бумаг развивался достаточно не равномерно, и за последние два года занимает значительную часть рынка ценных бумаг – около 10-15%, и занимает второе место после рынка акций. История цивилизованного рынка началась в 1993 г., когда были впервые размещены на бирже ММВБ государственные краткосрочные облигации, через два года оборот составит около 80 % суммарного оборота российского рынка ценных бумаг. За 1995 г. доля сегмента государственных долговых обязательств в общем объеме финансового рынка увеличилась с 20,4 до 80,9%, а объем торговли ГКО-ОФЗ увеличился в 5,4 раза. Инвестиции в производство не могли конкурировать с ними ни по доходности, ни по рискованности. В результате основные денежные капиталы были включены в спекулятивные операции на рынке государственных долговых обязательств, а инвестиции в производственную сферу демонстрировали двухзначные темпы падения. В начале 90х, на протяжении реформ в России наблюдались все признаки разбалансированности инвестиционной сферы: наибольшую доходность обеспечивали инвестору государственные ценные бумаги и в первую очередь ГКО, прибыль по которым не облагалась налогом и которые имели, как казалось ранее, меньший риск по сравнению с остальными российскими финансовыми инструментами. Не правильная финансовая политика, основанная на выпуске государственных ценных бумаг в 1998 году, привела российскую экономику к кризису. В период после дефолта государственная финансовая политика, и нормативная база, обеспечивающая регулирование рынка ценных бумаг, бюджетную систему, и процессы образования государственного долга изменилась. В настоящее время рынок государственных ценных бумаг развивается стабильно, об этом можно судить по волатильности облигаций, их умеренной доходности, объемам торгов, рейтингам международных агентств Глазков С., Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций. – Рынок ценных бумаг, – журнал – 2010. – №7..
В структуре государственных ценных бумаг обычно наибольший вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации. Его тенденцией тоже является стремление государства увеличивать долю все более долгосрочных облигаций по сравнению с краткосрочными облигационными займами. Государство заинтересовано и ликвидности ценных бумаг, поэтому все чаще на российском рынке выпускаются долгосрочные ОФЗ.
государственный муниципальный ценный бумага
1.2 Условия выпуска и обращения муниципальных ценных бумаг
1.2.1 Сущность муниципальных ценных бумаг
Муниципальные ценные бумаги – это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на инвестиционные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.
МЦБ – это ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования. Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (по состоянию на 01.11.2008 г. в ред. ФЗ №90-ФЗ от 18.07.2005)..
Местные органы власти могут привлекать дополнительные финансовые средства, в принципе, на любые цели, которые можно сгруппировать следующим образом:
– покрытие временного дефицита регионального бюджета;
– финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных вложений крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек) и объектов местной инфраструктуры (дорог, мостов, водопроводных сетей);
– финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупаются в течение нескольких лет за счет получаемой от них прибыли;
– финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции жилья, как правило, на основе их самоокупаемости, то есть затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилого фонда.
У местных государственных органов существуют две формы займов:
– выпуск МЦБ;
– ссуды.
МЦБ обычно выпускаются в виде облигаций, реже векселей. Так как согласно Федеральному закону «О переводном и простом векселе», государственные органы власти всех уровней имеют право выпуска векселя только в случаях, предусмотренных Федеральным законом, что, по сути, означает невозможность выпуска векселей муниципальными органами власти.
При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, то есть плата, которую орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой – наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов. В мировой практике выпуск МЦБ является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставленных по этим ценным бумагам налоговых льгот.
МЦБ обычно имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения. Основными покупателями МЦБ выступают местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия. Приобретение МЦБ оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам:
· более высокая конечная их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;
· надежность этих ценных бумаг по сравнению с ценными бумагами акционерных обществ или банков.
Еще большей надежностью, чем ценные бумаги муниципальных органов власти, обладают только ценные бумаги федерального правительства.
Обеспечением МЦБ обычно являются доходы муниципального бюджета либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены местные облигации.
Согласно действующему законодательству, предельный объем расходов по обслуживанию муниципального займа не может превышать 15% объема расходов бюджета местного уровня, а предельный размер заемных средств не может превышать 30% доходов бюджета субъектов муниципального органа управления (местного бюджета) без учета в обоих случаях поступлений из федерального бюджета и привлеченных заемных средств.
Механизм выпуска и обращения МЦБ можно кратко описать следующим образом. Решение о муниципальном займе и форме его выпуска (обычно в виде муниципальных облигаций) принимает руководящий орган местного самоуправления. Размещение облигационного займа осуществляется через посредство одного или нескольких уполномоченных на это коммерческих банков или других коммерческих структур. Выбор таких посредников для размещения займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный банк через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он, в свою очередь, заключает договоры на размещение муниципального займа, реализует муниципальные облигации органа власти их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. Обычно муниципальные облигации являются свободно обращаемыми, то есть их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение срока, на который выпущен облигационный заем. По окончании срока облигации выпускаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа).
В целом на муниципальные облигации распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации, наравне с другими ценными бумагами, могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке. Однако у МЦБ есть ряд своих особенностей выпуска и обращения, о которых пойдет речь в следующей главе.
Таким образом, МЦБ – это ценные бумаги, эмитируемые местными органами власти, а также их агентствами как способ привлечения финансовых ресурсов местными органами самоуправления в случае дефицита местного бюджета или на инвестиционные цели путем выпуска долговых обязательств. Основной формой МЦБ являются облигации Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.:Питер, 2004. – 336 с..
1.2.2 Особенности эмиссии муниципальных ценных бумаг
В соответствии со ст.2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» под эмиссионными ценными бумагами понимают любую ценную бумагу, в том числе бездокументарную, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
– закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Федеральным законом формы порядка;
– размещается выпусками;
– имеет равный объем, и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
В соответствии с вышеуказанным законом, выпуск эмиссионных ценных бумаг есть совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Эмитент – юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
Основные требования к эмиссии МЦБ могут распространяться на все их формы, они также регулируют процедуру выпуска. МЦБ могут быть выпущены в виде облигаций.
Облигация- это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента .
Таким образом, МЦБ должны удостоверять право их владельца на получение от эмитента ценной бумаги денежных средств, установленного дохода в виде процентной ставки от номинальной стоимости либо имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями эмиссии.
Именные эмиссионные ценные бумаги – это ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требует обязательной идентификации владельца .
В случае выпуска именных МЦБ документарной формы с обязательным централизованным хранением имя владельца указанных ценных бумаг не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В этом случае в нем указывается наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение указанный сертификат, с указанием против его наименования реквизита «депозитарий». Особенность именных МЦБ состоит в том, что реестр владельцев не ведется.
Эмиссия МЦБ может осуществляться отдельными выпусками. Причем в рамках одного выпуска могут устанавливаться сери, размеры и номера. Решением о выпуске МЦБ обусловлено деление выпуска на несколько траншей.
Транш – это часть ценных бумаг определенного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода их обращения, не совпадающую с датой первого размещения. Размещение траншей одного выпуска осуществляется на основании регламентирующих документов Зенькович Е.В. Рынок ценных бумаг. Административно-правовое регулирование. – Волтерс Клувер, 2008. – 312 с..
Отдельный выпуск МЦБ, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой выпуска, признается частью существующего выпуска. Данному выпуску присваивается государственный номер существующего выпуска, и он объявляется как дополнительный выпуск.
Решение о размещении дополнительного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих порядок размещения выпусков МЦБ, в которых должно содержаться указание на то, что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваивается дополнительному выпуску.
В соответствии с действующим законодательством, обязательства муниципального образования, возникшие в результате эмиссии МЦБ, должны быть выражены в валюте Российской Федерации.
Обязательства муниципального образования, возникшие в результате эмиссии МЦБ, составляющие внутренний долг и удостоверяющие право на получение дохода в денежной форме или погашение в денежной форме, подлежат оплате в валюте Российской Федерации.
МЦБ, удостоверяющие право на получение в качестве дохода каких- либо имущественных прав, а также предусматривающие право на получение при погашении вместо номинальной стоимости ценной бумаги иного имущественного эквивалента, являются частью внутреннего долга и должны быт выражены также в валюте Российской Федерации.
Таким образом, процедура и особенности выпуска МЦБ регламентируется действующим законодательством. Выпуск осуществляется как отдельными, так и дополнительными партиями в валюте Российской Федерации.
К документам, сопровождающим эмиссию МЦБ, относятся генеральные условия эмиссии и обращения МЦБ, а также решение эмитента об эмиссии отдельного выпуска.
Обязательным документом, сопровождающим эмиссию МЦБ, является нормативный правовой акт, содержащий условия эмиссии, который подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти. Другим документом является отчет эмитента МЦБ, который представляет собой нормативный правовой акт, содержащий информацию об итогах эмиссии. Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпуска МЦБ, также является обязательным условием их выпуска.
Орган местного самоуправления утверждает генеральные условия эмиссии и обращения МЦБ в форме нормативных правовых актов соответственно муниципальных образований.
Генеральные условия должны включать указание на:
· вид ценных бумаг;
· форму выпуска ценных бумаг;
· срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);
· валюту обязательств;
· особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;
· ограничения (при наличии таковых) обороноспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещественном праве.
Эмитент в соответствии с генеральными условиями принимает документ в форме нормативного правового акта, содержащий условия эмиссии и обращения МЦБ, включающие указание на:
· вид ценных бумаг;
· минимальный и максимальный сроки обращения данного вида МЦБ. Отдельные выпуски могут иметь разные сроки обращения;
· номинальную стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска;
· порядок размещения МЦБ;
· порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;
· размер дохода или порядок его расчета;
· иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по МЦБ.
Условия эмиссии МЦБ должны также содержать информацию:
· о бюджете заемщика на год выпуска МЦБ с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджет;
· о суммарной величине долга заемщика на момент выпуска МЦБ;
· об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных финансовых года.
Условия эмиссии МЦБ подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (по состоянию на 01.11.2008 г. в ред. ФЗ №90-ФЗ от 18.07.2005)..
Нормативный правовой акт, содержащий условия эмиссии МЦБ, подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти.
Эмитенты МЦБ принимают нормативный правовой акт, содержащий отчет об итогах эмиссии муниципальных ценных бумаг.
Основаниями для отказа в государственной регистрации условий эмиссии МЦБ могут служить:
– нарушение эмитентом требований бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства о ценных бумагах;
– несоответствие представленных государственной регистрации условий эмиссии МЦБ требованиям законодательства и иным нормативно- правовым актам российской Федерации;
– нарушение эмитентом норм и предельных значений, установленных представительными и исполнительными органами государственной власти и органов местного самоуправления.
В случае отказа в государственной регистрации условий эмиссии и обращения МЦБ регистрирующий орган обязан в письменной форме сообщить эмитенту основания, послужившие причиной отказа. Эмитент вправе обжаловать решение в суде.
В случае если отказа в государственной регистрации условий эмиссии МЦБ не последовало, то в соответствии с генеральными условиями и условиями эмиссии эмитент принимает решение об эмиссии отдельного выпуска МЦБ.
Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия: наименование эмитента, дату начала размещения ценных бумаг, дату окончания или период размещения, форму выпуска ценных бумаг, указание на вид ценных бумаг, номинальную стоимость одной ценной бумаги, количество ценных бумаг данного выпуска, дату погашения ценных бумаг, наименование регистратора, законодательно предусмотренные ограничения.
Решение о выпуске должно быть заверено печатью эмитента и подписью руководителя организации – эмитента.
Условия, содержащиеся в решение о выпуске, должны быть опубликованы в средствах массовой информации или раскрыты эмитентом иным способом не позднее, чем за два рабочих дня до даты начала размещения Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (по состоянию на 01.11.2008 г. в ред. ФЗ №90-ФЗ от 18.07.2005)..
В состав информации, учитывающей обязательства по каждому выпуску ценных бумаг, включаются данные об объеме обязательств муниципального образования по эмитируемым ценным бумагам и о сроке их реализации.
Таким образом, основным документом при эмиссии МЦБ выступают генеральные условия эмиссии и обращения МЦБ. Наряду с этим обязательным этапом является разработка условий эмиссии МЦБ данного эмитента и их государственная регистрация. Завещающим этапом является принятие эмитентом решения о выпуске МЦБ и раскрытие информации.
1.2.3 Особенности обращения муниципальных ценных бумаг
Порядок обращения МЦБ имеет ряд отличительных характеристик.
Во – первых, способы, порядок и источники финансирования расходов по обслуживанию обязательств муниципального образования, возникших в результате эмиссии МЦБ, регулируются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Во – вторых, формируется система страхования ответственности эмитента за исполнение обязательств по МЦБ. В случаях, предусмотренных генеральными условиями или условиями эмиссии МЦБ, эмитент имеет право осуществить страхование ответственности за исполнение обязательств. Информация о страховании ответственности должна содержаться в решении о выпуске.
В – третьих, в случаях, предусмотренных генеральными условиями или условиями эмиссии МЦБ, допускается установление перечня имущества, подлежащего реализации для исполнения обязательств по ценным бумагам.
В генеральных условиях или в условиях эмиссии должен быть определен порядок взаимодействия эмитента и органа, уполномоченного осуществлять управление собственностью местного уровня, по вопросам, связанным с реализацией указанного имущества. Информация о перечне указанного имущества должна также содержаться в решение о выпуске.
В – четвертых, устанавливаются гарантии муниципальных образований.
Обязательства третьих лиц, возникшие в результате осуществления ими эмиссии ценных бумаг, могут быть гарантированы муниципальным образованием. Решение об обеспечении исполнения от имени муниципального образования обязательств по ценным бумагам третьих лиц принимается органом местного самоуправления, осуществляющим управление муниципальным долгом.
Ценные бумаги, эмитированные третьими лицами, обязательства по которым гарантированы муниципальным образованием, не являются МЦБ.
Муниципальной гарантией признается право обеспечения гражданско-правовых обязательств третьих лиц, возникших в результате осуществления займа путем эмиссии ценных бумаг, в силу которого муниципальное образование дает обязательство отвечать за исполнение обязательств третьих лиц (принципалов ) полностью или в какой- либо части перед владельцами этих ценных бумаг (бенефициарами ). Муниципальная гарантия должна быть дана в письменной форме.
Письменная форма муниципальной гарантии по обязательствам муниципальных образований считается соблюденной при наличии в ней указания на:
– гарантийное обязательство, оформленное с соблюдением требований законодательства, в решении третьих лиц об эмиссии отдельного выпуска ценных бумаг;
– гарантийное обязательство, оформленное соответствующим образом, в сертификате.
Несоблюдение письменной формы муниципальной гарантии влечет ее недействительность. В частности, в муниципальной гарантии должны быть указаны гарант, орган, выдавший гарантию, сумма, на которую выдана гарантия.
Срок муниципальной гарантии определяется сроком исполнения обязательств по ценным бумагам третьих лиц.
Принадлежащее бенефициару по муниципальной гарантии право требования к гаранту считается переданным с момента перехода к этому бенефициару права собственности на ценные бумаги Глазков С., Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций. – Рынок ценных бумаг, – журнал – 2010. – №7..
Гарант по муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность по гарантированному им обязательству. Гарант имеет право отказать бенефициару в удовлетворении его требования в случае, если последний в соответствии с законодательством Российской Федерации не имеет права на осуществление прав по ценной бумаге. Предусмотренное муниципальной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Таким образом, очень важной особенностью порядка обращения МЦБ сегодня является необходимость установления гарантий муниципальных образований на МЦБ, закрепленных письменно.
В развитой рыночной экономике выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг воздействует на денежное обращение, является средством покрытия дефицита государственного и местных бюджетов, способом привлечения средств для реализации масштабных государственных программ. В международной практике государственные ценные бумаги представлены множеством типов бумаг: векселя, сертификаты, бонды, ноты, консоли и др. Каждый их выпуск имеет четко определенную цель, и назначение, имеет определенный срок обращения. Индикатором развития рынка государственных бумаг является его доля на рынке ценных бумаг, разнообразие финансовых инструментов, их доходность.
В настоящее время на российском рынке государственных и муниципальных ценных бумаг можно встретить различные виды долговых обязательств. Наибольшее значение в денежно-кредитной политике страны занимают облигации федерального займа, если говорить о ценных бумагах муниципальных образований, то на рынке активно обращаются облигации Москвы и Московской области.
В настоящее время в России нет механизмов, гарантирующих выполнение органами власти взятых на себя обязательств, что порождает недоверие. Решение данной проблемы повысит эффективность управления денежными средствами, повысит кредитоспособность государства.
Большое внимание на российском рынке государственных и муниципальных ценных бцмаг следует уделять выбору параметров при выпуске новых инструментов. Большое внимание следует уделить разработке механизмов анализа кредитоспособности федеральной, региональной и местной власти.
1. Тест
Вариант №2 |
||
Вопрос № 1 |
к |
|
Вопрос № 2 |
п |
|
Вопрос № 3 |
ж |
|
Вопрос № 4 |
н |
|
Вопрос № 5 |
б |
|
Вопрос № 6 |
р |
|
Вопрос №7 |
м |
|
Вопрос №8 |
а |
|
Вопрос №9 |
с |
|
Вопрос №10 |
в |
|
Вопрос №11 |
о |
|
Вопрос №12 |
ф |
|
Вопрос №13 |
г |
|
Вопрос №14 |
з |
|
Вопрос №15 |
е |
2. Практическая часть
Вариант №2
Задание 1
Проект, требующий инвестиций в размере 150 тыс. долл., предполагает получение годового дохода в размере 30 тыс. долл. на протяжении 7 лет. Оценить целесообразность принятия проекта, если коэффициент дисконтирования равен 19%?
Решение:
Целесообразность проекта можно оценить на основе расчета чистой текущей стоимости проекта. В рассматриваемом случае:
ЧТС = – 150 + 30/(1+0,19) + 30/(1+0,19)2 +30/(1+0,19)3 + 30/(1+0,19)4 +
+ 30/(1+0,19)5 + 30/(1+0,19)6 + 30/(1+0,19)7 = -38,83 тыс.долл.
Поскольку ЧТС < 0, то проект нецелесообразен, поскольку он не является окупаемым.
Задание 2
Стоимость чистых активов паевого инвестиционного фонда составляет 2,5 млрд. руб., а количество паев – 5 млн. штук. Через один год стоимость чистых активов этого фонда составила 4 млрд. руб., а количество паев – 6 млн. штук, рассчитайте доходность вложений в этот фонд.
Решение:
За один год стоимость одного пая изменилась с 2500/5 = 500 руб. до 4000/6 = 666,67 руб. Следовательно, доходность вложений в данный фонд составила ((666,67-500)/500)*100% = 33,33%.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (по состоянию на 01.11.2008 г. в ред. ФЗ №90-ФЗ от 18.07.2005).
2. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 04.10.2010) «О рынке ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 20.03.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011).
3. Положение ЦБ РФ от 25 марта 2003 г № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг».
4. Алиев А.Р., Рынок ценных бумаг в России. – Юнити-Дана, 2010. – 200с.
5. Зенькович Е.В. Рынок ценных бумаг. Административно-правовое регулирование. – Волтерс Клувер, 2008. – 312 с.
6. Иванов В.В., Никифорова В.Д., Сергеева И.Г., Шевцова С.Г. – Рынок ценных бумаг. – КноРус, 2008. – 288с.
7. Чалдаева Л.А., Килячков А.А. Рынок ценных бумаг. – Юрайт, 2010. – 864с.
8. Глазков С., Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций. – Рынок ценных бумаг, – журнал – 2010. – №7.
9. Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.:Питер, 2004. – 336 с.
Интернет-ресурсы:
www.micex.ru/state/ – Сайт ММВБ
www.rbc.ru – сайт информационного агентства РБК
www.1.minfin.ru – Сайт Министерства финансов РФ