Государственный бюджет и бюджетное устройство

15

Контрольная работа

по дисциплине «Экономика»

Государственный бюджет и бюджетное устройство

1. Государственный бюджет и бюджетное устройство. Введение

Важную роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее немаловажных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала 90-х годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1998 г. нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного устройства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного устройства) Российской Федерации.

1. Понятие государственного бюджета и бюджетного устройства

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики, так как в нем сосредоточиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство. В то же время госбюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей. Государственный бюджет в итоге выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при создании единого централизованного денежного фонда страны и его расходовании.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Госбюджет выполняет много функций, однако, важнейших три: распределительная, контрольная, регулирующая. Именно через эти функции в совокупности государственный бюджет и становится регулирующим экономику рычагом в руках государства.

При формировании бюджета необходимо исходить из четырех принципов, подсказанных историческим развитием национальных хозяйств:

— принцип единства — все доходы и расходы государства должны быть сосредоточены только в его бюджете;

— принцип полноты — каждая статья госбюджета должна учитывать как источники доходов, так и направления расходов;

— принцип объективности и реальности — государство обязано реально и правдиво отражать свои доходы и расходы;

— принцип гласности — население должно знать всю информацию об основных статьях государственного бюджета (о доходах и расходах).

2. Характеристика бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетный процесс.

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система государства структурно определяется степенью распределения полномочий между органами власти различных уровней по отношению к концентрации финансовых средств и их распределению. С этой точки зрения государства можно подразделить на три типа: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство по административно-территориальному делению едино и не имеет в своем составе автономных образований. В государстве действует конституция и единые органы власти, осуществляющие централизованное управление политическими, экономическими и социальными процессами. Бюджетная система такого государства имеет два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты.

Конфедеративное (союзное) государство представляет собой союз суверенных государств, объединенных для совместного решения политических, военных и экономических задач. Бюджет союзного государства формируется из взносов каждого государственного образования, образующего конфедерацию. У государств, входящих в конфедерацию, имеются собственные бюджетные системы.

Федеративное государство представляет собой такое административно-территориальное устройство, которое состоит из государственных образований, имеющих собственную государственность и обладающих определенной политической самостоятельностью в соответствии со своими конституциями и законами. К такому типу государственного образования относятся Российская Федерация.

Конституцией РФ закреплено федеративное устройство РФ, разграничены предметы ведения и полномочия органов власти различных уровней. Федеративное устройство РФ, разграничение прав и полномочий между Федерацией и ее субъектами, с одной стороны, между субъектами РФ и муниципальными образованиями, с другой стороны, являются основой бюджетного федерализма РФ.

В соответствии с Конституцией РФ субъектами РФ являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа, автономная область и отдельные города (Москва, Санкт-Петербург). Субъекты РФ по своему административно-территориальному образованию состоят из районов, городов, поселений, составляющих муниципальные образования.

В соответствии с федеративным принципом построения государства, каждый субъект РФ имеет бюджет, средства которого используются для решения задач и выполнения функций, отнесенных к органам власти субъекта Федерации. Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджеты субъектов РФ именуются региональными бюджетами.

Административно-территориальные или муниципальные образования, составляющие территорию субъекта РФ имеют собственные бюджеты, которые именуются в Бюджетном кодексе РФ местными бюджетами: районными, городскими, поселковыми, сельскими.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система РФ имеет три уровня: федеральный, региональный и местный (см. рис.1).

Читайте также:  Стиль жизни по А. Адлеру

Рис. 1. Структура бюджетной системы Российской Федерации

Федеральная компонента представлена двумя составляющими: федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами, представляющих централизованный фонд финансовых ресурсов или финансовый план государства, имеющий статус закона на финансовый год. Через федеральный бюджет происходит перераспределение денежных средств между всеми уровнями бюджетной системы.

Государственные внебюджетные фонды являются централизованными фондами денежных средств, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Они предназначаются для реализации прав граждан на социальную защиту (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь). Целевые бюджетные фонды являются специальными централизованными фондами денежных средств, создаваемых из средств бюджетов или из средств в порядке отчислений от других видов доходов. Средства фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Аналогично бюджеты субъектов РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов, издаваемых субъектами РФ, и постановлений, принимаемых органами власти местного самоуправления. Это означает, что бюджеты, составляющие бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в бюджетную систему вышестоящего уровня.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Аналогично бюджеты субъектов РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов, издаваемых субъектами РФ, и постановлений, принимаемых органами власти местного самоуправления. Это означает, что бюджеты, составляющие бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в бюджетную систему вышестоящего уровня.

Основываясь на федеральном принципе построения Российской Федерации и ее административно-территориальном делении, можно констатировать факт, что бюджетная система РФ организационно и функционально объединяет:

— один федеральный бюджет;

— 21 республиканский бюджет республик, входящих в состав РФ;

— пять краевых и областных бюджетов;

— два бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга;

— один бюджет автономной области;

— 10 окружных бюджетов и бюджетов автономных округов;

— около 29 тысяч местных бюджетов (районных, городских, поселковых, сельских).

Бюджетным кодексом РФ определено, что региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) и свод местных бюджетов данного региона составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Общий свод региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований) принято именовать территориальным бюджетом (без включения внебюджетных государственных фондов). Свод федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет консолидированный бюджет РФ.

Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней. Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированних бюджетов. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.

3. Структура государственного бюджета

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Государственный бюджет имеет стандартное построение везде. В разных странах госбюджеты отличаются лишь структурой доходов и расходов. Например, в доходной части госбюджета США налоги с физических лиц занимают до 60%, а в России — до 12%. В расходной части госбюджета Швеции первую строчку занимают затраты на осуществление социальной политики, а в России — затраты на хозяйственные нужды. Так, в структуре госбюджета можно увидеть приоритетные направления государственной политики в целом и государственного регулирования.

Структура госбюджета состоит из двух больших разделов: доходов и расходов, сведенных в обыкновенный баланс (платежный счет).

Доходы госбюджета обеспечивают:

1) налоги на физических и юридических лиц (акцизы, гербовый сбор, фискальные и протекционистские таможенные сборы;

2) доходы от государственных предприятий и операций с объектами государственной собственности;

3) поступления во внебюджетные или в целевые фонды — для решения конкретных, наиболее актуальных социальных и экономических проблем. Это фонды: пенсионный, социального страхования, охраны окружающей среды, строительства дорог, переподготовки рабочей силы и т. д. Таких фондов может быть очень много.

Госбюджет расходует собранные денежные ресурсы страны на:

1) государственное управление;

2) оборону;

3) социально-экономические цели;

4) хозяйственную деятельность государства;

5) внешнеэкономическую деятельность.

Конечно, каждая строка указанных расходов, в свою очередь, расшифровывается более подробно. Например, третья строка — расходы на социально-экономические цели — включает в себя затраты государства на здравоохранение, образование, пособия, субсидии, субвенции и т.д.

Безусловно, как доходная, так и расходная части представляют собой процесс государственного регулирования не только экономики, но и политической, и социальной жизни. Уже сам сбор налогов есть целый комплекс рычагов регулирования. В то же время государственные расходы четко направляют страну, ее экономику в необходимое русло развития. И сбор налогов, и государственные расходы объединяются в так называемую дискреционную фискальную политику.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов). Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета. Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов. Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются в соответствии с предметной (экономической) структурой бюджета, т.е. по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды, выплату субсидий предприятиям и населению и т.д.).

Среди расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над доходами). Это значит, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий или другого государства или у международных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т.д.). В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета приобрело в основном налоговый характер.

Читайте также:  Использование табличного процессора MS Excel для реализации численных методов в инженерных и экономических расчетах

Налоги — это обязательные, безвозмездные, безвозратные платежи в пользу бюджета. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета (свыше 1/3) занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета. Среди неналоговых доходов на 1995 г. главными были: от приватизации, внешнеэкономической деятельности, реализации государственных запасов. К неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд. Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.

Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестояшего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов. Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов. Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями. Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства. Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.

Заключение

Подводя итоги по проделанной работе, необходимо отметить, что государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию — фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

2. Решение задачи

государственный бюджет экономика

Задача. Норма банковской прибыли составила 14,2 %. Собственный капитал банка 80 млн. руб., заемный — 400. Вкладчикам банк выплачивает 6% годовых, а за предоставленный кредит берет 8%. Найти норму банковского резерва.

Решение. Норма банковского резерва (или норма обязательных резервов банка) определяется как отношение суммы обязательных денежных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в ЦБ, к общему объему обязательств коммерческого банка (или к сумме денежных средств, привлеченных банком).

Сумма денежных средств, которые коммерческий банк может предложить, составляет:

МS = Собственный капитал (Н) + Заемный капитал (D) = 80+400=480 млн. руб.

Зная норму банковской прибыли — 14,2%, можно определить чистую прибыль банка: Чистая прибыль (ЧП) = (Собственный капитал (80) + Заемный капитал (400)) х 14,2% = 480 х 14,2% = 68,16 млн. руб.

Из чистой прибыли (68,16) банк выплачивает в размере 6% годовых дивиденды своим вкладчикам, которые равны 400 х 6% = 24 млн. руб.:

68,16 — 24 = 44,16 млн. руб.

В сумму 44,16 млн. руб. входят проценты по ссудам, которые банк получает от заемщиков за предоставленный им кредит в размере 80 х 8% = 6,4 млн. руб.

44,16 — 6,4 = 37,76 млн. руб.

Отсюда сумма обязательных резервов банка составит 68,16 — 24 — 6,4 = = 37,76 млн. руб.

Норма банковского резерва составит 37,76/ 400 = 9,44 %

Ответ. Норма банковского резерва банка составила 9,44%.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. 26 января. №4, ст. 445.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 3 февраля 2014 г. №1-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. 3 августа. №31, ст. 3823.

3. Афанасьев, Мст. П. Бюджет и бюджетная система: учебник / Мст. П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов; под ред. Мст. П. Афанасьева. М.: Издательство Юрайт. 2010. 777 с.

4. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учебник для студентов, обучающихся по экон. специальностям / В.З. Баликоев. 5-е изд, стер. М.: изд-во ОМЕГА-Л; Новосибирск: Сиб. Соглашение. 2006. 732 с.

5. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2010. 703 с.

6. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: учебник / Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо. 2011. 736 с.

7. Гусейнов Р.М. Экономическая теория: учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. 2-е изд., стер. М.: Издательство «Омега-Л». 2009. 440 с.

8. Ермасова Н.Б. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Н.Б. Ермасова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт. 2011. 794 с.

9. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А.С. Нешитой. 8-е изд., испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 2010. 320 с.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...