Информационные технологии управления бизнесом

Вопрос 1. Опишите традиционную рабочую среду бизнеса. Какие в ней произошли изменения за последнее время и какова в этом роль информационных систем и технологий? Объясните термин «электронная экономика», приведите примеры

Среда бизнеса — это совокупность внешних условий, факторов деятельности и особенностей окружения каждого из субъектов бизнеса. [4, с. 488]

Среда бизнеса включает внутреннюю организацию каждого из субъектов бизнеса, а также и совокупность экономических, политических, социальных, природных и иных факторов и условий, являющихся внешними для участников данных деловых отношений.

Развитие бизнеса происходит под воздействием среды и, в свою очередь, отражается в трансформации данной среды. Этот процесс осуществляется постоянно, как бы в соответствии с весьма популярным на Востоке выражением: «взмах крыльев бабочки может вызвать ураган на другом континенте». Поэтому принцип взаимодействия со средой является важной частью системы бизнеса. [4, с. 74]

Анализ среды организации — это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способность фирмы в достижении своих целей.

Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности с точки зрения стратегического планирования улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на организацию и ее будущее:

· с точки зрения политики фирмы помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление;

· с точки зрения текущей деятельности обеспечивает информацией, необходимой для наилучшего выполнения рабочих функций.

Процесс анализа организационной среды начинается с определения основных элементов внутреннего и внешнего пространства фирмы. После того, как эти элементы определены, фирма должна выделить те из них, которые являются для нее наиболее важными: их называют «критическими точками».

Среду любой организации можно определить как совокупность трех сфер — внутренней среды, рабочей среды, общей среды.

Внутренняя среда (микросреда) организации включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.

Два других пространства составляют внешнюю среду фирмы.

Рабочая среда — это среда непосредственных контактов с фирмой, она включает тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения. Это поставщики экономических ресурсов (сырье, финансовый капитал, производительный капитал), поставщики труда — наемные работники, клиенты — потребители продукции фирмы, посредники — финансовые, торговые, маркетинговые и т.д. К элементам рабочей среды относят конкурирующие фирмы и так называемые контактные аудитории — средства массовой информации, общества потребителей и т.п., — которые оказывают существенное влияние на формирование облика фирмы. [14]

Рабочая среда бизнеса может быть двух видов:

1 традиционная рабочая среда бизнеса — иерархичная, жесткая, основана на принципе «Командуй и контролируй», жизнеспособна в бизнес-среде, которая изменяется медленно и эволюционно.

2 новая рабочая среда бизнеса — плоская, гибкая, сфокусирована на управление новыми движущими силами бизнеса (люди, знания, взаимосвязи, информатизация), жизнеспособна в бизнес-среде, которая быстро меняется и усложняется. [12]

Общая среда (макросреда) состоит из элементов, которые не связаны с фирмой напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. Общая среда — это среда косвенных контактов фирмы. Она включает в себя четыре основных фактора — политические, экономические, технологические, социальные. Каждый из них в свою очередь тесно связан между собой. [14]

Быстрое развитие технологий, усложнение и многообразие предлагаемых товаров и услуг, сокращение их жизненного цикла, появление большого числа конкурентоспособных организаций, возрастание требований покупателей — все эти и другие изменения, происходящие в окружающей среде, усиливают влияние и зависимость организаций от внешних условий, что вынуждает их искать способы для улучшения взаимодействия и развивать способности к адаптации.

Эффективное взаимодействие между организациями достигается путем создания специальных подразделений, осуществляющих связь с внешним окружением, занимающихся улучшением информированности о состоянии среды, партнерских отношений, сотрудничеством с конкурентами, созданием стратегических альянсов и т. д.

Организации сегодня должны использовать такие подходы к управлению, которые позволят им наилучшим образом адаптироваться и гибко реагировать на изменения внешней среды. Проведение организационных изменений производственного, технического, экономического, структурного, поведенческого характера, ориентированных как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу, помогает организации выжить и обеспечить устойчивое функционирование в нестабильных внешних условиях. Использование стратегического управления позволяет спрогнозировать будущие изменения в окружающей среде и заранее подготовить к ним организацию, обеспечивая тем самым условия для ее эффективной работы на достаточно длительный срок. [9, с. 60]

Создание “Всемирной паутины” — среды World Wide Web (WWW) стало одним из наиболее важных событий, в том числе с точки зрения развития бизнеса и электронной коммерции. Начали формироваться разнообразные модели информационной www-среды — электронные газеты, книги, реклама. Настало время, когда Internet-пространство из дополнительного средства СМИ переросло в рекламоносителя на уровне “пятого элемента”, где появились неизвестные ранее параметры: пользовательская аудитория, интерактивность. Тогда и зародился электронный бизнес.

Сеть «Интернет» — глобальная, децентрализованная информационная среда, имеющая коммуникационную основу. Это инструмент ведения предпринимательской деятельности с использованием новых информационных технологий.

Определения электронной экономики ряда европейских источников суммарно сводятся к следующему: “Среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой компанией или индивидом с целью совместной работы: торговли, обмена идеями и “ноу-хау”. [15]

В настоящее время нет общепринятого определения термина «Интернет-коммерция». Как область знаний она находится на этапе сбора фактов и их осмысления. А понятие «Интернет-коммерция» либо не определяется в современной литературе, либо характеризуется общими рассуждениями, не позволяющими выявить специфические характеристики ее как предпринимательской структуры более того данное понятие в большинстве случаев объединяется с понятиями «электронный бизнес», «электронная торговля» и «электронная коммерция». Однако все они имеют принципиальные отличительные характеристики.

Электронный бизнес и электронную коммерцию следует рассматривать как составной элемент электронной экономики, а Интернет-бизнес и Интернет-коммерцию — как элементы «Интернет-экономики». Понятие «электронная экономика» отражает более широкий круг вопросов функционирования экономики, нежели только ориентация на сеть «Интернет», его средства, технологии и приложения.

Таким образом, электронная экономика представляет собой совокупность экономических отношений, охватывающих все звенья товарного производства, распределения, товародвижения и реализации материальных и нематериальных благ, происходящих посредством электронного обмена с помощью сетей электросвязи.

Основу «электронной экономики составляют информационные технологии». Поэтому предметом исследования системотехники выступают теория информации, кибернетика, математика, а также юриспруденция этой части экономики.

Главным недостатком первых форм электронного бизнеса являлось отсутствие общедоступности. Появление сети «Интернет» привело к возникновению новых форм электронного бизнеса и электронной коммерции при низкой себестоимости передачи информации и глобального международного распространения.

Одновременно с появлением сети «Интернет» формируется Интернет-экономика — системно организованная, многоуровневая структура, построенная на основе взаимоотношений между экономическими агентами в сети «Интернет».

В связи с тем, что Интернет-экономика — следствие развития электронной экономики, обе эти формы взаимосвязаны и взаимозависимы. Совместно они образуют одну из отраслей постиндустриального общества или информационной («новой») экономики (IT-Economy).

Интернет-экономика — следствие развития электронной экономики, соответственно, и элементы Интернет-экономики продолжают и дополняют развитие всей системы электронной экономики, образуя единое целое, что представлено на схеме 1.

Схема демонстрирует взаимосвязь процессов, протекающих в информационной («новой») экономике. Интернет-технологии охватывают все элементы системы Интернет-экономики. Система Интернет-экономики представлена главными звеньями, которыми выступают Интернет-бизнес, Интернет-коммерция, Интернет-проект и веб-сайт Интернет-компании. Интернет-бизнес представляет собой одну из форм эволюционного развития электронного бизнеса, являющегося, в свою очередь, подсистемой электронной экономики, базирующейся на информационных технологиях.

Схема 1 Взаимосвязь процессов, протекающих в электронной экономике

Интернет-коммерция — это направление электронной коммерции, выделившееся из нее в начале 90-х гг. XX в. самостоятельным элементом. Она является особой формой предпринимательской деятельности, где основные бизнес-процессы (купля-продажа, поиск клиентов, распространение товаров и пр.) осуществляются в сети «Интернет». Электронная коммерция построена на электронных системах управления информацией, элементом которых является Интернет-проект, выступающий одним из процессов, характеризующих Интернет-экономику. [13]

Интернет-проект можно представить проектно-конструкторскую, технологическую и аналитическую документацию, включающую описание решений по созданию, эксплуатации и поддержке функционирования проекта, осуществляемого в сети «Интернет».

Принципиальным отличием Интернет-экономики от электронной экономики становится основа формирования: для Интернет-экономики — это веб-сайт Интернет-компании, в то время как в основе электронной экономики лежит программирование, на базе которого и происходит создание веб-сайта. Веб-сайт Интернет-компании служит Интернет-представительством компании, совокупностью взаимосвязанных страниц, концептуально объединенных по содержанию и навигации и физически находящихся на одном сервере.

Веб-сайт Интернет-компании, являясь ядром Интернета-экономики, аккумулирует в себе всю информацию, которую необходимо довести до потенциального покупателя.

Интернет-коммерция — это средство приведения информационной инфраструктуры рынка России в соответствие с современными требованиями. Оно позволит сократить расходы на проведение торговых операций и частично решить проблемы регионов и предприятий, связанные с невыгодным географическим расположением и большими расстояниями от потребителей.

Сеть «Интернет» — особая среда экономических коммуникаций. Традиционные средства массовой информации работают по схеме «один отправитель — множество получателей». В среде Интернет действует иной принцип: общение один на один или множество на множество. Таким образом, новая технология позволяет персонифицировать покупателя и превратить коммуникации из монолога в диалог. Интернет-коммерция как особая среда коммуникаций позволяет учесть индивидуальные нужды потребителя посредством так называемой «кастомизации», т.е. формирования у потребителя ощущения, что работа делается исключительно для него.

Таким образом, несмотря на отсутствие единой системы оценки объемов продаж и совокупной прибыли организаций в сфере Интернет-коммерции, можно отметить значительный рост этого вида деятельности за последние четыре года. Однако для дальнейшего развития Интернет-коммерции в России существует еще много препятствий.

Во-первых, слабая географическая распространенность сети Интернет, а также низкий уровень компьютерной культуры у населения, и, как следствие, недостаточный опыт населения в осуществлении покупок посредством платежных систем сети Интернет. Во-вторых, отсутствие развитой инфраструктуры и недостаточная распространенность электронных средств платежа. В-третьих, отсутствие законодательной базы, регулирующей коммерческую деятельность. «Не работает» в полном объеме закон «Об электронной цифровой подписи», что затрудняет заключение сделок и организацию карточных платежных систем. Помимо этого до сих пор не принят федеральный закон «Об электронной торговле».

Многие его положения до сих пор находятся на стадии рассмотрения. Мошенничество при заключении сделок в сети «Интернет» является проблемой, заметно снижающей доверие к осуществлению коммерческих операций.

Однако, несмотря на рассмотренные проблемы рынка Интернет-коммерции в России, число пользователей сети постепенно растет.

Аналитики утверждают, что российский Интернет достиг уровня, когда вложение инвестиций в Интернет-технологии уже экономически оправдано при данном способе ведения коммерческой деятельности.

Все национальные особенности предпринимательства определяются бизнес-средой, в которой предприниматель действует, и если с появлением новых технологий эта среда изменяется, то изменяется и само предпринимательство, и философия бизнеса в целом. [12]

Вопрос 2. Гипертекстовая технология и технология мультимедиа

Читайте также:  Право в годы Великой Отечественной войны

Характеристика технологии мультимедиа

Термин «мультимедиа» означает много средств представления информации пользователю; его можно перевести на русский язык как «много сред» или «много носителей».

Мультимедиа — это компьютерная система и технология, обеспечивающие возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной информации, включая текст, звук и графику (в т. ч. движущееся изображение и анимацию). Важной характеристикой мультимедийных систем является высокое качество воспроизведения всех составляющих ее компонент данных, а также возможность их взаимосвязанного или взаимодополняющего использования (рис. 3). [11, с. 382]

Рис. 3 Сущность технологии мультимедиа

Как правило, под термином мультимедиа подразумевают взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения.

Приведем несколько определений термина «мультимедиа»:

Мультимедиа (multimedia) — это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

Мультимедиа — это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Мультимедиа — это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком.

Мультимедиа-технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики. Они имеют целью создание продукта, содержащего «коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами, включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления». [15]

Звук — это сигнал, который характеризуется частотной оценкой сигналов, тембром, обертонами и другими параметрами воспроизведения.

В качестве звука могут выступать человеческая речь, музыкальные произведения и т. п., вызывающие колебания (звуковые волны) в газообразных, жидких и твердых средах. Средний человек слышит звуки в диапазоне примерно 15 — 20 000 Гц. Звук может быть неразличим для человека — это происходит, например, в случае, когда его частота выходит за указанные пределы.

Цифровое изображение — это графическая форма представления данных, предназначенная для зрительного восприятия, имеющая такие характеристики, как яркость, контрастность, разрешение, цветопередача и так далее.

В настоящее время важное место среди мультимедиа-технологий занимает компьютерная обработка видеоинформации, которая включает совокупность изображений, демонстрируемых последовательно и позволяющих человеческому глазу воспринимать отображаемые объекты как движущиеся. Зрительный эффект движения достигается за счет того, что каждое следующее демонстрируемое изображение отличается от предыдущего небольшими последовательно перемещающимися деталями.

Следует отметить, что в обиходных ситуациях под термином «видео» понимают ряд изображений, демонстрирующих движение, сопровождаемых звуковым рядом.

Технологию мультимедиа образуют следующие компоненты:

* аппаратные средства компьютера, обеспечивающие доступ к данным и воспроизведение мультимедийной информации;

* программные средства, обслуживающие доступ и воспроизведение;

* носители информации в мультимедиа-формате.

Запись и воспроизведение информации в мультимедиа-формате производятся на компьютере с помощью специальных аппаратных и программных средств. Существует определенный минимум средств, которыми должен располагать компьютер, чтобы его можно было считать мультимедийным.

Кроме того, необходимы акустические системы (колонки или наушники) и микрофон. Следует отметить, что практически все, даже самые дешевые выпускаемые в настоящее время компьютеры, в полной мере соответствуют этим требованиям.

Специальные звуковые карты и акустические системы составляют основу современной мультимедийной аппаратуры — это колонки, громкоговорители, динамики. Запись, воспроизведение и синтез звука обеспечивается за счет совместного функционирования звуковых карт и специальных программ и файлов.

Вся информация в компьютере (в том числе звук и видео) представлена исключительно в дискретной, цифровой форме, поэтому одна из функций звуковой карты — преобразование «оцифрованного» звука в непрерывный (аналоговый) электрический сигнал, который и поступает на вход динамика. При записи звука на компьютер, наоборот, аналоговый сигнал от микрофона преобразуется в дискретную фонограмму.

Оцифровка сигнала заключается в преобразовании сигнала в простую форму — в совокупность нолей и единиц, что позволяет защитить цифровой сигнал от нежелательных изменений его содержания, легко обновлять поврежденные места, копировать сигнал без потерь качества. В итоге цифровой сигнал получается значительно менее уязвимым, чем аналоговый, лучше защищенным от амплитудных искажений и шума.

Для записи звуковой информации на мультимедийный компьютер чаще всего используют такие технические средства, как диктофоны и микрофоны.

Диктофон является средством записи, хранения и воспроизведения аудиоинформации. Современные цифровые диктофоны позволяют записывать звук не в аналоговом формате, а в цифровом, кроме того, осуществлять целый спектр операций по работе с файлами и совмещать использование диктофонов с другими техническими устройствами, например, подключать к компьютеру и проводить дальнейшую обработку звука с помощью программных средств.

Микрофон — это устройство, которое преобразует звук в электроэнергию. Существует множество разных видов микрофонов, которые подразделяются по типу на динамические и электретные, по способу передачи сигнала — на проводные и радиомикрофоны, по признаку их акустической чувствительности (по диаграмме направленности) — на ненаправленные, кардиоидные, остронаправленные и т. д. При выборе микрофона для тех или иных условий необходимо оценить его габаритные размеры, массу, тип разъема, другие конструктивные особенности.

По назначению микрофоны подразделяются на следующие группы:

* для бытовой аппаратуры магнитной записи;

* для профессиональных целей (звукозапись и звукопередача в студиях, системы звукоусиления музыки и речи, акустические измерения, диспетчерская связь и т. д.);

* специального назначения.

Графическая информация может быть внесена на компьютерный носитель с помощью сканеров и планшетов.

Сканер — устройство, позволяющее переносить изображение с бумаги в электронный вид. В зависимости от конструкции сканеры можно разделить на роликовые, планшетные и барабанные. В роликовых (протяжных) сканерах лист с изображением протягивается сквозь устройство, а приемник изображения закреплен и считывает информацию по строкам последовательно. В планшетных сканерах изображение располагается неподвижно на прозрачной рабочей поверхности, а приемник изображения перемещается специальным механизмом. Барабанные сканеры снабжены подвижным барабаном, который вращается в ходе сканирования, на барабан закреплено сканируемое изображение, а набор камер либо фотоэлектронный умножитель считывают изображение, обеспечивая очень высокое качество сканирования.

Планшет — это устройство оцифровки изображения, которое считывает положение курсора (пера) на рабочей поверхности основания за счет встроенной в планшет сетки и передает его координаты в компьютер. Если изображение создается с помощью курсора на планшете, то оно появляется не на бумаге, а на экране компьютера.

Для записи видеоинформации используют видеокамеры, которые подключаются к компьютеру через видеоадаптер. Видеокамеры могут быть аналоговыми или цифровыми.

В настоящее время удается выполнять на компьютере синтез и обработку информации различных форм представления в реальном времени, т. е. без ощутимой временной задержки.

Файлы с мультимедийной информацией могут храниться как на жестком диске, занимая большой объем памяти, так и на других накопителях. Чаще всего для этого используются оптические диски, такие, как СD-RОМ, СD-R, CD-RW, DVD-RОМ, DVD-R, DVD-RW. Емкость CD-ROM составляет 650 — 700 Мбайт, а емкость DVD-дисков варьируется от четырех до нескольких десятков гигабайт в зависимости от вида DVD и технологии записи информации.

Следует отметить, что технология мультимедиа поддерживается всеми операционными системами семейства Windows, многими реализациями ОС Linux и большинством других современных операционных систем.

Кодек («codec», от англ. Coder/DECoder) — вид программного или аппаратного обеспечения, который позволяет производить компрессию/декомпрессию цифрового аудио- или видеопотока в определенный формат, а затем восстанавливать его в исходное состояние.

Кодеки принято идентифицировать четырехзначным кодом FourCC (например, «DIV3» — DivХ 3, «DVХ» — ОреnDivХ, т. е. DivХ 4.0 и более поздние версии, «DX50» — DivХ 5.0, «XVID» — кодек ХviD МРЕG-4). Это позволяет корректно определять тип носителя и использовать именно тот кодек, который необходим для воспроизведения файла.

Для воспроизведения видеоинформации кодеки, соответствующие формату видеозаписи, должны быть установлены на компьютере. Если видеозапись не воспроизводится, то в большинстве случаев это означает, что необходимый декодер в системе отсутствует. Следует отметить, что существует большое количество различных кодеков, они в основном распространяются свободно и доступны в сети Интернет. Именно поэтому основная трудность заключается в определении того, какой именно декодер необходим для воспроизведения той или иной видеозаписи. Рассмотренную проблему можно решить несколькими способами.

Во-первых, можно использовать проигрыватели, автоматически предлагающие скачать необходимый декодер из сети Интернет, если он отсутствует в системе. Примерами таких проигрывателей являются KMPlayer, Media Player Clаssic, Crystal Player и др. Однако новые кодеки разрабатываются значительно чаще, чем обновляются проигрыватели, поэтому первый способ не всегда позволяет решить проблему.

Во-вторых, можно использовать проигрыватели, отображающие расширенную информацию о файлах с видеозаписью. Такие программы обычно отображают код FourСС, формат звука и формат файла. Для популярных форматов проигрыватель отображает не только код, но и полное название кодека. В качестве дополнительной информации отображается длительность записи, частота кадров, количество каналов и поток данных в звуковой дорожке и т. д. Если формат записи известен, то необходимый декодер нетрудно найти в сети Интернет на специальных сайтах.

В-третьих, можно использовать специальные программы, которые предназначены для определения формата видеозаписей.

Для воспроизведения звука на компьютере используют два основных подхода:

· использование аналогово-цифровых преобразователей позволяет хранить оцифрованный сигнал в памяти компьютера;

· синтез звука при воспроизведении заключается в передаче управляющей информации на звуковую карту, где в соответствии с полученными данными формируется выходной аналоговый сигнал.

В современных условиях все большие объемы информации нуждаются в передаче на значительные расстояния. Современные системы связи позволяют передавать телеграфные, телефонные, телевизионные сообщения, массивы данных, печатные материалы, фотографии и т. д. Для передачи сообщений организуется специальный канал связи.

Канал связи — это совокупность технических средств передачи сигналов от источника к потребителю, организованная в соответствии со спецификой передаваемых сообщений. В качестве основных параметров канала связи выступают ширина полосы пропускания, допустимый диапазон изменений амплитуды сигнала и уровень помех. Передача мультимедийной информации чаще всего производится через проводную вычислительную сеть, по радиоканалу, через телефонную сеть или с помощью радио- и телевизионного вещания. [10, с. 158]

Мультимедиа имеет самое прямое отношение к развитию Internet-технологий. Стало возможным отправлять аудио- и видеосообщения по электронной почте, а также общаться через Internet в реальном времени, видя, при этом, собеседника на экране компьютера, что совсем недавно было еще просто мечтой. Уже несколько лет существуют технические решения, позволяющие строить системы передачи мультимедиа-сообщений без потери качества. Даже самый неопытный пользователь теперь может запросто подключиться к сети Internet, найти, просмотреть или даже прослушать любую интересующую его информацию из любой точки мира, и все это стало возможным с развитием мультимедиа-технологий.

Сегодня любой желающий, может разместить информацию о себе, свои фотографии и даже свои голоса для свободного доступа в сети Internet. [12]

Гипертекстовая технология

Гипертекстовая технология — это технология преобразования текста из линейной формы в иерархичную, поэтому использование гипертекстовой технологии (по сравнению с представлением информации в обычной книге) позволяет кардинально изменить способ просмотра и восприятия информации. Так, читая текст в книге, мы просматриваем его последовательно, страница за страницей. И если в процессе чтения мы встретим термин, значение которого объяснялось ранее, то в этом случае нам придется листать страницы книги в обратном порядке до тех пор, пока не найдем нужное нам определение непонятного термина. Использование же гипертекстовой технологии позволяет значительно упростить работу с текстом и найти нужное определение за считанные секунды.

Читайте также:  Принцип мирного разрешения международных споров

В настоящее время гипертекстовая технология широко используется для построения подсистем помощи пользователям при работе с диалоговыми компьютерными программами, а также для построения различных справочников, энциклопедий. [10, с. 137]

Гипертекст — это текст, содержащий ссылки на другие части данного документа, на другие документы, на объекты нетекстовой природы (звук, изображение, видео), а также система, позволяющая читать такой текст, отслеживать ссылки, отображать картинки и проигрывать звуковые и видеовставки. [7, с. 75]

При этом подобные связанные слова или картинки документа, как правило, выделяются, обычно с помощью подчеркивания. Пользователь может активировать эту связь щелчком мыши. Поскольку современные электронные документы содержат не только текст, но и любую мультимедийную информацию (текст, графика, звук), в качестве ссылок стали использовать не только текстовые, но и графические объекты. [2, с. 391]

С развитием компьютерных средств мультимедиа гипертекст начал превращаться в более наглядную форму, получившую название гипермедиа. [10, с. 137] Гипермедиа — это компьютерная совокупность нелинейно связанных записей текстов, графики, речи, аудио, видео, музыки, мультипликации и т.п., позволяющая их составлять, увязывать и читать в произвольном порядке. [8, с. 323]

В простейшем случае технология построения гипертекста включает следующие пять основных этапов:

1) разделение текста на основные главы или темы;

2) выбор основного маршрута чтения гипертекста и расстановка гиперссылок, ведущих пользователя по темам последовательно, в соответствии с основным маршрутом;

3) определение дополнительных маршрутов чтения, которые могут оказаться удобными читателю, и расстановка ссылок, позволяющих осуществить логический переход от основного маршрута к дополнительным;

4) выявление и написание недостающих частей текста, которые требуются для логического следования по маршрутам чтения;

5) связь ссылок с существующими темами.

В общем смысле гипертекстом называется множество текстовых блоков или элементов, при нажатии на которые происходит ссылка или активация других объектов (текст, музыка, изображение, файлы и др.). [5, с. 67]

Гипертекстовая система представления информации позволяет сделать текст не только структурированным, но и организовать моментальный переход читателя к интересующим его разделам с помощью ссылок (рис. 1). В результате с помощью гипертекста читателю предоставляется возможность самостоятельно выбирать порядок работы с материалом, изменять маршрут непосредственно в процессе чтения.

Простота концепции гипертекста обуславливает и формальную простоту общепринятой технологии создания гипертекстов. Имея простейшую систему построения гипертекстов, можно быстро собрать из нескольких текстовых фрагментов гипертекст и формально получить самостоятельную гипертекстовую информационную систему, программный продукт или подсистему подсказки. Однако в силу видимой простоты гипертекстовой технологии легко создать гипертекстовую технологию с низким качеством.

Гипертексты обладают определенной семантической (смысловой) сетевой структурой. При многократном просмотре, если гипертекст используется как учебник, эта структура будет сильно влиять на структуру знаний пользователя по изучаемому вопросу. Поэтому при построении гипертекстовых систем следует уделять внимание не только тому, как разбить исходный текст на части, но и тому, насколько пользователю будет понятно, легко и удобно работать с этими частями текста.

Рис. 1 Гипертекстовая форма представления информации

К основным элементам гипертекстовой технологии относятся:

· информационный фрагмент;

· тема;

· узлы;

· ссылки.

Информационный фрагмент гипертекста может представлять собой линейную последовательность строк текста, рисунок, видеофрагмент, аудиофрагмент. [10, с. 138]

Основным элементом информационного фрагмента является тема (topic). Тема может содержать текст, таблицы, графические изображения и кнопки. [3, с. 448]

Узлом в гипертексте называется информационный фрагмент, из которого возможен переход к другим информационным фрагментам гипертекста. Ссылка представляет собой слово, фразу или набор фраз, с помощью которых осуществляется переход от одного узла к другому. Ссылки могут быть референтными или организационными.

Референтные ссылки — это наиболее типичный вид ссылок в гипертекстах. Они, как правило, имеют два конца, обычно это направленные связи, хотя большинство гипертекстовых информационных систем поддерживает и обратное движение по ссылке. Исходный конец референтной ссылки называется «источник». Логически это отдельная точка или область в тексте. Другой конец называется «назначением» — это определенная точка или область в гипертексте. С источником ссылки связывается некоторая пометка, указывающая наличие ссылки — она показывает имя ссылки, обычно изображается в виде последовательности символов и высвечивается как отдельная единица текста. Например, при щелчке по термину появится информационный фрагмент, разъясняющий значение этого термина.

Организационные ссылки устанавливают явные связи между двумя точками гипертекста и отличаются от референтных тем, что поддерживают иерархическую структуру в гипертексте. Организационные ссылки связывают узел-родитель с узлами-сыновьями и, таким образом, формируют древовидный подграф в рамках общего гипертекстового сетевого подграфа. Такие ссылки часто соответствуют отношению «быть частным случаем», и по этой причине операции над этими ссылками (при построении гипертекста) отличаются от операций над референтными ссылками.

Кроме явных референтных и организационных ссылок, в некоторых гипертекстовых системах имеется возможность устанавливать неявные ссылки через использование ключевых слов. Для этого гипертекстовая система должна иметь возможность сквозного поиска заданной подстроки среди всех узлов гипертекста (в некотором порядке), а в самом гипертексте должны активно использоваться ключевые слова. Примером использования неявных ссылок может служить поиск в Интернет-каталогах, таких, как Yandex, Rambler, Yahoo и т. д. (рис. 2).

Рис. 2 Использование ключевых слов в качестве неявных ссылок

С функциональной точки зрения следование по ссылкам и поиск подстроки близки: каждая операция — это способ получить доступ к интересующему узлу. Ссылки приводят к единственному узлу, а поиск по ключевому слову — к множеству узлов. В настоящее время основными группами приложений, использующих гипертекстовую технологию, являются:

1) глобальная информационная система WWW (World Wide Web — всемирная паутина);

2) справочные системы прикладных программ и операционных систем (например, в ОС Windows используется два вида справочных систем: традиционная система справки, обрабатывающая файлы с расширением *.hlp и более современная справочная система НТМL Неlp, использующая скомпилированные НТМL-файлы, имеющие расширение *.chm;

3) компьютерные справочно-правовые системы (например, ГАРАНТ, КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС и т. д.). [10, с. 139]

Самым популярным Интернет-сервисом является World Wide Web (WWW). Этот сервис был разработан в начале 90-х годов, и именно возможности WWW используются для развития электронной коммерции во всем мире. WWW функционирует на основе протокола HTTР (Hурertext Transfer Рrotocol). [5, с. 66]

Существует множество определений Интернета. Например, составители энциклопедии «Кирилл и Мефодий», считают, что «Интернет» (от лат. Inter — между, и англ. Net — сеть, паутина) — это международная (всемирная) компьютерная сеть электронной связи, объединяющая региональные, национальные, локальные и др. сети. [6, с. 529]

WWW представляет собой механизм, при помощи которого связывается информация, доступная посредством многочисленных Web-серверов во всем мире. Web-сервер — это программа, которая умеет получать http-запросы и выполнять в соответствии с этими запросами определенные действия, например, запускать приложения и генерировать документы.

Документ, доступный через Web, называют Web-страницей, а группы страниц, объединенные общей темой и навигационно, — Web-узлами, или Web-сайтами, Один аппаратный Web-сервер может содержать несколько Web-сайтов, но возможна и обратная ситуация, когда огромный Web-сайт может поддерживаться группой Web-серверов. Тот факт, что навигация не требует знаний о местоположении искомых документов, как раз и является основным удобством и причиной популярности службы WWW.

HTML (Hyper Text Markup Language) — универсальный язык разметки гипертекста, используемый для подготовки Web-документов для сети Internet. Язык представляет собой набор элементарных команд форматирования текста, добавления графических объектов (рисунков), задания шрифтов и цвета, организации ссылок и таблиц. [2, с. 391]

Для просмотра гипертекстовых документов (Web-страниц) используются специальные программы, называемые браузерами. В настоящее время наиболее известными являются браузеры Microsoft Internet Explorer, Netscape Navigator, Opera и т. п. Программа-браузер выполняет интерпретацию команд языка разметки гипертекста и отображает содержимое HTML-документа. [1, с. 580]

Кроме того, браузеры обладают дополнительными сервисными функциями, такими как упрощение поиска, хранение закладок, указывающих на избранные страницы, и др.

Популярность WWW обусловлена тем, что можно не только просматривать чужие страницы и иметь доступ к огромному количеству информации, представленной на сотнях миллионов компьютеров, но и создать собственные ресурсы и таким образом донести любую информацию до всех будущих посетителей сайта. Иными словами, WWW — это глобальный механизм обмена информацией: одни люди помещают информацию на Web-серверы, а другие ее просматривают. [2, с. 392]

Библиографический список

1 Избачков Ю.С., Петров В.Н. Информационные системы: Учебник для вузов. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 656 с.: ил.

2 Информатика: учебник/ Соболь Б.В. [и др.] — изд. 3-е, дополн. и перераб. — Ростов н / Д: Феникс, 2007. — 446 [1] с. — (Высшее образование).

3 Информационные системы: учебник / Петров В.Н. — СПб.: Питер, 2003. — 688 с: ил.

4 Рубин Ю.Б. Основы бизнеса. Учебник для студентов 1 курса экономических специальностей. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. — 839 с.

5 Божко В.П., Власов Д.В., Гаспариан М.С. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. — 120 с.

6 Информатика и информационные технологии: учебное пособие / Ю.Д, Романова, И.Г. Лесничая, В.И. Шестаков, И.В. Миссинг, П. А. Музычкин; под ред. Ю. Д, Романовой. — 3-е изд., перераб. и доп. — M.: Эксмо, 2008. — 592 с. — (Высшее экономическое образование)

7 Информационные технологии управления: Учебное пособие / М.В. Бастриков, О.П. Пономарев; Институт «КВШУ». — Калининград: Изд-во Ин-та «КВШУ», 2005. — 140 с.

8 Карминский A.M., Черников Б.В. Информационные системы в экономике: В 2-х ч. Ч. 1. Методология создания: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 336 с: ил.

9 Основы менеджмента: учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС, 2008. — 240 с.

10 Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. Информационные технологии: учеб. пособие / под ред. проф. Л.Г. Гагариной. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 256 с.: ил. — (Профессиональное образование)

11 Воройский Ф.С. Информатика. Энциклопедический словарь-справочник: введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. — 768 с.

12 www.alleng.ru — 15.03.2010

13 www.capri.ustu.ru — 12.03.2010

14 www.jbusiness.ru — 15.03.2010

15 www.spacestudy.ru — 24.02.2010

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...