Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Введение

Можно спорить, что представляет собой большую ценность образования: знание или понимание?

Знания забываются, выветриваются, а понимание остается.

Есть люди, которые много знают, но мало понимают.

Есть люди, которые мало знают и многое понимают.

В. Зинченко

1. Активизация познавательной деятельности через инновационные технологии

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос о педагогических технологиях. В настоящее время существует множество позиций разных авторов, касающихся определения педагогической технологии.

Большой трудностью в работе учителя является моделирование уроков и их проведение. Часто возникают сомнения правильно ли строится педагогическая деятельность, обеспечивает ли она развитие детей, так ли строится урок, направлен ли не только на усвоение учащимися знаний, но и на развитие ума и эмоциональной сферы. Всё это требует большой и трудоёмкой работы учителя по самообразованию.

В традиционной системе путь познания нового чаще идет «от учителя»: учитель диктует, дает задания, проверяет, предлагает анологичные задания. Такой путь облегчает процесс познания, но недостаточно развивает детей.

При использовании элементов критического мышления характерен путь «от ученика»: он предлагает ему свободу в проявлении мыслей, побуждает детей самих задавать вопросы и активизирует к поиску ответа. Помогает вовлечь в процесс обучения личностное начало ребёнка. Преследуемая цель – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового открыл он для себя. Основываясь на элементы критического мышления, я активизирую познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы. В этом мне помогают различные методические приемы критического мышления. При использовании приемов учащиеся овладевают навыками самостоятельной работы, обеспечивается возможность усвоить программу.

2. Новые технологии обучения как фактор реализации инновационного типа обучения

Технологию развития критического мышления предложили американские педагоги Дж. Стил, К. Меридит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить? «Критическое мышление» – новый взгляд на урок, оно дает освоение нового способа познания. Школьник должен создавать, придумывать, находить решение проблем.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуации, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.

Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основнвх положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, педагогики коллективных дел.

При изучении новой темы практикуются различные формы организации деятельности учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные.

Групповая работа имеет ряд преимуществ:

– побуждает участников группы к активности, самостоятельности, ответственности, т.к. результат работы зависит от вклада каждого;

– облегчает процесс усвоения, запоминания и применения новых знаний;

– позволяет повышать познавательную мотивацию и дольше сохранять работоспособность участников группы;

– способствует развитию коммуникативных особенностей, которве необходимв для успешной работы в любом коллективе.

Во избежание снижения активности на последнем зтапе урока целесообразно создать игровую ситуацию, ситуацию удивления, знакомя с интересными занимательными текстами.

Результат урока зависит от того, как усвоен учащимися материал и его прктический смысл. Рефлексию урока можно провести по следующим вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что вы поняли?

– Как вы можете оценить работу на уроке?

Данный вид рефлексии дает возможность учащимся выразить свое мнение, отношение к уроку, учебному предмету. При подготовке к уроку необходимо учитывать изменение уровня работоспособности на различных этапах.

Одна из основных причин того, что учащиеся теряют интерес к русскому языку в том, что не всегда ярко и убедительно показаны учащимся богатства русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки.

Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к русскому языку как к предмету?

Таких путей множество, но один из них это применение элементов занимательности на уроках русского языка, при изучении различных тем, а также разнообразных форм ведения уроков.

Дальше успех будет зависеть от того, как учитель сможет поддержать интерес к предмету от урока к уроку. Большое значение имеет научно – популярное объяснение нового материала: такое объяснение, при котором неизвестные факты преподносятся в виде интересного рассказа, который убеждает учащихся в том, что овладеть языком, значит действительно повысить культуру речи, понять тайну языка, научиться говорить ясно, точно и ярко. В тех случаях, когда материал в какой-то мере знаком ученикам, его необходимо дополнить такими сведениями, о которых они и не подозревали.

Познавательная деятельность учащихся в процессе усоения ими нового грамматического материала интенсивно активизируется при использовании проблемных ситуаций и порных схем. Их применение расширяет возможности для самостоятельгой работы. Использование опорных схем заметно сэкономит время на уроке, для практической деятельности, самостоятельных работ с использованием дополнительного материала.

3. Чтение, обучение грамотному письму и говорение как вид речевой деятельности

Образование – это не только знания, умения, навыки, не только память.

Образование – это формирование и развитие новообразований индивида, его функциональных органов.

Как сделать урок русского языка интересным?

Путь решения – как в использовании яркого, необычного дидактического материала, интересно самим содержанием, так и в организации нестандартных заданий, вызывающих интерес самими формами работы. Главное отличие нестандартных заданий от других- их связь с деятельностью.

В 7 «А» классе 26 учеников. По русскому они успевают на 75%. На «5» учатся 7 учеников, на «4» учатся 14 учеников, а на «3» учатся 5 учеников.

Класс эрудированный, ответственный, с большим интересом тоносятся к порученным обязанностям.

Отличниками по русскому языку являются следующие ученики:

Игенжанова Аниша

Бариева Айгерим

Бердымурат Арайлым

Балтабаев Айдарбек

Кайырова Гульзат

Кенесбай Аягоз

Ракишева Алуа

Диктанты они пишут только на «отлично». Умеют анализировать текст, свободно владеют русским языком, легко переводят текст на родной язык и наоборот.

Ребята, которые имеют оценку «4» по русскому языку это те ученики, которые затрудняются писать контрольные диктанты на «5», но хорошо владеют устной речью, много читают, интересуются дополнительно литературой.

Ученики, которые имеют оценку «3» по русскому языку, те ученики которые говорят на родном языке в семейном кругу и среди близких, им язык дается сложнее, но я не оставляю их без внимания, стараюсь их заинтересовать.

В процессе обучения русскому языку в национальной школе важно сформировать у учащихся языковую компетентность (знания о звуковом составе, словарном богатстве, способах словообразования и грамматическом строе языка и коммуникативную компетентность).

Устное и письменное общение реализуется в четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме.

Наряду с тестом учебника, я стараюсь подобрать как воспитательного так и познавательного характера, функция таких текстов огромна и неоценима.

В качестве цели обучения чтению выдвигается развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:

– с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение)

– с полным пониманием содержания (изучающее чтение)

– с извлечением значимой информации (поисковое чтение)

Например, 7 класс тема «Числительное». Сегодня мы узнаем о происхождении числительных миллион, сорок и начиная с одиннадцати и кончая двадцатью и тридцатью. Числительное миллион придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в 13 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить свое восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского мили (что обозначает «тысяча») и частицы (он), которая соответствует увеличительному суффиксу (ищ), новое слово. Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».

Или числительное сорок стоит особняком. По происхождению сорок – существительное, в древне русском языке имело значение «мешок». В

«сорок» можно было положить 40 штук соболей, для хорошей шубы. Затем слово сорок стало обозначать 40 всяких дорогих шкурок

и, наконец, 40 любых предметов, в том числе и шкурок, т.е. превратилось в числительное.

Числительные второго десятка создавались на основе имеющихся. Наши предки считали: «один на десятке», «два на десятке», т.е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенно слияние трех слов в одно, дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать и т, д. Числительные один, два и другие хорошо сохранились в них, а десять подвергалось фонетическому изменению. Так и возникло необычное сочетание – дцать. Входящее теперь вместе с бывшим предлогом на в суффиксы:

Один + на + дцать = одиннадцать.

Семь + на + дцать = семнадцать.

Затем учащиеся заполняют дневник тройной записи (Знал. Узнал. Хочу узнать).

Часть речи числительное в первые изучается в 4 классе и при изучении её использую ребусы включающие в свой состав числа.

Например: 100 л, 100г, с3ж, р1а, 3 тон, 3 ко и дается задание составить предложение используя числительные.

При изучении местоимении провожу игру «Редактор»

– Восстанови текст, вставив необходимые местоимения:

__ люблю оленей, __трудно не любить. Удивительно ладно скроены ___:гордо поставлены рога, ноги стройные и крепкие, морда невероятно симпатичная. В каждом __ движении, в каждом повороте головы- изящество и благородство.

Олень неприхотлив и по-своему скромен. __ никогда не напомнит о ___, редко издает какие-нибудь звуки. Шесть дней может стоять ___ без корма, но не погибнет. Двести километров может пробежать ___, тяжело дыша и вывалив изо рта язык, но с ___ ничего не случится.

– Что нового для себя вы узнали?

Для распознавания притяжательных местоимений использую такое грамматическое задание: озаглавьте отрывок. Выпишите словосочетания «притяжательное местоимение + существительное» и определите род, падеж и число притяжательных местоимений:

Кем бы вы ни стали, мои юные друзья, куда бы ни позвали вас пути – дороги, пусть всегда рядом с вами будут любимые книги!

Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и ваших сверстников открывается в миллионах книг. Авторы детских книг – самые большие ваши друзья.

Хотелось бы, чтобы вы, ребята, крепко дружили с произведениями наших классиков: Пушкина, Лермонтова, Толстого, Некрасова. Прочитав их книги, вы почувствуете себя сильнее, сумеете глубже оценить свои поступки и поступки окружающих, ощутите всю прелесть прекрасного русского языка.

– Сделайте вывод из этого отрывка.

Использование текстов, для дополнительного чтения, повышают интерес, побуждают мысль и способствуют развитию орфографической зоркости у учащихся и имеют воспитательный характер.

Повышение орфографической грамотности у учащихся и по сей день остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в казахской школе. Для большинства школьников, допускающих орфографические ошибки, сформулировать ту или иную орфограмму не вызывает оссобых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколко неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей. Таким образом, необходимо научить детей видеть свои ошибки, вырабатывать у них так называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.

В начальных классах и в среднем звене для усвоения определенных орфограмм провожу словарный диктант.

Например правописание жи – ши, ча-ща, чу-щу. Правописание корней: кас-кос, гар-гор и т.д. Разгадывание цифрограмм:

6 1 3 5 4 2 4 2 1 3 5

ь ще л в а н и жз ь

Оживить урок, овысить его познавтельное значение, привить любовь к языку можно при помощи использования ы учебной работе произведений устного творчества: пословиц, сказок и загадок.

Загадки – распространеная и любимая детьми форма народного творчества. Отгадывание загадок не только развлечение, но и проверка

сообразительности. Загадка развивает ум, смекалку, будит мысль.

Изучая тему «Правописание падежных окончаний имен существительных» в 5 классе, использую загадки, которые учащиеся записывают под диктовку, в отгадках выделяют окончания существительных.

Например: В поле родился, на заводе варился,

На столе растворился. (Сахар)

Сидит на вилке, свесив ножки. (Лапша)

Белый зайчик прыгает по черному полю. (Мел и доска)

Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета

(Заяц)

При изучении темы «Образование сложных слов» в 6 классе использую загадки, которые учащиеся записывают под диктовку, в отгадках выделяют соединительную гласную в слвах.

Например: Чудо – дворник перед нами, загребущими руками.

За одну минуту сгреб, преогромнейщий сугроб.

(Снегоочиститель).

Есть у нас в квартире робот, у него огромный хобот.

Любит робот чистоту, и гудит, как лайнер «ТУ»

(Пылесос)

При изучении части речи местоимение даю задание составить пятистишье о местоимении на родном языке: 1. Есімдік зат есім 1 с?з

2 ?андай? 2 с?з сын есім

3Не істейді? 3 с?з етістік

4 С?йлем ??растыру есімдікке байланысты

5 Синоним

При изучении рязрядов местоимений записывают под диктовку стихотворение, в котором должны найти местоимения и определить их разряд: Я услыхал сегодня первый гром-

Он в полдень прогремел из тучки малой;

А через час цветок гвоздики алой,

Уж распустился в цветнике моем.

И весело кивал мне головою,

Обрызганный он влагоц дождевою.

(А. Голенищев – Кутузов)

При изучении части речи местоимение даю учащимся грамматическое задание: Подберите местоимения, состоящие из 1; 2; 3; 7; 9 букв. (дети называют местоимения: я, ты, они, ктолибо, ктонибудь)

При изучении личных местоимений в 7 классе лексическая тема урока «Письмо». Для закрепления умения определять род, число и падеж личных местоимений провожу игру «Почта». Нужно проверить, правильно ли написал письмо Незнайка своим друзьям. (на каждгого ученика)

Работа в парах по плану:

а) Восстановление и исправление текста письма.

б) Определение рода, числа и падежа личных местоимений.

в) Взаимопроверка работ, затем проверка вслух и выставление оценок друг другу.

Дорогие друз_я!

(Мы) путешествую с ребятами по городу Местоименску, (которая) находится в стране (М, м) орфологии. (Эти) город очень инт_ресный.

У (он) улицы з__леные и красивые. (Мы) и р__бятам нрави (тся, ться). (Он) помогли (я) грамотно написать (этот) письмо. (Он) жив и зд__ров. (До, Да) свидания. (Мне) скоро приеду. (Твой) Незнайка.

При изучении притяжательных местоимений, для закрепления изученного применяю игру «Редактор». Исправьте ошибки в употрелении местоимений.

Как(то) раз во дворе из собачьей миски

5 ч_мазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:

«Так с_едите вы у нас весь обед евонный

Закричала хрюша – мать: «Отойди от будки!»

Детям надо наполнять ихние желудки!

Папа грус_но пробурчал в пятачок ш__рокий:

«Слушать я уже устал ейные упреки!

Детям все прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит каждый день!»

Говорю про поросят – намекаю на ребят.

То, что можно поросятам,

Непростительно ребятам!

– О чем хотел сказать автор?

Так же при закреплении разрядов местоимений использую игру «Где мой дом?» В городе Местоименске 5 домиков. Как вы думеете почему? (Мы изучили 5 разрядов местоимений: личные, указательные, притяжательные, неопределенные и отрицательные)

– Расселите жителей по их домикам. (Учащиеся берут со стола учителя карточки с местоимениями и «расселяют» их по местам).

После завершения изчения разрядов местоимений использую стратегию «Пятистишье»: 1 Местоимение

2. Какие? Указательные, притяжательные

3. Что делают? Изменяются по родам, числам и падежам, Указывают на принадлежнсоть.

4. Местоимения делятся на разряды.

5. Часть речи

Использование этой стратегии развивает способность суммировать информацию в нескольких словах.

Так же при изучении притяжательных местоимений использую стратегию составления «диаграммы Венна», для показа отличительных черт разрядов, между личными и притяжательными местоимениями, что способствует лучшему усвоению темы.

Развитие орфографических навыков и умений должно вестись одновременно с формированием речевых навыков и развитии мыслительной деятельности. Этому способствует применение на уроках русского языка и литературы элементов критического мышления.

Самостоятельная работа, сочинить «пятистишье» на тему: «Снег».

1. Снег

2. Пушистый, мягкий

3. Летит, блестит, падает

4. Снег – белый ковер на земле зимой.

5. Сугроб

Это нелинейный метод «мозговой атаки», обучающая стратегия, которая заставляет думать свободно и открыто.

Стратегию составления пятистишья использую так же при изучении частей речи на уроках русского языка. Опираясь на знания ранее полученные, учащиеся систематизируют их.

При изучении неопределенных местоимений, для грамотного использования их в устной речи, использую такое грамматическое задание: Ответь на вопросы неопределенными местоимениями:

1. Кто поет в лесу? (кто-то)

2. Какие птицы начинают говорить? (какието)

3. Кто принесет энциклопедию? (ктото)

4. Чье пальто висит в прихожей? (чьето)

5. Что ты хочешь сказать? (чтото)

При изучении отрицательных местоимений, для распознавания приставок НЕ и Ни использую такое задание: Замените сложные предложения простыми, используя отрицательные местоимения некого, нечего, не с кем и т.д.

1. У меня нет ничего такого, во что можно было бы положить яблоки. – Не во что положить яблоки.

2. Тут нет ничего такого, чему можно было бы удивляться. – Тут нечему удивляться.

3. Нет человека, с которым я мог бы поиграть в шахматы. – Тут не с кем поиграть в шахматы.

4. Здесь нет ничего такого, над чем следовало бы ломать голову. – Нечего ломать голову.

– Назови фразеологизм. Объясни его значение.

– Какое орфографическое правило вы запомнили?

Так же для развития устной речи при изучении местоимения при проведении итога уборка, учащиеся вспоминают пословицы, в которых есть местоимения:

Обидеть каждый может, а пожалеть-то некому.

Плохого человека ничем не уважишь.

Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива и т.д.

Использую загадки для закрепления знаний о местоимении. Например: В городе Местоименске есть зоопарк. Хотите посетить его. Только звери волшебные, они появятся тогда, когда вы угадаете о них загадки

1. К личному местоимению множественного прибавить ши. (мыши)

2. К личному местоимению 2 лица добавить звук ль. (львы)

3.К одному из слогов слова дракон прибавьте личное местоимение множественного числа. (выдра)

4.А вот аквариум. Замените в определительном местоимении из трех букв гласную, и появится рыба. (Сам – Сом)

Для активизации мыслительной деятельности учащихся использую игру «Угадай-ка!»

а) 2 личных местоимения – и помехи автомобилю на дороге. (Я мы)

б) 3 личных местоимения- и окна чистые. (Вы мы ты)

в) Какие местоимения самые «глазастые»: все видят, на все указывают?

(указательные)

г) Как сказать местоимениями, если «непонятно кто непонятно что делает»? (Некто делает нечто)

На последнем уроке я использовала кроссворд о местоимении.

Сравнительный мониторинг письменных работ учащихся по русскому языку по годам обучения.

познавательный инновационный орфографический грамотность

2007-2008

44%

36%

2008-2009

46%

38%

2009 1- 2 четверть

48%

40%

Заключение

Работа над активизацией познавательной деятельностью должна вестись целенаправленно и систематически на протяжении всех лет обучения русскому языку. Важно не забывать о заинтересованности учащихся к предмету. А это, я думаю, зависит от того, как учитель работает с детьми, насколько учитель старается привлечь внимание детей. А вниманеи учащихся можно привлечь интересными видами работ, дать им возможность работать самостоятельно, самими решать проблемные ситуации, рассуждать и делать выводы. Словом, не давать им готовые знания, а идти с каким-либо вопросом.

В таких случаях учащиеся начинают чувствовать ответственность за результат. В своей работе я постаралась показать более эффективные, на мой взгляд, методы и средства обучения русскому языку Какие бы методы и средства обучения не применяли на уроке, все должно служить тому, чтобы ребенок всесторонне развивался, имел свое мнение.

Вся разнообразная работа на уроках русского языка и литературы дает возможность привить учащимся интерес к языку и литературе и постичь его тайны, что необходимо каждому в жизни.

Результативность вышесказанного заключается в следующем:

– активизируется познавательная деятельность;

– возникают новые мотивы познавательной деятельности и как следствие, растет интерес к предмету;

– развиваются коммуникативные способности;

– применяют полученные знания в жизни;

– работают с дополнительной литературой.

Методические рекомендации:

1. Применение на уроках русского языка элементов критического мышления, способствует облегчению психологического напряжения, скованности, боязни ошибиться, повышает интерес к предмету.

2. Обучение русскому языку путем применения инновационных технологий способствует развитию речевой деятельности, навыков мышления, умение анализировать, сопоставлять и делать выводы.

3. Игры на уроке повышают активность учащихся, сознательный интерес к предмету.

4. Применение на уроках интерактивных методов обучения способствует развитию устной и письменной речи, фантазии, познавательного интереса

Список использованной литературы

1. Кульгильдинова Т. А «Занимательная грамматика» Алматы 2006 г.

2. Методический журнал «Русский язык в казахской школе» «Интерактивные методы обучения»

3. Гергель И.Ф «Нестандартные уроки по русскому языку» Волгоград 2007 г.

4. Штейнле Н. Ф «Занимательные материалы по русскому языку» Волгоград 2007 г.

5. Учебники по русскому языку и литературы для 4, 6, 7 кл.

6. Методические руководства к учебникам

7. Кин А «Приемы педагогической техники» Москва 2006

8. «Русский язык с увлечением». Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку.

9. Учебники по русскому языку и литературе – 4,6,7 классов

4.16
Foggy56
НГУ, факультет - прикладная математика и информатика. Выполнение работ по техническим и гуманитарным дисциплинам. Предоставляю услугу репетитора по информатике ОГЭ. Занятия онлайн. Пишите