Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«История туризма»

Владивосток 2011

Введение

Туризм по праву считается глобальным социально-экономическим явлением современного мира. Полмиллиарда туристов тратят в поездках более одной трети триллиона долларов. По мнению ряда исследователей, начиная с XIX века, появляется постоянный спрос на путешествия. Поездки с туристскими целями совершались как внутри стран, так и за их пределами. При этом основными целями путешествий являлись: образование, интерес к достопримечательностям культуры, оздоровление, мода.

Актуальность исследования в том, что туризм стал популярным не в наше время, а таковым он был всегда. Данная тема была выбрана мной не случайно. В этой работе рассматривается история развития туризма. Эта тема очень актуальна на сегодняшний день, т. к. в истории развития цивилизации и различных отраслей экономики всегда наблюдались определенные этапы, факторы влияющие на развитие определенных отраслей в туризме.

Целью данной работы является изучение истории развития туризма, а также, определение основных целей туристических поездок населения, их направленность, географию.

1. Особенности развития туризма в разных странах до начала XX века

И так, туризм – это всепоглощающая и всё вбирающая в себя сфера, включающая и экономику, и социологию, и психологию, и иностранные языки, и информатику, и многое другое. «Туризм – по меткому выражению В.А. Квартальнова, – это и контакты с людьми, и международные отношения, и интересная трудовая деятельность. Туризм – это инструмент мира и сотрудничества, это приобщение граждан нашей страны и многочисленных зарубежных гостей к великому историческому и культурному наследию России».

Туризм (франц. tourisme, от tour – прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное время (отпуск, каникулы и т.п.); вид активного отдыха, средство оздоровления, познания, духовного и социального развития личности.

Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Из исторических источников нам известно, что путешествия с целью ознакомления с культурой и природой других стран существовали еще в древнем мире. Например, еще в Древнем Египте, более чем за две тысячи лет до нашей эры неоднократно снаряжались экспедиции и совершались путешествия в другие страны.

Начиная с 330 г. до н.э. одной из главных целей походов Александра Македонского стало открытие новых земель. Для этого он держал при себе целый штат ученых. Великий полководец совершил грандиозный поход от Персидского государства до Индии.

В период расцвета греческих городов-государств формировались центры, регулярно посещаемые путешественниками, например Олимпия во время Олимпийских игр.

Участники игр прибывали заранее, поэтому для них предусматривалось определенное обслуживание: сооружались места для тренировок, предоставлялись бытовые услуги (бани, питание, отправление культовых обрядов). Для размещения участников игр и болельщиков строились специальные жилые сооружения.

В Римской империи к I веку до нашей эры сформировался определенный слой людей из числа патрициев, имевших материальные возможности путешествовать с познавательно-развлекательными целями. Для деловых поездок стали строить дороги и гостиницы для отдыха путешественников. Еще в I веке до нашей эры в городах и на дорогах Римской империи появились постоялые дворы, которые классифицировались по гражданскому статусу путешественников – для патрициев и для плебеев. Римские гостиницы представляли собой комплексы, состоящие из каменных жилых помещений, конюшен, колодцев и лавок с провизией. Там же путешественникам предоставлялись перекладные лошади. Дороги простирались вплоть до Малой Азии и Галлии.

Протяженность государственных дорог 1-й категории составляла приблизительно 90 тыс. км, 2-й категории (за которые отвечали магистраты) – 200 тыс. км. Путешественники имели возможность пользоваться специальными картами-путеводителями. Известны наиболее популярные курорты Древнего Рима, например Байи, где находились виллы Юлия Цезаря и Нерона. Широко были распространены путешествия римлян в Грецию для получения углубленного образования, так как там находились ведущие философские и риторические школы.

Территориальная возможность путешествий в первых веках нашей эры значительно расширилась благодаря завоеваниям и открытиям земель путешественниками из стран с более высокой цивилизацией. Арабы, проживавшие на Аравийском полуострове, с V века стали распространять свою власть и религию (ислам) на территории современных государств Ирана, Туркестана, Сирии, Палестины, Северной Африки. Арабские купцы плавали по всем морям Старого Света, кроме северных морей, освоили Южную и Центральную Азию, Восточную Европу. Известным арабским путешественником был купец Сулейман из Басры. Он оставил записи (851 г.) о своих маршрутах и местах посещений. На рубеже IX-X вв. путешествие по Восточной Европе и Передней Азии совершил арабский писатель Ибн-Даста. В X-XIV вв. совершались путешествия арабов в Египет, Среднюю Азию, на Ближний и Средний Восток, Кавказ, в Африку – до Мадагаскара включительно. Арабские путешественники внесли весомый вклад в историю освоения новых земель, проложили и описали важнейшие торговые пути, способствовали сближению азиатской и европейской цивилизаций. Одним из выдающихся арабских путешественников XIV века был купец Ибн-Батута (1304-1377 гг.). Он посетил Египет, Сирию, пограничные области Малой Азии, Ирак и Западную Аравию, Китай, Испанию, Индию, Цейлон. Его книга «Путешествия Ибн-Батуты» переведена на европейские языки.

Первенство освоения и изучения северных земель принадлежит норманнам. Начиная с IX века они осваивали побережье Балтийского моря, заходили в Рижский и Финский заливы, по древнерусским торговым путям пробирались до Черного моря, а затем в Византию.

Восточными славянами был освоен знаменитый торговый путь «из варяг в греки», соединявший Черное и Балтийское моря.

Наиболее массовое перемещение людей в средневековой Европе происходило во времена крестовых походов (1096-1270 гг.). За рыцарями-завоевателями следовали купцы, священники, паломники и нищие. Несмотря на завоевательную суть походов, они имели положительный эффект в создании предпосылок последующих взаимных путешествий между западными и восточными государствами.

Таким образом, в средние века, как европейцами, так и жителями азиатских стран совершалось множество путешествий с целью посещения неизвестных земель. В результате было освоено множество территорий, проложены новые пути. Характер путешествий изменился, хотя некоторые из мотивов остались прежними (обучение, деловые поездки). Особую актуальность в странах Европы приобрели паломничество к христианским святыням и путешествия с образовательной целью, сформировавшиеся впоследствии в определенные виды туристских услуг. Примечательно, что в средние века начали закладываться основные элементы инфраструктуры туризма: дороги, постоялые дворы, харчевни, проводники и переводчики.

Возникновению же организованного туризма способствовали становление и развитие капиталистических отношений в мире. Капиталистическое общество сыграло важную роль в формировании экономических, политических и социальных предпосылок, необходимых для международного туризма. К концу XVIII века, благодаря смелым экспедициям путешественников многих стран, были открыты и исследованы большая часть земной поверхности, моря и океаны, проложены важнейшие морские пути, связывающие материки между собой.

Современный массовый туризм в Европе получил развитие в XIX веке – в основном с распространением железных дорог и пароходов. В 1815 году путешественник и писатель Дж. Галиньяни организовал в Париже первое коллективное путешествие, главным образом для английской публики. В 1829 году немецкий путешественник К. Бедекер основал издание знаменитых путеводителей для путешествующих лиц самостоятельно.

А в 1841 году англичанин, краснодеревщик и баптистский пастор Томас Кук (1808-1892) создал первоначально в Лестере, затем в Лондоне первое бюро путешествий, которое осуществляло коммерческие, так называемые паушальные, то есть по единой цене путешествия. 1841 год датируется началом современного массового туризма в Европе. До наших дней дошло описание первой туристской поездки членов общества трезвости из Лестера в Лафоборо, организованной Куком в 1843 году. Комплекс услуг включал 20-мильную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. Поездка стоила один шиллинг, в ней участвовало 570 человек. Таким образом, он организовал первый групповой тур, арендовав железнодорожный состав и обеспечив туристов питанием и билетами на конные состязания. С 1847 года Кук начал распространять специальные билеты на экскурсии в различные страны Европы. В 1851 году Т. Кук организованно отправил в поездку 165 тыс. человек в Лондон на первую Международную промышленную выставку, затем – во Францию на Всемирную выставку (1855 г.). В последующие годы с 1856 года Т. Кук организовывал поездки в другие города Европы, а в 1866 году – первые группы английских туристов посетили США.

Развитие туризма в Англии

Великобритания имеет самое непосредственное отношение к истории туризма, поскольку именно в этой стране в начале XVIII века возник сам термин «туризм». Правда, тогда это был только прообраз современного туризма, который складывался на протяжении всего XIX века.

В Великобритании возникло и понятие «турист». Произошло это в начале XIX века, когда на страницах своей книги англичанин Педж констатировал: «путешественника в наши дни называют туристом». А началось все с того, что в Соединенном Королевстве в начале XVIII века появилась мода на путешествия молодых людей по Европе. С тех пор остальные европейцы стали именовать англичан нацией путешественников.

В Великобритании впервые появились и некоторые виды туризма. Например, круизы начались с того, что англичане в 1835 году организовали регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Ирландии. Англичане же первыми использовали локомотив для перевозки пассажиров из Стоктона в Дарлингтон на расстояние 10 миль.

Туризм в его современном понимании сложился в стране Туманного Альбиона несколько позже. Первое путешествие, ставшее прообразом будущих «package-tours» в 1841 году организовал предприимчивый английский краснодеревщик Томас Кук для активистов Общества трезвости. Маршрут пролегал из Лейстера в Лафборо. В него были включены такие элементы, как 20-ти мильная поездка по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. Стоила поездка один шиллинг, участвовало в ней 570 человек.

Через десять лет, в 1851 году, Т. Кук открыл бюро путешествий «Т. Кук и сын» и организовал поездку для 165 тысяч человек в Лондон на Первую Международную промышленную выставку, затем в 1855 году – поездку во Францию и другие страны Европы, а в 1866 году – первые группы английских туристов посетили США. Бюро Кука предлагало туристам полный комплекс услуг: для них бронировались гостиницы, действовали скидки, разрабатывались маршруты, в том числе паломнические – в Палестину, а также в Крым и на Кавказ.

Широкому развитию туризма в Великобритании способствовал ряд обстоятельств. Там раньше, чем в других странах, произошел промышленный переворот, ставший началом модернизации, которая легла в основу современной мировой цивилизации. Более высокий экономический уровень развития, по сравнению с другими странами, способствовал повышению уровня жизни населения, быстрой урбанизации. Имело значение и хорошее развитие для того времени железнодорожного, морского транспорта, а также близость к континентальной Европе, удобная связь с ней через пролив Ла-Манш. Именно в Великобритании появилась первая железная дорога, построенная в 1825 году между Ливерпулем и Манчестером, и первый паровоз «Нью Касл» (1804 год), а английский флот славился в XIX веке как сильнейший в Европе и мире.

Способствовали развитию туризма и особенности самого характера жителей Туманного Альбиона. Предприимчивые англичане использовали поездки за пределы своей родины с целью поиска и изучения новых рынков, установления деловых контактов. Как говорил лорд Шафтсбери, «мы должны быть путешественниками, как и наши соседи, и наша страна, помимо своих других приобретений, будет обогащена новыми видами торговли».

Тяга к неизвестному, любовь к путешествиям и необычайная выносливость всегда были свойственны жителям Туманного Альбиона. Об этом свидетельствовали наблюдения русских современников, которые во второй половине XIX века неоднократно писали об английской потребности быть среди природы: она «гнала их путешествовать по Швейцарии и Норвегии, глухим дебрям Африки, холодным пустыням Ледовитого океана, на высоты Альп, Кавказа и Гималаев».

Русский писатель Ф.Ф. Пуцыкович резюмировал в конце XIX века, что англичанин до страсти любит путешествия и приключения, он с удовольствием пускается в неведомые страны, спокойно взбирается на высочайшие горы, на поездку в Америку или Австралию он смотрит как на приятную прогулку. А перед путешествием англичане составляли подробный план поездки, продумывая, что нужно посмотреть, сделать и т.д.

Английские туристы отличались любознательностью и стремлением к точности. Например, в римском Колизее они, «вооруженные книгами, перелистывали внимательно свои «указатели», расспрашивали немилосердно сторожа про самые незначительные мелочи и, не доверяя его словам, сами проверяли все размеры, считали число сводов и ступеней…».

С развитием туризма в XIX веке необыкновенной популярностью стали пользоваться путеводители. Их выпуск в начале XIX века наладил английский издатель Дж. Мари. Остальные европейцы переняли это и стали выпускать путеводители по английскому образцу.

Вторая половина XIX века – период становления и складывания туризма в его современном понимании. К этому времени Великобритания уже обладала достаточно широкой туристской индустрией. Имелись гостиницы и меблированные комнаты. В 1854 году в Англии был издан первый справочник по гостиницам, включивший в себя около 8 тысяч наименований. Гостиницы делились на 6 классов. Н. Майский в своем путеводителе за границей описывал каждый класс; гостиницы первого класса были самыми дорогими и малочисленными. Другие являлись более доступными для большинства путешествовавших.

Таким образом, многочисленные исторические факты свидетельствуют о том, что значительная роль Великобритании в зарождении и складывании современной туристской индустрии несомненна.

Туризм в Великобритании продолжал развиваться и в XX веке. После двух мировых войн, особенно в конце 50-х годов, его объемы быстро росли. Это было обусловлено в первую очередь качественными изменениями в транспорте: выросли сеть автомобильных дорог и количество легковых автомобилей у населения, быстро развивался и становился доступным по цене воздушный транспорт. Немаловажную роль сыграло введение в стране ежегодного двухнедельного, а для части населения трехнедельного оплачиваемого отпуска.

Значительно увеличивались темпы въездного туризма. В начале 60-х годов прошлого века в Великобританию ежегодно приезжали около двух миллионов иностранных туристов. В 90-х годах их стало в десять раз больше – порядка 20 миллионов человек в год. Неудивительно, что Соединенное Королевство и сегодня занимает лидирующие позиции на мировом туристском рынке. Согласно статистике ВТО, Великобритании принадлежит 5 место в мировом рейтинге приема зарубежных туристов, и этот показатель остается стабильным на протяжении последнего десятилетия. Объем въездного туризма в страну составляет 4,1% мирового туристского рынка. Устойчивы и доходы в туротрасли, составляющие более 21 миллиарда долларов ежегодно.

Развиваются отношения Великобритании и России в сфере туризма: свидетельством тому явился визит министра по вопросам туризма и спорта Великобритании Ричарда Каборна в Москву 31 января 2005 года. На российском туристском рынке только в Москве программы посещения Великобритании организуют, как минимум, три десятка операторских компаний, среди которых «Тур-бюро Москва», «Интурист», «Инна тур», «Туртранс вояж», «Пак-групп», BSI и проч., а реализуют не менее 600 агентств по России. Статистика показывает, что в 2003 году Великобританию посетили 140 тысяч россиян, а в 2004 г. прирост этого числа составил 14-16%, т.е. количество россиян, путешествующих в страну Туманного Альбиона, постоянно растет.

По своим целям въездной туризм разнообразен. Наиболее популярными турами в Соединенное Королевство среди российских туристов являются: путешествия с деловыми целями (43% от общего числа поездок согласно данным на 2004 год), экскурсионные туры (26%) и образовательные программы (12%).

Публикации в российской прессе свидетельствуют о том, что Великобритания – это первое направление для россиян, которые едут заграницу учиться или работать. Этому способствует то, что на сегодняшний день Великобритания продолжает оставаться одной из самых экономически развитых стран мира, в ней находятся крупнейшие мировые финансовые и торговые центры (Лондон, Ливерпуль, Глазго), известнейшие научные центры (Лондон, Оксфорд, Кембридж, Эдинбург). Поэтому так велико значение делового туризма.

Развитию познавательного туризма способствует то, что в стране Туманного Альбиона сосредоточено множество замечательных памятников истории и архитектуры, относящихся к разным эпохам (Древнему миру, Средневековью, Новому и Новейшему времени). Многочисленные музеи – художественные, исторические, литературные, связанные с жизнью великих писателей, учёных, государственных и военных деятелей, также привлекают внимание туристов.

В течение последних лет география познавательных туров по Великобритании претерпела некоторые изменения, а именно увеличился спрос на поездки по регионам страны (программы, включающие посещение Шотландии, Уэльса, Ирландии, Южной Англии).

Наиболее востребованными на туристском рынке остаются программы посещения Лондона. Их особенность на сегодняшний день – размещение в отелях низких категорий (2 звезды), что позволяет снизить общую стоимость тура. При размещении в отелях 4-5 звезд цена возрастает примерно в два раза (до 1200 долларов).

В рамках познавательного туризма активно развивается и такой вид туризма как романтический. Любители легенд и преданий могут найти их в огромном количестве в стране Туманного Альбиона. Например, с данной тематикой связаны программы посещения юго-западной части Англии, древней земли кельтов – Корнуолла. Считается, что именно здесь в замке Тантагиль родился легендарный король Артур. Туристам показывают развалины замка и рассказывают увлекательные истории. Здесь же, на полуострове расположен город Бристоль, от причала которого, согласно Стивенсону, отплыла шхуна «Эспаньола» с героями «Острова сокровищ».

Многие замки и аббатства в Великобритании сохранились до настоящего времени, и туристы имеют возможность осмотреть их внутреннее убранство. Особенно интересны замки Шотландии: замок Тристан с его удивительной коллекцией игрушек, замок Эдзел с роскошными садами, замок Фиви, известный своими безупречными пропорциями и т.д.

Образовательные туры – особая группа программ поездок в Великобританию. Их популярность среди туристов не вызывает удивления, поскольку в Соединенном Королевстве расположены такие островки классического обучения, как Оксфорд и Кембридж. Если посмотреть на историю туризма в Англии, началось все именно с образовательных поездок английских «недорослей» в Европу. Образование в Англии всегда занимало важное место в иерархии ценностей, поэтому к нему подходят со всей строгостью и серьезностью. Особое внимание уделяется, конечно, изучению классического английского языка, успевшего завоевать прочные позиции в мире и стать международным языком общения.

В отличие от экскурсионных программ, такие туры часто имеют четко выраженную сезонность, которая привязана к периоду школьных каникул и праздничных дат. Среди центров образовательного туризма популярны языковые школы городов, расположенных в 50-100 км. от Лондона, особенно на юго-восточном побережье. Программ изучения языка огромное множество: это и освоение общего курса (обычно 15-20 часов занятий в неделю), и полугодовой курс для иностранцев (его завершение приравнивается к сдаче TOEFL или Cambrige), и программа для тех, кто хочет выучить язык в минимально короткие сроки, а также различные курсы для специалистов.

К последнему виду программ обучения языку относятся, например, курсы для секретарей (составление писем, деловое общение, прием клиентов и т.д.), для банковских служащих и финансистов (работа в банке, переговоры, претензии, финансовые проекты), для медицинских работников (рецепты, работа с пациентами, история болезни, диагноз, хирургия). Существуют программы и для обучения профессиональной лексике работников сферы туристского бизнеса.

Таким образом, по свидетельству специалистов, образовательные туры в Соединенное Королевство востребованы на российском рынке и связано это с высоким качеством классической английской системы образования и престижностью обучения там.

Отличительная черта российского туризма в Великобританию – устойчивый спрос на событийный туризм. Начало этому положили тематические программы посещения Ливерпуля в рамках ежегодного фестиваля «Биттлз». В настоящее время туроператоры разрабатывают поездки на специализированные выставки, концерты известных исполнителей, гонки Формулы-1, Уимблдонский теннисный турнир, футбольные матчи. Привлекают туристов и фестивали, например, Эдинбургский фестиваль – единственный в мире по размаху и разнообразию представленных на нем видов искусств (танцы, музыка, театр, цирк и проч.) или проводимый в конце лета и длящийся три дня Ноттингхиллский фестиваль в Лондоне. Яркое действо напоминает классический карнавал в Рио-де-Жанейро, но в европейском варианте.

Таким образом, и исторические факты, и современные данные свидетельствуют о значительных перспективах для дальнейшего устойчивого развития интереса туристов к Великобритании, ее культурному наследию и современным достижениям в области науки, промышленности, бизнеса. Вполне вероятно, что будут изменяться и усовершенствоваться формы организации туризма в Соединенном Королевстве, но думается, что поток туристов в Великобританию не иссякнет. Причем, на наш взгляд, в основе его останутся доминирующими деловой, образовательный и познавательный виды туризма.

2. Спортивный туризм и его виды

Спортивный туризм – это спортивные путешествия в естественной природной среде, связанные с преодолением различных препятствий в дикой природе по определенному маршруту: для горного туризма – перевалы и вершины; для водного туризма – речные пороги, каньоны и т.д. В отличие от обычного путешествия, преодолеваемые естественные препятствия спортивного туризма классифицируются по категориям сложности. Например, восхождение на конкретную горную вершину оценивается не как перемещение из пункта А в пункт Б, а как преодоление маршрута определенной категории сложности. При прохождении сложных маршрутов, важна не только спортивная, но и духовная составляющая путешествия. Но также недостаточно быть только сильным и смелым, – участники группы (обычно набирается группа из 6-10 человек) должны владеть специальными познаниями по части выживания в экстремальных условиях. Спортивные разряды присваиваются участникам похода маршрутно-

Часть работы скрыты для сохранения уникальности. Зарегистрируйся и получи фрагменты + бесплатный расчет стоимости выполнения уникальной работ на почту.

квалификационной комиссией после прохождения маршрута, на основании сданного ей отчета. Все спортивные путешествия и соревнования подчиняются правилам, утвержденным, Туристско-спортивным союзом – главным органом управления. Спортивный туризм различается по видам передвижения (пешеходный, лыжный, автомобильный, велосипедный, водный, парусный, конный и др.) и по возрасту (детский, юношеский, взрослый).

Туристско-спортивное соревнование – это передвижение человека в одиночку или в составе группы в природной среде на любых технических средствах и без таковых. «ТСС» проводятся по двум группам дисциплин: 1. «Маршруты» – непосредственно походы и спортивные туры (в соответствии с категорией сложности); 2. «Дистанции» – бывшее «туристское многоборье» – в зависимости от сложности этапов делятся на классы с 1 по 6. Класс дистанции условно соответствует категории сложности соответствующего похода. Примером таких соревнований может быть Соревнования обычно проводятся отдельно по каждому из видов туризма. Допускается проведение соревнований на комбинированных дистанциях.

Виды спортивного туризма: пешеходный труизм, лыжный туризм, горный туризм, водный туризм, спелеотуризм, парусный туризм, комбинированный туризм, туризм для людей с ограниченными возможностями, детский, юношеский, семейный, взрослый.

В последние годы активное развитие получили следующие направления спортивного туризма: путешествия, экстремальный туризм, дисциплина дистанции, короткие маршруты в классе спортивных походов, приключенческий туризм, конный туризм, туризм автостопом и даже секс – туризм.

Секс-туримзм – путешествие с целью удовлетворения сексуальных потребностей. Выделяется 1) женский секс-туризм 2) мужской секс-туризм. Культивируется на островах Карабского моря. Данный вид отдыха является уделом, как правило, одиноких или несчастливых в семейной жизни женщин, перешагнувших «бальзаковский возраст». На Барбадосе этот феномен называют «синдромом канадской секретарши»: «секретарша» – общий термин для обозначения представительниц низших слоёв среднего класса развитых стран, составляющих основные потоки секс-туристок; «канадской» – так как канадкам приписывают честь открытия на Карибах этого вида туризма. Для обслуживания этих тысяч скучающих дам из Европы, США и Канады у местных жителей имеется специальная профессия – жиголо. Как полагает профессор социологии Йоркского университета в Торонто Камала Кемпаду (Kamala Kempadoo), давно занимающаяся этой проблемой, женский секс-туризм на Карибах ещё не достиг своего пика и в ближайшие годы будет только расти вместе с ростом количества одиноких и разведённых женщин в развитых индустриальных странах. И этой тенденции, считает социолог, не сможет помешать даже тот факт, что Карибы занимают второе после Африки место по уровню распространения ВИЧ – инфекции. Среди российских секс-туристок также пользуются спросом страны Восточного Средиземноморья: Турция, Египет, Греция.

Гей-туризм, также ЛГБТ-туризм – отрасль туризма, специализирующаяся на путешествиях и отдыхе геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ). Предполагает путешествия в страны и регионы, толерантные к сексуальным меньшинствам. Гей-туры могут организовываться как самостоятельно, так и туристическими компаниями (как специализированными, так и универсальными). Туроператоры и турагентства, предоставляющие услуги гей-туризма, информируют своих клиентов о районах компактного проживания ЛГБТ («гей-кварталы»), о гей-фрэндли гостиницах, отелях, кафе и ресторанах, информацию о местных гей-барах, гей-клубах и других заведениях, ориентированных на ЛГБТ-клиентов, а также о различных мероприятиях, проводимых ЛГБТ-сообщестами в местах предполагаемого отдыха: гей-парадах, спортивных мероприятиях (например, гей-играх, гей-родео и др.), концертах ЛГБТ-исполнителей и поп-исполнителей, являющихся гей-иконами. В последние годы с введением во многих странах однополых браков или других форм однополых союзов в сферу гей-туризма включаются также и свадебные туры для заключения брака, свадебные путешествия («медовый месяц») и семейные туры для клиентов с детьми.

Бэкпэмкинг или бэкпемкинг (англ. Backpacking, от англ.backpack – «рюкзак») – распространённый в последние десятилетия термин, обозначающий путешествия, совершаемые туристом (бэкпэкером) за небольшие деньги, чаще всего принципиально отказываясь от услуг туроператоров. Все свои путешествия бэкпэкер планирует и осуществляет самостоятельно: перемещается на всех видах общественного транспорта (автобусы, поезда, самолеты). Использует все возможности, предоставляемые авиаперевозчиками: распродажи и специальные акции, бонусные мили, лоукосты. Ездит автостопом. В пути бэкпэкер ночует не только в гостиницах, но и в хостелах, кемпингах, гестхаусах, а также в домах местных жителей. Питается обычно там же, где и местные жители, – в простых столовых и недорогих ресторанах, а также у самих местных жителей. Одна из важнейших составляющих экипировки бэкпэкера – рюкзак (англ. backpack).Основатель и идейный вдохновитель класса бэкпэкеров в России известный путешественник В.А. Шанин, создавший в 2004 году сайты bpclub.ru, rubackpacker.ru и активно продвигавший в своих книгах и статьях этот термин. Ряд других путешественников, таких как А.В. Кротов, В.И. Лысенко, используя методы бэкпэкинга, никогда себя таковыми не называли.

Водный туризм – один из видов спортивного туризма, который заключается в преодолении маршрута по водной поверхности. Различают несколько видов водного туризма: сплав по рекам, рафтинг, парусный туризм, морской каякинг.

Для занятия водным туризмом используются спортивные суда каркасной, каркасно-надувной, надувной конструкции. Наиболее распространенным в мире судном для коммерческого сплава является рафт. Рафты также используются в спортивных соревнованиях, таких как «Чуя Ралли», «Интерралли Белая» и т.д.

Лыжный туризм – вид спортивного туризма в России и СНГ, являющегося видом спорта. Лыжный туризм является видом туризма на средствах передвижения – на лыжах. Для преодоленияестественных препятствий используются туристские лыжи.

Лыжный туризм развивается на территории стран бывшего СНГ, имеющие устойчивый снежный покров в зимнее время. Спортивные туристские путешествия (маршруты) проводят туристские клубы, группы самодеятельного туризма.

Горный туризм – вид туризма, заключающийся в передвижении группы людей с помощью мускульной силы по определённому маршруту, проложенному в горной местности в условиях высокогорья. Вид спорта «Спортивный туризм. Маршрут горный (1-6 категория)» включен во Всероссийский реестр видов спорта под номером 0840031411Я. Хотя в горном туризме используются элементы скалолазания при прохождения маршрута, не следует смешивать его с альпинизмом. Главное отличие состоит в том, что целью альпиниста является подъём на вершину, а целью горного туриста – прохождение маршрута определённой сложности. В высших категориях сложности границы между этими видами спорта могут быть расплывчаты.

Основной фактор, отличающий горный туризм от других видов спортивного туризма (и объединяющий его с альпинизмом) – то, что походы проходят на значительной (более 2500-3000 метров) абсолютной высоте над уровнем моря. До 1989 года в горном туризме были запрещены восхождения на вершины. Сейчас восхождения разрешены, что значительно уменьшило отток горных туристов в альпинисты. Особенностью горных походов является то, что многие группы не просто восходят на вершины, но проходят траверсы – поднимаются на вершину с одной стороны, а спускаются с другой. В альпинизме это так же практикуется, но менее распространено. Сложность маршрута в горном туризме определяется в основном категорией трудности перевалов, и вершин в него входящих. Дополнительными параметрами являются длина маршрута (в километрах) и продолжительность похода (в днях). Как и в остальных видах спортивного туризма, в горном формально выделяются 6 категорий сложности походов. Однако следует отметить, что в пределах одной и той же категории походы могут несколько различаться по фактической сложности.

Спелеотуризм – разновидность спортивного туризма, смысл заключается в путешествиях по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения (акваланги, карабины, верёвки, крючья, индивидуальные страховочные системы и пр.). Открытие новых спелеотуристических маршрутов сопряжено с исследованием пещер – спелеологией. Для получения разряда по спелеотуризму необходимо пройти несколько пещер.

Классификация маршрутов:

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на:

§ походы выходного дня;

§ походы 1 – 3 степени сложности – в детско-юношеском туризме;

§ категорийные походы. В разных видах туризма число категорий сложности различна: в пешеходном, горном, водном, лыжном, велосипедном и спелеотуризме – шесть категорий сложности (к. с.); в автомото- и парусном туризме – пять; в конном – три.

Разряды по спортивному туризму:

Разряд туриста-спортсмена позволяет судить об его спортивной квалификации, выражающейся в способности к прохождению маршрутов определенных категорий сложности.

Для получения спортивного разряда по туризму перед прохождением маршрута группе требуется зарегистрировать его и получить разрешение в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК). После завершения похода, в МКК сдаётся отчёт, на основании которого происходит рассмотрение материалов, и в случае положительного решения присваиваются разряды участникам и руководителю.

Согласно «Разрядным требованиям по спортивному туризму на 2001-2004 г.» могут быть присвоены разряды (по возрастанию спортивного мастерства):

§ значок «Турист России» – награждаются туристы, достигшие 12-летнего возраста;

§ 3-й юношеский разряд;

§ 2-й юношеский разряд;

§ 1-й юношеский разряд;

§ 3-й разряд;

§ 2-й разряд;

§ 1-й разряд;

§ кандидат в мастера спорта (КМС);

§ мастер спорта России (МС);

§ мастер спорта международного класса (МСМК).

Чешская Республика и Словацкая Республика. 1 января 1993 г. Чехословакия разделилась на два суверенных государства: западная половина (массив Богемия) стала Чешской Республикой, а восточная половина (возвышенная зона вместе с горами Татрами) – Словацкой Республикой. Чехословакия была самой крупной туристской страной Восточной Европы с хорошо организованной индустрией туризма. Она имела хорошую сеть отелей и домов отдыха. До 1989 г. в Чехословакии существовала самая крупная индустрия въездного туризма среди всех стран социалистического лагеря Восточной Европы. Страна принимала 24,6 млн. гостей в год, большинство из которых приезжали из соседних социалистических стран и классифицировались как экскурсанты.

Цели визита в страну гостей из несоциалистических стран существенно отличались от целей гостей из социалистических стран: только 18% составляли экскурсанты, большая же часть приходилась на путешествия ради удовольствия и 17% – на деловые путешествия.

Выездной туризм в Чехословакии, в основном, был нацелен на соседние социалистические страны, и треть путешествий были однодневными. Для граждан Чехословакии самыми популярными туристскими центрами были Венгрия, Восточная Германия и Польша, среди западных стран – ФРГ и Австрия (количество путешествии было незначительным и в основном они совершались с деловыми целями).

С началом экономических реформ в Чехословакии в 1989-1991 гг. туристский сектор страны, как внутренний, так и международный, начал бурно развиваться. Например, выездной туризм возрос с 8,5 млн. путешествий в год в 1989 г. до 20,6 млн. в 1990 г. и до 39,6 млн. в 1991 г. Большинство жителей выезжали в однодневные экскурсии и за рубежом тратили мало денег. Хотя в 1990-1991 гг. количество выезжающих резко возросло, количество потраченных ими в этот же период денег сократилось с 636 до 393 долл. Это обстоятельство наглядно демонстрирует трудности, связанные с экономическими преобразованиями.

Две трети путешествий, совершаемых жителями Чехословакии, приходились на западные страны, и, как было сказано выше, в основном в Западную Германию (15,3 млн. человек) и Австрию (14,1 млн. человек). В этот период резко возросло количество людей, выезжающих в соседнюю Польшу (с 1,3 млн. человек в 1990 г. до 6, L млн. человек в 1991 г.).

Значительные изменения претерпевал и въездной туризм. Количество туристов, посетивших Чехословакию, возросло более чем в 2 раза. Большая часть гостей, а именно 41%, составляли туристы из объединенной Германии. Удвоилось также количество польских туристов, значительно увеличился австрийский рынок – с 1,2 до 11,5%. Однако резко сократилось количество венгерских туристов, а количество самих чехов и словаков, выезжающих в Венгрию, увеличилось незначительно, всего на 3,8 млн. человек.

С 1993 г. в инфраструктуру туризма стран бывшей Чехословакии направлялись крупные иностранные инвестиции, большая часть из которых приходится на Чешскую Республику. Однако политические и экономические проблемы, с которыми столкнулись обе страны во время проведения реформ, часто беспокоят иностранных инвесторов и могут сократить их количество.

Венгрия является экономически и политически наиболее стабильной страной в Восточной Европе. Свою программу экономических реформ страна начала проводить с 1968 г. и продвинулась в этом направлении намного дальше, чем соседние страны социалистического блока. В 1989 г. индустрия туризма Венгрии была хорошо построена и занимала второе место после Чехословакии. Особой популярностью как туристский центр страна пользовалась у чехов, поляков и восточных немцев. Венгрия привлекала и западных туристов, особенно из таких стран, как Австрия и Западная Германия, которых в середине 80-х годов насчитывалось 2 млн. человек в год. Еще 1,4 млн. гостей из западных стран совершали однодневные путешествия.

В 1988 г. в Венгрию прибыли 17,9 млн. человек, из которых 30% составляли туристы из несоциалистических стран. Количество зарубежных гостей увеличилось более чем в 2 раза после революции 1989-1990 гг. достигло 37,6 млн. человек. Большая часть прибывавших гостей приходилась на долю Австрии, Германии, Югославии и Румынии. В 1991 г. сократилось количество прибытий из восточноевропейских стран, в результате чего общее количество прибытий уменьшилось до 33,2 млн. человек. Однако количество западных туристов продолжало расти, несмотря на международную политическую ситуацию.

В 80-е годы число поездок венгров на Запад также возросло и достигло своего пика в 1989 г. Общий объем выездного туризма во все туристские центры мира в 1985-1988 гг. удвоился, но в последующие годы его рост замедлился. Такая ситуация заметно отличалась от Чехословакии и Польши (см. ниже). Это связано не только с тем, что поездки венгров на Запад были лучше организованы до 1989 г., но и с политикой валютного контроля, которую проводило Венгерское правительство, начиная с 1990 г. Расходы зарубежных туристов в этот период также сократились примерно в 2 раза.

По разным причинам политические изменения, происшедшие в стране в 1989 г., не оказали существенного влияния на модели путешествий, как в Венгрию, так и из нее, в отличие от других стран Восточной Европы.

Польша имеет самую большую численность населения в регионе, около 38 млн. человек. В стране высокотехнологическая экономика, но отсталая инфраструктура. До распада социалистического лагеря она входила в число основных генерирующих стран, так как поляки могли свободно путешествовать еще в 70-е годы. Выездной и въездной туризм быстро развивался в 1989 г., однако последующие экономические проблемы сократили его рост (уровень жизни упал к 1992 г. на 30%). Количество путешествий за рубеж снизилось с 22 млн. человек в 1990 г. до 20,8 млн. человек в 1991 г., причем большинство выезжало с торговыми целями или для работы за рубежом.

С другой стороны, высокий уровень инфляции, который в 1991 г. составил 80%, сделал страну относительно дешевой для международного туризма. По этой причине количество зарубежных туристов медленно, но росло с 3,4 млн. человек в 1990 г. до 3,8 млн. человек в 1991 г. и 4 млн. человек в 1992 г. Все это касается однодневных путешествий, число которых увеличилось с 8 млн. человек в 1989 г. до более 30 млн. человек в 1992 г.

В этот период существенно изменилась и структура въездного и выездного туризма Польши. Увеличилось количество прибытий из Германии, стран СНГ и Чехословакии, из других западноевропейских стран оно возросло в 2 раза. Поляки путешествовали, как и раньше, в основном в Германию, но и количество путешествий в другие западноевропейские страны значительно выросло. Вместе с тем страны СНГ и Чехословакия потеряли свои рынки.

Большинство туристов выезжают из страны и приезжают в нее с целью торговли, бизнеса и посещения родственников и друзей, которые сосредоточены, в основном, в городской местности страны. Тем не менее Польша богата и природными, и культурными туристскими ресурсами, которые может умело использовать в будущем для развития отдыха. Однако недостаточное количество отелей, соответствующих западным стандартам обслуживания, а также проживание зарубежных гостей преимущественно у своих родственников и друзей свидетельствуют о недостаточно развитой туристской индустрии страны.

Румыния богата прибрежными и горными ресурсами (Карпаты) для удовлетворения внутренних потребностей. Выездной туризм Румынии в последние годы возрос, однако его расходы были малы (всего 114 млн. долл. в 1991 г.). Большинство зарубежных путешествий были направлены в Венгрию (9 млн. человек в 1990 г.), далее – в Болгарию (1,8 млн. человек) и Турцию (500 тыс. человек в 1991 г.). Модель выездного туризма Румынии аналогична моделям других стран Восточной Европы, однако большая часть путешествий были однодневными.

До революции страну посещали относительно немногочисленные туристы, всего 4,5 млн. человек, из них 1 млн. гостей приезжал на один день. Это было связано с политической ситуацией в стране, хотя Румыния была единственной страной в Восточной Европе, которая предоставляла покедж-туры для пляжного отдыха на побережье Черного моря для восточноевропейского рынка. В 1990 г. страну посетили 6,5 млн. зарубежных гостей, большинство из которых были из Восточной Европы: туристы из бывшего СССР составляли 2,1 млн. человек, Венгрии 900 тыс. и только 13% прибытий пришлось на другие страны Европы.

Болгария до 1989 г. имела относительно небольшой, но экономически важный для страны сектор международного туризма. По количеству прибывавших в страну она уступала Румынии, но доля туристов из западных стран была относительно высока (9 -12%), они приносили необходимую иностранную валюту. Тем не менее, индустрия туризма Болгарии в основном зависела от рынка отдыха Восточной Европы: в 1991 г. 60% из всего 1,5 – миллионного рынка отдыха и гостей, посетивших своих родственников и друзей в Болгарии, приехали из стран Восточной Европы, в частности из Румынии, Польши и стран СНГ.

В 1992 г. этот рынок исчез, так как сократились государственные субсидии отрасли и возникли экономические проблемы в странах – генераторах. В период 1990-1992 гг. Болгария испытала гиперинфляцию. Это означало, что немногие болгары могли выезжать за рубеж (только 1,5-2 млн. болгар путешествовали за рубеж ежегодно) и политическая свобода компенсировалась экономическими ограничениями для путешествий. Естественно, были невелики и расходы, осуществляемые болгарскими туристами за рубежом.

Болгария обладает достаточными туристскими ресурсами, чтобы удовлетворять как внутренний, так и международный спрос историческими памятниками, возможностями для пляжного отдыха и живописными ландшафтами гор и побережья Черного моря.

туризм спортивный популярность

Заключение

Для развития туризма во всех странах стимулирующими факторами является научно технический прогресс, стабильная экономика, интенсивное развитие транспорта, развитие телеграфа, фотографии, телефона, сети интернет – т.е. средств связи и информации. Стабильная политическая обстановка, повышение благосостояния населения, уровень развития интеллекта и грамотности населения, развитие гостиничного сервиса и индустрии развлечений, расширяют географию туризма и увеличивают массовость индустрии.

Появляются все больше и больше различные, виды туризма, с развитием технологий растет и туризм. Факторами препятствующими развитию туризма во всех странах являлись в первую очередь войны – региональные, территориальные, гражданские, мировые, а также и революции. Экономические кризисы, нестабильная политическая обстановка, различные политические режимы и «закрытость» стран. Это все негативно отражалось на развитии международного туризма.

Но в наше время туризм набирает огромнейшие обороты

Список использованных источников

1. Александрова А.Ю. Международный туризм. М., 2001.

2. Бардин К.В. Азбука туризма, М., 1981.

3. Усыскин Г. Очерки истории российского туризма. М.; СПб., 2000. С. 16

4. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. М., 2001.

5. Пуцыкович Ф.Ф. Англичане. СПб, 1882

6. Шугаев М. Британское образование по-прежнему в цене // Турбизнес. 2000. №6

7. Великобритания: по-прежнему метрополия в туризме // Турбизнес. 2000. №1

8. Прахина Н. Россия – приоритетный рынок для Великобритании // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2005. №2

9. Кудинов Б.Ф. Из истории развития туризма. М., 1986

10. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг., а также 1997-2000 гг.

4.66
user133152
Высшее образование в сфере экономики, опыт репетиторства по математическим дисциплинам. Ответственность в любой работе.