Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Федеральное агентство по образованию Российской федерации

Брянский государственный университет им. Академика И.Г. Петровского

Кафедра основ медицинских знаний

Контрольная работа

По дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»

Тема №1

«Календарный и биологический возраст»

Тема№2

«Функциональные механизмы становления и развития речи»

Выполнил: Карташова Г.А

Факультет: Социально- педагогический

Специальность: Дошкольная

педагогика и психология.

Курс: 1

Тема №1 « Календарный и биологический возраст»

I. ВВЕДЕНИЕ

Существуют понятия о календарном (паспортном) и биологическом возрасте, разница в которых может составлять 5 лет.

Процессы роста и развития подчиняются ряду общих закономерностей. Вместе с тем развитие каждого ребенка и подростка представляет собой сложный процесс и характеризуется рядом особенностей, определяемых генетическими факторами и экологическими особенностями жизни индивидуума. Именно эти обстоятельства определяют столь широкий полиморфизм индивидуальностей и различие между паспортным и биологическим возрастом индивидуума.

Темп возрастных преобразований в ходе развития меняется, и ребенок переживает периоды ускорения и замедления биологического созревания. Под биологическим возрастом понимают совокупность морфофункциональных особенностей, зависящих от темпов роста и развития. Значительные индивидуальные колебания в темпах созревания организма дали основание для введения такого понятия, как биологический возраст, основные критерии которого — скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения), сроки прорезывания молочных и постоянных зубов и возраст полового созревания.

Существуют также понятия психического возраста и социального возраста. Психический возраст (зрелость) определяется коэффициентом интеллекта, уровнем эротических интересов, соответствием досуга возрастным нормам, а социальный — способностью обеспечивать свое существование и своих детей.

II. Понятие возраста

Один из общих законов геронтологии гласит: “Стареют все и всё внутри всех с разной скоростью”. Поэтому при одном и том же астрономическом или календарном возрасте различных индивидов, степень постарения их организмов в целом, а также отдельных органов, элементов и систем их организмов, будет различна.

Разработанные В. П. Войтенко подходы позволяют установить не только биологический возраст организма, но и его отдельных систем. Это очень важно для прогнозирования изменения здоровья человека, возможности развития возрастной патологии. В результате весьма трудоемкого исследования была отобрана небольшая батарея тестов, которая наиболее информативно характеризует некоторые функции организма в состоянии покоя, а также при нагрузках, выявляющих адаптационные возможности организма. Однако неизвестно, в какой мере определенный современными методами биологический возраст коррелирует с индивидуальной продолжительностью жизни. И все же такие показатели существуют. Чем выше у животных антитоксическая функция печени, устойчивость к кислородному голоданию, тем больше их продолжительность жизни. Кроме того, биологический возраст различных систем организма (нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой) может быть неодинаков, и это создает сложности в определении биологического возраста всего организма в целом.

Не надо быть специалистом-геронтологом, чтобы по внешнему виду человека отличить юношу от старика, с точностью 5–10 лет определить возраст человека. Несколько глубоких морщин, дряблая кожа, опущенные уголки рта, убеленные сединой виски — достаточно объективная «печать» возраста. Вместе с тем, если не показывая человека, дать врачам данные специальных исследований: артериальное давление, частоту сердечных сокращений, уровень сахара крови, электрокардиограмму, электроэнцефалограмму, данные анализа желудочного сока, желчеотделения и т. д., то ошибка будет значительно большей. В чем же дело? Над этим парадоксом задумывался еще, очевидно, Демокрит. Он писал: «Старость есть повреждение всею тела при полной неповрежденности всех его частей.

Оно имеет все и не имеет всего». Это кажущееся противоречие несет глубокий биологический смысл, раскрывающийся с позиции адаптационно-регуляторной теории старения.

Внешний вид человека — морщинистость и эластичность его кожи, седые волосы, подкожные жировые отложения, изменения в осанке и т. д. — определенные проявления структурных сдвигов в некоторых тканях. Иными словами, оценивая возраст человека по внешнему виду, мы как бы опираемся на общие, макроскопические, структурные изменения. Подобные изменения происходят и во внутренних органах.

III. Календарный возраст (паспортный)

Календарный возраст определяется астрономическим временем, прошедшим со дня рождения.

Календарный возраст – отражает старение организма и его систем в среднем для популяции, дает стандартные средние вероятности смерти и ожидаемой продолжительности жизни, объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемый в абсолютных физических единицах времени.

Уже давно исследователи пришли к выводу, что календарный возраст (паспортный) не характеризует истинное состояние организма. Кое-кто перегоняет по темпу возрастных изменений общую группу своих однолеток, кое-кто явно отстает. Отсчет темпа возрастных изменений, прогноз предстоящих событий следует делать, учитывая не календарный, а биологический возраст человека.

Следует помнить, что календарный (паспортный) возраст детей и подростков не всегда соответствует их биологической зрелости.

Календарный возраст – отражает старение организма и его систем в среднем для популяции, дает стандартные средние вероятности смерти и ожидаемой продолжительности жизни, объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемый в абсолютных физических единицах времени.

IV. Биологический возраст

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ – это показатель уровня износа структуры и функции определенного структурного элемента организма, группы элементов и организма в целом, выраженный в единицах времени путем соотнесения значений замеренных индивидуальных биомаркеров с эталонными среднепопуляционными кривыми зависимостей изменений этих биомаркеров от календарного возраста.

Понятие биологического возраста появилось в результате осознания геронтологами неравномерности старения. Один из общих законов геронтологии гласит: “Стареют все и всё внутри всех с разной скоростью”. Поэтому при одном и том же астрономическом или календарном возрасте различных индивидов, степень постарения их организмов в целом, а также отдельных органов, элементов и систем их организмов, будет различна.
Следовательно, появляется потребность оценки степени старения или уровня жизнеспособности организма и его элементов, что является одной из ключевых задач профилактической геронтологии, поскольку такая оценка позволяет объективно зарегистрировать темп старения и его изменения при лечебно-профилактических воздействиях. Существуют различные подходы к получению вышеупомянутой оценки, например можно измерять степень отклонения различных структурно-функциональных характеристик организма от нормы (биомаркеров) и таким образом оценивать степень их постарения или износа.

Проблема биологического возраста далека от своего разрешения. Она серьезно поставлена только в последнее десятилетие. Медицина сейчас, к сожалению, занимается в основном больными, а не здоровыми людьми. Вместе с тем еще И. П. Павлов указывал, что медицина будущего — это профилактическая медицина. Современный врач, а еще вернее врач будущего, должен уметь оценить, определить меру здоровья человека, его биологические возможности, степень надежности систем его организма. Если биологический возраст значительно отстает от календарного, — очевидно, перед нами потенциальный долгожитель. Если же биологический возраст значительно опережает календарный, то старение развивается преждевременно. Сейчас существует ряд методов определения биологического возраста.

Таким образом, биологический возраст – это характеристика любого меняющегося с возрастом процесса или биомаркера, но есть классы или группы этих процессов и элементов, отличающиеся спецификой и поэтому имеющие свои специальные названия.

В дополнение к показателям биовозраста для прогноза витальной траектории необходимо определять также факторы риска – наследственные и приобретенные факторы, сокращающие продолжительность жизни, которые можно учитывать и профилактически “обезвредить” их влияние, и факторы долголетия – генетические и средовые факторы, увеличивающие продолжительность жизни, например – наличие в роду долгожителей, сбалансированная низкокалорийная диета, доброжелательный, устойчивый тип личности и др.

V. Акселерация и ретардация развития

Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей отдельной возрастно-половой группы, встречаются разнообразные отклонения, которые можно свести к двум основным типам: акселерация развития — ускорение физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков, и ретардация развития — задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. В среднем и те и другие дети составляют 13–20 % от общего числа детей данного возраста. Для акселерации характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. У детей с таким развитием раньше происходит половое созревание и раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15–17 годам), а также несколько быстрее наблюдается психическое развитие.

Более раннее развитие детей и подростков интересует медиков, педагогов, психологов и социологов, так как требует пересмотра методов обучения, изменения форм и методов физического, полового и эстетического воспитания молодежи. Биологические механизмы акселерации пока до конца не выяснены. Наиболее вероятные причины увеличение количества смешанных браков, урбанизация населения, улучшение социальных условий жизни и др.

Явление ретардации необходимо учитывать при решении вопроса о школьной зрелости и возраста поступления ребенка в школу. Это поможет организовать специальные группы для детей с замедленным физическим и психическим развитием, успешное обучение которых возможно только при условии организации адекватной их возможностям учебно-воспитательной работы. В некоторых случаях для предупреждения нарушений здоровья детей с отставанием развития целесообразна даже временная отсрочка их поступления в школу.

Биологические механизмы ретардации физического развития детей и подростков мало изучены, однако большое значение имеют эндогенные причины: наследственные, врожденные и приобретенные в процессе индивидуального развития нарушения и их экзогенные причины — различные факторы социального характера.

Следует помнить, что календарный (паспортный) возраст детей и подростков не всегда соответствует их биологической зрелости. В этой связи целесообразно определение биологического возраста детей и подростков, которое осуществляется с помощью разнообразных методов. Наиболее надежно определение биологического возраста по степени окостенения скелета и стадиям развития вторичных половых признаков. Иногда для определения биологического возраста детей и подростков оценивают их двигательные возможности, которые сравнивают с существующими стандартами, характерными для того или иного возраста.

IV. Вывод

Биологический возраст- это показатель уровня износа структуры и функции определенного структурного элемента организма, группы элементов и организма в целом, выраженный в единицах времени путем соотнесения значений замеренных индивидуальных биомаркеров с эталонными среднепопуляционными кривыми зависимостей изменений этих биомаркеров от календарного возраста.

Данное соотнесение может быть выполнено как с помощью непосредственного наложения на стандартную кривую графика-эталона, так и с помощью некоторой вычислительной процедуры, например, с помощью регрессионной модели оценки данных.

Таким образом, биологический возраст – это характеристика любого меняющегося с возрастом процесса или биомаркера, но есть классы или группы этих процессов и элементов, отличающиеся спецификой и поэтому имеющие свои специальные названия. Данные классы имеют пересечения, их определения у различных авторов могут отличаться, поэтому приведем ниже систему определений, представляющуюся авторам наиболее приемлемой с точки зрения полноты представления процессов старения, с одной стороны, и специфичности классов различных процессов, с другой.

Функциональный возраст (или физиологический возраст) отражает возрастную динамику физиологических функций и функциональных резервов, способность человека функционировать. Некоторые из этих процессов могут существенно не влиять на ожидаемую продолжительность жизни , но определять качество жизни, а некоторые могут влиять на ожидаемую продолжительность жизни. Функциональный возраст может существенно уменьшаться в результате тренировки. При оценке Функционального возраста желательно учитывать показатели мышечной работоспособности, познавательной деятельности и эмоциональный профиль индивида.

Патологический возраст – это отражение временной динамики количества и интенсивности болезней и предболезненных состояний индивида, влияющих на ожидаемую продолжительность жизни. Характеристика патологического возраста определяет специфику лечения, профилактики и геропрофилактики.

Психологический возраст – группа показателей, характеризующих возрастные изменения психики.

В дополнение к показателям биовозраста для прогноза витальной траектории (определения ожидаемую продолжительность жизни и качества жизни) необходимо определять также факторы риска – наследственные и приобретенные факторы, сокращающие продолжительность жизни, которые можно учитывать и профилактически “обезвредить” их влияние, и факторы долголетия – генетические и средовые факторы, увеличивающие продолжительность жизни, например – наличие в роду долгожителей, сбалансированная низкокалорийная диета, доброжелательный, устойчивый тип личности и др.

IIV. Литература

1. Е.А.Аркин – «Ребёнок в дошкольные годы – М., 1968г»

2. М.Р Сапин, – «Анатомия и физиология детей и подростков» М., 1998

3. Э.И. Аршавская – «Очерки по возрастной Физиологии» М., 1975.

Тема №2 «Функциональные механизмы становления и развития речи»

I. Введение

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Во внешнем выражении речи принимает участие не только голосовой аппарат, но и мимика и жесты, сообщая словам выразительность, порой особый смысл и яркую эмоциональную окраску. Язык мимики и жестов, предшествовавший в истории развития человечества языку слов, и в истории индивидуального развития, на самых ранних ступенях его, является важнейшим орудием как общения с окружающими, так и выражения чувств и желаний. И не только в первые годы жизни, но и в последующие, вплоть до зрелости, мимика и жесты не перестают играть большой роли в словесном выражении, накладывая на него печать своеобразия, одевая его, так сказать, в горячую плоть и кровь говорящего. Вот почему самая точная запись произнесенной речи не в состоянии передать не только все ее эмоциональное, но и смысловое содержание. Речь человека с самого зарождения до достижения высшей ступени развития связана с деятельностью как самых примитивных нервных аппаратов (спинного и продолговатого мозга), так и подкорковых центров и центров высшей нервной деятельности.

Вся сложная история превращения недифференцированного хаотического выкрика в членораздельный звук, в артикуляционный элемент, сочетания этих элементов в слово, сочетания слов в осмысленную речь неразрывно связана со всей историей труда, развития интеллекта и чувств человечества и человека.

Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении.

Речь несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.

Родители обычно с особым нетерпением ожидают появления у ребёнка первых слов. Именно с накопления словарного запаса и начинается развитие речи у детей.

II. Общение

Основной формой воспитательного воздействия, обеспечивающего своевременное развитие речи, является общение, т. е. Такое взаимоотношение взрослого с ребенком, при котором ребенок не только пассивно претерпевает воздействие взрослого, но и сам становится активно действующим лицом. Общение с ребенком должно лечь в основу всех форм воспитательного воздействия на него, начиная с первого месяца жизни.

Процесс общения протекает непросто. Наблюдая за ним, мы видим только внешнюю, поверхностную картину взаимодействия. Но за внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: потребности и мотивы, т. е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому и что он от него хочет. За тем или иным высказыванием, действием, обращенным к собеседнику, стоит особая потребность в общении.

С чего же начинается общение? Известно, что в первые две-три недели жизни ребенок не проявляет никакой инициативы по отношению к взрослому. Но несмотря на это родители постоянно с ним разговаривают, ласкают, ловят его взгляд. Именно благодаря любви взрослых, которая выражается в таких простых действиях, ребенок в конце первого месяца жизни начинает сначала отвечать на них, а чуть позже и сам проявляет инициативу так называемым комплексом оживления. Младенец смотрит взрослому в глаза, улыбается, радостно гулит, размахивает ручками, выгибается всем тельцем, демонстрируя удовлетворение от его присутствия и привлекая к себе внимание.

Для того чтобы бодрствование ребенка было полноценным, надо вызвать у него положительные эмоции, формировать новые потребности и соответствующую активность. Это может сделать взрослый, общаясь с ребенком с первых месяцев его жизни. Без соответствующего воспитательного влияния взрослого жизнь ребенка бедна и примитивна. В этих случаях он на первом году безрадостен, вял, апатичен, неподвижен. В дальнейшем у такого ребенка задерживается развитие движений, речи.

Только в совместной игре с предметами ребенка и взрослого рождается первое слово малыша. Назвав игрушку, ребенок получает ее для игры. Наблюдая поведение детей в этой ситуации, М. Г. Елагина выделила три этапа в овладении активным словом.

На первом этапе все внимание ребенка и его активность направлены на предмет. Малыш изо всех сил тянется к нему, кричит «дай-дай, да-да-да!», всячески выражает свое желание овладеть игрушкой, нетерпение, протест против действий взрослого. При этом сам взрослый и произносимое им слово никакого интереса у ребенка не вызывают.

На втором этапе внимание малыша переключается на взрослого. Он смотрит на него и указывает пальчиком на предмет, сопровождая жест лепетом: «да-да-да, на-ка-на-ля». Но назвать предмет правильно пока не удается. Ребенок сердится, выражает недовольство.

На третьем этапе малыш начинает смотреть на губы взрослого и прислушиваться к слову, которое он произносит. Лепет прекращается, ребенок пытается произнести слово. И если это удается, то он радостно повторяет его снова и снова и через некоторое время уже предпочитает словесную игру долгожданной игрушке.

Только пройди через эти три этапа, ребенок начинает активно произносить слово.

До определенного возраста число понимаемых ребенком слов значительно превосходит число активно произносимых. И у некоторых детей этот период развития только пассивной речи сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят ему взрослые, хорошо выполняя их просьбы, не произносить ни одного слова – либо вообще молчать, либо объясняться со взрослыми с помощью лепета и жестов. И все-таки речь при этом развивается. Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно. Еще вчера ничего не говорил, а сегодня уже все говорит развернутыми предложениями. И это понятно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка. И бывает так, что дети, упорно молчащие до 2 лет, в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, у которых первые слова появились уже в 9 месяцев.

Эмоциональное общение взрослого с ребенком возникает во время свободного бодрствования ребенка. На первом месяце отрезки бодрствования бывают короткими и зачастую целиком заполнены приемом пищи. До и после кормления, когда ребенок находится на коленях у матери, закладывается первая психическая связь с ребенком – общение на эмоциональной основе. Взрослый гладит ребенка разговаривает с ним, ласково произнося различные звуки, и старается при этом фиксировать на себе его взгляд. На первых порах он остается внешне безучастным, не реагирует на воздействие взрослого. Но со временем, обычно к концу первого месяца- началу второго, ребенок во время такого общения становится спокойным, производит меньше движений, на лице его появляется довольное выражение, возникает ответная улыбка. Ребенок активно воспринимает общение с ним взрослого и положительно реагирует на него. Надо иметь в виду, что организовать общение с ребенок, заключающее в себе обращение и ответ, на первом и втором месяцах жизни довольно трудно. Но отсюда вовсе не следует, что пока ребенок не дает ответа, не надо с ним общаться. Поэтому при формировании речи важное значение имеет нормальное развитие слуха и речевого аппарата.

Таким образом, основным двигателем развития речи является общение ребенка с взрослым.

III. Функциональный процесс становления речи

Все речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов:

Первый предречевой период первого года жизни характеризуется подготовкой дыхательной системы к реализации голосовых реакций; «гуление», образование голосовых недифференцированных гортанных, глоточных, ротовых, губных шумов и отдельных неопределенных речевых звуков, лепет, как первичная форма речевого потока, состоящего из недифференцированных голосовых звуков, вызванных подражанием. Это происходит с 3 до 6 месяцев.

Второй период – образование речевых звуков в возрасте 6 месяцев и синтез слогов; опосредование ими внешних раздражителей; в возрасте 9-12 месяцев происходит синтез слоговых двухчленных цепей и их автоматизация; образование в конце первого года жизни первых 5-10 слов; на втором году жизни – обогащение словами и произношение простейших речевых шаблонов.

Третий период – третий год жизни: обогащение словарного фонда до 500 слов и больше; образование и автоматизация многочисленных речевых шаблонов; совершенствование произношения отдельных слов и речевых шаблонов.

Четвертый период – четвертый год жизни. В этот период происходит обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше; речевые цепи удлиняются и усложняются, число слов в речевых шаблонах достигает 9-10; речевые цепи произносятся усиленно громко, что способствует укреплению речевых стереотипов, произношение слов учащается, в построении шаблонов дети впервые начинают использовать придаточные предложения.

Пятый период – пятый год жизни. В этом периоде онтогенетического развития речевой функции происходит дальнейшее обогащение словарного фонда, вырабатывается регуляция громкости произношения слов, и построение фраз с привлечением придаточных предложений становится более правильным и совершенным.

Сам процесс звукопроизношения возникает всякий раз, когда при спадении грудной клетки и сжатии легких происходит выдох и струя воздуха вдувается в бронхи, дыхательное горло, а оттуда в гортань, где ударяясь о напряженные и натянутые голосовые связки, вызывает их колебание.

С физиологической точки зрения каждая фонема проходит в развитии речи ребенка три стадии:

первоначально сформировавшийся членораздельный звук (фонема) носит чисто рефлекторный непроизвольный характер;

затем очень рано фонема становится выражением какой-либо общей эмоции (страха, радости и т. п.);

фонема приобретает благодаря участию коры больших полушарий смысловой характер.

В связи с особенностями голосового аппарата, главным образом со слабостью мускулатуры и недостаточной энергией нервного импульса, стоят некоторые формы косноязычия, которые в возрасте до 4–5 лет могут считаться физиологическими: смягчение согласных, выпадение звуков, замена одних другими, уподобление, слияние, перемена места, повторение.

Наряду с недостатками и искажениями звукопроизношения следует отметить богатство и тонкость интонаций детского голоса, способных передать малейшие оттенки ощущений и чувств.

В свете описанных особенностей голосового аппарата ребенка можно наметить основные меры по охране и правильному развитию детского голоса. В первую очередь должна быть устранена причина, вызывающая недостаточность или слабость нервного импульса, которая, как было сказано, является наиболее частым источником различных форм детского косноязычия.

Речь маленьких детей в период формирования всегда свойственны недостатки звукопроизношения. Прежде всего, это связано с несовершенством движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух точно дифференцировать звуки речи. Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, речь его не недостаточно ясна и чиста по звучанию.

Таким образом, в какой мере работа голосового аппарата и мероприятия по охране и правильному развитию детского голоса тесно связаны с психо-физическим состоянием всего организма. Наряду с образцами речи и звукопроизношения должны быть пущены в ход все меры укрепления и закаливания сил организма, все методы воспитательного воздействия, способные утвердить в ребенке веру в свои силы.

При более детальной выработке мер для предупреждения различных недостатков голоса и речи (косноязычие, заикание) или исправления уже образовавшихся необходимо всегда учитывать постоянную взаимосвязь и взаимное влияние трех основных механизмов речи:

1. дыхания (легкие);

2. фонации (гортань);

3. артикуляции (резонирующие полости).

Только при правильном дыхании может выработаться правильная, ясная дикция. Нет сомнения также, что правильное развитие мышц, участвующих в образовании членораздельных звуков, находится в тесной связи и с общим развитием двигательной сферы ребенка. Недостаток речи в ее двигательной части в ряде случаев связывается с недостатками в других двигательных областях.

Вот почему правильное развитие и воспитание движений следует рассматривать и как меру, содействующую правильному развитию голоса и речи, и как средство исправления недостатков.

Гибкость имеет особенно важное значение для человеческого голоса. Монотонная речь маловыразительна, лишена эмоциональной теплоты; она свидетельствует иногда о серьезных поражениях центральной нервной системы (подкорковых центров). Записи кривых воздушных колебаний при произнесении звуков показывают, что не только при произнесении каждого слова, но даже отдельного слога колебания не остаются неизменными и толчок выдыхаемого воздуха претерпевает тонкие изменения различной интенсивности в соответствии с характером звуков.

Внесение в слово или слог лишнего звука усложняет задачу не только с количественной, но и с качественной стороны, требуя новой сложной координации движений. Более того: даже такое внешне простое односложное восклицание, как «О!», характеризуется различными индивидуальными колебаниями, имеет каждый раз свою особую мелодию в зависимости от эмоции, выражением которой оно является.

При отсутствии достаточной гибкости эмоциональные оттенки, не находя соответствующего речевого выражения и не встречая поэтому должного отклика, постепенно будут глохнуть, вследствие чего полноте жизни ребенка будет нанесен существенный ущерб.

Для решения этой задачи может служить выразительное чтение художественных произведений, хорошая декламация, специальные игры, образцы богатой модуляциями разговорной речи взрослых, пение. На правильную постановку пения (индивидуального и хорового) следует обратить особенное внимание. Не касаясь здесь вопроса о роли пения в художественном воспитании, мы должны с особенной силой подчеркнуть огромное значение пения для охраны и развития голоса ребенка.

Если мы к сказанному прибавим, что пение является одним из действенных средств лечения и предупреждения заикания, тогда станет ясным, что в правильно организованном пении мы имеем прекрасное орудие как охраны, так и здорового гармонического развития голоса ребенка.

IV. Накопление словарного запаса

Самые первые слова у ребёнка обычно проявляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа) представляют собой слова предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова, ребенок может высказывать и какую – то жалобу и просьбу дать ему игрушку, взять на ручки, и т.д. В дальнейшем у ребёнка появляются все новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь построить из них элементарные предложения.

Накопление словарного запаса у ребенка неразрывно связано с овладением речевыми звеньями, строем речи. А поскольку многие речевые звуки у него отсутствуют, то усвоенные слова он произносит неправильно, искаженно («афета» вместо конфета, «кука» вместо кукла, «пать» вместо спать и т.п.). До определенного возраста это вполне нормально и не должно вызывать у родителей тревогу, потому что по мере постепенного овладения речевыми звуками структура произносимы ребенком слов все более и более уточняется и приближается к норме. Полностью правильным произношением ребенок овладевает только к 5-6 годам.

Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоение новых слов.

В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, – название окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. Так, двух- летние дети в разных семьях могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимание, ребенком слов, включая многозначность и переносные значения. Например, под словом ножка ребенок понимает сначала только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим словом обозначается и ножка стола или стула, и ножка гриба, пр. или глагол гнать ребенок сначала понимает только как такое действие, которое относится непосредственно к нему самому или к другим людям, но постепенно к нему приходит, и понимание переносного значения этого глагола спать в зимнее время могут деревья и даже вся природа в целом.

Примерно с 3 -3,5 лет в речи ребенка начинают появляться обогащающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой – то один конкретный предмет, целые группы однородных предметов посуда, одежда, овощи, фрукты и т.п. Это очень важный этап, являющийся самыми первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов.

Очень важно следить за тем, чтобы словарный запас ребенка равномерно обогащался по всем группам слов. Достаточность или недостаточность словарного запаса по каждой из этих групп (название предмета, название действия и состояний, название признаков предметов, название признаков действий) родители могут легко проверить. Задать ребенку несколько вопросов по одним из групп, если ребенок даст один или пару ответов – это свидетельствует о явной недостаточности словарного запаса.

Словарный запас ребенка систематизируется постепенно. На первых порах малыш просто запоминает, и повторят вслед за взрослыми название важных для него предметов и действий. Слова в его сознании еще не связаны между собой смысловыми связями, существуют как бы изолированно – каждое слово само по себе. А это значит, что слышимое ребенком слово не вызывает у него смысловых ассоциаций (связей). Так, если предложить малышу в ответ на сказанное слово чашка сказать любое другое слово, то он назовет слова, не имеющие ни какой связи с заданным (например, печенье или мишка). В дальнейшем ребенок постепенно начинает замечать, что некоторые предметы и явления в нашей жизни очень часто соседствуют. На этом этапе в ответ на сказанное слово чашка он уже может назвать ситуативно – связанные с ним слова (например, чай, пить и т.п.) это слово «оживляет» в памяти ребенка целый ряд уже не случайных, а вполне предсказуемых слов, что говорит о начале систематизации словарного запаса, но пока еще только по ситуативному (т.е. чисто внешнему) принципу. Ребенку старшего дошкольного возраста при нормальном ходе речевого развития улавливает уже более глубокому общность слов, чем связь по внешней ситуации. Поэтому известные ему слова он начинает объединять по «внутреннему» тематическому признаку. В этом возрасте в ответ на слово чашка он назовет уже какие – то предметы аналогичного назначения (тарелка, блюдце ит.п.), а может быть, и обобщающее понятие посуда.

Большую роль в обогащении словарного запаса играет детское словотворчество, которое обычно бурно развивается у детей с трех лет. Это начало овладения правилами словообразования, что исключительно важно для усвоения ребенком грамматических норм языка. Детское словотворчество нужно всячески поощрять, включать в занимательную игру с ребенком, но не забывая в ходе игры давать правильные образцы словообразования. Например, если ребенок образует уменьшительные формы от слов лес или ковер как лесик и коверик (по аналогии: дом – домик), то, порадовавшись вместе с ним, нужно в заключение сказать правильный вариант слов: лесок, коврик.

Итак, к началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно большой и правильный систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначимости слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений.

Грамотную помощь о очень сложном для ребенка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему родители и педагоги дошкольных учреждений чтением, словесными играми обучением рассказыванию по картинке, наконец, своей грамотой и образной речью.

Мы говорили пока только о нормальном ходе накопления ребенком словарного запаса. Однако не у все детей этот сложный процесс протекает нормально. Поэтому родителям и педагогам необходимо знать основные признаки отклонения от нормы, чтобы иметь возможность своевременно помочь ребенку.

акселерация биологический возраст голос речь

V. Классификация функций речи

Функции речи классифицируются на коммуникативную, познавательную, регулятивную.

Все функции речи диалектически связаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют (действуют) одна в другой.

В целом же речевое развитие дошкольника претерпевает следующие изменения:

1. Оно осуществляется в двух направлениях:

социальном – совершенствуется ее практическое употребление в
процессе общения со взрослыми и сверстниками;

семантическом (обозначающем, знаковом) – речь становится
основой качественного преобразования психических процессов и
превращается в орудие мышления.

2. Проходит два закономерно сменяющих друг друга этапа:

пассивное владение словом, когда ребенок понимает обращенную к
нему речь, но еще не умеет говорить;

активное использование речи.

3. Смена форм речевой деятельности протекает следующим образом:

ситуативная речь;

контекстная, связанная речь;

объяснительная речь.

По своим видам речь может быть сокращенной и развернутой. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленные языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм. Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых
людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и
восприятие более сложных, абстрактных мыслей, связанных с тонкими
различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимодействий.

В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь – основное средство общения. Это речь для других, произносимая вслух, слышимая и понимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними. Характеризуется относительной (в зависимости от формы речевой деятельности) развернутостью и насыщенностью.

Внутренняя – основное средство мышления (“испарение” речи в мысль). Это речь для себя, идущая извне внутрь, лишенная внешнего, слышимого, звукового оформления, протекающая в мыслительном плане и осуществляющая функции планирования деятельности, обработки (анализ, синтез, осмысление) информации. Характеризуется фрагментарностью, отрывочностью и ситуативностью (в этом она близка к диалогической).

Внешняя речь включает устную (монологическую и диалогическую) и письменную.

Диалогическая – это речь, обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Это речь поддерживаемая, в процессе которой собеседники имеют возможность поставить уточняющие вопросы, подать реплики, помочь закончить мысль или переориентировать ее, что облегчает говорящему возможность выразить мысль, высказать отношение к предмету речи (к теме разговора) и быть понятым участниками диалога. Диалогическая речь свернута во времени, много в ней лишь подразумевается благодаря знанию ситуации собеседниками.

Диалог представляет значительные трудности для детей и обычно бывает очень кратким. Но эта форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у

детей. Посредством диалога один ребенок привлекает другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. Не освоив диалогическую речь, малыш не может достаточно хорошо овладеть монологической, к которой, в период школьного обучения, предъявляются очень высокие требования.

Монологическая речь – это развернутая форма речи, последовательная, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом без опоры на речь собеседника (таковой может и вообще отсутствовать). Овладение монологической речью должно опираться на умение свободно общаться, которое развивается в диалоге. Поэтому обучение дошкольников монологу должно иметь под собой главное условие – способствовать развитию желания ребенка говорить, а для этого он не должен чувствовать себя скованно, быть зажатым, бояться собственных ошибок.

Эгоцентрическая речь – это сочетание монологической и диалогической, внутренней и внешней видов речи человека и необходимый этап становления речевого развития ребенка. Она представляет собой вокализованную, звучащую речь, т.е. речь внешнюю по способам проявления, но в то же время внутреннюю по функциям и структуре. В психическом развитии ребенка эгоцентрическая речь – явление временное, но нужное, т.к. именно она является важнейшей предпосылкой становления, планирующей функции мышления. Несмотря на свое раннее появление (в возрасте 2-3 лет), эгоцентрическая речь не исчезает полностью и навсегда. Становясь внутренней, она довольно часто встречается и у взрослых, особенно в такие периоды, когда человек сталкивается с особо трудной задачей, ситуацией. Вот тут-то “бормотание”, обсуждение вслух с самим собой и помогает более полноценно осмыслить проблему.

Письменная речь – это способ запоминания и воспроизведения информации. Такая речь для собеседника является разновидностью монологической речи. Это связано с тем, что письменная речь предполагает отсрочку или отсутствие обратной связи с собеседником. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживание читателя в текст. Письменная речь требует от человека высокой степени абстрагирования – это абстракция двойного уровня.

уровень абстрагирования – описываю окружающее, называю словом,
отвлекаюсь от своих чувств, эмоций; употребляю слово в речи, отвлеченно
от предмета. При этом со мной остается слово.

уровень – отвлекаюсь от чувственной природы слова, наделяю его
знаком (знак тоже обладает чувственной природой).

В заключение нашего обзора (далеко не исчерпывающего) важнейших мер по охране и развитию голоса ребенка еще раз подчеркнем огромное значение культуры голоса воспитателя. Дело не в том только, что при хорошей культуре голоса воспитателя ребенок получает превосходные образцы для подражания, но и в том, что голос, его четкость, тембр, выразительность, волевая напряженность действуют на всю нервно-психическую организацию ребенка, с которой неразрывно связана деятельность голосового аппарата.

В жизни современного человека речь имеет громадное значение. Это основное средство человеческого общения. Без речи человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени чем через процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Так, В.А.Сухомлинский описывает случай из своей практики директора школы. Ученик этой школы, сын железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде, воспитывался в дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной. Из-за своего недуга она не могла реагировать на речевые действия внука, и он оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить речь мальчика не дали результата, нельзя было его обучить и грамоте. Хотя этот мальчик родился с предпосылками для нормального развития, отсутствие речевого общения оказалось причиной того, что интеллект его не развился. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Можно выделить три основные функции речи. Во-первых, речь наиболее совершенное, емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция. Во-вторых, речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и, открывая личности возможность произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи. В-третьих, речь предоставляет отдельному человеку канал связи для получения информации из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом заключается общечеловеческая функция речи.

Предложенная выше классификация функций речи не единственно возможная. Однако она имеет определенное преимущество, так как отражает ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Действительно, маленький ребенок произносит свое первое слово, обращенное ко взрослому, а потом на протяжении следующих нескольких лет овладевает способностью использовать вербальные средства при взаимодействии с окружающими людьми, сначала только со взрослыми, а после 2-х лет – и с другими детьми. Появление первых слов сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже самые примитивные ранние вербализации детей перестраивают их чувственный опыт, позволяют достичь более высоких и качественно специфических уровней обобщения, что в свою очередь влияет на дальнейшее развитие речи.

V. Охрана голоса и речи

Для охраны и развития голоса и речи имеет в условиях жизни детского сада борьба с криком и шумом. Длительный крик связан с перенапряжением голосовых связок, а шум притупляет чувствительность слухового аппарата, играющего решающую роль в развитии как правильного звукопроизношения, так и речи.

Следует еще указать на необходимость в целях охраны голосового аппарата систематической борьбы с засорением вдыхаемого воздуха пылью, дымом, которые, попадая в дыхательный аппарат, являются одной из частых причин воспалительных процессов в верхних дыхательных путях (включая гортань).

Из других средств охраны и развития голоса и речи следует отметить:

1) целесообразное использование с соблюдением, конечно, меры шепотной речи (при шепоте гортань не участвует и вся энергия концентрируется на работе артикуляционных мышц);

2) необходимость не только создания благоприятных условий для упражнения голоса ребенка (правильный подбор материала и осторожная постепенность в его усложнении), но и избежания перегрузки голосового аппарата.

Чрезмерная болтливость ребенка, которая во многих семьях поощряется, равно как и обременение памяти и интеллекта словесным материалом, нередко сопровождается различными формами косноязычия, а подчас и заиканием.

В целях профилактики нарушений голоса надо следить за состоянием носоглотки детей и правильным пользованием голосом. Особое значение это имеет для детей, перенесших заболевания верхних дыхательных путей. Этим детям не следует давать большой нагрузки на голос, т. е. нельзя требовать от них громкой речи и пения. родителям и педагогам рекомендуется беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка, не допуская чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать его дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

VI. Вывод

В формировании детской речи довольно часто повторяются этапы развития речи в истории человечества: жестикуляция, затем жестикуляция в соединении с возгласами, появление отдельных слов и, наконец, словесная речь с очень незначительными остатками жестикуляции.

Повторяются не только этапы развития речи; движущие силы этого процесса оказываются те же: труд, деятельность. Конечно, формы этой деятельности соответствуют возможностям ребенка, но самый факт зависимости развития речи от деятельности малыша проходит красной нитью через все фазы выработки понимания речи окружающих людей и становления собственной речи. Все богатство представлений, понятий, которые дети получают от нас, зиждется на его собственной деятельности с предметами. Мало того, как только ограничивается деятельность ребенка, так накопленные им речевые богатства утрачиваются: объем понятий сужается, словарь беднеет, становится совсем скудным. Нигде выводы ученых о роли труда в происхождении человека не находят такого яркого и убедительного подтверждения, как в развитии детской речи!

Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не следует побуждать речевую активность ребенка. Таким детям не следует много читать в слух, рассказывать, заучивать с ними стихи, чтобы уберечь их речь от нежелательных осложнений.

В тех же случаях, когда развитие речи отстает, необходимо активизировать этот процесс: побольше рассказывать ребенку, побуждать его к пользованию новыми словами, учить строить фразы. Но и это надо делать осторожно, не перенапрягая его нервную систему непосильными требованиями.

Психика ребенка развивается в основном путем “социального наследования”, “присвоения” общественного опыта. Поскольку исторически сформировавшееся содержание исторического опыта обобщено в словесной форме, то передача и усвоение его предполагают участие речи в этом процессе. Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов (восприятия, мышления и др.)

Прямые пути, направленные непосредственно к развитию речи,– рассказывание, чтение, объяснение картинок, беседы — недостаточны. В области развития речи, как во всей необозримой области воспитания, огромное значение имеют не только прямые, но и косвенные пути, в данном случае все те пути, которые ведут к укреплению сил ребенка, к поднятию всего его жизненного тонуса, к наполнению его жизни ярким, разнообразным содержанием, создающим непреодолимую потребность в речи. Именно создание потребности в речи и как следствие непреодолимого стремления к ее удовлетворению является истинным залогом развития речи.

Огромную роль в этом отношении играет эмоциональная сфера. Эмоции являются в раннем детстве не только организаторами поведения, но и могущественными стимулами развития. На одном совещании воспитательница рассказала следующий случай из ее опыта работы по развитию речи: среди детей ее группы было несколько «молчальников», у которых, несмотря на все меры, речь оставалась очень скудной. Но вот однажды она показала им алоскоп, и, к ее великому удивлению, «молчальники» заговорили. Понятно, что одного возбуждения непреодолимой потребности речи мало: необходимо еще создать наиболее благоприятные условия для удовлетворения этой потребности. И здесь на первом месте следует поставить два момента: культуру речи педагога и интимный контакт его с ребенком. Что касается интимного контакта, то под ним следует разуметь установление таких отношений, при которых ребенок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, в котором его (ребенка) переживания находят искренний, живой отклик.

Подобного рода контакт является для воспитателя тем ключом, который даже самые дурные привычки и черты характера ребенка делает доступными воспитательному воздействию. Только при таком контакте потребность ребенка выразить в слове свои чувства, свои горести, радости превратится в непреодолимое стремление, которое найдет свободный выход в живой речи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Е.А.Аркин – «Ребёнок в дошкольные годы – М., 1968г»

2. М.Р Сапин, – «Анатомия и физиология детей и подростков» М., 1998

3. Э.И. Аршавская – «Очерки по возрастной физиологии» М., 1975.

4. «Дошкольная педагогика»- №5/200; г., стр.37

5. Галигузова Л. Н. , – Ступени общения: Смирнова Е. О. «от года до семи лет».

4.5
Yulianka2013
Высшее юридическое образование, курсы бух.учета, курсы информатики. Пишу студ. работы более 5и лет, тематика разная. P.S.: "Практика без теории слаба, теория без практики – мертва!"