Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Компьютеризация науки

План

Введение

1. Компьютеризация науки

2. Социальные последствия компьютеризации науки

3. Информатизация общества

Литература

Введение

В современном мире свое глобальное влияние на все виды деятельности оказывают информационные технологии, не исключение и трансляция научного знания. Идет активный процесс преобразования знания в информационный ресурс общества, обеспечивая его хранение и передачу. К преимуществам информационных технологий относят огромный объем информации и большую скорость ее трансляции и обработки. Следствием интенсификации информационных технологий является повышение уровня развития и образованности людей, увеличение степени интеллектуализации общества. Компьютерные технологии постоянно развиваются, появляются все более совершенные версии прикладных программ. Расширились возможности, возникла система дистанционного обучения, предполагающая обучение при помощи компьютерных заданий в мировой сети Интернет. Человек оказывается перед лицом новой реальности, предлагающей ему виртуальные способы взаимодействия. Проблема создания искусственного интеллекта (так же сверхинтеллекта) становится все более привлекательна и доступна.

Вместе с тем обилие информации и различных ее оценочных трактовок усложняет формирование единой научной картины мира. Компьютерным технологиям свойственна анонимность и безразличность, игровая компьютерная промышленность прививает прагматизм, разрушает общезначимые моральные ценности. Если трансляция научного знания ранее проходила в рамках цензуры и контролируемости, должна была отвечать соответствующим критериям, формировать установки поведения, то массовое использование Интернета размывает строгие границы в стратегии обучения, многообразие информации различного рода затрудняет отбор и трансляцию значимого знания.

1. Компьютеризация науки

компьютеризация информационный обучение интернет

Сейчас стремительно, нарастающими темпами развертывается новый этап научно-технической революции (иногда говорят о технологической революции), начавшийся на рубеже 70-80-х годов XX века и открывающий необозримые перспективы дальнейшего развития производительных сил общества и обогащения его духовной жизни. Ведущими, приоритетными направлениями нового этапа научно-технического прогресса стали микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология, создание материалов с заранее заданными свойствами, приборостроение, ядерная энергетика, аэрокосмическая промышленность и т.д. Многообещающие перспективы возникают в связи с открытием высокотемпературной сверхпроводимости.

Микроэлектронная (или компьютерная) революция – именно так многие ученые называют нынешней этап. Потому как благодаря «миниатюризации» информационных систем, то есть воплощению постоянно возрастающих объемов научного знания во все меньшем физическом объеме, становиться реальным воплощения в жизнь суперкомпьютеров и микропроцессоров. И если суперкомпьютеры позволяют нам приблизиться к созданию «искусственного интеллекта», иначе говоря, таких технических средств обработки информации, которые станут могущественным усилителем интеллектуальных способностей человека, то вездесущие микропроцессоры неумолимо внедряются в орудия труда, умножая его производительность, буквально проникают во все грани человеческой жизни: материальной, духовной жизни общества, становятся обыденным явлением в повседневном быту.

2. Социальные последствия компьютеризации науки

Для развития фундаментальной и прикладной науки решающее значение приобретает вычислительный эксперимент, новые методы математического моделирования, человеко-машинные процедуры поддержки знания, экспертные системы и т.п.

Однако существует и опасность преувеличения, абсолютизации возможностей современной информационно-вычислительной техники в решении проблем общества. Появляется компьютерный фетишизм, о чем предостерегают крупнейшие ученые и философы. В книге известного американского футуролога О. Тоффлера «Третья волна» (1980) компьютеризация и связанные с ней глубокие изменения многих сторон общественной жизни обоснованно рассматриваются в качестве одного из ключевых измерений научного и технического прогресса. Наблюдая упадок старых и возникновение новых отраслей производства, Тоффлер предложил картину возможных трансформаций социальной и технологической реальностей, названных им «третьей волной». Он видит непосредственную связь в изменении образа техники и образа жизни, ее ценностей: техника обусловливает тип общества и тип культуры, причем это влияние имеет волнообразный характер. До – и постиндустриальные волны в развитии техники и ее влиянии на общество описываются Тоффлером как «симметрично» разбегающиеся: если первая, аграрная «волна», шедшая почти 10 тысяч лет, выплеснула индустриально-заводской, массовый тип культуры и общества, то «третья волна» уносит человечество от него в бесконечность технологического творчества индивидуумов.

Однако центр этой картины «трех волн» в развитии технических цивилизаций образует именно индустриальное производство – силовая техника «второй волны», проекция сенсорно-моторной деятельности человека. Тоффлер подчеркивает отсутствие подобной техносферы до промышленной революции и отличие новых технологий конца XX в. от техники индустриализма, экономические системы и социальные институты которого ныне начинает накрывать «третья волна». Последняя вызвана повсеместным распространением компьютеров, турбореактивной авиации, противозачаточных пилюль и многого другого, что формирует новую цивилизацию – новые виды семьи, стили Работы, любви и жизни, новые формы экономики, политики и досуга, фрагментарно уже присутствующие в нашей повседневности. В этих фрагментах новой цивилизации исчезает раздробленность труда на отдельные монотонные задачи, порожденная технологией индустриального типа. Индустриализм, по Тоффлеру, это целая цивилизация со своим стилем техники, ей соответствует особая гносеология, особый образ жизни. Индустриализм характеризуется централизацией, гигантизмом и единообразием (массовидностью), сопровождающимися угнетением, убожеством и экологическим упадком.

Преодоление этих пороков индустриального мира Тоффлер считает возможным в будущем. Символы «третьей волны» – целостность и индивидуализированность, а также человекосоразмерная и чистая технология. Новые технологии вытесняют характерную для индустриализма парадигму господства над природой. Происходит интеллектуализация производства; разнообразие становится столь же дешевым, сколь и однообразие; сегментация рынка формирует новые хозяйственные ценности, изменяется характер труда, переосмысливаются понятия «рабочее место», «занятость», «безработица» и т.п. Мир перестает казаться машиной, он заполняется инновациями, для восприятия которых необходимо постоянное развитие познавательных способностей. В новом мире, считает Тоффлер, рациональных норм для организации общества и экономики уже недостаточно. В будущем необходим отказ от утилитарного понимания производства, создание ценностей за пределами рынка, распространение бесприбыльных организаций в сфере гуманитарного развития.

Новому этапу развертывания научно-технической революции должен соответствовать и новый этап социального состояния общества. В грядущем обществе с точки зрения преобладающих в нем видов деятельности будут доминировать задачи приобретения нового знания, овладения им в процессе непрерывного образования, а также его технологического и человеческого применения (в том числе в медицине и здравоохранении, в воспитании подрастающего поколения и социальном обеспечении, в средствах массовой информации и в сфере досуга и т.п.). Символическим воплощением этой глобальной информатизации является Интернет.

Информатизация и компьютеризация общества происходит не в социальном «вакууме». В обозримой исторической перспективе научно-техническая революция будет разворачиваться в мире, в котором сосуществуют различные региональные цивилизации, социальные системы, экономически развитые и развивающиеся страны. Это, несомненно, скажется и на характере и направлениях научно-технического прогресса в глобальном, общечеловеческом масштабе, причем как в позитивных, так и негативных проявлениях. Прогнозирование будущего и в этом аспекте предполагает учет многокомпонентных факторов, так как именно их взаимодействие определит исторические перспективы научно-технического прогресса и его социальные последствия, их человеческое измерение.

В современной научной литературе и в обыденной речи существуют два понятия, которые употребляются как взаимозаменяемые – «информатизация» и «компьютеризация».

3. Информатизация общества

Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Для обеспечения доступности общения с компьютером на естественном языке он будет оснащен средствами мультимедиа, в первую очередь аудио – и видео- средствами. В перспективе портативные компьютеры должны стать более миниатюрными, притом быстродействие их микропроцессоров должно быть таким, как на современных супер-ЭВМ. Они должны иметь плоский дисплей с хорошей разрешающей способностью. Их внешние запоминающие устройства – магнитные диски – будут портативными, иметь емкость более 100 Гбайт.

Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека – самый впечатляющий феномен последней четверти XX в. В наиболее развитых странах – США, Германии, Великобритании, Японии количество компьютеров на тысячу жителей достигло к концу 1990-х годов уровня 250-400 единиц. Этот уровень, конечно, уступает показателям таких «идолов» XX в., как автомобиль (в среднем в 1,5 раза) и телевизор (в 2 раза), но темпы распространения компьютеров гораздо выше. С момента появления персонального компьютера на массовом рынке прошло примерно 25 лет. Для достижения того же уровня распространенности, какой сегодня имеет компьютер, телевизору потребовалось около сорока лет, а автомобилю – порядка семидесяти. Помимо количественного роста большое впечатление на любого аналитика производит рост числа функций – способов применения компьютерных технологий. Из вычислительной машины, именуемой ныне полузабытой аббревиатурой ЭВМ, компьютер превратился в универсальное устройство, которое с равным успехом может служить профессиональным инструментом ученого, инженера, бизнесмена, юриста, врача и т. д. или средством обучения, повседневного общения, развлечения.

Изучением и развитием теории информационных технологий и ресурсов и их роли в интеллектуализации общества на современном этапе занимается относительно молодая наука информатика. Мировая практика подтверждает известное научное положение о том, что интенсификация информационных процессов, все более углубленная переработка информации и всестороннее использование информационных ресурсов в управлении повышает устойчивость, приспособляемость к меняющимся внешним условиям, живучесть и надежность индивида, общественных систем. Прямым следствием интенсификации информационных процессов является ускорение развития человеческого потенциала, повышение уровня образованности и информированности людей и через это – формирование все расширяющегося социально, политически и экономически активного слоя населения. Таким образом, формирующиеся в обществе во все возрастающем объеме информационные ресурсы и ускоряющиеся темпы их потребления в системах управления всеми сферами жизнедеятельности общества с помощью социально-информационных технологий являются главными признаками информационного общества и ключевыми факторами оптимизации его развития.

Информационная технология – наиболее динамичный и радикально меняющийся вид современной технологии, и точно так же динамично возникают и видоизменяются порождаемые ею социальные последствия, различные в различных социальных системах, но связанные идентичностью порождающих их технологических факторов.

Новая НТР, связанная с широким внедрением информационных технологий, в том числе микроэлектроники, порождает три опасности:

1) ее достижения могут быть использованы в военных целях;

2) развитие робототехники приведет к массовой безработице во всех сферах производства;

3) микроэлектронная революция усложнит и без того сложные взаимоотношения между развитыми и развивающимися странами.

Основой современной информационной технологии являются средства вычислительной техники (СВТ). В России развитие СВТ с самого начала было высокоприоритетным направлением НТР.

Основными направлениями компьютеризации (информатизации) по областям применения являются:

– производство, технологические комплексы и процессы, машины, оборудование и приборы, измерительные и регулирующие системы;

– проектно-конструкторские изыскательские работы, научные исследования, информационное обслуживание управления организациями и объектами народного хозяйства;

– образование, обучение.

Компьютеризация влияет на формирование мировоззрения, ставит новые социально-философские проблемы, связанные с трансформациями в сфере труда, занятости и структуре профессиональной деятельности, с подготовкой и переподготовкой специалистов и квалифицированных рабочих для создания и использования ЭВТ, с необходимостью обеспечения развития интеллектуальных способностей человека и всего духовного потенциала личности.

Информатизация общества по самому своему элементарному смыслу этого понятия предполагает, что общество все более эффективно управляет своей информационной сферой, не допуская хронического дефицита информации в одних своих звеньях и перепроизводства – в других, упорядочивая информационные потоки, производя информацию все более высокого качества.

Следует указать на положительные и отрицательные последствия компьютеризации.

Положительные последствия:

– Значительный экономический эффект от автоматизации производства, науки и системы управления частными и государственными структурами

– Улучшение качества производимой продукции, выполняемых услуг и образования

– Возникновение новых профессий, появление новых рабочих мест

– Освобождение человечества от необходимости выполнять тяжелую нудную работу, переориентация людей на более творческий и интеллектуальный труд, а значит и увеличение творческих успехов.

– Свободный и быстрый доступ к любой не защищенной информации во всем мире, расширенное участие индивидов в общественной жизни, увеличение свобод и прав каждого члена общества.

– Новые возможности в областях науки, искусства, образования, в формах общения людей и государств, в развитии межгосударственных отношений и т.п.

– Расширение интересов в сфере культурного отдыха; новые достижения в этой области.

Отрицательные последствия:

– Временное значительное повышение уровня безработицы в результате исчезновения большого числа профессий

– Усиление зависимости человека от вычислительной техники.

– Понижение уровня нравственности

– Слабая защищенность общества от социально-экономических кризисов, вызванных терроризмом, иностранными вмешательствами и т.п., связанная с проблемами защиты доступа к информации в сетях

– Усиление централизации, государство получает дополнительную возможность по надзору за людьми, повышается степень влияния средств массовой информации на общество

– Лавинообразность, чрезвычайная засоренность ненужной информацией компьютерных сетей – повышение утомляемости людей, стрессы и т.п.

– Проблемы, связанные с образованием детей, с их привыканием к ЭВМ

– Уход людей от реальности, психофизиологическая деградация людей

– Мало вероятное, но возможное появление новых обществ (роботов, киборгов), не ясные, возможно угрожающие последствия, связанные с этим.

Литература

1. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. – М., 1988.

2. Козлов.И. Возникновение и развитие технических наук. – Л., 1988.

3. Кун Т. Структура научных революций. – М, 1975.

4. Малкей М. Наука и социология знания. – М., 1983.

5. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.

6. Рассел Б. Наука в истории общества. – М., 1956.

7. Смагин Б.А. История и философия науки. Учебный курс. – М.: 2010

8. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2006.

9. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. – М., 1978.

4.86
Kolieva
Большой педагогический и методический опыт. Два высших образования (информатик-экономист, филолог).