Маркетинговая деятельность в ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «АВТОБУСНЫЙ ПАРК Г. БАРАНОВИЧИ»

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ НА ОАО «АВТОБУСНЫЙ ПАРК Г. БАРАНОВИЧИ»

ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛУГ ОАО «АВТОБУСНЫЙ ПАРК Г. БАРАНОВИЧИ»

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОАО «АВТОБУСНЫЙ ПАРК Г. БАРАНОВИЧИ»

ГЛАВА 5. КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА ОАО «АВТОБУСНЫЙ ПАРК Г. БАРАНОВИЧИ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Производственная (организационно-экономическая) практика проводилась на ОАО «Автобусный парк г. Барановичи».

Целью производственной (организационно-экономической) практики является формирование представления о современном состоянии развития маркетинга в Республики Беларусь и выработка практических навыков работы в этой области на конкретном предприятии.

Целью предприятия является удовлетворение потребностей населения в перевозках, наращивание объема услуг, обеспечение прибыльной работы и повышение благосостояния работников.

Объектом исследования данной работы является открытое акционерное общество «Автобусный парк г. Барановичи» (далее ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»).

Предмет исследования — анализ маркетинговой деятельности ОАО «Автобусный парк г. Барановичи».

В отчете поставлены и решены следующие задачи:

Закрепление теоретических знаний по экономическим и управленческим дисциплинам в условиях деятельности конкретной организации.

Изучение системы управления предприятием.

Приобретение практических навыков выполнения профессиональных функций.

Изучение и анализ производственно-хозяйственной деятельности организации, оценка уровня эффективности использования.

Ознакомление с производственной и организационной структурой предприятия.

Изучение на практике основных экономических показателей развития предприятия, методов и форм управления им, разработка стратегии развития и организации маркетинга.

Приобретение практических навыков по анализу производственно-сбытовой деятельности и формирования финансовых результатов.

ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» находится в территориальном подчинении «БрестОблАвтоТранс», является стабильно работающим предприятием, деятельность которого направлена на удовлетворение потребностей населения в перевозках, наращивание объема услуг, обеспечение прибыльной работы и повышение благосостояния работников.

Предприятие является основным перевозчиком пассажиров в городе, Барановичском и Ляховичском районах, а для РУТП «Брестгрузавтосервис» одним из пассажирообразующих предприятий. В общем объеме перевозок области — 35% перевозятся автобусным парком. Поэтому исследование функционирования, основных проблем и путей их решения, положительно скажется на дальнейшем развитии предприятия и данного региона в целом.

Способность управления экономическим потенциалом, финансовыми ресурсами, планирования, организации и оплаты труда является необходимым условием для нормального функционирования предприятия.

Исходя из этого можно сделать вывод, что г. Барановичи, Барановичский район и вся территория Беларуси являются достаточно привлекательными для туристов, поэтому необходимым условие для развития туризма данной области является наличие предприятий, обеспечивающих перевозку туристов. Таким предприятием в г. Барановичи является ОАО «Автобусный парк г. Барановичи».

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «АВТОБУСНЫЙ ПАРК Г. БАРАНОВИЧИ»

Полное наименование предприятия — открытое акционерное общество «Автобусный парк г. Барановичи» (далее — ОАО «АП г. Барановичи»).

Место нахождения — Республика Беларусь, 225417, г. Барановичи, Брестская обл., ул. Тельмана, 102.

Форма собственности: Частная.

ОАО «АП г. Барановичи» находится в территориальном подчинении «БрестОблАвтоТранс», является стабильно работающим предприятием, деятельность которого направлена на удовлетворение потребностей населения в перевозках, наращивание объема услуг, обеспечение прибыльной работы и повышение благосостояния работников.

Задачами ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» являются:

выполнение социально — значимых перевозок, стандартов;

рост собственных доходов;

увеличение экспорта услуг;

дальнейшее развитие прочих видов работ и услуг;

обновление основных фондов;

упорядочение численности работающих;

совершенствование маршрутной сети, действующего расписания в условиях сложившейся городской застройки г. Барановичи, г. Ляховичи, уменьшения населения на территории Барановичского и Ляховичского районов;

развитие деятельности в области туризма: разработка новых экскурсионных маршрутов, продажа туров крупных туроператоров, увеличение количества проводимых экскурсий, в том числе для организаций, учебных заведений;

повышение качества ремонта автобусов и производительности труда ремонтных рабочих.

История общественного транспорта в г. Барановичи берёт свое начало в конце первого десятилетия XX века, но именно 21 августа 1944 г. считается днем рождения автобусного парка. В тот день два трофейных автобуса «Бюссинг» отправились в первые рейсы по маршрутам «Барановичи — Новогрудок» и «Барановичи — Дятлово». В 1947 г. Барановичское автохозяйство насчитывало всего 4 машины. Развитие автотранспортной системы страны набирало темпы и уже примерно в 1950 г. в автохозяйство стали поступать первые отечественные послевоенные автобусы. По состоянию на 1 января 1951 г. в городе уже 21 автобус. В декабре 1975 г. по улице Тельмана был введен в эксплуатацию автобусный парк с гаражом на 200 автобусов. После этого в город начинают поступать современные венгерские автобусы большой вместимости. В то время автобусный парк имел название — автоколонна № 2448. В 1987 г. автоколонна № 2448 была переименована в Автобусный Парк № 2 [7].

Открытое акционерное общество «Автобусный парк г.Барановичи» создано на основании приказа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 30.12.2008г. № 383 путем преобразования республиканского унитарного предприятия «Автобусный парк №2 г. Барановичи».

Автобусный парк является преемником прав и обязанностей названного предприятия в соответствии с передаточным актом, а также коммерческой организацией, которая имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.

Перевозка пассажиров по городским маршрутам г. Барановичи осуществляется в соответствии с заключенными договорами между заказчиком — Барановичским горисполкомом и перевозчиком — ОАО «АП г. Барановичи». Перевозка пассажиров по пригородным маршрутам Барановичского и Ляховичского районов осуществляется по 60 маршрутам.

Перевозка пассажиров в международном сообщении осуществляется по 4 маршрутам, связывающим г. Барановичи с городами Литвы, Латвии, России. С целью увеличения экспорта услуг в 2013 году было открыто движение автобуса по новым международным маршрутам Барановичи-Белосток, Барановичи — Санкт-Петербург.

Таблица 1.1 — Информация о выполнении перевозок пассажиров в регулярном сообщении

Вид перевозок

Кол-во

марш-

рутов

Протяжен-

ность, км

Количество выполняемых рейсов

ежедневно

В среднем за месяц

min

max

Городские маршруты:

г.Барановичи

29

293,6

1064

1655

46000

г.Ляховичи

3

13,1

34

42

250

Пригородные маршруты

60

2031,8

185

249

6550

Междугородные

4

628

6

15

300

Международные

4

2450

3

5

120

Примечание — Источник: собственная разработка

Общество осуществляет следующие виды деятельности, подлежащие лицензированию, включенные в Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных организаций, утвержденный Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 года №17:

деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд),

розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание,

туристическая деятельность,

деятельность в области промышленной безопасности,

деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц,

медицинская деятельность.

Общество осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Автопарк осуществляет дополнительные услуги для пассажиров на подведомственных пассажирских терминалах по бронированию мест, предварительной продаже билетов, услугам камеры хранения, справочного бюро, продаже билетов на рейсы, отправляющихся с других пассажирских терминалов, платному туалету.

Поскольку в г. Барановичи расположен один из крупных железнодорожных узлов, то основную конкуренцию по перевозке пассажиров составляет железная дорога как внутри страны, так и за ее пределы. В ближайшее время, в связи с планируемым введением льготного упрощенного проезда через границу для жителей приграничных территорий планируется увеличение пассажиропотока на действующих международных маршрутах.

Все городские автобусы оборудованы речевыми информаторами, что дает возможность повысить культуру обслуживания пассажиров, объявляя наименование остановочных пунктов по маршруту движения автобусов, а также информировать население об услугах, предоставляемых нашим предприятием. Кроме того, с целью ведения точного учета выполнения рейсов, регулярности движения автобусов по маршрутам, контроля за целевым использованием подвижного состава, все автобусы оборудованы устройствами спутниковой системой регистрации их перемещений.

Среднесписочная численность за 2013 год по ОАО «АП г. Барановичи» составляет 665 человек, за 2012 год — 731 человек, что составляет к уровню прошлого года 91%. Из них персонал, занятый в основной деятельности, в 2012 году — 692 человек (или 94,7% в общей численности), в том числе руководители — 31 человек, специалисты и другие служащие — 88 человек.

Фонд оплаты труда за 2013 год достиг уровня 28409 млн.руб., в 2012 году — 14987 млн.руб. (к уровню 2012 года 189,6%).

Организационно — штатная структура ОАО «АП г. Барановичи» создана и подчиняется интересам производства (выполнение плана, заданного ритма производства, создание необходимых условий труда) для повышения эффективности функционирования предприятия.

Основными источниками комплектования Общества кадрами рабочих и специалистов являются: профессионально-технические училища, средние специальные и высшие учебные заведения, по представленным вакансиям в управление по труду, занятости и социальной защите Барановичского городского и районного исполнительного комитета.

Планирование транспортной работы и осуществление пассажирских перевозок во внутриреспубликанском и международном сообщении строится на основании спроса и предложения на предоставляемые услуги для населения. В связи с тем, что перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении являются социально значимыми, при этом тарифы на указанные перевозки регулируются государством, воспользоваться услугами пассажирского автотранспорта имеет право каждый гражданин, проживающий на обслуживаемой ОАО «АП г. Барановичи» территории, а при наличии льготы на проезд — на льготных условиях, либо бесплатно.

На рынке транспортных услуг в городском сообщении (в г. Барановичи) перевозка пассажиров осуществляется автобусами ОАО «АП г. Барановичи» и микроавтобусами индивидуальных предпринимателей ЧУТП).

Дальнейшее совершенствование и развитие городской маршрутной сети возможно при условии благоустройства улиц города, соответствия размера дотации и тарифов на проезд фактическим расходом.

Географическое расположение Республики Беларусь способствует благоприятному развитию такого вида деятельности как перевозка грузов в международном автомобильном сообщении. Наиболее крупные предприятия по международным автомобильным перевозкам грузов объединены в Белорусскую ассоциацию международных автомобильных перевозчиков. С 21.07.2009г. ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» стало пользователем данной Ассоциации.

Опять таки в силу географического положения, транзит грузов через территорию Беларуси осуществляют перевозчики более 50 государств, что в некоторой мере не совсем благоприятно влияет на деятельность белорусских перевозчиков за счет демпинга ставок фрахта иностранными перевозчиками.

Рынок автоперевозок носит выраженный сезонный характер. Наибольшее количество грузоперевозок приходится на март-ноябрь, наименьшее на декабрь-февраль, однако в летние месяцы также наблюдается некоторый спад востребованности работы в данном сегменте [4].

Специалисты отдела маркетинга и туризма постоянно осуществляют работу:

по поиску новых клиентов, имеющих возможность расчета в валюте, с целью увеличения показателя по экспорту, который планируется на 2014 год в размере 119,2 тыс.долл.США;

по составлению на каждую заявку калькуляции, с целью не допустить нерентабельных поездок и обеспечить тем самым прибыль от осуществления грузовых перевозок;

по выполнению доведенного годового плана, в 2014 году он составит 3090,0 млн.руб., с учетом роста цен и с учетом планируемых мероприятий.

Основным показателем программы производства и оказания услуг автобусного парка является количество перевезенных пассажиров.

Таблица 1.2 — Объем перевезенных пассажиров по видам перевозок

Объем перевезенных пассажиров

ед. изм

2012 год

2013 год

2014 год

городские перевозки

тыс.пас.

71927,9

71907,1

72018

пригородные перевозки

тыс.пас.

2790,0

2605,5

2500

междугородные перевозки

тыс.пас.

318,6

181,4

165

международные перевозки

тыс.пас.

85,4

87,8

102

заказные перевозки

тыс.пас.

212,0

195

215

Всего

тыс.пас.

75333,9

74976,8

75000

Примечание — Источник: собственная разработка

Планом развития на 2014 год предусмотрен объем перевозок в размере 75000,0 тыс.пассаж. или 100,0 %. Объем городских перевозок планируется 72018 тыс. пасс. или 100,2% к 2013 году.

По пригородным перевозкам объем планируется 2500,0 тыс.пас. Объем перевозок в междугородном сообщении составит 165,0 тыс. пасс.

По международным перевозкам объем перевозок планируется 102,0 тыс. пасс.

По почасовым перевозкам объем перевозок — 215,0тыс. пасс.

Таблица 1.3 — Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Показатели

Единиц

Измерен

2012 год

2013 год

Выручка от реализации

Млн.руб.

49921

85915

Себестоимость

Млн.руб.

49833

89675

Прибыль от реализации товаров, работ и услуг

Млн.руб.

-1553

-6230

Рентабельность

%

-3,1

-6,9

Чистая прибыль

Млн.руб.

17,0

-6050

Доходы на 1 км пробега

руб.

4408,4

8531,0

в том числе по внутригородским перевозкам

руб.

4883,5

9086,9

по пригородным перевозкам

руб.

2651,9

5267,0

Возмещение затрат собственными доходами по

дотируемым перевозкам:

%

71,8

68,5

в том числе внутригородские перевозки

%

72,2

68,1

пригородные перевозки

%

70,5

69,7

Объем перевозок пассажиров

Тыс.пасс

75333,9

74976,8

Объем перевозок грузов

Тыс.тонн

4,1

4,6

Обновление автобусов

Единиц

9

10

Показатель по энергосбережению

%

-12,3

-8,8

Среднемесячная заработная плата

Тыс.руб.

1757,0

3600,0

Читайте также:  Размер заработной платы

Примечание — Источник: собственная разработка

Деятельность ОАО «АП г. Барановичи» направлена на выполнение стандартов по удовлетворению спроса населения на перевозки. Стандарты выполняются, хотя для их выполнения иногда приходится заниматься перевозками, экономически нерентабельными для Общества.

В развитии пассажирских перевозок в 2013 году наблюдается сохранение объемов перевозки пассажиров по внутригородским перевозкам. По данным перевозкам, которые являются определяющими в работе предприятия в целом, имеется увеличение доходов по сравнению с 2012 годом. Уровень — 171,4 %. По пригороду — 185,8 %, междугородным перевозкам по сравнению с прошлым годом — 76,9 %, международным перевозкам — 221,7 %.

Доходы от услуг транспорта за 2013 год составляют 76004 млн. руб. или 170,0% к 2012 году. В целом по Обществу получено доходов 85915 млн.руб. или 172,1%.

В 2013 году развивались грузовые перевозки, доходы от которых составили 2437 млн. руб. или 159,7%.

Однако, несмотря на такой рост выручки определяющее значение имеет дотирование внутригородских и пригородных перевозок, которое в 2013 году не было достаточным для выхода предприятия на прибыльную работу.

Доходы от прочих видов работ и услуг за 2013 год составили 9911 млн. руб. или 189,7 % к 2012 году [2].

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ НА ОАО «АВТОБУСНЫЙ ПАРК Г. БАРАНОВИЧИ»

Отдел маркетинга и туризма является структурным подразделением ОАО «Автобусный парк г. Барановичи».

Цели и задачи отдела:

Участвует в разработке и реализации стратегий, направленных на развитие туристической, маркетинговой, рекламной деятельности, а также деятельности связанной с осуществлением международных перевозок грузов на предприятии.

Организует работу по приему заказов на почасовую перевозку пассажиров и производит оформление всех документов, связанных с данной деятельностью.

Предоставляет клиентам туристические услуги в соответствие с требованиями Законов РБ «О туризме», «О защите прав потребителей», действующими стандартами и нормами.

Организует рекламную деятельность на предприятии и деятельность, связанную с организацией и выполнением международных перевозок грузов.

Организует разработку договоров, оформляет документы по видам деятельности.

Функции отдела маркетинга и туризма:

Осуществлять разработку и реализацию стратегий и программ, направленных на получение прибыли для предприятия от осуществления туристической, маркетинговой деятельности и предоставлению автобусов на условиях почасовой оплаты.

Изучение и совершенствование технологии осуществления почасовых перевозок, изучение форм и порядка заполнения всех необходимых документов.

Анализ рынка и изучение спроса на туристические услуги, изучение конкурентных способов организации данного вида услуг.

Информирование общественности с помощью рекламной деятельности об услугах предоставляемых на предприятии.

Организация работы по изучению спроса на предоставляемые предприятием услуги, в результате чего разрабатывает маркетинговые стратегии для развития данных услуг.

Осуществлять разработку и реализацию программ, направленных на развитие деятельности по перевозке грузов.

Осуществление работы с общественностью с целью привлечения новых клиентов.

Отдел маркетинга и туризма подчиняется заместителю директора по перевозкам и экономике и руководителю предприятия. Внутренняя структура отдела представлена в приложении А.

У каждого специалиста есть свои должностные инструкции.

Начальник отдела маркетинга и туризма назначается и отстраняется от должности директором ОАО «АП г. Барановичи». Все специалисты и служащие отдела маркетинга и туризма назначаются и смещаются директором ОАО «АП г. Барановичи» по представлению начальника отдела

Он отвечает за:

надлежащую организацию работы ОМиТ в соответствии с утвержденными программами (планами) предприятия;

обеспечение безопасных условий труда, поддержание порядка, выполнение правил пожарной безопасности в производственном помещении ОМиТ.

На его возлагаются следующие функции:

руководство работой подчиненных сотрудников;

анализ и организация работы отдела маркетинга и туризма;

отслеживание изменений в законодательстве, касающиеся организации работы отдела и руководство ими в ежедневной работе;

ведение работы по осуществлению грузовых перевозок;

осуществление работ по обслуживанию заказов на перевозку грузов.

Начальник отдела несет ответственность:

за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь;

за причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

Инженер-технолог подчиняется начальнику ОМиТ. Выполняет функцию организации и ведения работы по перевозке грузов в международном сообщении и по территории Республики Беларусь.

Его должностные обязанности:

ведет предварительный учет поступления заявок на предоставление транспорта;

производит окончательное оформление путевых листов после выполнения перевозок;

совместно с представителями строительных, дорожных и мелиоративных организаций;

производит замеры расстояний движения транспорта по заказам с последующим составлением актов замера и графиков движения.

Инженер технолог отдела маркетинга и туризма несет ответственность:

за правильное и качественное оформление документации, касающейся организации перевозок;

за сохранность документов по организации работы по почасовым перевозкам;

за исполнение возложенных должностных обязанностей.

Специалист по туризму подчиняется начальнику отдела маркетинга и туризма, начальнику службы перевозок и директору предприятия.

В своей деятельности специалист по туризму руководствуется:

нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

правилами трудового распорядка;

На специалиста по туризму возлагаются следующие функции:

организация и ведение работы по обслуживанию заказов на оказание туристических услуг;

оказание и ведение работы по обслуживанию заказов по почасовым перевозкам.

Инженер по организации грузовых перевозок обязан:

разрабатывать новые формы эффективной организации автомобильных перевозок с соблюдением требований безопасности дорожного движения и внедряет их;

производить распределение автомобилей с учетом вида и рода перевозимого груза, максимального использования грузоподъемности и обеспечения сохранности груза;

изучать специфику района деятельности организации, проводит обследование и анализ потока грузов, анализ конкурентов, анализ спроса на предоставляемый вид услуг;

подготавливать материалы для заключения договоров и соглашений на перевозку грузов;

разрабатывать мероприятия по улучшению условий перевозок;

разрабатывать графики работы водителей и схемы движения;

контролировать качество перевозок;

организовывать работу с экспедиторскими фирмами;

заключать договора экспедиции грузов.

Все специалисты и служащие отдела маркетинга и туризма назначаются и смешаются директором ОАО «АП г. Барановичи» по представлению начальника отдела [6].

автопредприятие услуга маркетинг потребитель

ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛУГ ОАО «АВТОБУСНЫЙ ПАРК Г. БАРАНОВИЧИ»

С августа 2009 г. в целях повышения собственных доходов, повышения экспортной выручки от оказываемых услуг предприятие приступило к реализации туристических поездок и организации экскурсий в международном сообщении с использованием комфортабельных автобусов, имеющихся в наличии в АП. Одной из наибольших сложностей при работе в организации международных перевозок является открытие виз населению, слаженная и направленная на достижение высокого результата работа коллектива ОМиТ, позволила установить связь и открывать визы детским группам и группам выезжающим за покупками через посольство РП в г. Гродно. И благодаря, данной работе в декабре 2012 г. осуществить первые поездки по маршруту г. Вильнюс-Тракай (доход от одной поездки 5 млн. бел. руб), такого рода поездки планируется продолжить и в 2013г, а также разработать организацию экскурсионных поездок по маршруту Краков-Величка (доход от одной поездки 15 млн. бел. руб).

Автобусы также предоставляются под заказ: для обслуживания свадеб, юбилеев, выпускных вечеров и других торжеств; для обслуживания ритуальных обрядов; для подвоза пассажиров к месту работы; для перевозки пассажиров к местам летнего отдыха; для перевозки пассажиров на рынки г. Хмельницкий, г. Ковель, г. Белосток; для перевозки организованных групп в г. Минск и другие города на различные спортивные, культурные и религиозные мероприятия; перевозка детей в детские оздоровительные лагеря. Для предоставления автобуса заказчику необходимо заполнить заявление установленного образца.

Автопарк осуществляет дополнительные услуги для пассажиров на подведомственных пассажирских терминалах по бронированию мест, предварительной продаже билетов, услугам камеры хранения, справочного бюро.

Также автопарк осуществляет международные перевозки грузов. В 2012 г. для осуществления международных перевозок грузов в ОАО АП г. Барановичи» были использованы четыре транспортных средства стандарта ЕВРО-5. Доходы от международных перевозок грузов составили 2437,1 млн. бел. руб. Показатель по экспорту от перевозки грузов за 2012 г. составил 102 тыс. дол., что составляет 30% от общей суммы доходов.

В 2014 г всю работу в сфере международных перевозок грузов в ОАО АП г. Барановичи» планируется направить на увеличение доходов на 133,5% (3250 млн. бел. руб) и выполнение прогнозных показателей по экспорту на 108,1% к уровню 2013 г.

Выполнение пассажирских перевозок в регулярном сообщении осуществляется в соответствии со спросом и предложением на предоставляемые услуги для населения.

На рынке транспортных услуг в городском сообщении (в г. Барановичи) перевозка пассажиров осуществляется автобусами ОАО «АП г. Барановичи» и ЧУТП (индивидуальных предпринимателей).

Объем перевозок пассажиров у ИП (ЧТУП) незначителен (не превышает 1% по сравнению с ОАО «АП г. Барановичи»). В связи с тем, что в основном маршруты, обслуживаемые ИП (ЧТУП), дублируют обычные маршруты автопарка, конкуренции автопарку они не составляют.

Дальнейшее совершенствование и развитие городской маршрутной сети возможно при условии благоустройства улиц города, соответствия размера дотации и тарифов на проезд фактическим расходом.

В последнее время происходит снижение спроса населения на перевозки в междугородном сообщении (в связи со значительной разницей в стоимости проезда по сравнению с железнодорожным транспортом и снижением пассажироспособности населения).

Междугородная маршрутная сеть ОАО «АП г. Барановичи» в последнее время имеет тенденцию к сокращению. Причины снижения пробега по междугородным маршрутам:

развития сети железнодорожного транспорта (из г. Барановичи пригородные поезда курсируют в 6 направлениях: Минск, Слуцк, Лунинец, Брест, Волковыск-Гродно, Лида-Гродно), где проезд значительно ниже, чем в автобусах:

снижение спроса пассажиров, особенно на маршрутах, дублирующих на отдельных участках железнодорожный транспорт.

Другие автоперевозчики, осуществляющие выполнение рейсов автобусов в междугородном сообщении, проходящих через г. Барановичи, также сокращают количество выполняемых рейсов (закрывают маршруты) в связи с незначительным пассажиропотоком, и, как следствие — устойчивостью.

По сравнению с другими перевозчиками ОАО «АП г. Барановичи» имеет преимущества: высокий профессионализм, опыт работы водителей в международном сообщении, выполнение установленных требований к состоянию транспортных средств, соблюдение графиков движения и обеспечение безопасной перевозки пассажиров.

Из выше перечисленного можно сделать вывод, что ОАО «АП г. Барановичи» имеет определенный уровень развития туристских услуг, а так же обладает потенциалом для дальнейшего привлечения клиентов к своему обслуживанию [8].

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОАО «АВТОБУСНЫЙ ПАРК Г. БАРАНОВИЧИ»

Почасовые перевозки

Перевозки пассажиров автобусами в нерегулярном сообщении в большей степени, чем в регулярном, имеют сезонный характер. Рост этих перевозок совпадает с сезоном летних отпусков, продолжительными праздниками, студенческими и школьными каникулами.

Приоритетными направлениями в развитии нерегулярных перевозок на 2014 год являются:

работа с постоянными клиентами («Импорт-Экспорт», СП «Диприз», Управление по труду и социальной защите населения, РУП «БПХО», «Барановичская птицефабрика», МСУ-3, с иными предприятиями и организациями города) по доставке пассажиров к месту работы;

организация доставки отдыхающих на отдых к морю по уже имеющимся маршрутам, а также поиск новых курортных зон для перевозки отдыхающих в летний период;

организация shop-туров в различных направлениях по территории Беларуси и Украины;

организация паломнических поездок в различных направлениях по территории нашей страны и за ее пределами;

расширить спектр оказания платных услуг населению по обслуживанию ритуальных обрядов, свадебных обрядов и других торжеств.

Уменьшение спроса на международные поездки в нерегулярном сообщении в большой степени связано со значительным сокращением участников рынка туристических услуг, т.е. уменьшением как въездного, так и выездного потока туристов. В связи с этим, мероприятия, разработанные с целью увеличения доходов по почасовым перевозкам, в 2014 году тесно связаны с развитием туристической деятельности на предприятии.

С целью увеличения показателя по экспорту планируется продолжить сотрудничество с иностранными заказчиками: ЗАО НПП Радиотехника, Представительство АО BIONORIKA (ФРГ), Представительство АО OLAINFARM (Латвия) и др.

Туристическая деятельность, осуществляемая на предприятии, несомненно, связана с почасовыми перевозками, поэтому целесообразно вести разработку мероприятий по увеличению доходов от данных видов деятельности не разделяя их. Перечень мероприятия и прогнозируемый от их внедрения эффект представлен в приложении Б.

Читайте также:  Контроллинг для предприятии

Опыт истекшего года показал, что среди населения г. Барановичи и близлежащих городов высокой популярностью пользуются поездки на рынки городов г. Хмельницкий (доход от одной поездки 10 млн.бел.руб) и г. Белосток (доход от одной поездки 7 млн.бел.руб). Установление конкурентоспособной цены, позволило осуществить ряд поездок в этом направлении в истекшем году. В 2013г планируется продолжить и преувеличить количество данных поездок.

Одной из наибольших сложностей при работе в организации международных перевозок является открытие виз населению, слаженная и направленная на достижение высокого результата работа коллектива ОМиТ, позволила установить связь и открывать визы детским группам и группам выезжающим за покупками через посольство РП в г. Гродно. И благодаря, данной работе в декабре 2012г осуществились первые поездки по маршруту г. Вильнюс-Тракай (доход от одной поездки 5 млн.бел.руб.

Туристическая деятельность будет эффективной для предприятия только при разработке новых интересных клиенту экскурсионных маршрутов, в международном направлении. В 2013 г. Был разработан новый экскурсионный маршрут «Пушкинские горы» (доход от одной поездки составит 16 млн.бел.руб).

Долговременная и эффективна работа со многими предприятиями г. Барановичи и близлежащих районов, позволяет одним из самых крупных заказчиков разрабатывать различные системы скидок для дальнейшего плодотворного сотрудничества.

Грузовые перевозки

В Республике Беларусь уделяется большое внимание повышению эффективности работы в области транспортной деятельности, росту конкурентоспособности белорусских перевозчиков на рынке транспортных услуг и развитию экспорта. Именно этих направлений в планировании работы на 2014 год придерживается и Отдел маркетинга и туризма ОАО «АП г. Барановичи»

Для достижения максимально эффективного результата в указанных направлениях, отделом постоянно проводится:

анализ рынка транспортных услуг: учет его текущего и перспективного состояния;

прогнозирование спроса на оказываемые услуги;

формирование заказов с учетом технической возможности предприятия затрат и складывающейся конъюнктуры цен;

выявление роста и падение спроса, а также разработка мероприятий

по учету требований заказчиков;

отслеживание действий конкурентов.

Создание постоянных маршрутов позволит точно определить объем перевозок грузов, количество автомобилей, осуществляющих эти перевозки, способствует сокращению простоя автомобилей под загрузкой и разгрузкой, эффективному использования подвижного состава. Необходимость маршрутизации перевозок грузов обосновывается еще и тем, что маршруты дают возможность составления проектов текущих планов и оперативных заявок на транспорт, исходящих из действительных объемов перевозок. Таким образом, разработка обоснованных маршрутов и проектов планов перевозок будут способствовать своевременному и бесперебойному выполнению поставок продукции и эффективному взаимодействию с постоянными заказчиками.

Рынок автоперевозок носит выраженный сезонный характер. Наибольшее количество грузоперевозок приходится на март-ноябрь, наименьшее на декабрь-февраль, однако в летние месяцы также наблюдается некоторый спад в востребованности работы в данном сегменте.

Специалисты отдела маркетинга и туризма постоянно осуществляют работу:

по поиску новых клиентов, имеющих возможность расчета в валюте, с целью увеличения показателя по экспорту, который планируется на 2014 год в размере 110 млн.руб.

по составлению на каждую заявку калькуляции, с целью не допустить нерентабельных поездок и обеспечить тем самым прибыль от осуществления грузовых перевозок

по выполнению доведенного годового плана, в планируемом 2014 году он составит 2 175,2 млн.руб., с учетом роста цен и с учетом планируемых мероприятий [3].

Мероприятия по развитию грузоперевозок представлены в приложении В.

ГЛАВА 5. КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА ОАО «АВТОБУСНЫЙ ПАРК Г. БАРАНОВИЧИ»

Организация рекламной деятельности в ОАО «АП г. Барановичи» возлагается на специалиста по рекламе и туристической деятельности ОМиТ.

Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, специалист взаимодействует со всеми структурными подразделениями ОАО «АП г. Барановичи»:

Со всеми службами предприятия ОАО «АП г. Барановичи», имеющие необходимость осуществления рекламной деятельности по оказываемым видам услуг.

С бухгалтерией предприятия по учету данных, связанных с осуществлением рекламной деятельности.

С планово-экономическим отделом по поводу установления тарифов на услуги по рекламе, по разработке различных систем скидок.

Со службой перевозок по предоставлению транспортных средств для размещения различного вида рекламы (специалист по рекламе и туристической деятельности дает заявку на предоставление транспортного средства для размещения наружной рекламы, либо размещения листовок в транспортном средстве; начальник отряда предоставляет транспортное средство для размещения наружной рекламы на бортах транспортного средства).

С отделом АСУП по содействию в подготовке звуковой рекламы (специалист по рекламе и туристической деятельности дает заявку на запись объявления об услугах автобусного парка либо сторонних организаций, специалисты отдела АСУП выполняет данную заявку).

Отдел технического контроля и безопасности движения по совместному контролю за состоянием наружной рекламы.

С технической службой по поводу размещения рекламной информации о предоставляемых услугах.

Специалист по рекламе и туристической деятельности осуществляет разработку рекламных проектов и контроль за их исполнением. Схема взаимодействия в зависимости от видов рекламы представлена в приложении Г [9].

1. Наружная реклама. Контроль за наружным состоянием рекламы на транспортных средствах осуществляют: начальник ОТК и БД, начальники отрядов, а также специалист по рекламе и начальник ОМиТ. Специалист по рекламе и туристической деятельности осуществляет контроль за информационной нагрузкой, которую несет в себе реклама. Оформление всех документов связанных с ее нанесением на борта транспортного средства осуществляется непосредственно специалистом по рекламе и начальником ОМиТ. В случае нарушения внешнего вида рекламы специалист по рекламе и туристической деятельности пишет служебную записку начальнику отрядов (для организации работ по замене наружной рекламы), далее начальник отрядов согласовывает данный вопрос с диспетчером. Специалист по рекламе и туристической деятельности также связывается с заказчиком для определения сроков проведения демонтажа данной рекламы. В случае отказа заказчика — расторжение договора и демонтаж наружной рекламы за счет средств заказчика.

2. Звуковая реклама. Специалист по рекламе и туристической деятельности осуществляет:

— принятие заявки от сторонних организаций либо от подразделений Автобусного парка для внутренней рекламы (в виде служебной записки от начальников подразделений), а также социальной рекламы по согласованию с начальником ОМиТ;

— расчет стоимости услуг по рекламе в соответствии с определенным сроком проката рекламы;

— оформление документации, в соответствии с технологией записи предоставленной отделом АСУП на флеш-карты;

— контролирует сроки проката рекламы и цензуру текста и в виде служебной записки сообщает каждые 2 недели начальнику отдела АСУП об изменениях в рекламных роликах и сроках их проката.

Начальник отдела АСУП контролирует процесс записи, регулирование уровня звука, а также соответствие проката рекламы поданной заявки от специалиста по рекламе.

Специалист по рекламе принимает заказы от заказчиков на размещение звуковой рекламы при условии, что данная реклама не содержит информацию об аналогичной услугах, предоставляемых ОАО «Автобусный парк г. Барановичи».

3. Размещение листовок в автобусах. Специалист по рекламе и туристической деятельности осуществляет:

— прием заявок от сторонних организаций;

— прием разработанных макетов листовок от заказчика.

Специалист по рекламе и туристической деятельности непосредственно и с помощью начальника отряда №1, водительского состава, ревизорской службы, осуществляют контроль за надлежащим состоянием листовок.

Размещение листовок в салонах автобусов осуществляет заказчик, под непосредственным контролем работников отдела безопасности.

Размещение листовок с информацией ОАО «АП г. Барановичи» в салонах автобусов организовывает специалист по рекламе и туристической деятельности.

4. Реклама в СМИ. Совместно со специалистом ОМиР специалист по рекламе и туристической деятельности проводит активную работу по размещению рекламы в СМИ об услугах ОАО «АП г. Барановичи».

5. Реклама на щитах, на киосках, на зданиях. В компетенцию специалиста по рекламе входит подготовка и оформление документов по размещению рекламы на щитах, на киосках, на зданиях, принадлежащих ОАО «АП г. Барановичи», а именно:

— разработка плана мероприятий по установке щита, а также установка сроков выполнения разработанных мероприятий;

— заключение договора на изготовление макета рекламы с рекламным агентством;

— организовывает работу по изготовлению и установке рекламных щитов, рекламных растяжек, билбордов, баннеров и т.д.;

— контролирует сроки монтажа рекламы рекламным агентством;

— контролирует качество изготовления рекламы;

— отвечает за выполнение ремонта рекламы при выявлении некачественного монтажа.

Заключение и дальнейшее сопровождение договоров с административно-технической инспекцией на оплату за использование окружающей среды.

Оформление паспортов рекламы и последующий контроль за сроками действия данных документов.

6. Организация рекламы на автовокзале. Данный объект необходимо использовать с целью распространения рекламы. На автовокзале находятся: стенд; информационное табло. Специалист по рекламе и туристической деятельности осуществляет работу по заполнению стенда информацией об автобусном парке, а также занимается поиском клиентов для размещения рекламы на информационном табло [7].

В 2013 г. для доходы от осуществления рекламной деятельности составили 138,1 млн.бел.руб. Причем основную часть составляют доходы от размещения рекламы на бортах транспортных средств, что видно из диаграммы:

Рисунок 6.1 — Доходы от размещения рекламы

Примечание — Источник: собственная разработка

В 2014 г. планируется получить доход от осуществления рекламной деятельности в объеме 395,1 млн.бел.руб.(286% к уровню 2013 г.). С целью увеличения доходов от оказания услуг по рекламе разработан ряд мероприятий:

1. Организация работы по размещению звуковой рекламы непосредственно с клиентами (ИП, организациями и фирмами) без посредников;

2. Изменение тарифов на размещение листовок в салонах автобусов;

3. Привлечение клиентов по размещению видеороликов на экране автовокзала

4. Предложение о размещении рекламы на бортах приобретенных транспортных средствах [2].

Ожидаемый доход в процентном выражении по видам рекламной деятельности представлен на диаграмме:

Рисунок 6.2 — Ожидаемый доход от размещения рекламы в 2014 году

Примечание — Источник: собственная разработка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В период прохождения производственной практики была изучена деятельность ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» как субъекта хозяйствования, основные сферы его деятельности и виды производимой продукции:

рассмотрена организационная структура предприятия;

проанализированы основные рынки сбыта и закупок;

проанализированы основные производственно-экономические показатели;

изучена система управления маркетингом на предприятии;

изучена товарная политика предприятия;

проанализирован процесс ценообразования на предприятии;

изучена применяемая система распределения производимой продукции;

изучены проводимые на предприятии коммуникационные мероприятия.

На основе полученной и изученной информации сделан вывод о том, что ОАО «АП г. Барановичи» — стабильно функционирующее и развивающее предприятие. Предметом его деятельности является обеспечение потребностей субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и физических лиц в грузовых и пассажирских перевозках, и иных услугах. Предприятие ОАО «АП г. Барановичи» занимает достойное место в регионе по оказанию туристских услуг, однако имеет ряд недостатков, исправление которых поможет вывести предприятие на новый уровень эффективности показателей.

ОАО «АП г. Барановичи» создано с целью удовлетворения потребностей населения в автобусных перевозках, ведения иной хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов работников предприятия. По сравнению с другими перевозчиками ОАО «АП г. Барановичи» имеет преимущества: высокий профессионализм, опыт работы водителей в международном сообщении, выполнение установленных требований к состоянию транспортных средств, соблюдение графиков движения и обеспечение безопасной перевозки пассажиров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева, О.Д. Технология бизнеса: маркетинг/ О.Д. Андреева. — М., 1997. — 357 с.

2. Бизнес — план ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»

3. Годовой отчет ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»

4. История автопарка г. Барановичи: [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bartrans.net/history.ru.shtml- Дата доступа: 15.07.2013 г.

5. Маслова, Т. Д. Маркетинг/ Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н. ковалик. — СПб.: Питер, 2006. — 40 с.

6. Положение об отделе ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» на 2013 год

7. Положение по рекламе ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» на 2014 год

8. Программа модернизации и развития на 2013-2015 гг. Открытое акционерное общество « Автобусный парк г. Барановичи»

9. Схема организационной структуры управления, должностные инструкции, положение о подразделениях, штатное расписание ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»

10. Туризм: [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://barautopark.by/index.php?do=cat&category=turizm — Дата доступа: 15.07.2013 г.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...