Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Определение, признаки и этапы наркотической зависимости

Наркомания – это слово происходит от греческих слов narke – оцепенение, помрачнение сознания и mania – страсть. Наркомания- это патологическое влечение к употреблению наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон. При их систематическом употреблении возникает привыкание и состояние абстиненции (плохое самочувствие при отсутствии наркотических веществ). При наркомании поражаются внутренние органы, возникают неврологические и психические расстройства, развивается социальная деградация. При постоянном приёме наркотиков происходит деградация личности, характеризующаяся интеллектуальным и эмоциональным оскудением, утратой всех интересов, не связанных с наркотиками.

Сегодня самым распространенным видом наркомании можно назвать хронический алкоголизм. Но также существуют и другие виды, когда в употребление идут марихуана, морфий, героин и другие тяжелы наркотики.

Общие признаки наркотической зависимости:Химическая зависимость в классификации DSM-IV (Американская классификация наркотических средств) описана как совокупность когнитивных, физиологических и поведенческих симптомов, которые указывает на то, что индивид продолжает принимать психоактивные препараты, не обращая внимания на вызванные ими проблемы. Для диагностики химической зависимости DSM-IV предлагает следующие критерии:

1. Толерантность, которая определяется при наличии одного из признаков: – необходимость увеличения дозы принимаемого препарата для достижения желаемого результата,

– значительное ослабление эффекта от препарата при сохранении величины дозы. 2. Абстиненция, которая определяется при наличии одного из признаков: – наличие характерных признаков абстинентного синдрома, который характерен для данного препарата,

– аналогичное или довольно близкое по структуре вещество, которое может облегчить или заставить исчезнуть абстинентную симптоматику.

3. Психоактивные препараты принимаются в довольно больших дозах или дольше по времени, чем планировалось.

4. Существует постоянное влечение или неудачный опыт прекращения, а также отсутствие контроля над употреблением наркотического препарата.

5. Большая часть времен проводится в поисках наркотического препарата, с последующим его употреблением и восстановлением после его приема.

6. В результате приема наркотического препарата значительно снижается или полностью исчезает не связанная с этим активность.

7. Прием психоактивных препаратов продолжается, несмотря на знание о вредных и пагубных последствиях такого поведения.

В нашей медицинской литературе принято говорить о трех синдромах, которые являются главными показателями наркотической зависимости:

1. Синдром измененной активности. Здесь наблюдается повышение толерантности, исчезновение защитных реакций организма, а также изменение формы опьянения.

2. Синдром психической зависимости. Характерны обсессивное влечение и комфорт в состоянии интоксикации.

3. Синдром физической зависимости. Наблюдаются в первую очередь компульсивное влечение и абстинентный синдром.

Различают пять этапов постепенной наркотизации:

1. Единичное или редкое употребление наркотиков.

2. Многократное их употребление без признаков психической и физической зависимости.

3. Наркомания 1-ой степени: сформирована психическая зависимость. Поиск наркотика для получения приятных ощущений, но ещё нет физической зависимости, а прекращение приёма наркотика пока не вызывает мучительных ощущений. Мысли о приёме наркотика приобретают навязчивый характер. Наркотик становится «лекарством», снимающим эмоциональное напряжение в конфликтных ситуациях, — трансформируются характерологические и патохарактерологические черты. Основное направление этой трансформации — от стенического типа к астеническому и апатическому. Происходит нарастание социальной дезадаптации. Человек утрачивает прежние положительные ориентации, у него снимается чувство ответственности, долга, способность к сопереживанию.

4. Наркомания 2-ой степени: уже сложилась физическая зависимость от наркотика; поиск уже направлен не столько на то, чтобы вызвать эйфорию, сколько на то, чтобы избежать мучений, абстиненции (ломки). На 2-ой стадии наркомании появляются ощущения, вызываемые приёмом наркотика, притупляются, теряют прежнюю яркость. Общение в группе практически отсутствует, единственная цель общения — употребление наркотика. Взаимный обман, «предательство», полная потеря взаимных обязательств членов группы — обычное явление. Асоциальность доходит до критической черты. Утрачиваются этические принципы, эмоциональные привязанности.

5. Наркомания последней, 3-ей степени: полная — физическая и психическая деградация.

Считается, что остановиться при приёме наркотиков возможно лишь на первых двух стадиях. Исследования показали, что только 20 % принимающих наркотики подростков переходят опасную черту и становятся закоренелыми наркоманами.

Кроме того, подростки, употреблявшие наркотики, но не ставшие наркоманами, всё равно приобретают устойчивые психологические комплексы: противопоставление себя общественной морали, традициям, существующим в мире взрослых.

Мотивы наркотизации

Благоприятным фоном развития детского и подросткового наркотизма являются устойчивые комплексы-реакции, основной из которых является реакция эмансипации (стремление освободиться от привычных рамок (семьи, учебной среды и т. д.)).

Реакция формирования сексуального влечения также обуславливает наркоманию в подростковой среде. Некоторые подростки реализуют сексуальные впечатления путём галлюцинаций сексуального плана. Курение гашиша, по мнению несовершеннолетних, повышает сексуальную потенцию.

Для первого употребления наркотика несовершеннолетними, по результатам нескольких исследований, характерны следующие мотивы:

31 % — желание быть, как все (комплекс подросткового конформизма), 19 % — стремление испытать новые впечатления (любопытство),12 % — поиск фантастичного,10 % — стремление забыться, отключиться от неприятностей.

Кроме того, к мотивам употребления наркотиков подростками необходимо отнести также такие, как желание расслабиться, повеселиться, стремление выглядеть «крутым». Иногда наркотики принимают «для смелости» либо чтобы не подтвердить статус «гадкого утёнка» в среде сверстников. Встречаются случаи насильственного приёма наркотиков, когда специально подростков «сажают на иглу», чтобы потом заставить совершать преступления.

Одной из значимых причин обращения подростков к наркотикам является инфантилизм — неспособность принимать решения, стремление идти по более простому пути. В отличие от животных и детей взрослеющий и взрослый человек в той или иной степени владеет своими желаниями. Самоконтроль — не только волевая функция, но и навык, приобретаемый усвоением социальных и нравственных норм, воспитанием. Способствует самоконтролю знание последствий злоупотребления наркотическими веществами, ценностные ориентиры, личные, социальные цели, перспектива достижения которых весомее (и соизмерение для индивидуума доступно), чем сиюминутное удовольствие. Соотношение стремления к удовольствию и самоконтроля у подростков таково, что подросток оказывается уязвимым. В этом — опасность наркотизма, и тем большая, чем моложе возраст.

Наглядно эта закономерность проступает в случаях так называемой девиантной личности. Это молодые люди определённого типа поведения, облика и личностных характеристик. Поведение в целом отклоняющееся: пренебрежение работой и учёбой, эпизоды воровства, вандализма, мелкого хулиганства; употребления одурманивающих средств — лишь составляющая этого ряда. Обязательно следование молодёжной моде, увлечение рок- или поп- музыкой (или любым другим направлением). Групповое времяпрепровождение обязательно. Существование в «системе» — наиболее яркая черта. Следует иметь в виду, что групповое существование — этап в развитии ребёнка, приходящийся на возраст 8-12 лет.

В дальнейшем усложнение психической деятельности, формирование собственных интересов приводят к индивидуализированным отношениям со сверстниками, появляются личные друзья, приятели. Групповую жизнь в возрасте 14-15 лет можно рассматривать как показатель задержки психического развития, низкого уровня развития. Действительно, в группах, состоящих из юношей 16-20 лет, наблюдаются черты детских групп: направленность на игровую развлекательную деятельность, не целевая активность, лёгкость аффективной индукции. Отношения по существу обезличены, состав группы случаен. На уровень психического развития указывают также примитивный характер аффектов и склонность к разрушительным действиям. В группе выражено отчуждённое, нередко враждебное отношение к взрослым. Молодые люди, на первый взгляд, очень похожи. Такое впечатление производят, конечно, однотипные причёски, одежда, манера держаться. Однако главное — недостаточность индивидуального выражения лица и стереотипная усвоенная форма общения с взрослыми. Последнее в свою очередь — отражение группового рисунка поведения. При подробном изучении выясняется недостаточность личной мотивации поведения — оно диктуется группой. В своих рассказах молодые люди употребляют практически только местоимения множественного числа, даже если речь идёт о ситуациях нейтральных, не связанных с проступками (вне попытки уйти от ответственности). Попытка установить тип личности, некую постоянную совокупность черт, который вовлекается в злоупотребление с большей частотой, чем другие, трудноосуществима и потому, что потребление начинается в возрасте, когда личность оказывается в неуравновешенном, достаточно аморфном состоянии.

Л.Е. Личко выделяет реакцию имитации, А.А. Коломеец считает, что высокий риск создаётся незавершённым формированием мотиваций и нравственных ценностей, повышенной чувствительностью к средовым воздействиям. В.В. Гульдан показывает, что опасность угрожает тем подросткам, которым свойственны зависимость от ситуации, пассивное поведение в ней. В этом обширном психологическом исследовании не подтвердилось использование опьяняющих средств с целью избежания трудностей и преодоления проблем.

Механизмы формирования наркотической зависимости

Механизмы формирования наркотической зависимости разделены на две группы – биологическую и психологическую. Биологи пытаются объяснить, что это заболевание связано с изменением метаболизма, а психологи говорят о том, что наркомания вызвана нарушениями нормального развития личности. Я думаю, что правильнее думать, что это два параллельных процесса, которые протекают одновременно. Так в одних случаях преобладают биологические механизмы, а в других – психологические. Наблюдения показали, что на разных стадиях формирования наркотической зависимости особо важную роль будут иметь какие-то одни механизмы. Это, к примеру, могут быть биологические механизмы на последней стадии зависимости, когда наркотические препараты принимаются только для предотвращения абстиненции (плохое самочувствие при отсутствии наркотических веществ).

Биологические механизмы:

Характеризуя процесс формирования наркотической зависимости, сторонники биологического подхода указывают на изменения синтеза распада нейромедиаторов, который происходит в результате поступления в организм наркотических препаратов. По их понятию действие наркотических средств связаны с такими медиаторами как норадреналин, дофамин и эндорфины, причем каждый вид наркотика связывается с определенным медиатором или группой медиаторов. Так, к примеру, опиаты обладают способностью связываться в головном мозгу с эндорфиновыми рецепторами. Следовательно, опиаты, которые поступают извне, могут подменять те опиаты, которые производит сам мозг. В результате этих действий, поступление таких веществ становится необходимым для нормальной работы организма.

Проведенные исследования показали, что все психотропные вещества оказывают системное действие на головной мозг человека. Проводимые научные исследования нейрональных процессов пристрастия к наркотикам сосредоточены на нескольких областях мозга, а именно – на мезолимбической дофаминовой системе, на сером веществе области водопровода среднего мозга и locus ceruleus. Принято считать, что именно эти области играют важную роль в процессах развития пристрастия к наркотикам, но нет прямых доказательств, что они в равной мере задействованы при любых формах злоупотребления психотропными веществами.

Серое вещество области водопровода среднего мозга и locus ceruleus, которые расположены в переднем мосте на дне четвертого желудочка, принимают участие в формировании физической зависимости от психотропных препаратов, а также от синдрома отмены опиатов. В свою очередь, положительные усиливающие свойства опиатов, алкоголя, никотина, кокаина, амфетаминов и каннабиноидов, в первую очередь начинают отражаться на зоне ventral tegmental area (VTA), которая располагается в вентральном среднем мозге, и nucleus accumbens (NAc), которая расположена в вентральном переднем мозге. Такую сеть нейронов, в большинстве случаев, принято называть «порочным кругом». Активация пути VTA- NAc наркотическими препаратами может изменить мотивацию поступков, а также реакцию на двигательную активность и на стрессы. Нейроанатомические локализации синдрома абстиненции и пристрастия по своему характеру различны. Прямая стимуляция locus ceruleus опиатами начинает вызывать абстинентный синдром при введении налоксона, не не при компульсивном самовведении опиатов, или другими словами – приеме опиатов наркоманом. В другом случае, стимуляция психотропным препаратом пути VTA- NAc будет вызывать неопредолимое желание принять наркотический препарат, но не будет вызывать абстинентного синдрома после прекращения приема наркотиков.

Одной из самых важных причин биологического формирования алкогольной и наркотической зависимости является генетическая предрасположенность индивидов.

Были выделены маркеры, которые характеризовали предрасположенность человека к алкоголизму. Одним из таких маркеров является активность фермента дофамирбетагидроксилаза, который принимает участие в превращении дофамина в норадреналин. Индивиды, которые обладают высоким биологическим риском, имеют генетически обусловленную низкую активность дофамина, а у лиц, обладающих низким биологическим риском, активность такого фермента очень высокая.

Проведенные наблюдения и исследования на детях показали, что главную роль в передаче предрасположенности к алкоголю вносит отец ребенка. Дети, у которых отец был алкоголиком, в 4-6 раз чаше становятся алкоголиками, чем дети, у которых были здоровые родители. Так у детей, у которых отец был алкоголиком, было обнаружено чрезмерное расширение зоны общей активности моноаминооксидазы (МАО) – фермента который принимает участие в метаболизме дофамина. МАО у таких детей появляется в плазме клетки, а также метаболизирует те амины, на которые в норме не влияет. Главной причиной формирования алкоголизма является то, что при приеме алкоголя нормализуется активность МАО.

Проведенные исследования генома человека дали возможность сделать вывод о том, что риск формирования алкогольной зависимости может быть связан с генами, которые кодируют дофаминовые рецепторы второго и четвертого типов (DRD2 и DRD4), а также с геном переносника серотонина – 5HTTLPR. Ген DRD4 связан с таким фактором как «поиск новизны». Этот фактор характеризует такие индивидуальные особенности человека как раздражительность, импульсивность, склонность к нарушению всяких правил, которые мешают достижению цели. Чем длиннее были аллели гена DRD4, тем более высокие оценки получали испытуемые по такому показателю как «поиск новизны». Также такой показатель у взрослых людей влияет на сочетание генов 5HTTLPR и DRD4, а проведенные исследования показали, что такая же комбинация генов влияет на уровень ориентировочной активности у младенцев. Так же ген DRD2 влияет на «поиск новизны» в детском возрасте, при этом суммарный эффект этих двух генов более выражен, чем каждого по отдельности.

Комбинации генов 5HTTLPR, DRD2 и гена рецептора андрогена человека участвуют в формировании и развитии симптомов расстройств детского поведения, которые характеризуются непослушанием и нарушением существующих социальных норм общества. У индивидов, обладающих различными зависимостями, оценки по «поиску новизны» в большинстве случаев выше, чем у здоровых людей, кроме того, среди зависимых очень часто встречаются носители длинного аллеля DRD4. Проводимые исследования показали, что у наркоманов была обнаружена связь между генотипами по DRD2 и «поиском новизны», кроме того, еще и с геном дофаминового рецептора третьего типа (генотип по DRD3) и «поиском ощущений». Дофаминовые рецепторы второго типа в большинстве случаев повязывают со злоупотреблением наркотических препаратов. Носительство одного из аллелей гена DRD2 напрямую ведет к наркомании и алкоголизму, с одной стороны, и к понижению функций дофаминовых рецепторов в стриатуме – с другой.

Но нельзя с уверенностью сказать, что связь между обменом дофамина и формированием зависимости опосредствована «поиском новизны». Скорее всего, злоупотребление наркотиками и алкоголем имеют общий нейронный субстрат, который обеспечивает положительное подкрепление, а именно – мезолимбический отдел дофаминовой системы мозга. Общий вклад в фактор «поиска новизны» и возникновения различных зависимостей вносит, скорее всего, и опиатная система, которая оказывает модулирующий эффект на дофаминовою систему. В результате исследований были найдены связи между антисоциальными чертами у зависимых от алкоголя и генами 5HTTLPR, а также рецепторами серотонина 1b и 2a. Кроме того, антисоциальное поведение зависимых от алкоголя связано с полиморфизмом гена, который кодирует МАО-А. Фермент МАО-А принимает непосредственное участие в разрушении дофамина и серотонина и, в свою очередь, ограничивает их активность.

Многие исследователи считают, что главной причиной формирования зависимости является недостаточный синтез катехоламинов в головном мозгу, как результат приобретенной или врожденной патологии. Катехоламины являются теми медиаторами головного мозга, которые связаны с «системой удовольствия», то есть они отвечают за возникновение таких чувств как радость, удовольствие и удовлетворение. Таким образом, создается обстановка, при которой для получения удовольствия человеку необходим довольно сильный стимул, который будет увеличивать синтез катехоламинов, или же поступление такого же или сходного с ним по строению вещества извне.

Анализируя имеющиеся данные, можно с уверенностью сказать, что в медицине зависимость от наркотических веществ рассматривается как болезнь, которой характерен абстинентный синдром в случаях отмены или уменьшения доз принимаемых наркотических препаратов. Также такому заболеванию характерны изменение метаболизма и психического статуса индивида. В своем развитии такая болезнь проходит несколько стадий. В клинической практике принято выделять различные виды наркомании в соответствии с употребляемыми наркотическими препаратами, а именно – морфинизм, кокаинизм, опиомания и др.

Основными механизмами формирования таких зависимостей является изменение метаболизма, как результат встраивания наркотических препаратов в обмен веществ организма. Существует мнение, что каждому наркотическому препарату соответствует свой медиатор, который таков препарат будет замещать. Причины формирования наркотической зависимости изучены не столь хорошо как сами механизмы. Главные причины формирования наркотической зависимости связаны с нарушением метаболизма, который генетически обусловлен. Примером может служить генетическая составляющая алкоголизма.

Длительное употребление наркотических препаратов приводит к истощению запасов нейромедиаторов, так как наркотики провоцируют повышенный их выброс. Отсюда, когда отсутствуют наркотические средства, при нормальном прохождении электрического импульса возникает дефицит нейромедиаторов. Это в свою очередь приводит к недостаточному возбуждению системы подкрепления, при этом человек ощущает значительный упадок физических и эмоциальных сил, а также ухудшается настроение. Поэтому когда человек начинает принимать психоактивные препаратыпроисходит улучшение состояния индивида, а на самых ранних стадиях алкоголизма и наркомании такое улучшение не только субъективное, но и объективное. Но при этом довольно быстро формируется порочный круг – сразу после приема наркотических препаратов нейромедиатор высвобождается значительно быстрее и в довольно больших количествах, при этом разрушение медиатора происходит также быстро, а состояние индивида ухудшается.

Можно считать, что формирование физической зависимости начинается с началом усиленного синтеза катехоламинов. Это случается из-за того, что при частом и постоянном приеме наркотических веществ возникает довольно большой недостаток нейромедиаторов. Организм сразу реагирует на такое событие увеличением синтеза необходимых ему веществ. Каждый раз при поступлении в организм алкоголя или наркотика происходит выброс дофамина и при этом происходит его избыточное разрушение. Такая картина указывает на ускоренный оборот дофамина. В том случае, когда прекращается прием наркотических препаратов, усиленный синтез нейромедиаторов сохраняется, ввиду того, что ферментная система перестроилась на новый режим, а усиленное высвобождение не осуществляется. И в результате таких действий дофамин начинает накапливаться в крови и в головном мозге. Высокий уровень дофамина обусловливает главные симптомы абстинентного синдрома, и как результат – повышается артериальное давление, появляются вегетативные расстройства, бессонница, беспокойство, страх и др.

Психологические механизмы

алкогольная наркотическая зависимость

Предполагается, что механизмы формирования психологической зависимости связаны с воздействием наркотических препаратов на систему подкрепления, которая расположена в стволовом отделе головного мозга. Такая система принимает участие в регуляции мотиваций, а также эмоционального состояния. Она будет работать при непосредственном участии нейромедиаторов из группы катехоламинов и в первую очередь при участии дофамина. Алкоголь и наркотические вещества химическим путем активируют такую систему, притом, что возбуждение ее бывает гораздо выше, чем в норме, что в свою очередь дает определение положительным эмоциональным реакциям.

Психоаналитически ориентированные исследователи основное внимание уделяют бессознательному и его влиянию на личность, его роли в формировании зависимого, или аддиктивного поведения. Важно обратить внимание на то, что все психоаналитики не делают глубоких различий между химическими (алкоголизм, наркомания и т. п.) и эмоциональными (трудоголизм, сексоголизм, анорексия и т. п.) зависимостями. Они предполагают, что глубинные механизмы их формирования одинаковы.

С точки зрения психоанализа зависимость — это латентный суицид, то есть это попытка покончить с собой, растянутая во времени. Психоактивное вещество используется как средство самоуничтожения. Сам же суицид — это попытка ухода от болезни, психоза или стремление преодолеть внутренние противоречия. Огромное внимание уделяется раннему развитию как основе выбора именно такого способа решения личностных проблем. При этом либо говорят о преобладании влечения к смерти в личности аддикта (неофрейдизм), либо о разрушенном, потерянном или несформированном объекте (школа объектных отношений). Однако в обоих случаях особый акцент делается на развитии индивида на первом году жизни и его фиксации на оральной стадии.

Ещё один аспект, которому уделяют внимание психоаналитики, — это идентичность. Сложности в формировании собственной идентичности, её нарушения могут стать дополнительным фактором риска формирования аддикции.

В процессе формирования наркомании важную роль играет подкрепление научения. Паттерн поведения наркомана не является аномальным, хотя он явно причиняет себе вред. Здесь работает схема с неподходящим способом подкрепления наркотическим веществом. Именно эффектом подкрепления объясняется, например, более частое внутривенное употребление героина, чем курение опиума, которое менее опасно, более приятно, но не так мгновенно действует. Подкрепление формирует целые паттерны поведения, необходимые для получения наркотика. При этом даже долго поддерживаемое социальное поведение может быть прервано. К тому же действия, ведущие к успеху, легче повторяются вследствие субъективного переживания успеха, чем действия, ведущие к неуспеху. Награда мотивирует действие к повторению, наказание — к отказу. Данный механизм поведения формируется в онтогенезе во многом в результате современной системы обучения и воспитания. Наркотик помогает боязливым освободиться от страха и неуверенности. Это позитивное воздействие повышает потребность в наркотиках, стремление к их повторному приему, в то же время оно приводит к отказу от фрустрированных неудачных социальных действий. Надо отметить, что если в медицине гораздо лучше изучены механизмы формирования наркомании (на биохимическом уровне), а причины несколько хуже, то в психологии все ровно наоборот: достаточно хорошо изучены причины наркозависимости, но плохо изучены механизмы её формирования.

Все психологические причины формирования зависимости можно разделить на две категории:

* влияние среды (то есть все внешние факторы);

* особенности строения личности человека, ставшего зависимым.

Можно говорить, что самым главным фактором внешней среды является цивилизация. С одной стороны, она открывает доступ к наркотическим препаратам, а, с другой, регламентирует их употребление. С развитием цивилизации изменилась и среда обитания людей. В жизнь людей входит все больше и больше техники, что приводит к замене естественной среды обитания на искусственную, а это, в свою очередь, влечет к изменениям психофизических условий жизни. Последствия этих перемен очень сложно предсказать. Вполне вероятно, что они могут привести к увеличению случаев дезадаптивного поведения, росту количества психических отклонений и заболеваний. К тому же темп изменений с каждым годом становится все выше, что сильно сказывается на людях.

Немаловажным фактором влияния среды на риск формирования наркомании является ситуация в обществе. Сегодня большинство социологических теорий связывают распространение девиантных форм поведения (а наркомания, с точки зрения этого подхода, — одна из форм девиации) с явлением социальной аномии. Дюркгейм характеризовал аномию как состояние отсутствия ценностей, «безнормность», присущие переходным периодам, когда старые ценности уже не существуют, а новая система норм и ценностей ещё не сформирована. Дарендорф объясняет аномию ослаблением общественных привязанностей; Мак Ивер — ослабленными социальными и эмоциональными контактами. Однако все авторы сходятся в негативной оценке влияния аномии на общество и его институты.

Последние несколько лет в нашем обществе происходят очень резкие изменения, а вместе с ними людям становится сложно оценивать ситуацию, особенно молодежи. На фоне этого происходит быстрая наркотизация общества, что ещё раз доказывает влияние макросоциальных факторов на риск возникновения наркомании. Н. С. Курек в своих исследованиях также отмечает, что в годы социальной нестабильности число наркоманий и психических заболеваний резко возрастает.

В результате резких изменений в обществе начинается разрушение социальных институтов, из которых, пожалуй, важнейшим является семья. Дезинтеграция семьи — это не только следствие общественных процессов, но и причина будущего состояния общества, так как семья в наибольшей степени отвечает за социализацию ребенка. Ослабление института семьи также может служить причиной формирования девиантного поведения, в том числе и наркомании.

Важно отметить, что критическим моментом для приобщения к наркотикам является переход от подросткового возраста к юношескому . Именно в это время знакомится с наркотиками почти половина всех когда-либо приобщившихся к ним, а до 20 лет успевают познакомиться с наркотиками почти 9/10 всех хотя бы однажды, пробовавших их. В целом, если до 20 лет человек не получил опыт употребления наркотиков, то вероятность этого резко снижается. Ещё меньше риск вовлечения в периодическое или регулярное потребление.

Ещё одним важным фактором формирования наркомании является ценность здоровья. По данным социологов общественная ценность здоровья достаточно высока: из 10 жизненных ценностей «здоровье» — третье, после «работы» и «семьи». Однако здоровье ценится как средство достижения жизненных целей и материальных благ, а не как средство прожить как можно дольше и полноценнее. Относительно высокий рейтинг здоровья ещё не означает обязательного самосохранительного поведения. Это можно продемонстрировать данными нашего исследования : 97 % опрошенных сказали о своей осведомленности о вреде наркотиков, однако 30 % указали на наличие опыта употребления наркотиков в прошлом, а 10 % — на актуальное потребление наркотических средств.

Ещё одна из возможных причин наркомании — это гипо- или гиперопека ребенка родителями . В случае гипоопеки родители практически не интересуются своим ребенком. У таких детей снижена самооценка, наличествуют комплексы неполноценности, они переживают чувство мести и ненависти по отношению к взрослым . Отвержение, холодность, отсутствие тепла и ласки со стороны родителей сначала травмируют ребенка, а затем ожесточают его, подталкивают к поиску «другой жизни», другого общества. Очень часто такие дети обращаются к психоактивным веществам или же пытаются покончить с собой, так как не могут понять причины холодного отношения родителей.

В случае гиперопеки за ребенком постоянно присматривают, ему уделяют чрезмерно много внимания, отказывают в самостоятельности. Жизнь гиперопекаемого ребенка полностью контролируется его родителями, а когда он начинает взрослеть, такая сверхзабота становится ему в тягость. Ребенок пытается обрести самостоятельность любым доступным способом, поэтому он сознательно идет на конфликты с семьей, демонстративно нарушает предписываемые ему нормы поведения. Для такого ребенка наркотики могут стать единственным аспектом жизни, над которым, как ему кажется, он обладает полной властью. Ещё одним последствием гиперопеки является инфантилизм. Инфантильный ребенок легко попадает под влияние более опытных товарищей, его легко уговорить попробовать наркотики или подбить на какую-нибудь выходку. Другой вариант гиперопеки — это всеобщий любимец, объект всеобщего поклонения и восхищения, единственный ребенок в большой семье. Для такого ребенка привычны вседозволенность, неограниченная власть над взрослыми, которые его никогда не накажут и не отругают. Очень часто такие дети демонстративны, стараются произвести сильное впечатление на окружающих, для них характерно желание быть лучше всех, что в свою очередь может привести к наркотизации или алкоголизму (например, при желании всех перепить или все попробовать). Ещё одним фактором, провоцирующим развитие зависимости, может служить влияние среды проживания и наличие доступа к наркотическим веществам . Для подростков при приобщении к наркотикам и алкоголю самое большое значение имеет пример сверстников. Важным фактором может оказаться и мода на употребление наркотиков (например, мода на экстази в клубной хаус-культуре).

Для людей с повышенным риском заболевания наркоманией характерны такие личностные черты, как эмоциональная холодность, эгоцентризм, низкий самоконтроль и враждебность. У них присутствует тревога, стресс, вызванные нежелательными ограничениями или запретами: индивид сопротивляется давлению извне, хочет свободно следовать своим желаниям и преодолеть ощущение пустоты и разрыва с другими людьми. У них выражена гедоническая мотивация, склонность к увлечениям, успеху, насыщенной интересной жизни.

Можно говорить о том, что практически все исследователи наркоманий (независимо от подхода, в рамках которого они работают) сходятся в том, что причины наркомании коренятся в неправильном развитии в детском возрасте. Медики основное внимание уделяют генетическим и физиологическим нарушениям, а психологи — нарушениям общения и адаптации, а также влиянию социальной среды. По-видимому, нарушения развития в детском возрасте играют решающую роль в формировании любой формы дезадаптивного поведения, в том числе и наркомании. При этом все возрастающая социальная нестабильность усиливает эти нарушения и негативные тенденции развития личности. Вероятно, с этим связан рост наркомании в нашей стране в последнее десятилетие.

Список литературы:

1. Энциклопедия наркотических средств наркотики, наркомания, лечение наркомании (http://narcotics.su)

2. AORTA.RU медицинская энциклопедия (http://aorta.ru/narkotikos/230002-2.shtml)

3. Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: АСТ-ЛТД, 1998, с. 21 ? 256

4. Ясперс К. Общая психопатология. — М.: Практика, 1997

5. Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1994

6. Козлов А.А., Рохлина М.Л. «Наркоманическая» личность // Журнал неврологии и психиатрии 2000 № 7, с. 23 ? 27.

5.0
Chiza
Высшее экономическое образование по специальности "Экономист-менеджер" Знание двух языков: английский, немецкий. Сотрудник кафедры информатики. Многолетний опыт в написании студенческих и школьных работ в различных сферах образования.