Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Калининградской области

Индустриально-педагогический колледж

Контрольная работа.

тема: Методика экологического воспитания детей второго года жизни

специальность: Дошкольное образование

дисциплина: Методика развития детской речи с практикумом по логопедии

Черняховск, 2011

1. Значение и особенности организации природных зон в помещениях ДОУ

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно соприкасаются с природой. Разнообразие животного мира пробуждает любознательность, побуждает детей к деятельности. Встречи с природой помогают им формировать реалистические знания об окружающем мире, воспитывать гуманное отношение к живым существам. «Важнейшая задача детского сада – ввести ребенка в мир природы, научить понимать его, воспитывать бережное отношение к ней» (Как знакомить дошкольников…, 1978). Эта задача решаема тогда, когда дети обладают элементарными знаниями о природе и владеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными. Т.е. залог этого не только теоретическое осмысление, но и практические знания и навыки: например, недостаточно детям знать, какие растения есть в лесу, в полях, на лугу, необходимо различать их по характерным признакам.

В процессе ознакомления детей с природой используют разные методы (Мы: Программа экологического образования детей, 2001):

1) наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и фильмов),

2) практические (игровой метод, труд, элементарный опыт),

3) словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседа).

Биоцентрический подход к методике экологического воспитания ребенка выдвигает необходимость привнесения объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Этому способствует создание живого уголка на территории ДОУ. Таким образом создаются условия для непрерывной, длительной и систематической работы по ознакомлению детей с природой.

Разнообразие растений и животных, которые встречают дети непосредственно в природе затрудняет выделение общего, закономерного, что также создает трудности в восприятии особенностей жизни животных и растений. Уголок природы позволяет детям сосредоточить внимание на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания ребят о природе. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка. Дети получают возможность хорошо рассмотреть, например, рыбок в аквариуме, понаблюдать за ними длительное время.

2. Требования к подбору и размещению обитателей живого уголка

При отборе растений и животных для уголка необходимо учитывать ряд требований. Это поможет избежать случайных обитателей, обеспечит воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений (Добро пожаловать в экологию…, 2003).

1) Растение или животное должно быть типичным для выбранной систематической или экологической группы. Это дает возможность ознакомить детей с общими характерными признаками, группы, образом жизни.

2) Уход за обитателями группы по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам должен быть доступен детям дошкольного возраста. Поэтому выбирают в первую очередь неприхотливые в уходе растения и животные.

3) Растения и животные в живом уголке должны быть яркими, привлекательными, способными удержать еще неустойчивое внимание дошкольника.

4) Необходимо иметь несколько экземпляров одного и того же вида, чтобы дети смогли увидеть не только общие, но и индивидуальные отличия и признаки, что, в свою очередь, приведет к пониманию разнообразия природного мира.

5) Растения и животные должны быть абсолютно безопасны.

6) Необходимо соблюдать условия нормальной жизнедеятельности объектов живого уголка: температура воздуха, влажность, уровень шума и т.д. Растения необходимо размещать так, чтобы у них был постоянный доступ к солнечному свету.

7) Уголок природы необходимо сделать ярким, удобным, уютным для детей, объекты следует разместить так, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Обитатели живого уголка подразделяются на постоянные и временные. Постоянные обитатели живут в уголке круглый год. Они включают в себя комнатные растения, рыб, кролики и т.п. Временные обитатели характеризуются сезонностью жизнедеятельности, сюда входят первоцветы, яркие декоративные растения, насекомые и т.п.

Комнатные растения – обязательные объекты живого уголка, т.к. они являются ценным дидактическим материалом. Каждое растение имеет свои сроки цветения и вегетации, требуют разного ухода: разной степени поливки, разной почвы и т.п. Именно поэтому они позволяют ребенку понять многообразие растительной жизни. Аквариум в живом уголке также формирует у ребят навыки наблюдения и ухаживания в силу относительной простоты содержания. Такой труд посилен любой группе дошкольников.

Желательным также является содержание в уголке птиц, животных, чаще всего являющимися представителями всеядной и зимующей местной фауны (канарейки, кролики, хомяки) или же неприхотливыми представителями тропической природной зоны, для которых есть возможность создать приемлемые условия жизни и содержание которых также посильно для дошкольников (волнистые попугайчики, черепашки).

3. Оборудование уголка природы в разных возрастных группах

Особенности формирования живого уголка отличны для каждой возрастной группы. Это связано с различием в физическом и психологическом развитии детей разных возрастов.

В младших группах при создании уголка учитываются прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Дети должны научиться выделять и назвать 2 – 3 растения, указывать их составные части. В уголок природы младших групп помещают растения, которые имеют четко выраженные составные части (стебель и листья), ярко, обильно и долго цветущие. Для этого подходят: герань обыкновенная, фуксия, вечнозеленая бегония, азалия и др.

Во второй группе развития раннего возраста можно помещать аквариум с рыбками. Сюда подходят яркоокрашенные, неприхотливые в уходе золотые рыбки, золотистые и серебристые караси. Можно также содержать и птиц. Желательно, чтобы они имели яркое оперенье, веселый нрав, неприхотливы к пище и пели в неволе. Для этого подходят канарейки, щеглы, чиж, снегирь.

Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы младших групп нецелесообразно, т.к. они требуют к себе большего внимания, чем другие животные: необходимо более частое и обильное питание, ежедневная уборка клеток. Клетки с кроликами, белкой или морской свинкой, хомячками стоит изредка (на 1 – 2 дня) приносить в группу малышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.

В средней возрастной группе у детей формируется умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей. Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов. В связи с этими изменениями в восприятии окружающего усложняются и знания о растениях и животных. Дети, знакомясь с животными, уже могут отмечать своеобразие их внешнего мира, строения, способа питания. Может отмечать первые связи: зависимость характера движений от особенностей строения конечностей и т.п.

В процессе ухода ребенок уже овладевает несложными умениями: поддерживать растения в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки животных, менять корм, при наблюдении за животными и растениями отмечать изменения в росте, объеме. Сои наблюдения дети уже могут выразить в относительно связной речи. Поэтому животный уголок надо пополнять новыми видами комнатных растений, которые должны иметь разную форму и величину листьев. В дополнение в средней группе помещают алое или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), душистую герань и т.п. (с узорчатыми опушенными листьями сложной формы). Одновременно в уголке могут быть до 6 – 8 видов растений.

В аквариуме содержат 2 вида рыб, которые отличаются по окраске и повадке (прудовой карась, верхоплавка, разновидности золотых рыбок). Как постоянных обитателей живого уголка можно содержать мелких млекопитающих: морскую свинку, хомячка. Уход за ними прост, они достаточно дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы – время, обстановку.

В старшей возрастной группе основным содержанием наблюдений становиться рост и развитие растений и животных, изменение их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле. В этом периоде идет закрепление навыков и умений определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями. Это могут быть 3-4 вида традесканции, комнатный виноград, цикламен, кливия и др.

Основная программная задача обучения в старшей группе – обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособлений животных к условиям среды обитания. В связи с этим и подбираются животные для живого уголка. В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб – группи, меченосцев, скалярий. Большой интерес вызывает у детей наблюдение за вьюном. Из птиц следует отдавать предпочтение тем, кто выводит в неволе потомство: канарейки, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве – ценный материал для наблюдения. Воспитание у детей нежного и заботливого отношения к маленьким детенышам – источник добра и гуманных чувств, бережного и заботливого отношения ко всему живому. В уголок старшей группы можно поместить черепаху, т.к. понять причину различия в поведении по сезонам (впадение в спячку) могут только старшие дошкольники.

Разнообразнее становиться подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомяков нужны белки, ежи. Они дают наглядное представление и закрепляют знания о особенностях сезонного развития живых существ.

В подготовительной группе основной задачей становится ознакомление и формирование знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимость растений от комплекса условий, зависимость внешнего строения и образа жизни от условий среды обитания. Дети наблюдают регулярные изменения в жизни растений и животных, которые связаны с основными периодами их роста и развития. В соответствии с этим при подборе растений и животных обращают внимание на разнообразие не только их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды. Дети должны усвоить зависимость поливки от среды обитания растения в природе, а также от времени года. Для этого размещают растения, которые резко отличаются по своим потребностям по влаге: папирус (он растет во влажной почве, вазу с растением помещают в воду), кактус (не требует подпитки влагой в течение большого промежутка времени), примулы (большая потребность во влаге). Для наглядного отображения связи развития растений с условиями роста подходят амариллис, кливия, кринум и т.п. – первый период зимы для этих растений является периодом покоя, когда поливка их практически прекращается. Большой интерес вызывают у детей растения с различными способами вегетативного размножения: побегами (герань, фуксия, розы и т.д.), листовыми черенками (фиалка, бегония-Рекс, сансеьера и т.д.), живородящие растения (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума и т..).

Рыбы в аквариуме должны быть 2 – 3 видов. Обычно присутствуют рыбы местных водоемов. Как и у старшей группы в уголок природы из птиц лучше подбирать тех, кто, которые выводят потомство в неволе. Из млекопитающих в уголке могут жить любые животные, особенно те, чей образ жизни меняется по сезонам. Старшие дети могут ухаживать за кроликами или курами на участке детского сада.

г) методика эколого-педагогической работы с детьми разного возраста в живом уголке.

В младших группах воспитатель решает ряд следующих задач:

1) формирование первых представлений о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся цветущих растениях,

2) умение различать яркие особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенностей движений, звуков,

3) обучение первым несложным трудовым умениям: полить растения вместе с воспитателем, обтереть листья влажной тряпочкой, покормить рыбку, птичку в уголке природы.

Основное содержание знаний дети усваивают посредством систематических встреч с природой в процессе наблюдения. При этом коллективные формы работы воспитатель чередует с индивидуальными. Это сочетание позволяет быстрее выработать у ребенка интерес к природе и успешнее проводить наблюдение.. Для этого 2 раза в месяц устраиваются занятия в живом уголке и целевые прогулки. С детьми первой младшей группы занятия проводятся в первом полугодии с двумя подгруппами, во втором – со всей группой. Во второй младшей группе занятия проводятся со всеми детьми. Работа в живом уголке для разных сезонов имеет свои отличия.

1) Осень – это время открытия уголка природы. За несколько дней подготавливается аквариум с яркой рыбкой, который должен стоять в хорошо освещенном месте, на подставках размещаются несколько цветущих, крупных растений. Воспитатель организует знакомство и работу по уходу за растениями и животными так, чтобы каждый мог принять в этом участие. Все действия дети выполняют под руководством воспитателя.

2) 2) Зимой детям представляется возможность упражняться в поливке и протирке растений. Воспитатель показывает и помогает закрепить самые простые навыки ухода за природными объектами.

3) Весной продолжается работа по формированию навыков ухода. В начале весны в группу можно принести ветку тополя с нераспустившимися листочками и дать возможность детям проследить за их появлением.

4) Летом воспитатель имеет возможность организовать живой уголок на свежем воздухе. Дети, продолжая знакомиться с растительным и животным миром могут собирать букеты, приносить насекомых. На участке можно в это время содержать в клетке кролика или курицу с цыплятами.

У детей среднего возраста внимание становится более устойчивым. Им становится доступным понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Поэтому у воспитателя средней группы появляются новые задачи:

1) научить видеть в предметах характерные свойства,

2) сравнивать и группировать предметы по этим свойствам,

3) формировать первые навыки обобщения,

4) формировать понимание простейших связей между явлениями.

Основным методом ознакомления с природой остается наблюдение. Дети ежедневно выполняют поручения по уходу за растениями и животными, получают первые представления о том, что растениям для роста необходимы влага, тепло и свет. При помощи воспитателя знакомятся и овладевают первоначальными умениями выращивания растений. В процессе наблюдения и ухода в дошкольниках воспитывают понимание красоты природы, учат бережному отношению к ней. Большое место в воспитательном процессе занимает рассматривание картин с изображениями природы (растительный и животный мир, картины полей, лесов, рек, изображение времен года и т.п.). Проводятся наблюдения за изменением явлений природы, их развитием. Дети пятого года жизни ведут с помощью воспитателя дневник наблюдений. Он помогает воспроизвести ход развития явлений. Сюда входят гербарии, наблюдения за погодой и т.п. В процессе наблюдения воспитатель подводит ребят к первым сравнениям.

Осенью в живом уголке ребята осматривают растения, за которыми ухаживали в прошлом году, вспоминают названия, правила ухода. Уголок может уже пополняться новыми растениями (алоэ, агава и т.п.). Продолжается закрепление навыков поливки растений: сперва под наблюдением воспитателя, потом поливку дети осуществляют самостоятельно. Животный мир уголка постепенно пополняется новыми видами рыб (скалярии, комета), воспитатель демонстрирует правила их кормления. Осенью в группу можно вносить растения клумб, пересаженные в цветочные горшки. Для закрепления знаний о цветах, листьях, овощах проводятся дидактические игры.

Зимой дети закрепляют полученные знания: знакомятся с новыми комнатными растениями (бегония, герань душистая и др.), выращивают овес и корнеплоды для подкормки животных. В феврале в группу можно принести ветки тополя, березы или сирени для наблюдения за их изменениями (сравнение состояния веток на улице и в группе, время появления листочков и т.д.). дошкольный природный живой уголок

Весной воспитатель обращает внимание детей на увеличении частоты поливок растения в процессе трудовых поручений. Идет наблюдение за процессом вегетации растений, дети ухаживают за посадкой овса, лука и т.п.

Летом закрепляются полученные навыки и формируются новые: дети наблюдают за кормежкой кроликов, морских свинок. Выясняют какую траву надо давать кроликам. При этом условия содержания животных в живом уголке приближаются к более естественным.

Старшая группа детей отличается от младших более развитым аппаратом аналитико-синтетической деятельности. Дети не только познают конкретные факты, но стараются проникнуть в суть, понять причины явлений. В соответствии с этим усложняются и задачи воспитателя:

1) формирование умения обобщать и классифицировать объекты природы по существенным признакам и связям.

2) дать дополнительны сведения о развитии природных объектов,

3) дать представление о способах защиты животных и растений от врагов и т.д.,

4) важным остается овладение основными навыками ухода за природными объектами и воспитание у детей бережного и заботливого отношения к ним.

Занятия проводятся еженедельно. Регулярно используется труд, наблюдения и опыты на участке и в живом уголке. Впервые организовываются дежурства. Дети начинают вести календарь природы, в котором фиксируют основные моменты в развитии природных явлений, отражают сезонную изменчивость. В календаре также отражаются коллективные наблюдения. Подобные календари широко используются в ознакомительных беседах и помогают подвести детей к простейшим формам обобщения.

Осенью уголок пополняется новыми видами растений, при ухаживании за ними дети знакомятся с различной формой листьев, разными потребностями растений в свете. влаге и тепле, а также с различными способами ухаживания за ними. Дети определяют необходимость поливки зрительно и на ощупь. Это делается в процессе повседневного опыта и ухода. Осенью следует принести в уголок пару теплолюбивых живородящих рыб (гуппи): дети знакомятся с их поводками и условиями жизни, особенностями кормежки. Из млекопитающих интересно наблюдать за белкой, видеть сезонные изменения ее окраса, знакомиться с ее способностью делать запасы на зиму.

В уголок старшей группы осенью можно принести зимующих птиц. Дети под руководством воспитателя знакомятся с особенность уходя за ними, их кормежки, а также устанавливают связь между клювом птицы с способом лущения мим семян. Ребята ежедневно в процессе дежурства чистят клетку, меняют песок, воду, моют кормушки. Ранней весной птиц отпускают на свободу.

Зимой уголок природы пополняется как постоянными обитателями, так и временными. Вносят волнистых попугайчиков, канарейку. Дети усваивают, какой корм любят птицы больше, закрепляют навыки ежедневного ухода. Также уголок может пополняться новыми рыбами (меченосец). Воспитатель закрепляет процесс сравнения разных рыб, учит правильно произносить название частей тела, выделять общие и индивидуальные признаки. Включают также опыты, связанные с выявлением органов чувств у рыб (хорошо ли рыбы видят и слышат).

В конце зимы на подоконнике можно организовать огород, посеять в ящиках и плошках петрушку, салат. В процессе закрепления навыков ухода за растениями и животными воспитатель подводит детей к пониманию целенаправленности способов ухода (рыхлить землю, чтобы вода хорошо подходила к корням). Объясняется недопустимость ставить растения под открытую форточку и их полива холодной водой. Зимой у детей формируется четкое представление, что необходимые условия развития растений – свет – обеспечивается через листья, а воду и минеральные вещества оно получает из почвы благодаря корням. Проводят эксперимент с листьями светолюбивых растений, наблюдая за движениями листьев по мере изменения направленности освещения растения. Для показа функции коря проводят посадки лука. Демонстрация веток деревьев, внесенных в уголок, иллюстрирует потребность растений в тепле.

Весной проводят отбор растений, выбирают те, которые нуждаются в пересадке. Дежурным вменяется в обязанность ежедневно определять растения, которые нуждаются в поливе. Воспитатель дает также детям задание наблюдать, как растения встречают весну. Дети также сажают в торфяные горшочки луковицы тюльпанов, нарциссов и наблюдают, какие быстрее взойдут. Выращивают также овощные культуры.

Весной в живом уголке для старшей группы можно устроить террариум с лягушками, черепахами, насекомыми. На нем наглядно показываются различные условия жизни питомцев. Дети учатся определять их основные характеристики (размеры, цвет и т.д.).

Летом большинство обитателей уголка находятся на участке детского сада. В клетках содержатся кролики, отгораживаются загоны для куриц с цыплятами. Дежурные систематически ухаживают за ними, проводят наблюдения. В уголке могут появляться также различные предметы из леса : шишки, мох и т.п.

К 6 годам у детей накапливаются представления о разнообразии предметов и явлениях природы, у них формируются несложные умения по уходу за животными и растениями. Умеют следовать указаниям взрослых, делать обобщения и классифицировать объекты. На этот период основные задачи воспитателя следующие:

1) дальнейшая конкретизация и обогащение представлений о природе;

2) проведение работ по систематизации о обобщению полученных данных;

3) совершенствовать эстетическое восприятие природы, детей учат видеть неповторимость ее явлений;

4) большое внимание стоит уделять любви к родной природе.

При работе воспитатель постепенно выводит за пределы их непосредственного опыта, их знакомят с новыми объектами через художественную литературу, кинофильмы, картины, диафильмы и т.п. В уголке природы дети ведут систематические наблюдения, дежурные осуществляют уход за его обитателями. Обычно в дежурстве принимают 3 – 4 ребенка и дежурят до 3 дней. Воспитатель в течение года проводит 2 – 3 занятия, посвященных новым способам ухода за обитателями уголка. В уголке – животные, чей образ жизни претерпевает изменения по сезонам: черепаха, белка, еж. Воспитатель обращает внимание детей на постепенные изменения цвета шерсти белки, делает акцент на смену поведения животного. Обращает внимание детей на изменения комнатных растений, появление молодых листьев, объясняет сезонную смену режима поливки (осенью поливать растения надо реже). Дети с воспитателем изучают посадку растений.

Зимой в обязанность дежурных входит также выращивание зеленого корма для животных (овса, гороха). Уголок пополняется новыми обитателями: вносится новая птичка, рыбка или зверек. Животные рассматриваются на занятиях, знакомятся с новыми правилами ухода.

Весной дети много времени проводят в уголке природы. Занятия в нем организуются в утренний отрезок времени. Дети под надзором воспитателя знакомятся с правилами пересадки растений. В этот период идет нерест живородящих аквариумных рыбок, выводятся птенцы у птиц. Воспитатель ставит систему опытов: для выяснения роли влаги (проращивание семян в разных условиях), разной степени освещенности и т.п. Он также постепенно подводит детей к собственным сравнительным наблюдениям, выводам и обобщениям. Стоит отметить, что наблюдения за растениями и животными в подготовительной группы сочетается с наблюдением температуры воздуха, высотой солнца и атмосферными осадками – составляется календарь погоды.

Конспекты занятий по ознакомлению с обитателями уголка природы

Ниже представлен ряд конспектов на основе разработок программы «Детство».

1. Наблюдение за кошкой с детьми младшего возраста. (Мы: Программа экологического…, 2001, стр. 81)

Цель занятия: способствовать появлению у детей симпатии к кошке, правильно с ней общаться. Развивать умение наблюдать, принимать цель наблюдения, внимательно рассматривать, говорить об увиденном. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о кошке: признаках внешнего вида, особенностей поведения.

До занятия воспитатель приносит кошку утром, впускает в группу, сопровождаю свои действия рассказом: «Кошка привыкла жить дома у хозяина. Сейчас ей страшно. Нашей группы она не знает. Посмотрите, как кошка узнает наш дом. Что она делает? (Ходит осторожно, нюхает вздрагивает). Не мешайте ей знакомиться с нашим домом. Не пугайте ее.» Воспитатель занимается своими делами, дети самостоятельно наблюдают за кошкой, делятся впечатлениями.

Переход к занятию должен быть непринужденный. Дети садятся вокруг воспитателя, а кошка находится у него на руках. Воспитатель поглаживает кошку, ласково с ней разговаривает. В ходе занятия он организует проявление кошкой различных способностей и задает детям вопросы

Ход занятия.

Часть 1.

Воспитатель. К нам пришла кошка. Ее зовут Муся (приговаривает: «Муся, Мусенька»). Нравиться ей у меня? Как узнали? (Не убегает, сидит, не царапается).

Часть 2.

Воспитатель. Пущу ее на пол. Посмотрим, что будет делать. (Идет, пошла). Какие у нее ноги? Сколько их у Мусеньки? Посчитаем: две и две. Впереди и сзади!

Воспитатель. Зачем ноги Мусеньке? Закройте глаза и послушайте, как ходит Муся. (Тихо, неслышно).

Воспитатель. Почему кошка ходит тихо? (Показывает лапки с подушечками.) Позови, Миша кошку. Слышали, как тихо пошла? На лапках – мягкие подушечки, поэтому ходит тихо.

2. Младшая группа «Домик для маленькой рыбки».

Цель: Продолжать учить детей выделять общие признаки рыб (форма туловища, плавники, хвост, покрытое чешуёй тело). Улучшать представление о строении рыбы на примере живой и игрушечной рыбы. Воспитывать у детей желание ухаживать за рыбками и аквариумом.

Материал: Аквариум с рыбкой, игрушечная рыбка, корм для рыбок, игрушка зайчик.

Ход занятия

1.Вступительная часть.

Дети сидят на стульчиках, перед ними стоит аквариум накрытый тканью.

Воспитатель: Ребята сядьте прямо, будьте внимательны.

2.Основная часть.

Воспитатель: Дети, вы хотите узнать что спрятано у нас под тканью? (Ответы детей). Тогда вы должны отгадать загадку: «Дом стоит до краев водой налит, без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный. В этом домике жильцы, все умелые пловцы.». Ребята кто же это? (Рыбки). Правильно ребята, вы угадали- это рыбки. (Воспитатель снимает с аквариума ткань).

3. Игра: «Быть рыбкой хорошо?»

Воспитатель: Дети, а как вы думаете быть рыбкой хорошо, или плохо? (Ответ детей).

Воспитатель: Ребята к нам в гости пришёл зайка. (Входит зайчик с игрушечной рыбкой).

Зайка: Дети я пришёл к вам в гости и принёс мышку.

Воспитатель: Зайка, ты ошибаешься- это не мышка! Дети скажите зайке кого он принёс? (Рыбку). Дети, скажите мне что есть у рыбки? (Туловище, хвост, плавники, жабры). Ребята, а зачем рыбке хвост, как вы думаете? (Помогает плавать и менять направление).

Имитация «Как плавает рыбка».

(Дети руками имитируют движения рыб)

Воспитатель: Ребята скажите мне чем игрушечная рыбка отличается от нашей живой в аквариуме? (Ответ детей).

3. Заключительная часть

Беседа «Как ухаживать за рыбкой в аквариуме»

Воспитатель: Дети посмотрите какая вода у нас в аквариуме? (Прозрачная, чистая). Как вы думаете рыбки любят такую воду? Почему? (Ответ детей). А что у нас ещё кроме воды есть в аквариуме? (Растения). Для чего они нужны рыбкам? (Ответы детей). Дети, рыбок которые живут в аквариуме нужно кормить, что едят рыбки? (Ответ детей).

Воспитатель: Ребята у меня есть корм, давайте покормим им нашу рыбку. (Воспитатель демонстрирует процесс кормления рыбки, предлагает 2-3 детям взять немного корма и насыпать в аквариум).

Примеры оборудования живого уголка в детском саду

Ниже представлены примеры оформления живых уголков в разных группах.

В уголок младшей группы лучше поместить многолетние растения и рыб, т.к. навыки ухаживания за ними у детей еще не сформировались. Часто в живой уголок кладут игрушки и книги о животных (рис. 1, 2). Пример показан ниже.

Рис. 1

Рис. 2

Уголок природы для старших групп можно дополнять клетками с птицами, животными (хомячками, кроликами) (рис. 3, 4, 5).

Рис. 3.

Рис. 4.

Заключение

Правильно организованный зооуголок в детском саду доставит детям массу приятных впечатлений. Общение с братьями нашими меньшими делает ребенка более контактным, общительным, стимулирует жажду творчества. Дети учатся лучше понимать окружающий мир во всем его многообразии. Внимание детей в этом раннем возрасте еще очень неустойчиво, а яркие животные с интересным поведением, бесспорно, привлекут внимание и позволят направить его в русло созидательной работы.

Но не следует забывать, что организация живого уголка -ответственное дело. Люди, которые берут это дело в свои руки, должны отнестись к нему со всей ответственностью обеспечить всем вашим питомцам нормальные условия существования. Только здоровые, активные животные будут верными друзьями и партнерами по играм для малышей. Далеко не все животные подходят для содержания в зооуголке детского сада. Тщательно подобрав питомцев и правильно организовав их проживание, можно добиться того, что они станут мощным подспорьем в нравственном, эстетическом и психологическом воспитании детей.

Список литературы

1. Как знакомить дошкольников с природой/ Под ред. П.Г.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978 – 223 с.

2. Мы: Программа экологического образования детей / Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд. испр. и доп. – С.-Пб. Детство-Пресс, 2001 г. – 240 с.

3. Добро пожаловать в экологию. Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Сост. О.А.Воронкевич. – Спб.: «Детство-Пресс», 2003. – 336 с.

4.99
Iamphilosopher
«Гравировать имена победителей — работа, требующая самоотречения»: всегда только качественные аналитические работы без плагиата, «воды», сна и отдыха, с полной самоотдачей. По вопросам сотрудничества обращайтесь в чат с 11:00 до 23:00 МСК.