Оглавление
Введение
1. Значение катания на лыжах для детей дошкольного возраста
2. Инвентарь и оборудование мест занятий
3. Виды и способы передвижения на лыжах
4. Последовательность обучения
5. Использование игровых заданий и подвижных игр при обучении и совершенствовании передвижению на лыжах
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Физкультурно-оздоровительное развитие детей является одним из приоритетных направлений деятельности детского сада. Увеличение двигательной активности детей, укрепление их здоровья и закаливание проводится во всех возрастных группах. Физическое воспитание ребёнка в детском саду в значительной степени обеспечивается различными видами физических упражнений. Среди них большое место занимают и такие спортивные упражнения, как ходьба на лыжах.
Задачи обучения передвижению на лыжах детей дошкольного возраста:
– заинтересовать ребенка предстоящими лыжными занятиями;
– познакомить с лыжным инвентарем, научить надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах;
– помочь детям освоить новое для них чувство отягощения ног лыжами;
– способствовать овладению динамическим равновесием при ходьбе на лыжах;
– обучать передвижению на лыжах ступающим и скользящим шагом;
– учить детей поворотом переступанием.
Предварительно педагог планирует занятия, систему подготовки к ним. Он уточняет содержание, дозировку выполнения упражнений, определяет приемы обучения. Затем проводит беседу с детьми, во время которой в доступной форме рассказывает о значении занятий, об одежде, обуви для них, правилах хранения лыжного инвентаря и уходе за ним.
Учитывая закономерную последовательность в овладении жизненно важными двигательными навыками, обучать передвижению на лыжах можно уже двухлетних малышей, которые уверенно сохраняют равновесие в обычной ходьбе и при беге. Однако серьезное обучение технике движений необходимо начинать с 3-4 возраста, поскольку этот период характерен большой пластичностью коры головного мозга. Благодаря этому сравнительно легко образуются нервные связи. В дошкольном образовательном учреждении детей начинают обучать передвижению на лыжах со второй младшей группы (с 3 лет). Начиная с четвертого года жизни и до седьмого, дети должны овладеть разными способами ходьбы на лыжах, научиться делать повороты, тормозить, преодолевать подъемы и спуски.
Во второй младшей группе (4-й год жизни) основная задача – ознакомить детей с разнообразными видами движений. На занятиях лыжной подготовкой необходимо научить детей надевать и снимать лыжи, ставить их на место, передвигаться по ровной лыжне ступающим шагом.
В средней группе (5-й год жизни) формируются навыки ходьбы на лыжах – выполнение поворотов переступанием на месте вправо и влево, кругом в обе стороны, передвижение ступающим шагом по лыжне друг за другом, в горку прямо и наискось. В этом возрасте дети должны уметь самостоятельно брать и ставить лыжи на место, снимать, надевать и переносить их.
Обучение в старшей группе (6-й год жизни) должно быть направлено на совершенствование навыков при ходьбе на лыжах. Лыжная подготовка включает: передвижение скользящим шагом по пересеченной местности; выполнение поворотов на месте и в движении; подъем на горку «лесенкой», спуск с нее в низкой стойке. Для закрепления лыжной техники следует проводить подвижные игры и включать в процесс обучения игровые задания.
В подготовительной к школе группе (7-й год жизни) лыжная подготовка предусматривает: передвижение скользящим шагом по лыжне друг за другом; передвижение попеременным двухшажным ходом; преодоление на лыжах не менее 60м в среднем темпе, 2 – 3 км в спокойном темпе; выполнение поворотов переступанием в движении; подъем в горку «лесенкой», «елочкой»; спуск с горки в низкой и высокой стойке; умение тормозить. Для закрепления и совершенствования лыжной техники следует проводить игры на лыжах.
Перспективное планирование обучения детей старшего возраста ходьбе на лыжах в Приложении 1.
Обучение передвижению на лыжах происходит поэтапно с использованием показа образца движения и объяснения последовательности двигательного действия. Прекрасное обучающее воздействия оказывает рассмотрение рисунков, диафильмов, дающих представление о правильной ходьбе на лыжах.
Занятия по обучению катанию на лыжах проводятся с постепенным увеличением времени его проведения от 15 до 40 мин. После того как все дети группы научатся хорошо ходить на лыжах, можно устраивать для них прогулки за пределами участка дошкольного учреждения – в парке, в лесу, на стадионе. Обучение организуется в утреннее время – после занятий, и после полдника, на прогулках. Длительность прогулок – от 30 до 60 мин. Перед выходом на лыжную прогулку и началом обучения передвижению на лыжах педагогу необходимо учесть состояние здоровья дошкольников, уровень их физической подготовленности, двигательной активности и на основании этих показателей распределить детей по группам. Это даст возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению, различному по сложности, методам и приемам работы.
Важное условие, обеспечивающее высокую моторную плотность занятия – продуманная организация детей. Выбор способа организации детей при выполнении движений (фронтальный, групповой, индивидуальный) зависит от конкретных педагогических задач, вида и технической сложности упражнения, подготовленности к ним детей. Учитывая специфику условий обучения передвижению на лыжах, наиболее эффективны фронтальный и индивидуальный способы. При фронтальном способе все дети выполняют упражнение одновременно. Ребята размещаются так, чтобы воспитатель мог видеть всех, оказать им необходимую помощь и индивидуализировать нагрузку. Применение индивидуального способа организации имеет различные мотивы (доучивание, коррекционная работа, выполнение более сложного задания отдельными детьми) и согласуется с фронтальной организацией.
Очень важно провести беседы с родителями, объяснить им значение лыжной подготовки. Показать на наглядном материале, как при передвижении на лыжах в достаточно энергетическую и продолжительную работу включаются все крупные мышцы человека, что способствует укреплению мышечной и костной системы, а также суставно-связочного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем. Необходимо рассказать родителям, как выбрать для детей и подготовить к занятиям лыжный инвентарь, какие требования предъявляются к одежде (правильно выбранная одежда предохраняет организм детей, как от переохлаждения, так и перегревания).
Наблюдения показывают, что при соблюдении системы обучения дети успешно осваивают способы ходьбы на лыжах.
1. Значение катания на лыжах для детей дошкольного возраста
Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вызывает активные действия крупных мышечных групп. Широкая амплитуда движений, постоянное ритмичное чередование напряжения и расслабления мышц способствует развитию мышечной силы, создает благоприятные условия для работоспособности сердечнососудистой и нервной систем. Движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную работу сердца и легких. Благодаря этому происходит интенсивное насыщение организма свежим, морозным, живым воздухом, который и является основой здоровья, фундаментом гармоничного развития ребенка.
Ходьба на лыжах развивает функцию равновесия, что приводит к более совершенному овладению и управлению движениями. Дети овладевают умением при потере равновесия создавать новую опору за счет выдвижения ноги в сторону падения, у них совершенствуется контроль мышечного чувства.
Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки ребенка. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все группы мышц и особенно мышцы спины.
Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метания), проявления ловкости, быстроты, решительности и других качеств. Благодаря регулярным занятиям на лыжах уменьшаются простудные заболевания у детей. После лыжных прогулок повышается аппетит, сон становится глубоким и крепким.
Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи. Лыжные прогулки в лес, парк, сквер способствуют возникновению чувства любви к окружающему, будят мысль и желание узнать что-то новое, интересное о своем крае.
2. Инвентарь и оборудование мест занятий
передвижение лыжа обучение дети
Для обучения детей ходьбе на лыжах необходимо правильно подобрать лыжи, палки, обувь и одежду. Процедура выбора лыж должна включать определение следующих показателей: длина лыж; вес лыж; весовой прогиб лыж; гибкость и упругость лыж; отсутствие перекоса лыж; отсутствие сучков и срезов на скользящей поверхности деревянных лыж; качество лакокрасочного покрытия, особенно деревянных лыж.
Длина лыж определяется в соответствии с ростом и весом (массой) занимающихся. Самый простой способ подбора лыж по росту (как деревянных, так и пластиковых) заключается в следующем: лыжи сложить вместе, поставить вертикально и поднять вверх руку. Если концы носовой части лыж находятся на уровне запястья, то длина лыж соответствует росту лыжника. Длина лыж для передвижения коньковыми способами должна быть на 10-20 см меньше; носовой загиб должен быть короче.
Для малышей высота лыжи должна быть до локтя. Для старших дошкольников – по поднятой вверх руке. Если поставить лыжу вертикально возле ноги, то он должен достать ладонью вытянутой вверх руки носок лыжи, а верхний край палки должен доходить до подмышечной впадины.
Весовой прогиб лыж определяется в соответствии с весом (массой) лыжника. Чем меньше вес ребенка, тем меньше и прогиб (жесткость) лыж – расстояние между лыжами в средней, утолщенной, части при их соединении скользящими поверхностями.
Лыжи подходят как деревянные, так и пластиковые. При выборе лыж следует учитывать, что пластиковые лыжи прочнее и легче деревянных (пара лыж весит 1,2-1,5 кг); они более упруги и износоустойчивы, лучше скользят; желобок на скользящей поверхности имеет полукруглую форму. Особенно удобны пластиковые лыжи с чешуйчатой скользящей поверхностью: они не требуют смазки при изменении погоды.
Выбирая лыжи, необходимо убедиться в отсутствии продольных искривлений. Если лыжа не искривлена, то желобок на скользящей поверхности прямой, а канты по отношению к нему расположены параллельно по всей длине лыжи. Направляющий желобок служит для улучшения прямолинейности движения и не позволяет лыже соскальзывать в поперечном направлении, «разъезжаться». Лыжи не должны иметь сучков, трещин, шероховатостей скользящей поверхности. Лыжные палки пригодны из любого материала, предпочтительнее более легкие.
На палках необходимы ремешки (петли) для кистей рук, кольца (сегмент) упора и штырьки на концах. Желательно иметь на палках специальную рукоятку. Отсутствие или обрыв ремешка вынуждают ребенка часто терять палку и сильно зажимать ее в кулак, затрудняя отталкивание. Палки без колец упора проваливаются глубоко в снег, при отсутствии штырей они проскальзывают. Все это приводит к потере равновесия и, как правило, к падениям. Перед пользованием палками надо объяснить и показать ребенку способ держания: кисть продевается в ремешок снизу и опирается на него, при отведении назад палка свободно удерживается в основном тремя пальцами – большим, указательным и средним, при толчке нельзя зажимать ее в кулак.
Необходимо правильно подобрать обувь и одежду. Для занятий можно использовать повседневную зимнюю обувь или лыжные ботинки (предпочтительно с удлиненным, защищающим от снега голенищем, свободные по размеру). Маленьким детям ходить на лыжах лучше всего в валенках или сапожках, крепления у младших мягкое, сзади нужна резиновая петля, иначе лыжи соскальзывают. У старших крепление полужесткое, носок должен выступать из-под ремня на 3-4 см. Ботинки с широким носком, со шнуровкой и двойным языком, размер на 1-2 номера больше, что бы поместилась стелька и два носка – обычный и шерстяной.
Одежда для занятий может быть разной, но отвечающей следующим требованиям: должна защищать от холода и ветра, быть теплой, легкой удобной и не стеснять движений во время ходьбы на лыжах и не способствующей перегреванию ребенка. Лучше всего для этого использовать лыжный костюм, поддевая в прохладную погоду шерстяной свитер. Рукавички не должны промокать. Шапочка – шерстяная, а в ветреную и холодную погоду надевают наушники.
При обучении ребенка ходьбе на лыжах предварительно детей учат переносить лыжи: на плече, под рукой, в руке; надевать и снимать лыжи. Показывают и объясняют, как правильно крепить лыжи к ноге, как хаживать за лыжами и палками, как скреплять и переносить их. Прежде всего, воспитатель учит детей, как брать лыжи из стойки, скреплять их и снова ставить в стойку, надевать и снимать лыжи, ухаживать за ними. Ребенок берет лыжи за середину двумя руками и ставит их пятками у носка правой ноги скользящими поверхностями вперед и держит их сбоку выше грузовых площадок четырьмя пальцами с наружной стороны, а большим пальцем к себе. При равнении в шеренге лыжи прижимаются к плечу. При поворотах на месте лыжи приподнимаются и одновременно с приставлением ноги опускаются к ней.
Чтобы встать на лыжи, нужно взять их в левую руку, а правой рукой открепить палки и поставить их в снег или положить кольцами назад с правой стороны. Затем разъединить лыжи и положить их грузовыми площадками у ступней справа и слева, прикрепить лыжи, разъединить палки, надеть их на руки петлями и поставить около ноги. Чтобы снять лыжи, нужно поставить или положить палки справа, открепить лыжи и сойти с них, сделав полшага влево.
Для удобства при переноске лыжи скрепляют. Для этого надо палки соединить, продев одну палку в кольцо другой, и обе палки поставить в снег или положить их справа от себя кольцами назад на линии носков обуви. Очистить лыжи от снега, взять их за грузовые площадки, левую лыжу одноименной (левой) рукой снизу, а правую – сверху. Продеть носком правую лыжу под ремни крепления левой лыжи, верхние концы скрепленных палок пропустить под носковые ремни и надеть кольцами на носки лыж. Для длительной переноски палки прикрепляют к лыжам ремнем (веревкой). Лыжи с металлическим креплением скрепляют скользящими поверхностями друг к другу. Палки надо крепить на одной из лыж.
Переносить лыжи можно разными способами: на плече, под рукой и в руке. Для переноски лыж на плече следует правой рукой перенести лыжи к левому плечу, левую руку подать несколько вперед, повернув ее ладонью к себе, поставить лыжи пятками на ладонь так, чтобы большой палец лежал на скользящей поверхности, а остальные пальцы были обращены к бедру. Затем энергично опустить правую руку, одновременно левой рукой отвести пятки лыж от себя так, чтобы лыжи легли на плечо под небольшим углом, скользящей поверхностью вперед. Чтобы снять лыжи с плеча, необходимо левой рукой подать пятки лыж к бедру, одновременно правой рукой взять лыжи на высоте плеча и поставить их отвесно у левого плеча. Затем перенести лыжи правой рукой вниз, к правой ноге, придерживая их левой рукой выше грузовых площадок, и держать вдоль правой ноги так, чтобы пятки касались носка правой ноги, и быстро опустить левую руку, а правой плавно опустить лыжи. Для переноски лыж под рукой нужно взяться правой рукой за палки около скоб крепления, а левой рукой – со стороны скользящей поверхности лыжи, ниже грузовой площадки, послать верхние концы вперед-вниз. Затем, поворачивая лыжи слева направо скользящей поверхностью вверх, прижать их локтем правой руки сбоку, одновременно левую руку энергично опустить. Носки лыж держать на высоте колеи. Чтобы опустить лыжи к ноге, надо взяться за лыжи левой рукой со стороны скользящей поверхности у грузовых площадок, а правой, удерживая за палки, повернуть лыжи влево, скользящей поверхностью вниз, поднять носки лыж держать их отвесно вдоль правой ноги, одновременно правой рукой перехватить сбоку у грузовых площадок, опустить левую руку, а правой плавно поставить лыжи пятками у правой ноги. Для недлительной переноски лыжи можно переносить в руке, держа их за крепления. Воспитатель все это показывает и объясняет детям, затем следит за тем, чтобы дети правильно выполняли его требования и закрепляли приобретенные навыки.
Сохраняют лыжи в вертикальном положении, скользящими поверхностями одна к другой. Для этого носки и пятки лыж скрепляют специальными зажимами, а под грузовую площадку (место, где расположена нога на лыже) ставят распорку (размером 5Ч8 см), которая сохраняет грузовой прогиб. Удобное размещение и хранение лыж предусмотреть следует заранее, чтобы дети имели возможность подходить к ним с разных сторон, не мешая друг другу. Для этого лучше всего использовать стеллажи. После занятий лыжи чистят от снега и насухо вытирают тряпкой. Внимательно проверяют состояние лыж, палок, ботинок.
Территория детского сада должна располагать учебной площадкой – местом, где отрабатывается техника лыжных ходов. На площадке прокладывается лыжня, можно несколько трасс: «большой круг», «восьмёрка» и «змейка».
Рельеф площадки разноплановый: должны быть ровные участки, крутой и пологий склоны, что очень удобно для обучения ходьбы на лыжах.
3. Виды и способы передвижения на лыжах
Прежде чем начинать обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах, необходимо уточнить основные способы передвижения, спусков, подъемов, торможения, поворотов. Правильная техника передвижения на лыжах – это система движений, с помощью которой ребенок – лыжник добивается наибольшей эффективности своих действий. Показатели ее качества – естественность, эффективность и экономичность. К основным действиям, которые при этом выполняются и от которых зависит скорость передвижения на лыжах, относятся: отталкивание лыжами, отталкивание палками, скольжение.
Ступающий шаг – самый простой способ передвижения на лыжах. Он применяется на рыхлом снегу равнины и при подъемах на горку. Ступающий шаг – ходьба на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, прижимая задний конец лыжи к снегу, правая рука выносится вперед вместе с левой ногой и наоборот, туловище несколько наклонено вперед. При обучении следует обращать внимание на правильную посадку лыжника, на поочередное перенесение тяжести тела с одной ноги на другую, а также на удлинение шага.
Ступающий шаг – это основное подводящее упражнение к овладению скольжением на лыжах. Его выполняют в различных, постепенно усложняющихся условиях. При обучении важно освоить следующие элементы: разноименная координация движений в работе рук и ног (как в обычной ходьбе); перенос при каждом шаге веса тела с одной ноги на другую; специфические маховые и толчковые движения руками.
Скользящий шаг – это основа лыжного хода. Скользящий шаг состоит из скольжения и выпада. Скольжение на лыжах проходит с поочередным отталкиванием то левой, то правой ногой, стараясь делать широкие шаги и полностью выпрямлять ноги в коленном суставе. Например, при отталкивании левой ногой правая сгибается в колене и выносится вперед, на нее переносится вес тела и происходит скольжение на правой лыже. Затем этот же цикл повторяется, но уже скользит левая нога. Здесь важны согласованность движений рук и ног, отталкивание ногой и перемещение массы тела с толчковой ноги на маховую. Руки энергично двигаются, как при ходьбе (рис. 1).
Рисунок 1.
По мере овладения ступающим, а затем скользящим шагом старшие дошкольники осваивают попеременных двухшажный ход и другие лыжные хода, включающие выполнение поворотов, торможения, преодоление подъемов и спусков. Все эти движения лыжники-новички выполняют без палок. Их можно давать только тогда, когда ребенок уже уверенно держится на лыжах.
Повороты на лыжах выполняются на месте и в движении. Чаще всего используют поворот переступанием. Повороты на месте переступанием вокруг пяток (рис. 2) и вокруг носков лыж несложны, но желательно отработать их еще раз до полной автоматизации.
Рисунок 2.
Разворот переступанием следует начинать разучивать на ровном месте. Отставляя в стороны палки, следят за тем, чтобы пятки лыж не перекрещивались, и слегка приподнимая носки, совершается поворот на 90 или больше градусов Начинать переступание нужно с той ноги, которая ближе к направлению предполагаемого поворота. Шаги при этом должны быть обычными – не большими, не маленькими. После выполнения разворота на снегу от лыж должен оставаться след в виде веера. Разворот переступанием можно выполнять как вокруг задников, так и вокруг носков лыж.
Подъемы на горку. При подъемах на горку используются различные способы: обычным шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой», «зигзагом». Подъем обычным шагом применяется на пологих склонах. Движения такие же, как при обычном ходе, но с несколько большим наклоном туловища вперед и более сильной опорой на палки. В тех случаях, когда скользящим шагом идти невозможно, подъем совершается ступающим шагом. Подниматься на горку можно прямо, а также наискось, зигзагом. Сначала детей учат подниматься без палок, так как они вызывают напряженность и скованность движений. Способ «елочка» применяется главным образом при подъеме на склон в прямом направлении – носки лыж разводятся в стороны и становятся на внутренние ребра. Подъем «полуелочкой» применяется при подъеме (передвижении) наискось. Лыжа, находящаяся выше по склону, ставится в направлении движения, а другая – с разворотом носка в сторону поперек склона. Обе лыжи ставятся на ребро.
Подъем «лесенкой» применяется на крутых и обрывистых склонах и выполняется с продвижением только вверх или вперед-вверх. Стоя боком к склону, нужно сделать шаг в сторону подъема и поставить лыжу на внешнее ребро, чтобы она не соскальзывала, и одновременно переставить палку. Опираясь на палку и лыжу, стоящую выше по склону, приставить к ней вторую лыжу, опираясь на ее внутреннее ребро, и затем переставить палку (рис. 4). Сначала детей учат переступать на ровном месте, затем при подъемах на горку.
Рисунок 4.
Спускам с гор (склонов) детей обучают одновременно с подъемами. Для этого подбирается пологий и ровный склон, не слишком твердая и накатанная поверхность, иначе у детей будут разъезжаться ноги и они могут упасть. Спускаться с гор можно скольжением в разной стойке (низкой, средней, высокой), а также «лесенкой». Основная стойка применяется на сложных спусках с поворотами и неровностями местности; низкая – для увеличения скорости, высокая – на пологих склонах для отдыха мышц ног. С пологих склонов спускаются прямо, наискось, а с более крутых – прямо.
При спусках с горы дети учатся тормозить. Детей обучают простейшим способам торможения – «плугом» и «полуплугом» (рис.5). Торможение применяется не только для полной остановки, но и для замедления движения. При торможении «плугом», давя пятками на лыжи и сжимая колени, задние концы лыж раздвигают в стороны, а носки лыж сближают «плугом». Лыжи ставят на внутренние ребра. Палки держат близко к коленям, сзади. Для торможения «полуплугом» (или упором) необходимо, чтобы одна лыжа продолжала скользить по прямой, а вторая в это время отводилась в сторону, ставилась на ребро и упиралась им в снег.
Лыжные ходы получили свое название от различных сочетаний движений рук и ног. Они подразделяются на две группы: попеременные ходы (руки работают попеременно) и одновременные ходы (руки работают одновременно).
По количеству скользящих шагов в цикле движения лыжные ходы подразделяются на бесшажные, одношажные, двухшажные, четырехшажные.
Овладев скользящим шагом, дошкольники переходят к изучению попеременного двухшажного хода с палками, который состоит из двух скользящих шагов и двух попеременных отталкиваний палками. При попеременном двухшажном ходе движения естественные, словно при обыкновенной ходьбе – правая нога, левая рука. Чем сильней толчок ногой и палкой, тем дольше и быстрей скольжение на лыже, тем энергичнее темп передвижения.
Техника попеременного двухшажного хода. С шагом левой ноги вперед выносится правая палка, одновременно левой рукой и правой ногой делается толчок – тяжесть тела переносится на левую ногу. Правая нога после толчка расслабляется и по инерции идет назад-вверх, поднимая пятку лыжи. Туловище при этом наклонено вперед, правая рука заканчивает вынос палки вперед, кисть на уровне плеча. Из этого положения лыжник готовится сделать следующий шаг. Продолжая скольжение на левой ноге, он ставит правую палку с нажимом на снег и ею отталкивается. С одновременным подтягиванием правой ноги и переносом на нее тяжести тела продолжается вынос левой руки вперед: скольжение происходит на правой лыже. Цикл хода завершен и в дальнейшем повторяется (рис. 6).
Рисунок 6.
Бесшажный ход с палками применяется при передвижении под уклон и на равнине, на раскатанных участках лыжной трассы, при наличии хорошей опоры для палок и отличном скольжении. Передвигаясь этим ходом, лыжник одновременно сильно отталкивается палками. Скользя на обеих лыжах, он выносит обе палки вперед и вверх, затем быстро ставит их впереди носков ботинок и сильно отталкивается. Туловище при этом наклоняется до горизонтального положения
Одновременный бесшажный ход выполняется следующим образом (рис.7):
1. После окончания толчка руками лыжник скользит, согнувшись на двух лыжах, голова чуть приподнята.
2-3. Продолжается скольжение, лыжник медленно выпрямляется и легким маятникообразным движением выносит палки вперед.
4. Лыжник почти полностью выпрямляется, начинается подготовка к отталкиванию – масса тела перемещается на носки, ноги слегка сгибаются, палки выведены вперед перед постановкой на снег.
5. Палки ставятся на снег чуть впереди креплений, начинается толчок руками.
6. Основное усилие на палки развивается за счет сгибания туловища. Угол сгибания рук в локтевых суставах несколько уменьшается.
7-8. Толчок заканчивается полным разгибанием рук. Кисти рук находятся на уровне не выше колен, угол наклона палок наибольший.
9. После окончания толчка лыжник по инерции скользит, согнувшись, на двух лыжах.
Цикл движений повторяется.
Рисунок 7.
По мере взросления, в школьные годы, будут освоены и другие лыжные ходы, способы подъемов, спусков, поворотов, торможений, преодоления неровностей.
4. Последовательность обучения
Непосредственное обучение передвижению на лыжах дошкольников проводится в следующей последовательности.
Сначала обучают детей ходьбе на лыжах ступающим шагом без палок – это наиболее простой способ передвижения на лыжах. Этот способ передвижения развивает равновесие и ритм, подготавливает к освоению более сложных лыжных ходов.
При ходьбе без палок легче сосредоточить внимание на положении ног, на координации движений, на сохранении равновесия. Чем раньше дети начнут использовать палки, тем хуже будет их техника передвижения. Несвоевременное использование палок затрудняет передвижение, побуждает ребенка «висеть» на них, что может привести к травмам. Палки дают детям, когда они могут уверенно ходить на лыжах.
После этого учат поворотам на месте (вокруг задников и носков).
Затем поворотам в движении («переступанием», «плугом», «полуплугом»).
Учат торможению, подъемам на горку (обычным шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»); спускам с горки («лесенкой», в низкой, средней и высокой стойке).
Подъемы «елочкой» и «лесенкой» применяются только старшими дошкольниками, так как для малышей они еще очень сложны.
С горки спускаются в основной стойке: туловище немного наклонено вперед, ноги согнуты, руки отведены назад и согнуты в локтях.
В дальнейшем дети учатся передвигаться на лыжах скользящим шагом. Для освоения скользящих шагов можно давать такие задания:
– после разбега ступающим шагом скольжение на одной лыжне до полной остановки, вторую приподнять над лыжней;
– скольжение под уклон то на одной, то на другой лыже;
– скользящие шаги с палками в руках, взятыми за середину.
Затем осваивают попеременный двухшажный ход. Обучать этому ходу следует на укатанной лыжне, идущей под уклон, чтобы ребенку было легче скользить.
Одновременному бесшажному ходу обучают детей тогда, когда они освоят ступающий, скользящий шаги, а также попеременный двухшажный ход (примерно в 5-6 лет).
Однако, следует помнить, что при начальном обучении детей-дошкольников ходьбе на лыжах проводится предварительная работа.
На первых занятиях по лыжной подготовке, (которые проводятся в физкультурном зале), дети приучаются к порядку, организованности, правильному выполнению определённых действий, построения в колонну по одному с лыжами в руках (Приложение 3).
Затем они учатся надевать лыжи, натягивать крепления на ботинки, чистить лыжи после катания и ставить на место.
Затем воспитатель учит детей исходному положению – «стойка лыжника»: лыжи стоят параллельно на ширине ступни (10-15 см), ноги согнуты так, чтобы колени были над серединой ступни, туловище немного наклоняют вперед, руки полусогнуты и свободно опущены, тяжесть тела распределяют равномерно на обе ноги, взгляд обращен вперед.
С дошкольниками эту стойку полезно повторять на каждой прогулке перед началом ходьбы на лыжах.
Освоению стойки лыжника и основных элементов передвижения на лыжах помогают подготовительные упражнения (как без лыж, так и на лыжах Ї поочередное поднимание ног, переступание в стороны и т. д.), а также имитация разных способов ходьбы на лыжах.
Необходимо отметить, что в основе ходьбы на лыжах заложена обычная ходьба и в процессе формирования навыка ребёнка следует отталкиваться от органов чувств, поэтому первые занятия проводятся в зале без лыж, с имитацией ходьбы на лыжах. В дальнейшем по степени освоения можно давать некоторым детям лыжи в зале и совершенствовать технику. Только после этого можно выходить на улицу.
Но детям не просто освоиться с непривычным для них ощущением тяжести лыж, их скольжения на снегу. Поэтому первые движения ребенка – это просто постоять на лыжах, присесть, поочередно поднять одну и другую ногу с лыжей, поставить на снег, попытаться пройти ступающим шагом постепенно усложняются и дети начинают выполнять:
– Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
– Прыжки с поворотом лыж вправо – влево.
– Прыжки с поворотом на 180 и с сохранением равновесия.
– Прыжки в высоту с подтягиванием колен к груди – «Кенгуру».
– Прыжки на одной ноге с сохранением равновесия на одной лыже.
– Постановка одной лыжи параллельно туловищу впереди с сохранением равновесия.
– Отведение одной лыжи назад так, чтобы она касалась снега только носком.
Все эти упражнения достаточно сложные и не сразу детям удается их выполнить. Далее при ходьбе необходимо контролировать, чтобы носок лыжи был приподнят, а задний конец прижат к снегу, следить, чтобы руки как при ходьбе двигались с перекрестной координацией.
Кроме того, чтобы избежать травм при ходьбе на лыжах, воспитатель обязан выучить с детьми основные правила, которые они должны усвоить:
1. идти, соблюдая интервал, не отставать, не наезжать на лыжи впереди идущего ребенка;
2. не разговаривать на дистанции;
3. при подъеме на горку и других препятствиях помогать слабому ребенку;
4. скатываться с горки тогда, когда внизу никого нет;
5. если на пути неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.
Обучение ребенка передвижению на лыжах требует определенной системы. Во-первых, на каждой прогулке повторяют упражнения, которые ребенок выполнял на предыдущей прогулке. Во-вторых, придерживаются дидактических принципов обучения — доступности, последовательности, систематичности. В-третьих, широко применяют подвижные игры, придающие обучению эмоциональный характер и способствующие закреплению и совершенствованию необходимых навыков.
5. Использование игровых заданий и подвижных игр при обучении и совершенствовании передвижению на лыжах
По мере усвоения навыков ходьбы на лыжах для их закрепления появляется возможность использовать игры. Они вызывают интерес к передвижению на лыжах.
Овладению лыжами как снарядом, а также воспитанию координации движений и освоению элементарных навыков ходьбы на лыжах способствует проведение подвижных игр.
Подвижные игры – основное средство физического воспитания детей дошкольного возраста. Их педагогическое значение проявляется в том, что в процессе игры происходит не избирательное, а комплексное развитие физических качеств. Игры сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями.
Кроме того, игры на лыжах формируют положительные черты характера, воспитывают настойчивость в достижении определенных целей (добежать до флажка, спуститься, не задевая лежащих веток, и т. п.). Развивают чувства товарищества, взаимопомощи.
Игры надо выбирать такие, чтобы в них играющие были активны, деятельны. Используются игровые задания с направленностью на совершенствование отталкивания ногами, одноопорного скольжения, чувства равновесия. Они дают возможность совершенствовать навыки ходьбы на лыжах по ровной местности, выполнять спуски, подъемы и торможение.
Например: преодолеть с места или с разбега за 5 скользящих шагов наибольшее расстояние; пройти без палок скользящим шагом заданный отрезок за наименьшее количество шагов; с небольшого разбега (4-5 шагов) проскользить на одной лыже до полной остановки и др.
Примерное содержание прогулок для детей 7 лет: подготовка лыжного инвентаря, проверка одежды, выход к месту прогулки; ходьба попеременным двухшажным ходом (10 мин), спуски с небольших склонов (10 мин); ходьба по лыжне (10 мин); возвращение домой, вытирание лыж, постановка их в распорку.
Обучающие игры и упражнения, которые можно использовать в ДОУ по обучению дошкольников ходьбе на лыжах в Приложении 2.
Заключение
В физическом воспитании лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. Лыжи доступны для детей с самого раннего возраста. Ходьба на лыжах оказывает всестороннее влияние на организм детей. Ходьба на лыжах положительно влияет на развитие мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, способствует формированию целого ряда физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты). Она способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности.
В процессе занятий и соревнований по лыжному спорту воспитываются и морально-волевые качества: смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, способность к преодолению трудностей любого характера.
Длительная мышечная работа на чистом воздухе в условиях низких температур способствует закаливанию организма детей, значительно повышая его сопротивляемость к различным заболеваниям.
Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах начинается на физкультурных занятиях в зале, особое внимание уделяется упражнениям, укрепляющим мышцы стопы (ходьба на носках, собирание шнура пальцами ног, сжимание и разжимание.
Обучают детей ходьбе на лыжах во время утренней и послеобеденной прогулок, увеличивая их продолжительность с 25-30 до 45-60 минут. У детей шести-семи лет лыжная прогулка может длиться 1-1,5 часа.
Таким образом, приобщение детей к спорту имеет огромное значение для формирования у них здорового образа жизни, а занятия на лыжах – один из лучших способов увлечь ребенка зимнее время года.
Ходьба на лыжах – это интереснейшая и увлекательная форма движения, а движение – это жизненно необходимая потребность человека; это эффективнейшее лечебное средство; это важное средство воспитания.
Список используемой литературы
1. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста / Э.С.Вильчковский. – Киев.: Здоровья, 1979. – 232 с.
2. Голощекина М.П. Лыжи в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада / М.П.Голощекина. – М.: Просвещение, 1977. – 94 с.
3. Дронов В.Я. Физическая культура. Лыжная подготовка детей школьного возраста: Метод. пособие / В.Я.Дронов.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.- 88 с.
4. Кудрявцев М.Д. Физкультурное образовательное пространство как среда реабилитации и социальной адаптации учащихся / М.Д.Кудрявцев. – М.: АПКиПРО, 2002. – 185 с.
5. Лыжный спорт и методика преподавания: учебно-методический комплекс. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 92 с.
6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие / Э.Я.Степаненкова. — М.: ИЦ «Академия», 2006. – 368 с.
Приложение 1
Перспективный план физкультурных занятий по обучению детей старшей группы ходьбе на лыжах
Месяц |
Неделя |
Программные задачи |
|
Ноябрь |
1. |
Учить детей надевать и снимать лыжи, ходить ступающим шагом. |
|
3. |
Учить детей уверенно стоять на лыжах, ходить ступающим шагом. |
||
Декабрь |
1. |
Развивать чувство равновесия при передвижении на лыжах. Закреплять умение ходить ступающим шагом. |
|
3. |
Упражнять в ходьбе на лыжах ступающим шагом, ходить по снежному коридору. |
||
Январь |
3. |
Познакомить со скользящим шагом. Учить детей ориентироваться в пространстве. Закреплять навык передвижения ступающим шагом. |
|
4. |
Продолжать обучение скользящему шагу. Учить делать повороты переступанием, обходить предметы на участке детского сада. |
||
Февраль |
1. |
Учить детей входить на небольшую горку ступающим шагом, съезжать с пологой горки. Упражнять в ходьбе скользящим шагом. |
|
3. |
Закреплять навык скользящего шага. Учить детей спуску с очень пологого склона с длиной ската 3-4 метра. |
||
Март |
1. |
Учить различать темп передвижения (быстро, медленно), ориентироваться в пространстве, подниматься на пригорок «лесенкой», спускаться с него, низко присев. |
|
3. |
Продолжать обучать спуску с невысокого склона в низко фиксированной стойке и подъему «лесенкой». |
||
Апрель |
1. |
Закреплять навыки спуска в низкой стойке и подъема «лесенкой». Упражнять детей в ходьбе скользящим шагом, проходя расстояние до 500 метров. |
|
2. |
Упражнять детей в ходьбе на лыжах, преодолевая расстояние 1-1,5 км в медленном темпе. |
Перспективный план физкультурных занятий по обучению детей подготовительной группы ходьбе на лыжах
Месяц |
Неделя |
Программные задачи |
|
Ноябрь |
1. |
Восстановление полученных детьми в старшей группе навыков передвижения на лыжах. |
|
2. |
Закреплять навык ступающего и скользящего шага. |
||
3. |
Закреплять навыки скользящего шага, спусков с невысокого склона, умение переставлять лыжи «лесенкой», перешагивая через параллельно лежащие на снегу палки. |
||
4. |
Упражнять детей в спуске и подъеме, в ходьбе на лыжах скользящим шагом. |
||
Декабрь |
1. |
Упражнять детей в ходьбе на лыжах скользящим шагом, в скольжении с разбега на двух лыжах. |
|
2. |
Продолжать учить детей передвижению скользящим шагом, следить, чтобы дети сгибали ноги в коленях при скольжении. |
||
3. |
Закреплять навык скользящего шага, учить спуску с пологих склонов с длиной ската 8 метров. |
||
4. |
Учить спуску с менее пологого склона, подъему на склон «лесенкой». |
||
Январь |
2. |
Закреплять навык широкого шага, спусков с менее пологих склонов. Учить поворотам переступанием. |
|
3. |
Учить ходить скользящим шагом, заложив руки за спину, подъёму на склон «ёлочкой». Закреплять навык поворотов переступанием на лыжах. |
||
4. |
Учить детей ходьбе на лыжах с палками попеременным двухшажным ходом. |
||
Февраль |
1. |
Продолжать учить детей попеременному двухшажному ходу, подъёму на склон «ёлочкой» и торможению при спуске с горки. |
|
2. |
Упражнять детей в ходьбе попеременным двухшажным ходом, в подъёме «ёлочкой» и спуску в высокой стойке с торможением. |
||
3. |
Учить ходить попеременным двухшажным ходом с палками, преодолевать препятствия на пути. |
||
4. |
Упражнять детей в ходьбе на лыжах попеременным двухшажным ходом, в выполнении поворотов переступанием. |
||
Март |
1. |
Упражнять детей в ходьбе на лыжах преодолевая расстояние 1,5-2 км, в медленном темпе. |
|
2. |
Упражнять в подъёме на склон «ёлочкой» и спуске с горки в низкой и высокой стойке с торможением. |
||
3. |
Учить проходить на лыжах попеременным двухшажным ходом 600м в среднем темпе. |
||
4. |
Совершенствовать навыки передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом. |
||
Апрель |
1. |
Упражнять детей в ходьбе на лыжах, преодолевая расстояние 2-3км в медленном темпе. |
|
2. |
Упражнять детей в спуске и подъёме на пологий склон при длине ската 18м. |
Приложение 2
Обучающие игры и упражнения, которые можно использовать в ДОУ по обучению ходьбе на лыжах
ИГРЫ НА СНЕЖНОЙ ЦЕЛИНЕ
Пройди и не задень. Задача. Развитие пространственных ориентировок и совершенствование функции равновесия.
Описание. Шесть лыжных палок втыкаются в снег на расстоянии 2-2,5 м друг от друга. Ребенок обходит стоящие палки, стараясь их не задеть.
Правила. Не пропускать палок, стараться не сбить их носками лыж, точно делать повороты.
Трамвай. Задача. Закреплять пространственные ориентировки, упражнять в ходьбе на лыжах.
Описание. Воспитатель делит играющих детей на четыре равные подгруппы, каждая группа детей из 5-7 человек держится за цветной шнур (это трамвай). Дети идут по снежной целине в любых направлениях, встречаясь, расходятся только вправо.
Правила. Обходить идущий навстречу трамвай только справа, идти ритмично, согласовывая темп своего передвижения с темпом товарищей.
Попади в цель.
Задача. Упражнять в устойчивом равновесии.
Описание. У каждого ребенка в руках комочек снега. Проходя мимо щита для метаний или обручей, подвешенных на веревке, дети должны на ходу попасть в щит левой, а затем правой рукой.
Правила. Выигрывает тот, у кого будет большее число попаданий из трех или пяти бросков правой и левой рукой.
Методические указания. Расстояние от ребенка до щита должно быть не менее 5 м.
Поменяй флажки.
Задача. Упражнять детей в быстром темпе передвижения на лыжах.
Описание. Играющие делятся на две колонны. Каждый ребенок должен пройти расстояние 10 м до флажка, взять флажок и на его место поставить другой по цвету.
Правила. Выигрывает та команда, которая раньше поменяла цветные флажки.
Методические указания. Предлагая детям быстрое скольжение, воспитатель следит за качеством движения.
Будь внимателен.
Задача. Закреплять навык передвижения по равнине, развивать внимание. Эта игра проводится с детьми средней группы.
Описание. Дети передвигаются по учебной лыжне. На сигнал воспитателя (поднимает разноцветные флажки) дети меняют движение. Например, когда воспитатель поднимает зеленый флажок, все идут ступающим шагом, желтый – скользящим шагом, красный флажок – все останавливаются.
Правила. Дети идут по учебной лыжне на расстоянии 2-3 м друг от друга. Воспитатель находится в центре круга.
Методические указания. Для детей средней группы дается 2-3 сочетания движений, для детей старшей группы -3-4, а детям подготовительной к школе группы можно предложить 4-5 вариантов движений.
Идите за мной.
Задача. Закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром темпе.
Описание. Дети ходят по лыжне по кругу скользящим шагом. Воспитатель находится за кругом. Проходя мимо детей, он выбирает двоих-троих, дотрагиваясь до них. Дети выходят из круга и идут на лыжах вслед за воспитателем.
Через препятствие.
Задача. Закреплять навык передвижения на лыжах, преодолевать препятствия.
Описание. На прямой лыжне (50 м) располагаются препятствия (3-4): ворота из лыжных палок, бревно и т. д. По сигналу воспитателя ребенок идет от черты до флажка. Пройдя препятствие, он берет флажок, размахивает им и ставит на место.
Правила. Следующий лыжник начинает движение только тогда, когда впереди идущий пройдет первое препятствие.
Методические указания. В игру можно ввести элемент соревнования (кто лучше пройдет через препятствие?), но в этом случае длина лыжни должна быть не более 25-30 м, а количество препятствий – не более двух.
Сороконожки.
Задача. Закреплять навык скольжения в колонне.
Описание. Группа детей делится на две команды и выстраивается в колонны, одна параллельно другой. Перед колоннами отмечается линия старта, а на расстоянии 30-50 м – линия финиша. Каждой команде дается по одному шнуру. Дети, стоящие справа, берут шнур левой рукой, а стоящие слева – правой. По сигналу воспитателя колонны («сороконожки») бегут вперед к линии финиша, не выпуская шнур.
Правила. Если кто-либо из детей случайно выпустит шнур, то ведущий колонны должен остановиться и подождать, пока все возьмут шнур. Игра считается законченной, когда последний лыжник пересечет линию финиша («когда сороконожка закончит путь»).
Методические указания. Игра проводится с детьми, хорошо владеющими навыками ходьбы на лыжах.
ИГРЫ ВО ВРЕМЯ СПУСКОВ СО СКЛОНА
Не урони.
Задача. Закреплять навык спуска.
Описание. Спускаясь, перекладывать из руки в руку перед собой и за спиной какой-нибудь предмет.
Правила. Если предмет упадет, поднимать его запрещается.
Методические указания. Задание выполняют только те дети, которые освоили навык спуска.
Спуск по взмаху цветного флажка.
Задача. Закреплять навык спуска.
Описание. Дети стоят на склоне, на курточке у каждого ребенка цветная ленточка. По взмаху цветного флажка, например красного, съезжают дети, у которых ленточки красные.
Правила. Спускаются одновременно все дети, у которых цветная ленточка такого же цвета, как флажок.
Посмотри в окошко.
Задача. Закреплять навык спуска.
Описание. При спуске дети держат в руках обруч. Приняв на месте правильную позу, ребенок спускается, смотря в окошко (обруч).
Методические указания. Следить за правильной позой при спуске.
Поймай предмет.
Задача. Закреплять навык спуска, развивать ловкость.
Описание. Спускаясь, дети перебрасывают друг другу предмет (ватный мешочек).
Правила. Если предмет упадет, поднимать его запрещается.
Методические указания. Предмет должен быть удлиненным и мягким, лучше всего если это будет мягкий сверток из тряпок.
Попади в цель.
Задача. Закреплять навык спуска, развивать ловкость.
Описание. При спуске попасть снежком в цель (щит, подвешенный обруч).
Правила. Выигрывает тот, у кого из четырех бросков будет больше попаданий.
Методические указания. Ребенок бросает по два раза правой и левой рукой.