Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Контрольная работа

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1.Понятие и принципы международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов

право гуманитарный конфликт международный

Понятие международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов. Мировое развитие на современном этапе характеризуется уменьшением опасности крупномасштабной войны (войны между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества), однако целый ряд локальных и региональных вооруженных конфликтов продолжают тлеть и разгораться, а также возникают новые конфликты. Важной характерной особенностью конфликтов являются массовые трансграничные перемещения людей и перемещения людей внутри страны.

Международное гуманитарное право, применяемое во время вооруженных конфликтов (право вооруженных конфликтов) охватывает принципы и нормы, регулирующие средства и методы ведения вооруженных конфликтов, а также гуманитарной защиты раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных и лиц, лишенных свободы в связи с вооруженным конфликтом, гражданского населения и других покровительствуемых лиц (беженцев и внутренне перемещенных лиц, медицинского и духовного персонала, гуманитарных работников, персонала гражданской обороны и др.).

Основными источниками данной отрасли международного права являются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года [1-7] (Женевское право), а также целый ряд других конвенций и протоколов, охватывающих конкретные аспекты вооруженных конфликтов (Гаагское право: запрещенные средства и методы ведения военных действий, защита культурных ценностей и др.). Международным Комитетом Красного Креста (МККК) осуществлено масштабное исследование норм обычного международного гуманитарного права, основанных на практике и opinio juris государств. Всего рассматривается 161 норма. Во вступительном слове к данному изданию судья Международного Суда ООН Абдула Г. Корома отмечал, что «исследование, призванное инвентаризировать существующие обычные нормы, касающиеся данной темы, может только содействовать более полному соблюдению международного гуманитарного права и улучшению защиты жертв войны» [8, с. XXII].

Принципы международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов. В научной литературе отсутствует единство взглядов по вопросу классификации принципов международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов [например: 9, с. 268-616; 10, с. 16-17]. Впервые данные принципы были сформулированы Жаном Пикте в 1966 году. Приведем данную классификацию.

Основные принципы: 1) военная необходимость и поддержание общественного порядка всегда должны сочетаться с уважением к человеку (принцип права гуманности); 2) воюющие стороны не должны наносить своему противнику ущерб, несоразмерный с целью войны, которая заключается в уничтожении или ослаблении военной мощи противника (принцип права войны); 3) лица, выведенные из строя, а также те, кто не участвуют непосредственно в боевых действиях, имеют право на уважение, защиту и гуманное обращение (принцип Женевского права); 4) право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения военных действий не является неограниченным (принцип Гаагского права).

Общие принципы: 1) каждый имеет право на уважение к жизни, физическую и психическую неприкосновенность, на уважение всего, что является неотъемлемой частью его личности (принцип неприкосновенности); 2) обращение со всеми людьми не должно иметь различий, основанных на признаках расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, политических, философских или религиозных убеждений или каких-либо других подобных критериев (принцип недопустимости дискриминации); 3) каждый имеет право на личную безопасность (принцип безопасности).

Принципы, относящиеся к жертвам конфликтов (Женевское право): 1) гуманитарная помощь никогда не является вмешательством в конфликт (принцип нейтральности); 2) у лиц, находящихся под защитой, должна быть возможность вести как можно более нормальную жизнь (принцип нормальности); 3) государство должно как на национальном, так и на международном уровне обеспечить защиту лиц, оказавшихся в его власти (принцип защиты).

Принципы, относящиеся к праву войны: 1) гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями (принцип ограничения по лицам); 2) нападения должны быть строго ограничены военными объектами (принцип ограничения по объектам);

1) запрещается использовать против кого бы то ни было оружие или методы ведения военных действий, способные причинить излишний вред или чрезмерные страдания (принцип ограничения по средствам и методам ведения военных действий) [11, с. 77-100].

Виды вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право (право вооруженных конфликтов) применяется в ситуациях международных и внутренних вооруженных конфликтов.

Международным вооруженным конфликтом является объявленная война или всякий другой вооруженный конфликт между двумя или несколькими государствами, даже в том случае, если одно из них не признает состояния войны. К международным вооруженным конфликтам относятся также все случаи оккупации всей или части территории государства, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления; а также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение.

Внутренний вооруженный конфликт представляет собой вооруженный конфликт, происходящий на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять международное гуманитарное право (право вооруженных конфликтов).

Вместе с тем на практике встречаются ситуации, квалификация которых вызывает разногласия: контроль над территорией без военного присутствия; иностранное вмешательство в немеждународный вооруженный конфликт; и немеждународный вооруженный конфликт на территории нескольких государств [12, с. 111].

В случаях нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таких как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера применяются международные стандарты в области прав человека.

2.Гуманитарная помощь и доступ к жертвам вооруженных конфликтов

Покровительствуемые лица во время вооруженных конфликтов – это все те, кто во время военных действий находится под защитой международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов. Правовое содержание этой защиты различается в зависимости от категории данных лиц (14 категорий покровительствуемых лиц в международных вооруженных конфликтах, 5 категорий – во внутренних вооруженных конфликтах) [13, с. 390-395].

Вместе с тем закрепляются минимальные гарантии, предоставляемые во время вооруженных конфликтов всем лицам без исключения. Покровительствуемые лица пользуются защитой без какого-либо неблагоприятного различия, основанного на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного статуса, или на каких-либо других подобных критериях. Запрещаются насилие над жизнью, здоровьем и физическим или психическим состоянием лиц (в частности убийство; пытки всех видов, будь то физические или психические; телесные наказания; и увечья); надругательство над человеческим достоинством, в частности, унизительное и оскорбительное обращение, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой его форме; взятие заложников; коллективные наказания; угрозы совершить любое из вышеуказанных действий. Лицу, признанному виновным в совершении уголовного правонарушения, связанного с вооруженным конфликтом, не может быть вынесен никакой приговор, и оно не может быть подвергнуто никакому наказанию, кроме как по постановлению беспристрастного и соответствующим образом учрежденного суда, соблюдающего общепризнанные принципы обычного судопроизводства. Лица, подвергающиеся аресту, задержанию или интернированию по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, пользуются защитой, предусмотренной данной статьей, до их окончательного освобождения, репатриации или устройства даже по окончании вооруженного конфликта.

Раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. Каждая сторона, находящаяся в конфликте, принимает все возможные меры к тому, чтобы разыскать, подобрать и эвакуировать данных лиц без какого-либо различия неблагоприятного характера. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Кроме того, каждая сторона в конфликте должна принять все возможные меры к тому, чтобы оградить данных лиц от дурного обращения и разграбления их личного имущества.

В целях обеспечения помощи раненым и больным особая правовая защита предоставляется медицинскому и духовному персоналу. Медицинский персонал (как военный, так и гражданский) назначается стороной конфликта для розыска, подбирания, транспортировки, установления диагноза или лечения, включая оказание первой помощи, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также для профилактики заболеваний. Медицинский и духовный персонал, медицинские формирования и санитарно-транспортные средства имеют право использовать отличительную эмблему (красного креста, красного полумесяца или красного кристалла). Ни при каких обстоятельствах ни одно лицо не может быть подвергнуто наказанию за выполнение им медицинских функций, совместимых с медицинской этикой, независимо от того, в интересах какого лица выполняются эти функции. Лица, выполняющие медицинские функции, не могут принуждаться к совершению действий или выполнению работ в нарушение норм медицинской этики или других медицинских норм, служащих интересам раненых и больных.

Военнопленным является любой комбатант, то есть лицо, входящее в состав вооруженных сил стороны, находящейся в вооруженном конфликте и имеющее право принимать непосредственное участие в военных действиях, который попадает во власть противной стороны. Не имеют права на статус военнопленного шпионы, наемники и комбатанты, не отличающие себя от гражданского населения в то время, когда они участвуют в нападении или в военной операции, являющейся подготовкой к нападению. Военнопленным и лицам, лишенным свободы в связи с вооруженным конфликтом, должны предоставляться кров, продовольствие, вода в достаточном количестве, соответствующая одежда и медицинская помощь. Данные лица должны содержаться в помещениях, находящихся достаточно далеко от зоны военных действий и предоставляющих гарантию в отношении сохранения здоровья и гигиены. Женщины должны содержаться отдельно от мужчин, дети – отдельно от взрослых, за исключением случаев, когда семьи содержатся вместе. Военнопленные должны быть незамедлительно освобождены и репатриированы после окончания военных действий. Гражданские интернированные лица должны быть освобождены сразу же, как только прекратится действие причин, обусловивших их интернирование, но самое позднее в кратчайшие по возможности сроки после окончания активных военных действий [8, с. 546-582].

Гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданским лицом является любое лицо, не входящее в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте. Гражданские лица пользуются защитой от нападений, за исключением случаев и на период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях.

Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений. Запрещаются нападения неизбирательного характера, а также нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий. Запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны. Гражданские объекты не должны являться объектом нападения или репрессалий. При проведении военных операций необходимо щадить гражданское население, гражданских лиц и гражданские объекты.

Вместе с тем положение гражданского населения во время вооруженных конфликтов требует внимания и действий. В докладе Генерального секретаря ООН отмечалось, что «за последние десятилетия число гражданских лиц среди жертв войны резко возросло и составляет примерно 75 процентов, а в ряде случаев даже больше. .. .Уменьшение числа межгосударственных войн, которые ведутся регулярными армиями, сопровождается увеличением числа внутригосударственных войн, которые ведут иррегулярные силы. Кроме того, – и это особенно характерно для конфликтов с определенным элементом этнической или религиозной ненависти – затронутые гражданские лица, как правило, являются неслучайными жертвами этих новых иррегулярных сил – они являются их главной целью» [14, с. 1-2].

3.Механизм имплементации международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов

Государства-участники должны при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать нормы Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним. Соблюдение является формой реализации норм-запретов международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, которые составляют содержательную основу данной отрасли международного права.

Под механизмом имплементации норм международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов понимают «совокупность правовых средств, существующих в определенных правовых и организационных формах, которые используются субъектами международного права как на международном уровне, так и государствами в пределах их внутригосударственной юрисдикции для обеспечения достижения целей международно-правового регулирования защиты жертв вооруженных конфликтов и запрещения или ограничения применения определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы» [15, с. 112].

На национальном уровне государства должны: 1) распространять возможно шире нормы данной отрасли права в своих странах

и,в частности, включать их изучение в программы военной подготовки и поощрять их изучение гражданским населением, с тем чтобы эти документы могли стать известными вооруженным силам и гражданскому населению; 2) в период вооруженного конфликта воюющие стороны обязаны обеспечить наличие юридических советников, которые могли бы, когда это необходимо, давать советы военным командирам на соответствующем уровне о применении международного гуманитарного права (права вооруженных конфликтов) и соответствующем инструктаже вооруженных сил по этому вопросу;

3) ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов; 4) пресекать серьезные нарушения (в том числе разыскивать лиц, обвиняемых в совершении указанных нарушений и, каково бы ни было их гражданство, предавать их своему суду) и принимать необходимые меры для пресечения всех других нарушений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, являющихся результатом непринятия мер, которые должны были быть приняты.

На международном уровне механизм имплементации международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, включает: 1) проведение расследований воюющими сторонами (с согласия обеих сторон) для выявления нарушений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов; 2) деятельность Международной комиссии по установлению фактов, состоящей из 15 членов, избираемых на 5 лет конференцией государств-участников, признавших компетенцию данной комиссии, которая вправе проводить расследования и оказывать добрые услуги; 3) назначение Державы-покровительницы (или субститута Державы-покровительницы), на которую возложена охрана интересов сторон, находящихся в конфликте; 4) взаимную помощь в вопросах уголовного преследования. Государства-участники оказывают друг другу максимальное содействие в связи с уголовным преследованием, возбуждаемым в случае серьезных нарушений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов;

1) в случаях серьезных нарушений принятие государствами мер как совместно, так и индивидуально, в сотрудничестве с ООН и в соответствии с Уставом ООН (принудительные меры невооруженного и вооруженного характера; учреждение специальных уголовных трибуналов и др.).

В настоящее время основными задачами международного сообщества по имплементации международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, являются: обеспечение более строгого соблюдения сторонами конфликта норм международного права; обеспечение более строгого соблюдения правовых норм негосударственными вооруженными группами; обеспечение более эффективной защиты со стороны миротворческих и других соответствующих миссий ООН; расширение доступа к гуманитарной помощи; и усиление ответственности за правонарушения [16, с. 1; 17, с. 1].

Важная роль в имплементации международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, принадлежит Международному Комитету Красного Креста. МККК, основанный в Женеве в 1863 году и официально признанный в Женевских конвенциях и Международными конференциями Красного Креста, – это независимая гуманитарная организация, обладающая особым статусом [18]. Его сотрудниками являются примерно 12 тысяч человек в 80 странах мира (в том числе в Российской Федерации, преимущественно на Северном Кавказе [19]). Финансируется он в основном за счет добровольных пожертвований правительств и национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

МККК, Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и 189 национальных обществ образуют Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, которое является самым крупным гуманитарным сообществом мира.

Роль МККК заключается в следующем: 1) отстаивать и распространять основополагающие принципы Движения: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность; 2) выполнять задачи, возложенные на него Женевскими конвенциями, способствовать точному соблюдению положений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, и принимать любые жалобы относительно предполагаемых нарушений этого права; 3) в качестве нейтрального учреждения, чья гуманитарная деятельность в основном осуществляется во время международных и других вооруженных конфликтов, а также во время внутренних беспорядков и волнений, стараться всегда обеспечивать защиту и помощь жертвам таких событий и их прямых последствий как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения; 4) разъяснять положения международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, и распространять знания о нем, а также подготавливать его развитие и др.

5.0
YanaT
Опыт выполнения работ более 6 лет. Выполняю работы не только в области информационных технологий и программирования, но также по другим дисциплинам, таким как русский язык, математика, физика, химия, история, биология, экология и др.