Налоговое планирование

Оглавление

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Торгово-экономический институт

Кафедра Финансы и кредит

Контрольная работа

«Налоговое планирование»

Выполнил (а):

студент (ка) 3 курса направления подготовки 080100.62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит» заочной (ускоренной) формы обучения

группы ФК(у) 11-12

Стась Е.И.

Проверил:

__л .доц.____________ _____

Мигунова М.И.

Красноярск 2014

Содержание

1. Общегосударственное налоговое планирование, его содержание и роль в управлении финансовой системой государства. Налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Этапы осуществления действий при отработке плановых заданий по налогам

2. Задача

3. Расчетно-аналитический метод — приведите примеры

4. Налоговые схемы — ЕНВД.

Список литературы

1. Общегосударственное налоговое планирование, его содержание и роль в управлении финансовой системой государства. Налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Этапы осуществления действий при отработке плановых заданий по налогам

налоговый планирование регулирование контроль

Налоговое планирование (НП) представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации[1]. Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Основное место в составе централизованных финансовых ресурсов занимают доходы бюджета, которые формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. В них могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней для целевого финансирования мероприятий. В составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджетов обеспечиваются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений. Зачисляется в плановые доходы бюджетов и остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, таможенные платежи, а также пени и штрафы. Перечень налогов и сборов, их ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения между бюджетами разных уровней утверждаются законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

К неналоговым относятся доходы: от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и ее субъектам; в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Неналоговые доходы (за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности), а также налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, государственные внебюджетные фонды образуют собственные доходы бюджетов. Основу этих доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в местные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.

Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

Федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты, образуют регулирующие доходы (процентные отчисления от федеральных и региональных налогов, дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящих бюджетов по взаимным расчетам). Передача этих средств осуществляется до начала планируемого года на основании плана регулирования и законодательного акта о бюджете на планируемый год или в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов.

Читайте также:  Особенности работы с трудовой книжкой

Реализация государственной налоговой политики осуществляется на основе законодательных актов государства, регламентирующих особыми правовыми нормами установление плановых налоговых обязательств налогоплательщиков (налоговое планирование), принятия необходимых мер вмешательства в процесс исполнения налоговых обязательств (налоговое регулирование) и мер воздействия при нарушении налоговых обязательств и связанных с этим нарушением норм налогового законодательства (налоговый контроль).

Основная задача налогового планирования — экономически обоснованно обеспечить бюджетные задания и проводимые государством программы экономического и социального развития на основе разработанной и в законодательном порядке принятой и утверждённой налоговой политики. Выполнение данной задачи осуществляется как на ближайшую перспективу, как правило, на один финансовый год (текущее налоговое планирование), так и на отдаленную перспективу (долгосрочное налоговое планирование и прогнозирование).

Одним из важных результатов налогового планирования является установление налоговых обязательств хозяйствующим субъектам, что является сложным, многозвенным и итеративным процессом. Этот процесс представляет собой две взаимосвязанных и взаимодействующих части единого целого, а именно: государственного налогового (бюджетно-налогового) планирования и корпоративного налогового планирования.

Содержание, цели и задачи налогового регулирования предопределяются регулирующей функцией налогов. Это обусловливает объективную необходимость налогового регулирования как процесса государственного регулирования экономики, обеспечения её устойчивого эффективного развития.

Налоговое регулирование должно обеспечивать гибкость налогообложения и тем самым способствовать формированию эффективной структуры хозяйственной системы страны, развитию воспроизводственных процессов, как в рамках отдельных отраслей и сфер хозяйственной деятельности, так и в целом в масштабах национальной экономики.

Налоговое регулирование как подсистема управления налогообложением является связующим звеном между налоговым планированием и налоговым контролем. Налоговый контроль также является необходимым и важным элементом эффективного государственного налогового менеджмента. Налоговый контроль должен охватывать всю систему налоговых отношений, как по вертикали, так и по горизонтали и призван обеспечивать соблюдение всех правил бухгалтерского учёта и отчётности, налоговых законов и правовых норм.

К числу основных целей налогового контроля относятся: контроль выполнения налоговых обязательств и препятствование уклонению от уплаты налогов. Однако сложившаяся в настоящее время система налогового контроля не в полной мере отвечает реальной экономической ситуации в стране. Так, по оценке специалистов объём недоплачиваемых налогов составляет около 30% общего объёма налоговых платежей. При этом налоговым контролем ставятся задачи не только в рамках национальной территории. Очень важной проблемой налогового контроля является внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов, особенно в сфере международного движения капиталов. Всё это делает актуальным применение международных стандартов и норм бухгалтерского учёта и отчётности, проведение на этой основе всесторонней информационной и аналитической работы, а также координации действий соответствующих органов разных стран. Всё это повысит эффективность государственного налогового менеджмента в России, продвижение его к международным нормам и правилам налоговых отношений.

Призванные осуществлять воздействия на экономические отношения в процессе налогообложения, налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль находятся в неразрывной связи и единстве. При этом их необходимо представлять как совокупность взаимодействующих подсистем с большими объемами разнообразной информации, которой эти подсистемы оперируют и обмениваются в реальном масштабе времени. В этой связи актуальным с точки зрения действенности и эффективности государственного налогового менеджмента является вопрос развития информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время идёт активное развитие информационных технологий в налогообложении, функционирует автоматизированная информационная система МНС России. Тем не менее, осуществление взаимосвязанных плановых, регулирующих и контролирующих мероприятий и действий в процессе государственного налогового менеджмента всегда связано с необходимостью взаимоувязки и согласованности в реальном масштабе времени макроэкономических показателей с конкретными финансовыми показателями хозяйствующих субъектов.

Налоговое планирование включает следующие элементы:

— налоговое поле — это перечень (совокупность) налогов, платежей, по которым организация должна перечислить в бюджетную систему их прогнозные величины и сроки выплат;

— налоговый календарь, который предназначен для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налогов, а также своевременного представления отчетности;

— стратегия оптимизации налоговых обязательств, включая мониторинг налоговых льгот и механизм их использования;

— налаженный бухгалтерский учет и отчетность, налоговый учет, позволяющие получать оперативную и объективную информацию о хозяйственной деятельности для оптимального налогового планирования.

2. Задача

Российская компания имеет дочернюю компанию на Кипре. По итогам года Кипрская компания выплачивает российской компании дивиденды в размере 100 000 долл. США. Обложение дивидендов на Кипре не производится. Сравнить налоговые платежи российской компании и сделать вывод в следующих случаях:

а) если между Россией и Республикой Кипр отсутствует соглашение об избегании двойного налогообложения;

б) в условиях действующего между Россией и Республикой Кипр соглашения об избегании двойного налогообложения.

Решение:

а) если между Россией и Республикой Кипр отсутствует соглашение об избегании двойного налогообложения:

В соответствии с пп.1 п.1 ст.309 и с п. 3 ст. 284 НК РФ по доходам в виде дивидендов, полученным иностранной организации от российской организации, применятся ставка налога на прибыль организаций в размере 15%.

100 000 * 15 / 100 = 15 000 долл.

б) в условиях действующего между Россией и Республикой Кипр соглашения об избегании двойного налогообложения:

Международный договор об избежании двойного налогообложения с республикой Кипр: «Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр» от 05.12.1998. Дата вступления в силу: 17.08.1999г., применяется с 01.01.2000 (письмо МНС РФ от 11.01.2000 № ВГ-6-06/11)

100 000 * 9 / 100 = 9 000 долл.

3. Расчетно-аналитический метод — приведите примеры

Расчетно-аналитический метод применяется при отсутствии нормативов в случае анализа достигнутых значений конкретных финансовых показателей. Данный метод предполагает расчет показателей на основе известных величин за прошедшие периоды, индексов их изменения и экспертных оценок развития. Метод используется при расчете и анализе налогооблагаемых баз и их составляющих, а также при планировании налогов за прошлые периоды. Для применения метода могут быть использованы данные налоговых деклараций с разбивкой по видам налогов.

Данные, полученные в соответствии с расчетно-аналитическим методом, могут быть скорректированы по следующими причинам:

— планируемое увеличение/уменьшение объемов работ, услуг, выполняемых компанией (налог на прибыль);

— увеличение/уменьшение среднесписочной численности работников (НДФЛ, страховые взносы в Пенсионный фонд);

— изменение законодательства (изменение размера взносов в Пенсионный фонд);

— наличие штрафов, пени;

— иные причины.

С применением этого метода могут подвергаться сравнению квартальные, месячные и годовые показатели.

Неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных факторов вынуждают постоянно корректировать ожидания фирмы относительно внешних условий и уточнять планы. Подобное планирование будет более точным, если его осуществлять ежеквартально и сравнивать показатели за несколько лет:

Кобщ. = К2005 + К2006 + … + К2009 / п (количество лет)

Возможно также скорректировать полученные результаты, исходя из следующих показателей:

— коэффициент инфляции;

— коэффициент изменения средней заработной платы по региону;

— коэффициент изменения объема реализации, обусловленного планами по расширению или закрытию производства;

— коэффициент изменения численности работников, рассчитываемый исходя из данных статистической отчетности.

Итоговый расчет налога:

Налоговая база x Ставку налога x Кбщ. x Кскор. = Сумма налога

Читайте также:  Тестовая программа "ListBoxer"

Пример:

10000000 — налоговая база по налогу на прибыль (20000000 (доход) — 10000000 (расход) = 10000000 налоговая база);

Ставка налога 20%;

Кобщ. = 1,14;

Кскор. = 2 года.

Итого:

10000000 x 0,2 x 1,14 x 2 = 4560000 (сумма налога за 2 года).

При этом мы фактически осуществляем грубый расчет налога, не корректируя значения с учетом сложного процента, ставки дисконтирования и иных показателей.

4. Налоговые схемы ЕНВД

Название налоговой

схемы

Мнение МФ РФ и ФНС РФ

Мнение экспертов

Сложившаяся

арбитражная

практика

Вывод (с указанием

своего мнения)

Вместо торговых мест можно передавать в пользование земельный участок

Этот способ оптимизации основан на разнице размера базовой доходности п. 3 ст. 346.29 НК РФ

Данный способ не без риска

Практики нет

Поддерживаю мнение экспертов, способ не без риска

платить ЕНВД только с площади, занятой под «вмененную» деятельность

По мнению чиновников, облагается вся торговая площадь, так как распределение метража Налоговый кодекс не предусматривает

Данный способ не без риска

Есть положительная

арбитражная

практика

Организация или предприниматель вправе его выбрать, хотя не без риска

Для снижения численности выгодно привлекать компании-субподрядчики

привлекая компании-субподрядчики, налогоплательщик может снизить ЕНВД. Данный вывод подтвержден в письме Минфина России от 24.12.07 № 03-11-04/3/508

В расчет численности персонала, исходя из которого рассчитывается ЕНВД, не включаются сотрудники компаний — подрядчиков и субподрядчиков

Арбитражная

практика не требуется

Абсолютно безопасный и выгодный метод

Часть точек оказания услуг оформить на родственных сотрудников

Если у предпринимателя несколько точек оказания услуг, то для каждой из этих точек сам предприниматель считается работником (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).

Чтобы избежать налоговых потерь, на самого предпринимателя можно оформить только одну точку

Арбитражная

практика не требуется

Абсолютно безопасный и выгодный метод

При оказании услуг по передаче в пользование объектов торговой сети можно сэкономить на ЕНВД, передав вместо торгового места землю. Этот способ оптимизации основан на разнице размера базовой доходности. При оказании услуг по передаче во временное владение или пользование торгового места или объекта нестационарной торговли, площадь которого превышает 5 кв. м, НК РФ устанавливает базовую доходность в размере 1200 руб. с 1 кв. м (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). А при оказании услуг по передаче во временное владение и (или) пользование земельных участков до 10 кв. м для размещения объектов нестационарной торговой сети базовая доходность по каждому участку составляет 5000 руб., свыше 10 кв. м — 1000 руб. с каждого квадратного метра (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).

Несложный расчет показывает, что если площадь торгового места от 5 кв. м (базовая доходность — 6000 руб.) до 10 кв. м (базовая доходность — 12 000 руб.), выгоднее передать земельный участок до 10 кв. м (базовая доходность — 5000 руб.). При площадях свыше 10 кв. м также выгоднее передать земельный участок вместо нестационарного торгового места. Например, базовая доходность по нестационарному торговому месту в 12 кв. м составляет 14 400 руб. Тогда как по земельному участку этой же площади — 12 000 руб.

Если в магазине одновременно ведется и торговля, переведенная на ЕНВД, и продажа собственных товаров, по которым недопустим «вмененный» налог, возникает вопрос: с какой площади нужно исчислять ЕНВД.

По мнению чиновников, облагается вся торговая площадь, так как распределение метража Налоговый кодекс не предусматривает (письма Минфина России от 22.04.09 № 03-11-06/3/101, от 30.10.08 № 03-11-04/3/492). Такого же мнения придерживаются и некоторые суды (постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от 26.06.07 № А55-14864/06-34, Центрального от 18.05.07 № А68-3600/06-130/12-(109/12-05), Северо-Западного от 07.05.07 № А05-9637/2006-19 округов).

Но есть суды, которые поддерживают налогоплательщиков. Они указывают, что сначала нужно определить соотношение вмененной выручки к общей за квартал (то есть за налоговый период по ЕНВД). Далее этот показатель умножается на величину торговой площади. Результат и становится базой для исчисления ЕНВД. Этот алгоритм приведен в постановлении федеральных арбитражных судов Уральского от 03.12.07 № Ф09-9861/07-С3, Западно-Сибирского от 16.01.07 № Ф04-8757/2006(29842-А70-19), Поволжского от 04.08.06 № А55-36110/2005 округов.

Суды ссылаются на то, что для «вмененщика» площадь торгового зала признается показателем базовой доходности (ст. 346.29 НК РФ). Она в свою очередь характеризует условную месячную доходность налогоплательщика (ст. 346.27 НК РФ). То есть сумму, которую он получит от «вмененной» деятельности. Если часть торгового зала в этой деятельности не участвует, то с нее нельзя определять налог. В Налоговом кодексе не сказано, как определить облагаемую площадь, но наиболее обоснован расчет исходя из соотношения выручки. Поэтому организация или предприниматель вправе его выбрать. Неясности Налогового кодекса должны толковаться в их пользу (п. 7 ст. 3 НК РФ).

В расчет численности персонала, исходя из которого рассчитывается ЕНВД, не включаются сотрудники компаний — подрядчиков и субподрядчиков. Следовательно, привлекая подобные организации, налогоплательщик может снизить ЕНВД. Данный вывод подтвержден в письме Минфина России от 24.12.07 № 03-11-04/3/508.

Если у предпринимателя несколько точек оказания услуг, по которым ЕНВД рассчитывается исходя из численности сотрудников, то для каждой из этих точек сам предприниматель считается работником (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Соответственно сумма налога увеличивается.

Чтобы избежать налоговых потерь, на самого предпринимателя можно оформить только одну точку. И дополнительно зарегистрировать предпринимателями по сотруднику с каждой точки (это удобно, если бизнес семейный). По ним уже начисляется ЕНВД, следовательно, налог не возрастет. А у основного предпринимателя официально останется лишь одна точка оказания услуг.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ. Часть 1, 2 [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. (в редакции от 19.05.2010).

2. Белоусов Д.С. Налоговое право М.: АйПиЭр Медиа, 2011, — 133с.

3. Колчин С.П. Налогообложение: Учебное пособие. — М.: Информационное агентство «ИПБР — БИНФА», 2006. — 159С.

4. Галимзянов Р.Ф. Общие принципы минимизации налогов//Налоги и платежи — 2008. — №6. — с. 45.

5. Григорьева О.Л. Налоги и налогообложение. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 185с.

6. Замятин Б.И. Основы государственного налогового менеджмента: Учебное пособие / ГУУ. М., 2004. — 154 с.

7. Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России /М.Н. Карасев — М.: ООО «Вершина», 2009. — 224 с.

8. Налоги и налогообложение: учебное пособие / ред. И. А. Майбуров. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 550с.

9. Лермонтов Ю.М. Оптимизация налогообложения. Рекомендации по исчислению и уплате налогов М.: Налоговый вестник; 2008, — 352с.

10. Медведев А.Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. — М.: ИНФРА-М, 2005, 364 с.

11. Никулина Н. Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации» / Н.Н. Никулина, Д.В. Суходоев, Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 511 с.

12. Селезнева Н.Н. Налоговый менеджмент. Администрирование. Планирование. Учет.- М.: ЮНИТИ — ДАНА. — 2007, 381 с.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...