Результаты реализации некоторых товаров сведены в следующую таблицу.
Таблица 6.1.
Реализация товаров
Товар Продано, т
Товарооборот, тыс. руб
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
Картофель 300 320 750 1000
Капуста 10 12 70 120
Яблоки 5 9 150 180
Определите:
1) индивидуальные индексы физического объема и цен;
2) общие индексы товарооборота, цен и физического объема;
3) сумму экономии или дополнительных затрат покупателей за счет изменения цен на каждый товар в отдельности и в целом на все товары.
Сделайте выводы.
Решение
Определим цену товара и сформируем вспомогательную таблицу (табл. 6.2.).
Цена товара определяется по формуле:
Цена товара=ТоварооборотОбъем реализации в натуральном выражении.
Таблица 6.2.
Реализация товаров (вспомогательная таблица)
Товар Продано, т
Товарооборот, тыс.руб. Цена за тонну, тыс.р.
Базисный период Отчётный период Базисный период Отчётный период Базисный период Отчётный период
q0 q1 p0q0 p1q1 р0
р1
Картофель 300 320 750 1000 2,5 3,125
Капуста 10 12 70 120 7 10
Яблоки 5 9 150 180 30 20
Индивидуальные индексы физического объёма и цен.
;
Индивидуальные индексы цен:
В отчётном периоде по сравнению с базисным периодом, цена (за тонну) на картофель возросла в 1,25 раза или на 25%.
В отчётном периоде по сравнению с базисным периодом, цена (за тонну) на капусту возросла в 1,4286 раза или на 42,86% .
В отчётном периоде по сравнению с базисным периодом, цена (за тонну) на яблоки снизилась на 33,33% .
Индивидуальные индексы физического объёма:
В отчётном периоде по сравнению с базисным периодом, объём продаж картофеля увеличился в 1,0667 раза или на 6,67%
В отчётном периоде по сравнению с базисным периодом, объём продаж картофеля увеличился в 1,2 раза или на 20% .
В отчётном периоде по сравнению с базисным периодом, объём продаж картофеля увеличился в 1,8 раза или на 80%
Общие индексы товарооборота, цен и физического объёма.
Общий индекс цен:
В отчётном периоде по сравнению с базисным периодом цена товаров (картофеля, капусты, яблок) возросла в среднем в 1,1265 раза или на 12,65%.
Общий индекс физического объёма товарооборота.
– абсолютное изменение товарооборота за счёт изменения количества проданных товаров.
1154 – 970 = 184 (тыс.руб.)
(тыс.руб.)
В отчётном периоде по сравнению с базисным объём продаж товаров увеличился в среднем в 1,1897 раза или на 18,97%. В результате увеличения количества проданных товаров, стоимость товаров, проданных в отчётном периоде увеличилась на 184 тыс. рублей.
Общий индекс товарооборота.
– абсолютное изменение товарооборота за счёт двух факторов (за счёт изменения цен и за счёт изменения количества проданных товаров).
тыс.рублей
В отчётном периоде по сравнению с базисным товарооборот в фактических ценах по товарам (картофель, капуста, яблоки) увеличился в 1,3402 раза, на 34,02% или на 330 тысяч рублей в результате увеличения объёма продаж по трём товарам, в среднем, на 18,97% при росте цен, в среднем, на 12,65%.
Взаимосвязь индексов:
Ipq = 1,1265 x 1,1897 = 1,3402
3) Определим сумму экономии или дополнительных затрат покупателей за счет изменения цен на каждый товар в отдельности и в целом на все товары.
– абсолютное изменение товарооборота за счёт изменения цен.
1300 – 1154 = 146 (тыс.руб.)
(тыс.руб.)- сумма дополнительных затрат покупателей за счёт изменения цен в целом на все товары.
∆pq(р)(картофель)=3,125·320-2,5·320=200 (тыс. руб.)- сумма дополнительных затрат покупателей за счёт изменения цен на картофель.
∆pq(р)(капуста)=10·12-7·12=36 (тыс. руб.)- сумма дополнительных затрат покупателей за счёт изменения цен на капусту.
∆pq(р)(яблоки)=20·9-30·9=-90 (тыс. руб.)- сумма экономии покупателей за счёт снижения цены на яблоки.
∆pq(р)(картофель)+ ∆pq(р)(капуста) +∆pq(р)(яблоки)=200+36-90=146 (тыс.руб.)
Таким образом, в целом за счет изменения цен на товары расходы покупателей увеличились на 146 тыс. руб.