ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
«Основные этапы установления крепостного права в России»
Содержание
Введение
1. Становление феодальных отношений в Древней Руси
2. Юридическое оформление крепостного права
3. Укрепление крепостничества в 18 веке и его упадок в 19 веке
3.1 Преобразования Петра Великого
3.2 От укрепления крепостничества к его упадку
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В условиях строительства правового государства в России актуальность темы изучения феодального прошлого страны с его главными признаками – самодержавной монархией и крепостным правом – может быть вызвана размышлениями о проблемах государства и путях его развития, когда высказываются мнения о необходимости установления жесткой абсолютной власти. Например, приводится в качестве примера правление Петра 1 и особенно строительство социализма при Сталине. Это игнорирование очевидного принципа: цивилизованное общество не может опираться на абсолютную власть какой-либо личности, пусть даже самой гениальной, такое правление неминуемо приведет к перерождению в культ личности с уничтожением правовых институтов демократии. Не думаем, что сторонники диктатуры сами хотели бы оказаться в числе жертв политического режима.
Кроме того, связывая проблемы с нашей темой исследования, отметим, что в политике самодержавной монархии и большевистской диктатуры есть еще одно общее: крестьянство не рассматривается как прогрессивная сила общества, а представляет лишь потребительский интерес для государства, правящей верхушки, поэтому с этой социальной средой особо и не церемонились. Если помещик эпохи феодализма мог крестьянина продать, разлучить с семьей, оторвать от земли и нажитого имущества, ссылать на каторгу, сажать в тюрьмы, истязать, а «диктатура пролетариата» 20 века проделывала то же самое, то о каком гуманизме, прогрессе может идти речь? В крепостном праве феодального строя и колхозном строе сталинского социализма много общего. И сейчас в пореформенной России положение в деревне дико отличается от урбанизированных центров.
Наша задача: раскрыть истоки и развитие крепостного права, выделив основные периоды этого 1000-летнего исторического процесса, более длительного, чем в других странах Европы; насколько это было в России закономерно по продолжительности, по жестокости и взаимосвязано ли с другими важными событиями, которые привели к тому, к чему пришла Россия в 20 веке.
1. Становление феодальных отношений в Древней Руси
Крепостное право, как совокупность юридических норм, закреплявших крестьянскую зависимость от феодала, с запретом уходить со своих земельных наделов, наследственным подчинением административной и судебной власти определенного феодала, лишением крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, формируется в Западной и Центральной Европе после распада Римской рабовладельческой империи в 1-м тысячелетии и укрепляется в первой половине 2-го тысячелетия. После этого, в 16-18 вв., в Западной Европе элементы крепостного права начинают исчезать [1, с.388-389].
В России образование феодального государства начинается с распада первобытного строя и минует рабовладельческую формацию. Рабство у славян носило патриархальный характер, когда рабы из числа должников и пленных не образуют класса, а считаются младшими неполноценными членами семьи. В племенной среде еще 7- начала 9 веков выделилась «нарочитая знать» – вожди, старейшины, знаменитые воины, которая стала жить не общинным укладом, а отдельными укрепленными усадьбами, создавая частную собственность на средства производства, на землю, облагая соплеменников данью (налогами). Родовая знать, княжеские дружинники на этапе становления государства («военная демократия»), формально сохраняя общинные традиции и демократическое собрание («вече»), формируют привилегированную феодальную группу бояр-вотчинников, передававших свои земли-«вотчины» по наследству и подчинявших себе крестьян-общинников. С возникновением собственности на землю, зарождением феодальных отношений и классов на рубеже 8-9 вв. сложилось государство восточных славян [2, с.32,33,36].
Свободное население Руси именовалось «люди, людины», основную его массу составляли крестьяне: землевладельцы-общинники, разрабатывавших свои участки индивидуально, и «смерды» – пока еще свободные люди, находившиеся под особой юрисдикцией князя и платившие натурой оброк, выполнявшие работы: извоз, строительство или ремонт домов, дорог, мостов. Если у смерда не было сына, то земля возвращалась князю. К зависимой категории крестьянства относились «закупы», взявшие купу (в долг), которую необходимо было выплатить в срок и с процентами (резы). При невыплате они становились бесправными «холопами» и работали в хозяйстве феодала под надзором «рядовичей» – людей, поступавших на службу к господину по договору – «ряду». Рабы (как военнопленные, так и должники) бывали временными (до уплаты долга) или постоянными, включая наследственное рабство, но при этом и они могли выкупить себе свободу.
Когда говорят о крепостном праве в России, имеют в виду, прежде всего помещиков и крестьян. На самом деле, на рубеже 17 – 18 веков в большей или меньшей степени было закрепощено все население страны: и дворянство, и духовенство, и горожане, и крестьяне всех категорий [8, с.3].
Таким образом, можно выделить основные социальные группы периода:
1) высшие классы – князья, бояре-вотчинники и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы-горожане;
2) средний класс – купцы и ремесленники в городах, владельцы средних и небольших имений;
3) низший класс – бедные ремесленники и крестьяне, а также полусвободные и невольники.
Социальное неравенство закреплено в древнерусском феодальном праве, действовавшего до 15 века и состоящего из норм: «Правда Ярослава», «Закон Русский», дополнения к «Правде Ярослава», «Правда Ярославичей», Устав Владимира Мономаха», «Пространная Правда» [2, с.44,45]. Ознакомимся с некоторыми положениями. «Кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертию; а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскать деньгами в казну: за боярина княжеского, тиуна огнищан (княжеский дворецкий), или граждан именитых, и тиуна конюшего – 80 гривен или двойную виру (штраф); за княжеского отрока или гридня, повара, конюха, купца, тиуна и мечника боярского, за всякого людина, то есть свободного человека, русского (варяжского племени) или славянина – 40 гривен или виру, а за убиение жены полвиры. За раба нет виры; но кто убил его безвинно, должен платить господину урок, или цену убитого: за тиуна сельского или старосту княжеского и боярского, за ремесленника 12 гривен, за простого холопа боярского и людского 5 гривен, за рабу 6 гривен, и сверх того в казну 12 гривен продажи, дани или пени [5, с.159]». Степень социальной несправедливости налицо: жизнь боярина, княжеского работника оценивается значительно выше холопской, женщина стоит на низшей ступени, чем мужчина и т.д.
Первым этапом подчинения князем, боярами, дружинниками населения, работающего на земле, было «полюдье» – дань, собираемая осенью с каждого дома, «с дыма»: сельхозпродукты, меха, мед, воск, лен. Основу принципа обложения данью составляло наличие в крестьянском хозяйстве пахотной земли, тем самым государство утверждало свою верховную собственность на земли. Второй этап: со временем князья присваивают общинные земли – в интересах своих семей и наделяя разрастающийся штат вассалов-дружинников все новыми угодьями. В свою очередь, и вассалы вассалов за службу получают вознаграждение землями за счет общинных территорий.
Обедневшие свободные общинники, ранее способные прокормиться за счет трехполья (поля под яровые, озимые культуры и под «пар»), теперь вынуждены искать покровительства у феодала и становиться зависимым работником. На господской земле трудились жители деревень. За право пользоваться собственными участками пахотной земли, лугами, лесами, реками, отданными княжеским вассалам в наследственное пользование, крестьяне должны были платить платежи натурой и выполнять определенные работы, т.е. обязанности, которые раньше исполняли по отношению к великому князю, государству, теперь выполняли в интересах нового господина [4, с.25,51-54]».
В городах также шел процесс имущественной и социальной дифференциации с закабалением населения. Социальный протест внутри общества нарастал. Одним из примеров является восстание в 1113 г. в Киеве и окрестных деревнях. Смерды, закупы, рядовичи, холопы вышли из повиновения и подняли мятеж. Приглашенный для усмирения восставших князь Владимир Мономах вынужден изменить кабальные отношения: если проценты в полтора раза превышают сумму самого долга, то долг считать погашенным; нельзя брать более 20% годовых за долг; нельзя превращать в холопа человека, получившего в долг хлеб. Прописаны источники холопства: самопродажа в холопство или добровольный уход в услужение к господину без оговоренной свободы; превращение в холопа человека, женившегося на холопке без специального договора; беглый закуп (должник). Эти нормы Мономах внес в новую «Русскую Правду» («Устав Владимира Всеволодича») [4, с.75-76; 4, с.201].
Опора князей – боярство – со временем станет одной из главных сил разъединительного процесса Киевской Руси. Опираясь на своих бояр-феодалов, местные князья сумели в 12 в. добиться независимости от Киева, но затем обострятся противоречия между ними, т.к. иные бояре по своей мощи, размерам собственности могли конкурировать с княжеской властью. Это приведет к феодальной раздробленности, сделает Русь лакомым куском для внешних агрессоров. Установится 240-летнее иго Золотой Орды.
С этим периодом связано становление новой опоры князей – дворянства: служилых, военных, дворовых людей, прислуги, получавших земли с крестьянами во временное пользование (поместье), а не в наследственное, как бояре. Также получает развитие другая феодальная собственность – церковно-монастырская. Иго Орды выразилось и в том, что в этот временной период в Европе идет расцвет городов с их освобождением от власти феодалов, развитием частной собственности и правовой системы государства. На Руси нарушены культурно-экономические связи с Европой и идет ориентация на восточную деспотию, карающей силой стало не общество, а государство с жестокими формами подчинения, наказания, укреплением феодального абсолютизма, а не буржуазных отношений. Московские князья собирают земли восточными методами: насильственным захватом территорий, арестами и казнями соперников, борьбой с местными обычаями и традициями, в том числе с народными собраниями – вече.
Развитие феодального землевладения сопровождалось усилением эксплуатации и обострением противоречий между крестьянами и феодалами, между различными группами феодалов за владение крестьянами. Свободная крестьянская община почти полностью поглощена феодальным государством. Однако на фоне крупного феодального землевладения (княжеского, боярского, церковного) в 15 веке в Северо-Восточной Руси преобладают «черные земли» с общинным землевладением крестьян, с индивидуальным владением приусадебными участками и пахотной землей, наличием выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем княжеской администрации. Исчезают понятия «люди», «смерды», «изгои» и др. К концу 14 в. появляется новый термин – «крестьяне» [2, с.65-66].
этап становление развитие крепостничество право
2. Юридическое оформление крепостного права
Великий князь Иван Третий (1462 -1505 гг.) завершил собирание земель под властью Москвы, избавил страну от ига Орды, укрепил государственный аппарат и заложил основы российского самодержавия. Князья в присоединенных землях становились боярами Московского государства, а княжества в 16 в. стали называться уездами, управляемыми наместниками из Москвы, получая за управление «корм» – часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. В 1497 г. принят новый свод законов централизованного государства – Судебник Ивана Третьего, статья 57 ограничила право перехода крестьян от одного феодала к другому определенным сроком: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход от землевладельца крестьянин должен был платить «пожилое» – плату за годы, прожитые на старом месте [2, с.79].
Это был важный шаг к окончательному установлению крепостного права в стране. Сроки перехода от одного господина к другому установлены в интересах феодалов. Во-первых, завершен сбор урожая и хозяин земли успел получить от крестьянина доход в виде оброка и отработки на барщине. Во-вторых, не каждый крестьянин в состоянии выплатить «пожилое». В-третьих, не каждая крестьянская семья пожелает накануне наступающей зимы покинуть прежнее хозяйство. Таким образом, в отличие от стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного феодального хозяйства. И в России еще долго будет господствовать крепостное право, сословность, правовое бесправие основной части населения, тогда как Европа началось формирование новых отношений – буржуазных с вольнонаемным трудом и развитием гражданско-правовых институтов.
Наиболее крупными собственниками земли являлись, как и столетия назад, великий князь (с 1547 г. царь) и его родня, бояре, монастыри и митрополит (с 1589 г. патриарх), с 16 века возросла доля поместного землевладения. Крестьян, исходя из их земельных наделов, можно разделить на три группы:
1) владельческие крестьяне, принадлежавшие феодалам;
2) дворцовые крестьяне, находившиеся во владении дворцового ведомства великого князя (царя);
3) черносошные крестьяне (позже государственные), жившие волостными общинами на землях, не принадлежавших какому-либо владельцу, но обязанные выполнять определенные повинности в пользу государства.
Во второй половине 16 века ареал обитания черносошных крестьян в центральных и северо-западных частях России сократится в связи с увеличением поместной раздачи земель новым феодалам. «Черные земли» сохранятся в малозаселенных районах: Север, Поволжье, Сибирь, а также на Юге, куда бежали крестьяне от феодального гнета и где шло формирование сословия казаков, выполнявшего функции пограничной охраны.
Тенденция к централизации власти вызвала необходимость издания нового свода законов, которое осуществил в 1550 г. Иван Васильевич Грозный. Судебник подтверждал право перехода крестьян в Юрьев день, но увеличил плату за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина.
В 1551 г. созван церковный собор. Ответы собора на сто царских вопросов составили кодекс правовых норм жизни русского духовенства и взаимоотношения церкви с государством – Стоглав. Среди них: запрет монастырям ссужать деньги в «рост» и выпрашивать у царя без нужды новые угодья и льготные грамоты; запрет монастырям покупать вотчинные владения без воли царя, у них отнимались земли, принятые у бояр при малолетстве Ивана Грозного. Для управления государственными делами Иван Грозный сформировал институт приказов. Так, для управления государственными землями, раздаваемыми дворянам, создан Поместный приказ, а для управления холопами – Холопский, сибирскими территориями – Сибирского дворца, землями бывшего Казанского ханства – Казанского дворца. В 1556 г. отменены кормления наместников за счет средств управляемых земель.
В 1565 -1572 гг. по России прошла «опричнина», которая должна была ударить по боярскому произволу, как в центре, так и на местах, но в реальности привела к кризису: массовому террору против населения, разорению хозяйств, сокращению посевных площадей, бегству крестьян из помещичьих хозяйств. При численности населении 7-9 млн человек людские потери от террора, болезней и голода составили 0,5 млн [2, с.89]. Помещики, потеряв часть крестьян, пытались получить больший оброк с оставшихся, тем самым усугубляя положение, Итогом стало массовое бегство и, как следствие, издание в 1581 г. указа о «заповедных летах», в котором запрещались переходы крестьян и устанавливался 5-летний срок поиска беглых – «урочные лета».
Смутное время 1605-1612 гг. стало продолжением трагедии, хотя в неурожайные 1601-1603 гг. царь Борис Годунов и принял меры по смягчению ситуации в стране: разрешил холопам уходить от своих господ, раздавал голодающим хлеб из государственных хранилищ. Смерть Бориса, гибель его сына и жены, самозванство, бездарное правление Василия Шуйского и семи бояр, интервенция поляков и шведов – все это на фоне народного бедствия. Воцарение династии Романовых в 1613 г. стало началом стабилизации в стране и продолжением укрепления крепостного строя с ростом дворянского землевладения.
1642 г.: установлен 10-летний срок для сыска беглых и 15-летний для сыска вывезенных помещиками чужих крестьян.
Соборное уложение 1649 г.: определена бессрочность сыска, т.е. все беглые крестьяне должны быть возвращены владельцам. Но и после 1649 г. устанавливались новые сроки и основания для поиска крестьян, успевших сбежать на окраины – в районы по «засечной черте» и на Дон к казакам (указы 1653, 1656, 1698 гг.), в Сибирь (указы 1671, 1683, 1700 гг.). Дворянство выпрашивало у государя личные льготы, чтобы поиск беглых осуществлялся за казенный счет и ужесточено было наказание за укрывательство крепостных крестьян.
С 17 века стираются различия между отдельными прослойками крестьян, происходит слияние кабальных холопов с полными, размыты грани между холопами и крестьянами путем превращения тех и других в «ревизские души». Раньше полные холопы являлись наследственной собственностью своих господ, а кабальные холопы служили до смерти кредитора, если добровольно не принимали на себя новую кабалу в пользу наследника умершего. Теперь такой вольности холопы лишались, фактически становились бессрочными рабами господина. Усилилось ограничение крестьян в правах собственности с запретом приобретать имущество в городах и уездах, отменено право самостоятельного ухода на промыслы в поисках выхода из материального тупика. Начинается фактическая, а затем и юридически санкционированная (указы 1675, 1682, 1688 гг.) продажа крестьян без земли, законодательно вводится телесное наказание, истязание крепостных [1, с.389].
С 16-17 веками связано становление в России мануфактурного производства – крупных предприятий, основанных на разделении труда с ручной ремесленной техникой. Поскольку в стране не было рынка свободных рабочих рук, государство стало приписывать на казенные мануфактуры крестьян, лишая их свободы выбора, а позже разрешило и частновладельческим предприятиям приобретать, т.е. покупать крестьян. Это в то время, когда в Европе вольнонаемный труд на мануфактурах стал реальностью.
Таким образом, 17 век внес изменения в экономику (развитие единого национального рынка с товарно-денежными отношениями, становление мануфактур), но не привел к существенному формированию капиталистических отношений, как в политике, так и в экономике, социально-культурной сфере. Россия продолжала отставать от передовых цивилизаций. Сельское хозяйство не поднялось на ступень прогресса. Городские ремесленники, объединенные по профессиональному признаку в слободы и сотни, несли тягло – повинности в пользу государства, выбирая себе старост и сотских («черные слободы»). А «белые слободы» принадлежали боярам, монастырям. Класс буржуазии не сложился, из всех социальных групп максимально к этому сословию приблизилось только купечество.
«Самобытный российский путь» со стремлением укрепить абсолютную монархию и крепостное право привел в 16 веке к опричнине, в 17-м – к трагедии Смутного времени, к «бунташному веку» с периодическими социально-классовыми потрясениями. Даже в церковной среде произошел страшный раскол.
Требовались реформы кардинального характера по социально-экономическому развитию и совершенствованию политических институтов.
3. Укрепление крепостничества в 18 веке и его упадок
3.1 Преобразования Петра Великого
18 век принес преобразования, но они были проведены «сверху», поэтому носили половинчатый характер, а порой просто не соответствовали духу времени.
Петровским реформам 18 века проложил путь его отец Алексей Михайлович (годы правления 1645 – 1676 гг.) – человек разносторонних знаний, он не чужд был западным обычаям и традициям, открыл дорогу в Россию иностранным специалистам, но избегал крайностей: «Идите путем средним, праведным, не уклоняйтесь ни вправо, ни влево» [4, с.276]. Хотя реформы патриарха Никона, проведенные при нем и приведшие к расколу общества, расходятся с его словами.
Краткое 6-летнее правление Федора Алексеевича сменилось в 1682 г. двоевластием его несовершеннолетних братьев Ивана и Петра. Регентство осуществляла их сестра Софья, ее заслугой является издание смягчающего крепостное право указа: запрет возврата в крепостную неволю крестьян, ушедших в город, запрет дворянского самоуправства по розыску беглых – этим должны заниматься государевы воеводы. По сведениям, ее фаворит князь Василий Голицын первым из российских аристократов планировал отмену крепостного права, начав процесс с ликвидации принудительного труда на барщине и перехода на оброк [4, с.286-287].
В 1689 г. Петр Алексеевич сумел отстранить от власти сестру и начать самостоятельное правление, отменив все реформы Софьи и В.В.Голицына. Собственные преобразования Петра обусловлены, как нам кажется, следующими факторами. Первый: неоперативность и коррупционность государственного аппарата с Боярской думой и приказами. Второй: влияние специалистов Немецкой слободы в Москве и результаты собственного посещения стран Европы в составе «Великого посольства» в 1697-1698 гг., когда он воочию увидел, насколько прогрессивна Европа Нового времени, но при этом негативно отнесся к наличию парламента, высказав недовольство, что «мужики» управляют государством [4, с.309]. Третий: неудачное начало Северной войны 1700-1721 гг. со Швецией. При этом единственным источником его преобразований была старая подневольная Россия с ее крепостными порядками, гибелью десятков тысяч крепостных и государственных крестьян, посадских людей на строительстве городов, крепостей, кораблей, в ходе военных походов, под непосильным налоговым бременем. На их костях реализовывалась мечта Петра превратить страну в развитую, просвещенную, сильную державу, разрушив, перестроив старые порядки. Гражданские свободы, свобода личности и предпринимательской деятельности – эти понятия, утверждающиеся в Европе, Петру были чужды.
Реформы Петра 1, в короткий срок превратившие страну в великую державу, – особая тема изучения, поэтому остановимся на тех, которые касаются крепостного права. Высокие темпы развития промышленности требовали немалых средств и рабочей силы. Средства в основном поставляло государство. Проблему рабочей силы царь (с 1721 г. император) решил характерным для феодально-крепостнического строя способом: издал указ о «приписании» государственных крестьян, живших в районах строительства новых заводов, к предприятиям в качестве рабочих в счет уплаты государственных налогов и разного рода повинностей. В результате «приписные» крестьяне на несколько месяцев под страхом жестокого наказания вынуждены были оставить свои хозяйства и отправляться (порой на многие километры и под конвоем) на заводы. Другим указом разрешено владельцам предприятий покупать крестьян для работы на заводах. Этих крестьян, называемых «посессионными», в дальнейшем можно было продать с самими заводами, как составную часть какого-то механизма [4, с.328].
Петровская промышленность построена на крепостнических отношениях: работа по 12-14 часов в сутки, жизнь в бараках и в землянках, палочная дисциплина с заковыванием в кандалы и заточением в заводские тюрьмы, мизерная зарплата, недостаточная даже на питание. Естественно, работники промышленности, находясь в таком положении, не были заинтересованы в результатах эффективности производства, в производительности труда. Но метод государственного, крепостнического насилия все же дал результаты: к концу правления Петра (1725 г.) количество мануфактур возросло в 10 раз и достигло 200. Появились новые отрасли: химическая (производство серной кислоты, скипидара, красок, купороса), пороховое, судостроение, шелкоткацкое и др. Созданы промышленные центры: металлургии – на Урале, текстильной промышленности – в Москве, Ярославле, Костроме, судостроения – в Воронеже, Архангельске, Петербурге. По выплавке чугуна Россия вышла на третье место в мире [4, с.329].
Более двух веков спустя этот опыт будет перенят другим великим реформатором – И.В.Сталиным – при осуществлении индустриализации с использованием ГУЛАГа.
В сельском хозяйстве с размахом шло развитие дворянского землевладения с расширением посевных площадей и пастбищ на новых осваиваемых землях, увеличением числа крепостных «душ» у старых и новоявленных помещиков. За годы своего правления царь роздал около 175 тысяч «душ», т.е. лиц мужского пола, а ведь за этими людьми стояли семьи. Ответом на беспрецедентное давление со стороны властей стало массовое бегство крестьян из деревень, сел, с судостроительных верфей, уральских заводов. С конца второго десятилетия до середины 20-х гг. 18 века в бегах по всей России числилось около 200 тысяч человек. Людей не останавливали грозные указы государя о поиске беглецов, битье батогами, клеймении, ссылке на каторгу, отрубании пальцев, рук, голов. Надо отметить, что царь Петр Алексеевич, сам всецело преданный интересам России и не жалевший сил и здоровья для ее преобразования в ведущее государство Европы, и к представителям привилегированного сословия – дворянству – за невыполнение или нерадивость в выполнении порученных дел, казнокрадство применял столь же суровые меры воздействия [4, с.344-345]. В этом проявлялся характер августейшего монарха – человека от природы незлого, невзыскательного к личным благам и немстительного. Может поэтому кто-то и сейчас мечтает о таком правителе?
Указом от 1714 г. «О единонаследии» Петр 1 ликвидировал разницу между вотчиной и поместьем. Теперь и помещики имели полное право на владение и распоряжение своим имением, но при условии несения службы у государя. Помещики стали вкладывать в свои хозяйства больше труда, т.к. лишились угрозы потери имений. Право наследования таких имений сохранялось только за одним наследником, т.е. дробление на мелкие хозяйства прекратились. Остальные сыновья, лишенные средств существования за счет имений, поступали на военную или статскую службу, тем самым укрепляя все возрастающую численность армии и государственные структуры власти.
По личному указу Петра в Россию завезли несколько тысяч литовских кос, которые стали заменять трудоемкую и медленную жатву серпами. Коса-«литовка» прижилась в русских деревнях. Разведение садов, шелковичных червей, высокопородных видов скота, завозимых из-за границы, культивирование технических культур (в частности, льна) – все эти аграрные новшества были в поле зрения первого императора России, открывшего «окно в Европу», но оставшегося убежденным крепостником.