Основные этапы установления крепостного права в России

9

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Факультет психологии, социальной работы и физической культуры

Кафедра социальной работы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

«Основные этапы установления крепостного права в России»

Преподаватель:

С. И. Яковлева

Исполнитель:

студентка 7120 группы

Г. С. Юдина

Сыктывкар 2011

Содержание

Введение

1. Становление феодальных отношений в Древней Руси

2. Юридическое оформление крепостного права

3. Укрепление крепостничества в 18 веке и его упадок в 19 веке

3.1 Преобразования Петра Великого

3.2 От укрепления крепостничества к его упадку

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В условиях строительства правового государства в России актуальность темы изучения феодального прошлого страны с его главными признаками — самодержавной монархией и крепостным правом — может быть вызвана размышлениями о проблемах государства и путях его развития, когда высказываются мнения о необходимости установления жесткой абсолютной власти. Например, приводится в качестве примера правление Петра 1 и особенно строительство социализма при Сталине. Это игнорирование очевидного принципа: цивилизованное общество не может опираться на абсолютную власть какой-либо личности, пусть даже самой гениальной, такое правление неминуемо приведет к перерождению в культ личности с уничтожением правовых институтов демократии. Не думаем, что сторонники диктатуры сами хотели бы оказаться в числе жертв политического режима.

Кроме того, связывая проблемы с нашей темой исследования, отметим, что в политике самодержавной монархии и большевистской диктатуры есть еще одно общее: крестьянство не рассматривается как прогрессивная сила общества, а представляет лишь потребительский интерес для государства, правящей верхушки, поэтому с этой социальной средой особо и не церемонились. Если помещик эпохи феодализма мог крестьянина продать, разлучить с семьей, оторвать от земли и нажитого имущества, ссылать на каторгу, сажать в тюрьмы, истязать, а «диктатура пролетариата» 20 века проделывала то же самое, то о каком гуманизме, прогрессе может идти речь? В крепостном праве феодального строя и колхозном строе сталинского социализма много общего. И сейчас в пореформенной России положение в деревне дико отличается от урбанизированных центров.

Наша задача: раскрыть истоки и развитие крепостного права, выделив основные периоды этого 1000-летнего исторического процесса, более длительного, чем в других странах Европы; насколько это было в России закономерно по продолжительности, по жестокости и взаимосвязано ли с другими важными событиями, которые привели к тому, к чему пришла Россия в 20 веке.

1. Становление феодальных отношений в Древней Руси

Крепостное право, как совокупность юридических норм, закреплявших крестьянскую зависимость от феодала, с запретом уходить со своих земельных наделов, наследственным подчинением административной и судебной власти определенного феодала, лишением крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, формируется в Западной и Центральной Европе после распада Римской рабовладельческой империи в 1-м тысячелетии и укрепляется в первой половине 2-го тысячелетия. После этого, в 16-18 вв., в Западной Европе элементы крепостного права начинают исчезать [1, с.388-389].

В России образование феодального государства начинается с распада первобытного строя и минует рабовладельческую формацию. Рабство у славян носило патриархальный характер, когда рабы из числа должников и пленных не образуют класса, а считаются младшими неполноценными членами семьи. В племенной среде еще 7- начала 9 веков выделилась «нарочитая знать» — вожди, старейшины, знаменитые воины, которая стала жить не общинным укладом, а отдельными укрепленными усадьбами, создавая частную собственность на средства производства, на землю, облагая соплеменников данью (налогами). Родовая знать, княжеские дружинники на этапе становления государства («военная демократия»), формально сохраняя общинные традиции и демократическое собрание («вече»), формируют привилегированную феодальную группу бояр-вотчинников, передававших свои земли-«вотчины» по наследству и подчинявших себе крестьян-общинников. С возникновением собственности на землю, зарождением феодальных отношений и классов на рубеже 8-9 вв. сложилось государство восточных славян [2, с.32,33,36].

Свободное население Руси именовалось «люди, людины», основную его массу составляли крестьяне: землевладельцы-общинники, разрабатывавших свои участки индивидуально, и «смерды» — пока еще свободные люди, находившиеся под особой юрисдикцией князя и платившие натурой оброк, выполнявшие работы: извоз, строительство или ремонт домов, дорог, мостов. Если у смерда не было сына, то земля возвращалась князю. К зависимой категории крестьянства относились «закупы», взявшие купу (в долг), которую необходимо было выплатить в срок и с процентами (резы). При невыплате они становились бесправными «холопами» и работали в хозяйстве феодала под надзором «рядовичей» — людей, поступавших на службу к господину по договору — «ряду». Рабы (как военнопленные, так и должники) бывали временными (до уплаты долга) или постоянными, включая наследственное рабство, но при этом и они могли выкупить себе свободу.

Когда говорят о крепостном праве в России, имеют в виду, прежде всего помещиков и крестьян. На самом деле, на рубеже 17 — 18 веков в большей или меньшей степени было закрепощено все население страны: и дворянство, и духовенство, и горожане, и крестьяне всех категорий [8, с.3].

Таким образом, можно выделить основные социальные группы периода:

1) высшие классы — князья, бояре-вотчинники и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы-горожане;

2) средний класс — купцы и ремесленники в городах, владельцы средних и небольших имений;

3) низший класс — бедные ремесленники и крестьяне, а также полусвободные и невольники.

Социальное неравенство закреплено в древнерусском феодальном праве, действовавшего до 15 века и состоящего из норм: «Правда Ярослава», «Закон Русский», дополнения к «Правде Ярослава», «Правда Ярославичей», Устав Владимира Мономаха», «Пространная Правда» [2, с.44,45]. Ознакомимся с некоторыми положениями. «Кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертию; а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскать деньгами в казну: за боярина княжеского, тиуна огнищан (княжеский дворецкий), или граждан именитых, и тиуна конюшего — 80 гривен или двойную виру (штраф); за княжеского отрока или гридня, повара, конюха, купца, тиуна и мечника боярского, за всякого людина, то есть свободного человека, русского (варяжского племени) или славянина — 40 гривен или виру, а за убиение жены полвиры. За раба нет виры; но кто убил его безвинно, должен платить господину урок, или цену убитого: за тиуна сельского или старосту княжеского и боярского, за ремесленника 12 гривен, за простого холопа боярского и людского 5 гривен, за рабу 6 гривен, и сверх того в казну 12 гривен продажи, дани или пени [5, с.159]». Степень социальной несправедливости налицо: жизнь боярина, княжеского работника оценивается значительно выше холопской, женщина стоит на низшей ступени, чем мужчина и т.д.

Первым этапом подчинения князем, боярами, дружинниками населения, работающего на земле, было «полюдье» — дань, собираемая осенью с каждого дома, «с дыма»: сельхозпродукты, меха, мед, воск, лен. Основу принципа обложения данью составляло наличие в крестьянском хозяйстве пахотной земли, тем самым государство утверждало свою верховную собственность на земли. Второй этап: со временем князья присваивают общинные земли — в интересах своих семей и наделяя разрастающийся штат вассалов-дружинников все новыми угодьями. В свою очередь, и вассалы вассалов за службу получают вознаграждение землями за счет общинных территорий.

Обедневшие свободные общинники, ранее способные прокормиться за счет трехполья (поля под яровые, озимые культуры и под «пар»), теперь вынуждены искать покровительства у феодала и становиться зависимым работником. На господской земле трудились жители деревень. За право пользоваться собственными участками пахотной земли, лугами, лесами, реками, отданными княжеским вассалам в наследственное пользование, крестьяне должны были платить платежи натурой и выполнять определенные работы, т.е. обязанности, которые раньше исполняли по отношению к великому князю, государству, теперь выполняли в интересах нового господина [4, с.25,51-54]».

В городах также шел процесс имущественной и социальной дифференциации с закабалением населения. Социальный протест внутри общества нарастал. Одним из примеров является восстание в 1113 г. в Киеве и окрестных деревнях. Смерды, закупы, рядовичи, холопы вышли из повиновения и подняли мятеж. Приглашенный для усмирения восставших князь Владимир Мономах вынужден изменить кабальные отношения: если проценты в полтора раза превышают сумму самого долга, то долг считать погашенным; нельзя брать более 20% годовых за долг; нельзя превращать в холопа человека, получившего в долг хлеб. Прописаны источники холопства: самопродажа в холопство или добровольный уход в услужение к господину без оговоренной свободы; превращение в холопа человека, женившегося на холопке без специального договора; беглый закуп (должник). Эти нормы Мономах внес в новую «Русскую Правду» («Устав Владимира Всеволодича») [4, с.75-76; 4, с.201].

Опора князей — боярство — со временем станет одной из главных сил разъединительного процесса Киевской Руси. Опираясь на своих бояр-феодалов, местные князья сумели в 12 в. добиться независимости от Киева, но затем обострятся противоречия между ними, т.к. иные бояре по своей мощи, размерам собственности могли конкурировать с княжеской властью. Это приведет к феодальной раздробленности, сделает Русь лакомым куском для внешних агрессоров. Установится 240-летнее иго Золотой Орды.

С этим периодом связано становление новой опоры князей — дворянства: служилых, военных, дворовых людей, прислуги, получавших земли с крестьянами во временное пользование (поместье), а не в наследственное, как бояре. Также получает развитие другая феодальная собственность — церковно-монастырская. Иго Орды выразилось и в том, что в этот временной период в Европе идет расцвет городов с их освобождением от власти феодалов, развитием частной собственности и правовой системы государства. На Руси нарушены культурно-экономические связи с Европой и идет ориентация на восточную деспотию, карающей силой стало не общество, а государство с жестокими формами подчинения, наказания, укреплением феодального абсолютизма, а не буржуазных отношений. Московские князья собирают земли восточными методами: насильственным захватом территорий, арестами и казнями соперников, борьбой с местными обычаями и традициями, в том числе с народными собраниями — вече.

Развитие феодального землевладения сопровождалось усилением эксплуатации и обострением противоречий между крестьянами и феодалами, между различными группами феодалов за владение крестьянами. Свободная крестьянская община почти полностью поглощена феодальным государством. Однако на фоне крупного феодального землевладения (княжеского, боярского, церковного) в 15 веке в Северо-Восточной Руси преобладают «черные земли» с общинным землевладением крестьян, с индивидуальным владением приусадебными участками и пахотной землей, наличием выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем княжеской администрации. Исчезают понятия «люди», «смерды», «изгои» и др. К концу 14 в. появляется новый термин — «крестьяне» [2, с.65-66].

этап становление развитие крепостничество право

2. Юридическое оформление крепостного права

Великий князь Иван Третий (1462 -1505 гг.) завершил собирание земель под властью Москвы, избавил страну от ига Орды, укрепил государственный аппарат и заложил основы российского самодержавия. Князья в присоединенных землях становились боярами Московского государства, а княжества в 16 в. стали называться уездами, управляемыми наместниками из Москвы, получая за управление «корм» — часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. В 1497 г. принят новый свод законов централизованного государства — Судебник Ивана Третьего, статья 57 ограничила право перехода крестьян от одного феодала к другому определенным сроком: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход от землевладельца крестьянин должен был платить «пожилое» — плату за годы, прожитые на старом месте [2, с.79].

Это был важный шаг к окончательному установлению крепостного права в стране. Сроки перехода от одного господина к другому установлены в интересах феодалов. Во-первых, завершен сбор урожая и хозяин земли успел получить от крестьянина доход в виде оброка и отработки на барщине. Во-вторых, не каждый крестьянин в состоянии выплатить «пожилое». В-третьих, не каждая крестьянская семья пожелает накануне наступающей зимы покинуть прежнее хозяйство. Таким образом, в отличие от стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного феодального хозяйства. И в России еще долго будет господствовать крепостное право, сословность, правовое бесправие основной части населения, тогда как Европа началось формирование новых отношений — буржуазных с вольнонаемным трудом и развитием гражданско-правовых институтов.

Наиболее крупными собственниками земли являлись, как и столетия назад, великий князь (с 1547 г. царь) и его родня, бояре, монастыри и митрополит (с 1589 г. патриарх), с 16 века возросла доля поместного землевладения. Крестьян, исходя из их земельных наделов, можно разделить на три группы:

1) владельческие крестьяне, принадлежавшие феодалам;

2) дворцовые крестьяне, находившиеся во владении дворцового ведомства великого князя (царя);

3) черносошные крестьяне (позже государственные), жившие волостными общинами на землях, не принадлежавших какому-либо владельцу, но обязанные выполнять определенные повинности в пользу государства.

Во второй половине 16 века ареал обитания черносошных крестьян в центральных и северо-западных частях России сократится в связи с увеличением поместной раздачи земель новым феодалам. «Черные земли» сохранятся в малозаселенных районах: Север, Поволжье, Сибирь, а также на Юге, куда бежали крестьяне от феодального гнета и где шло формирование сословия казаков, выполнявшего функции пограничной охраны.

Тенденция к централизации власти вызвала необходимость издания нового свода законов, которое осуществил в 1550 г. Иван Васильевич Грозный. Судебник подтверждал право перехода крестьян в Юрьев день, но увеличил плату за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина.

В 1551 г. созван церковный собор. Ответы собора на сто царских вопросов составили кодекс правовых норм жизни русского духовенства и взаимоотношения церкви с государством — Стоглав. Среди них: запрет монастырям ссужать деньги в «рост» и выпрашивать у царя без нужды новые угодья и льготные грамоты; запрет монастырям покупать вотчинные владения без воли царя, у них отнимались земли, принятые у бояр при малолетстве Ивана Грозного. Для управления государственными делами Иван Грозный сформировал институт приказов. Так, для управления государственными землями, раздаваемыми дворянам, создан Поместный приказ, а для управления холопами — Холопский, сибирскими территориями — Сибирского дворца, землями бывшего Казанского ханства — Казанского дворца. В 1556 г. отменены кормления наместников за счет средств управляемых земель.

Читайте также:  Общие положения о наследовании

В 1565 -1572 гг. по России прошла «опричнина», которая должна была ударить по боярскому произволу, как в центре, так и на местах, но в реальности привела к кризису: массовому террору против населения, разорению хозяйств, сокращению посевных площадей, бегству крестьян из помещичьих хозяйств. При численности населении 7-9 млн человек людские потери от террора, болезней и голода составили 0,5 млн [2, с.89]. Помещики, потеряв часть крестьян, пытались получить больший оброк с оставшихся, тем самым усугубляя положение, Итогом стало массовое бегство и, как следствие, издание в 1581 г. указа о «заповедных летах», в котором запрещались переходы крестьян и устанавливался 5-летний срок поиска беглых — «урочные лета».

Смутное время 1605-1612 гг. стало продолжением трагедии, хотя в неурожайные 1601-1603 гг. царь Борис Годунов и принял меры по смягчению ситуации в стране: разрешил холопам уходить от своих господ, раздавал голодающим хлеб из государственных хранилищ. Смерть Бориса, гибель его сына и жены, самозванство, бездарное правление Василия Шуйского и семи бояр, интервенция поляков и шведов — все это на фоне народного бедствия. Воцарение династии Романовых в 1613 г. стало началом стабилизации в стране и продолжением укрепления крепостного строя с ростом дворянского землевладения.

1642 г.: установлен 10-летний срок для сыска беглых и 15-летний для сыска вывезенных помещиками чужих крестьян.

Соборное уложение 1649 г.: определена бессрочность сыска, т.е. все беглые крестьяне должны быть возвращены владельцам. Но и после 1649 г. устанавливались новые сроки и основания для поиска крестьян, успевших сбежать на окраины — в районы по «засечной черте» и на Дон к казакам (указы 1653, 1656, 1698 гг.), в Сибирь (указы 1671, 1683, 1700 гг.). Дворянство выпрашивало у государя личные льготы, чтобы поиск беглых осуществлялся за казенный счет и ужесточено было наказание за укрывательство крепостных крестьян.

С 17 века стираются различия между отдельными прослойками крестьян, происходит слияние кабальных холопов с полными, размыты грани между холопами и крестьянами путем превращения тех и других в «ревизские души». Раньше полные холопы являлись наследственной собственностью своих господ, а кабальные холопы служили до смерти кредитора, если добровольно не принимали на себя новую кабалу в пользу наследника умершего. Теперь такой вольности холопы лишались, фактически становились бессрочными рабами господина. Усилилось ограничение крестьян в правах собственности с запретом приобретать имущество в городах и уездах, отменено право самостоятельного ухода на промыслы в поисках выхода из материального тупика. Начинается фактическая, а затем и юридически санкционированная (указы 1675, 1682, 1688 гг.) продажа крестьян без земли, законодательно вводится телесное наказание, истязание крепостных [1, с.389].

С 16-17 веками связано становление в России мануфактурного производства — крупных предприятий, основанных на разделении труда с ручной ремесленной техникой. Поскольку в стране не было рынка свободных рабочих рук, государство стало приписывать на казенные мануфактуры крестьян, лишая их свободы выбора, а позже разрешило и частновладельческим предприятиям приобретать, т.е. покупать крестьян. Это в то время, когда в Европе вольнонаемный труд на мануфактурах стал реальностью.

Таким образом, 17 век внес изменения в экономику (развитие единого национального рынка с товарно-денежными отношениями, становление мануфактур), но не привел к существенному формированию капиталистических отношений, как в политике, так и в экономике, социально-культурной сфере. Россия продолжала отставать от передовых цивилизаций. Сельское хозяйство не поднялось на ступень прогресса. Городские ремесленники, объединенные по профессиональному признаку в слободы и сотни, несли тягло — повинности в пользу государства, выбирая себе старост и сотских («черные слободы»). А «белые слободы» принадлежали боярам, монастырям. Класс буржуазии не сложился, из всех социальных групп максимально к этому сословию приблизилось только купечество.

«Самобытный российский путь» со стремлением укрепить абсолютную монархию и крепостное право привел в 16 веке к опричнине, в 17-м — к трагедии Смутного времени, к «бунташному веку» с периодическими социально-классовыми потрясениями. Даже в церковной среде произошел страшный раскол.

Требовались реформы кардинального характера по социально-экономическому развитию и совершенствованию политических институтов.

3. Укрепление крепостничества в 18 веке и его упадок

3.1 Преобразования Петра Великого

18 век принес преобразования, но они были проведены «сверху», поэтому носили половинчатый характер, а порой просто не соответствовали духу времени.

Петровским реформам 18 века проложил путь его отец Алексей Михайлович (годы правления 1645 — 1676 гг.) — человек разносторонних знаний, он не чужд был западным обычаям и традициям, открыл дорогу в Россию иностранным специалистам, но избегал крайностей: «Идите путем средним, праведным, не уклоняйтесь ни вправо, ни влево» [4, с.276]. Хотя реформы патриарха Никона, проведенные при нем и приведшие к расколу общества, расходятся с его словами.

Краткое 6-летнее правление Федора Алексеевича сменилось в 1682 г. двоевластием его несовершеннолетних братьев Ивана и Петра. Регентство осуществляла их сестра Софья, ее заслугой является издание смягчающего крепостное право указа: запрет возврата в крепостную неволю крестьян, ушедших в город, запрет дворянского самоуправства по розыску беглых — этим должны заниматься государевы воеводы. По сведениям, ее фаворит князь Василий Голицын первым из российских аристократов планировал отмену крепостного права, начав процесс с ликвидации принудительного труда на барщине и перехода на оброк [4, с.286-287].

В 1689 г. Петр Алексеевич сумел отстранить от власти сестру и начать самостоятельное правление, отменив все реформы Софьи и В.В.Голицына. Собственные преобразования Петра обусловлены, как нам кажется, следующими факторами. Первый: неоперативность и коррупционность государственного аппарата с Боярской думой и приказами. Второй: влияние специалистов Немецкой слободы в Москве и результаты собственного посещения стран Европы в составе «Великого посольства» в 1697-1698 гг., когда он воочию увидел, насколько прогрессивна Европа Нового времени, но при этом негативно отнесся к наличию парламента, высказав недовольство, что «мужики» управляют государством [4, с.309]. Третий: неудачное начало Северной войны 1700-1721 гг. со Швецией. При этом единственным источником его преобразований была старая подневольная Россия с ее крепостными порядками, гибелью десятков тысяч крепостных и государственных крестьян, посадских людей на строительстве городов, крепостей, кораблей, в ходе военных походов, под непосильным налоговым бременем. На их костях реализовывалась мечта Петра превратить страну в развитую, просвещенную, сильную державу, разрушив, перестроив старые порядки. Гражданские свободы, свобода личности и предпринимательской деятельности — эти понятия, утверждающиеся в Европе, Петру были чужды.

Реформы Петра 1, в короткий срок превратившие страну в великую державу, — особая тема изучения, поэтому остановимся на тех, которые касаются крепостного права. Высокие темпы развития промышленности требовали немалых средств и рабочей силы. Средства в основном поставляло государство. Проблему рабочей силы царь (с 1721 г. император) решил характерным для феодально-крепостнического строя способом: издал указ о «приписании» государственных крестьян, живших в районах строительства новых заводов, к предприятиям в качестве рабочих в счет уплаты государственных налогов и разного рода повинностей. В результате «приписные» крестьяне на несколько месяцев под страхом жестокого наказания вынуждены были оставить свои хозяйства и отправляться (порой на многие километры и под конвоем) на заводы. Другим указом разрешено владельцам предприятий покупать крестьян для работы на заводах. Этих крестьян, называемых «посессионными», в дальнейшем можно было продать с самими заводами, как составную часть какого-то механизма [4, с.328].

Петровская промышленность построена на крепостнических отношениях: работа по 12-14 часов в сутки, жизнь в бараках и в землянках, палочная дисциплина с заковыванием в кандалы и заточением в заводские тюрьмы, мизерная зарплата, недостаточная даже на питание. Естественно, работники промышленности, находясь в таком положении, не были заинтересованы в результатах эффективности производства, в производительности труда. Но метод государственного, крепостнического насилия все же дал результаты: к концу правления Петра (1725 г.) количество мануфактур возросло в 10 раз и достигло 200. Появились новые отрасли: химическая (производство серной кислоты, скипидара, красок, купороса), пороховое, судостроение, шелкоткацкое и др. Созданы промышленные центры: металлургии — на Урале, текстильной промышленности — в Москве, Ярославле, Костроме, судостроения — в Воронеже, Архангельске, Петербурге. По выплавке чугуна Россия вышла на третье место в мире [4, с.329].

Более двух веков спустя этот опыт будет перенят другим великим реформатором — И.В.Сталиным — при осуществлении индустриализации с использованием ГУЛАГа.

В сельском хозяйстве с размахом шло развитие дворянского землевладения с расширением посевных площадей и пастбищ на новых осваиваемых землях, увеличением числа крепостных «душ» у старых и новоявленных помещиков. За годы своего правления царь роздал около 175 тысяч «душ», т.е. лиц мужского пола, а ведь за этими людьми стояли семьи. Ответом на беспрецедентное давление со стороны властей стало массовое бегство крестьян из деревень, сел, с судостроительных верфей, уральских заводов. С конца второго десятилетия до середины 20-х гг. 18 века в бегах по всей России числилось около 200 тысяч человек. Людей не останавливали грозные указы государя о поиске беглецов, битье батогами, клеймении, ссылке на каторгу, отрубании пальцев, рук, голов. Надо отметить, что царь Петр Алексеевич, сам всецело преданный интересам России и не жалевший сил и здоровья для ее преобразования в ведущее государство Европы, и к представителям привилегированного сословия — дворянству — за невыполнение или нерадивость в выполнении порученных дел, казнокрадство применял столь же суровые меры воздействия [4, с.344-345]. В этом проявлялся характер августейшего монарха — человека от природы незлого, невзыскательного к личным благам и немстительного. Может поэтому кто-то и сейчас мечтает о таком правителе?

Указом от 1714 г. «О единонаследии» Петр 1 ликвидировал разницу между вотчиной и поместьем. Теперь и помещики имели полное право на владение и распоряжение своим имением, но при условии несения службы у государя. Помещики стали вкладывать в свои хозяйства больше труда, т.к. лишились угрозы потери имений. Право наследования таких имений сохранялось только за одним наследником, т.е. дробление на мелкие хозяйства прекратились. Остальные сыновья, лишенные средств существования за счет имений, поступали на военную или статскую службу, тем самым укрепляя все возрастающую численность армии и государственные структуры власти.

По личному указу Петра в Россию завезли несколько тысяч литовских кос, которые стали заменять трудоемкую и медленную жатву серпами. Коса-«литовка» прижилась в русских деревнях. Разведение садов, шелковичных червей, высокопородных видов скота, завозимых из-за границы, культивирование технических культур (в частности, льна) — все эти аграрные новшества были в поле зрения первого императора России, открывшего «окно в Европу», но оставшегося убежденным крепостником.

3.2 От укрепления крепостничества к его упадку

После смерти царя-реформатора сменяются у власти Екатерина 1 (1725-1727 гг.), Петр 11 (1727-1730 гг.). Перед возведением на трон племянницы Петра Великого Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) была попытка ограничения абсолютной монархии группой высшей аристократии, закончившаяся неудачей, т.к. дворянство не желало иной власти, кроме самодержавия. В благодарность за такую поддержку Анна освободила дворян от бессрочной службы: после 25 лет службы они могли выйти в отставку. Разрешила дробить имения между наследниками, предпринимателям сохранила право покупки крепостных для своих заводов, но императрица Елизавета Петровна (1741-1761 гг.) ограничила право купцов на покупку крестьян для мануфактур, предписала сократить число «приписных» к заводам крестьян. Фаворит Елизаветы граф П.И.Шувалов предлагал в 1753 г. введение свободного крестьянского труда, но императрица не решилась на подобное ущемление интересов дворян. Наоборот, позволила им сократить службу в армии и в системе управления; дворяне могли ссылать провинившихся крестьян в Сибирь, продавать своих крепостных другим лицам для отдачи их в рекруты.

«Манифест о даровании свободы и вольностей российскому дворянству», изданный 18 февраля 1762 г. императором Петром Третьим (1761-1762 гг.), освобождал дворян от обязательной службы государству, давая возможность больше времени уделять своим поместьям. Дворянство превратилось из служилого сословия в привилегированное. При Петре обнародован и другой указ — о лишении промышленников покупать крепостных крестьян для мануфактур [2, с.142; 4, с.381].

При Елизавете Петровне, Екатерине Второй (1762-1796 гг.) ширится практика продажи крепостных без земли, детей разлучали с родителями, в иных дворянских имениях барщина длится 5-6 дней, не оставляя крестьянам возможности трудиться на своих наделах. Получила широкую известность садистская практика помещицы Салтыковой, которая за 10 лет замучила до смерти более 100 человек. Это было крайнее нарушение закона, предусматривавшего наказание за смерть крепостного от помещичьего истязания, поэтому Салтыкова была осуждена и последующие годы провела в тюрьме. Смертная казнь и телесные наказания в отношении дворян не применялись.

Либеральные требования самих крепостных крестьян и представителей передовой общественности сводились к переводу помещичьих и монастырских крепостных, наиболее жестоко эксплуатируемых, в разряд государственных или дворцовых, где и насилия было меньше, и поборов. В национальных окраинах (в Поволжье, на Урале) разрастается недовольство сокращением общинных земель, захватываемых помещиками и промышленниками.

Читайте также:  Деньги сущность, возникновение, функции

В 1764 г. Екатерина Вторая претворила в жизнь указ, разработанный еще при Петре Третьем, о секуляризации церковных земель в пользу государства, т.е. церковь перестает быть одним из феодальных землевладельцев [2, с.142].

Екатерина, чье правление называют эпохой просвещенного абсолютизма, понимала пагубность принудительного труда в сельском хозяйстве и промышленности, но решиться на отмену крепостного права, на лишение помещиков и владельцев мануфактур фактически дармовой рабочей силы не смогла, боясь недовольства и заговора сословия, на которое опиралось самодержавие. До конца своей жизни она была верна своим словам, сказанным при вступлении на престол: «Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном повиновении содержать». И последовали раздачи земель с крестьянскими «душами», проведение «генерального межевания» земель закрепило за помещиками те владения, которые они самовольно захватили в течение последних лет [4, с.386]. Если при Елизавете помещицу «Салтычиху» посадили за истязания и гибель крестьян в тюрьму, то при Екатерине подобных «ущемлений вольности» дворян не было. При Екатерине крепостное право установилось и на Левобережной Украине (Малороссии). Попытки ограничить продажу крестьян без земли, запретить торговлю ими с аукциона, как при рабовладельческом строе, остались на уровне разговоров.

В 1767 г. Екатерина предприняла попытку создать новое Уложение взамен Уложения 1649 г. Собственноручно написала для выборных представителей «Наказ», в котором фигурировали слова «добро», «честность», «вольность» и было пожелание помещикам так облагать податями и повинностями своих крестьян, чтобы это не наносило ущерба их хозяйствам и не разоряло. Но проекты не были реализованы [4, с.390]. Любое вольнодумство, даже робкая критика крепостничества и самодержавия пресекались. Примером являются преследования просветителей: Н.И.Новикова, издателя сатирического журнала «Трутень», А.Н.Радищева за публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву».

Социальным потрясением 18 века стала крестьянская война 1773-1775 гг. под руководством Емельяна Пугачева. Искрой послужило наступление властей на вольности донского казачества, а пламя разгорелось в полную силу после вступления в борьбу «за землю и волю» угнетенных крестьян, национальных меньшинств Поволжья и Урала. Это восстание показало накопление ненависти к самодержавной власти в «низах», но в то же время заставило дворянство и другие вольные сословия сплотиться против возможного бунта «черни». Поэтому проведенные в 1775 г. реформы местного управления носили сословный характер: сохранение привилегий дворянства, предоставление определенных льгот для имущественных горожан и государственных крестьян и не предусматривали улучшения положения помещичьих крестьян.

Закончилось правление императрицы Екатерины, названное «золотым веком» русской политики. Это был период противоречий: блестящие победы русского оружия на суше и на море, присоединение Новороссии на юге в ходе войны с Турцией, возврат западных земель бывшей Киевской Руси в ходе трех разделов Польши, и в то же время при значительном росте населения нет большой динамики в урбанизации, развитии промышленных центров. Если к началу 1720-х гг. в России проживали 15,5 млн человек (97% — в сельской местности), то к середине 1790-х гг. — 37,2 млн (95,9% — сельчане). Т.е. страна аграрная, сохраняющая крепостничество, которое тормозит прогресс. Около 50% населения находилось в феодальной кабале и не могло способствовать энергичному развитию новой формации — капитализма [4, с.412].

Наследник престола, Павел 1, в свое короткое правление (1796-1801 гг.) попытался навести порядок в разлагающейся стране. Возвращены из ссылки критики крепостничества Радищев и Новиков, объявлено о необходимости дворян с честью служить отечеству под страхом наказания, включая телесные, забытые со времен Елизаветы Петровны. Разрешил крестьянам подавать жалобы на помещиков, что было запрещено его матерью — Екатериной Второй. В 1797 г. вышли указы о запрете продавать дворовых людей и крепостных крестьян без земли, принуждать крестьян к работе в праздничные дни, барщина ограничена тремя днями в неделю. Казалось, что это шаги к отмене крепостного права, но в то же время непоследовательный император Павел раздаривал фаворитам сотни тысяч крепостных душ, позволял купцам-заводчикам покупать крестьян для своих предприятий [4, с.433-434].

При императоре Александре Павловиче (1801-1825 гг.) дворянству вернули его привилегия. Крестьянство, составляющее 90% населения, сохраняло сословное деление на помещичьих (самых многочисленных), государственных, удельных. 20 февраля 1803 г. вышел указ «О вольных хлебопашцах»: помещики не могли без суда ссылать крепостных в Сибирь, а за выкуп могли освобождать своих крестьян на волю с землей. Указы 1804-1805 гг. ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях: крестьяне являются наследственными владельцами своих наделов и их нельзя продавать без их земель. Александр вводит другое новшество, характерное для феодализма, внедрение которого возложено на А.А. Аракчеева («аракчеевщина») — военные поселения. Это были особые формирования войск в 1810-1857 гг., государственные крестьяне зачислялись в военные поселения и должны были совмещать сельскохозяйственные работы с военной муштрой, а расходы по военному обучению возлагались преимущественно на само население. Тем самым из соображений экономий казны поселенцы дважды закрепощались — как крестьяне и как солдаты [2, с.172, 174].

Победа над покорителем Европы Наполеоном породила надежду: народ-победитель может рассчитывать на свободу. Это было одним из пунктов прогрессивных дворянских обществ, названных впоследствии декабристскими в честь дня восстания против самодержавия и крепостничества — 14 декабря 1825 г. Но новый император Николай 1 (1825-1855 гг.), подавив выступление декабристов, сохранял феодально-самодержавный консерватизм. Однако и он вынужден запретить продажу крестьян в розницу (1841 г.), продажу безземельным дворянам (1843 г.) и разрешил самим крепостным крестьянам приобретать недвижимость. Но даже в среде сторонников государственной идеологии народности озвучивалась мысль об отмене крепостной зависимости и поддержке общинной самостоятельности, как во времена Киевской Руси.

На политическое и социально-экономическое положение России все более негативно будет сказываться анахронизм в виде крепостного права с его спутниками: отсутствием свободного предпринимательства, подневольным трудом половины населения страны, самодержавным правлением одной семьи и т.д. Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. в полной мере показало отставание России от стран Европы. Великая держава, с мнением которой считались, начиная с Петра Великого, потеряла свой авторитет в международной политике из-за упорства абсолютной монархии сохранить свою неограниченную власть, уповая на преданное сословие — дворянство, в среде которого уже произошел раскол между консерваторами и прогрессивно мыслящими представителями.

Решение обострившихся проблем возложил на себя император Александр Второй, прозванный Реформатором, который 19 февраля 1861 г. подписал Манифест об отмене крепостного права. Один из главных признаков феодализма, основное препятствие на пути к капитализму было ликвидировано.

Заключение

Итак, анализируя историю феодализма в России, процесс установления крепостного права можно разделить на периоды.

Первый: от зарождения государства Российского в 9 веке до юридического закрепощения в конце 15-16 веках. На этом этапе сохраняется общинная вольность основной части крестьян. Число феодалов ограничено вотчинниками, а число абсолютно бесправных крестьян — холопами.

Второй: 16-17 века. Образовалось Московское государство, опорой становящегося самодержавия являются по-прежнему родовитое боярство, а также новое сословие — дворянство, для которых одним из главных источников существования является земля с сельскохозяйственным производством крестьян, которых государство закрепляют навечно за феодалом.

Третий: 18 век. Российская империя, образованная Петром 1, потребовала масштабных реформ, вовлечения в активную жизнь массы новых людей. Несоизмеримо выше, чем на раннем этапе, поднялась численность дворянства, которое за заслуги перед императорами получает все новые и новые земли с крепостными. Промышленное развитие также связано с закрепощением крестьян целыми деревнями к мануфактурам. Крепостные лишены права обжалования действий своих господ, стали фактически в руках помещиков живым орудием труда, как рабы.

Четвертый: первая половина 19 века. Под влиянием просвещенной Европы, а также Освободительного похода русской армии в 1813-1814 гг. по странам Европы антикрепостнические настроения разрастаются даже в среде дворянства. И если политические выступления Николаю 1 удалось подавить, то экономические последствия крепостничества невозможно ликвидировать волевым методом. В итоге кризис ударил и по экономике, и по политике, что привело монархию к необходимости отмены крепостного права, иначе могло последовать всенародное восстание с непредсказуемыми последствиями.

Великие реформы, органично связанные с социально-экономическими и политическими процессами первой половины 19 в., являлись вместе с тем переломом, переворотным пунктом в истории России. Не предусматривая и не обеспечивая одномоментного переворота во всех серах государственной жизни, они закладывали для этого переворота фундамент и исключали возможность реставрации дореформенных порядков. Модернизация России продолжилась на новой основе — освобожденной от крепостного права т руда, развития частной инициативы, зарождение гражданского общества [3, с.164].

После 19 февраля 1861 г. Россия вступила на новый этап развития, но однако Манифест Александра Второго, как и любой документ, принятый «сверху», не оправдал надежды народа. Получив личную свободу, за землю крестьяне должны были вносить выкуп в пользу помещика: около четверти стоимости земли оплатить сразу, остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал этот долг в течение 49 лет. Это был фактически государственный оброк крестьянина за право владеть своим наделом. Кроме того, до выкупа земли крестьяне считались «временнообязанными» по отношению к помещику и продолжали платить ему оброк и отрабатывать барщину. В большинстве случаев размер крестьянских наделов, полученных после реформы, был ниже дореформенных, т.е. у крестьян отбирали «излишки» («отрезки») в пользу помещиков.

Таким образом, государство в лице самодержавия максимально учло интересы не основного сословия — крестьянства, а своей опоры — дворянства, поэтому в условиях освобождения от крепостного права изначально был заложен источник социальных конфликтов. Крестьянское малоземелье, наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьянских общин платежами и повинностями в последующие годы стали почвой для сохранения радикальной активности в обществе. Они и привели к трем революциям 20 века: буржуазно-демократической 1905-1907 гг., Февральской и Октябрьской 1917 г. Попытки Председателя правительства России П.А.Столыпина в 1906-1911 гг. снять напряженность в обществе аграрной реформой, позволив крестьянам превратить общинные земли в частную собственность, не могли дать положительный эффект. Перед глазами крестьян стояли земли помещиков, которые государство не решилось передать истинным земледельцам.

Победа Советской власти связана с ее поддержкой крестьянством, которые по «Декрету о земле» получили наконец то, о чем мечтали веками. Но не было бы этой победы, если бы крестьянство предвидело насильственную коллективизацию 1930-х гг. Создание колхозов привело к лишению крестьян их собственности на землю, конфискации скота и инвентаря, к массовым ссылкам наиболее предприимчивых крестьян с семьями, а оставшееся в деревнях население не имело права самовольно покидать колхозы. Осуществлялся жесткий партийно-административный диктат в деревне, которая на кабальных условиях трудилась и отдавала государству результаты своего труда. Крепостное право возродилось в новой форме.

Реформы советского периода в 1953-1970-х гг. возродили интерес к сельскому хозяйству. На рубеже 1980-1990-х гг. декларировалось о поддержке кооперативного и частного предпринимательства, в том числе в сельской местности. Колхозы были разрушены, стали возникать фермерские хозяйства. Казалось, достойная смена пришла колхозам и совхозам. Нужна была поддержка государства в организации приемных пунктов для сельхозпродукции, льготного кредитования, налоговой политики, обеспечении топливом для техники по реальным ценам и т.д. Но всего этого не было. Шла ориентация на импорт сельхозпродукции. В итоге — кризис российских деревень, особенно в центральных и северных регионах. Например: в советский период в каждой деревне Сосногорского района были колхозы и жизнь не угасала, в 1990-е гг. возникли фермерские хозяйства. Сейчас нет ни колхозов, ни одного фермерского хозяйства. В деревнях остались только пожилые люди, жизнь в сельской местности становится бесперспективной.

Изучение истории формирования крепостного права позволило проанализировать состояние сельского хозяйства, положение крестьянства на разных этапах истории и прийти к выводу: сельское население России пережило невероятно тяжелый, по сравнению с другими странами Европы, феодальный гнет помещиков и при этом сохранило интерес к земле. Опыт крепостного права был использован при насильственном проведении коллективизации 1930-х гг. Отношение к крестьянству в нашей истории было потребительским, в итоге сельскохозяйственный труд не стал почитаемым в обществе. Попытки отдельных энтузиастов-фермеров возродить сельское хозяйство обречены на неудачу, пока государство не повернется лицом к деревне, являющейся хранительницей народных традиций, примером терпения, выдержки, трудолюбия и способности к самообеспечению даже в наших северных условиях.

Список использованной литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. Главный редактор А.М.Прохоров, т.13. — 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1973. — с.388 — 389.

2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2007. — 560 с.

3. Захарова Л. Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт Российской империи? \ Отечественная история .- 2005. — № 4.-с. 151-165.

4. История России с древнейших времен до наших дней: учебник /А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков.- М.: Проспект, 2009. — 768 с.

5. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.1-4. — Калуга: Золотая аллея, 1993. — 560 с.

6. Ключевский В.О. Происхождение крепостного права в России. Опыты исследования. — М., 1989.

7. Маньков А.Г. Развитие крепостного права в России во второй половине XVII в. М.; Л., 1962.

8. Миронов Б. Мудрая реформа или побочное дитя? \ Родина. — 2011.- № 3.- с.2-9

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...