Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Читинская Государственная Медицинская Академия

федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Правовые основы охраны здоровья»

Тема: «Основные принципы охраны здоровья граждан и механизм их реализации»

Чита – 2014 г.

План

Введение

1. Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ

2. Основные принципы охраны здоровья граждан

Заключение

Литература

Введение

Проблема охраны здоровья населения России тревожна и требует пристального внимания государства и различных его ведомств.

Что же следует понимать под охраной здоровья граждан? Это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Следует обратить внимание, что охрана здоровья и медицинская помощь не одно и то же и недаром в статье 41 Конституции РФ обозначены отдельно. Если охрана здоровья широкое многогранное понятие, что видно из приведенного определения, то медицинская помощь представляет индивидуальный подход и оказывается системой здравоохранения, которая является небольшой частью системы охраны здоровья. Эти две системы дополняют друг друга, но имеют разные направления. Предполагается, что от здоровья населения мы придем к здоровью отдельного человека, а вернее было бы – обеспечив индивидуальный подход и, оздоровив отдельного человека, придти к здоровью всего населения.

Рассмотрим в данной работе основные принципы охраны здоровья граждан РФ и механизм их реализации.

1. Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья,

Под правом на охрану здоровья понимается «конституционно закрепленное право каждого человека на создание со стороны государства таких условий, при которых в максимальной степени возможна реализация социальных и экологических прав, юридических гарантий в сфере охраны здоровья, получение бесплатной медико-социальной помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а так же иных факторов, способствующих охране и укреплению здоровья человека» Пищита А.Н., Стеценко С.Г., Медицинское право. Особенная часть. М.,2005,С.7. Право на охрану здоровья является более широким юридическим понятием, чем право на медицинскую помощь, которое в основном связанно с заболеванием, травмой. Что касается обеспечения права на охрану здоровья, то оно связанно с деятельностью многих государственных органов и учреждений. Право граждан на охрану здоровья является неотъемлемым.

Почти 20 лет систему российского законодательства в сфере здравоохранения возглавляли Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.

Безусловно, важным событием является вступление в силу Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 №317-ФЗ), отменившего действие вышеуказанных Основ и других отдельных законодательных актов (или их отдельных положений).

Легальное определение категории охрана здоровья граждан дается в ст.2 Федерального закона №323-ФЗ – это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Как определить категорию «здоровье»?

Одной из характеристик состояния здоровья является понятие «общественное здоровье». Общественное здоровье отражает совокупное здоровье индивидуумов, из которых состоит общество.

На международном уровне категорию здоровья определяли по-разному: «здоровье как отсутствие болезни» или «возможность существовать в обществе» и «абсолютные» («здоровье – это позитивное качество» или «здоровье – это общее благополучие»).

Конституция Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье следующим образом – это динамическое состояние полного физического, душевного и социального благополучия, не определяющееся одним лишь отсутствием болезни или немощью.

В Российской Федерации используется следующее определение здоровья, вобравшее в себя международные положения и принципы:

«Здоровье» – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Общественное здоровье – это такое состояние, такое качество общества, которое обеспечивает условия для социально активного продуктивного образа жизни.

На международном уровне стандартное определение «охраны здоровья» отсутствует. Зарубежные специалисты, как правило, понимают его как широкое понятие, включающее в себя не только врачебную помощь, но и профилактику заболеваний, патронаж, а также помощь, оказываемую людьми не имеющими профессионального медицинского образования.

Если обратиться к международно-правовым документам, то содержание понятия «охрана здоровья» достаточно часто понимается по-разному. К примеру, Европейская социальная хартия среди мер, направленных на охрану здоровья называет предупреждение по возможности причин заболеваний, создание консультативных и просветительских учреждений, содействующих укреплению здоровья населения и развитию индивидуальной ответственности людей за свое здоровье, предупреждение по возможности эпидемических и других заболеваний, а также несчастных случаев (ст. 11) Европейская социальная хартия(03.05.1996)//электронный ресурс КонсультантПлюс.. Практически идентично «охрана здоровья» понимается и в конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года, где в статье 15 среди мер, составляющих «охрану здоровья», содержаться меры, направленные на устранение в максимальной возможной степени причин ухудшения здоровья, обеспечение консультативных услуг и учебной базы для укрепления здоровья и поощрения личной ответственности в вопросах здоровья, обеспечение санитарно-гигиенических условий, предотвращающих возникновение эпидемических и других заболеваний Конвенции содружества независимых государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.//Электронный ресурс// КонсультантПлюс. В данном случае в качестве конкретного механизма предотвращения различных заболеваний названо обеспечение санитарно-гигиенических условий, т.е. первичная профилактика, рассматриваемая Всемирной Ассоциацией Здравоохранения и большинством ученых в качестве «охраны здоровья». Международным документом, закрепляющим на общеевропейском уровне правовые нормы в социальной сфере, является Европейская социальная Хартия подписанная от имени Российской Федерации в Страсбурге 14 сентября 2000 года и ратифицированная 3 июня 2009 года Европейская социальная Хартия 03.05.1996 //Электронный ресурс Консультантплюс. Ратифицировав Хартию, Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию дополнительных гарантий обеспечения, защиты, реализации социальных и экономических прав граждан, в частности в отношении статьи 11 «Право на охрану здоровья» с принятием мер, направленных на:

1) устранение, насколько это возможно, причин нарушения здоровья;

2) предоставление услуг консультационного и просветительского характера, направленных на укрепление здоровья и поощрение личной ответственности за свое здоровье;

3) предотвращение, насколько это возможно, эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также несчастных случаев.

Однако статья 13 Хартии «Право на социальную и медицинскую помощь» не была предложена к ратификации, как влекущая за собой дополнительные финансовые обязательства. Несмотря на это ратификация Хартии предоставила дополнительные гарантии обеспечения защиты и развития права на охрану здоровья и возможность для поиска пути эффективного обеспечения прав и свобод человека на основе общеевропейских стандартов, ориентируя на проведение реформ в сфере здравоохранения.

В соответствии с новой социальной стратегией развития государства и общества российское законодательство о здравоохранении претерпело за годы реформ существенные изменения. Впервые законодательно предусмотрено функционирование наряду с государственной системой здравоохранения также муниципальной и частной, использование механизма медицинского страхования граждан, представление им платных медицинских услуг за пределами программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью и на договорной основе. В законодательстве вместе с новациями содержательного характера трансформировался состав правовых источников, пересмотрены круг, компетенция и юридические связи субъектов в сфере здравоохранения.

Охрана здоровья населения обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения.

В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в объеме и порядке, установленным законодательством. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

2. Основные принципы охраны здоровья граждан

Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

В целях создания возможностей для реализации гражданами права на охрану здоровья государство предпринимает меры: политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В Законе об охране здоровья №323-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 №317-ФЗ) главы 2, 8, 10, 11 появляются в связи с расширением содержания ряда положений, которые в Основах 1993 г. были представлены недостаточно полно либо не представлены совсем. Так, если в ст. 2 раздела 1 Основ было названо пять принципов охраны здоровья, то в Законе об охране здоровья их число увеличено до 9. Принципам посвящена целая глава 2, состоящая из 10 статей: в ст. 4 поименованы все 9 принципов, а каждый отдельно взятый принцип далее разъясняется в отдельной статье.

Законом № 323-ФЗ по-прежнему названы 4 принципа, содержавшиеся в Основах:

соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

К ним Федеральный закон № 323-ФЗ добавил:

приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

приоритет охраны здоровья детей;

доступность и качество медицинской помощи;

недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

соблюдение врачебной тайны.

Представляется, из списка дополнений принципиальное значение для эффективного обеспечения здоровья населения имеют принципы приоритета охраны здоровья детей и недопустимости отказа в оказании медицинской помощи.

Структурирование и расположение принципов в целом выдерживает логику нормативного материала, основой для формирования которого являются нормы-принципы Конституции РФ. Неслучайно руководствуясь, наверное, конституционной нормой о высшей ценности человека, его прав и свобод и обязанностью его признания государством (ст. 2 Конституции РФ), на первое место законодатель поставил принцип соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий. Как представляется, остальные принципы в некоторой степени развивают его положения как главного, стержневого для всех основополагающих идей в сфере охраны здоровья граждан.

Конкретная детализация содержания принципов отражает и государственную политику в области медицины. Так, принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан и при оказании медицинской помощи характеризует переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни, повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.

В свою очередь, реализацию принципа социальной защищенности граждан закрепляет статья 9 Закона об охране здоровья, где сформулированы конкретные мероприятия, гарантирующие социальные права граждан в случае утраты здоровья различной степени тяжести и последствий.

Впрочем, на этапе принятия Закона в литературе высказывалась справедливая критика в адрес законодателя, касающаяся непосредственно основополагающих идей охраны здоровья граждан. В частности, правомерно указывалось: в отличие от Основ в проекте закона отсутствует принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья, который при разработке соответствующих нормативных положений почему-то “выпал” из поля зрения законодателя. Впрочем, к “отсутствующим” специалисты могут отнести также принципы недопустимости отказа в оказании медицинской помощи при угрозе жизни человека, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства, соблюдения врачебной тайны Каменская Н.А. Проблемы формирования общих принципов реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Медицинское право. 2011. N 4. С. 20 – 24..

Справедливости ради стоит отметить: в принятой редакции Закона указанные замечания отчасти учтены. В основные идеи охраны здоровья граждан включены социальная защищенность граждан, недопустимость отказа в медицинской помощи, соблюдение врачебной тайны.

Положительным, на наш взгляд, является также отказ законодателя от возведения в разряд принципов запретов на осуществление эвтаназии и клонирование человека, представляющих, по сути, требования к регулированию соответствующих общественных отношений.

Каждый принцип охраны здоровья граждан в законе подробно раскрывается и детализируется. Так, определены четкие критерии принципа доступности медицинской помощи, недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, присвоен статус принципа информированному добровольному согласию на медицинское вмешательство и праву на отказ от него, установлен безоговорочный запрет на клонирование человека. Принцип приоритета профилактических мероприятий характеризует переход от системы здравоохранения, направленной на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья, основанной на приоритете здорового образа жизни и профилактике заболеваний. охрана здоровье профилактический

Раскрывая принцип «Приоритет охраны здоровья детей» в ст. 7 Закона об охране здоровья, законодатель выделяет разработку и реализацию органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления программ, направленных на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, принятие мер по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями. Представляется вполне уместным упоминание в ст. 5 обязанности государства гарантировать гражданам защиту от любых форм дискриминации при предоставлении медицинской помощи. 

Значимость установленных в Законе принципов не вызывает сомнения. Их совокупность соответствует международным стандартам обеспечения и реализации прав гражданина и человека в сфере охраны здоровья. Не случайно, соблюдение всех вышеперечисленных принципов обязательно для всех лиц, участвующих в оказании медицинской помощи гражданам страны.

Заключение

Охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предложенные законодателем принципы охраны здоровья представляют собой сформулированные в его нормах основополагающие идеи, определяющие процессы формирования и реализации его на любом этапе. Фактически основные идеи находят свое воплощение в конкретных положениях закона, чем способствуют их надлежащей реализации.

Принципы охраны здоровья граждан содержала статья 2 Основ законодательства 1993 г. Однако закрепленные принципы в основном носили декларативный характер и не получали особого развития в нормативном акте, по сравнению со статьей 4 Закона об охране здоровья №323-ФЗ, где они раскрываются и в большей степени детализируются. Кроме того, законодатель сформулировал совершенно новые принципы.

Итак, к основным принципам охраны здоровья отнесены:

– соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

– приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

– приоритет охраны здоровья детей;

– социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

– ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

– доступность и качество медицинской помощи;

– недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

– приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

– соблюдение врачебной тайны.

К совершенно новым из указанного перечня принципам охраны здоровья законодатель отнес приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, соблюдение врачебной тайны.

Литература

Герасименко Н.Ф., Максимов Б.П. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан. Комментарии, основные понятия, подзаконные акты. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 512 с.

Европейская социальная Хартия 03.05.1996 // Консультант-плюс.

Европейская социальная хартия (03.05.1996) // Консультант-Плюс.

Здоровье населения и окружающая среда: Методическое пособие / Под общей редакцией д.м.н. Е.Н.Беляева: Вып.3, Т.1 – М.: Информационно-издательский центр Минздрава России, 1998.

Каменская Н.А. Проблемы формирования общих принципов реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Медицинское право. 2011. N 4. С. 20 – 24.

Конвенции содружества независимых государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. // Консультант-Плюс.

Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. – М., изд-во «Медкнига», 2008.

Пищита А.Н., Стеценко С.Г. Медицинское право. Особенная часть. М., 2005.

Тобес Брижит. Право на здоровье. Теория и практика – М. Устойчивый мир. 2007 г. – с.23.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Консультант-Плюс

4.83
AnnaNM
Закончила 2 ВУЗа с красными дипломами. В течение 6 лет успешно пишу работы с высоким уровнем оригинальности. На сайте зарегистрирована недавно, поэтому не успела набрать статистику. Буду рада видеть Вас в качестве своих клиентов!