Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Контрольная работа

по теории и методики физического воспитания ребёнка

тема: Особенности методики проведения занятий с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения

2010г.

Содержание

зрение косоглазие амблиопия окклюзионный

Введение

1. Физическое воспитание дошкольников с нарушением зрения

2. Особенности проведения занятий в дошкольном учреждении у детей с нарушением зрения

3. Особенности методики формирования координации движений у детей с косоглазием и амблиопией период окклюзионного лечения

Заключение

Литература

Приложения

Введение

В настоящее время всё более актуальной становиться проблема качественного улучшения состояния здоровья подрастающего поколения, как неотъемлемая составляющая подготовки к активной самостоятельной жизни. Для слепых и слабовидящих детей эта проблема является более значимой, так как потеря или снижение зрения значительно затрудняет все сферы их деятельности: познавательную, образовательную, двигательную, трудовую и др.

Это отрицательно сказывается на интеграции выпускников спец. учреждений.

В этой связи на современном этапе развития системы образования важное место должно отвадиться подготовки слепых и слабовидящих детей к социальной адаптации и интеграции их в общество зрячих. В данном направлении большое значение имеет формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков соблюдения опрятного внешнего вида, манеры движений, хорошей осанки, походки и т.д., так как от этого во многом зависит первое впечатление о человеке и стремление к общению с ним. У слепых и слабовидящих детей, как показывают многочисленные литературные данные и опыт работы, имеются разнообразные нарушения осанки, походки, манеры движения, поэтому решение этих вопросов является для них практически значимым.

1. Физическое воспитание дошкольников с нарушением зрения

Проблема здоровья детей, и их физического развития и двигательных возможностей, адаптации к сложным условиям жизни и учебным нагрузкам – вот те вопросы, которые волнуют сегодня родителей, воспитателей и специалистов по физической культуре.

Особо актуальное значение приобретает поиск эффективных средств, методов, форм физического воспитания детей.

При дефектах зрения организм ребёнка находится в неблагоприятных условиях не только из-за нарушения этих функций, вызванных патологическим процессом, но и вследствие вынужденной гипокинезии, ухудшающей состояния организма и способствующей прогрессированию заболевания.

Двигательные нарушения у детей с дефектами зрения могут быть как сопутствующими (при поражении черепно-мозговых нервов), так и вторичными, вследствие гипокинезии, из-за ограниченных зрительных возможностей. Эти нарушения относятся, прежде всего, к морфо-функциональному статусу слабовидящих детей. Установлено, что к «высокому» уровню физического развития относится только 3-11% детей с нарушением зрения, «среднему» уровню – 35-45%, «ниже среднего» – 42-58% детей. Дисгармоническое развитие обнаружено у 3-9% детей с нарушением зрения. У 62% детей с косоглазием и амблиопией в младшем дошкольном возрасте имеются отклонения в физическом развитии. У нормально видящих детей этого же возраста отклонения наблюдаются только в 22% случаев.

Нарушение осанки встречается у 57% детей с косоглазием и амблиопией, причём наиболее часто (41%) они встречаются у детей с высоким уровнем косоглазия (35-45 гр.). Нарушение состояния отделов стопы по типу плоскостопия встречаются у слабовидящих детей в 2 раза чаще (62,5% против 32,1%). Кроме того установлена зависимость: чем сложнее зрительный дефект, тем ниже уровень физического развития.

Другим видом физического нарушения является несформированность (недостаточность или искаженность) умений и навыков в основных движениях: ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании и др. Исследование этих действий у детей в дошкольном возрасте с нарушением зрения выявило: «волнообразность» движений в ходьбе и беге, их неуверенность, неустойчивость, отсутствие прямолинейности, чрезмерное напряжение конечностей, излишнюю широкую постановку стоп, нарушение согласованности движений.

При выполнении прыжков и метательных движений, а также лазании наблюдались нарушения координации, искажение оптимальной схемы движений, недостаточная их слитность и целенаправленность. Представленные выше данные взяты из исследования Л.С. Сековец, 1986.

Третьим компонентом нарушений двигательной деятельности детей являются отклонения в развитии физических качеств. Полученные в проблемной лаборатории данные (Ю.В. Павлов, 1988) позволили выявить отставание слабовидящих дошкольников от своих сверстников по всем этим качествам: выносливости (на 33-42%), быстрота (на 16-54%), скоростно-силовым (на 18-35%), гибкости и ловкости (на 21-75%).

Т.о., наряду с первичным зрительным дефектом, двигательные нарушения имеют весьма весомое представительство в общем патологическом состоянии слабовидящих детей и требуют целенаправленной коррекции средствами физического воспитания.

Исходя из сказанного выше, целью физического воспитания дошкольников с нарушением зрения является использование возможностей физического воспитания для создания у данного контингента детей предпосылок полноценного физического развития, эффективной бытовой, трудовой и учебной деятельности, а также возможность коррекции основного зрительного дефекта. Всё это в значительной степени может улучшить общую адаптацию детей с нарушением зрения к реальным условиям жизнедеятельности.

Базируясь на учёте специфики данного контингента детей, является целесообразным выделить три группы задач, решаемых в процессе физического воспитания.

1. Всестороннее расширение функциональных возможностей организма: укрепление опорно-двигательного аппарата, увеличение дееспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем.

2. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

3. Выработка необходимых умений и навыков в основных движениях: ходьбе и беге, ползании и лазании, метаниях, ловли и прыжках.

4. Целенаправленное развитие комплекса двигательных качеств: ловкости, гибкости, скорости, силы и выносливости.

5. Воспитание таких личностных качеств как дисциплинированность, организованность, целеустремлённость, чувство коллективизма, дружбы и др.

6. Формирование культурно-гигиенических навыков, привитие эстетических чувств, вкусов.

Во вторую группу входят двигательные коррекционные задачи, отражающие существо наиболее типичных двигательных нарушений у дошкольников с нарушением зрения:

1. Коррекция состояния стопы и её функции.

2. Коррекция осанки.

3. Формирование равновесия в статике и динамике.

4. Стимуляция дыхания.

5. Улучшение общей и посуставной подвижности.

6. Развитие мышечно-суставных ощущений и пространственно временной организации двигательных действий.

7. Обучение способности к расслаблению (релаксации).

В третью группу входят наиболее специфичные задачи, сущность решения которых сводится к приспособлению детей с нарушением зрения к собственному дефекту и окружающей действительности в условиях двигательной деятельности:

1. Формирование глазодвигательных действий.

2. Развитие зрительно-моторных (в том числе опорных) реакций.

3. Улучшение манипулятивной деятельности рук.

4. Развитие дифференцированию двигательных действий по пространственному параметру и др.

Занятия по физической культуре дошкольников с нарушением зрения должны быть разнообразными по форме и проводиться равномерно в течение дня и ежедневно в течение недели (включая пребывание ребёнка дома с родителями). Только такой подход может обеспечить эффективную коррекцию различных двигательных нарушений у детей данного контингента.

2. Особенности проведения занятий в дошкольном учреждении у детей с нарушением зрения

Основной формой физического воспитания в специальных ДОУ являются занятия по физической культуре. На таких занятиях обязательно должны решаться общеобразовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Любое занятие по физической культуре с детьми состоит из 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть занятия позволяет подготовить детей к выполнению основных упражнений опорно-двигательный аппарат, органы дыхания и кровообращения, способствует разогреванию мышц. В процессе разминки повышается подвижность суставов, изменяется эластичность мышц и связок, увеличиваются ударный и минутный объём сердца, повышается температура тела. В типичную программу по подготовительной части занятия включается бег (от 3 до 5 минут), ОРУ на основные группы мышц без предметов и с предметами, специальные упражнения, направленные на подготовку детей к ОВД. Подготовительная часть длиться от 8 до 15мин.

Основная часть направлена на совершенствование и изучение новых двигательных действий: развитие точности, координации, силы, выносливости, гибкости, быстроты и функции равновесия; устранение тугоподвижности, плоскостопия, нарушений осанки и других недостатков физического и функционального развития. В основную часть входят упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, перелезание, ориентировки в пространстве, на развитие двигательных качеств, подвижные игры, спортивные игры, катание на лыжах, санках, коньках, велосипеде, средств гимнастики и акробатики, специальные упражнения для устранения недостатков физического развития и др. Продолжительность основной части от 15 до 25мин.

При занятиях с детьми, имеющих нарушения зрения, особое внимание следует обращать на упражнения, способствующие совершению зрительных функций. С этой целью используются следующие упражнения: метание теннисных мячей в цель, определение на глаз расстояний с последующей проверкой точности выполнения задания, подвижные игры, требующие высокого уровня развития центрального и периферического зрения и др.

Таблица 1 Примерный двигательный объём активности дошкольников с нарушением зрения

Формы занятий физическими упражнениями

Время за один день

Время за неделю

1. утренняя гимнастика (ежедневно)

7

12

49

84

2. физкультпауза (ежедневно)

3

6

21

42

3. прогулки (ежедневно)

40

60

280

420

4. подвижные игры и эстафеты (ежедневно)

10

20

70

140

5. обязательные учебные занятия по физкультуре (3-и раза в неделю)

30

40

90

120

6. закаливающие процедуры (ежедневно)

5

10

35

70

7. индивидуальные занятия по коррекции (под руководством старших ежедневно)

10

20

70

140

8. физическое воспитание в семье (ежедневно)

10

30

70

210

итого (час., мин.)

1час. 55мин.

3час. 18ми.

11час. 25мин.

20час26мин.

В соответствии с постановленными задачами подбираются комплексы физических упражнений. Поскольку для решения общеобразовательных и оздоровительных задач могут использоваться практически те же комплексы физических упражнений, что и у здоровых дошкольников, считаем целесообразным подробнее остановиться на подборе средств для решения специфических задач из 2-ой и 3-ей групп, присущих именно дошкольникам с нарушением зрения.

Учитывая всё это, рекомендуются упражнения, задания и игры для формирования у детей с нарушением зрения правильного положения тела при естественной стойке, жестикуляции и ходьбе в различных условиях. Они могут проводиться как на уроках физ. культуры, так и во внеклассных занятиях и в часы коррекции. (Приложение №1)

Таблица 2 Планирование коррекционных задач на занятии

Коррекционная задача

Способ реализации

Обозначение в содержании Занятия

1

Профилактика правильной осанки

Укрепление мышц туловища

№1

2

Профилактика плоскостопия

Укрепление мышц стопы

№2

3

Развитие зрительно – двигательно – пространственной ориентировки

Упражнение: на локализацию зрения в процессе движения.

№ 3.1

Упражнение: зрительного поиска цветных объектов.

№ 3.2

Упражнения: – глазодвигательная гимнастика в динамической форме.

№ 3.3

– совместные двигательные действия в пространстве

№ 3.4

4

Развитие пространственной ориентировки

– Составление на схеме спортзала плана размещения оборудования для полосы препятствий

№ 4.1

– Расстановка спортивного оборудования по составленному плану

№ 4.2

5

Развитие моторики

– укрепление мышц кисти;

№ 5.1

– пальчиковая гимнастика

№ 5.2

(занятие в приложение №2)

3. Особенности методики формирования координации движений у детей с косоглазием и амблиопией период окклюзионного лечения

В связи с тем, что нами выявлены специфические особенности координации и движений у детей с косоглазием и амблиопией, проявившееся в ассиметричности и несогласованности движения рук и ног, несформированности зрительно-двигательных взаимосвязей.

На каждом этапе обучения и воспитания выделяются дидактические принципы: сознательного усвоения координационных отношений, активности ребёнка, доступности материала.

К специфическим особенностям детей следует также отнести различия в состоянии остроты зрения и степени нарушений зрительных функций, индивидуальный характер лечебно-восстановительной работы в зависимости от степени косоглазия и амблиопии, длительности и периодов лечения, уровень овладения координацией движений.

При организации обучения детей упражнениям, требующим координационным точности в отборе содержания индивидуальных занятий, следует учитывать причины, вызывающие значительные нарушения координации у детей.

В силу того, что у детей с косоглазием и амблиопией в период лечебно- восстановительной работы процесс компенсации ещё находится в стадии становления, необходимо усилить внимание к развитию компенсаторных факторов – сохранных анализаторов, речи и мышления.

В исследованиях Н.А. Бернштейна, А.И. Тамбиевой, Д.А. Удалой указывается на роль циклических движений для овладения координацией.

Высказывания Л.Г. Виноградовой, В.Н. Мошкова о том, что физические упражнения на координацию движений не представляют значительных нагрузок на сердечно-сосудистую систему ребёнка, поэтому могут быть использованы в совершенствовании движений у детей с ослабленным здоровьем как средство оздоровления, укрепления и развития детского организма.

Опираясь на исследования В.Ф. Фарфеля (1959,1975), раскрывающие последовательность овладения координацией через симметричные движения в одной плоскости, поочерёдные действия в одной плоскости, из симметричного исходного положения, одновременные и поочерёдные движения в двух разных плоскостях, следует применять серии таких заданий, в которых координация в совместных движениях рук и ног формируется в определённой последовательности: одновременные однонаправленные движения из однонаправленных исходных положений, одновременные разнонаправленные действия из разнонаправленных исходных положений, однонаправленные поочерёдные движения из однонаправленных исходных положений, разнонаправленные поочерёдные движения из разнонаправленных исходных положений, разнонаправленные одновременные движения и др.

Система занятий по развитию согласованных действий рук и ног должна состоять из 14 комплексов. Каждый комплекс включает 7-8 упражнений. Длительность занятий с ребёнком составляет 5-6 минут. Время для проведения занятий должно выделяться в режиме дня: с группой детей они проводятся утром, сразу после прихода их из дома, до и после дневной и вечерней прогулки, после дневного сна.

По структуре индивидуальные занятия просты и значительно отличаются от общепринятых физкультурных занятий и включают набор специальных упражнений трёх групп:

Ё коррекционные упражнения для рук;

Ё коррекционные упражнении для ног;

Ё коррекционные упражнения для рук и ног.

Коррекционная направленность упражнений состоит в формировании движений рук и ног, усвоении детьми различного ритма, автоматизации, согласованности действий рук и ног у детей с косоглазием и амблиопией, являющейся основным критерием координации движений. В то же время во всех должны предусматриваться задачи упражнения и активизации зрительных функций: остроты зрения, фиксации, локализации, прослеживания. Коррекционная роль занятий должна обеспечивать рациональное сочетание зрительного контроля с выполняемыми действиями, направленными на развитие механизмов фиксации, прослеживания, укрепления глазодвигательных функций.

Введение таких упражнений в систему коррекционных занятий диктуется тем, что амблиопичному взгляду необходима тренировка для активизации его деятельности, и в то же время в процессе зрительного анализа и контроля за выполнением движений формируются зрительно-двигательные взаимосвязи, которые у этих детей отстают в развитии от нормы.

Весьма эффективно в методике индивидуальных занятий на координацию использовать слуховой анализатор как одно и компенсаторных средств. Дети выполняют упражнение под счёт, на хлопки, удары в бубен, звуки музыкальных игрушек, с открытыми и закрытыми глазами.

Коррекционные занятия можно проводить в коррекционном зале перед стенным зеркалом 1,5х3м, которые применяются для самоконтроля движений в упражнениях на координацию.

Обучение упражнениям должно начинаться с простых заданий, которые дети выполняют поэтапно в медленном темпе, чтобы можно было осознать последовательность действия и воспроизвести его. Предлагаются упражнения для рук, а затем для ног.

Упражнения выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя, лёжа (на спине, на животе, на боку). В положении лёжа расслаблялись мышцы шеи, плеча, груди, ног – это весьма важно для снятия мышечного напряжения, характерного для этой категории детей.

Используется стремление дошкольников подражать взрослым, в обучении двигательным действиям широко применяется показ с конкретным словесным описанием действия. Показ строится поэтапно, выделяются на каждом этапе акценты к точной координации. Показ взрослого должен проходить на близком к ребёнку расстоянии, так как зрительное восприятие в окклюзионный период снижено. На первом этапе обучения взрослый находится на расстоянии, при котором при вытянутых руках он и ребёнок могли касаться друг друга. Это позволяет своевременно оказать помощь ребёнку, исправить ошибку, а он мог почувствовать правильность выполнения движений взрослым. Когда в упражнениях отрабатывается правильность выполнения движений взрослым. Когда в упражнениях отрабатывается правильность сосредоточения взгляда на движении, рука ребёнка и взрослого должна находиться на одном уровне. Либо взрослый садиться на стул, ребёнок стоит перед ним, либо ребёнок встаёт на специальную подставку. Такие одновременные действия рук стимулируют качественное выполнение заданий.

При повторении уже знакомых упражнений применяются различные команды: «Из исходного положения стоя, одновременно подними правую руку вверх, левую ногу поставь в сторону» или «Из положения лежа, одновременно разведи руки и ноги в стороны» и др.

При обучении детей следует знакомить со специальной координационной терминологией: «одновременно», «поочередно», «одноименно», «разноименно», «разнонаправлено».

Все разучиваемые упражнения должны повторяться до тех пор, пока ребенок сможет их выполнить в различных вариантах: по словесной инструкции, по показу, в разном темпе, при участии зрительного контроля и без него, в разных исходных положениях. Если дети не овладевают отдельными упражнениями из разучиваемого комплекса, то обучение следует повторять на последующих занятиях.

Часто в обучении используется метод словесного описания движений детьми, это активизирует мысль, представления ребёнка о движении. Правильное описание ребёнком движений и последуещее их воспроизведение давало возможность судить о создании зрительного образа движения.

Индивидуальные занятия вызывают интерес у детей и в плане общения с взрослыми. Ребёнок на занятии бывает более раскованный, уверенный в своих силах. Положительная оценка взрослого создаёт большой эмоциональный настрой ребёнка к занятию, исключает возможность проявления отрицательных реакций.

Учитывая, что у детей с косоглазием и амблиопией слабо развита мелкая мускулатура рук, нарушена координация пальцев, следует применять комплексы упражнений, способствующие развитию пальцев рук, их активности, быстроты движений, координированности. Коррекционная гимнастика для рук у детей с косоглазием и амблиопией является основой ориентировочной деятельности, без которой невозможно формирование слитного, нераздельного целостного образа движения.

В содержание комплексов упражнений коррекционной гимнастики следует включать различные комбинации, включающие разнообразные движения кистей и пальцев рук. Обязательным условием почти каждого упражнения является зрительный контроль и анализ движений пальцев, что в своё время является упражняющим действием для амблиопичного взгляда.

Содержание упражнений в каждом комплексе должно предусматривать также развитие умений у детей выполнять движения пальцами, кистями рук одновременно и поочерёдно.

Для активизации мышечного контроля, как важного компенсаторного средства, над мелкими движениями рук следует вводить упражнения без зрительного контроля. Выполнение движения для рук с закрытыми глазами является и подготовительным этапом к обучению детей выполнять сложные движения без зрительного контроля.

При усвоении упражнений важно, чтобы у детей уже имелся образ движения, его исходного положения, последовательности выполнения и дозировки.

На первом этапе обучения занятия коррекционной гимнастики следует проводить индивидуально. Длительность каждого занятия составляет 5-10мин. Гимнастика после зрительной работы проводиться в виде активного отдыха детей. Дозировка упражнений должна устанавливаться индивидуально для каждого ребенка и состоять из 3-10 повторений.

Одним из методов проведения гимнастики – использование игровых приёмов. С этой целью отдельные упражнения должны иметь конкретное название: «Веер», «Канат», «Цепочка», «Лодочка» и др. создание игровых образов при выполнении упражнений для пальцев рук вызывает интерес к занятиям, повышает эмоциональное состояние детей, а это стимулирует интенсивность, темп выполнения движений пальцами, а занимательность их не утомляет.

На втором этапе обучения гимнастике, когда упражнения в целом выполняются правильно и не наблюдается ошибок в зрительном контроле, гимнастику можно проводить по 3-4 человека. На этом этапе используется словесная инструкция, показ в отдельных случаях. При этом методические действия взрослого должны быть направлены на контроль за правильностью выполнения движений и точностью фиксации их взором.

После того как дети в индивидуальных и подгрупповых занятиях усвоили упражнения, они включаются по 1-2 задания в утреннюю гимнастику, физкультминутки между занятиями. На этом этапе координированные отношения переводятся в сложные локомоторные акты.

Заключение

Некоторые коррекционные задачи на занятии по физическому воспитанию схожи с теми, которые решаются на специальных коррекционных занятиях, например на занятиях по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве и др. такое положение ни в коем случае не следует рассматривать как дублирование обучения. Его надо рассматривать как реализацию общей коррекционной задачи, другими средствами для достижения наилучшего эффекта в развитии ребёнка. Особенностью физического воспитания является динамическая составляющая проведения занятий, положительный эмоциональный фон, наличие спортивного оборудования и большого пространства. Включение в таких условиях в содержание занятий нескольких заданий по мелкой моторике, пространственной ориентировке с использованием схемы обоснованно.

Таким образом, решение коррекционных задач любого занятия обеспечиваются его коррекционной направленностью, которая выражается в применении в нём специального приёма, способа, технического средства, оформления, действующего в рамках общеобразовательного процесса и нацеленного на исправление вторичных отклонений, развитие зрительно – двигательной, пространственной ориентировки, профилактику здорового образа жизни, эффективное усвоение учебного материала.

Наблюдения и результаты апробации по методике формирования правильной ходьбы и манеры движений у детей с нарушением зрения на занятиях физкультуры, а также опыт работы ведущих специалистов позволяют сделать следующие рекомендации:

1. Средства, методы и условия обучения детей правильной ходьбе должны применяться с обязательным учётом степени и характера нарушения зрения, с широкой опорой на слуховой анализатор, остаточное зрение и мышечно-двигательные ощущения.

2. Упражнения, дидактические задания и игры по обучению, развитию и совершенствованию умений и навыков правильной ходьбы и манере движений должны вписываться в запланированный учебный материал занятия.

3. Поскольку слепые дети не могут зрительно воспринимать свои ошибки и ошибки других выполнении движений, целесообразно на занятиях физкультуры шире использовать осязательно воспринимаемые средства наглядности (рельефные рисунки, куклы, макеты и т.д.) и речь, а также предварительно обучать детей наиболее трудным элементам игр.

4. Работа по развитию и совершенствованию правильных осанки, походки и манеры движений, должна проводиться и вне занятий. В план проведения физ. мероприятий и спортивных соревнований следует включать разнообразные игры, упражнения и задания с определением победителей в демонстрации хорошей осанки, походки и ходьбы. Можно широко использовать смотры-конкурсы под девизами: «С песней в строю!», «Чья группа лучше?», «Мисс грация!» и т.д.

Количество упражнений и заданий, выполняемых как на занятиях по физ. культуре так и вне занятий, их дозировка должны быть обусловлены степенью нарушения зрения и имеющимися у детей сопутствующими заболеваниями сложностью выполняемых заданий, уровнем развития у детей манеры движений.

Литература

1. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: «Город», – 1998

2. Рунова М.А. Движение день за днём. Двигательная активность – источник здоровья детей (комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурно-игровой среды.). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА – ПРЕСС, 2007

3. Смирнова И.А. Реализация коррекционных задач на физкультурном занятии. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения – 2007, №8

Приложение №1 Ход занятия

Приложение №2 Упражнения для коррекции состояния отделов стопы и её функций

Упражнения для формирования опороспособности:

– Из И.п. лёжа, сидя, стоя – тыльное сгибание стоп (поочерёдно и одновременно).

– Из И.п. стоя у лестницы, держась руками за поручень – перенесение тяжести тела на пятки, поднимая носки.

Ходьба на пятках.

Ходьба с перешагиванием (прямо) через предметы, лежащие на полу.

Ходьба в специальных укороченных лыжах с неподвижно закреплёнными на них ботинками.

Ходьба по наклонной поверхности (дорожке, доске, скамейке) вверх при необходимости придерживаясь за поручень.

– Из И.п. стоя, держась руками за поручень – перекатывание с пятки на носок и обратно.

Педалирование на велостенке с использованием на педалях ремешков.

– Из И.п. лежа на спине, голени фиксированы, прижаты к полу, скамейке – принятие положения сидя без помощи рук.

Лазание по гимнастической лестнице вверх-вниз, а также приставными шагами в стороны.

Спрыгивание со ступеньки «в глубину» (высота ступеньки 15, 20, 25см).

Подскоки на месте и с продвижением.

Ходьба с разведёнными в сторону носками (стопами).

– Из И.п. стоя на коленях, руки на поясе – поочерёдное выпрямление ног вперёд и тыльным сгибанием стопы постановкой ноги на пятку.

И.п. то же – вынесение ноги в сторону с выпрямленным в колене суставом и постановкой ноги на пятку.

Приложение №3 Упражнения для коррекции плоскостопия и вальгусной установки стопы

– Из И.п. сидя на коврике, скамейке – захватывание различных предметов пальцами ног, перекладывание их с одного места на другое, передача предметов друг другу.

– Из различных И.п. – сгибание и разгибание пальцев ног.

– Из И.п. стоя (при необходимости придерживаясь за поручень) – захватывание пальцами ног различных предметов (палочек, мячиков, мешочков с песком различного веса) и бросание их на дальность, в обруч и т.д.

Ходьба на носках.

Приподнимание и опускание на носках, стоя на полу.

То же, но стоя на невысокой (3-5см) ступеньки.

Упражнение с балансированием на носках.

Передвижение приставными шагами по лежащему на полу шесту, придерживаясь руками за поручень.

Приложение №4 Упражнения для формирования подвижности стопы и функции переката

– Из И.п. лёжа, сидя – выполнение движений стопой в различных направлениях: сгибание-разгибание, отведение-приведение, круговые движения.

– Из и.п. стоя, держась руками за поручень – поочерёдное переступание на носках.

Ходьба в полуприсяде.

Ходьба на носках.

– Из и.п. стоя ногами на качалке, держась руками за поручень – покачивание назад – вперёд за счёт движений в голеностопном суставе (не отрывая пяток от опоры.)

– Из и.п. стоя, держась руками за поручень – перекатывание с пятки на носок.

Ходьба по эластичной, прогибающейся поверхности батута.

Ходьба в специально одетых на ноги качалках, усиливающих перекат.

Приложение №5 Упражнения по коррекции различных нарушений состояния отделов стопы и её функции должны применяться ежедневно в различных формах занятий физической культуры

Упражнения для коррекции осанки.

«Ласточка». Лечь на живот, руки в стороны. Слегка поднимая голову и туловище, охлопать ладонями по полу.

«Кошка горбится». Стать на четвереньки. Опуская голову, поднять спину вверх, как кошка, проснувшись после сна.

«Кошка перегибает спину». Стать на четвереньки. Поднимая голову и вытягивая руки вперёд, прогнуть спину, как это делает кошка.

Удержание предмета (кубика, мешочка с песком до 200гр) на голове, стоя на месте, без движения и с движениями рук, поворотами, в движении.

Передвижение шагом с предметом на голове, с преодолением невысоких препятствий, с влезанием на 2-3 положенных мата.

Лежа на спине. Руки через стороны вверх, потянуться. Вернуться в исходное положение.

Принятие правильного исходно положения при построении и ходьбе.

– И.п. – стоя, ноги шире плеч, обруч вниз. Подняв обруч вертикально вверх сгибать руки, опуская его вниз за спину и сводя лопатки, вернуться в и.п.

– И.п. – стоя у стенки, руки вниз. Руки через стороны вверх, потянуться, вернуться в и.п.

– И.п. – лежа на животе. Подтягивание на руках по наклонной доске, высота приподнятого края 30-40см.

Катание мяча воспитателю из положения, лежа на животе.

Катание среднего мяча, из положения, сидя спина прямая.

Ходьба с гимнастической палкой за спиной.

– И.п. – стоя прямо, в руках обруч. Поднять обруч вверх над головой, прогибая спину и отставляя поочередно правую и левую ногу назад на носок, вернуться в и.п.

Приложение №6 Упражнения для развития равновесия

Сохранение устойчивого положения тела при переходе из одного и.п. в другое:

А) из и.п. лежа – в положение сидя;

Б) из и.п. сидя на коврике – в положение, стоя на коленях;

В) из и.п. соя на коленях (или сидя) – в положение стоя;

Г) из и.п. лёжа – повороты перекатом влево (вправо) с последующим принятием устойчивого положения, стоя на коленях, а затем и стоя на ногах.

Д) сохранение устойчивого положения тела ребёнка в различных и.п. (сидя, стоя на коленях, на четвереньках и т.д.) при подталкивании его воспитателем.

Ходьба по меткам с сохранением устойчивого положения:

А) по дорожке шириной 25-20-15см;

Б) по «следочкам» (картонным кружочкам), расположенном в определённом порядке: сначала с широко постановкой стоп, а затем с узкой;

В) по линиям: сначала простой формы (прямой, изогнутой), а затем по более сложной (круг, восьмёрка и др.)

Ходьба с перешагиванием через препятствие: сначала невысокие кубики, а затем постепенно увеличивая высоту препятствий (используя мячи, барьеры, геометрические объёмные фигуры и др.)

Ходьба по горизонтально лежащей на полу доске шириной 20-15-10см.

То же, но с переступанием через лежащие на доске предметы (кубики, набивные мячи).

Ходьба по гимнастической скамейке.

Ходьба по наклонной доске (скамейке) вверх, а затем вниз (высота подъёма края скамейки 20-30-35см).

Перешагивание «с кочки на кочку» (используя объёмные геометрические тела, выполненные из дерева, фанеры или пластмассы: кубы, прямоугольники, призмы и др.).

Катание на качелях или каруселях с последующей ходьбой по размеченной дорожке, сохраняя при передвижении заданное направление и устойчивость.

Поза «Цапли» – стойка на одной ноге, другая согнута в коленном суставе или отведена прямой в сторону; руки на поясе или в стороны – удержание устойчивого положения тела по возможности дольше.

Ходьба спиной вперёд.

Ходьба без зрительного контроля (с закрытыми повязкой глазами) по линии, предварительно пройденной с открытыми глазами.

Повороты на месте (несколько раз в левую или правую стороны) с последующим удержанием устойчивого положения в основной стойке, а затем постепенным усложнением: руки вперёд, за голову, поставив ноги на одну линию, носком одной упираясь в пятку другой и т.п.

Упражнения с мячами:

1. ловля мяча, брошенного воспитателем прямо в руки ребенку;

2. ловля мяча с отскока от пола (бросок делает воспитатель).

3. ловля мяча, брошенного воспитателем в сторону от ребенка (левее или правее);

4. подвижные игры с элементами взаимодействия с мячами.

Передвижения и подскоки на батуте.

Приложение №7 Дыхательные упражнения

«Чей пароход дольше гудит?» – после глубокого вдоха, делая выдох, произносит звук «у-у-у».

«Согрели руки» – делать вдох на «замёрзшие руки».

«Подули на одуванчик» – делать активный выдох, используя в качестве «цветов» флажки.

«Кто сильнее подует» – дуть на подвешенные, на нитках лёгкие бумажные ленточки.

– Из и.п. сидя по-турецки – наклоняясь делать шумный выдох, выпрямляясь – вдох.

То же, но стоя на коленях.

Выполнять глубокий вдох в упражнениях с разгибанием туловища, разведением рук назад, в стороны, с запрокидыванием головы назад, после чего делать активный выдох, сгибая при этом туловище, группируясь, сгибая и приводя руки к груди.

Проговаривание вслух во время ходьбы или других упражнений, различных речевых инструкций.

Педалирование на велостенке, бег в невысоком темпе, подскоки на месте, ходьба верх по ступенькам лестницы и т.д. Эти упражнения рефлекторно усиливают функцию дыхания.

Дыхательные упражнения при работе с дошкольниками с нарушением зрения могут, производится для различных целей. Главное их использование состоит в повышении дееспособности респираторной системы, что должно выражаться в увеличении ЖЕЛ, активности выдоха, подвижности грудной клетки, ритмичности дыхательных движений и их тенденции к урежению.

Другим аспектом применения дыхательных упражнений является общая релаксация организма детей – дошкольников.

При использовании дыхательных упражнений на первых порах целесообразно применять игровые методы с использованием звукопроизношения. Затем нужно переходить к формам сознательного участия ребенка в акте дыхания с использованием специальных поз и положений, стимулирующих вдох и выдох. Значительное усиление функции дыхания дают подвижные игры.

Приложение №8 Упражнения для улучшения общей и посуставной подвижности

– Из и.п. лёжа на животе – различные отведения и разгибания рук, держа гимнастическую палку (сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно).

– Из различных и.п. – выполнение широкоамплитудных круговых движений в плечевых суставах, отведение и разгибание рук (при этом можно применять предметы: мяч, кольца, гимнастические палки и др.)

– Из и.п. – стоя у гимнастической лестницы, держась руками за поручень, – различные наклоны и прогибания: вперёд, назад, в стороны.

– Из и.п. стоя на коленях в упоре на предплечьях – прогибания в пояснице («кошки мурлычут»).

– Из и.п. лёжа на животе – принятие позы «лука» (из индийской йоги): захватить руками ноги в области щиколотки и, подняв голову вверх (назад) и притягивая ноги руками, – прогнуться.

– Из различных и.п. – наклоны к прямым ногам: у гимнастической лестницы, сидя на гимнастической скамейке, ковре (сначала поочерёдно к каждой ноге, а затем одновременно к обеим ногам, постепенно сводя их вместе).

– Из и.п. лёжа на животе – поочерёдные и одновременные активные сгибания ног в коленных суставах («захлёстывание»).

– Из и.п. стоя, выпад правой, левой ногой вперёд или в сторону – пружинистые приседания со сменой положения ног.

– Из и.п. лёжа на спине – забрасывание разведённых ног за голову.

– Из и.п. стоя у гимнастической лестницы, держась руками за поручень – различные поперечные и продольные махи ногами (сначала полусогнутыми, а затем прямыми).

– Из и.п. широкая стойка, ноги врозь, носки развёрнуты наружу – полуприседы сначала поочерёдно на каждой ноге, а затем на обеих одновременно.

– Из и.п. лёжа на спине – разведение ног в стороны (сначала согнутых в коленях, а затем выпрямленных).

– Из и.п. упор присев на правой ноге, левую в сторону – поочерёдный перенос тела с одной ноги на другую.

Оптимальной нагрузкой в упражнениях на растягивание является число повторений упражнения, при котором достигается максимальная амплитуда, плюс 8-10 упражнений. Перед применением упражнений на развитие общей и посуставной подвижности обязательна общая разминка, подготавливающая суставно-связочный аппарат к специальному режиму упражнений за счёт усиления кровотока, повышение температуры мышц и их эластичности.

Приложение №9 Упражнения для формирования мышечно-суставной чувства, схемы тела и совместных координаций

Принятие различных и.п., поз, а также выполнение строевых действий перед зеркалом.

Выполнение различных упражнений с фиксацией рук в основных направлениях: вперёд, в стороны, вниз, на пояс – со зрительным контролем (перед зеркалом).

Выполнение сначала простых, затем более усложненных упражнений (подразумевается координационная сложность) с открытыми и закрытыми глазами.

Выполнение упражнений без зрительного контроля по словесной инструкции.

Выполнение упражнений с проговариванием их вслух.

Дифференцирование по форме, весу, объёму различных предметов физкультурного инвентаря: мячей, обручей, гантелей, гимнастических палок и др.

Метание мячей различного веса и величины по определённому заданию воспитателя по принципу: дальше – ближе, выше – ниже (использовать в качестве мишеней обручи, корзины и щиты.)

Всевозможные упражнения с пролезанием, подлезанием, перелезанием.

Игра в «волшебный мешочек» – нахождение предмета на ощупь, без зрительного контроля по заданию воспитателя.

Приложение №10 Упражнения для расслабления мышц

Принятие положения лёжа: на груди, на спине, руки вдоль тела или в стороны.

Покачивания в разные стороны, лёжа животом на большом надувом мяче.

То же, применяя большой надувной валик.

– Из и.п. основная стойка – поднимание обеих рук через стороны вверх с последующим быстрым (падающим) опусканием их вниз, покачивание руками в положении небольшого наклона вперёд («завял цветочек»).

«Бабочки летят» – потряхивание кистями с разведёнными пальцами.

Поочерёдные и одновременные круговые движения руками вперёд и назад.

– Из и.п. стоя у лестницы, держась руками за поручень – продольные и поперечные махи ногой с постепенным увеличением амплитуды.

Упражнения с чередованием максимального напряжения и расслабления мышц рук, ног, туловища.

Использование упражнений на дыхание, способствующей общей релаксации ребёнка.

Выполнение упражнений под музыку с определённым ритмом.

Приложение №11 Глазодвигательные упражнения

«Следи за предметом!» – воспитатель манипулирует предметом (мячом, флажком и т.п.), а дети должны плавно поворачивать голову, сопровождая его взглядом.

– Из различных и.п., но при неподвижной голове – плавно прослеживать взглядом предмет, который сначала медленно, а затем быстрее передвигает воспитатель.

«Пчела летит!» – один ребёнок кружит по залу между группой детей, находящихся в различных положениях (лёжа, сидя, на коленях и т.п.). Дети должны следить глазами за «пчелой», сохраняя голову в неподвижном состоянии. Кто повернул голову того сразу «укусила пчела».

Приложение №12 Упражнения с мячами

1. броски мячей в горизонтальную и вертикальную цели;

2. бросание мяча об пол и ловля его с отскока;

3. броски мяча в стенку, щит и ловля его с отскока;

4. собирание положенных на полу теннисных мячей в корзину.

Приложение №13 Упражнения на мелкую моторику с элементами предметных действий: сборка-разборка пирамидки, нанизывание бус на шнурок, конструирование и т.д.

Действия на манипуляционном стенде с использованием задвижек, крючков, выключателей и т.п.

Упражнения с однонаправленными движениями одноимённой рукой и ногой.

Однонаправленные движения разноимённой рукой и ногой.

Различные упражнения с одновременными противоположными движениями рук: как при ходьбе, беге, плавании и т.д.

Выполнение различных прыжков: в длину, в «глубину», вверх на месте, а также с поворотами и продвижениями.

Упражнения с сочетанием однонаправленных движений ног и разнонаправленных движений рук.

Упражнения с сочетанием поочередных движений ног (ходьба) и одновременных движений рук (в стороны, вперёд, вверх и т.д.)

Упражнения с однонаправленными движениями рук и туловища.

Упражнения с разнонаправленными движениями рук и туловища.

Упражнения с встречными движениями рук и ног.

В основе координационных движений для дошкольников с нарушением зрения лежит выработка чувств «схемы тела», зрительно-моторных отношений, точности дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движения. Поэтому собственно упражнения для формирования совместных координаций являются как бы завершенным этапом, объединяющим в себе все направления коррекционной работы.

Приложение №14 Упражнения для формирования зрительно-опорных реакций

Ползание на четвереньках с опорой на кисти рук и стопы, высоко «переступая» руками.

– Из и.п. лёжа на большом надувном мяче или набивном валике – покачивание вперёд-назад и в стороны, отталкиваясь от пола разведенными в стороны руками и ногами.

– Из и.п. лёжа спиной к стене или гимнастической лестнице – сначала отжимание, а затем отталкивание от лестницы с возвращением в и.п.

Различные упражнения с элементами упоров руками: при ползании различными способами, катание на тележке и санках, отталкиваясь руками, на брусьях и у поручня лестницы.

Отталкивание одной и 2мя руками подвешенного на верёвке мяча или груши.

– Из и.п. упор лёжа на полу – выжимание сначала плечевого пояса, а затем и всего туловища.

Подскоки на 2х ногах на месте, а затем с продвижением по меткам: линиям, точкам и т.п.

Перепрыгивание через лежащие препятствия: гимнастические палки, мячи, из обруча в обруч и т.п.

Спрыгивание со ступеньки высотой 15-20-25см с сохранением устойчивого положения.

Преодоление на четвереньках различных покатых вертикальных препятствий высотой 60-85см.

Передвижения и подскоки на батуте.

В основе упражнений по формированию зрительно-моторных реакций лежит способность дифференцировать пространственную удалённость предметов, соотносить себя с их положением и вырабатывать адекватные двигательные реакции при сближении с этим предметом.

Приложение №15 Упражнения для мелкой моторики пальцев, становления функции захвата и манипулятивной деятельности рук

Мелкие движения пальцами рук:

1. разгибание пальцев («реснички моргают»);

2. разведение пальцев («иголки у ежа»);

3. противопоставление большого пальца остальным («считалочка»);

4. клавишные движения пальцами («игра на пианино»);

5. выполнение волнообразных движений пальцами («веер»);

движения кистями рук («одновременные и поочерёдные»):

1. круговые движения кистями;

2. потряхивание кистями;

3. сгибание-разгибание кистей.

Сначала пассивное, а затем активное захватывание пальцами рук цилиндрических и округлых предметов: эстафетной и гимнастической палочки, обруча, теннисного мяча, мешочка с песком и др.

Выполнение основных движений (ходьбы, бега, прыжков, ползания и т.д.), с удержанием в руках выше указанных предметов.

Школа теннисного мяча:

1. перекладывание мяча из руки в руку в различных исходных положениях: снизу под ногой, за спиной, над головой и т.д.

2. манипуляции с теннисным мячом в различных и.п. на месте без зрительного контроля (с закрытыми глазами).

3. «кто быстрее соберёт мячи в корзину!»

4. подбрасывание и ловля мяча 2мя руками, а затем одной.

5. броски мяча в стенку с попыткой поймать его после отскока.

6. броски мяча об пол и ловля его после отскока.

Упражнения с гимнастической палкой:

1. перебирая пальцами руки, поворачивать палку вокруг её продольной оси;

2. «пропеллер» – держа палку одной рукой посередине, поочерёдно поворачивать её вправо – влево.

3. захват и перенос палки двумя пальцами рук;

4. подбрасывание палки вверх (по 5-10-15см) и ловля её, соблюдая при этом правильность захвата;

5. различные ОРУ, держа палку 2мя руками;

6. катание гимнастической палкой мяча (при помощи «подталкивания»), а зимой использовать для этой цели клюшку;

7. бросание палки в кеглю, и др., махом правой (левой) рукой сбоку;

8. простейшие упражнения с теннисной и бадминтонной ракетками: подбивание шарика, волана, выполнение направленного удара ракеткой и т.п.;

Упражнения с обручем – «крутить руль», поворачивать обруч влево, вправо, держа его противоположным хватом рук.

4.34
marimia
Бакалавр менеджмента - 2016 г., средний балл диплома 4,2; 2 курса магистратуры по профилю бизнес-аналитика - 2019 г.; Стаж работы по профилю 3,5 года, общий - 6,5 лет. Опыт написания академических работ более 6-ти лет.