Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Содержание

Введение

1. Ознакомление детей со скульптурой малых форм

1.1 Средства выразительности в скульптуре. Возможности воспитательного воздействия искусства на людей

1.2 Задачи ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства

1.3 Методика ознакомления детей с произведениями искусства

1.4 Своеобразие методики ознакомления детей со скульптурой малых форм

2. Анализ современных программ воспитания детей по разделу ознакомления дошкольников с произведениями искусства: скульптура малых форм («Детство», «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Одним из основных принципов работы дошкольного учреждения на современном этапе развития нашего общества, исходя из Концепции дошкольного воспитания, является гуманизация педагогического процесса. Ее основной смысл – поставить в центр внимания всей педагогической деятельности ребенка, удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развитие его способностей, творчества, воображения, обеспечение его эмоционального благополучия.

Важный путь в гуманизации педагогического процесса – усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитие художественно-творческих способностей всех детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении. А одно из условий – приоритетное внимание к специфическим видам деятельности, в том числе изобразительной.

Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. Скульптор И.Я.Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

Становление эстетического восприятия начинается в дошкольном возрасте под руководством взрослых, которые передают детям основы социальной культуры. Исследования советских ученых (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Н.Н. Поддьяков и др.) доказывают, что в основе передаваемого детям опыта должны лежать начальные формы логического подхода к объектам, что существенные сдвиги в развитии ребенка дают системные знания с выделением центрального связующего понятия. В искусстве это художественный образ. Так, в скульптуре ваятель через образы животных передает обобщенное понимание животного мира. Эмоциональное восприятие художественного образа, понимание специфики языка искусства формирует у детей постепенно эстетические суждения, оценки, начальные формы эстетического сознания.

1. Ознакомление детей со скульптурой малых форм

1.1 Средства выразительности в скульптуре. Возможности воспитательного воздействия искусства на людей

Выразительность скульптуры достигается с помощью особой архитектоники форм, построения основных планов, объемов масс, ритмических отношений, составляющих единое целое, которые занимают трехмерное пространство.

Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объем, силуэт, пропорции, светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет.

Средства изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают пространственную игру форм, эстетически воздействующую на зрителей. Выразительность любого скульптурного произведения зависит от того, насколько умело скульптор использует в своем художественном творчестве различные средства выразительности, свойственные этому виду изобразительного искусства. Если сравнивать скульптуру и живопись, то мы увидим, что как в одном, так и в другом виде искусства изображается объем предметов; но живописцу при передаче приходится создавать иллюзию объемности, которая достигается при помощи света и тени. Скульптурный же художественный образ действительно существует в пространстве и обладает реальной объемностью, которая вызывает у зрителя желание рассмотреть его со всех сторон.

Главное средство выражения в скульптуре – ее объем. Рассматривая скульптуру и обходя ее кругом, зритель каждый раз по-новому воспринимает постановку корпуса в пространстве, поворот головы; кроме того, создается ощущение, что фигура движется, изменяется.

Говоря о художественном образе в скульптуре, нужно отметить, что в этом виде искусства в основном изображается человек. Различные свойства материалов используются для передачи всего комплекса особенностей человеческого тела, его мягкости, упругости, динамики, плавности движений и т.д. Скульптура может правдиво показать фигуру, лицо, сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека.

У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию Они влияют и на формирование нравственных чувств.

Говоря о воспитательном влиянии искусства отметим, что это необходимый элемент в формировании общей культуры личности ребенка. Одна из характерных особенностей детей тесная взаимосвязь душевного и телесного. Взрослый стремится к тому, чтобы не дать внешне проявиться своим аффектам, дети же инстинктивно делают наоборот: они топают ногами по полу, когда злятся, и подпрыгивают, когда радуются. Мы даем возможность детям проявить свою душевную склонность в разных видах художественной деятельности, высвобождая таким образом заложенные в них инстинкты. Однако, нельзя быть безразличным к тому, как они будут развиваться. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок – здоровым и успешным.

Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.

1.2 Задачи ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства

Познание искусства невозможно без знания красоты конкретных качеств (цвет, форма, строение и др.). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства призвано содействовать всестороннему развитию личности ребенка, обогащению его духовного мира.

Педагоги рассматривают эстетические объекты искусства с позиции развития восприятия, оценки и деятельности, которые формируют отношение детей к красоте. Красота это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Благодаря красоте окружающего мира, изобразительному искусству у ребёнка появляется интерес, потребность к образному познанию действительности. По данным исследования Т.С.Комаровой: оценивая прекрасное в искусстве, дети не выделяют внутреннюю красоту человека, а вкладывают в это понятие различный смысл (быт, украшение и др.). И положение меняется при соответствующем обучении, когда воспитывается восприятие духовных ценностей, когда красота наполняется конкретным содержанием.

Специфика формирования эстетического отношения на этапе дошкольного детства определяется в первую очередь способами восприятия мира ребенком. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа выразительными средствами.

Оптимальный путь для реализации этой цели – формирование эстетического отношения к искусству и посредством искусства. Цель знакомства с искусством – введение детей дошкольного возраста в мир прекрасного, обогащение их эмоционального представления о людях, их духовной красоте; формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Достижение этих целей осуществляется через следующие задачи:

1) Приобщение детей к эстетическим ценностям.

2) Развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве, природе, жизни и труде.

3) Овладение эстетическим и культурным наследием прошлого.

4) Развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты.

5) Формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, во внешнем виде.

6) Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, народное и декоративно-прикладное искусство) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.

7) Включение ребенка в активную эстетическую деятельность:

– формирование первичных умений и навыков в различных видах художественной деятельности, а именно – обучение детей рисованию, лепке, конструированию и др.

– воспитывать желание активно вносить элементы прекрасного в быт, собственный облик, в отношения с окружающими.

8) Развитие творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры, включение в гармоничное саморазвитие личности.

9) Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способа изображения.

10) Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, изобразительными техниками.

Данные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

1.3 Методика ознакомления детей с произведениями искусства

Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т.е. учатся эстетически осваивать жизнь.

Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Для эстетического восприятия характерно заинтересованное, взволнованное отношение к изображаемым явлениям. Такое отношение находит выражение в словах, в оценке происходящего на картине, переданного в скульптуре.

Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается, прежде всего, в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.

Занимаясь с детьми 3-4 лет, важно привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.

При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование — «Кто больше увидит на картинке?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям.

В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.

В старшей группе дети знакомятся с различными видами изобразительного искусства – живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством. Образы произведений искусства помогают воспитывать у детей интерес и любовь к прекрасному, развивать эстетические чувства, творческое воображение.

Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в младшем возрасте: о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни.

У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.

Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз.

Рассматривание произведений сопровождается беседой, вопросами к детям (в которых дается ориентировка как на содержание, так и на средства выражения); самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений, подчеркивающих выразительность того или иного образа. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа. Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа). Например, на занятии по рассматриванию картины (репродукции) В. М. Васнецова «Аленушка» воспитатель рассказывает о том, что художник очень любил изображать сказочные сюжеты. Он показывает картину «Аленушка», спрашивает, какое настроение вызывает она. Обращает внимание на позу девочки, ее склоненную голову, печаль в глазах. Даже окружающая природа как бы грустит вместе с ней: склонились над девочкой ветки осинок, поникли листья камыша и осоки.

Воспитатель подводит детей к умению сравнивать одну картину с другой. Старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу. Например, показав детям картины И.Левитана «Март» и А.Саврасова «Грачи прилетели», воспитатель спрашивает, где, по их мнению, изображена ранняя и где поздняя весна. «Здесь грачи уже вьют гнезда,– говорит один мальчик, показывая на картину А.Саврасова, – а здесь, – показывает на картину «Март», – еще ни одной птички не видно, и тут снегу много, а там он весь потемнел, тает, на крышах снега совсем нет» и т.д. Вопрос воспитателя «На какой картине изображен солнечный день?» – направляет внимание детей на колорит картины – сочетание красок, характерное для весеннего дня. Затем педагог просит детей рассказать о цветовых сочетаниях, передающих пасмурный день в картине «Грачи прилетели».

Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. В других случаях, когда у детей развито умение рассматривать картины и воспитан интерес к ним, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщает их ответы.

Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя («Дядя Степа» С.Михалкова) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.

В результате таких занятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю. Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки. Можно, например, организовать игру в «магазин», где продаются открытки, и дети будут сами выбирать их.

Весной, после того как в старшей группе систематически проводилось рассматривание картин, хорошо устроить в групповой комнате или в зале выставку. Все репродукции картин, которые дети видели в течение года, вставляются под стекло или в картонные паспарту и красиво размещаются на стенах. К ним прибавляется несколько новых картин. Когда выставка готова, воспитатель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной картины к другой и рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли то, что для них ново. Затем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку. Дети говорят, какие картины они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно рассматривают новые картины, высказываются об их содержании.

При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством могут быть применены иные приемы. Прежде всего, дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Во всех случаях, когда это целесообразно, следует предоставлять детям возможность действовать с вещами, использовать их.

При рассматривании узоров на вещах, декоративных рисунков можно вносить элементы игры: воспитатель предлагает найти в узоре одинаковые или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов. Воспитатель подводит детей к суждению о повторяемости элементов, об их правильном чередовании, о разнообразии их использования. Узоры, орнаменты на предметах помогают в декоративном рисовании: дети научаются делать узоры более ритмичные и многокрасочные.

Знакомя детей с народными игрушками, воспитатель стремится вызвать у них эмоциональное отношение к образцу, учит видеть особенности элементов росписи, красоту цветочных сочетаний. Например, для занятия можно подобрать несколько дымковских игрушек (барыню, козлика, уточку), детально рассмотреть их с детьми, обратить внимание на белый фон игрушек, особенности элементов росписи (клетка, волнистая линия, пятно, точки); показать некоторые приемы дымковской росписи.

Художественно выполненные игрушки и скульптура служат образцами для лепки и рисования, знакомят детей с пластическими изображениями, с передачей формы, движения. Необычная занимательность образов, жизнерадостность, яркая роспись кировской игрушки (красавицы водоноски, кормилицы, кони, козлы, уточки, петухи и т. д.) позволяют использовать их в играх, в играх-драматизациях на сказочные сюжеты («Хаврошечка», «Морозко», «Терешечка» и др.).

Желательно организовать экскурсию детей подготовительной группы в музей или на выставку декоративного искусства. Познакомившись на занятиях и в играх с аналогичными произведениями, дети с интересом посмотрят экспонаты музея или выставки и послушают пояснения сотрудника музея. Воспитатель поощряет самостоятельное рассматривание, выслушивает рассказы детей.

Итак, в детском саду используются следующие формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством:

1) Рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Для занятия обычно подбираются произведения одного какого-либо вида искусства — или репродукции картин, или скульптура, или произведения декоративно-прикладного искусства.

2) Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.

3) В детском саду, в групповой комнате или зале, устраиваются выставки художественных произведений на ту или иную тему или из произведений какого-либо вида искусства: эстампы, иллюстрации, скульптуры и пр.

4) Со старшими детьми проводятся экскурсии в музеи или на выставки для просмотра заранее отобранного материала, доступного для детского восприятия как по объему, так и по содержанию.

5) Поощряется самостоятельное рассматривание детьми произведений искусства в детском саду и вне его. Воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей о виденном.

1.4 Своеобразие методики ознакомления детей со скульптурой малых форм

Выбирая произведения скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей, в отношении которых нужно воспитать определенные чувства. Содержание произведений, которые показывают детям, должно быть богатым и разнообразным. Однако не каждая скульптура доступны детям: в них могут быть выражены непонятные детям чувства и отношения — об этом надо помнить.

Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям, предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований. В скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.

Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.

Какие же знания должны получить дети о скульптуре?

В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относится к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.

В старшей группе. Знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии в близлежащий парк; узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средства).

Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней – это в основном предметы декоративно-прикладного искусства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить уже и с монументальной скульптурой.

Создание лепного образа всегда связано с передачей пластики, которую дети постигают не сразу. Но уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы. Для этого при рассматривании скульптуры детей учат движениям руки в воздухе показать линию перехода одного объема в другой. Производя зрительный охват всей скульптуры, они вычленяют ее части. Под руководством взрослого ребенок дошкольник приходит к заключению, каким образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую – путем заглаживания формы в другую – путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема.

Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции. Детей четырех лет учить понимать содержание скульптуры и средства ее выразительности. У детей пяти и шести лет формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства; учить выделять средства выразительности, передающие характер образа. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.

Наиболее доступно детям восприятие ясно выраженного действия, поэтому при ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц. Важно научить детей точно называть и определять характер действия. Имеется скульптура жанрового характера, например «Девочка кормит кур», «Девочка с куклой», «Лыжник»; сказочные образы: «Снегурочка», «Аленушка», «Иванушка на гусе».

При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного. Важно иметь набор скульптур, изображающих животных, птиц. Например, знакомя детей с дымковской игрушкой, можно показать несколько предметов разного содержания (куклу, козлика, индюка и др.), чтобы дать ребенку представление о том, какие дымковские игрушки, кого они изображают; что все предметы яркие, расписные. Как дополнительный материал воспитатель использует 2-3 иллюстрации, цветные фотографии с изображением дымковских игрушек или набор открыток. Все это позволит при небольшом количестве образцов, имеющихся в дошкольном учреждении, показать разнообразие, красоту изделий народного творчества данного вида.

Прежде чем начать работу по знакомству детей со скульптурой, коллектив детского сада должен расширить свои знания о скульптуре (посещение выставок, музеев, чтение соответствующей литературы); пополнить методический кабинет скульптурой малой формы и народной пластикой, приобрести книгу о скульптуре.

Знакомство детей с малой скульптурой и народной пластикой можно начать с организации небольшой выставки, состоящей из нескольких скульптур, разных по материалу и содержанию. Содержание выставки можно пополнять с помощью своих родителей.

Воспитатель предлагает всем детям «пойти» на выставку и рассмотреть скульптурные работы. Дети с интересом осматривают мини-скульптуры, задают вопросы, описывают произведения искусства, используя выразительные средства скульптуры. После осмотра выставки с детьми проводится беседа о том, что такое скульптура, кто ее делает, из какого материала. Так, у шестилетних детей воспитатель спрашивает, чем скульптура отличается от живописи и книжной иллюстрации. Если они не смогут ответить, то педагог в доступной форме объясняет, что в скульптуре в отличие от рисунка передается объемно-пространственное изображение.

Рассмотрев с детьми несколько фигурок, педагог подводит их к пониманию того, что скульптура может быть выполнена из разного материала (камня, фаянса, глины, дерева и др.). Затем предлагает старшим дошкольникам самостоятельно определить, из какого материала выполнены остальные фигуры, представленные на выставке. Очень важно обратить внимание детей на средства выразительности, передающие характер образа. Так, например, рассматривая скульптуру из фаянса «Медвежонок», надо показать, как скульптор сумел передать тревогу и испуг своего героя. Оставшись без мамы-медведицы в большом лесу, медвежонок в нерешительности переступает с лапы на лапу и напряженно думает, как ему поступить: идти вперед или нет.

В ходе непосредственно-образовательной деятельности дети сами стали скульпторами и могут пополнить выставку своими интересными мини-скульптурами из теста и глины. Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображение фигур в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее.

Таким образом, скульптура своим глубоким содержание, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком. Скульптура малых форм жанра не только эстетически обогащает старших дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование у детей начальных суждений, эстетической оценки.

2. Анализ современных программ воспитания детей по разделу ознакомления дошкольников с произведениями искусства: скульптура малых форм («Детство», «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)

скульптура дошкольник воспитание изобразительный

Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относится к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека.

Комплексные программы «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга» дают широкие возможности для ознакомления дошкольников с произведениями искусства, в том числе со скульптурой малых форм.

Основные цели в Программе «Детство» (работа коллектива кафедры дошкольной педагогики СПб ГПУ им. А.И Герцена: под ред. В.И. Логиновой.) – обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного. В программе «Детство», в соответствии ФГТ, выделено две части – основная и дополнительная. В основной части представлено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям. В дополнительной части представлены программы, которые расширяют и углубляют основное образовательное содержание и позволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности.

В программе выделен раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки». Задачи раздела «Художественное творчество», в рамках которой происходит ознакомление дошкольников с произведениями искусства, в т.ч. со скульптурой малых форм:

– развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;

– создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

– ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности;

– амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта;

– развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;

– воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;

– создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира;

– формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».

В разделе «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» программы «Детство» выделены подразделы: «Рисование», «Аппликация», «Лепка». Содержание и особенности работы с детьми по приобщению их к искусству раскрываются в специальных методических пособиях. В программе «Детство» используются специальные методики разных авторов, например: И.А.Лыкова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и др. Анализ содержания раздела «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» и методических пособий по данной программе, в том числе ознакомление со скульптурой, выявил достаточно подробное раскрытие содержания этой образовательной области. Поквартально представлено содержание образования по обучению детей разным видам продуктивной деятельности. В подраздел «Конструирование» вошли виды работ, которые в других программах рассматриваются как художественный труд: работа с бумагой, тканью, природным материалом.

Программа «Детство» наполнена глубоким содержанием, направленным на развитие представлений, навыков, умений и отношений у детей в процессе приобщения дошкольников к изобразительному искусству: живописи, графике, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладному искусству, декоративно-оформительскому искусству. В программе указаны рекомендуемые произведения изобразительного искусства.

Следующая программа, в которой предполагается приобщение детей к искусству – «Радуга» (Т.Доронова, В.Гербова, Т.Гризик, Е.Соловьева и др. Институт общих проблем образования Минобразования России) – направлена на воспитание, образование и развитие детей от 2 до 7 лет.

«Радуга» включает 7 важных видов деятельности (7 цветов радуги) детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: изобразительная деятельность, математика; развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир. Желтый цвет – «Изобразительная деятельность и ручной труд»: обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Дети учатся рисовать карандашами, красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой. Своеобразие программы состоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируется смыслообразующими игровыми мотивами – введением воспитателем игровых персонажей и сюжетных содержаний, «обволакивающих» почти все занятия.

Программа методически хорошо проработана, достаточно детально прописаны цели обучения детей таким видам продуктивной деятельности как рисование и лепка, предлагаются методические рекомендации к проведению занятий для дошкольников. Менее подробно раскрыты аппликация и художественный труд как виды продуктивной деятельности носят прикладной характер.

В программе «Радуга» для каждой возрастной группы издается комплект пособий по каждому из направлений работы воспитателя. Пособия содержат перечень программных задач и методических рекомендаций. Ознакомление со скульптурой, в том числе малых форм реализуется в основном на примере народного и декоративно-прикладного искусства.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Василевой создана на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов. Программа предлагает вариативные формы обучения – каждый воспитатель может творчески использовать в работе предлагаемое авторами содержание. В программе подробно описана эстетическая развивающая среда, даны рекомендации по её созданию, включая деятельность самих детей, их творчество.

Ознакомление дошкольников с природой, с произведениями искусства, с разными видами искусства, в частности скульптурой малых форм реализуется в разделе «Художественно-эстетическое воспитание», и в разных возрастных группах предусматривает:

– развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.), формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;

– формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

– развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой, музыкально-художественной деятельности и др.;

– обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

– развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач;

– приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

В разделе большое значение придается развитию самостоятельной художественной деятельности; формированию стремления проявить себя в разнообразной деятельности: в рисовании, лепке, танцах, драматизациях, играх и т. д.

В «Программе воспитания и обучения дошкольников» конструктивно прописаны все задачи обучения и воспитания дошкольников в процессе ознакомления с изобразительным искусством, а также в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации и ручном труде). Однако следует отметить, что программа больше ориентирует педагогов ДОУ на формирование изобразительных и технических умений детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности, не достаточное внимание обращается на развитие творческих способностей дошкольников.

Лепка выделена в отдельную группу.

Первая младшая группа (от двух до трех лет). Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Учить детей аккуратно пользоваться материалами. Учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.). Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т.п. Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку

К концу года дети уже должны: знать, что из глины можно лепить, что она мягкая; раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу; лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться глиной.

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет). Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей к украшению вылепленных предметов, используя палочку с заточенным концом (спичка); созданию предметов, состоящих из 2-3 частей, соединяя их путем прижатия друг к другу. Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку. Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать детям объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать у детей радость от восприятия результата общей работы.

Средняя группа (от четырех до пяти лет). Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прощипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прощипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки. Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с использованием стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки

Старшая группа (от пяти до шести лет). Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из различных материалов: глины, пластилина и пластической массы. Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки), передавать их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом. Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др. Формировать умение лепить по представлению персонажей литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество и инициативу.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п. Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.). Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать кусочки глины и пластилина, не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы).

Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства. Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).Формировать умение украшать предметы декоративного искусства узорами. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом. Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа предмета

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет). Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику – коллективная композиция). Учить детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.

Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), мелкую моторику пальцев; применять стеку; при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой, создавать индивидуальные и коллективные композиции из разноцветного пластилина.

Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что во всех вышеназванных программах для дошкольных учреждений сделана попытка ввести ребенка в мир искусства средствами, адекватными самой природе искусства.

Анализ программ по проблеме ознакомления дошкольников со скульптурой (малых форм) с целью их эстетического воспитания раскрывает особенности каждой программы, разнообразные подходы к организации педагогического процесса. Можно отметить, что содержание образования раскрыто в достаточной степени подробно в программах «Радуга», «Детство», «Программе воспитания и обучения дошкольников под редакцией М.А.Васильевой». Программы оснащены многими методическими рекомендациями и дидактическими материалами для обеспечения образовательной области «Художественное творчество», в т.ч. ознакомление со скульптурой малых форм.

Содержание программ «Детство» и «Программы воспитания и обучения дошкольников» могут в полной мере помочь педагогам раскрыть задачи, заложенные в рамках образовательной области «Художественное творчество» в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В программе «Радуга» содержание образовательной области отражено не достаточно полно и требуется дополнения из других парциальных программ.

Но независимо от индивидуальности каждой программы, их объединяет то, что авторы учитывают и интересы, и желания, и способности ребенка.

Заключение

В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем: общественных явлениях, природе и т.д.

Восприятие художественного образа в картине, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства. Язык изобразительного искусства многообразен.

С младшего дошкольного возраста надо формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, в том числе скульптуре. Дети узнают, что такое скульптура, для чего она нужна, кто такой «скульптор». Различают по внешнему виду, из какого материала сделана скульптура, знают виды скульптуры.

Произведения скульптуры обычно передают образы в действии. Скульптура дает трехмерное изображение предмета. Скульптуру можно рассмотреть с разных сторон, поэтому важно поставить ее так, чтобы хорошо воспринимался силуэт фигуры, ее жест, движение.

В детском саду дети знакомятся в основном со скульптурой малых форм.

Знакомство со скульптурой должно проходить во всех возрастных группах. При рассматривании работ народных умельцев и произведений художников скульптуры малых форм обращаем внимание детей на выразительные стороны каждой фигурки: пластические особенности формы, изображение фактуры, мелких деталей, динамику. С этой целью используется малая скульптура, выполненная из разных материалов: фарфора, керамики, дерева, металла.

При ознакомлении со скульптурой, передающей объемную форму предметов, людей, животных, все внимание фиксируется на характере изображения персонажа. Важно иметь набор скульптур изображающих животных, птиц. Некоторые игрушки можно назвать скульптурными, это: цветные фарфоровые игрушки, работы богородских мастеров (фигурки людей, животных).

Таким образом, раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности.

Анализ образовательных программ, по проблеме ознакомления дошкольников со скульптурой малых форм, с целью их эстетического воспитания раскрывает особенности каждой программы, разнообразные подходы к организации педагогического процесса. Каждая из них имеет свои особенности, но их объединяет то, что авторы учитывают и интересы, и желания, и способности ребенка.

Список используемой литературы

1. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников со скульптурой./ А.А.Грибовская. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие / Г.Г.Григорьева. – М.: Просвещение, 1999. – 344 с.

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 244 с.

4. Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б.Косминская и др. – М.: Просвещение, 1977. – 149 с.

5. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ / Под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой. – М.: Просвещение, 1979. – 272 с.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

7. Пчелинцева Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб.-метод. Пособие / Е.В Пчелинцева – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. – 36 с.

8. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детсада / Т. И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, С. Г.Якобсон; науч. рук. Е.В.Соловьёва. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с.

9. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / Н. Б.Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В.Пантюхина. – М: Просвещение, 1986. – С.3-21.

10. Шайдурова Н.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Конспект лекций теоретического курса / Н.В.Шайдурова. – Барнаул: БГПУ, 2007. – 295 с.

4.91
ОксанаТДГ
Уверенные знания законодательства РФ, уверенный пользователь ПК, грамотная устная и письменная речь, ответственный, внимательный юрист с развитым логическим мышлением и аналитическими способностями поможет Вам в любой работе по низкой цене!