Введение
Возраст человека, как и человек в целом, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального, конвергенция которых выражается в отдельной фазе человеческой жизни и в генетических связях между фазами. Поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими; по этим изменениям можно судить не только об отдельных психосоматических и социально-психологических сдвигах, но и об их динамических соотношениях. В этом смысле фактор возраста, о котором говорится во многих исследованиях, является суммой разнородных влияний роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания и других явлений органического развития, конвергируемого в условиях воспитания с культурным развитием как освоением общественного опыта, исторически сложившихся знаний и правил деятельности.
Вопрос о возможности выделения периодов жизни, в которых развитие личности подчиняется особым закономерностям, имеет многовековую историю. Возрастную периодизацию развития предлагали Пифагор, Гиппократ и Аристотель, философы Китая и Индии. Еще древние греки делили жизнь человека на 10 периодов по 7 лет – хептомаденов, а римляне делили жизнь на 5 фаз по 13-15 лет.
Нет практически ни одного выдающегося психолога, который бы так или иначе не занимался бы данными проблемами. Наиболее крупные достижения в этой области связаны с именами ученых: А. Адлер, А. Бине, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.
Цель: изучение проблемы периодизации жизненного цикла человека.
1. Общие подходы к проблеме периодизации жизненного цикла человека
Под возрастной периодизацией принято понимать модель развития личности, отражающую сущность происходящих возрастных изменений и предполагающую выделение отдельных этапов развития, каждый из которых характеризуется как своеобразием структуры и функционирования различных психических процессов, так и особыми личностными новообразованиями.
Вопрос о делении на отдельные, в возрастном отношении ограниченные стадии, ступени или фазы по-прежнему остается открытым. Жестких границ начала и завершения каждой стадии не существует.
Как показали многочисленные исследования, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность, которые как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни – от преждевременного старения в одних случаях до активного долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком – или творчески и физически активным, «молодым» и до, и после семидесяти.
Критерии, на основании которых производится деление, а также содержание, число и временная протяженность установленных возрастных периодов чрезвычайно различны. Есть две различные точки зрения на процесс развития человека. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой – дискретен.
Согласно теории непрерывного развития – развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует.
Согласно теории дискретного развития – развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга.
На каждой стадии существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии.
Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются наиболее важными, существенными сторонами детского развития в каждый рассматриваемый период.
В результате многочисленных попыток создания возрастной периодизации появилось множество различных классификаций, но, несмотря на длительную историю проблемы, до настоящего времени вопрос о том, делится ли развитие личности на периоды, или оно происходит непрерывно и можно говорить лишь о последовательной смене форм поведения остается открытым.
Для понимания жизненного цикла человека необходимы определение последовательной смены состояний развития, однонаправленности и необратимости времени жизни, т.е. топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать: длительность существования индивида, определяемую общей продолжительностью жизни всех индивидов данного вида и метрическую характеристику жизненного цикла и его отдельных моментов.
Обе эти характеристики представлены, например, в схеме возрастной периодизации, принятой на одном из международных симпозиумов (Приложение).
Итак, существует много классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания: в антропологии, и в педиатрии, и в психофизиологии и пр., а следовательно, и основанных на разных критериях.
Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.
Содержание любой из периодизаций возрастного развития обусловлено тем критерием, который лежит в основе ее построения, то есть признаком, на основании которого производится оценка, определение или классификация отдельных периодов развития.
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И.С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего, необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета – это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета – это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».
Таким образом, проблема периодизации жизненного цикла человека заключается в том, что единого мнения, какую периодизацию из всего многообразия существующих классификаций возрастов, следует принять за основную.
Наличие множества классификаций связано с тем, что в их основе лежат различные критерии выделения, на основе которых и построены те или иные периодизации жизненного цикла человека.
2. Основные положения возрастной периодизации
возрастной личность периодизация
Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос лишь в том – что обусловливает это качественное своеобразие.
Отечественная возрастная психология преимущественно базируется на работах Л.С. Выготского. В работе «Проблема возраста» он, наряду с общими вопросами определения возраста и построения новой периодизации развития в онтогенезе, предположил, что онтогенез есть регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. В относительно устойчивые, или стабильные, возрасты ребенок развивается главным образом в результате микроскопических изменений его личности, которые накапливаются до известного предела, а затем скачкообразно появляется какое-то возрастное новообразование. Критические периоды – это вехи на пути взросления, их анализ немыслим вне общей логики развития. В период кризиса развитие принимает стремительный, иногда катастрофический, характер, который Выготский сравнивает с революционными изменениями.
Все существующие к тому времени периодизации Л.С. Выготский разделил на 3 группы, и это деление оказалось столь методологически удачным, что появляющиеся современные периодизации часто успешно вписываются в предложенную им систематизацию.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека, созданные не путем расчленения самого развития личности на этапы, а по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития. Таковой, в частности, является известная периодизация С. Холла, созданная по аналогии с развитием общества. Из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется и периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т.д. – такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Вторая группа периодизаций (самая многочисленная) основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, генитальный этапы). В основу периодизации П.П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В его классификации детство делится на 3 периода: беззубое, молочных зубов и постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость. Особое место здесь занимает периодизация Ж. Пиаже, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур. Перечислять варианты периодизаций этой группы можно бесконечно. Все они названы Л.С. Выготским моносимптоматическими, поскольку в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития.
Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и учитывает изменение важности критериев со временем. Именно они позволили бы ответить на вопросы, что, как, почему, в каком направлении изменяется.
Л.С. Выготский предложил собственную периодизацию, руководствуясь диалектической моделью развития и идеей скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет и т.д.
Основные положения Выготского о периодизации развернуты в работах его последователей (А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Т.В. Драгуновой, Д.Б. Эльконина и др.). В отечественной психологии принята периодизация Д.Б. Эльконина, который выделяет следующие принципы:
– исторический подход к темпам развития и к вопросам о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества; подход к каждому периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка;
– представление о психическом развития как о процессе диалектически противоречивом, протекающем не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований;
– выявление как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии – важных объективных показателей переходов от одного периода к другому;
– выделение неоднородных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз.
Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе 4 критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.
Он определяет кризисы как переходы от одной системы к другой. Рассматривая каждый период, как состоящий из 2 стадий, Эльконин считал, что на 1 стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на 2 происходит освоение операционно-технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе, и каждый раз между ними возникают противоречия. Периоды по Д.Б. Эльконину:
– этап раннего детства состоит из двух стадий – младенчества, открывающегося кризисом новорожденности, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности, и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы.
– этап детства открывается кризисом 3 лет, знаменующим начало дошкольного возраста (с освоением сотивационно-потребностной сферы). Второй стадией является открывающийся кризисом 6-7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера.
– этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (осваивается мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11-12 лет, и стадию ранней юности (освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет.
По Д.Б. Эльконину, кризисы 3 и 11 лет – это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы 1-го года, 7 и 15 лет – кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.
В мировой психологии широко используется периодизация Э. Эриксона, положившего в основание развития сразу три процесса: соматическое развитие, социальное развитие и развитие сознательного Я. Свою теорию фаз он рассматривает в пяти размерностях: 1) психосоциальные кризисы; 2) круг референтных лиц; 3) элементы социального порядка; 4) психосоциальные модальности; 5) психосексуальная динамика.
Проблема периодизации является настолько интересной и важной, что исследования в этом направлении ведутся и сейчас. В частности, интересна периодизация, предложенная В.И. Слободчиковым в 80-х гг. ХХ в.
Следует отметить, что исследования в отечественной возрастной психологии ориентированы преимущественно на детский и юношеский этапы развития человека. В зарубежной – проблема развития человека во всем интервале его жизни, заложена работами С. Холла, Ш. Бюллер, К. Юнга; из современных психологов можно назвать Э. Эриксона, Г. Томэ, Б. Ливехуда, П. Балтеса; а также Р. Кеган, Д. Левинсон, Дж. Ловингер и др.
Свидетельства того, что развитие человека продолжается на всем протяжении его жизни, существуют во множестве. Наиболее отчетливо реальность развития взрослого человека предстает в возрастных кризисах. Во многих работах периоды жизни человека в границах 28-33 лет, 40-45 лет, 55-60 лет называют кризисными. В отличие от кризисов развития в детском возрасте, кризисы взрослой жизни разделяют большие временные разрывы (около 10 лет), они протекают более скрыто; увеличиваются их интервалы (до 5 лет). Наличие критических периодов во взрослой жизни показывает, что психическое развитие человека за пределами юности не идет линейно, т.е. лишь как совершенствование и обогащение сформировавшихся психологических структур и механизмов, а представляет собой также череду стабильных и критических периодов. Главный вопрос заключается в том: каковы закономерности развития человека заграницами детства? Одинаковы ли они для детских и взрослых периодов жизни человека?
Так, В.И. Слободчиков отмечает, что описанная им система категорий психологии развития одинаково пригодна и для детской психологии и для психологии взрослого человека; но их конкретно-психологическое содержание будет различным. Ведущая деятельность, событие ребенка и взрослого, взаимоотношения с родителями и педагогами, взаимоотношения со сверстниками в школе и вне школы выступают детерминантами развития в детском возрасте. Совместная деятельность, общение, взаимоотношения с другими остаются онтологическими основаниями жизни взрослого человека. Необходимо специально подчеркнуть, что в реальной практике всякая конкретная жизненная ситуация конкретного человека должна каждый раз рассматриваться не только «здесь и теперь», но также в интервале предшествующего периода развития, который он уже прожил, и предстоящего – в пространство которого ему необходимо войти.
Заключение
Таким образом, возрастная периодизация – это периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов.
Проблема возрастной периодизации является одной из самых дискуссионных в психологии, что связано с отсутствием у разных исследователей единого понимания природы возрастного развития, его движущих сил и механизмов. Каждая из теорий личности порождает и определенную схему периодизации психического развития. Различают точки зрения на процесс развития ребенка в целом:
– процесс непрерывный – процесс непрерывного развития идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет;
– процесс идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный, ведущий фактор развития. Считается, что дети последовательно проходят через все стадии развития, не пропуская ни одного этапа и не забегая вперед. В настоящее время предпочтение отдается дискретной позиции развития.
По мнению Л.С. Выготского, все периодизации можно разделить на три группы. Первая группа включает в себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, связанного с процессом развития. Ко второй группе относятся периодизации, основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно. Третья группа выделяет периоды развития на основе существенных критериев, признаков.
Л.С. Выготский предложил собственную периодизацию, руководствуясь диалектической моделью развития и идеей скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды), которые чередуются.
Линию Л.С. Выготского продолжили А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин.
В отечественной психологии принята периодизация Д.Б. Эльконина, который опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе 4 критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.
В мировой психологии широко используется периодизация Э. Эриксона, положившего в основание развития сразу три процесса: соматическое развитие, социальное развитие и развитие сознательного Я. Свою теорию фаз он рассматривает в пяти размерностях: 1) психосоциальные кризисы; 2) круг референтных лиц; 3) элементы социального порядка; 4) психосоциальные модальности; 5) психосексуальная динамика.
Развитие человека продолжается на всем протяжении его жизни, и реальность развития взрослого человека отчетливо предстает в возрастных кризисах: в границах 28-33 лет, 40-45 лет, 55-60 лет. В отличие от кризисов развития в детском возрасте, кризисы взрослой жизни разделяют большие временные разрывы (около 10 лет), они протекают более скрыто; увеличиваются их интервалы (до 5 лет). Наличие критических периодов во взрослой жизни показывает, что психическое развитие человека за пределами юности не идет линейно, т.е. лишь как совершенствование и обогащение сформировавшихся психологических структур и механизмов, а представляет собой также череду стабильных и критических периодов.
Проблема периодизации является настолько интересной и важной, что ис-следования в этом направлении ведутся и сейчас. В частности, интересна периодизация, предложенная В.И. Слободчиковым в 80-х гг. ХХ в. Опираясь на идею о становлении в психическом развитии особого личностного образования – субъективности, он в качестве механизма ее обретения называет изменение форм взаимодействия развивающегося ребенка с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними и обособления от них.
Таким образом, существуют заметные расхождения во взглядах. В связи с этим в современной психологии развития все более и более утверждается мнение, что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если это вообще возможно.
Список использованных источников
1. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. С. 63-67.
2. Кураев Г.А. Возрастная психология. Лекции / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: РГУ, 2002. – 146 с. С. 26-28.
3. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 896. С. 21-25.
4. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Носко. – Владивосток: ДавГУ, 2003. – 127 с. С. 43-46.
Шапатина О.В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методический комплекс / О.В. Шапатина, Е.А. Павлова. – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2007. – 204 с. С. 38-44.