Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ

2 ВИДЫ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ

2.1 Предметная (родовая) подследственность

2.2 Местная (территориальная) подследственность

2.3 Альтернативная (смешанная) подследственность

2.4 Персональная подследственность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы контрольной работы обусловливается тем, что институт подследственности уголовных дел является важным связующим звеном для применения норм уголовного и процессуального права в сложной и ответственной работе правоохранительных органов. Нормы данного института определяют полномочия органов дознания и предварительного следствия по расследованию определенных категорий уголовных дел, условия, основания и порядок передачи уголовных дел от одного органа расследования другому, процессуальный порядок разрешения споров, возникающих между органами расследования по поводу подследственности, правовые последствия, наступающие в результате нарушения правил о подследственности.

Анализ законодательства, регламентирующего подследственность уголовных дел, свидетельствует о том, что в правовом регулировании данного института имеются неразрешенные проблемные вопросы, несмотря на то, что принятый в 2001 году Уголовно-процессуальный кодекс РФ в ст.ст.150-152 содержит прямые предписания, определяющие подследственность уголовных дел, а также неоднократные попытки законодателя найти оптимальные соотношения подследственности и организации системы следственных аппаратов.

К проблемам практического применения законодательных положений о подследственности уголовных дел неоднократно обращались Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ. Вопросы подследственности являлись предметом обсуждений на законодательном уровне, о чем свидетельствуют изменения, внесенные в ст. 151 УПК РФ после его принятия.

Необходимость разрешения проблем подследственности уголовных дел, их теоретического осмысления, определения возможных вариантов дальнейшего построения следственных аппаратов и. соответственно, модели института подследственности, обуславливают актуальность выбранной темы контрольной работы.

Цель контрольной работы – рассмотреть подследственность уголовных дел в системе работы правоохранительных органов.

1. ПОНЯТИЕ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ

Подследственность – это совокупность правил, обеспечивающих отнесение уголовных дел к ведению конкретного должностного лица, наделенного государственно-властными полномочиями по производству предварительного расследования и принятия соответствующих процессуальных решений. Соблюдение требований о подследственности обеспечивает быстрое реагирование на каждое совершенное или готовящееся преступление, а также наиболее полное расследование уголовных дел с учетом специфики деятельности различных ведомств.

Подследственность – это термин, который встречается не только в ст.151 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст.4921., но и в ст.152 УПК РФ, например, и иных.

Термин «подследственность» имеет два значения.

Под подследственностью подразумевается, прежде всего, совокупность признаков преступления, которая обусловливает расследование его соответствующим органом предварительного расследования.

Кодексом установлено, когда предварительное расследование проводится, а когда не проводится и уголовное преследование осуществляется потерпевшим.

Подследственность, т.е. свойства уголовного дела, в соответствии с которыми расследование по нему производится различными органами расследования, подразделяется на предметную (или родовую), местную (или территориальную), альтернативную (или смешанную) и персональную.

2. ВИДЫ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ

2.1 Предметная (родовая) подследственность

Предметная (родовая) подследственность следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ распространяется на дела о преступлениях, предусмотренных 116 статьями УК РФ Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст.2954., охватывающими 124 состава преступлений. Среди них дела о наиболее опасных: убийствах и других посягательствах на личность, изнасилованиях, терроризме, бандитизме, массовых беспорядках, пиратстве. К подследственности следователей СК относятся также дела об экологических, должностных, воинских преступлениях, преступлениях против правосудия и некоторые другие, расследование которых представляет существенную сложность.

Значительная часть преступлений, предусмотренных 99 статьями УК РФ и охватывающих 129 составов преступлений, отнесена к предметной подследственности следователей МВД. Это дела о преступных посягательствах на здоровье граждан, их половую неприкосновенность, преступлениях против собственности, преступлениях в сфере экономической деятельности, части преступлений против общественной безопасности и ряд других.

Предметную подследственность следователей органов ФСБ образуют дела о контрабанде при отягчающих обстоятельствах, незаконном экспорте технологий, информации и услуг при создании оружия массового поражения, а также о терроризме, призывах к осуществлению террористической деятельности, организации незаконных вооруженных формирований, угоне воздушных и иных транспортных средств, преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства, организации незаконной миграции и некоторых других, предусмотренных 21 статьей УК РФ, охватывающей 23 состава преступлений.

Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ расследуют дела о контрабанде наркотиков и психотропных веществ, незаконных операциях с ними (производство, сбыт, приобретение, хранение, перевозка и др.), хищении либо вымогательстве, склонении к потреблению при отягчающих обстоятельствах, организации и содержании притонов, культивировании наркосодержащих растений, незаконном обороте, сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта. Всего к их подследственности относятся дела о преступлениях, предусмотренных 8 статьями УК РФ (12 составов) Башкатов Л.Н., Боровский М.ВА. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный). – М.: Спарта, 2010. – С.158..

Статья 150 УПК РФ включает в подследственность органов дознания и дела частного обвинения (ч. 1 ст. 115, ст. 116, ч. 1 ст. 129, ст. 130 УК РФ). При этом следует иметь в виду, что закон (ч. 1 ст. 318 УПК РФ) устанавливает, что такие дела возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем мировому судье, по общему правилу не требуют предварительного расследования и непосредственно после возбуждения рассматриваются мировым судьей. Однако надо учесть, что согласно ч. 3 ст. 20 УПК РФ дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить дело частного обвинения и без заявления потерпевшего и направить его для производства предварительного расследования, которое будет осуществляться в форме дознания. Такими обстоятельствами является неспособность потерпевшего защищать свои права и законные интересы, в том числе и в случае совершения преступления лицом, данные о котором потерпевшему неизвестны. Кроме того, по делам частного обвинения по ходатайству сторон мировой судья вправе оказать им содействие в собирании таких доказательств, которые не могут быть получены сторонами самостоятельно (ч. 2 ст. 319 УПК РФ). Он либо сам запрашивает нужные доказательства, либо направляет возбужденное дело органу дознания. В этом случае по делу частного обвинения также производится дознание, по окончании которого дело направляется мировому судье.

Помимо дел, непосредственно составляющих подследственность органа дознания, прокурор вправе передать ему для проведения расследования и другие дела о преступлениях небольшой и средней тяжести (по общему правилу входящие в подследственность следователей), если по характеру этих дел их расследование не представляется существенно сложным.

Большинство преступлений, подследственных органам дознания, расследуются дознавателями органов внутренних дел (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Дознаватели пограничных органов ФСБ расследуют дела о незаконном пресечении госграницы, нарушении континентального шельфа и экономических зон, незаконной добыче водных животных и растений и о некоторых других преступлениях, связанных с несением пограничной службы (п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Дознавателям Федеральной службы судебных приставов подследственные дела о вмешательстве в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия, о неуважении к суду, растрате описанного имущества и других преступлениях против правосудия (п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Дознаватели таможенных органов ведут дознание по делам о простой контрабанде и уклонении от таможенных платежей (п. 6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

2.2 Местная (территориальная) подследственность

подследственность уголовный дело расследование

Местная (территориальная) подследственность определяется местом совершения или окончания преступления: район, область, республика в составе Российской Федерации и др. Следует учесть, что в пределах местной подследственности предварительное следствие может производиться следователями различных уровней – районного, областного (краевого и др.), федерального. УПК РФ не содержит правил распределения дел между следователями разных уровней. Этот вопрос в зависимости от особенностей расследуемого дела разрешается руководителями следственных органов при прокуратуре, а также следственных подразделений в органах МВД Уголовный процесс / под ред. А. В. Гриненко. — М.: Норма, 2009. — С.162..

Статья 152 УПК РФ определяет правила территориальной (местной) подследственности. По общему правилу предварительное расследование как в форме дознания, так и в форме предварительного следствия производится по месту совершения преступления т.е. на территории тех района, области, республики в составе Российской Федерации, где оно имело место. По общему правилу местом расследования является кабинет дознавателя или следователя. Это правило знает и ряд исключений.

В случаях, когда возникает необходимость произвести следственные или розыскные действия за пределами закрепленной территории (например, когда надо допросить лицо, проживающее в другом районе, области), следователь или дознаватель вправе сделать это, выехав в соответствующий район, область. Допустим и иной способ: направление следователю, дознавателю другого района отдельного поручения о выполнении соответствующего следственного или розыскного действия. При необходимости санкционирования такого действия судом к отдельному поручению должно быть приложено соответствующее постановление следователя или дознавателя с ходатайством перед судом, санкционированное судьей. Следователь или орган дознания, получив поручение, обязан выполнить его в срок не более 10 суток. Нарушение 10-дневного срока выполнения отдельного поручения недопустимо.

Если преступление охватывает несколько эпизодов, имевших место в разных административно-территориальных образованиях, решение о месте производства расследования принимает вышестоящий руководитель следственного органа, руководствуясь тем, в каком месте (районе) совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них. В пределах области (края) этот вопрос решает РСО на уровне субъекта РФ. Если же речь идет о передаче дела в другую область (край и т.д.), вопрос решается Председателем СК при прокуратуре РФ или его заместителями.

Возможна ситуация, когда факт преступления обнаружен, но место совершения преступления неизвестно (например, когда в вагоне товарного состава, следовавшего через несколько областей, обнаружен труп проводника с огнестрельным ранением). В таких случаях расследование ведется по месту обнаружения преступления. Однако после обнаружения места совершения преступления дело может быть передано по подследственности.

В виде исключения предварительное расследование может производиться за пределами населенного пункта, где находится резиденция дознавателя, следователя, а именно в том населенном пункте, где находятся обвиняемый и большинство свидетелей. Такое отступление от обычного порядка целесообразно, если это обеспечит полноту и объективность расследования и соблюдение процессуальных сроков.

2.3 Альтернативная (смешанная) подследственность

Альтернативная (смешанная) подследственность – это подследственность дел об одних и тех же преступлениях следователям различных ведомств. Проблема определения альтернативной подследственности возникает в связи с тем, что дела о некоторых преступлениях по правилам предметной подследственности отнесены к компетенции нескольких следователей. Например, дела о некоторых преступлениях (ст. 205, 208, 209, 210, 290, 291, 292, 293 УК РФ) подследственны и следователям Следственного комитета при прокуратуре РФ, и следователям МВД, а часть их – следователям ФСБ.

Критерием, определяющим, какому следователю должно быть поручено в таких случаях ведение предварительного следствия, являются ответы на два вопроса:

1) каким следователем выявлено преступление альтернативной подследственности;

2) какой следователь расследовал дело, в связи с которым возбуждено уголовное дело альтернативной подследственностиБашкатов Л.Н., Боровский М.ВА. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный). – М.: Спарта, 2010. – С.174. .

К подследственности следователей, выявивших преступление альтернативной подследственности, относятся дела о преступлениях, предусмотренных 44 статьями УК РФ. Это дела о мошенничестве, присвоении или растрате, незаконном предпринимательстве с отягчающими обстоятельствами, незаконной банковской деятельности и других преступлениях в сфере экономической деятельности, захвате заложников, организации незаконного вооруженного формирования, бандитизме, организации преступного сообщества, ряде иных преступлений против общественной безопасности, преступлений в сфере компьютерной информации, некоторых преступлениях против правосудия и порядка управления. Выявление следователями указанных преступлений следует понимать так, что они первыми получили сообщение об этих противоправных действиях, возбудили о них уголовное дело и приняли его к своему производству.

Компетенция следователей, к чьей подследственности относится «основное» преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело, охватывает возникшие таким образом дела о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, злоупотреблении должностными полномочиями, превышении должностных полномочий, получении и даче взятки, служебном подлоге и халатности, некоторых преступлений против правосудия. Речь идет о случаях, когда в процессе расследования «основного» дела выявляется новое, связанное с ним преступление, по поводу которого возбуждается новое уголовное дело и принимается к производству тем же следователем.

2.4 Персональная подследственность

Персональная подследственность – это подследственность дел, определяемая с учетом особенностей, присущих лицу, в отношении которого ведется производство. Такими особенностями являются:

а) принадлежность его к категориям лиц, в отношении которых УПК установил особые правила возбуждения уголовного дела, применения мер принуждения, рассмотрения в суде;

б) принадлежность должностного лица к правоохранительной системе РФ;

в) принадлежность лица к Вооруженным Силам РФ;

г) наличие у лица психических расстройств, требующих особого производства в форме предварительного следствия.

УПК не установил персональной подследственности дел о преступлениях несовершеннолетних: в отличие от УПК РСФСР по делам несовершеннолетних может в зависимости от предметной подследственности проводится или дознание, или предварительное следствие.

Персональная подследственность установлена для следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ, следователей ФСБ и отчасти следователей МВД.

Независимо от квалификации, даже если она предусматривает производство дознания, следователям Следственного комитета при прокуратуре РФ подследственны все дела о преступлениях, совершенных:

а) лицами, указанными в ст. 447 УПК РФ (члены Совета Федерации, депутаты Госдумы РФ, депутаты представительных органов субъектов РФ, другие выборные лица органов местного самоуправления, судьи всех судов, Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент РФ, прекративший свои полномочия, а также кандидаты в президенты РФ, прокуроры, следователи, адвокаты). Им также подследственны дела о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

б) должностными лицами органов ФСБ, СВР, ФСО России, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов УИС, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

в) военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинского формирования. Сюда же относятся и преступления, совершаемые в отношении этих лиц в связи с их служебной деятельностью.

К персональной подследственности следователей ФСБ относятся дела о государственной измене, шпионаже, разглашении государственной тайны и утрате документов, содержащих государственную тайну, в совершении которых обвиняются должностные лица силовых ведомств, военнослужащие и другие связанные с ними лица (подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Вопрос о персональной подследственности следователей МВД возникает только по делам о применении к лицам, совершившим общественно опасные действия, принудительных мер медицинского характера (гл. 53 УК РФ). Дела об указанных деяниях расследуются разными следователями в зависимости от предметной подследственности каждого из них. Однако если психически больное лицо совершило деяние, расследование которого должно по общему правилу осуществиться в форме дознания, складывается неясная ситуация, ибо закон не определяет, какой следователь должен вести по нему предварительное следствие, хотя и в данном случае предварительное следствие является обязательным. Представляется, что эта обязанность должна возлагаться на следователей МВД, так как основная масса дознания производится дознавателями органов МВД.

При конкуренции подследственности когда, например, действия одного из участников входят в подследственность следователя МВД, а действия другого по предметному или персональному признаку – в подследственность следователя СК, вопрос о подследственности решает прокурор. В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ он вправе передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами о подследственности. Он также вправе изымать любое дело от органа предварительного расследования и передавать его следователям Следственного комитета при прокуратуре РФ. Аналогичное правило действует при соединении в одном производстве дел, подследственных разным органам следствия: согласно ч. 3 ст. 154 УПК РФ решение о соединении дел принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Компетенция различных органов следствия разграничивается на основе правил о подследственности – совокупности установленных законом признаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство следствия относится к ведению определенного следователя (ст. 151 УПК РФ).

Выделяются следующие юридические признаки уголовного дела, на основе которых определяется его подследственность: предметный (родовой); территориальный (местный); персональный (личный); альтернативный (смешанный); по связи уголовных дел.

Предметный (родовой) признак подследственности определяется характером совершенного преступления, его квалификацией, в зависимости от чего разграничивается компетенция между следователями различных следственных органов: прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и т.д. (ст. 151 УПК РФ).

Разделение по территориальному (местному) признаку позволяет разграничить подследственность между одноименными органами дознания и предварительного следствия в зависимости от той территории, на которую распространяется их юрисдикция,т.е. подследственность определяется местом (районом) совершения преступления (ст. 152 УПК РФ).

Персональный (личный) признак определяет подследственность уголовного дела на основе определенных особенностей субъекта преступления. Например, следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ осуществляется предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных депутатами, судьями.

Альтернативный, или смешанный, признак подследственности предполагает возможность расследования ряда преступлений тем или иным следователем в зависимости от того, кем данное преступление выявлено. Альтернативный признак подследственности используется при определении подследственности по уголовным делам о мошенничестве, присвоении или растрате чужого имущества и ряде других преступлений, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК РФ.

Разновидностью альтернативной подследственности можно считать отнесение уголовно-процессуальным законом уголовных дел об одних и тех же преступлениях к подследственности следователей разных ведомств. В частности, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 208–210 УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества), указаны одновременно в перечнях уголовных дел, подлежащих расследованию и следователями следственного комитета при прокуратуре РФ, и следователями органов внутренних дел (п. 1, 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). В подобных случаях подследственность уголовного дела конкретному следователю окончательно определяется прокурором.

По признаку связи с преступлениями, расследуемыми следователями той или иной ведомственной принадлежности, определяется подследственность уголовных дел о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, злоупотреблении должностными полномочиями, получении взятки и иных подобных преступлениях. Предварительное следствие по указанным уголовным делам производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК РФ).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – №4. – Ст.445.

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст.2954.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст.4921.

4. Башкатов Л.Н., Боровский М.ВА. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный). – М.: Спарта, 2010. – 640 с.

5. Большой юридический словарь. 3-е изд.перераб.и доп. /Под ред.проф. А.Я. Сухарева – М.: Инфра-М, 2007. – 960 с.

6. Уголовный процесс / под ред. А. В. Гриненко. — М.: Норма, 2009. — 480 с.

4.75
ijatr
Специализация: педагогика, делопроизводство, торговля, информатика. Имею ВО: экономическое, техническое, педагогическое. Профдеятельность : педагогика, управление, коммерция. Большой опыт научно-исследовательской, проектной деятельности.