Часть выполненной работы
А.А. Блок – один из известнейших русских поэтов рубежа XIX-XX веков.
В его жизни было мало внешних событий, но бессчетное количество внутренних переживаний, которые и отразились в его поэзии, прозе, лирических драмах.
По словам Вл. Орлова, сквозь личный мир А. Блока прошли все бури, катастрофы, вся вера и все отчаяние его сложного и трудного века. И, действительно, I русская революция 1905 года, I Мировая война, Октябрьская революция 1917 года, гражданская война в России оказали огромное влияние на творческую эволюцию поэта: от мрачного служителя Прекрасной Даме через тернии города, снежной вьюги к певцу своей Родины, России.
Ни у одного из русских писателей начала XX века не было таких прочных жизненно-биографических корней в глубинных пластах национальной культуры, как у Блока. В его семье царил культ науки, литературы и искусства, господствовали высокие представления об их ценностях, идеалах и традициях.
Поэт воспитывался на русской классической литературе. С детства он знал А.С. Пушкина, В. Жуковского, Ф. Тютчева, в юности читал Ф. Достоевского, JI. Толстого. В начале XX века он знакомится с поэзией Вл. Соловьева, его учением о Мировой Душе, Софии, Вечной Женственности. Это учение Блок воспринял по-своему и в его творческой натуре возникает образ Прекрасной Дамы. Для ее изображения нужны особые средства – символы. Вся жизнь и все творчество поэта неразрывно связаны с символизмом — литературным направлением рубежа веков. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистской доктрины, но он всегда оставался верен эстетике и поэтике символизма.
В художественном наследии А. Блока присутствуют и лирика, и драмы, и проза. Во всех своих произведениях поэт отразил черты жизни того периода. И сейчас, на рубеже XX-XXI веков, отчетливо видно сходство с событиями конца XIX-начала XX столетий. И тогда, и сегодня происходят социальные, природные катастрофы, бесчисленные вооруженные конфликты, войны.
Блок в своем творчестве выдвигает проблемы, волнующие и нас: проблемы социальной жизни, касающиеся труда людей, проблемы человеческих отношений. Поэтому изучение наследия поэта актуально и в наше время.
С середины 1950-х годов публикуется ряд статей и исследований о Блоке, выходят отдельные книги, посвященные его жизни, творчеству. Среди них можно выделить следующие работы.
В своей книге “А. Блок, его предшественники и современники” Б. Громов дает представление о творческом методе поэта, его месте в русской поэзии и его связи с ней. В личности Блока он выделяет пытливый интерес к жизни, человеку, тенденции к широкому философскому охвату действительности в ее противоречиях, связь с проблематикой русской литературы.
Б. Соловьев в книге “Поэт и его подвиг” приходит к выводу, что лирика Блока – не только великолепное мастерство и замечательная школа стиха, но и искусство, устремленное в будущее, пронизанное пафосом великих преобразователей, утверждающее все то лучшее и прекрасное, что есть в жизни и в людях. И в этом его непреходящее значение.
В своей работе “Поэзия и проза А. Блока” Д.Е. Максимов в качестве центральной выделяет проблему своеобразия творческого пути поэта, духовного и художественного смысла этого пути, приведшего к приятию Блоком Октябрьской революции.
В книге Вл. Орлова “Гамаюн. Жизнь А. Блока” воссоздана жизнь поэта по его дневникам, письмам и сочинениям, а также по свидетельствам людей, хорошо его знавших и сказавших о нем правду.
Работа Л. Долгополова “А. Блок. Личность и творчество” представляет собой попытку наметить основные этапы эволюции художника. Главная тема книги — А. Блок как человек и поэт. Также здесь затрагивается вопрос о творческом методе автора “Незнакомки”.
Данная работа посвящена осмыслению художественных особенностей поэзии А. Блока 1900-х годов, в частности его первых трех сборников – “Стихи о Прекрасной Даме”, “Нечаянная Радость”, “Земля в снегу”.
Основная цель исследования – охарактеризовать поэтическое творчество А. Блока 1900-х годов и выделить художественные особенности цикла “Стихи о Прекрасной Даме”. Отсюда вытекают следующие задачи: показать становление А. Блока как поэта; определить место цикла “Стихи о Прекрасной Даме” в системе поэтического наследия автора “Незнакомки”, его своеобразие; обозначить эволюцию образа Прекрасной Дамы в мировой литературе и поэзии А. Блока.
Предлагаемая квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих несколько разделов, заключения и списка литературы, насчитывающего 41 наименование. Материалом исследования являются стихотворения А. Блока, его статьи, дневники, записные книжки….
В его жизни было мало внешних событий, но бессчетное количество внутренних переживаний, которые и отразились в его поэзии, прозе, лирических драмах.
По словам Вл. Орлова, сквозь личный мир А. Блока прошли все бури, катастрофы, вся вера и все отчаяние его сложного и трудного века. И, действительно, I русская революция 1905 года, I Мировая война, Октябрьская революция 1917 года, гражданская война в России оказали огромное влияние на творческую эволюцию поэта: от мрачного служителя Прекрасной Даме через тернии города, снежной вьюги к певцу своей Родины, России.
Ни у одного из русских писателей начала XX века не было таких прочных жизненно-биографических корней в глубинных пластах национальной культуры, как у Блока. В его семье царил культ науки, литературы и искусства, господствовали высокие представления об их ценностях, идеалах и традициях.
Поэт воспитывался на русской классической литературе. С детства он знал А.С. Пушкина, В. Жуковского, Ф. Тютчева, в юности читал Ф. Достоевского, JI. Толстого. В начале XX века он знакомится с поэзией Вл. Соловьева, его учением о Мировой Душе, Софии, Вечной Женственности. Это учение Блок воспринял по-своему и в его творческой натуре возникает образ Прекрасной Дамы. Для ее изображения нужны особые средства – символы. Вся жизнь и все творчество поэта неразрывно связаны с символизмом — литературным направлением рубежа веков. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистской доктрины, но он всегда оставался верен эстетике и поэтике символизма.
В художественном наследии А. Блока присутствуют и лирика, и драмы, и проза. Во всех своих произведениях поэт отразил черты жизни того периода. И сейчас, на рубеже XX-XXI веков, отчетливо видно сходство с событиями конца XIX-начала XX столетий. И тогда, и сегодня происходят социальные, природные катастрофы, бесчисленные вооруженные конфликты, войны.
Блок в своем творчестве выдвигает проблемы, волнующие и нас: проблемы социальной жизни, касающиеся труда людей, проблемы человеческих отношений. Поэтому изучение наследия поэта актуально и в наше время.
С середины 1950-х годов публикуется ряд статей и исследований о Блоке, выходят отдельные книги, посвященные его жизни, творчеству. Среди них можно выделить следующие работы.
В своей книге “А. Блок, его предшественники и современники” Б. Громов дает представление о творческом методе поэта, его месте в русской поэзии и его связи с ней. В личности Блока он выделяет пытливый интерес к жизни, человеку, тенденции к широкому философскому охвату действительности в ее противоречиях, связь с проблематикой русской литературы.
Б. Соловьев в книге “Поэт и его подвиг” приходит к выводу, что лирика Блока – не только великолепное мастерство и замечательная школа стиха, но и искусство, устремленное в будущее, пронизанное пафосом великих преобразователей, утверждающее все то лучшее и прекрасное, что есть в жизни и в людях. И в этом его непреходящее значение.
В своей работе “Поэзия и проза А. Блока” Д.Е. Максимов в качестве центральной выделяет проблему своеобразия творческого пути поэта, духовного и художественного смысла этого пути, приведшего к приятию Блоком Октябрьской революции.
В книге Вл. Орлова “Гамаюн. Жизнь А. Блока” воссоздана жизнь поэта по его дневникам, письмам и сочинениям, а также по свидетельствам людей, хорошо его знавших и сказавших о нем правду.
Работа Л. Долгополова “А. Блок. Личность и творчество” представляет собой попытку наметить основные этапы эволюции художника. Главная тема книги — А. Блок как человек и поэт. Также здесь затрагивается вопрос о творческом методе автора “Незнакомки”.
Данная работа посвящена осмыслению художественных особенностей поэзии А. Блока 1900-х годов, в частности его первых трех сборников – “Стихи о Прекрасной Даме”, “Нечаянная Радость”, “Земля в снегу”.
Основная цель исследования – охарактеризовать поэтическое творчество А. Блока 1900-х годов и выделить художественные особенности цикла “Стихи о Прекрасной Даме”. Отсюда вытекают следующие задачи: показать становление А. Блока как поэта; определить место цикла “Стихи о Прекрасной Даме” в системе поэтического наследия автора “Незнакомки”, его своеобразие; обозначить эволюцию образа Прекрасной Дамы в мировой литературе и поэзии А. Блока.
Предлагаемая квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих несколько разделов, заключения и списка литературы, насчитывающего 41 наименование. Материалом исследования являются стихотворения А. Блока, его статьи, дневники, записные книжки….