Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

“Белорусский государственный университет транспорта”

Кафедра: философии истории и политологии

Самостоятельная управляемая работа студента

Полоцкое и Туровское княжества

Выполнил

студент механического факультета

Группа МВ-11 Струк А.В.

Проверила

Старший преподаватель

Рябцева Н.А.

Гомель 2014

Содержание

1. Политическое устройство Полоцкого княжества: органы власти и управления

2. Общественная жизнь и экономическое развитие Полоцкой земли

3. Туровское княжество

4. Христианство и просвещёние

Список литературы

полоцкий княжество туровский христианство

1. Политическое устройство Полоцкого княжества: органы власти и управления

Первые летописные сведения о Полоцке относятся к 862 году. Под этой датой в “Повести временных лет” встречаются сведения, о том, что скандинавский князь Рюрик – новгородский князь, начал раздавать города “мужам своим” наряду с другими городами упоминается и Полоцк. В “Повести” не сохранилось имя этого князя, но можно предположить, что он был, как и Рюрик варягом.

То, что Полоцк попал под влияние Рюрика, который стремился подчинить себе северную часть пути “из варяг в греки”, не могло не вызвать противодействия со стороны Киева. Киевские князья Аскольд и Дир в 865 году (по некоторым сведениям в 867 г.) осуществляют поход на кривичей. Ипатьевская летопись не даёт информации о последствиях похода, но отмечает, что киевские князья “воевали полочан, и много беды им натворили”.

В конце IX в. Полоцк был завоёван князем Олегом и присоединён к Киевской Руси. Об этом свидетельствует упоминание в летописях похода князя киевского Олега на Смоленск, после которого была установлена дань для кривичей. Значительное влияние Киева на развитие Полоцкого княжества того времени подтверждается и летописными сведениями о походе Олега в 907 году на Царьград, в котором принимали участие и полочане. Об этом свидетельствует перечень городов, которые получили вознаграждение. Полоцк помимо положенных 12 гривен каждому участнику похода получил ещё и дополнительное вознаграждение из-за того, что в нем князем был вассал Олега.

О выходе Полоцкого княжества из-под власти Киева, как о военно-политическом событии летописи упоминаний не сохранили, но о том, что это тем или иным способом произошло с 907 по 947 подтверждается следующим: в 947 году княгиня Ольга начинает на землях, зависимых от Киева, устанавливать регламентированный размер дани. Среди земель, для которых устанавливались новые значения дани нет Полоцкой, следовательно, она не платила дань Киеву.

К 980 году определенно можно говорить о самостоятельности Полоцка как от Киева, так и от Новгорода. В это время княжит князь Рогволод, про которого в “Истории российской” Татищева сказано: “Рогволод был от пришедших князей из варяг”. В исторической литературе нет единого подхода к этнической принадлежности Рогволода: был ли он славянином, или варягом, но главное то, что именно при нем Полоцк превратился в сильное самостоятельное государство. Определение, которое дали летописцы первому полоцкому князю Рогволоду: “Держал, владел и княжил Полоцкую землю” – свидетельствует о завершении первого этапа становления государства. Были определены границы, утвердилась политическая система, внутренние хозяйственные отношения. Процесс создания государственности времён Рогволода совпал с аналогичными процессами и у других европейских народов: чехов, моравов, хорватов, словенцев, поляков, а также с созданием первых централизованных государств в Скандинавии – Дании, Швеции и Норвегии.

Полоцкое княжество при Всеславе Брачиславовиче

К середине XI в. внутри Полоцкого государства накопились большие внутренние ресурсы, делавшие возможным её дальнейшие развитие, охраны и отстаивания своих интересов, независимости. Все это очень ярко проявилось во второй половине XI – начале XII в. во времена жизни и деятельности Полоцкого князя Всеслава Брачиславича. Повесть временных лет сообщает: “В тот же год умер Брачислав, сын Изяслава, внук Владимиров, отец Всеслава, и Всеслав сын его сел на княжеском столе в Полоцке”

Деятельность этого князя всегда вызывала неоднозначную оценку как современников, так и историков. Он родился около 1029 г. Уже само рождение князя было окутано таинственностью, легендами. Согласно летописи, мать родила его “от волхования”, и было при рождении у младенца некое “язвено” на голове. Волхвы (служители языческого культа в Полоцке) посоветовали матери это “язвено” повязать ему на шею в виде ладанки, дабы носил до самой смерти. Что и было сделано. “Сего ради немилостив был на кровопролитие” – подвёл итог неизвестный летописец. С момента вступления князя на полоцкий престол в 1044 г. после смерти отца и по 1060 г. он ничем себя не проявлял на восточноевропейском пространстве. Всеслав поддерживал мирные отношения с Ярославом Мудрым, который поддерживал стабильность в Киевских землях, подавляя междоусобицы. После его смерти в 1054 году политику отца на недопущение междоусобиц его сын Изяслав, в союзе с братьями Всеволодом и Святославом. Можно положить, что до 60-х годов XI в. Всеслав укреплял доставшеёся ему в наследство государство. Из 35 городов, которые существовали на территории Беларуси в это время, Полоцкой земле принадлежали самые крупные: Витебск, Заславль, Друцк, Браслав, Минск, Орша, Логойск. Происходит рост самих городов. Собственно, Полоцк занимает в это время площадь болеё 20 га с населением около 10-15 тыс. человек. Именно в это время в городе строится первый и самый большой христианский кафедральный собор – в честь Святой Софии – Мудрости Божией, по аналогу Константинопольской, Охридской и в противовес киевской и новгородской Софиям.

Подтверждением союза Всеслава с южнорусскими князьями служит поход 1060 г., когда южнорусские князья-братья Ярославичи приглашают Всеслава Полоцкого принять участие в объединённом походе на кочевников – торков. Поход был удачным, ибо как сообщает летописец, торки бежали, едва увидели огромное объединённое войско славянских князей.

Союз был нарушен самим Всеславом, нападением в 1065 году на Псков и в 1066 году на Новгород. Основной причиной, как отмечают исследователи, было столкновение экономических интересов этих городов с интересами Полоцкого княжества.

Для нападения на Псков Всеслав выбрал удобный момент. В это время Изяслав, Святослав и Всеволод были втянуты в войну за власть в Тмутаракани. Осада Пскова не принесла результатов. Несмотря на то, что полоцкий князь впервые в истории восточнославянского военного дела применил при осаде города стенобитные машины – “пороки”. Стены Пскова не поддались, и полочане были вынуждены отступить в Полоцк.

В 1097 г. по инициативе внука Ярослава переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (по материнской линии Владимир был внуком византийского императора Константина Мономаха) в городе Любече собрался съезд князей. Князья оценили гибельные последствия усобиц и, чтобы избежать их, установили новый принцип организации власти: “каждый да держит отчину свою”. Владения каждой княжеской семьи становились её наследственной собственностью. Это решение закрепляло феодальную раздробленность.

Полоцкий князь Всеслав не участвовал в съезде князей в Любече. Это объясняется тем, что он был самостоятельным правителем в своих землях. Полоцкие князья являлись сюзеренами территории, где осуществлялась их власть, так же как и в других средневековых государствах. Формирование между владениями Полоцкого князя в качестве сюзерена страны происходит в X-XI вв.

Но Всеслав Брачиславович был последним князем, который владел всей Полоцкой землёй. После его смерти из состава Полоцкой земли начинают выделяться уделы-области, в которых имели право княжить представители полоцкой княжеской династии. После смерти Всеслава Полоцкое княжество было поделено на уделы между его сыновьями.

Процесс децентрализации Полоцкого княжества начался ещё с конца ХІ в., когда наряду с областями подчинёнными Полоцку уже существуют области-уделы, которыми руководят старшие сыновья Всеслава. В “Истории российской” упоминается 7 имён “Всеславичей”: Давыд, Глеб, Рогволод, Борис, Роман, Ростислав, Святослав. В исторических источниках нет подтверждения той информации, что каждый из них получил свой удел, но по данным “Истории Российской” можно сделать вывод, что во всех областях Полоцкого княжества закрепились сыновья Всеслава.

Старшими сыновьями прославленного князя были, по-видимому, Давыд, Борис и Глеб. Полоцкого князя Давыда полочане свергли в 1128 г. и посадили на его место Рогволода, однако в 1128 г. сообщается о смерти не Рогволода, а Бориса. Можно предположить, что Рогволод имел крестное имя Борис. Это же подтверждает поздняя Густынская летопись, которая по неизвестным нам источникам прямо указывает: “Рогволод или Борис”; Борис был, очевидно, вторым сыном Всеслава, третьим был Глеб.

2. Общественная жизнь и экономическое развитие Полоцкой земли

Первые исторические сведения о Полоцке летописи относят к 862 г. Князь Рогволод “Держал, владел и княжил Полоцкую землю”, что свидетельствует о завершении первого этапа становления государства. Были определены границы этой земли, утвердилась политическая система, внутренние хозяйственные отношения. Процесс создания государственности времён Рогволода совпал с аналогичными процессами у чехов, моравов, хорватов, славенцев, поляков, а также с созданием первых централизованных государств в Дании, Швеции и Норвегии. Города Полоцкой земли были не только центрами пребывания княжеской администрации (региональными столицами), они выполняли также сакральные, оборонительные, торговые и ремесленные функции. В XII–XIII вв. монахам-летописцам было известно о существовании на территории современной Беларуси 36 городов.

В “Повести временных лет” встречается термин “полочане” одновременно с эндоэтнонимом жителей Полоччины — “кривичи”. Тем самым летопись констатирует племенное территориальное самоопределение части кривичей (в отличие от псковско-изборских и смоленских) на основе создания отдельного княжества со столицей в Полоцке. Большинство современных исследователей соглашаются, что название “полочане” “является территориальным”, а не этническим.

Экономической основой Полоцкой земли, кроме традиционного земледелия, было ремесло, торговля и выгодное геополитическое положение княжества. Центральное место в торговых отношениях Полоцка с Европой, Византией, странами арабского Востока, Персией отводилось знаменитому пути “из варяг в греки”. Одно из крупнейших ответвлений этого пути проходило по Двине через Полоцк.

Идеологическим фундаментом государства на начальном этапе было язычество, близкое как славянам, так и балтам, а с 988 г. — христианство, но с терпимым отношением к прежним традициям. Основным вопросом внешней политики Полоцкой земли была борьба за геополитическое лидерство и использование выгод от трансевропейских торговых путей. Это приводило к военно-политическим конфликтам Полоцка с Новгородом и Киевом. В XII в., несмотря на фактическую раздробленность Полоцкой земли, её по-прежнему нередко рассматривали как целостное государство. Тогда же в общественно-политической жизни Полоцкой земли начались большие перемены. Активизировалось вече — общее собрание горожан, которое было и высшей судебной инстанцией. Развилось многоукладное хозяйство. Родоплеменное производство и рабовладение уступали место феодальным отношениям. Дань была заменена феодальной рентой, появились вотчины и волости, разрушился патриархальный уклад, в городах создавались первые цеховые организации. Между “старшими” и “младшими” князьями устанавливались вассальные отношения.

В 1201 г. с разрешения Полоцкого князя Владимира в устье Двины немецкие рыцари-крестоносцы и миссионеры основали Ригу. Это стало началом конца самостоятельности Полоцкой земли. Сопротивляясь внешней агрессии, Полоцк вынужден был пойти на союз с Новгородом и Литвой. В конце 50-х — начале 60-х гг. ХІІІ в. на полоцком княжении появляется первый литовский князь Товтивил. Так начался новый период существования Полоцких земель — в составе Великого княжества Литовского.

3. Туровское княжество

Туровское княжество образовалось на территории южной Беларуси в бассейне Припяти и её притоков. Столица княжества – город Туров упоминается в летописи под 980 г. До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С конца X в. в Турове княжит сын Великого князя Киевского Святополк, который вёл борьбу за самостоятельность княжества. С 1054 г. по 1119 г. Туровским княжеством владели князь Изяслав (сын Ярослава Мудрого) и его сыновья. С 1113 г. княжество перешло к наследникам В. Мономаха. В 50-е годы XII ст. Туровским княжеством овладел Юрий Ярославович, который вернул княжество династии князя Изяслава. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника, что было ещё характерно только для Новгорода Великого.

В это время жители Беларуси оказали упорное сопротивление монголо-татарам, когда они, опустошая Русь, двинулись в 1240-1242 гг. на Запад. Фланговые отряды Батыя прошли через южную часть Беларуси, опустошили и разграбили Мозырь, Туров, Пинск, Брест. В середине и второй половине XIII в. монголо-татары ещё не раз осуществляли набеги на белорусские и литовские земли, но завоевать и подчинить их им не удалось. В конце XII – начале XIV в. Туровская земля была целиком присоединена к Великому княжеству Литовскому. Туровские события очень показательны события произошли около 1013 г. в Турове. Правда, они почему-то не нашли своего отражения в киевском летописании, и сведения о них дошли до нас из чужеземных источников, а именно из “Хроники” Дитмара, епископа Мерзебургского. Нам уже известно, что князем в Турове был поставлен Святополк, один из сыновей Владимира Святославича, хотя, согласно некоторым источникам, он мог быть и сыном Ярополка, с женой которого после победы над последним женился Владимир. Считается, что Святополк мог родиться в 978-980 гг. Когда он стал туровским князем, точно неизвестно. Где-то в промежутке 1008-1013 гг. он женился на дочери польского короля Болеслава. Исследователи видят в этом, с одной стороны, стремление Владимира закрепить за собой завоёванное у поляков (в таком случае правы те, кто относит этот брак к 992 г., ибо тогда Владимир завоевал Червенские города), а с другой стороны – стремление Болеслава с помощью зятя усилить свое влияние на востоке.

По Дитмару, вместе с женой Святополка в Туров приехал и её духовник, калабражский епископ Рэйнберг, задачей которого скорее всего и было способствовать проникновению и продвижению интересов Болеслава. Он якобы сблизился с Святополком и с ведома Болеслава начал подстрекать Туровского князя к принятию латинства и выступления против отца. Но последний узнал об этом и посадил Святополка в темницу вместе с женой и Рэйнбергам. Болеслав в ответ на это собирался идти против Владимира, но из-за разлада с печенегами поход остановился, возможно, причиной этого было и согласие Владимира на требование Болеслава освободить Святополка. Старая историография эти события рассматривала только в свете Киевско-польской борьбы. Но никак нельзя забывать и об интересах Турова. Если Полоцку принадлежала решающая роль в борьбе Киева и Новгорода, то Туров занимал такое же место в борьбе Киева с Польшей. Но, как Полоцк имел свои собственные интересы и вёл свою собственную политику, используя противоречия Киева и Новгорода, так и Туров, несмотря на свою зависимость от Киева, тоже никогда не забывал о своих интересах и, ради удовлетворения их, мог играть на противоречиях Киева и Польши и прежде воздействовать на политическое поведение Святополка. Подтверждением этому может быть и то, что Святополк и потом, как был выведен из Турова, по-прежнему оставался его князем, и, что самое важное, он поддерживал общение со своими поклонниками здесь. Во время борьбы с Ярославом он собирал, по Суздальского летописи, “воинов” в Туровской земле (“в Пинску”). В Дитмара есть сообщение, что Ярослав, сражаясь с Святополком, занял некий город, под которым, как полагают некоторые исследователи, надо видеть Туров, что как будто может доказывать поддержку этим городом Святополка. Хотя все это не имеет твёрдого грунта, однако возможность такого тоже нельзя полностью отрицать.

В условиях насильственного присоединения отдельных исторических земель под власть Киева и, назначенные туда сыновья великого князя, могли легко проникаться местными интересами и становиться их проводниками. Даже Ярослав, став великим князем киевским (он жестоко наказывал за сепаратизм), сидя в Новгороде, готовил отделение последнего от Киева. Что уж тогда говорить о Святополка, который сидел хоть и в близкой к Киеву земли, но очень изолированной от его природными условиями, которая не могла не чувствовать всего бремени зависимости. Но какими бы для нас неясными и спорными ни были события 1013 г., в них впервые проявились очень важные моменты нашей истории: стремление Турова к обособлению от Киева, что подтвердить его дальнейшая история; это первый зарегистрированный источниками факт соперничества Руси и Польши за одну из белорусских земель.

В дальнейшем оно станет одним из неблагоприятных факторов нашей истории, который находится в тесной связи с предыдущим – началом борьбы латинства и православия за превосходство в среде белорусского населения. Непосредственно с борьбой Ярослава и Святополка связано и первое упоминание города Бреста (совр. Брест). Ипатьевская летопись сообщает, что в 1019 г. Святополк, потерпев поражение в борьбе за великокняжеского должностей, убегает за пределы государства и на некоторое время останавливается в Бресте. На основании этого исследователями высказывается мнение, что этот город являлся последним пунктом перед “Ляцкой землёй” и что он, построенный на земле, “скаланизаванай” дреговичами, изначально входил в состав Туровского княжества. Археологические материалы позволяют датировать пред материковые пласты древнего городища рубежом X-XI вв. Возникновение города на мысе при впадении Мухавца в Вост. Буг было обусловлено его значением как пограничной крепости и опорным пунктом славянского освоения окружающей территории. Одновременно он имел и важное торговое значение. Граничный положение Бреста приводило к тому, что город с самого начала своей истории стал объектом завоевательных атак с разных сторон. Так, уже непосредственно с борьбой Ярослава и Святополка связано и первое упоминание города Бреста. Ипатьевская летопись сообщает, что в 1019 г. Святополк, потерпев поражение в борьбе за великокняжеского должностей, убегает за пределы государства и на некоторое время останавливается в Бресте. На основании этого исследователями высказывается мнение, что этот город являлся последним пунктом перед “Ляцкой землёй” и что он, построенный на земле, “скаланизаванай” дреговичами, изначально входил в состав Туровского княжества. Археологические материалы позволяют датировать пред материковые пласты древнего городища рубежом X-XI вв. Возникновение города на мысе при впадении Мухавца в Восточный Буг было обусловлено его значением как пограничной крепости и опорным пунктом славянского освоения окружающей территории. Одновременно он имел и важное торговое значение. Граничный положение Бреста приводило к тому, что город с самого начала своей истории стал объектом завоевательных атак с разных сторон. Так, уже в 1022 Ярослав делает поход под этот город. Летопись не сообщает ни о целях, ни о результатах этого похода, что и дало повод некоторым исследователям для мнения, что Ярослав делал этот поход, чтобы вернуть Брест, захваченный в 1020 Болеславом, и что достиг этого он только в 1044 г.

4. Христианство и просвещение

Как известно, в 988 году киевский князь Владимир провозгласил христианство официальной религией своего государства. Дело было за малым. Донести эту мысль во все концы Руси. А концов было много, и далеко не все из них радостно восприняли княжескую инициативу. Поэтому часто приходилось применять насилие. Как говорили в те времена, Русь крестили “огнём и мечом”.

На земли современной Беларуси христианство приходило разными путями. В Полесье, вотчину дреговичей, новую религию удалось принести мирным путём. Существует легенда о каменных крестах, приплывших по Днепру и Припяти прямо от Киева, и обагривших кровью воды в районах Турова и Пинска. Поражённые таким зрелищем, полещуки, приняли новую веру. Тех, кто не принял, убеждали военные формирования из Киева.

Несколько по-другому процесс христианизации пошёл в землях кривичей. Кривичи никогда не были абсолютно подчинены Киеву. А столица их Полоцк старался вести обособленную политику. У Киева не было достаточно военных сил для силового решения вопроса.

Однако в Полоцке понимали, что принятие христианства неизбежно. К тому же оно несёт определённые выгоды. Развитие культуры и письменности, поддержание отношений с соседними, уже христианскими странами. Ведь на тот момент все соседи кривичей, кроме Литвы, уже крестились.

Первыми известными христианами Полоцка были княгиня Рогнеда (в крещении Анастасия), и её сын Изяслав. Изяслав был человеком набожным и сделал немало для развития письменности и наук в Полоцке.

В 992 году была создана Полоцкая епархия на землях кривичей. Несколько позже в Турове была создана епархия для дреговичей. Дольше всех процессу христианизации сопротивлялись радимичи. В их земле, Смоленском княжестве, епархия организована была только в 12 веке.

Через христианскую культуру Беларусь вошла в европейскую цивилизацию. Постепенно искоренялись такие пережитки язычества, как многожёнство, кровная месть, языческие жертвоприношения.

На землях Беларуси стали появляться каменные архитектурные сооружения, наиболее величественным из которых, бесспорно, является храм Святой Софии в Полоцке над Двиной.

При церквях и монастырях были школы. Там же переписывались книги. Образованные монахи были советниками князей в государственных делах.

Список литературы

1. Повесть временных лет // Повести Древней Руси XI–XII века;

2. http://www.legenda.by/prinyatie-xristianstva-na-zemlyax-belarusi/

3. http://www.belhistory.com/history_turov.html

4. В. Игнатовский Краткий очерк истории Белоруссии. Мн. 1991 г.

5. История Беларуси. Под ред. А. Кохановского. Мн. 1997 г.

6. М. Ермолович Древняя Белоруссия: Полоцкий и новогородский периоды. Мн. 1990 г.

7. Киев и западные земли Руси. Сборник статей. Ин-т истории АН БССР, Мн. 1982 г.

8. Древнерусские княжества. Сборник статей. Институт истории АН СССР, Мн. 1975 г.

4.86
Kolieva
Большой педагогический и методический опыт. Два высших образования (информатик-экономист, филолог).