Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

ПЛАН

1. Введение

2. Стилистические метаморфозы в архитектуре города

3 . История некоторых архитектурных памятников города

– История здания Двенадцати коллегий

– Летний сад

– Летний дворец Петра I

– Меншиковский дворец

– Зимний дворец

– Петропавловская крепость

– Петропавловский собор

– Кунсткамера

4. Заключение

1. Введение

Реформы Петра I привели к решительному переустройству хозяйства и культуры России. Быстро развивались промышленность и торговля, техника, наука, светское искусство. Гражданскому строительству уделялось большее внимание по сравнению с культовым. Петербург был заложен как крепость в 1703 г., а в 1712 г. стал столицей государства. Для строительства нового города были мобилизованы ресурсы всей страны (Петр I запретил в это время возводить каменные здания где-либо, кроме Петербурга). Было приказано осуществлять застройку города по западноевропейскому образцу: ставить здания вдоль тротуаров, главным фасадом на улицу вместо традиционного размещения дома в глубине участка. Коридорная застройка (т. е. расположение зданий вдоль улицы) сформировалась в условиях средневековой Европы и затем стала как бы само собой разумеющейся. Русская система застройки (как и восточная) – тыльными стенами к улице – создавала лучшие условия для жилья благодаря его изоляции от городской среды. Но европейская застройка позволяла лучше “оформить” улицу. Парадность возобладала за счет удобства. Постройки петровского времени отделывались ходовыми формами архитектуры Голландии и Дании того времени – рустовкой углов, пилястрами, филенками, обрамлением окон наличниками – формами ренессанса в их простейшем, наиболее скромном виде. Такая архитектура соответствовала вкусам Петра, его деловитости и практицизму. Это было время, когда расцвет барокко в Италии был позади, а во Франции закончился первый период классицизма, и фасады особняков стали отделываться проще. В Европе распространялась однотипная отделка плоскими штукатурными деталями, имитирующими каменные формы, введенные в обиход ренессансом. Такая же деловито-казенная архитектура была принята для промышленных зданий, которые в это время строились в разных местах России: простые кирпичные постройки скупо декорировались “для приличия” стандартными накладными деталями, являющимися такой же условностью, как, например, пуговицы на рукавах современного мужского пиджака. После смерти Петра наступили изменения в жизни страны и в быту правящей элиты. Верхушка общества получила возможность “облегченно вздохнуть” и наслаждаться жизнью. Это совпало с аналогичными настроениями дворянства во Франции того времени. В России лучшие архитекторы строили теперь дворцы императриц и сановников. Вкусы нового времени выразил архитектор Б. Растрелли. Его творчеству принадлежат Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), царский дворец в Петергофе, дворец С. Строганова в Петербурге. Архитектура этих зданий не укладывается в рамки какого-либо из западноевропейских стилей. Отделка их интерьеров в стиле рококо трактована не в манерно-утонченных, а в сочных, полнокровных формах. Пластический декор фасадов представляет своеобразное сочетание элементов классицизма и барокко. Большую роль в этой архитектуре играет цвет: на красном или светло-зеленом поле стены выделяются белые детали, эта нарядная картина дополнялась сиянием золоченых крыш. Барочно-классицистическая тенденция получила развитие в творчестве архитекторов С. Чевакинского, наиболее значительным произведением, которого является Никольский собор в Петербурге (1753-1762), и Д. Ухтомского, работавшего в 1740-1750 гг. в Москве.

2. Стилистические метаморфозы в архитектуре города

Барокко, общеевропейский стиль, распространенный в архитектуре Петербурга в 1-ой половине-середине 18в., и обладающим рядом национальных особенностей. В период раннего Большого в 1700-30е г.г. разрабатывались новые принципы градообразования: регулярность планировки, регламентация жилой застройки по сословному признаку (“образцовые”, проекты), формирование парадно-представительного центра города фасадами дворцов знати, поставленных единым фронтом вдоль берегов Невы и главных магистралей города. Практицизм, цивилизаторские тенденции государственных преобразований проявились в строительстве новых типов сооружений: дворцов (вместо хором), специальных зданий для правительственных учреждений (коллегий) верфей, фабрик, арсеналов, музеев, театров. Различие в опыте и художественных пристрастиях западноевропейских зодчих, приглашенных Петром I на строительство Петербурга. ( Д. Трезини, А. Шмотер, Ж.Б. Леблон, Д.М. Фонтана, Г.И. Шедель, Г.Н. Маттарнови, Н. Микетти и др.) обусловило многообразие стилистических оттенков в архитектуре раннего Большого. Практическая деятельность, освоения опыта европейской архитектуры выдвинули ряд отечественных зодчих М.Т. Земцова, П.М. Еропкина, И.К.Коробова и др. Архитектура этого периода отличалась ясностью объемно-пространственного построения, плоскостной трактовкой фасадов, применением ордера в виде плоских лопаток и пилястр, сдержанной пластинкой декор, деталей, употреблением высоких кровель часто с изломом, двухцветной окраской стен, колокольни церквей, башни административных зданий часто завершались шпилями. Таковы Летний дворец Петра 1, Кунсткамера, Двенадцати коллегий здание, Петропавловский собор Петропавловской крепости, первое Адмиралтейство(1727-38г. архитектор И.К.Коробов) и др. В дворцовых интерьерах развивалось симметрично-анфиладное распределение парадных помещений с разнообразной и эффектной декорировкой (Меншиковский дворец). Появились регулярные дворцово-парковые ансамбли. Летний сад, Петергоф, ныне Петродворец, Царское Село, ныне Пушкин, Ораниенбаум, ныне Ломоносов, Стрельна и др. Для зрелого Большого (1740-е-нач.1760-х г.г.) характерны размах и декоративная пышность дворцового строительства, что ассоциировалось с идеями государственного могущества России. Торжественность композиционного решения зданий и архитектурных комплексов сочетались с пластичной насыщенностью и динамикой архитектурных форм. Пилястры и трехчетвертные колонны, раскрепованные антаблементы, сложные наличники окон, скульптура создавали сложную игру света и тени на фасадах, придавая сооружению патетический, праздничный архитектурный образ, звучание которого усиливалось двухцветной окраской стен, иногда с золочеными деталями. Эффектная декорация переходила в интерьеры с обширными анфиладами парадных помещений, где разнообразие орнамент мотивов, богатство отделочных материалов, позолоты множились многочисленными зеркалами и живописными плафонами. Ведущими архитектором этого периода был В.В. Растрелли (Зимний дворец, Строгонова дворец, Смольный монастырь, дворцы в Петергофе, Царском селе и др.) Одновременно с ним работали С.И. Чевакинский (Никольский Морской собор), П. Трезини, А.Ф. Вист, М.Д. Расторгуев и др. Во второй половине XVIII в., с приходом к власти Екатерины II, в России наступил период политической стабилизации и экономического подъема. Укреплялось самодержавие, крепла мощь дворянской империи. В этот период развернулись работы по переустройству многих старых городов с учетом столичного опыта. Их планировка упорядочивалась путем применения геометризованных “регулярных” схем, фасады зданий оформлялись классическими архитектурными деталями. Игриво-праздничная архитектура барокко – рококо не соответствовала великодержавному духу, который установился в царствование Екатерины II. В этот период снова утвердился классицизм во Франции, которая была законодателем вкусов для русского дворянства. Непререкаемым авторитетом в вопросах архитектуры и искусства была Парижская Академия художеств, являвшаяся оплотом классицизма. Характерными чертами официальных построек стали строго симметричные композиции фасадов, геометризованное построение планов, украшение зданий ордерными формами.

3. История некоторых архитектурных памятников города

История здания Двенадцати коллегий.

Главное административное здание — центр управления огромной страной — должно было поражать своим видом, внушать уважение к тому, что происходило в его стенах, и являться своеобразным памятником, прославляющим новую систему государственного управления, созданную Петром I. Огромных размеров постройку предполагалось сделать архитектурной доминантой главной площади Петербурга. Согласно проекту Д. Трезини, осуществлявшемуся с 1722 по 1742 год, вытянутый почти на 400 метров вдоль западной границы площади, прямоугольный в плане, объем сооружения был разделен на двенадцать частей; отсюда и условное название здания — Двенадцать коллегий. Одиннадцать из них имели равные размеры, и только первая от Невы, предназначавшаяся для Аудиенц-каморы (приемной царя), была несколько длиннее. Каждая из частей перекрывалась отдельной высокой с переломом (мансардной) крышей, а на фасаде по краям подчеркивалась сдвоенными пилястрами и более мощными пилонами с нишами для статуй (внутри постройки никаких стен, соответствующих внешнему ее разделению, не было). С большого расстояния казалось, что это не одно протяженное здание, а вплотную приставленные друг к другу двенадцать отдельных корпусов, возведенных по “образцовому” проекту. Так во внешнем облике здания идеально воплощался основной градостроительный принцип петровского времени — застройка “единою фасадою”, одинаковыми домами. Первый этаж со стороны главного, восточного фасада первоначально имел открытую аркаду со сводами, опирающимися на рустованные пилоны. Два верхних богато декорированных этажа объединены лопатками и пилястрами большого ордера. Центры “корпусов”, где находились залы заседаний, выделены слегка выступающими ризалитами. Над ними первоначально возвышались типичные для барочных построек фронтоны сложных криволинейных очертаний (позднее замененные завершениями более строгих форм). Тимпаны фронтонов были заполнены лепными картушами с эмблемами учреждений, а по сторонам размещались декоративные скульптурные композиции. На уровне второго этажа поместили балконы. Со стороны западного фасада, где была устроена открытая двухъярусная галерея, членения объема здания почти не ощущались. Здесь особенно сильное впечатление производила колоссальная протяженность постройки. Фасады здания имели типичную для барочных построек двухцветную окраску. Стены были оранжево-красные, а детали декора — белые. Назначение сооружения как места размещения определенного числа учреждений, находившихся в системе государственного управления в равном положении, было выражено предельно ясно и просто — равенством размеров “корпусов” коллегий, однотипностью планировки помещений, тождественностью архитектурной обработки их фасадов. Невиданный размах постройки, богатство декора, насыщенность цветовых соотношений — все придавало ее облику внушительный вид и подчеркивало главенствующее положение в ансамбле главной площади. Первоначальная отделка помещений здания Двенадцати коллегий до нашего времени не сохранилась. Уцелел только один Сенатский зал во втором “корпусе” (с 1830-х годов называвшийся Петровским). Это один из лучших и типичных образцов парадного интерьера, созданного в 30-е годы XVIII века. В нем уже гораздо сильнее проявилась тенденция к пышности и декоративности, чем в постройках петровского времени. Его отделкой в 1735 году руководил Земцов. Сложные композиции лепного декора, переходящего порой в горельеф, почти сплошь покрывают стены, создают раму плафона и превращают отопительные устройства — камины в настоящие произведения искусства. Их авторами были известные в то время “квадраторных дел мастера” братья Иван и Игнатий Росси. Большие панно с аллегорическими изображениями написал “живописной и финифтной работы мастер” Г. С. Мусикийский. Он же по картонам крупного художника петровского времени А. Матвеева исполнил плафон, изображающий апофеоз “Премудрости”, которую олицетворяет женская фигура, сидящая среди клубящихся облаков; ее окружают “Правда”, “Милосердие”, “Верность” и “Гении”, держащие в руках гербы “первейших четырех государств Всероссийской империи”. Со времени окончания постройки здание претерпело ряд изменений. Самые существенные из них произошли в 1834– 1837 годах в ходе приспособления Двенадцати коллегий под университет. По проекту архитектора А. Ф. Щедрина двенадцать входов в здание с площади были заменены одним с парадной лестницей, что выделило центр сооружения, где устроили новые большие помещения — актовый зал и церковь. Их создание потребовало объединения под одну крышу трех “корпусов”. Второй этаж западной галереи был превращен в гигантский коридор, одновременно служивший и хранилищем книг. Была остеклена аркада первого этажа главного фасада, перед которым разбили сад, насыпав для этого более метра земли, что исказило пропорции здания. С Петербургским университетом связаны имена крупнейших деятелей отечественной науки. В нем учились, преподавали и вели научную работу П. Л. Чебышев, А. М. Бутлеров, В. В. Докучаев, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. С. Попов, К. А. Тимирязев, А. Е. Фаворский и многие другие. С 1866 по 1890 год здесь жил и работал Д. И. Менделеев, мемориальный музей которого находится в здании. Среди воспитанников университета был революционер-демократ Н. Г. Чернышевский. Осенью 1891 года блестяще сдал экзамены за курс юридического факультета В. И. Ульянов (Ленин).

Летний сад,

Первый профессионально выполненный проект сада принадлежит голландскому садовнику Яну Роозену (1713-1714 гг.). В 1717 году царь Петр собственной рукой внес исправления в план будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством, вникая во все хозяйственные мелочи. Планировка сада проста: от Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают несколько перпендикулярных дорожек. Естественной границей сада с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка. На западе и на юге сад ограничен искусственными протоками – Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим Фонтанку с истоком реки Мойки. Северная часть сада, примыкающая к дворцу и более парадно обустроенная, носила название Первого Летнего сада. Южная часть, в которой наряду с садовыми затеями находились хозяйственные постройки и фруктовый сад, именовалась Вторым Летним садом. Планировку петровского Летнего сада отличала некоторая наивность, характерная для молодого русского искусства, в ту пору еще только тянувшегося к европейским образцам, но далеко не достигавшего высот их совершенства. Влияние традиций французских регулярных садов пытался внести приглашенный на службу Петром знаменитый французский архитектор Жан-Батист Леблон, предложивший свой план переустройства летней резиденции царя. Но этот проект был принят Петром I не полностью, и сад сохранил первоначальную планировку, а вместе с ней – и свою яркую индивидуальность. В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеи Летнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником – своеобразными зелеными стенами, так называемыми шпалерами. Четыре участка, ограниченные стенами шпалер – боскеты, были заняты разнообразными садовыми затеями. В одном из боскетов (“Менажерийный пруд”) находился овальный пруд, на середине которого располагался островок с беседкой, в другом помещался “Птичий двор” с голубятней и домиками для птиц. Боскет “Крестовое гульбище” пересекали шедшие крест-накрест огибные дороги, в центре журчал одноструйный фонтан, украшенный скульптурой. Самым нарядным был боскет “Французский партер” с позолоченной скульптурой, каскадом и цветником. Аллеи Первого Летнего сада украшали привезенные из Италии мраморные статуи и бюсты. На площадках центральной дорожки били фонтаны. На берегу Фонтанки был выстроен Грот – первая садовая постройка такого рода в России (1714-1725 гг., арх. А. Шлютер, Г. Маттарнови, Н. Микетти, М. Земцов). Внутри его стены были выложены раковинами и кусками туфа. Входящего в Грот встречало таинственное царство морского бога, освещенное проникающими сквозь световой фонарик лучами солнца. Отражаясь в больших зеркалах ниш, журчали фонтаны Тритонов. Позолоченная колесница Нептуна возвышалась на горе, возведенной из различных камней и раковин, в пещере под горой томился лев (в символике петровского времени Нептун олицетворял Петра I, а лев – Швецию). Большой участок Второго Летнего сада занимал Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны со свинцовыми позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен. Сад располагался лишь на части территории летней царской резиденции. Значительную ее долю занимали постройки. В северо-западной части сада, у Невы и Лебяжьей канавки, симметрично Летнему дворцу Петра I для жены Петра Екатерины Алексеевны был построен Второй Летний дворец со службами (1721-1726 гг., арх. С. Ван-Звитен, Д. Трезини, М. Земцов). К дворцу примыкало здание картинной галереи (арх. Ф. де Вааль), в которой находилось собрание произведений выдающихся европейских художников. Первая художественная галерея явилась новшеством в культурной жизни России. К сожалению, обе постройки не дошли до наших дней. На берегу Невы находились галереи, в которых во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы. Позднее к ним добавилась “Зала для славных торжествований”, возведенная по проекту талантливого русского архитектора М. Земцова. В 1730-х годах на месте этой Залы на берегу Невы Ф.Б. Растрелли построил для императрицы Анны Иоанновны деревянный дворец. Во времена императрицы Елизаветы Петровны сад переживал период расцвета. Деревья подросли и окрепли, исправно действовали фонтаны. По проекту Ф.Б. Растрелли были заново разбиты цветники сложного геометрического рисунка – партеры, располагавшиеся вдоль Лебяжьей канавки напротив фасада Второго Летнего дворца. На южной границе партерного сада архитектором был возведен каскад Амфитеатр, украшенный бюстами римских императоров. Основное строительство переместилось в то время за Мойку, на территорию Третьего Летнего сада (современный Михайловский сад и сад вокруг Михайловского замка). Здесь в 1740-е годы Ф.Б. Растрелли построил новый Летний дворец Елизаветы. Пик расцвета Летнего сада, приходившийся на вторую половину XVIII века, постепенно отошел в прошлое. Европа увлеклась пейзажными парками, старые регулярные сады вышли из моды. Судьбу Летнего сада усугубило разрушительное наводнение 1777 года, от которого сильно пострадали посадки, статуи, фонтаны. К началу XIX века сад лишился многих статуй, всех старинных затей и увеселительных сооружений. Из прежних построек оставался лишь петровский Летний дворец и полуразрушенный Грот. В то же время, в эпоху Екатерины II Летний сад получил новое украшение – великолепную ограду со стороны Невы (арх. Ю. Фельтен, 1770-1784 гг.). В XIX веке Летний сад становится любимым местом прогулок горожан. Он продолжает развиваться уже в качестве публичного городского сада “для прилично одетой публики”. По указанию императора Николая I в саду проводятся большие работы. В 1826 году остатки Грота перестраиваются архитектором К. Росси под кофейню (Кофейный домик). В 1827 году неподалеку возводится деревянный Чайный домик (арх. Л. Шарлемань). Со стороны Мойки сад обносят чугунной оградой (арх. П. Базен, Л. Шарлемань, 1826 г.). В 1839 году у южных ворот сада была поставлена ваза из порфира – подарок Николаю I от шведского короля Карла-Иоганна XIV. Ваза была изготовлена в городе Эльфдален (Швеция) и носит название Эльфдаленская. В 1855 году на одной из площадок сада установили памятник И.А. Крылову, созданный скульптором П. Клодтом. Это был первый в России памятник литератору.

Летний дворец Петра I.

Летний дворец Петра I,памятник архитектуры начала 18 века в северо-восточной части Летнего сада. Построен в 1710-1714 годах наподобие “образцового” дома “для именитых” в формах петровского барокко. В отделке Летнего дворца принимали участие архитекторы А. Шлютер, Н. Микетти, М.Г. Земцов. Прямоугольное в плане 2-этажное каменное здание с 4-скатной крутой кровлей украшено снаружи узким орнаментальным фризом, рустами по углам и 29 прямоугольными барельефами (на мифологические темы), аллегорически прославляющими победу России в Северной войне 1700-1721 годах; окна с мелкой расстекловкой обрамлены широкими наличниками. Внутренние помещения Летнего дворца имеют анфиладное расположение (по 7 комнат в каждом этаже); особую ценность представляют сохранившиеся в них живописные плафоны, написанные маслом по холсту (2 из них работы Г. Гзеля), резные дубовые панно, изразцовые печи. Одновременно с дворцом строились служебные корпуса; с южной стороны была сооружена небольшая, прямоугольная в плане гавань, соединявшаяся с Фонтанкой.

После смерти Петра I (1725 г.) в Летнем дворце проживали члены императорской фамилии и придворные. С 40-х гг. 18 в. Летний дворец сдавался на лето сановникам (в результате многочисленных переделок искажено первоначальное убранство интерьеров, исчезли многие реликвии, связанные с Петром I). С 1840-х гг. Летний дворец пустовал (доступ для осмотра был открыт лишь высокопоставленным особам с разрешения гофинтендантской конторы). В конце 19-начале 20 вв. в Летнем дворце устраивались исторические и художественные выставки. В 1923-25 гг. в Летнем дворце историко-бытовой музей, в дальнейшем дворец использовался для выставок. С 1934 г. Летний дворец – историко-бытовой мемориальный музей, посвящённый эпохе Петра I. С началом Великой Отечественной войны большая часть экспонатов была эвакуирована, фасады дворца покрыты камуфляжной окраской, окна закрыты специальными щитами. В результате артобстрелов Летний дворец получил повреждения. После ремонта в 1947 г. дворец открыт для посетителей. В1949-53 гг. восстановлены 7 живописных плафонов, в конце 50-х – начале 60-х гг. проведена комплексная реставрация Летнего дворца, восстановлены интерьеры начала 18 в. В экспозиции Летнего дворца – произведения живописи западноевропейских мастеров начала 18 в., подлинные мебель, предметы быта, костюмы Петра I, токарные станки конструкции А.К.Нартова, на которых работал Петр I, и другие реликвии. В помещении токарной находится уникальный ветровой прибор, соединённый с флюгером на крыше дворца и показывающий направление и скорость ветра.

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец на Васильевском острове – первое монументальное жилое каменное здание в Санкт-Петербурге. Оно было построено для светлейшего князя А.Д. Меншикова, ближайшего сподвижника Петра I.

В 1868 году малограмотный сын конюха, Александр Данилович Меншиков, стал денщиком Петра I. С 1697 он – неразлучный друг государя, сопровождавший его во всех поездках. Благодаря своей преданности и усердию, незаурядным военным и административным способностям Меншиков приобрел большое влияние при дворе царя и получил титул князя. В 1703 году был назначен Петром I губернатором Ингерманландии, впоследствии названной Санкт-Петербургской губернией. В мае 1710 года после пятилетнего отсутствия Меншиков вернулся в Петербург как герой сражений на Балтике и Полтаве и занялся строительством своей официальной резиденции на Васильевском острове, который был пожалован ему Петром I. Строительство дворца было начато в 1710 году по проекту архитектора Джованни Марио Фонтана и завершено в 1721 архитектором Иоганном Готфридом Шеделем. Архитектура дворца соответствовала стилю петровского барокко. Первоначально дворец состоял из основного корпуса, выходившего своим фасадом на Неву – главный проспект того времени, и нескольких флигелей, ограничивающих небольшой двор. На прилегающей к дворцу территории был разбит регулярный сад, ныне не сохранившийся. Его украшали многочисленные скульптуры, изящные фонтаны, темные гроты и оранжереи с диковинными растениями. Со стороны Невы перед дворцом была устроена пристань, для того чтобы малые суда могли причаливать прямо перед парадным подъездом.

Дворец выглядел довольно внушительно: его главный фасад украшали три яруса пилястр и резные каменные капители. Центральная часть дворца завершалась аттиком со скульптурой, боковые ризалиты – изогнутыми фронтонами, увенчанными княжескими коронами. В архитектурном убранстве дворца смешались разные стили: строго симметричная планировка и высокий сквозной вестибюль с аркадами, напоминающий палаццо, вызывают ассоциации с Италией, а раскрашенные кобальтом кафельные плитки, которыми облицованы стены, потолки и печи являются характерными элементами голландского стиля.

В отделке внутренних помещений использовались золото, серебро, мрамор, самые дорогие сорта дерева, декоративная живопись и лепка, расписные голландские плитки, античная и современная итальянская скульптура, большие венецианские зеркала, хрустальные люстры, гобеленовые и шелковые китайские обои. Мебельные гарнитуры были не менее роскошны – стулья и диваны с княжескими гербами на высоких спинках, столы на золоченых ножках. Во дворце хранились богатейшие для своего времени собрания живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, нумизматики.

В отличие от Петра I, предпочитавшего скромность в быту, Меншиков любил роскошь и жил на широкую ногу. Его дворец был самым большим и роскошным зданием Петербурга петровских времен, превосходившим даже царские хоромы. Поэтому именно дворец светлейшего князя часто служил местом торжественных официальных приемов, знаменитых петровских ассамблей и празднеств.

Дворец был настолько великолепен, что поговаривали, что свои хоромы Меншиков построил на “сэкономленных материалах да на казенных деньгах”, и будто бы Петр I, узнав об этом, вызвал к себе светлейшего князя и поколотил его своей дубинкой.

После смерти Петра I Меншиков помог Екатерине I взойти на престол, и в годы ее царствования был фактическим правителем России. Но в 1727 году князьям Долгоруким удалось восстановить против него Петра II: Меншикова обвинили в государственной измене и хищении казны и сослали сначала в Раненбург, затем в Березов. В 1728 году все имущество светлейшего князя, составлявшее на тот момент 90 тысяч душ, многочисленные деревни, 13 млн. рублей, несколько сотен пудов золота, серебра, бриллиантов и др., было конфисковано, а сам дворец был передан Сухопутному шляхетному (впоследствии – Первому кадетскому) корпусу. Для нужд этого учебного заведения возводились новые здания и флигеля, а в бывшем дворце были проведены значительные переделки. В 1888 году значительную часть дворца занял Музей Первого кадетского корпуса.

Революционные события начала 20 века пагубно сказались на внутреннем убранстве дворца: его залы были разграблены, а музей разорен и закрыт. В советские годы в здании размещались различные учреждения, и лишь в 1967 году оно было предано Государственному Эрмитажу.

После реставрации, осуществленной в 1970-х годах, во дворце разместилась экспозиция Государственного Эрмитажа, посвященная русской культуре начала 18 века. В 1981 году музей принял первых посетителей.

Дворец хорошо сохранился и имеет большую архитектурную ценность, как одна из самых первых построек петровского времени.

Меншиковский дворец — во многом примечательная постройка. В ней сосуществуют как исконно русские, так и свойственные западноевропейской архитектуре строительные приемы. Так, например, поэтажное применение ордера в декоре фасада восходит к палаццо итальянского Возрождения, а целая “коллекция” сводов заимствована из арсенала древнерусского зодчества. Последнее доказывает, что в Петербурге работали мастера — выходцы из разных городов России.

Зимний дворец.

Первый “Зимний дом” для Петра I был построен в 1711 на берегу Зимней канавки, второй – на месте современного Эрмитажного театра (1716-19, арх. Г.И. Маттарнови; перестроен в 1720-х гг., арх. Д. Трезини). В1732 В.В. Расстрели начал постройку третьего Зимнего дворца с фасадами на Неву и Дворцовую площадь (неоднократно перестраивался). Четвертый (временный) деревянный Зимний дворец был построен Растрелли в 1755 на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки (уничтожен в 1762). Ныне существующий, пятый Зимний дворец построен в 1754-62(арх. В.В Растрелли) на месте разобранного третьего. Здание решено в виде замкнутого каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Грандиозные размеры здания (более 1000 помещений) и его различно решённые, согласованные с окружением фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в группы, то, широко расставляя, обнажает плоскость стены) создают впечатление пластичной мощи, торжественности и великолепия. Пышная отделка фасадов (сложная рельефная орнаментика, декор, скульптура над парапетами и многочисленными фронтонами, кованые узорные решётки) и расположенных анфиладами интерьеров подчёркивает парадное назначение сооружения. Интерьеры Зимнего дворца неоднократно перестраивались. В 1892-94 обветшавшие скульптуры из пудожского известняка заменены пустотелыми, выбитыми из листовой латуни.

С 1760-х гг. Зимний дворец – резиденция российских императоров. В 1780-90-х гг. анфилада парадных залов с окнами на Неву перестроена в классическом стиле (арх. Дж. Кварнеги, И.Е. Старов), в новом корпусе, соединившем Зимний дворец с М. Эрмитажем (арх. Кварнеги), создан парадный Георгиевский зал (др. залы – Александровский, Белый, Николаевский, Фельдмаршальский, Петровский, Гербовый и пр.). В Зимнем дворце проходили торжественные ” выходы” императоров, приёмы, балы и другие церемонии. В “Сокровищнице” хранились императорские регалии (корона, скипетр, держава), многочисленные драгоценности и реликвии. Главный вход в Зимний дворец – Иорданский подъезд со стороны Дворцовой набережной (через него в праздник крещения члены императорской фамилии и высшее духовенство выходили к Неве для обряда водосвятия к специальному павильону – “иордани”, в1920-х гг. подъезд стал главным входом в Эрмитаж и до 1930-х гг. назывался Экскурсионным). 2-й подъезд (“Его величества”) выходил на бывшую Разводную площадь между Зимним дворцом и Главным Адмиралтейством, где в присутствии императора проводились разводы караулов и смотры войск. На Дворцовую площадь выходили подъезд “Её величества” (вёл в покои императрицы) и Комендантский.

В 1826 в Зимнем дворце открыта Военная галерея 1812 года. После катастрофического пожара 1837 дворец в небывало короткие сроки (1838-39) восстановлен (все основные работы завершены в 1840). После убийства народовольцами Александра II император Александр III перенёс свою резиденцию в Гатчину, в Зимнем дворце проводились лишь некоторые особо торжественные церемонии. С воцарением императора Николая II (1894) императорская фамилия вновь вернулась в Зимний дворец (бывшие покои Николая I в бельэтаже были заново отделаны в стиле “модерн”), однако в 1904 резиденция была перенесена в Царское Село. В конце 19 века Зимний дворец окрашен в тёмно-красный цвет. С началом 1-й мировой войны в части Зимнего дворца размещён госпиталь. С1917 Зимний дворец-резиденция Временного правительства, которое разместилось в бывших покоях Николая II (премьер-министр А.Ф. Керенский занял покои Александра III). В 1918 Зимний дворец переименован во Дворец искусств (название не прижилось). В 1918-45 в части помещений Зимнего дворца размещался Музей революции. До 1922 в Зимнем дворце находились Приёмный пункт для военнопленных старой армии, Общежитие детской колонии дошкольного возраста, Штаб по устройству массовых торжеств и другие учреждения. Гербовый зал использовался для театральных представлений, Николаевский переоборудован под кинематограф. В 1922 большая часть Зимнего дворца передана Государственному Эрмитажу. В 1920-30-х гг. проведены широкомасштабные реставрационные работы (в 1938 восстановлена Растреллиевская галерея, в 1940 раскрыт Большой зал, вместо сооруженных в конце 18-начале 19 вв. 64 комнат фрейлин восстановлены 17 первоначальных залов). Во время блокады Зимний дворец повреждён попаданиями артиллеристских снарядов и авиабомб. Ремонтные работы начаты в мае 1942, в ноябре 1945 открыты для посетителей первые 69 залов (в том же году весь Зимний дворец передан Государственному Эрмитажу). В 1946 фасады Зимнего дворца окрашены в первоначальный бирюзовый цвет. Реставрация большинства залов и помещений осуществлена в 1940-50-х гг., интерьеров Большой церкви, Александровского и Малахитового залов – в 1960-х гг. В 1971 в составе Государственного Эрмитажа созданы Реставрационные мастерские, которые ведут работы по восстановлению и сохранению Зимнего дворца.

Петропавловская крепость.

Петропавловская крепость – историческое ядро Санкт-Петербурга, военно-инженерный, архитектурный и исторический памятник. Заложена по повелению и плану Петра I 16 мая 1703 года на Заячьем острове (эта дата считается днём рождения города), соединена с Петроградским островом Иоанновским и Кронверкским мостами. До 1914 официальное название Санкт-Петербургская крепость, в 1914-17 – Петроградская крепость, народное название Петропавловская крепость (возникло в начале 18 в. после постройки Петропавловского собора) утвердилось как официальное с 1917.

В плане Петропавловская крепость представляет собой вытянутый с Запада на Восток неправильный шестиугольник, на углах которого 6 бастионов. Строительство Петропавловской крепости велось “с крайним поспешанием”, за ним лично надзирали Пётр I и его ближайшие сподвижники (отсюда названия бастионов: Государев, Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головкин, Меншиков).

Первоначальные укрепления Петропавловской крепости были земляными, в 1706-40 они перестроены в кирпиче (в 1705-34 работами руководил архитектор Д. Трезини), в 1779-86 стены со стороны Невы облицованы блоками гранита. Для обороны северных подступов к Петропавловской крепости в 1705-08 на южном берегу Городского острова сооружён Кронверк; для подвоза строительных материалов и снабжения гарнизона водой внутри Петропавловской крепости прорыт канал (засыпан в 1882). В восточной стене Петропавловской крепости – парадные Петровские ворота, в западной – Васильевские (1703, перестроены в 1729-30 и в конце 18 века, в 1850-х годах разобраны, воссозданы в 1954), в северных стенах – Кронверские (1703, перестроены в 1708-09) и Никольские (1703, перестроены в 1729, в конце 18 века и в 1874), в южной – Невские ворота, которые вели к Невской пристани. В 1731-40 с восточной наружной стороны построен Иоанновский равелин, в 1733-40 с западной стороны – Алексеевский равелин. В 1712-33 на месте деревянной церкви Петра и Павла сооружён каменный Петропавловский собор, который стал усыпальницей российских императоров. В 1743-46 построен Комендантский дом, в 1748-49 – Обер-офицерская гауптвахта и так называемый Инженерный дом, в 1761-62 – так называемый Ботный дом для хранения “дедушки русского флота” – ботика Петра I, в 1751 – так называемый Обер-офицерский дом (перестроен в 1843-44), в 1758 – так называемый Плац-майорский дом (перестроен в 1843-44), в 1749 – здание Казначейства (перестроено в 1836-37), в 1796-1805 – комплекс Монетного двора, в 1801-02 – Артиллеристский цейхгауз, в 1896-1908 – здание Великокняжеской усыпальницы. Кроме того, в 18-19 веках на территории Петропавловской крепости сооружены 6 жилых зданий, здание бывшего Военно-исторического архива и каретник. В конце 18 – начале 19 веков Петропавловская крепость утратила военное значение (однако в период Отечественной войны 1812 и Крымской войны 1853-56 вновь приводилась в боевую готовность), с начала 18 века её казематы использовались для содержания особо важных заключенных. К концу 18 века Петропавловская крепость стала главной политической тюрьмой России: в ней были заключены А.Н. Радищев, многие декабристы, петрашевцы, революционеры 1860-х годов (Н.Г. Чернышевский, М.Л. Михайлов, Д.И. Писарев и другие). В 1870-72 воздвигнута тюрьма Трубецкого бастиона.

С 1920-х годов Петропавловская крепость – историко-революционый музей. В1932-33 в помещении Иоанновского равелина размещались испытательные стенды и мастерские Газодинамической лаборатории. В годы Великой Отечественной войны многие постройки Петропавловской крепости повреждены артобстрелами и бомбёжками. В 1951 начаты реставрационные работы, в ходе которых устранены разрушения, благоустроена территория, установлены фонари, изготовленные в формах 19 века, стены облицованы влагоустойчивым кирпичом, восстановлены гранитная облицовка выходящих к Неве стен, фасады и интерьеры многих зданий. С 1957 со стены Нарышкинского бастиона производится сигнальный полуденный пушечный выстрел (традиция, существовавшая с начала 18 века).

Петропавловский собор.

Петропавловский собор Петропавловской крепости, памятник архитектуры петровского барокко. Построен в 1712-33 (архитектор Д. Трезини) на месте деревянной церкви 1703. Его доминантой является многоярусная колокольня на западном фасаде, увенчанная высоким золочёным шпилем с флюгером в виде летящего ангела (общая высота 122,5 м); мотив волют на ярусах усиливает впечатление стройности её пирамидального силуэта. План собора нетрадиционен для русского культового зодчества: прямоугольное вытянутое здание зального типа разделено на 3 нефа массивными пилонами с раскрепованными пилястрами, поддерживающими крестовые своды; собор увенчан куполом на высоком барабане, прорезанным люнетами и заканчивающимся небольшой главкой. В интерьере великолепный резной деревянный позолоченный иконостас в виде триумфальных ворот, выполненный в 1722-26 в традициях европейского барокко.

Собор являлся усыпальницей российских императоров, начиная с Петра I. Колокольня в 1756 пострадала от пожара и была восстановлена в прежнем виде после 1766. В 1857-58 деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими. Петропавловский собор играет важнейшую роль в городском пейзаже и является одним из ведущих сооружений в панораме берегов Невы в центре Санкт-Петербурга.

В 1720-х годах на колокольне Петропавловского собора установлены часы “с курантами в 35 колоколов” (куплены в Голландии за 45 тысяч рублей), при пожаре 1756 они погибли. В 1776 смонтированы новые часы (изготовлены в Голландии в 1757-60; мастер Б.Ф. Оорт Красс), куранты которых отбивали ? часа, полчаса, час, после чего вызванивали мелодию “Коль славен”, а в полдень и полночь – “Боже, царя храни”. В советское время куранты стали исполнять “Интернационал”, после реставрации 1952 – Гимн Советского Союза (в 6, 12, 18 и 24 часа).

Кунсткамера

Кунсткамера (от немец. Kunstkammer – кабинет редкостей, музей) – старейший музей России. Основан в 1714 на базе личных коллекций Петра I, приобретённых им во время путешествий в Западную Европу (помещались в Летнем дворце Петра I). Пополнялась отечественными и иностранными материалами и в 1719 была открыта для обозрения в Кикиных палатах. В 1724 вошла в состав Академии Наук и превратилась в комплексный музей (собрание коллекций минералов, скелетов животных и птиц, многочисленных анатомических аномалий, произведения искусства, коллекция оружия, после смерти Петра I – мемориальный комплекс, посвященный его памяти). С 1727 Кунсткамера помещалась в специальном построенном для неё здании (1718-34, архитекторы М.Г. Земцов, Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Кьявери), состоящем из двух скромных 3-этажных корпусов в формах, характерных для петровского зодчества, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Благодаря значительным размерам и высотной композиции башни здание Кунсткамеры играло в 18 веке большую роль в ансамбле центра города. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический т-р, в башне – “Готторпский” глобус и обсерватория, в западной – учреждения АН. Кунсткамера сыграла значительную роль в развитии естественных знаний в России. Здесь работали М.В. Ломоносов, П.С. Паллас, В.М. Севергин. В 1777-79 интерьеры 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных, в 1819-25 – росписями. Ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. Ныне в здании Кунсткамеры располагаются Музей антропологии и этнографии АН РФ имени Петра Великого, Мемориальный музей М.В. Ломоносова, Институт этнологии и этнической антропологии АН РФ.

В Петербурге наряду с русскими архитекторами работали приглашенные из разных стран – Голландии, Германии, Италии, Швейцарии, Франции. Различные направления зодчества Западной Европы переплелись и слились здесь воедино, приобретя новое качество. Главное же, что определило облик Петербурга,- местные духовные и материальные условия, требования заказчиков и особенности культуры страны. Архитектура официальных зданий Петербурга, выражающая идеологию самодержавно-помещичьей империи, была создана талантливыми зодчими, впитав в себя художественные тенденции культуры своего времени. Петербург начала XIX в. наряду с Римом и Парижем стал одним из самых красивых городов мира. Классицизм был яркой страницей в истории русской и западноевропейской архитектуры. Сооружения и ансамбли этого стиля, как и все великие произведения архитектуры прошедших веков, положительно воспринимаются нашим эстетическим чувством. Но мы испытываем двойственное ощущение. Наше общественное сознание, воспитанное на демократических убеждениях, протестует против идейного содержания, выраженного в архитектурных образах классицизма, и в то же время мы ценим величие, благородство и гармонию форм, созданных гением выдающихся зодчих.

Петербургские постройки того времени – жилые дома, административные здания, церкви и другие сооружения – были вначале деревянными. Чтобы быстро растущий город не слишком напоминал Москву, был более “европейского” образца, деревянные здания попросту расписывались под камень и кирпич, на них водружали замысловатой формы башенки со шпилями. Наивное расписывание дерева под камень как бы предуказывало дальнейшее развитие строительной деятельности Петра, которая затем всецело была направлена на замену дерева камнем. Упорное тяготение к камню сказалось на судьбе целого ряда петербургских построек.

Петербурга в петровское время отличалась своим скромным, деловым и вместе с тем выразительным обликом, логичностью композиции, простотой и сдержанностью в применении декоративных элементов.

4.Заключение

В предлагаемой работе рассмотрены основные особенности архитектуры

Петербурга ХVIII века. Этот период является начальным в истории развития города, ведь именно в восемнадцатом веке город появился на карте и начал свое блистательную жизнь. В то время Россия стремилась встать “твердой ногой” у Балтики. Победа в Северной войне позволила Петру I обрести твердую гавань для торговли и культурных связей с европейскими государствами.

Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большие количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой. Район, где был воздвигнут город, очень болотистый, большая влажность почвы не позволяла строить большие каменные сооружения, т. к. они бы просто ушли в землю вследствие ее рыхлости. Однако Петр I не отказался от своей идеи построить крупный порт с выходом в Балтийское море и начались активные работы по осушению болот. Этот труд был очень тяжелым, множество крестьян участвовало в осуществлении задачи. И по сей день экскурсоводы, начиная экскурсию, говорят о том, что Питер стоит на костях людей.

Об этической стороне этого вопроса рассуждают многие ученые и искусствоведы. Тем не менее, необходимо отметить, что на протяжении всего процесса исторического развития человечества на жертвенный алтарь прогресса было положено немало человеческих жизней. С точки зрения этики крайне негуманно оправдывать Петра I в этом вопросе. Однако надо признать, что он был выдающимся историческим деятелем, целеустремленным человеком и стремился к достижению поставленных целей. Здесь мы сталкиваемся с утверждением “Цель оправдывает средства”. Возможно, это изречение неверно, однако весь накопленный человеком исторический опыт подсказывает, что только путем жертв и лишений совершались наиболее значимые “прорывы” в истории. И именно к таким “прорывам” относится и северная столица – настоящий русский порт на Балтике и колыбель русского флота.

Список терминов

Аллегорический – заключающий в себе аллегорию (иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе).

Ансамбли – согласованность, стройность частей единого целого, а также само такое целое.

Анфилада – длинный сквозной ряд комнат в общественных зданиях, дворцах, больших домах.

Апофеоз – прославление, возвеличение.

Аркада – ряд арок, составляющих архитектурное целое.

Барельеф – скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.

Барокко – вычурный и пышный стиль искусстве 17-18 вв.

Вычурный – излишне затейливый, нарочито усложненный, замысловатый.

Горельеф – скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.

Денщик – до революции: солдат, состоящий при офицере для личных услуг.

Капитель – венчающая часть колонны, столба или пилястры.

Классицизм – направление в искусстве 17 начала 19 в., основанное на подражании античным образцам.

Культ – служение божеству, обряды.

Обрамление – рамка, окружение.

Парапет – невысокая заграждающая стенка, перила.

Патетический – страстный, взволнованный, исполненный пафоса.

Пилястра – прямоугольный выступ стены в виде вделанной в неё колонны.

Практицизм – деловитость, практическое отношение к чему-нибудь.

Ренессанс – появление вновь, возобновление, подъём после периода упадка, разрушения.

Рококо – стиль в искусстве в 18в., отличающийся изысканной сложностью форм и причудливыми орнаментами.

Сановник – крупный чиновник, занимающий высокое положение.

Скипетр – украшенный жезл – эмблема власти, одна из регалий монарха.

Филёнка – узкая цветная полоска, разделяющая по-разному окрашенные участки.

Фронтон – треугольная или циркулярная верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей, а также подобное украшение над окнами, дверьми.

Шпиль – остроконечный конусообразный стержень, которым заканчивается верхушка здания.

Библиографический список

1. Канн П. Я., Петропавловская крепость, М – П., 2 изд., Л., 1960.

2. Пилявский В. И., Зимний дворец, Л., 1960.

3. Виппер Б. Р., Архитектура русского барокко, М., 1978.

4. Кузнецова О. Н.. Борзин Б. Ф., Летний сад и Летний дворец Петра I, Л., 1988.

5. Липман а., Петровская Кунсткамера, М. -Л., 1945.

6. Санкт – Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник / Ред. Коолегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дейярев А. Я. и др. – М.:

4.83
Stret
При написании работ используется учебная и научная литература, материалы периодической печати, статистические данные последних лет. Имеется возможность повышения уникальности текста. Большой опыт. При нeобходимости – сжатые сроки.