Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

План

Вопрос 1. В чем состоят особенности непосредственного осуществления правотворческих полномочий Президента Российской Федерации?

Библиографический список

Вопрос 2. Каковы формы участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе?

Библиографический список

Задача

Библиографический список

Вопрос 1. В чем состоят особенности непосредственного осуществления правотворческих полномочий Президента Российской Федерации?

В соответствие с положениями главы 4 Конституции Российской Федерации, Президент России обладает достаточно широкими полномочиями в различных сферах государственной деятельности. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер, в других – соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений См. : Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / М.В. Баглай. – М. : Норма, 2011. – С. 468..

Одной из важнейших групп полномочий Президента Российской Федерации являются правотворческие полномочия. В данную группу входят не только собственно полномочия по участию в законодательном процессе в качестве субъекта законодательной инициативы, но и право непосредственного оперативного воздействия главы государства на общественные отношения. В соответствие с частью 1 статьей 90 Конституции РФ, «Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения» Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.. В чем же состоят особенности данного вида правовых актов?

Прежде всего, как указано в части 3 статьи 90 Конституции, рассматриваемые правовые акты должны в обязательном порядке соответствовать Конституции и федеральным законам, то есть указы и распоряжения Президента являются подзаконными актами. Но здесь стоит отметить их важную особенность: в иерархической лестнице подзаконных нормативно-правовых актов они занимают превалирующее положение. Подтверждение этому можно найти в норме части 1 статьи 115 Конституции, в соответствие с которой Правительство Российской Федерации может издавать свои правовые акты «на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации» Конституция Российской Федерации. – Указ. изд.. Следовательно, нормативные указы главы государства обладают большей юридической силой, чем любые другие подзаконные нормативные правовые акты См. : Козлова, Е.И. Конституционное право России : учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М. : Проспект, 2010. – – С. 196..

Следующая особенность правовых актов Президента Российской Федерации непосредственно вытекает из нормы части 2 статьи 90 Конституции: «Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации» Конституция Российской Федерации. – Указ. изд., то есть обладают свойством общеобязательности. При этом стоит отметить, что данным свойством в действительности будут обладать далеко не все акты главы государства. Так, распоряжения, к примеру, достаточно редко носят общеобязательный характер и чаще всего направлены на определенный круг лиц, что уже исключает их общеобязательность. Например, распоряжение Президента РФ от 15 января 2010 года № 24-рп «Об утверждении перечня должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне», которое имеет узконаправленный характер.

Некоторые же подзаконные акты Президента носят декларативный характер и являются ненормативными. К ним можно отнести Распоряжение Президента РФ от 17 декабря 2009 года № 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации», Указ Президента РФ от 13 июня 1996 года № 884 «О доктрине развития российской науки» и другие. Ненормативные акты Президента Российской Федерации априори не могут быть общеобязательными. Также стоит отметить, что в силу нормы, закрепленной в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ненормативные акты Президента не могут быть оспорены в данном суде на предмет несоответствия Конституции См. : О Конституционном Суде Российской Федерации : федер. конституц. закон от от 21.07.1994 N 1-ФКЗ : в ред. от 05.04.2013. – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».. Это также свидетельствует о том, что на рассматриваемые акты главы государства действие части 3 статьи 90 Конституции не распространяется.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что общеобязательность в силу Конституции является общим свойством подзаконных актов Президента Российской Федерации, однако в действительности этим признаком будут обладать не все указы и распоряжения главы государства.

В качестве особенности нормативно-правовых актов Президента России также можно выделить такое их свойство как оперативность. Это означает, что данные подзаконные акты служат для быстрого вмешательства в постоянно меняющуюся социальную среду с целью предотвращения каких-либо неблагоприятных последствий или своевременного урегулирования новых общественных отношений до того момента, когда будет принят соответствующий федеральный закон. Именно поэтому в Конституции Российской Федерации не содержится нормы об отмене указов Президента. Это может сделать только Конституционный Суд в рамках конституционного судопроизводства См. : Козлова, Е.И. – Указ. соч. – С. 196..

Следовательно, можно сделать вывод о том, что указы Президента России будут действовать до момента вступления в силу закона, регулирующего соответствующую сферу общественных отношений. Подтверждение этому находим и в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации. Например, в абзаце 3 пункта 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 года № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы», указано, что Президент «вправе предпринять правовое регулирование указом – при условии, что действие такого указа во времени ограничивается моментом вступления в силу соответствующего законодательного акта» По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации” в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы : постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 N 9-П. – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».. Данная особенность указов Президента России логично соотносится со свойством их оперативности.

Также своеобразной особенностью актов Президента Российской Федерации является то обстоятельство, что они бывают двух видов. При этом на законодательном уровне не закрепляется отличия данных видов друг от друга. Выше мы уже отмечали, что распоряжения редко носят общеобязательный характер. Действительно, они, как правило, являются актами индивидуального действия и являются обязательными исключительно для строго определенного круга лиц. Что касается указов, то, не смотря на то, что они бывают как нормативного, так и ненормативного характера, они адресуются неопределенному кругу лиц. Стоит также отметить, что на федеральном уровне также не закрепляется перечень вопросов, по которым Президент может издавать указы и распоряжения.

Что касается порядка опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, то он идентичен аналогичной процедуре в отношении актов Правительства России. Нормативные основы осуществления указанных действий содержатся в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». В соответствие с положениями настоящего указа, акты главы государства, за исключением тех из них, что содержат сведения, несущие конфиденциальный характер, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписания. Источниками официального опубликования являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации.

Акты Президента России вступают в силу по истечении семи дней со дня их официального опубликования. Однако данное положение, зафиксированное в пункте 5 рассматриваемого Указа, касается исключительно актов Президента, имеющих нормативный характер и обладающих свойством общеобязательности. Иные же указы и распоряжения, в том числе содержащие сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания См. : О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти : указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 : в ред. от 02.02.2013. – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс»..

На наш взгляд, порядок опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации также можно отнести к разряду особенностей. Если сравнить рассмотренную выше процедуру с аналогичным порядком, предусмотренном для федеральных законов, то просматривается не совсем понятная с нашей точки зрения особенность. Согласно положениям статьей 3 и 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», сроки опубликования и вступления в силу данных нормативно-правовых актов являются противоположными соответствующим срокам в отношении актов Президента. Дефект логики в данной позиции законодателя, на наш взгляд, заключается в том, что более долгий срок опубликования для актов Президента не соответствует, во-первых, их объему, а, во-вторых, свойству оперативности, как их неотъемлемому признаку, так как затягивает вступления данных актов в силу. Однако данные нормы существуют и действуют в настоящее время, и рассматриваются в нашей контрольной работе в качестве особенности непосредственного осуществления Президентом России правотворческих полномочий.

В заключение ответа на данный вопрос можно сделать вывод о том, что акты непосредственного правотворчества Президента Российской Федерации, как инструмент оперативного реагирования на меняющиеся общественные отношения, в настоящее время являются эффективным и достаточно востребованным правовым средством. Не смотря на достаточно рамочное закрепление рассматриваемого института в нормативно-правовых актах, все основные особенности указов и распоряжений главы государства, такие как юридическая сила, порядок и цели издания, опубликования и вступления их в силу, определены. Отсутствие на нормативном уровне отдельных особенностей рассматриваемых актов было с успехом компенсировано практикой их применения.

Библиографический список

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

2. О Конституционном Суде Российской Федерации : федер. конституц. закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ : в ред. от 05.04.2013. – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

3. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания : федер. закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ : в ред. от 25.12.2012. – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

4. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти : указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 : в ред. от 02.02.2013. – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

5. По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации” в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы : постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 N 9-П. – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

Специальная литература

6. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / М.В. Баглай. – М. : Норма, 2011. – 784 с.

7. Габричидзе, Б.Н. Конституционное право России : учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе. – М. : Дашков и Кє, 2010. – 1121 с.

8. Козлова, Е.И. Конституционное право России : учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М. : Проспект, 2010. – 603 с.

Вопрос 2. Каковы формы участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе?

Среди достаточно обширного перечня полномочий Президента Российской Федерации, содержащихся в главе 4 Конституции, значительное место занимают так называемые правотворческие полномочия. Их не стоит путать с полномочиями по взаимодействию с Федеральным Собранием. Не смотря на то, что во многих учебниках рассматриваемые группы включают в один общий большой раздел, граница между ними достаточно четкая. Поэтому, на наш взгляд, для дальнейшего рассмотрения форм участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе, следует указать на те из них, которые напрямую относятся к законотворчеству. Среди них можно выделить следующие:
1. Право выступать в качестве субъекта законодательной инициативы.

2. Промульгация законов о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

3. Право отлагательного вето.

4. Право обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, так как направления политического курса, выраженные в таких посланиях, в дальнейшем находят свое отражение в законотворческой деятельности российского парламента.

При этом первое полномочие относится к общим, так как наравне с Президентом им наделен еще ряд субъектов, а три остальных – к так называемым специальным, или исключительным правам, принадлежащим только главе государства См. : Путятина, А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействии различных ветвей власти / А.Г. Путятина. – Режим доступа : www.servitutis.ru.. Рассмотрим все представленные формы участия
Президент России является субъектом законодательной инициативы в силу положений пункта «г» статьи 84 и части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации. Таким образом, глава государства наделен не только возможностью осуществления непосредственного правотворчества, но и правотворчества опосредованного парламентом. При этом в любом случае не исключается возможность непринятия соответствующего законопроекта парламентариями. При этом законопроекты, вносимые Президентом, должны рассматриваться Государственной Думой в общем порядке См. : Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / М.В. Баглай. – М. : Норма, 2011. – С. 469.. В период, пока проект находится на рассмотрении, Президент вправе принять соответствующий указ для оперативного урегулирования общественных отношений.

В рамках осуществления своих общих полномочий в сфере законодательной деятельности, Президент также может присутствовать на заседаниях парламента. Однако, как правило, интересы главы государства при рассмотрении выдвинутых им законопроектов в палатах Федерального Собрания защищает соответствующий полномочный представитель. Особенности его положения, а также порядок участия Руководителя Администрации в организационной деятельности, связанной с осуществлением Президентом своей законодательной инициативы, регулируются Положением о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденном Указом от 13 апреля 1996 года № 549.

Следующая форма участия Президента России в законотворческом процессе – промульгация, закреплена в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Как правило, промульгация включает подписание и опубликование соответствующего закона Президентом, однако осуществление последнего полномочия может быть возложено главой государства на иной орган. Принятый Федеральным Собранием федеральный закон, в силу положений части 1 статьи 107 Конституции, в течение пяти дней направляется Президенту для подписания. Аналогичный срок для законов о внесении поправок в Конституцию, в соответствие с частью 1 статьи 12 ФЗ № 33-ФЗ, составляет семь дней. В отношении федеральных конституционных законов данный срок вообще не установлен, как следует из статьи 108 Конституции.

Что касается срока, в течение которого Президент Российской Федерации должен подписать принятый закон, то он является одинаковым для всех трех видов и составляет четырнадцать дней. После подписания закона главой государства, он подлежит официальному опубликованию либо в общем, либо в особом порядке, указанном в самом нормативно-правовом акте.

Промульгация как форма участия Президента в законодательном процессе является необходимой для эффективного функционирования системы сдержек и противовесов, действующей в рамках принципа разделения властей. В данном отношении глава государства также выступает в качестве субъекта публичного контроля за издаваемыми правовыми актами.

Следующей формой участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе опять же в рамках системы сдержек и противовесов является осуществление им своего права отлагательного, или относительного вето. Данное полномочие Президента предусмотрено частью 3 статьи 107 Конституции. Согласно данной статье, глава государства может осуществить свое право вето только в срок, в течение которого принятый закон должен быть подписан См. : Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.. Данное право не может быть осуществлено ни до момента поступления закона к Президенту, ни после. Разъяснения в данной области содержатся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 года № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации».

В статье 107 Конституции России нет указания на то, что Президент должен объяснить причины наложения им вето на принятый закон. Однако Конституционный Суд в пункте 5 вышеуказанного постановления дает разъяснения по этому поводу: «мотивы принятого Президентом Российской Федерации решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания» По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации : постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 N 10-П. – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».. Следовательно, немотивированный возврат закона в Государственную Думу недопустим. Кроме того, по смыслу статей 80 и 107 Конституции, Президент может воспользоваться правом вето и в случае несоблюдения палатами Федерального Собрания порядка принятия закона. В данном случае глава государства вправе «вернуть его в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения названных конституционных требований» Там же.. Следовательно, причинами для осуществления права президентского вето могут быть как содержательные, так и процедурные моменты. В дальнейшем палаты Федерального Собрания должны будут рассматривать законопроект повторно либо в первоначальном, либо в переработанном варианте. Постановление Конституционного Суда по данному делу имеет исключительное значение для нормализации процесса законотворчества с точки зрения гарантий эффективного взаимодействия властей См. : Путятина, А.Г. – Указ. соч..

В соответствие с положениями части 3 статьи 107 Конституции, вето Президента Российской Федерации может быть преодолено путем повторного голосования за закон в первоначальной редакции, если он будет одобрен «большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы» Конституция Российской Федерации. – Указ. изд.. В этом случае Президент в течение семи дней обязан подписать принятый закон и уже не сможет воспользоваться правом вето относительно него. Однако, если, по мнению главы государства, данный нормативный правовой акт не соответствует Конституции России или другим федеральным законам, принят с нарушением процедурных норм и так далее, он вправе обратиться в суд.

Еще одной своеобразной формой участия Президента России в законодательном процессе является обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Конечно, это достаточно относительная форма участия в законотворчестве, так как послания Президента не обладают юридической силой. Однако, исходя из реалий российской правовой действительности, можно сделать вывод о том, что послания Президента оказывают огромное влияние на принимаемые в дальнейшем законы. В этом отношении стоит, прежде всего, выделить ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию, затрагивающее все важнейшие сферы жизни российского общества. Указанные в таких посланиях приоритетные направления развития в дальнейшем отражаются либо в законопроектах Президента или палат парламента, либо во внесении изменений в действующее законодательство.

Стоит также отметить важнейшее значение Бюджетного послания Президента, которое в обязательном порядке рассматривается и принимается к сведению депутатами Государственной Думы при принятии нового федерального закона о бюджете. Стоит хотя бы вспомнить, какие ассигнования выделяются для финансирования президентских целевых программ, инновационного центра «Сколково» и других. В финансовой области нельзя отрицать заметного влияния на законодательный процесс со стороны Президента России.

Также, на наш взгляд, можно выделить своеобразную «косвенную» форму участия Президента в законодательном процессе, или полномочие, содействующее законотворчеству. Так, в силу пункта «в» статьи 84 Конституции и части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Президент Российской Федерации назначает проведение референдума. При этом в срок, не позднее десяти дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, глава государства направляет эти документы в Конституционный Суд, который принимает решение о соответствии инициативы проведения референдума Конституции Российской Федерации. Ответ Конституционного Суда направляется Президенту России, который в случае положительного решения в срок не более пятнадцати дней назначает дату референдума См. : О референдуме Российской Федерации : федер. конституц. закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ : в ред. от 24.04.2008. – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».. Так как в дальнейшем результаты референдума могут привести к автоматическому принятию нового закона, глава государства в данном случае как бы содействует непосредственному законотворчеству народа.

В заключение ответа на данный вопрос можно сделать вывод о том, что формы участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе являются достаточно многообразными и включают в себя как общие полномочия, принадлежащие главе государства как одному из высших федеральных органов государственной власти, так и исключительные, вытекающие из его специфического статуса. При этом, на наш взгляд, рассмотренный выше комплекс полномочий Президента является достаточным и не требует расширения. Хотя в дальнейшем целесообразно было бы предоставить главе государства право не только общего, но и постатейного вето, что способствовало бы ускорению законотворческого процесса.

Библиографический список

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

2. О референдуме Российской Федерации : федер. конституц. закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ : в ред. от 24.04.2008. – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

3. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации : федер. закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ. – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

4. Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе : указ Президента РФ от 13 апреля 1996 года № 549 : в ред. от 15.07.2008. – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

5. По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации : постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 N 10-П. – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

Специальная литература

6. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / М.В. Баглай. – М. : Норма, 2011. – 784 с.

7. Козлова, Е.И. Конституционное право России : учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М. : Проспект, 2010. – 603 с.

8. Путятина, А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействии различных ветвей власти / А.Г. Путятина. – Режим доступа : www.servitutis.ru.

9. Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации. – Режим доступа : www.pravo.vuzlib.net.

10. Чиркин, В.Е. Конституционное право России : учебник / В.Е. Чиркин. – М. : Норма, 2009. – 496 с.

3. Задача

правовой акт президент полномочия

В п. 3 ч. 1 ст. 1 проекта федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закрепляется, что пользователями информации являются граждане (физ лица) и организации (юр лица), осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и/или получающие эту информацию.

Оцените данное положение проекта с точки зрения сферы его действия (по кругу лиц). Какие изменения, на ваш взгляд, следует внести в данное положение законопроекта? Обоснуйте свое мнение.

Ответ: в соответствие с представленной в задаче редакцией проекта федерального закона, он распространяет свое действие на две основные категории субъектов – физических и юридических лиц. Оценим каждую из этих групп в отдельности. Стоит отметить, что, не смотря на то, что субъекты первой группы в проекте ФЗ определяются также как граждане, мы считаем, что в данном случае не имеется в виду наличие у таких лиц гражданство Российской Федерации. В данном отношении имеет место обычная практика российского законодателя, когда понятие «гражданина» включает три категории субъектов – собственно граждан России (к которым также относятся бипатриды, одно из гражданств которых российское), иностранных граждан и лиц без гражданства. Как правило, такой законодательный прием используется в случае, если все эти категории физических лиц могут пользоваться на территории России всей совокупностью предоставляемых законом прав без каких-либо ограничений. Так как законопроект не содержит никаких особых замечаний по этому поводу и конкретных ограничений для иностранцев, бипатридов и апатридов, то можно сделать вывод о том, что исследуемый проект федерального закона распространяется на все категории физических лиц, а не только на граждан.

Второй группой субъектов, относящихся к пользователям информации, являются организации, или юридические лица. Общее понятие юридического лица содержится в пункте 1 статьи 48 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Данное понятие является общеупотребимым и, на наш взгляд, при подготовке исследуемого законопроекта Правительство Российской Федерации основывалось на нем. Согласно положениям указанной статьи, «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ : в ред. от 02.11.2013. – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».. При этом организации могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Исходя из того, что законопроект не содержит особых указаний на этот счет, можно сделать вывод о том, что он распространяет свое действие в равной степени на обе эти категории юридических лиц.

Не смотря на то, что определение пользователей информации полностью удовлетворяет содержанию основных конституционных прав в области информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предоставляемым в соответствии с частью 2 статьи 24 и частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, на наш взгляд, сфера действия представленной редакции федерального закона по кругу лиц все же существенно заужена. Так, в силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», одним из основных принципов правового регулирования в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является «открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами» Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ : в ред. от 28.12.2013 : с изм. от 01.02.2014. – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс»..

Следовательно, отнесение к категории пользователей информации только физических и юридических лиц является не вполне достаточным. Доступ к такой информации должны иметь все возможные субъекты, которых необходимо предусмотреть в пункте 3 части 1 статьи 1 законопроекта. К таким дополнительным субъектам, прежде всего, относятся сами государственные органы и органны местного самоуправления. Конечно, если рассматривать данных субъектов в качестве юридических лиц, как это принято в гражданском праве, можно утверждать, что законодатель предусмотрел наличие указанных субъектов в законопроекте. Однако указанные органы обладают статусом организаций только в частноправовых отношениях, а в данном случае их необходимо наделить доступом к информации как публичных субъектов права.

Также не совсем понятным остается вопрос с некоммерческими организациями, не перечисленными в части первой Гражданского кодекса РФ, такими как общественные объединения и общественные движения. Исходя из положений Конституции, они также должны иметь доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. На наш взгляд, эти категории субъектов также стоит включить в законопроект.

В заключение ответа на данный вопрос стоит отметить, что с 1 января 2010 года данный федеральный закон вступил в силу, и в настоящий момент действующая редакция рассматриваемого пункта статьи 1 содержит положения, на основании которых к пользователям информации помимо граждан и организаций относятся также общественные объединения, государственные органы и органы местного самоуправления. Из представленных нами изменений, единственным невостребованным субъектом остались только общественные движения, однако, на наш взгляд, в ближайшем времени их также могут включить в закон.

Библиографический список

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ : в ред. от 02.11.2013. – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ : в ред. от 28.12.2013 : с изм. от 01.02.2014. – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

4. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления : федер. закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ : в ред. от 28.12.2013. – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

Специальная литература

5. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / М.В. Баглай. – М. : Норма, 2011. – 784 с.

6. Козлова, Е.И. Конституционное право России : учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М. : Проспект, 2010. – 603 с.

4.59
alex89
Дисциплины: высшая математика, экономическая теория, статистика, эконометрика, экономико-математическое моделирование. Опыт написания студенческих работ- 4 года. Обращайтесь! Заказывайте у авторов- не заказывайте у агентств!