Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Введение

В данной работе рассматривается тема «Правовой режим банковской тайны».

Развитие рыночных отношений требует обеспечения правовой защиты информации в сфере обращения денежных средств, в частности, при проведении банковских операций. Отношения между клиентом и обслуживающей его кредитной организацией изначально, в силу специфики банковской деятельности, носят доверительный характер. Клиент не только доверяет кредитной организации свои денежные средства, но и потенциально допускает ее к информации о своем финансовом состоянии. Разглашение сведений, охраняемых банковской тайной, может отрицательно повлиять на безопасность или репутацию лица, имеющего банковский вклад или счет. Само понятие “тайна” предполагает, что соответствующая информация не является общеизвестной и субъект, который является носителем тайны, принимает меры для ее охраны. В соответствии со ст. 2 ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации” информация, охраняемая банковской тайной, представляет собой разновидность конфиденциальной информации или, иначе говоря, документированных сведений, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так что же представляет собой банковская тайна? Каков ее правовой режим? Кто имеет право доступа к банковской тайне? Попробуем рассмотреть все эти вопросы.

1. Понятие «банковская тайна»

Банковская тайна – один из основополагающих аспектов особых отношений, которые складываются между кредитными организациями и их клиентами, а также между кредитными организациями и лицами, которые желают получить информацию.

В гражданском законодательстве банковской тайной (т.е. полностью конфиденциальными) считаются сведения о клиенте. Если это физическое лицо – тайной являются его паспортные данные, сведения о внесении третьими лицами денег на счет владельца, данные о наличии или отсутствии сберегательных книжек и сертификатов, № счета и т.п., а так же любые сведения, которые стали известны банку в процессе обслуживания клиента (например, сведения о семейном положении, о здоровье клиента и др.)

Если это юридическое лицо, то тайну составляют все сведения, хранящиеся в юридическом деле клиента, в том числе справки и свидетельства из государственных органов о регистрации и постановке на учет, учредительные документы, информация, содержащаяся в документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью (лицензии и т.п.), в различных формах бухгалтерской отчетности и в иных документах, сведения о кредитной истории клиента, о содержании и условиях кредитного договора и договора об обеспечении исполнении обязательств и т.д.

Большинство таких данных известно неопределенно широкому кругу лиц, т.е. никакой тайной не являются. Однако для банка это обстоятельство безразлично. Он исходит из приоритетности своей деятельности – все, что оказывается в сфере его отношений с клиентом, сразу становится тайной. Иными словами, такие сведения можно получить где угодно, но только не в банке.

2. Правовой режим банковской тайны

Правовой режим банковской тайны определен ст. 857 ГК РФ и ст. 26 ФЗ “О банках и банковской деятельности”. В соответствии со ст. 857 ГК банки гарантируют тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Статья 26 ФЗ “О банках и банковской деятельности” определяет объем информации, охраняемой банковской тайной, несколько шире. Так, кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а так же об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией. Можно представить это в виде следующей таблицы:

Ст. 857 ГК РФ

Ст. 26 Банковского закона

Гарантируется тайна

банковского счета,

банковского вклада,

операций по счету и сведений о клиенте.

об операциях,

о счетах о вкладах своих клиентов и корреспондентов,

иные сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону

Рассмотрим более подробно, что понимать под «иными сведениями».

Иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией

Вопрос о том, что российский законодатель имел в виду под «иными сведениями, устанавливаемыми кредитной организацией», входящими в объем банковской тайны не получил однозначного разрешения в литературе.

Большинство специалистов согласны с утверждением, что сведения, в отношении которых действует режим банковской тайны, должны касаться непосредственно клиентов кредитной организации. Возникает вопрос, какие дополнительные («иные») сведения подлежат охране в режиме банковской тайны. Законодательством не предусмотрены ни порядок, ни основания отнесения банком сведений к банковской тайне. Распространение на банковскую тайну норм, регулирующих коммерческую тайну, не представляется возможным ввиду существенных различий между этими видами конфиденциальной информации. При установлении перечня кредитная организация должна исходить исключительно из интересов клиента и необходимости предотвращения возможности причинения ущерба клиенту.

3. Гаранты и хранители банковской тайны

Субъекты правоотношений, связанных с охраной, предоставлением и использованием банковской тайны, могут быть разделены в зависимости от оснований получения информации и объема, прав на информацию на три группы:

Обладатели информации, составляющей банковскую тайну, то есть лица, которым принадлежат исключительные права по своему усмотрению использовать относящуюся к ним информацию. Это клиенты кредитных организаций, чьи личные и коммерческие интересы защищаются институтом банковской тайны.

Владельцы информации – кредитные организации, приобретающие подлежащие охране как банковская тайна сведения на основании договоров с клиентами. Владельцы информации имеют право на ее использование, а в случаях, прямо предусмотренных законом, также право предоставления такой информации третьим лицам.

Пользователи информации. Они получают сведения, относящиеся к банковской тайне, от владельцев информации в связи с необходимостью выполнения своих профессиональных (должностных) обязанностей. Пользователи информации могут получать доступ к банковской тайне только на основании закона.

Банковский закон устанавливает:

банковскую тайну гарантируют кредитные организации, Банк России и организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов (Агентство по страхованию вкладов);

все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну;

Банк России, АСВ не вправе разглашать сведения, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций;

аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения, полученные в ходе проводимых ими проверок;

уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом ” О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”;

За разглашение банковской тайны Банк России, АСВ, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба.

Обязанность соблюдать специальный режим хранения и доступа в отношении банковской тайны предусмотрена также для:

таможенных органов,

налоговых органов,

органов и агентов валютного контроля,

Федеральной службы по финансовым рынкам – уполномоченного государственного органа, осуществляющего контроль и надзор за деятельностью бюро кредитных историй,

Федеральной службы государственной статистики,

Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Для иных субъектов, в частности для прокурорских работников, инспекторов Счетной палаты, обязанность соблюдения режима конфиденциальности сведений сформулирована в общем виде – «хранить охраняемую законом тайну».

4. Предоставление информации, относящейся к банковской тайне

Вопрос о раскрытии информации, относящейся к банковской тайне, является основным и самым проблемным.

Обязанность кредитной организации предоставить сведения, относящиеся к банковской тайне, основываются исключительно на положениях закона.

Статья 857 ГК РФ закрепляет, что сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть представлены исключительно в случаях и в порядке, установленном законом. Наиболее развернутый перечень таких случаев содержится в Законе о банках, при этом иные федеральные законы устанавливают детализацию полномочий и процедуры получения соответствующих сведений. Случаи предоставления сведений, относящихся к банковской тайне, можно классифицировать по нескольким основаниям.

Во-первых, критерием классификации может являться наличие или отсутствие согласия клиента кредитной организации на раскрытие информации.

Во-вторых, случаи предоставления банковской тайны следует различать по порядку и форме их предоставления. Итак, сведения могут представляться:

1) по специальным запросам государственных органов в форме справок или отдельных документов,

2) в составе отчетной или иной обобщенной документации кредитной организации (аудиторам, Банку России),

3) в порядке уведомления без предварительного запроса государственных органов о наличии определенных, предусмотренных законом обстоятельств в отношении конкретного клиента банка (налоговых органов об открытии и закрытии банковского счета),

4) в силу предписания закона при выявлении установленных признаков – Комитету по финансовому мониторингу.

Третьим основанием классификации является статус лица, которого касаются предоставляемые банком сведения. Так, Банковским законом предусмотрены различные основания предоставления сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и о физических лицах, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Более того, предоставляемая банками информация различается по объему: в одних случаях предусмотрена обязанность давать справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в других – справки могут касаться только операций.

Рассмотрим далее полномочия различных пользователей информации, составляющей банковскую тайну, и основания предоставления им сведений.

Налоговые органы

Очевидно, что самое важное значение институт банковской тайны имеет в отношениях между налоговыми органами и кредитными организациями. Налоговые органы стремятся получить максимально возможную информацию в наикратчайшие сроки от банков, напротив, банки заинтересованы в большей степени оберегать интересы клиентов, т.к. именно клиенты являются источником их благополучия. Таким образом, налицо очевидный конфликт интересов.

Банковский закон представляет налоговым органам право получать справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Налоговый кодекс РФ наделил налоговые органы достаточно широкими полномочиями в отношении получения от банков информации по клиентам последних:

банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

банки обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета;

банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа;

налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов;

если налоговые органы приходят к выводу, что в банке могут быть необходимые им документы, то эти документы могут быть истребованы у банка, но только на основании проводимой в отношении него проверки (встречной).

Также налоговые органы широко используют в своих запросах в банки Закон от 21 марта 1991 года № 943-1″О налоговых органах РФ”, который, по их мнению, дает им безусловное право истребовать в банке все, что необходимо. В Законе №943-1 предусмотрено право налоговых органов «получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения».

Положения налогового законодательства, закрепляющие право налоговых органов требовать от банка необходимые справки и документы по счетам и операциям клиентов при наличии мотивированного запроса, а также ответственность банка за отказ в предоставлении указанных в запросе сведений, имеют под собой объективные и не противоречащие Конституции РФ основания, а потому не могут рассматриваться как возлагающие на банк обязанности, не соответствующие его природе, нарушающие банковскую тайну и права налогоплательщиков.

Следует особо отметить, что в письме МНС РФ от 27 мая 2004 года № 24-2-02/410 указывается, что при отсутствии в запросе налогового органа мотивировки необходимости предоставления соответствующей информации либо при наличии ненадлежащей мотивировки, не связанной с целями и задачами налоговых органов, а также при отсутствии в запросе указания на конкретный период, за который запрашивается информация, данные запросы исполнению банками не подлежат.

Правоохранительные органы

Банковский закон устанавливает, что справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по счетам и вкладам физических лиц предоставляются органам предварительного следствия при выполнении двух условий:

1) информация имеет отношение к делу, находящемуся в производстве данного органа

2) имеется согласие прокурора.

В отношении налоговых преступлений закон допускает раскрытие банковской тайны даже без возбуждения уголовного дела. Так, предусматривается, что справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

Законодательство РФ не содержит специальных указаний на то, в каких случаях суды должны давать санкцию на доступ к банковской информации, а в каких отказывать. Представляется, что решение данного вопроса должно зависеть от степени обоснованности подозрений следователя и остается на усмотрение суда.

Помимо вышеперечисленных положений статья 26 Банковского закона содержит норму о предоставлении кредитными организациями информации об операциях юридических и физических лиц соответствующему государственному органу на основании Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Указанным законом установлены конкретные случаи обязательного предоставления информации банками.

Судебные приставы-исполнители

Банковский закон предоставляет судам, и не предоставляет судебным приставам права доступа к банковской тайне. Федеральный закон “О судебных приставах” не содержит специальных положений о порядке доступа к банковской информации, а лишь предоставляет общее право «получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки». Несмотря на это, Конституционный суд РФ признал за судебными приставами-исполнителями право запрашивать и получать в кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц. Следуя логике решения, рассматриваемые правила распространяются и на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. При этом из смысла постановления можно выявить три квалифицирующих признака этого права:

1) право реализуется в связи с исполнением постановления суда;

2) право реализуется в пределах, определяемых постановлением суда;

3) сведения предоставляются лишь в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа.

Такая правовая позиция Конституционного суда вызвала определенные опасения за судьбу института банковской тайны как такового. Так непосредственно после принятия Постановления 8-П А. Акимов писал: «Допущение мысли, что получить доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, используя абстрактное право на получение информации и документов, может обесценить само понятие банковской тайны, и, кроме того, оно способно породить новые споры, поскольку подобные нормы имеются, в частности, в Законе РФ “О милиции” и в некоторых других федеральных законах». В последнем определении по данной проблеме Конституционный суд сформулировал способ разрешения коллизий между различными правовыми актами. По мнению суда, приоритет имеет тот акт, который «предусматривает больший объем прав и свобод граждан и устанавливает более широкие их гарантии».

Иные пользователи информации

Право получать информацию, относящуюся к банковской тайне, в форме справок также принадлежит:

судам,

арбитражным судам (судьям),

Счетной палате РФ,

таможенным органам,

Агентству по страхованию вкладов,

в случае смерти клиента банка – также нотариусам, физическим лицам, указанным в завещательном распоряжении клиента, и иностранным консульским учреждениям.

Правом ознакомления с банковскими документами, охраняемыми в режиме банковской тайны, обладает Банк России.

В Российской Федерации перечень лиц, которым кредитная организация обязана предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну, определен федеральными законами. В число таких законов входит не только Банковский закон, но и законы, регулирующие деятельность соответствующих государственных органов и организаций. Последние действуют даже в том случае, если Банковским законом данному государственному органу или должностному лицу вовсе не предоставлено право доступа к банковской тайне (судебные приставы).

5. Предоставление информации с согласия клиента

Согласие клиента на раскрытие банковской тайны освобождает банк от ответственности за разглашение конфиденциальной информации. Случаями раскрытия банковской тайны с согласия клиента являются предоставление информации ему самому или его представителю, а также в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, предусмотренных договором между банком и БКИ. Состав предоставляемой в БКИ информации определяется Федеральным законом «О кредитных историях». При этом специально предусматривается, что представление информации в БКИ с соблюдением положений закона не является нарушением служебной, банковской, налоговой или коммерческой тайны. Поправка о возможности предоставления сведений, составляющих банковскую тайну в бюро кредитных историй, внесена в ГК РФhttp://www.selivanovsky.ru/docs/articles/2006/bank_secret.php – sdfootnote68sym#sdfootnote68sym.

6. Ответственность за разглашение банковской тайны

Банковский закон предусматривает ответственность владельцев и пользователей банковской тайны за ее разглашение. В частности, ответственность несут Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники.

За разглашение банковской тайны законодательством РФ предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.

Уголовная ответственность

Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Данная статья находится в главе УК РФ – «Преступления в сфере экономической деятельности», чем и определяется видовой объект преступления. В объект данного преступления необходимо включать помимо отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, также отношения по осуществлению «иной экономической» деятельности.

Статья 183 УК РФ предусматривает четыре состава преступления, первые два из которых формальные (достаточно лишь факта нарушения, вредоносные последствия необязательны), а третий и четвертый – материальные (обязательными элементами являются вредоносные последствия). Так, часть первая предусматривает ответственность за собирание сведений, составляющих банковскую тайну, часть вторая – за распространение или использование таких сведений, часть третья – за совершение тех же деяний из корыстной заинтересованности или с причинением крупного ущерба, а часть четвертая распространяется на случаи, повлекшие тяжкие последствия

Субъектом преступления по части первой ст. 183 УК РФ может являться любое дееспособное лицо, а по части второй к ответственности могут быть привлечены лишь специальные субъекты – лица, которым банковская тайна была доверена или стала известна по службе или работе, – например, служащие кредитных организаций.

Преступления по ст. 183 УК РФ наказываются штрафом до 80000 рублей, в том числе с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок, либо лишением свободы. Срок лишения свободы по формальным составам не может превышать соответственно двух и трех лет, а по материальным составам – соответственно пяти и десяти лет.

Административная ответственность

Разглашение информации, относящейся к банковской тайне, подпадает под состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По данной статье ответственность наступает за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность). Субъектом данного правонарушения может быть только физическое лицо, получившее доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. При этом, указанная статья распространяется как на служащих кредитных организаций, так и на работников любых других пользователей банковской тайны (БКИ, Агентства по страхованию вкладов, правоохранительных, таможенных органов и т.д.). Совершение указанного правонарушение физическим лицом влечет наказание в виде административного штрафа (до 1000 рублей).

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах – клиентах банка может повлечь для физических и юридических лиц ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ. Данная статья направлена на охрану персональных данных о гражданах. Согласно ст. 2 Закона об информации, персональные данные – это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Такие данные могут одновременно являться данными о клиенте кредитной организации и входить в состав банковской тайны. Таким образом, нарушение режима банковской тайны в части персональных данных может повлечь административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ в форме административного штрафа. При этом субъектами данного правонарушения могут быть не только кредитные организации и их служащие, а любые пользователи банковской тайны.

Фактически единственным видом применяемой на практике ответственности в области банковской тайны является ответственность кредитных организаций за непредставление или несвоевременное представление информации налоговым органам.

Гражданско-правовая ответственность

ГК РФ устанавливает, что в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Банковский закон устанавливает, что ответственность за разглашение банковской тайны несут также и работники кредитных организаций.

В связи с этим, лицо, чьи права нарушены, вправе предъявить иск о возмещении убытков – как к банку, так и непосредственно к его служащему. С одной стороны, такое положение укрепляет гарантии взыскания причиненных убытков, а с другой – является еще одним подтверждением публично-частного характера института банковской тайны. Следует согласиться с позицией, согласно которой иск должен предъявляться банку как юридическому лицу, ибо именно с банком, а не с отдельным служащим вступал клиент в правовые отношения. Ответственность работников банка следует регулировать на уровне трудовых отношений и регрессного иска.

Мерами гражданско-правовой ответственности могут являться возмещение убытков и возмещение морального вреда. По общему правилу вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Если в результате разглашения банковской тайны гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Следует также упомянуть о том, что действующее законодательство не содержит специальных норм, определяющих гражданско-правовую ответственность бюро кредитных историй за разглашение сведений, переданных им кредитными организациями. Имеет место несколько парадоксальная ситуация, когда за нарушение банковской тайны бюро кредитных историй несет административную ответственность, в том числе может быть подвергнута штрафу, выплачиваемому в доход государства. При этом для возмещения убытков, нанесенных субъекту кредитной истории, пострадавшему придется основываться на общих положения гражданского права, что представляется достаточно сложным и проблематичным.

В случае, когда лицо, которому банк на законных основаниях передает информацию, отнесенную к банковской тайне, не связано обязанностью хранить собственную профессиональную тайну, применяются общие положения п. 10 ст. 26 Банковского закона. Ответственность таких лиц за разглашение банковской тайны наступает в форме возмещения ущерба. На наш взгляд, под «ущербом» в данном случае следует понимать как убытки, так и моральный вред. Однако, практики привлечения к ответственности за разглашение банковской тайны пользователя банковской информации пока нет. Возможно, это связано с трудностями доказывания причинной связи между возникшими убытками и фактом разглашений информации.

Заключение

банковский тайна разглашение ответственность

Таким образом, завершая тему «правовой режим банковской тайны» сделаем следующие выводы:

1. В российском законодательстве дается широкое определение банковской тайны, охватывающее, в частности, любые сведения о клиентах, полученные банком в ходе его деятельности, установлено, что банк обязан держать в секрете всю частную информацию, доверенную ему клиентами или третьими лицами или полученную им при осуществлении своей профессиональной деятельности.

2. Правовой режим банковской тайны представляет собой совокупность норм, устанавливающих:

Перечень сведений, не подлежащих разглашению;

Круг субъектов, обязанных обеспечивать их сохранность;

Случаи и порядок доступа к указанным сведениям.

При этом отношения по поводу банковской тайны регулируются различными отраслями права. Прежде всего это ст.857 ГК, в которой закреплен перечень сведений, закрепляющих банковскую тайну, а так же ст.26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

3. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены без каких-либо ограничений только самим клиентам. Что касается государственных органов и их должностных лиц, то им такие сведения могут быть предоставлены только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

4. Ответственность за разглашение банковской тайны заключается, в первую очередь, в возмещении убытков, причиненных таким разглашением. Субъектами ответственности могут быть как юридические лица, так и их сотрудники, непосредственно ответственные за такие нарушения. При этом ответственность юридических лиц носит только имущественный характер, а сотрудников – преимущественно дисциплинарный характер. В то же время ответственность физического лица за несанкционированное получение и разглашение банковской тайной может быть и уголовной.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая). Федеральный закон от 30.11.1994г. № 51-ФЗ.

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая). Федеральный закон от 26.01.1996г. № 14-ФЗ.

4. Федеральный Закон от 02.12.1990 N 395-1 “О Банках и Банковской деятельности”.

5. Федеральный Закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации”.

6. Тавасиев А.М., Москвин В.А., Эриашвили Н.Д. Банковское дело. Учебное пособие – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.

7. Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть. Курс лекций – Москва: Юстицинформ, 2005 г.

8. Селивановский А.С. Банковская тайна: состояние и проблемы // Бухгалтерия и Банки- 2006г., № 8,9.

4.84
Oksi.O
Большой поток заказов из вне (примеры в портфолио). А потому рейтинг минимум! Не использую тех.подъём! Качественное, грамотное исполнение по актуальным данным. По аналитике апеллирую исключительно официальными источниками!