Правовые меры охраны окружающей среды от вредного воздействия сельскохозяйственного производства

по дисциплине Управление АПК в муниципальном образовании

ТЕМА: правовые меры охраны окружающей среды от вредного воздействия сельскохозяйственного производства

ВВЕДЕНИЕ

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики многих стран, она обеспечивает население продуктами питания, а перерабатывающую промышленность сырьем. Таким образом, отрасль сельского хозяйства производит на окружающую среду большее воздействие, чем другие отрасли народного хозяйства. Причина заключается в том, что для сельского хозяйства необходимы огромные площади, ведь земля является ее основным средством производства. В результате сельскохозяйственной деятельности видоизменяются естественные экосистемы, меняются ландшафты целых континентов. Поэтому, необходимо оценивать изменения, которые происходят в результате данного воздействия, и включать их в основу разработки системы рационального ведения сельского хозяйства и природоохранных мер.

Целью работы является выявление правовых мер охраны окружающей среды от вредного влияния сельскохозяйственной отрасли, а так же оценка ее воздействия на природу.

Актуальность. В последние несколько лет обострение экологической ситуации в особенности связано с влиянием сельскохозяйственного производства на окружающую среду. К негативным последствиям приводит интенсивное развитие сельского хозяйства: большой вред окружающей среде наносит применение новых синтетических средств химизации (минеральных удобрений, пестицидов от вредителей и т.д.), применение сложной и тяжелой машинной техники и т.д. Это ведет к ухудшению жизненных условий, тем самым увеличиваются затраты на возмещение убытков и восстановление окружающей среды. Из-за чрезмерного применения химизации идет снижение плодородия почв, увеличивается потребление энерго- и трудовых ресурсов, снижается фондоотдача в Агропромышленном комплексе. Поэтому необходимо четко регулировать экологическую сторону сельского хозяйства и следить за охраной окружающей среды для сохранения потенциала природных ресурсов и экологии окружающего нас мира.

ГЛАВА 1

1.1 Аналитический обзор литературы

Сельское хозяйство является одним из древнейших видов природопользования. С исторических времен известны приемы обработки земель в Египте, Средней Азии, Двуречье, с использованием оросительных систем и каналов. Сельское хозяйство в России постоянно переживает взлеты и падения. Но одно остается неизменным — оно в течение уже многих лет оказывает влияние на окружающую среду, в результате которого происходит формирование антропогенных ландшафтов. В период развития сельского хозяйства основным воздействием на окружающую среду являлась распашка земель и сведение лесов. Сильное негативное влияние на природу (обеднение почв, эрозия) проявилось в Китае уже во 11 — — 111 тысячелетиях до н.э.; а в Центральной России в конце XVII века состояние лесов настолько тревожное, что Петр I, издал специальный закон, который регулировал вырубки лесов. Но более пагубные последствия мы можем наблюдать во второй половине XX века, когда происходила интенсификация сельского хозяйства. Уже в 60-х годах на первом месте по загрязнению окружающей среды оказалось сельское хозяйство. Это не осталось без внимания многих ученых, публицистов, которые затрагивали эту проблему в своих научных работах. Вопросы охраны окружающей среды в сельском хозяйстве комплексе затрагивались в эколого-правовой литературе в рамках общей теории экологического права В.В. Петровым (1981), Ю.С. Шемшученко (1989) и другими. Природно-экологическими проблемами сельского хозяйства занимались В.В. Бузмаков, Ш.А. Москаев, ; Г.С Посыпанов.

В XX веке очень много влияния уделялось химизации данной отрасли. Именно в это время выходят многие публикации, монографии посвященные данной теме: В.И. Левченко «Агрохимия и здоровье: правовые аспекты», М.М. Бринчук «Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами».

В 1989 г., профессором. О.С. Колбасовым была опубликована монография «Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве», в которой он анализировал правовое регулирование и рассматривал общие требования по охране окружающей среды в связи с применением машинной техники, химизацией земель, мелиорацией.

С 1990 г., происходило реформирование земельного строя, в связи с чем в законодательство Российской Федерации вносились некоторые изменения. Особое внимание уделяли на принятие правовых норм, направленных на обеспечение экологической безопасности (чистоты) производимой сельхозпродукции; и введение экологических требований в сельском хозяйстве.

Е.И. Майорова в своей статье «Экологическое право России сегодня» рассматривает изменения, произошедшие в экологическом праве с начала 1990-х годов до настоящего времени.

И в настоящее время современные ученые не обходят стороной экологические проблемы сельского хозяйства. Выходят много статей, публикаций в научных журналах таких авторов как П.А.Плетнев (новые проблемы мирового сельского хозяйства), Н. Е. Дмитриева, В. Якушев и др.

1.2 Оценка степени воздействия сельского хозяйства

сельский хозяйство воздействие окружающий

Загрязнение окружающей среды происходит в основном от производственной деятельности. Долгое время считалось, что нарушителем природного равновесия является промышленность, а воздействие сельского хозяйства недооценивалось. В последние десятилетия мнения изменились. Как уже упоминалось выше, сельское хозяйство распространяется на огромных территорий, это и является главным отличием сельскохозяйственных воздействий от промышленных. Воздействие сельскохозяйственного производства на окружающую среду видно невооруженным взглядом. К общим нарушениям, вызванным сельским хозяйствам относят следующие действия. Во-первых, происходит загрязнение поверхностных и грунтовых вод по причине сбрасывания сточных вод и отходов реки, озера, которое приводит к деградации общей водной экосистемы. Во- вторых, из-за сведения лесов происходит деградация лесных экосистем, в результате чего мы наблюдаем обезлесивание огромных площадей. В-третьих, в результате осушения или орошения происходит нарушение водного режима на значительных территориях. Немаловажные последствия наносятся также на животный мир. Изменение и уничтожение человеком природных мест обитаний многих видов живых организмов приводит к вымиранию и исчезновению редких видов. Мы рассмотрели комплексные последствия, которые возникают при функционировании сельского хозяйства. Теперь рассмотрим, какой ущерб наносят отдельные отрасли данного производства.

Сильнее всего на окружающую среду влияет земледелие, факторами воздействиями которого являются:

-уничтожение на больших площадях естественной растительности и замена ее на культурные виды;

-плужная обработка почвы (с применением отвального плуга). Одним из негативных последствий вспашки является эрозия почвы;

Читайте также:  Присяжные заседатели

— применение средств химизации;

— мелиорация земель, приводящая к нарушению гидрологического режима, перевеванию торфяников (обнажение коренных пород, как следствие опустынивание), снижению урожайности из-за потери питательного слоя почвы.

Животноводство в меньшей степени воздействует на природные комплексы, чем земледелие. Но все равно влияние животноводства на окружающую среду характеризуется рядом специфических особенностей. Главной проблемой животноводства является непереработанные отходы сельскохозяйственных организаций. Животноводческие фермы, комплексы, птицефабрик и другие сельскохозяйственные объекты в настоящее время являются самыми вредными загрязнителями окружающей среды.

Сельскохозяйственное производство является источником загрязнения атмосферного воздуха. Известно, что воздух вокруг животноводческих комплексов отличается специфическим запахом и содержит аммиак в таких концентрациях, что вызывает даже гибель находящихся поблизости хвойных деревьев. Из атмосферы токсичные продукты попадают в водоемы и загрязняют их в радиусе до 15 км., от крупного животноводческого комплекса. [5].

Наиболее негативная сторона воздействия животноводства на водные объекты — загрязнение природных вод стоками животноводческих ферм. Размещение животноводческих комплексов около озер, рек, и других водных объектов приводит к их загрязнению. Очень большой объем воды уходит на поддержание санитарно-гигиенических условий на ферме (очистка помещений, мытье животных, подготовка кормов и т.д.). Существующие в настоящее время многие животноводческие организации или не имеют, или имеют, но устаревшие и малоэффективные очистные сооружения. Сбрасывание даже небольшого количества неочищенных навозосодержащих вод выводит водные объекты из хозяйственного использования, может вызвать гибель рыбы и другие последствия. Это причиняет значительный экономический ущерб.

Еще одной проблемой влияния животноводства на природные ландшафты является перевыпас скота. Чрезмерный выпас скота приводит к тому, что пастбища не успевают восстанавливаться, и как следствие происходит качественное и количественное обеднение пастбищ, снижение их кормовой ценности и продуктивности, деградация растительности, а затем и почв. В итоге перевыпас становится одной из главных причин опустынивания отдельных ареалов.

После всего вышесказанного, можно сделать вывод, что сельское хозяйство создает огромную нагрузку для окружающей среды. Очевидно, что для того, чтобы устранить существующие проблемы в области охраны окружающей среды от воздействия сельского хозяйства, необходимы меры правового воздействия

ГЛАВА 2

2.1 Нормативные акты, федеральные законы и кодексы, регулирующие охрану окружающей среды от вредного воздействия сельского хозяйства

Нормы экологического законодательства позволяют регулировать природоохранную деятельность в сельском хозяйстве. Они выражают общие требования к предъявлению сельскохозяйственной деятельности по использованию и охране природной среды.

Выделяют несколько направлений в правовой охране окружающей среды от воздействия сельского хозяйства:

установление прав и обязанностей субъектов аграрного производства;

усиление экономической заинтересованности сельскохозяйственных производств в соблюдении правовых мер охраны;

организация экологического контроля;

наблюдение за выполнением экологических требований и юридическая ответственность за их нарушение.

В настоящее время природоохранительная деятельность субъектов аграрного производства регулируется многими законодательными актами. Основные требования, предъявляемые по охране окружающей среды, которые должны соблюдаться и в аграрной сфере, представлены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Он содержит как общие требование, так и специализированные, которые используются при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения, при мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и при использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйстве. [1].

Важной частью в организации охраны окружающей среды является установление санитарно-защитных и охранных зон сельскохозяйственных, а также других объектов производства. Создание данных зон обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, защищает природные комплексы, природные ландшафты и особо охраняемые природные территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Так, статья 42 данного закона обязывает объекты сельскохозяйственного назначения иметь «необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха». [1].

Огромный ущерб и трудноустранимые последствия несет в себе неправильное использование химических средств. Вред земле могут причинить даже обычные минеральные удобрения в случае неправильной технологии их применения. Поэтому необходимо принимать меры к предупреждению вредных последствий их применения для здоровья человека, окружающей природной среды. Так, в статье 43 закона об охране окружающей среды содержатся требования при использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйств, согласно которому «юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ». Список таких веществ утверждается ежегодно на междведомственной комиссии с участием Минсельхоза РФ, Минприроды РФ и других заинтересованных министерств и ведомств. Так же закон запрещает применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду.

В настоящее время природоохранная деятельность не ограничивается одним законом «Об охране окружающей среды». Многие требования также прописаны в кодексах субъектов РФ (земельных, водных, лесных), а также в многочисленных положениях, инструкциях, нормативах, методических указаниях.

Так как основным средством производства в сельском хозяйстве является земля, многие требования по использованию и охране земель, содержатся в Земельном кодексе РФ. В частности, он предусматривает строго определенное использование сельскохозяйственных земель: ведение только сельскохозяйственного производства, создание защитных насаждений, научно-исследовательские и учебные цели, решение иных задач, связанных с сельхозпроизводством.

В полной мере к сельскохозяйственной деятельности применимы следующие законодательства:

— Водный кодекс РФ, который устанавливает охрану и использование вод.

— ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», который регулирует общественные отношения в области охраны атмосферного воздуха.

— ФЗ «О животном мире», в котором отмечено, что сельскохозяйственные предприятия при проведении сельскохозяйственных и других работ обязаны принимать меры по предотвращению гибели животных. [3].

-Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержит положение о том, что эксплуатация сельскохозяйственных объектов допускается только при наличии положительных санитарно-эпидемиологических заключений. [2].

Читайте также:  Оптовая торговля. Ценовая стратегия

— иными актами природоресурсного законодательства, как федеральными, так и региональными, и подзаконными актами.

Сельскохозяйственные организации, занимающиеся производством, заготовкой и переработкой сельскохозяйственной продукции, а также любые другие сельскохозяйственные предприятия в осуществлении своей деятельности должны безоговорочно соблюдать данные требования.

Кроме мер ответственности за нарушение вышеуказанных требований по охране окружающей среды, данное законодательство предусматривает поощрение и экономическое стимулирование охраны земель. [7] Оно заключается в выделении средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, на восстановление плодородия почв; проведение почвозащитных мероприятий и др. Экономическое стимулирование включает также компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в результате временной консервации земель, нарушения использования земель вследствие стихийных бедствий. Такая программа направлена на повышение заинтересованности землевладельцев и землепользователей в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий сельскохозяйственной деятельности.

Закон подводит нас к такому определению, как экологизация природопользования. В данном случае этот термин означает всемерное улучшение охраны сельского хозяйства от различных вредных техногенных и антропогенных воздействий, которые приводят к ухудшению окружающей среды. Таким образом, земли охраняются от заражения и эрозии, загрязнения, истощения и т. д. Хотелось бы отметить, что экологическое равновесие, которого собственно мы и добиваемся, возможно только при экологизации хозяйственной деятельности всех субъектов сельскохозяйственного производства, а также перерабатывающих организаций и предприятий.

2.2 Экологический контроль

Контроль за охраной окружающей среды в сельском хозяйстве (экологический контроль) — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований. Часто меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам. [5].

Главной задачей экологического контроля является проверка и обеспечение выполнения требований, установленных действующими законами, по рациональному использованию природных ресурсов, а также охране природной среды от загрязнения всеми организациями, предприятиями и т.д. Таким образом, государственный контроль носит надведомственный характер.

Государственный экологический контроль имеет достаточно широкий круг полномочий, которые прописаны в Конституции РФ, законах, экологическом законодательстве, а также в специальных подзаконных актах.

Сельское хозяйство является сложным комплексом экологических связей, в котором активно взаимодействуют земельные и другие природные ресурсы. Поэтому существует широкий круг уполномоченных органов РФ в области охраны окружающей среды. В 2000 году Указом президента была установлена действующая и в настоящее время структура федеральных органов исполнительной власти.

Государственный контроль охраны природной среды в сельском хозяйстве возложен на Федеральную службу по технологическому, экологическому и атомному надзору, а также на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в соответствии с их полномочиями — — они следят за охраной атмосферного воздуха и вод в очень значимых для сельского хозяйства сферах.

Специальными функциями по осуществлению экологического контроля и надзора в сельском хозяйстве наделен Минсельхоз РФ. Данный орган исполнительной власти контролирует правильное использование средств химизации и защиты растений. Существует ряд других органов, которые выполняют подобные задачи. Например, Государственная комиссия по химическим средствам борьбы с вредителями, сорняками и болезнями руководит испытаниями пестицидов. Еще в Министерстве существует служба контроля, которая следит за остатками пестицидов в пищевых продуктах и других объектах, а также очень значимой является служба защиты растений.

Важную роль играет в государственном экологическом контроле Россельхознадзор, который также является федеральным органом исполнительной власти. Он выполняет функции по контролю и надзору в области карантина и защиты растений, ветеринарии, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, следит за обеспечением плодородия почв и соблюдением земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), а также следит за защитой населения от болезней, общих для человека и животных.

Заключение

В ходе проделанной работы мы проследили, как развивалось аграрное право в области регулирования охраны окружающей среды от вредного воздействия сельского хозяйства. Рассмотрели и проанализировали весь комплекс эколого-правовых мер, предусмотренных законодательством, который используются в сельском хозяйстве, ознакомились с функциями по осуществлению экологического контроля и надзора в сельском хозяйстве и с их исполнительными органами. Другими словами, все поставленные нами задачи были решены, и также основные понятия и определения данной темы были раскрыты.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сельское хозяйство, как фактор, оказывает на окружающую среду, в том числе и на здоровье человека, огромное влияние, которое по большей части является негативным. Поэтому необходимо поддерживать и развивать существующую нормативную базу по охране окружающей среды, которая следит за нарушениями норм экологического законодательства в ведении сельскохозяйственного производства.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

3. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире»

4. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

5. Аграрное право: Учебное пособие / Отв. ред. д. ю. н., проф. С. А. Боголюбов и к. ю. н. Е. Л. Минина. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА * М), 2010. — 480 с.

6. Уразаев Н.А. (ред.) Сельскохозяйственная экология/ Уразаев Н.А., Вакулин А.А., Никитин А.В. и др. — М.: Колос, 2009. — 304 с., ил

7. Усманова, Л. Ф.. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в аграрном секторе экономики — Уфа: 2012. — 48

Электронные ресурсы:

8. Воронин Б.А. Проблемы правовой охраны окружающей среды в сельском хозяйстве [Электронный ресурс] Доступ не ограничен http://fermer.ru/node/9989

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...