Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

25

Содержание

  • банковский система резерв денежный равновесие
  • Введение
  • 1. Предложение денег и банковская система
    • 1.1 Банковская система и ее структура
    • 1.2 “Создание” денег коммерческими банками
    • 1.3 Норма банковских резервов
    • 1.4 Центральный банк и коммерческие банки
    • 1.5 Денежная база и денежная масса
    • 1.6 Денежный мультипликатор. Предложение денег
    • 1.7 Спрос и предложение денег, равновесие на денежном рынке
  • 2. Практическая часть
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение

Денежно-кредитная политика – макроэкономическое явление, которое невозможно изучить вне взаимосвязи с другими экономическими явлениями и процессами.

Ключевыми понятиями, на которых основывается уяснение сущности кредитно-денежной политики, являются спрос, предложение денег и банковская система.

Среди целей кредитно-денежной политики государства выделяются долгосрочные (безинфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержание определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента ).

В настоящей работе рассматриваются механизмы функционирования финансового рынка и банковской системы.

1. Предложение денег и банковская система

1.1 Банковская система и ее структура

Банковская система – это форма организации функционирования в стране специализированных кредитных учреждений, сложившихся исторически и закрепленная законодательно.

Современная модель банковской системы, как правило, состоит из двух уровней (рис. 1).

Первый уровень банковской системы представлен Центральным банком страны. Это – эмиссионный банк, особый орган государственного управления и экономической политики. Центральный банк является самостоятельной, но подконтрольный государству кредитной организацией, обеспечивающий осуществление денежно-кредитной политики и эффективное функционирование банковской системы страны. Кроме того, во многих странах, к первому уровню банковской системы часто относится то или иное ведомство по контролю над банками.

Второй уровень банковской системы состоит из следующих институтов 1. «Государственные» банки – кредитные учреждения с контрольным пакетом в акционерном капитале, принадлежащим государству (Центральному банку, Правительству, региональным властям). Эти кредитные институты осуществляют банковскую деятельность под более или менее жестким контролем государства, но обладают высокой гарантией надежности, а потому, пользуются высоким уровнем доверия. В России к таким банкам принадлежит Сбербанк, а также «Банк Москвы».

В Китае четверка крупнейших государственных коммерческих банков проводит государственную денежно-кредитную политику под руководством центрального банка страны.

2. Универсальные коммерческие банки – кредитные учреждения, которые осуществляют все или почти все банковские операции. Они доминируют в основных западноевропейских странах. Сочетая коммерческую и инвестиционную деятельность, они более устойчивы, чем специализированные. Такие банки выполняют от 100 до 300 видов операций и связаны практически со всеми сферами экономики. В современной России большинство банков являются универсальными.

25

3. Специализированные коммерческие банки осуществляют один или несколько видов банковской деятельности. Различают функциональную, отраслевую, территориальную и технологическую специализацию. В некоторых странах до недавнего времени не было универсальных банков. К странам, где специализация законодательно утверждена, относятся США, Канада и Япония.

Среди специализированных банков большое значение имеют инвестиционные банки, которые выполняют функцию организации эмиссии и размещения ценных бумаг корпоративных ценных бумаг. Свои ресурсы они формируют путем выпуска собственных ценных бумаг. Инвестиционные банки могут выступать в роли андеррайтеров. При этом они берут на себя размещение ценных бумаг фирмы полностью или частично за соответствующее вознаграждение, и при этом несет соответствующие риски. При этом инвестиционный банк может предоставлять кредиты фирмам и государству, но не принимает вкладов и не проводит расчетно-кредитных операций.

Сберегательные (ссудо-сберегательные) банки аккумулируют сбережения населения и представляют ссуды на потребительские нужды. Они могут быть как частными, так и государственными. Весьма развита эта форма сберегательных банков в виде сберегательных касс в Германии и во Франции. Эти банки работают главным образом со средним классом и малообеспеченным населением, предоставляя кредиты местному населению.

Ипотечные банки специализируются на предоставлении кредитов под залог недвижимости, то есть ипотечных кредитов. Формирование ресурсов этих банков происходит посредством выпуска долгосрочных ценных бумаг – закладных листов, обеспеченных недвижимостью, заложенной по договору ипотеки. Закладные листы по своему классу относятся к ценным бумагам с фиксированным процентом рынка капитала. Эти достаточно надежные ценные бумаги торгуются на вторичном рынке ценных бумаг, т.е. их можно в любое время продать или купить. Ипотечные банки функционируют в условиях государственного покровительства и поддержки, что значительно снижает кредитные риски.

Инновационные банки кредитуют долгосрочные программы, связанные с научными исследованиями. При этом эксперты банка определяют перспективность инновационного проекта и на основе этого определяют размеры ссуд, условия предоставления и сроки погашения.

Особым типом инновационных банков являются венчурные банки, которые создаются для кредитования особо рискованных научно-технических проектов. Кредитные ресурсы венчурного банка в значительной степени формируются за счет государства (особенно в США) и спонсорской помощи фирм и частных лиц (характерно для Японии).

Отраслевые специализированные банки имеют своей целью стимулировать развитие определенных отраслей или сфер экономики: жилищное строительство, аграрный сектор, мелкий и средний бизнес, внешнюю торговлю, иностранные инвестиции. Эти банки, как правило, находятся под покровительством государства, получая порой довольно значительную поддержку.

4. Небанковские кредитные организации – НКО.

1.2 “Создание” денег коммерческими банками

При пассивном создании денег коммерческих банков величина общего предложения денег в экономике не изменяется: имеет место простое преобразование денег центрального банка в деньги коммерческих банков без увеличения общего объема денежной массы. Это происходит следующим образом. Коммерческий банк получает от своего клиента деньги центрального банка и оформляет на имя этого клиента бессрочный вклад в деньгах коммерческого банка.

При активном создании денег коммерческих банков общее предложение денег в экономике увеличивается. Это происходит в результате «монетизации» неденежных активов (золота, валюты, ценных бумаг, недвижимости, товаров, и т.п.), а также при выдаче кредитов. Таким образом, активное создание денег коммерческими банками происходит при следующих операциях:

– при покупке коммерческим банком неденежных активов;

– при выдаче коммерческим банком кредитов.

1.3 Норма банковских резервов

В рамках политики минимальных резервов центральный банк в соответствии с требованиями ДКП устанавливает норму резервирования (резервный коэффициент или норму минимальных резервов) – rMD, т.е. – установленное центральным банком соотношение обязательных резервов к базе резервирования. Резервные коэффициенты могут дифференцироваться в зависимости от размера кредитной организации (резервный класс), видов обязательства (вклады до востребования, срочные, накопительные, долговые ценные бумаги), кредиторов и некоторых других условий.

Резервные требования (минимальные или обязательные резервы) – это отчисления кредитных организаций от объема привлеченных ресурсов в соответствии с принятыми правилами. Резервы могут храниться в определенной форме, как на счетах центрального банка, так и на счетах самого банка.

Резервная база – это объем обязательств кредитной организации, служащий основой для расчета резервных требований.

Резервные требования выполняют следующие функции:

1) создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности (регулятор ликвидности);

2) играют роль денежного буфера: во время резкого дефицита ликвидности на рынке межбанковского кредитования, как правило, краткосрочная процентная ставка совершает резкий скачок; в ответ на это центральный банк резко снижает норму резервирования.

3) являются ограничителем кредитной эмиссии (регулятор предложения денег);

4) резервные обязательства являются источником сеньоража (резервные требования являются своеобразным налогом на банки).

Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном порядке. При этом механизм использования резервных требований существенно различается по странам, как в количественном, так и в качественном отношении. В настоящее время наиболее распространены резервные требования как норма процента от общей суммы пассивов банка или отдельных их статей. При этом обычно нормы обязательных резервов дифференцируются по отдельным видам депозитов

1.4 Центральный банк и коммерческие банки

Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого – обособленность имущества банка от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться этим имуществом как собственник. Этим центральный банк отличается от собственно государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.

Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяется его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой.

Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.

Центральный банк является основным проводником денежно-кредитной политики. Он регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Обычно центральный банк по уставу отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.

Для современных центральных банков развитых стран характерна своеобразная двойственность положения: с одной стороны, несомненна их связь с правительством, с другой – сохраняются их обособленность от исполнительной власти и известная самостоятельность в проведении текущей экономической политики.

Основными функциями центрального банка являются функции:

1) эмиссионного центра страны;

2) банка банков;

3) банкира правительства;

4) органа регулирования страны денежно-кредитными методами и прочие (рис. 2).

25

1. Эмиссионный центр страны. Являясь эмиссионным центром страны, центральный банк обладает монопольным правом выпуска банкнот, что обеспечивает ему постоянную ликвидность. Деньги центрального банка состоят из наличных (банкноты и монеты).

2. Банк банков. Данная функция заключается в том, что центральные банк совершает свои операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранит их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, осуществляет надзор и контроль, предоставляет кредиты (кредитор в последней инстанции). С одной стороны, центральный банк сосредоточивает у себя обязательные резервы коммерческих банков, а с другой – оказывает им необходимую кредитную поддержку.

Функция банка банков конкретизируется в функциях: а) кредитора в последней инстанции, б) надзора и контроля за коммерческими банками и в) главном расчетом центре страны.

2 а. Кредитор в последней инстанции. Выручая коммерческие банки в период экономической нестабильности, центральный банк предоставляет им кредитную поддержку путем эмиссии денег или продажи ценных бумаг.

Посредством кредитования правительства центральные банки осуществляют финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета. Это особенно широко используется в развивающихся странах. Напротив, развитые страны, стараются избегать такой политики.

Концентрация обязательных резервов в центральном банке означает, что центральный банк может в известных случаях осуществлять контроль за деятельностью коммерческих банков.

2 б. Надзор и контроль над коммерческими банками включает в себя контроль за функционированием кредитно-банковской системы и валютный контроль. Не менее важной контрольной функцией центрального банка является осуществление валютного контроля и валютного регулирования, степень жесткости которых зависит от общего экономического положения страны.

2 в. Главный расчетный центр страны. Центральный банк стремится создать такие условия для проведения платежей и расчетов, которые минимизировали бы системный риск и его последствия. Центральные банки могут непосредственно участвовать в организации межбанковских расчетов, а также осуществлять контроль за частными расчетно-клиринговыми системами.

3. Банкир правительства. В условиях ограниченной финансовой базы, несбалансированности финансовых потребностей государства возникает необходимость изыскания внутренних и внешних займов и кредитов на цели покрытия государственных расходов и дефицита государственного бюджета. Основной формой финансирования государственных расходов и государственного бюджета являются государственные займы. Государственный банк осуществляет выпуск государственных займов, организует подписку на займы и размещение облигационных займов среди коммерческих банков, страховых компаний и других участников денежного рынка.

К другим основным методам финансирования государственного долга относится денежная эмиссия и прямые кредиты центрального банка.

4. Денежно-кредитное регулирование. В настоящее время эта функция стала наиболее значимой, в связи с тем, что денежно-кредитному регулированию в индустриально развитых странах уделяется первостепенное значение в сфере экономической политики государства.

5. Дополнительные функции Центрального банка не связаны непосредственно с его главной задачей (сохранение стабильности национальной валюты), но способствуют ее реализации. К числу этих функций относится:

а) управление государственным долгом;

б) проведение аналитических исследований и ведение статистической базы данных;

в) изготовление банкнот и др.

Коммерческие банки выполняют следующие функции:

1) посредничество в кредите;

2) посредничество в платежах;

3) мобилизация сбережений и денежных доходов с их последующим превращением в капитал;

4) создание кредитных орудий обращения (банкноты, чеки и др.), облегчающих оборот и сокращающих издержки обращения (см. рис. 9.3).

1. Функция посредничества в кредите является самой старой функцией, которая выполняется банками. Сами банки появились в результате специализации этой функции: менялы и посредники в платежах превратились в банкиров. Банки устраняют многочисленные препятствия, возникающие в отношениях между кредиторами и заемщиками. Эти препятствия связаны:

1) размерами запрашиваемого и предлагаемого капитала;

2) с несовпадением сроков запрашиваемого капитала и сроков предложения капитала;

3) с кредитными рисками.

Банки способны осуществлять трансформацию множества мелких вкладов в небольшое число крупных кредитов. В условиях современной экономики важность этой функции всемерно возрастает.

25

2. Аккумуляция сбережений и превращение их в инвестиции. В настоящее время эта функция играет важнейшую роль в экономической политике государства. В свое время «японское экономическое чудо» во многом стало возможно потому, что банковская система страны сумела мобилизовать сбережения населения для развития экономики страны.

3. Эмиссионно-учредительская функция. Банки организовывают выпуск и размещение ценных бумаг. В данном случае банки осуществляют посредничество между инвесторами (владельцами свободных денежных средств) и фирмами, нуждающимися в их привлечении (эмитентами).

4. Посредничество в платежах. По поручению своих клиентов банки занимаются ведением кассы: принимают деньги от клиентов, ведут их на соответствующих счетах, учитывают все поступления и выдачи, хранят наличные деньги, осуществляют необходимые платежи и т.д. Все это обеспечивает экономию издержек обращения.

5. Консультационное обслуживание клиентов. В процессе своей деятельности банки аккумулируют солидную и весьма ценную информацию о состоянии финансового рынка и общих микро- и макроэкономических тенденциях развития.

6. Создание и уничтожение денег. Банки создают и уничтожают деньги, то есть управляют денежной массой.

7. Передача экономике импульсов денежно-кредитной политики центрального банка. Центральный банк определяет общий объем денежной массы, а коммерческие банки передают экономике импульсы денежно-кредитной политики центрального банка.

1.5 Денежная база и денежная масса

Денежная масса – это совокупный объем денежных средств, который на данный момент находится в обращении и принадлежит разным экономическим субъектам.

В настоящее время принято условно разбивать совокупность денежной массы на денежные агрегаты, то есть показатели ее объема и структуры.

Денежный агрегат – это часть денежной массы, представленная определенной совокупностью денежных активов, сгруппированных по убыванию степени ликвидности, причем каждый последующий агрегат включает в себя предыдущий.

При всем многообразии методов статистического учета денежной массы в различных странах денежные агрегаты в наиболее общем виде могут быть представлены следующим образом.

М0 = наличные деньги в обращении, включая денежные средства в кассах банков;

М1 = М0 + средства на текущих счетах коммерческих банков и вклады до востребования;

М2 = М1 + срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках;

М3 = М2 + сберегательные вклады в специализированных кредитно-банковских институтах;

М4 = М3 + акции, облигации, депозитные сертификаты коммерческих банков, векселя физических и юридических лиц;

М5 = М4 + средства в иностранной валюте физических и юридических лиц.

Сложилась международная традиция в качестве основных агрегатов выделять: М1, М2 и М3. Однако состав этих агрегатов порой существенно различается от одной стране к другой, так как денежная масса каждой страны уникальна. Наиболее сопоставимым для большинства стран мира является агрегат М1, так как он состоит из платежных средств, которые везде в принципе одинаковы (хотя и здесь существуют определенные отличия).

В России состав денежной массы состоит из следующих агрегатов (табл.1). Банк России определяет такие категории.

М0 – наличные деньги, кроме денег в кассах кредитных учреждений.

Денежная база = наличные деньги в обращении, в том числе в нефинансовом секторе и в кассах кредитных организаций + сумма обязательных резервов коммерческих банков в Банке России + средства кредитных организаций на корреспондентских счетах в Банке России.

Денежная база (узкая) = наличные деньги (М0) + остатки наличности в кассах кредитных организаций + остатки кредитных организаций на счетах обязательных резервов в Банке России.

Денежная база (широкая) = денежная база узкая + остатки средств кредитных организаций на корреспондентских, депозитных и других счетах в Банке России + вложения кредитных организаций в облигации Банка России.

Резервные деньги = денежная база широкая + депозиты до востребования организаций, обслуживающихся в Банке России.

В РФ в качестве основного денежного агрегата, используемого при расчете текущих макроэкономических показателей, используется агрегат М2. Именно он выбран в качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики. Такой же позиции относительно агрегата М2 придерживаются США, Франция и Япония.

Таблица 1

Денежная масса России

Агрегат

Состав денежного агрегата

М0

Наличные деньги в обращении, кроме денег в кассах кредитных учреждений.

М1

М0 + средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций, на счетах местных бюджетов, бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, средства Госстраха, вклады до востребования в коммерческих банках и в Сбербанке России.

М2

М1 + срочные вклады в коммерческих банках и в Сбербанке России.

М3

М2 + депозитные и сберегательные сертификаты и облигации государственных займов.

1.6 Денежный мультипликатор. Предложение денег

Предложение денег равно сумме наличных денег и бессрочных вкладов небанковского сектора (в соответствии с определением денежного агрегата М1: вспомним формулу):

М1 = C + D или M1 = c D + D = D (c + 1) (1.1)

С другой стороны, известно, что:

H = (rMD + rUD + c) • D (1.2)

или

D = (1.3)

Поэтому:

M1 = D(1+c) = (1.4)

Таким образом, общий денежный мультипликатор равен:

m1 = (1.5)

Схематично роль денежного мультипликатора можно представить в виде рис. 4:

25

Денежный мультипликатор (m1) представляет собой отношение денежной массы (верхнее основание на рис. 3) к базе денежного обращения (нижнее основание на рис3). При отсутствии коммерческих банков денежная масса равнялась бы денежной базе.

Предложение денег возникает в результате создания денег центральным банком (наличные деньги: банкноты и монеты в обращении плюс резервы), а также – коммерческими банками (безналичные деньги). Создание денег центральным банком, как правило, подчинено реализации макроэкономических целей (экономический рост, борьба с инфляцией, осуществление политики занятости, а также достижение равновесного платежного баланса). Создание же денег коммерческими банками обеспечивает повседневные потребности функционирования бизнеса, общественного сектора экономики и домашних хозяйств.

1.7 Спрос и предложение денег, равновесие на денежном рынке

Спрос на кредит зависит от многих факторов. Отметим главные из них.

Во-первых, спрос на кредит связан положительной функциональной зависимостью с уровнем цен (Р) при прочих равных условиях.

Во-вторых, спрос на кредит связан положительной функциональной зависимостью с реальным доходом (y). Как ни парадоксально, но именно наиболее обеспеченные домашние хозяйства и крупные фирмы демонстрируют бульшую склонность к кредитным заимствованиям.

В-третьих, спрос на кредит связан обратной функциональной зависимостью со ставкой процента (i), так как становится более дорогим.

В-четвертых, чем выше уровень ожидаемой инфляции (), тем выше спрос на кредит (как известно, от инфляции выигрывает заемщик и проигрывает кредитор).

В-пятых, экспансивная фискальная политика (сокращение налогов – T, и увеличение государственных расходов – G), приводит к росту дефицита государственного бюджета (д), может вызвать мультипликативный рост экономики, а значит – способствует увеличению спроса на кредит.

На основании этих размышлений изобразим спрос на кредит в математическом виде:

KD = (1.6)

Предложение на рынке кредита также зависит от многих факторов. Перечислим главные из них.

Во-первых, предложение кредита (также как и спрос) связан прямой функциональной зависимостью с уровнем цен (Р). При росте уровня цен заработные платы и другие доходы домашних хозяйств также имеют тенденцию возрастать: номинальный доход домашних хозяйств увеличивается и они, как правило, приводит к повышению склонности приобретать ценные бумаги, что увеличивает предложение кредита.

Во-вторых, рост реального дохода (у) увеличивают возможности предложения кредита.

В-третьих, рост процентной ставки (i) увеличивает предложение кредита.

В-четвертых, чем выше уровень ожидаемой инфляции (), тем ниже предложение кредита (повторим, что от инфляции выигрывает заемщик и проигрывает кредитор).

В-пятых, экспансивная монетарная политика центрального банка (понижение ставки рефинансирования, увеличение денежной массы и т.п.), приводит к росту денежной массы (М), а значит – к увеличению предложения кредита.

Выразим функцию предложения кредита в математическом виде:

KS = (1.7)

25

Равновесие на кредитном рынке устанавливается на основе взаимодействия кривой спроса на кредит (KD), которую формируют заемщики и кривой предложения кредита (KS), которую формируют кредиторы (см.: рис.4).

Равновесие спроса и предложения кредита формирует равновесную ставку процента (i0).

В рыночной экономике процентная ставка является одним из существенных параметров, оказывающих первостепенное воздействие на условия кредитования.

2. Практическая часть

1.Предложение денег сокращается, если:

а) человек кладет наличные деньги на счет в коммерческом банке;

б) человек снимает деньги со своего счета в коммерческом банке;

в) человек покупает недвижимость за рубежом;

г) человек берет кредит в коммерческом банке;

д) человек покупает ценные бумаги.

Ответ:

Б)

Д) при условии, что человек покупает ценные бумаги у банка.

2.Коммерческие банки могут создавать деньги путем:

а) перевода части депозитов в центральный банк для обмена на наличные деньги;

б) покупки государственных ценных бумаг у центрального банка;

г) поддержания 100%-й нормы резервирования;

д) выдачи в кредит избыточных резервов своим клиентам.

Ответ:

Д). В этом случае происходит активное создание денег и предложение денег в экономике увеличивается.

3. Какой из приведенных графиков описывает последствия увеличения предложения денег в экономике?

Ответ:

А) При росте предложения денег кривая предложения смещается вправо, а равновесная ставка процента уменьшается.

4. Банковский мультипликатор действует только при условии, что:

а) банки полностью используют свои кредитные возможности;

б) население хранит все средства на банковских счетах;

в) банки не имеют избыточных резервов;

г) нет верного ответа.

Ответ:

В) Банковский мультипликатор представляет собой процесс увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому.

5. Предложение денег увеличивается, если:

а) растут государственные закупка товаров и услуг;

6) Центральный банк покупает государственные облигации у населения;

в) население покупает облигации частных компаний;

г) корпорация продает свои акции населению и использует полученные средства для строительства нового завода.

Ответ:

Б) т. к. происходит «монетизация» неденежных активов.

Заключение

Монетарная политика сегодня является одним из основных рычагов государственного регулирования экономики.

Россия активно применяет в качестве инструментов денежно-кредитной политики учетную ставку, нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке, ныне проводится экспансионистская политика расширения денежной массы.

Анализ августовского кризиса 1998 года побудил Банк России провозгласить достойные и благие ориентиры денежно-кредитной политики на ближайшие годы.

В надежде на компетенцию Банка России хотелось бы, чтобы названные цели были реальными путеводителями при реализации банковской системой возложенных на нее задач.

Список литературы

Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пособие. – М: Институт международного права и экономики, 2006. – 246 с.

Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник М.: МГУ.

Издательство “ДИС”, 2009

Антипов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки: Учебник. – М.: Финстатинформ, 1995. – 218 с.

Бункина М.К. Деньги. Банки. Валюта: Учеб. пособие. – М.: ДИС, 2008 – 104 с.

Ивашковский С.Н. Макроэкономика. – Учебник М.: Дело, 2000.

Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику. Учебное пособие М.: 2007.

Макроэкономика. Учебник под ред. К. А. Хублева М.: ТЕИС, 2004.

5.0
Rassy
Пишу курсовые, рефераты, лабораторные и контрольные работы. Также пишу рефераты и статьи более одного года по информатике, экономике, географии, истории. Также поднимаю уникальность работ.