1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет управления
Специальность/направление подготовки Менеджмент
Кафедра статистики
КОНТРОЛЬНАЯКУРСОВАЯ РАБОТА
ПО СТАТИСТИКЕ
Предмет статистики. Статистическая совокупность
Автор работы:
Студент 3 курса, группы М 5-13
Заочной формы обучения
Григорьев Евгений Владимирович
Руководитель работы:
Лавреньтева Ирина Викторовна д.э.н.,доц.
совокупность контингент покупатель статистика банка
Челябинск 2015
Вариант №1
Вопрос 1. Дайте характеристику основным чертам определения предмета статистики:
а) почему статистика является общественной наукой?
б) почему статистика изучает количественную сторону общественных явлений в связи с их качественным содержанием?
в) почему статистика изучает массовые явления?
г) почему каждое статистическое исследование должно опираться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов?
ОТВЕТ:
а) Понятие “статистика” происходит от латинского слова “status”, которое в переводе означает – положение, состояние, порядок явлений. В научный оборот термин “статистика” ввел профессор Геттингенского университета Готфрид Ахенваль (1719 – 1772).
В зависимости от объекта изучения статистика как наука подразделяется на социальную, демографическую, экономическую, промышленную, торговую, банковскую, финансовую, медицинскую и т.д. Общие свойства статистических данных, независимо от их природы и методы их анализа рассматриваются математической статистикой и общей теорией статистики.
Статистика имеет дело, прежде всего с количественной стороной явлений и процессов общественной жизни. Одной из характерных особенностей статистики является то, что при изучении количественной стороны общественных явлений и процессов она всегда отображает качественные особенности исследуемых явлений, т.е. изучает количество в неразрывной связи, единстве с качеством.
Важнейшими составными элементами статистической методологии являются: 1) массовое наблюдение; 2) группировки, применение обобщающих (сводных) характеристик; 3) анализ и обобщение статистических фактов и обнаружение закономерностей в изучаемых явлениях.
б) Статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной или содержанием, а также исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Такое изучение основывается на системе категорий (понятий), отражающих наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.
в) В широком смысле статистика является наукой, изучающей массовые явления, протекающие в совокупностях некоторых факторов или явлений определенного свойства и между взаимодействующими совокупностями. Сама же совокупность, как сумма фактов, признаков, явлений состоит из элементов, исчезновение одного из которых не уничтожает качественную характеристику этой совокупности. Так, население города остается его населением и после того, как одно из составляющих его содержания – физическое лицо переехало в другой город или другую местность или вообще покинуло данную страну. Или сельское хозяйство, транспорт и промышленность остаются определенными совокупностями соответствующими их характеристиками даже тогда, когда отраслевая структура или значимость их в производстве валового национального продукта претерпевает заметные изменения.
Разные совокупности как некоторое целое состоит из единиц, которое в свою очередь могут характеризоваться своими параметрами, свойствами, своим содержанием, что оказывает влияние на содержание всей совокупности, которая объединяет эти единицы в единицах. Если мы говорим о промышленности, то статистика рассматривает ее как совокупность (сумму) предприятий. А каждое предприятие, образуя одну из входящих в нее единицу, в свою очередь характеризуется своим содержанием по количеству рабочих мест, оборудования, выпуску соответствующей статистике.
Специфическая черта статистики состоит в том, что во всех случаях ее данные относятся к сумме факторов, т.е. ко всей совокупности. Характеристика отдельных индивидуальных данных имеет смысл только лишь как основание, база для получения общих и сводных характеристик изучаемой совокупности.
Таким образом, статистика как наука в широком смысле изучает все массовые явления, к какой бы области они не относились. Изучая массовое явление, статистика характеризует его не только количественно. С помощью числовых величин, но и качественно, выявляя его содержание и динамику развития.
г) Для выведения и подтверждения своих теоретических законов большинство общественных наук пользуются статистикой. Заключениями, сформированными на статистических исследованиях, пользуются экономика, история, социология, политология и множество других гуманитарных наук. Статистика необходима и общественным наукам для подтверждения их теоретической основы, и ее практическая роль очень велика. Ни крупные предприятия, ни серьезные производства, разрабатывая стратегию экономического и социального развития объекта, не могут обойтись без анализа данных статистического учета. Для этого на предприятиях и производствах организовываются специальные аналитические отделы и службы, привлекающие специалистов, которые закончили профессиональную подготовку по данной дисциплине.
Статистика исследует не отдельные факты, а массовые социально-экономические явления и процессы, выступающие как множества отдельных фактов, обладающих как индивидуальными, так и общими признаками. Объект статистического исследования называют статистической совокупностью. Статистическая совокупность – это множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определённой целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации. Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности. Единицы совокупности характеризуются общими свойствами, т.е. признаками. Под качественной однородностью совокупности понимается сходство единиц по каким-либо существенным признакам и различие по каким-либо другим признакам. Каждая единица совокупности обладает индивидуальными особенностями и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существует так называемая вариация признака.
Вопрос №2. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?
ОТВЕТ:
Статистическая совокупность – это множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояния отдельных единиц и наличием вариации.
Можно выделить следующие совокупности в ВУЗе:
1. Студенты
2. Преподаватели
3. Обслуживающий персонал
4. Приспособления для помощи в обучении
5. Аудитории
ВОПРОС №3.
Торговая фирма «Партия» поручает вам разработать бланк анкетного опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворения их спроса и затрат времени на приобретение необходимой аудио- и видеотехники. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных.
ОТВЕТ:
Проведенное статистическое наблюдение в исходной задаче дает нам понять, к какому виду оно относится. Во-первых, способ статистического наблюдения, которое использует фирма «Партия» – является анкетным опросом, то есть сбор информации в виде анкет. Во-вторых, по времени регистрации фактов, данное наблюдение – единовременное, так как это обследование дает сведения о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его исследования. И в-третьих, вышеуказанное статистическое наблюдение по охвату единиц совокупности является не сплошным- монографическим, то есть, обследованию подлежит только определенная часть, отдельные единицы совокупности, а именно покупатели, посещающие фирму «Партия».
Цель проведения анкетирования изучить контингент людей:
1. Посещающих фирму.
2. Удовлетворения их потребностей.
3. Затрат времени на приобретение аудио – и видеотехники.
ВОПРОС №4
С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:
а) фамилия, имя, отчество – Иванова Ирина Петровна;
б) пол – мужской; -ОШИБКА пол -женский
в) возраст – 5 лет; – ОШИБКА исправить затруднительно
г) состоит ли в браке в настоящее время – да;
д) национальность – русская;
е) родной язык – русский;
ж) образование – среднее специальное;
з) место работы – детский сад;
и) занятие по этому месту работы – медицинская сестра.
В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?
ВОПРОС№5
Известны следующие данные по основным показателям деятельности крупнейших банков одной из областей Российской Федерации (данные условные):
(млн руб.)
Объем |
|||||||
Собственный капитал |
Привлеченные ресурсы |
Балансовая прибыль |
вложений |
Ссудная |
|||
N п/п |
Сумма |
в государственные |
|||||
активов |
ценные бумаги |
задолженность |
|||||
1 |
645,6 |
12,0 |
27,1 |
8,1 |
3,5 |
30,8 |
|
2 |
636,9 |
70,4 |
56,3 |
9,5 |
12,6 |
25,7 |
|
3 |
629,0 |
41,0 |
95,7 |
38,4 |
13,3 |
26,4 |
|
4 |
619,6 |
120,8 |
44,8 |
38,4 |
4,4 |
25,3 |
|
5 |
616,4 |
49,4 |
108,7 |
13,4 |
15,0 |
20,9 |
|
6 |
614,4 |
50,3 |
108,1 |
30,1 |
19,1 |
47,3 |
|
7 |
608,6 |
70,0 |
76,1 |
37,8 |
19,2 |
43,7 |
|
8 |
601,1 |
52,4 |
26,3 |
41,1 |
3,7 |
29,1 |
|
9 |
600,2 |
42,0 |
46,0 |
9,3 |
5,2 |
56,1 |
|
10 |
600,0 |
27,3 |
24,4 |
39,3 |
13,1 |
24,9 |
|
11 |
592,9 |
72,0 |
65,5 |
8,6 |
16,7 |
39,6 |
|
12 |
591,7 |
22,4 |
76,0 |
40,5 |
7,5 |
59,6 |
|
13 |
585,5 |
39,3 |
106,9 |
45,3 |
6,7 |
44,9 |
|
14 |
578,6 |
70,0 |
89,5 |
8,4 |
11,2 |
32,2 |
|
15 |
577,5 |
22,9 |
84,0 |
12,8 |
19,3 |
45,1 |
|
16 |
553,7 |
119,3 |
89,4 |
44,7 |
19,4 |
24,5 |
|
17 |
543,6 |
49,6 |
93,8 |
8,8 |
5,7 |
31,1 |
|
18 |
542,0 |
88,6 |
26,7 |
32,2 |
7,8 |
37,1 |
|
19 |
517,0 |
43,7 |
108,1 |
20,3 |
8,3 |
23,1 |
|
20 |
516,7 |
90,5 |
25,2 |
12,2 |
9,7 |
15,8 |
Постройте группировку коммерческих банков по величине собственного капитала, выделив четыре группы с равными интервалами. Рассчитайте по каждой группе сумму активов, собственный капитал, привлеченные ресурсы, балансовую прибыль. Результаты группировки представьте в табличной форме. Осуществите комбинационную группировку по любому другому признаку.
ОТВЕТ:
В качестве группировочного признака возьмем капитал банка. Образуем четыре группы банков с равными интервалами. Величину интервала определим по формуле:
Обозначим границы групп:
1-я группа – 12,0-39,2
2-я группа – 39,2-66,4
3-я группа – 66,4-93,6
4-я группа – 93,6-120,8
После того как определен группировочный признак – капитал, задано число групп – 4 и образованы сами группы, необходимо отобрать показатели, которые характеризуют группы и определить их величины по каждой группе. Показатели, характеризующие банки, разносятся по четырем указанным группам и подсчитываются групповые итоги. Результаты группировки заносятся в таблицу и определяются общие итоги по совокупности единиц наблюдения по каждому показателю.
Группа банков по величине собственного капитала |
Количест- во банков в каждой группе |
Сумма акти- вов |
Собст- венный капитал |
Привлечён- ные ресурсы |
Балансовая прибыль |
|
12,0-39,2 |
4 |
2414,8 |
84,6 |
211,5 |
100,7 |
|
39,2-66.4 |
8 |
4707,2 |
367,7 |
693,6 |
206,7 |
|
66,4-93,6 |
6 |
3475,7 |
461,5 |
339,3 |
108,7 |
|
93,6-120,8 |
2 |
1173,3 |
240,1 |
134,2 |
83,1 |
|
итого |
20 |
11771 |
1153,9 |
1378,6 |
499,2 |
В качестве группировочного признака возьмем сумму активов банка. Образуем две группы банков с равными интервалами. Величину интервала определим по формуле:
Обозначим границы групп:
1-я группа – 516,7-581,15
2-я группа – 581,15-645,6
Группа банков по величине капиталов |
Группа банков по величине активов |
Количество банков в каждой группе |
Ссудная задолженность |
|
12,0-39,2 |
516,7-581,15 |
1 |
45,1 |
|
581,15-645,6 |
3 |
115,3 |
||
39,2-66.4 |
516,7-581,15 |
2 |
54,2 |
|
581,15-645,6 |
6 |
224,7 |
||
66,4-93,6 |
516,7-581,15 |
3 |
85,1 |
|
581,15-645,6 |
3 |
109 |
||
93,6-120,8 |
516,7-581,15 |
1 |
24,5 |
|
581,15-645,6 |
1 |
25,3 |
||
итого |
20 |
683,2 |