Принципы избирательного права в Республике Беларусь

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы контрольной работы определяется значением процессов становления и развития гражданского общества в Беларуси, важностью проведения выборов как базы для формирования властных институтов, выполняющих взаимодействие между государством и обществом. Такая форма политического участия народа, как голосование, референдум, выборы, выступает важнейшим индикатором демократических преобразований, меры развитости гражданского общества. Также необходимо отметить, что избирательная система является одним из важнейших политических институтов, непосредственно влияющих на политическую систему общества в целом. Оказывая прямое воздействие на интенсивность и характер отношений между субъектами политического процесса на парламентском и электоральном уровнях, избирательная система определяет всю партийно-политическую инфраструктуру общества, ее степень фрагментации, выступает важнейшим институциональным фактором, который оказывает значительное воздействие на структурирование политической власти, на распределение мест в парламенте и др.

Таким образом, тема работы является важной и актуальной.

Цель контрольной работы: дать характеристику избирательной системе, избирательному законодательству и особенностям проведения референдума в Республике Беларусь.

1. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

В современных обществах демократического типа выборы являются неотъемлемой частью политического процесса, одной из форм демократии. Они выступают средством формирования органов государственной власти, а также способом обеспечения контроля над ней. Политические выборы — это способ формирования высших и местных органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой.

Порядок проведения выборов и способы подсчета голосов в каждой стране имеют свои особенности. Они определены действующими в данном государстве правовыми нормами, правилами, традициями. В правовых нормах формулируются основные требования к кандидатам, избираемым в представительные органы или на выборные государственные должности; регулируется деятельность органов власти, которые проводят выборы; определяется статус избирателей и избирательных блоков; устанавливаются процедуры предвыборной агитации и голосования, порядок определения результатов голосования и способы их обжалования [4, с. 6].

Избирательная система выступает обязательным и важнейшим элементом политического демократического режима. Под избирательной системой понимают порядок организации и осуществления выборов в правительственные учреждения либо же руководящего индивидуального представителя (к примеру, президента страны), который закреплен в юридических нормах и сложившейся практикой деятельности общественных и государственных организаций [4, с. 7].

Практическо-организационная часть избирательной системы называется избирательным процессом. Избирательный процесс — это регламентированный законодательством порядок организации и проведения выборов. Состоит из относительно самостоятельных стадий, которые отличаются друг от друга задачами, кругом участников и специфичностью их правового статуса, видами составляемых процессуальных избирательных документов, конечными результатами процессуальной деятельности.

Избирательный процесс включает следующие последовательные стадии (этапы процесса):

— назначение выборов;

— образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей;

— выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;

— предвыборная агитация;

— голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование [6, с. 117].

В свою очередь каждая стадия избирательного процесса представляет собой организованную совокупность избирательных действий и избирательных процедур, обеспечивающих реализацию избирательных прав и легитимную результативность выборов.

Избирательный процесс базируется на принципах:

— законности;

— равенства прав участников процесса;

— осуществления избирательных производств уполномоченными органами;

— гласности;

— непрерывности осуществления избирательных мероприятий;

— документирования осуществления избирательных действий и определения результатов выборов.

Избирательная система Республики Беларусь — это мажоритарная система абсолютного большинства.

Прямыми являются все выборы в Беларуси, за исключением выборов в Совет Республики Национального Собрания, который формируется путем косвенных выборов.

Избирательная система Республики Беларусь включает выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов.

Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии.

При проведении выборов имеют право присутствовать наблюдатели — депутаты, доверенные лица кандидатов, представители политических партий и общественных объединений, международных организаций и СМИ.

Конституция и закон устанавливает ряд цензов:

1) Возрастной. Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории государства. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет.

2) Оседлости. Президентом может стать гражданин, проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет перед выборами, в совет республики избираются граждане, проживающие на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

3) Гражданство. Избирается только гражданин Республики Беларусь.

4) Рождения. Президент — только гражданин Республики Беларусь по рождению [7].

референдум демократия беларусь голосование

2. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ГРАЖДАН

Избирательное право — это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов и референдумов. Избирательное право является институтом конституционного права, оно регулирует как процесс выборов депутатов парламента, депутатов местных советов депутатов, так и президента. Основным источником избирательного права в Беларуси являются Конституция (раздел 3) [7], Избирательный кодекс [5] и другие НПА [1, с. 32].

Граждане Республики Беларусь обладают избирательным правом, т.е. правом избирать и быть избранным в представительный орган власти. Избирательное право гарантируется государством. Выборы депутатов Национального собрания и других лиц, избираемых в Беларуси на государственные должности народом, регулируются Конституцией Республики Беларусь и Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Избирательное право в узком смысле понимается как субъективное право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) [1, с. 34].

Принципы избирательного права в Республике Беларусь: всеобщее, равное, свободное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

1. Всеобщее — каждый гражданин, достигший определенного установленного в законе возраста имеет право избирать и быть избранным в государственные органы независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, образования, социального происхождения и т.д.

2. Равное — все избиратели либо кандидаты находятся в равных условиях и участвуют в выборах на равных основаниях. Для избирателей этот принцип обеспечен тем, что каждый избиратель включен в единый список избирателей и голосует только один раз. Никто из избирателей не имеет преимущества. Относительно кандидатов: равное финансирование, равное количество эфирного времени.

3. Свободное — каждый избиратель самостоятельно решает: участвовать ему в выборах или нет и за кого голосовать.

4. Прямое избирательное право — избиратель отдает свой голос за или против кандидата или решает непосредственно.

Косвенное избирательное право — кандидата избирают с помощью специальных коллегий или представительного органа.

Тайное голосование — никто не вправе осуществлять контроль за волеизъявлением человека. Это обеспечено нахождением на избирательных участках специальных кабин для голосования [3, с. 32].

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь ее граждане имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании [7].

3 РЕФЕРЕНДУМ КАК ИНСТИТУТ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ. РЕФЕРЕНДУМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Одной из форм выражения воли народа является референдум (От латинского referendum — то, что должно быть сообщено). Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.

Безусловно, период становления демократического общества в Республике Беларусь разработка законодательной основы референдума является существенным шагом вперед. Референдум относят к непосредственной демократии. В отличие от выборов, объектом референдума является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, который выносится на голосование.

Статья 3 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Референдум обеспечивает практическую реализацию данного положения. О важности этого института говорит и то, что он выделяется в самостоятельную статью Конституции [7].

Референдум представляет собой одну из форм непосредственной демократии — прямое осуществление самим народом определенных основ государственной власти [2].

Референдум — это такой способ правотворчества, когда народ выступает субъектом государственной власти непосредственно. В результате референдума принимаются нормативные акты, получающие силу закона. Референдум — это голосование, посредством которого принимаются решения республиканского и местного уровня. Юридическая сила референдума в Республике Беларусь, как и во многих зарубежных странах, выше юридической силы законов. Не случайно, согласно ст. 77 Конституции Республики Беларусь, решения, принятые референдумом, могут быть отменены или измены только путем референдума [7].

Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава), каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума.

Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.

Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.

В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.

Порядок проведения республиканских и местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, определяются законом Республики Беларусь [7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, избирательная система выступает обязательным и важнейшим элементом политического демократического режима. Под избирательной системой понимают порядок организации и осуществления выборов в правительственные учреждения либо же руководящего индивидуального представителя (к примеру, президента страны), который закреплен в юридических нормах и сложившейся практикой деятельности общественных и государственных организаций.

Избирательное право — это институт конституционного права, оно регулирует и процесс выборов депутатов парламента, депутатов местных советов депутатов, и выборы президента. Ключевым источником избирательного права в Беларуси выступают Конституция (раздел 3), Избирательный кодекс и иные НПА.

Избирательная система Республики Беларусь является мажоритарной системой абсолютного большинства. Согласно Конституции Республики Беларусь ее граждане обладают правом свободно избирать и быть избранными в различные государственные органы на основании всеобщего, равного, прямого либо же косвенного избирательного права при тайном голосовании. Прямыми являются все выборы в Беларуси, за исключением выборов в Совет Республики Национального Собрания, который формируется путем косвенных выборов.

Избирательная система Республики Беларусь включает выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов. Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии.

Статья 3 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Референдум обеспечивает практическую реализацию данного положения. О важности этого института говорит и то, что он выделяется в самостоятельную статью Конституции.

Референдум — это голосование, посредством которого принимаются решения республиканского и местного уровня. Юридическая сила референдума в Республике Беларусь, как и во многих зарубежных странах, выше юридической силы законов. Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Василевич, Г.А. Избирательная система. Референдум. Органы государственной власти: научно-практический комментарий Конституции Республики Беларусь / Г.А. Василевич. — Минск: Право и экономика, 2014. — 170 с.

2. Денисюк, Н.П. Конституция Республики Беларусь об основных принципах избирательного права / Н.П. Денисюк // Белорусская государственность и развитие национальной правовой системы: от Статута 1588 года до современной конституции: Материалы Республиканской научно-практической конференции (Минск, 11-12 марта 2008 г.). — Минск: Веды, 2015. — С.92-93.

3. Жуков, В.П. Политология. Выборы и избирательные системы: учебно-методическое пособие / В.П. Жуков. — Минск: Частный институт управления и предпринимательства, 2015. — 20 с.

4. Избирательный кодекс Республики Беларусь // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2017.

5. Карпухина, И.А. Избирательная система Республики Беларусь: трансформация и перспективы развития / И.А. Карпухина // Веснiк Брэсцкага унiверсiтэта. Серыя гуманiтарных i грамадскiх навук. — 2016. — №2. — С.117-124.

6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2017.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...