Не подошло решение или нужна уникальная работа, оставляй бесплатную заявку и получай расчет на почту!

Содержание

Введение

1. Особенности банкротства градообразующих организаций

2. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций

3. Особенности банкротства кредитных организаций

4. Особенности банкротства страховых организаций

5. Особенности банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг

6. Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций

7. Особенности банкротства субъектов естественных монополий

Заключение

Список использованных источников

Введение

Одной из новелл действующего Закона о банкротстве является установление особенностей производства по делу о банкротстве для некоторых категорий должников. В соответствии с ранее действовавшим Законом ко всем должникам применялись одинаковые процедуры. Этот недостаток прежнего Закона отмечался учеными. «Новый закон в отличие от ранее действовавшего учитывает специфику отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства» См. Витрянский В.В. Постатейный комментарий. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. – М., 2002. ? С. 21..

Статья 131 Закона предусматривает, что к отношениям, связанным с банкротством градообразующих, сельскохозяйственных, страховых, кредитных организаций, применяются правила Закона, регулирующие банкротство должников – юридических лиц, если иное не предусмотрено правилами гл. VIII Закона. Таким образом, к указанным категориям должников нормы гл. I-VII Закона применяются в субсидиарном порядке. Обращает на себя внимание тот факт, что гл. VIII Закона, которая называется «Особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц», помимо перечисленных групп должников регулирует особенности банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, которыми могут быть как юридические, так и физические лица. Для этих субъектов Закон прямо не устанавливает необходимость субсидиарного применения гл. I-VII, хотя, на наш взгляд, это косвенно следует из п. 2 ст. 148 Закона См.: Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства) – М.: Дело, 2002. ? С. 371..

Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Цель данной контрольной работы – определение особенностей процедур банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц.

1. Особенности банкротства градообразующих организаций

судебный банкротство финансовый конкурсный

Критерием отнесения организации к категории ГО является численность ее работников См.: Юлова Е.С. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. / Е.С. Юлова. – М.: МГИУ, 2008. ? С. 162..

Особенности судебного этапа банкротства ГО. Расширен состав лиц, участвующих в деле о банкротстве. В него включен орган местного самоуправления, а также могут быть привлечены судом федеральные и региональные органы исполнительной власти.

Особенности финансового оздоровления: увеличен до трех лет максимальный срок процедуры; право погасить требования кредиторов предоставлено Российской Федерации, субъекту РФ и муниципальному образованию за счет бюджета.

Особенности внешнего управления:

особенности, идентичные установленным для финансового оздоровления;

– дополнительное основание введения внешнего управления (ходатайство участвующего в деле органа государственной власти или местного самоуправления при условии предоставления им поручительства по обязательствам должника) См.: Егоров А.В. Реабилитационные процедуры в деле о банкротстве. – М., 2003. ? С. 17-18.;

– изменение лица, определяющего требования к кандидатуре внешнего управляющего. Таким правом наделен орган государственной власти или местного самоуправления, представившие поручительство;

– особенности продажи предприятия.

В договор купли-продажи может быть включено условие о сохранении рабочих мест не менее чем для 50% работников такого предприятия не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу. В случае расторжения договора предприятие передается муниципальному образованию.

Особенность конкурсного производствапорядок продажи предприятия должника, который соответствует порядку совершения указанной сделки в ходе внешнего управления ГО.

2. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций

Источники правового регулирования банкротства сельскохозяйственных организаций. К основным источникам относятся:

Закон о банкротстве (§ 3 гл. IX, а также иные положения названного Закона о банкротстве юридических лиц, не противоречащие § 3 гл. IX).

О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей: Федеральный закон от 9 июля 2002 г. №83-ФЗ (в ред. от 29 июня 2004 г.) СЗ РФ. ? 2002. ? №28. ? Ст. 278..

О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов: постановление Правительства РФ от 8 июня 2001 г. №458 (в ред. от 6 апреля 2005 г.) СЗ РФ. ? 2001. ? №25. ? Ст. 2576..

О реализации Федерального, закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»: постановление Правительства РФ от 30 января 2003 г. №52 (в ред. от 2 октября 2003 г.) РГ. – 2003. – 8 февраля..

Особенности досудебного этапа банкротства. В целях улучшения финансового состояния до применения процедур банкротства законом предусмотрена возможность реструктуризации долгов СО.

В 2005 г. создана Федеральная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей См.: О Федеральной и территориальной комиссиях во финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей: Положение о Федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей: Приказ Минсельхоза РФ, Минфина РФ, Минэкономразвития РФ, Минпромэнерго РФ от 7.06.05 №103/69н/119/113 II РГ. ? 2005. ? 17 августа.. Кроме того, в каждом субъекте РФ создается территориальная комиссия. Для участия в программе реструктуризации должник подает в территориальную комиссию заявление о включении его в состав участников программы, план улучшения финансового состояния и другие документы, установленные постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 г. №52.

Приняв положительное решение, комиссия определяет условия, необходимые для проведения реструктуризации долгов, а также вариант реструктуризации, предоставляющий отсрочку погашения долга от 5 до 7 лет с последующей рассрочкой погашения долга в течение от 4 до 6 лет См.: О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей: Постановление Правительства РФ от30.01.03.№52 // СЗ РФ. ? 2003. ? №6. ? Ст. 523.. Комиссия извещает кредиторов должника о предлагаемом варианте реструктуризации долгов и проводит расширенное заседание с участием кредиторов, на котором предлагаемый вариант реструктуризации выносится на голосование, Соглашение о реструктуризации долгов должно быть подписано кредиторами, требования которых в совокупности составляют не менее 75% кредиторской задолженности должника, а также уполномоченными членами территориальной комиссии.

В период разработки и утверждения плана организационно-технических мероприятий территориальная комиссия согласовывает осуществление должником сделок, которые могут снизить стоимость его имущества. Контроль исполнения обязательств, принятых по соглашению о реструктуризации долгов, осуществляет территориальная комиссия, а также банк – агент (ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» Статья 72 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» // РГ. – 2005. – 29 дек.).

Основаниями расторжения соглашения о реструктуризации долгов являются неисполнение (несвоевременное исполнение) должником принятых на себя обязательств, а также возбуждение в отношении него процедуры банкротства. При расторжении соглашения все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.

Практика свидетельствует о востребованности и эффективности положений о реструктуризации долгов. Не требуется финансовое оздоровление только 10% российских организаций АПК. 38% не могут участвовать в реструктуризации, поскольку они работают убыточно. Остальным же реструктуризация уже помогает, и таковых 11 тысяч хозяйств. Банкротство началось (или уже произошло) на 3,6 тысячи предприятий Арсюхин Е. Дайте еды. Министр сельского хозяйства отвечает «РГ» на вопросы, заданные Счетной палатой. // РГ. – 2004. – 26 ноября..

Особенности судебного этапа банкротства.

Особенности наблюдения: при проведении финансового анализа учитывается действие природных факторов, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены должником по окончании периода сельскохозяйственных работ.

Особенности финансового оздоровления:

а) срок завершения процедуры может быть обусловлен окончанием периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации продукции;

б) возможно продление срока на 1 год при определенных условиях.

Особенности внешнего управления: срок процедуры определяется аналогично сроку финансового оздоровления, может достигать двух лет и трех месяцев (ст. 92, 178 Закона о банкротстве), может быть продлен на 1 год.

Особенности конкурсного производства: предоставление преимущественного права приобретения недвижимости СО, используемой в целях сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственным организациям и крестьянским хозяйствам, расположенным в данной местности.

Особенности продажи имущества СО в ходе внешнего управления и конкурсного производства:

а) в первую очередь выставляется на торги предприятие в целом;

б) лицам, занимающимся сельскохозяйственной деятельностью, и владеющим земельными участками, непосредственно прилегающими к участку должника, предоставляется преимущественное право приобретения.

3. Особенности банкротства кредитных организаций

Российское законодательство о несостоятельности кредитных организаций состоит из нескольких законов, соотносящихся между собой как общие и специальные, и нормативных актов Центрального банка РФ См.: Попондопуло В.Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2001. ? С. 262..

Источники правового регулирования банкротства КОэто, прежде всего, Федеральные законы:

– «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»См.: О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный закон от 25.02.1999 №40-ФЗ (ред. от 29.12.2006) // Российская газета. ? №41-42, 04.03.1999. от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ (далее – Закон о банкротстве КО);

«О несостоятельности (банкротстве)» См.: О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ (

Часть работы скрыты для сохранения уникальности. Зарегистрируйся и получи фрагменты + бесплатный расчет стоимости выполнения уникальной работ на почту.

ред. от 19.07.2007) // Российская газета. ? №209-210, 02.11.2002. (§ 4 гл. IX, а в субсидиарном (дополнительном) порядке – иные положения о банкротстве юридических лиц);

– «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ См.: О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 26.04.2007) // Российская газета. ? №127, 13.07.2002.;

– «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. №395-1 См.: О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 24.07.2007) // Российская газета. ? №27, 10.02.1996.;

– «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003г. №177-ФЗ (далее – Закон о страховании вкладов) См.: О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 23.12.2003 №177-ФЗ (ред. от 13.03.2007) // Российская газета. ? №261, 27.12.2003.;

– «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 29 июля 2004 г. №96-ФЗ См.: О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.2004 №96-ФЗ (ред. от 13.03.2007) // Российская газета. ? №170, 11.08.2004..

Источниками правового регулирования банкротства КО являются и иные федеральные законы, а также нормативные акты ЦБ РФ.

Отличительные черты досудебных меры по предупреждению несостоятельности КО:

а) обязательный характер проведения, в том числе до появления признаков несостоятельности;

б) участие в их осуществлении и контроль со стороны ЦБ РФ;

в) установление ответственности КО и ее органов управления за неосуществление таких мер;

г) ограничение правоспособности КО в том объеме, который к иным категориям должников применяются только в ходе судебных процедур банкротства Юлова Е.С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Автореф…. к.ю.н. – М., 2004. – С. 13..

Виды мер по предупреждению несостоятельности КО:

1. Финансовое оздоровление КО.

2. Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией.

3. Реорганизация КО как еще одна мера по предупреждению ее несостоятельности может проводиться по требованию ЦБ РФ в форме слияния или присоединения к финансово устойчивой КО Положение о реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения, утв. ЦБ РФ 4.06,03 №230-П (в ред. от 23.04.07) // ВБР. – 2003. – №39..

Как отметил генеральный директор Агентства по страхованию вкладов А. Турбанов, «рецепты» предотвращения банкротства – это наращивание собственного капитала, взвешенная кредитная политика, отлаженная система управления рисками, оптимизация технологий ведения бизнеса Мытарев В. Вклады без страха. Интервью руководителя Агентства по страхованию вкладов А. Турбанова / В. Мытарев // РГ. ? 2005. – 1 сентября..

Дело о банкротстве может быть возбуждено только после отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций.

Условия возбуждения дела о банкротстве КО арбитражным судом позволяют сократить срок нахождения на рынке банковских услуг неплатежеспособных КО по сравнению с общими правилами, но в ряде случаев ставит возбуждение дела в зависимость от воли ЦБ РФ как органа банковского надзора. Расширен круг лиц, участвующих в деле, в который включен ЦБ РФ.

Срок рассмотрения дела сокращен до двух месяцев. КО не вправе продолжать осуществлять в этот период банковские операции и совершать сделки (за исключением обеспечивающих текущее функционирование).

Критерий и признаки банкротства КО различаются в зависимости от наличия у нее лицензии на осуществление банковских операций. До отзыва указанной лицензии критерием является «неплатежеспособность», а признаком – неисполнение требований кредиторов или обязанностей по уплате обязательных платежей в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения. После отзыва у КО такой лицензии критерием может являться и «неоплатность», а для признания банкротом достаточно установления факта, что стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей (п. 2 ст. 2 Закона о банкротстве КО).

При банкротстве КО применяется только одна процедура банкротстваконкурсное производство Егоров Е. Практика рассмотрения дел о несост. банков. // Вестник ВАС РФ. – 2004. ? №3. ? С. 23.. Прекращение арбитражным судом производства по делу о банкротстве влечет не возобновление банковской деятельности, а подачу Банком России заявления о принудительной ликвидации КО в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Конкурсным управляющим при банкротстве КО, имевшей лицензию ЦБ РФ на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, является некоммерческая организация государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов, которое осуществляет полномочия управляющего через назначенного им из числа своих служащих представителя, действующего на основании доверенности О порядке аттестации Банком России арбитражных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций: Положение ЦБ РФ от 7.08.01 №146-П // ВБР. ? 2001. ? №57-58..

Замещение активов и продажей предприятия КО не производятся. Введен дополнительный контроль деятельности конкурсного управляющего со стороны ЦБ РФ См.: Положение о проведении Банком России проверок деятельности конкурсных управляющих и ликвидаторов кредитных организаций, утв. ЦБ РФ 03.07.07. №306-П // ВБР. – 2007. – №42. О согласовании с территориальными учреждениями Банка России промежуточных ликвидационных и ликвидационных балансов кредитных организаций, признанных несостоятельными (банкротами): Информационное письмо ВАС РФ от 14.06.00 №СЗ-7 // №-806 // Бизнес и банки. – 2000. – №35..

4. Особенности банкротства страховых организаций

В экономическом обороте страховая организация (далее – СО) выступает в роли страховщика, согласно ст. 6 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» Об организации страхового дела в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.92 №4015-1 (ред. от 17.05.2007) // Российская газета. ? №6, 12.01.1993..

Особенности судебного этапа банкротства СО.

Возбуждение дела о банкротстве СО и введение процедур банкротства не требует предварительного отзыва лицензии на право заниматься страховой деятельностью и согласия органа страхового надзора.

Расширен круг лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве. В него включен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью (Федеральная служба страхового надзора) См.: Положение о Федеральной службе страхового надзора: Постановление Правительства РФ от 30.06.04 №330 // СЗ РФ. – 2004. – №29. – Ст. 2904..

Продажа имущественного комплекса СО в ходе внешнего управления обусловлена требованиями федеральных законов, регулирующих страховую деятельность Андреев С.Е. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». – М., 2004. – С 294..

Продажа имущественного комплекса СО в ходе конкурсного производства обусловлена соблюдением следующих условий. Покупателем может выступать только СО, имеющая соответствующую лицензию. Покупатель должен принять на себя договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания СО банкротом.

Правовые последствия банкротства СО для ее кредиторовстрахователей (выгодоприобретателей) зависят от того, наступил ли страховой случай на дату признания СО банкротом. Те договоры, по которым страховой случай не наступил, прекращаются с момента признания страховщика банкротом. Если страховой случай наступил, страхователи или выгодоприобретатели имеют право требовать осуществления страховой выплаты.

Изменена очередность удовлетворения требований кредиторов третьей очереди (ст. 186 Закона о банкротстве):

в первую очередь удовлетворяются требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования;

во вторую очередь – требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования;

в третью очередь – требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования. Сюда же включаются требования по договорам, страховой случай по которым не наступил на дату признания страховщика банкротом, в результате чего они прекратились; – в четвертую очередь – требования иных кредиторов.

7. Установлены особенности банкротства СО по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств См.: Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств; Федеральный закон от 25.04.02 №40-ФЗ (в ред. от 21.07.2005) (ст.ст. 1, 18-20) // СЗ РФ. – 2002. ? №18. ? Ст. 1720.. В случае, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие применения к страховщику процедуры банкротства, в счет возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, производятся компенсационные выплаты. В части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, компенсационные выплаты устанавливаются в размере не более 240 тыс. руб. одного потерпевшего – не более 160 тыс. руб. В части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, размер выплат – не более 160 тыс. руб. одного потерпевшего – не более 120 тыс. руб. При этом выплаты уменьшаются на сумму произведенного страховщиком и (или) ответственным за причиненный вред лицом частичного возмещения вреда.

5. Особенности банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг

Согласно ст. 1 гл. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ (в ред. от 5 января 2006 г.) «О рынке ценных бумаг» О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. от 17.05.2007) // Российская газета. ? №79, 25.04.1996. профессиональный участник рынка ценных бумаг (далее ПУРЦБ) – это юридическое лицо, которое осуществляет такие виды деятельности, как брокерская, дилерская, клиринговая, депозитарная, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Особенности судебного этапа банкротства ПУРЦБ.

1. Расширен круг лиц, которых арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле о банкротстве. Такими лицами являются:

а) федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг (в настоящее время – это Федеральная служба по финансовым рынкам);

б) саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг, членом которой является должник.

2. Ужесточены требования к профессиональным качествам арбитражного управляющего. Он должен иметь соответствующий аттестат, выданный Федеральной службой по финансовым рынкам. Но ни объем квалификационных требований, ни порядок и условия выдачи аттестата до настоящего времени не определены, что, по сути, делает невозможным назначение арбитражного управляющего при ведении процедур банкротства в отношении ПУРЦБ См.: Дорохина Е.Г. Квалификационные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. / Е.Г. Дорохина // Современное право. – 2004 – №8. – С 26..

3. Дополнен перечень лиц, которые должны быть уведомлены о введении в отношении должника процедур банкротства. К ним отнесены: клиенты должника, Федеральная служба по финансовым рынкам, саморегулируемая организация, членом которой является должник.

Сняты общие ограничения на совершение сделок в ходе процедур банкротства (кроме конкурсного производства) с ценными бумагами клиентов должника, а также на проведение операций по учету прав на ценные бумаги клиентов. Это правило применяется в том случае, если ПУРЦБ действует по поручению клиента и это поручение подтверждено клиентом после возбуждения производства по делу о банкротстве.

В ходе внешнего управления ценные бумаги клиентов подлежат возврату клиентам либо могут быть переданы другой организации, ведущей аналогичную деятельность на рынке ценных бумаг.

6. С момента введения конкурсного производства ценные бумаги клиентов, находящиеся в управлении, во владении должника или учитываемые им, подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением собственника указанного имущества с должником или арбитражным управляющим. Кроме того, в конкурсную массу ПУРЦБ, осуществляющего брокерскую деятельность, не включается также имущество клиентов, находящееся на специальном брокерском счете профучастника.

ПУРЦБ, осуществляющие хранение и (или) учет прав на ценные бумаги, ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, реестра владельцев паев паевого инвестиционного фонда, реестра участников негосударственного пенсионного фонда или реестра требований кредиторов, передают ценные бумаги, информацию и документы другому ПУРЦБ, указанному клиентом или арбитражным управляющим.

6. Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций

Законодательство о банкротстве относит к стратегическим предприятиям и организациям (далее – СП) 3 группы юридических лиц:

Федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.

Организации оборонно-промышленного комплекса, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Государственные унитарные предприятия, входящие в уголовно-исполнительную систему Минюста России.

Конкретный перечень стратегических предприятий и организаций утверждается Правительством РФ См.: Об утверждении перечня стратегический предприятий и о

Часть работы скрыты для сохранения уникальности. Зарегистрируйся и получи фрагменты + бесплатный расчет стоимости выполнения уникальной работ на почту.

рганизаций: Распоряжение Правительства РФ от 9.01.04 №22-р (в ред. от 23.08.07) // СЗ РФ. -2004. -№3. -Ст. 208; Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ: Указ Президента РФ от 4.08.04 №1009 (в ред. от 11.09.07) // СЗ РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3313; О стратегических предприятиях и стратегических акционерных обществах, в отношении которых применяются специальные правила банкротства: Постановление Правительства РФ от 17.11.05 №684 // РГ. – 2005. – 25 ноября., который в настоящее время включает около 1500 юридических лиц, но он постоянно сокращается.

Особенности досудебных мер по предупреждению несостоятельности СП. Вопросу финансового оздоровления таких предприятий государство уделяет особое значение. Учет и анализ финансового состояния и платежеспособности СП проводится Федеральной налоговой службой См.: Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности: Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. №792 (в ред.. 03.02.07) // СЗ РФ. – 2005. – №52. – Ст. 5754.. Образована Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса: Постановление Правительства РФ от 22.05.06 №301 (п. 1) // РГ – 2006. – 31 мая..

Особенности судебного этапа банкротства СП.

Изменены условия принятия заявления о банкротстве. Увеличен с 3 до 6 месяцев срок неисполнения обязательств, по истечении которого кредитор вправе обратиться в суд. Увеличен минимальный размер неисполненных требований со 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

В состав лиц, участвующих в деле, включен федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в области экономики, в которой осуществляет деятельность должник.

Повышены требования к профессиональным качествам арбитражного управляющего См.: О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации: Постановление Правительства РО от 19.09.03 №586 // СЗ РФ. ? 2003. ? №25. ? Ст. 3769.: образованию, стажу работы, опыту и результатам участия в иных делах о банкротстве в качестве арбитражного управляющего.

4. Упрощено введение финансового оздоровления путем снижения на 20% размера обеспечения, необходимого для введения этой процедуры.

Особенности внешнего управления и конкурсного производства проявляются, прежде всего, при продаже предприятия должника. Установлен его целевой характер. Ограничен круг потенциальных покупателей. Государство наделено преимущественным правом покупки предприятия должника. Кредиторы и их аффилированные лица к участию в торгах по продаже предприятия не допускаются.

Особенности внешнего управления заключаются, также, в том, что внешний управляющий, не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу и ряда других.

7. Особенности банкротства субъектов естественных монополий

Согласно ст. 3 Федерального закона «О естественных монополиях» См.: О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.95 №147-ФЗ (в ред. от 4.05.06) // СЗ РФ. – 1995. – №34. – Ст. 3426., субъект естественной монополиихозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Однако особенности банкротства до 1 июля 2009 г. предусмотрены только для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса (далее – субъекты ЕМ ТЭК). Правовые особенности банкротства применяются также к иным организации топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей природного газа, и которые имеют имущество, отнесенное к единому производственно-технологическому комплексу, обеспечивающему непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. Перечень видов имущества, входящего в состав указанного единого комплекса организации-должника утверждается Министерством промышленности и энергетики РФСм.: Постановление Правительства РФ от 26.11.01 №814 (в ред. от 15.05.06) // СЗ РФ. – 2001. – №49. – Ст. 4626 (п. 2).. Исключением являются атомные электростанции, которые не признаются банкротами.

Таким образом, банкротство других видов естественных монополий (например, осуществляющих железнодорожные перевозки) до 1 июля 2009 г. производится в соответствии с общими нормами конкурсного права.

Особенности банкротства субъектов ЕМ ТЭК регулируются Федеральным законом от 24 июня 1999 г. №122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (в ред. от 18 июля 2005 г.) Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекс: Федеральный закон от 24.06.1999 №122-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // Российская газета. ? №122-123, 01.07.1999., который утрачивает силу с 1 июля 2009 г. С 1 июля 2009 г. на всех субъектов естественной монополии будут распространяться положения §6 гл. IX Закона о банкротстве.

Особенности досудебного этапа банкротства. Полномочиями по участию в этом этапе наделено Министерство промышленности и энергетики РФ (далее – Минпромэнерго РФ). Этот орган осуществляет анализ экономического и финансового состояния субъектов ЕМ ТЭК и вырабатывает рекомендации по стабилизации их финансового состояния, а также осуществляет меры по предупреждению банкротства.

Особенности судебного этапа банкротства. Функции и полномочия органа управления топливно-энергетическим комплексом, предусмотренные законодательством РФ, устанавливающим особенности банкротства в отношении субъектов ЕМ ТЭК, осуществляет Минпромэнерго РФ.

Критерий и признаки несостоятельности предоставляют должнику возможность в течение более длительного срока, по сравнению с иными организациями, избегать возбуждения производства по делу о банкротстве Витрянский В.В. Особенности несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса // Вестник ВАС РФ. – 1999. – №8. – С. 12..

Признаки несостоятельности: 6-месячный срок наличия непогашенной кредиторской задолженности, а также превышение суммы кредиторской задолженности над балансовой стоимостью имущества должника.

Дополнительные основания для возникновения обязанности руководителя должника по обращению в арбитражный суд с заявлением должника: в частности, если обращено взыскание на имущество, входящее в состав единого производственно-технологического комплекса.

Условия подведомственности дела о банкротстве арбитражному суду таковы, что затрудняют возбуждение производства по делу. Минимальный размер требований кредиторов, достаточный для принятия заявления о банкротстве, составляет 50 000 МРОТ. Срок неудовлетворения требований кредиторов, необходимый для возбуждения дела, увеличен до 6 месяцев.

В состав лиц, участвующих в деле, включены представители государственной и местной власти (Минпромэнерго РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления по месту нахождения должника).

Введены дополнительные требования к арбитражному управляющему: опыт работы в соответствующих организациях топливно-энергетического комплекса, прохождение аттестации Минпромэнерго РФ.

Особенности внешнего управления заключаются в следующем. Процедура может быть введена независимо от желания кредиторов.

Законодатель учитывает, что неплатежеспособность такого рода организаций может быть обусловлена политикой государства.

Во-первых, применяется следующее основание приостановления рассмотрения дела о банкротстве: если должником до принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом подано исковое заявление о признании недействительным акта органа исполнительной власти в части утверждения тарифов (цен) на энергию, газ и т.п.

Во-вторых, предусмотрено дополнительное основание отказа в признании должника банкротом признание арбитражным судом недействительным акта органа исполнительной власти в части утверждения перечисленных тарифов (цен) при условии, что такие тарифы (цены) стали причиной неплатежеспособности должника.

Усложнен порядок принятия собранием кредиторов решения об обращении в суд с ходатайством о признании должника банкротом: для этого необходимо 3/4 голосов.

Особенности конкурсного производства касаются продажи имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса См.: Юлова Е.С. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. / Е.С. Юлова. – М.: МГИУ, 2008. ? С. 199..

Заключение

Подводя итог рассмотрению особенностей процедур банкротства отдельных категорий должников юридических лиц (кредитных организаций, страховых организаций, ПУРЦБ), хотелось бы очертить тенденции их дальнейшего развития. Стратегия развития финансового рынка РФ подчеркивает, что в перспективе целесообразно

· установить единые принципы банкротства для всех видов финансовых организаций;

· унифицировать меры, применяемые для предупреждения несостоятельности, а также процедуры, используемые при признании финансовой организации банкротом.

Единые принципы банкротства позволят избежать необоснованного создания конкурентных преимуществ финансовых организаций, путем установления больших гарантий, предоставляемых их клиентам при банкротстве данного вида финансовых организаций.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями на 21 июля 2007 года). // Российская газета. ? №237, 25.12.1993.

2. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный закон от 25.02.1999 №40-ФЗ (ред. от 29.12.2006). // Российская газета. ? №41-42, 04.03.1999.

3. О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.95 №147-ФЗ (в ред. от 4.05.06). // СЗ РФ. – 1995. ? №34. ? Ст. 3426.

4. Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекс: Федеральный закон от 24.06.1999 №122-ФЗ (ред. от 18.07.2005). // Российская газета. ? №122-123, 01.07.1999.

5. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ (ред. от 19.07.2007). // Российская газета. ? №209-210, 02.11.2002.

6. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 26.04.2007). // Российская газета. ? №127, 13.07.2002.

7. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 24.07.2007) // Российская газета. ? №27, 10.02.1996.

8. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 23.12.2003 №177-ФЗ (ред. от 13.03.2007) // Российская газета. ? №261, 27.12.2003.

9. О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.2004 №96-ФЗ (ред. от 13.03.2007). // Российская газета. ? №170, 11.08.2004.

10. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей: Федеральный закон от 9 июля 2002 г. №83-ФЗ (в ред. от 29 июня 2004 г.) // СЗ РФ. – 2002. ? №28. ? Ст. 278.

11. О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов: постановление Правительства РФ от 8 июня 2001 г. №458 (в ред. от 6 апреля 2005 г.) // СЗ РФ. – 2001. ? №25. ? Ст. 2576.

12. О реализации Федерального, закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»: постановление Правительства РФ от 30 января 2003 г. №52 (в ред. от 2 октября 2003 г.) // Российская газета. ? 2003, 8 февраля.

13. О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей: Постановление Правительства РФ от30.01.03.№52 // СЗ РФ. – 2003. ? №6. ? Ст. 523.

14. Положение о реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения, утв. ЦБ РФ 4.06,03 №230-П (в ред. от 23.04.07) // ВБР. – 2003. – №39.

15. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.92 №4015-1 (ред. от 17.05.2007) // Российская газета. ? №6, 12.01.1993.

16. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств; Федеральный закон от 25.04.02 №40-ФЗ (в ред. от 21.07.2005) (ст.ст. 1, 18-20) // СЗ РФ. – 2002. ? №18. ? Ст. 1720.

17. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. от 17.05.2007) // Российская газета. ? №79, 25.04.1996.

18. Об утверждении перечня стратегический предприятий и организаций: Распоряжение Правительства РФ от 9.01.04 №22-р (в ред. от 23.08.07) // СЗ РФ. – 2004. ? №3. ? Ст. 208.

19. Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ: Указ Президента РФ от 4.08.04 №1009 (в ред. от 11.09.07) // СЗ РФ. – 2004. ? №32. ? Ст. 3313.

20. Положение о Федеральной службе страхового надзора: Постановление Правительства РФ от 30.06.04 №330 // СЗ РФ. – 2004. ? №29. ? Ст. 2904.

21. О стратегических предприятиях и стратегических акционерных обществах, в отношении которых применяются специальные правила банкротства: Постановление Правительства РФ от 17.11.05 №684 // Российская газета. ? 2005, 25 ноября.

22. Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности: Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. №792 (в ред.. 03.02.07) // СЗ РФ. – 2005. ? №52. ? Ст. 5754.

23. О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса: Постановление Правительства РФ от 22.05.06 №301 (п. 1) // Российская газета. ? 2006, 31 мая.

24. О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации: Постановление Правительства РО от 19.09.03 №586 // СЗ РФ. – 2003. ? №25. ? Ст. 3769.

25. О порядке аттестации Банком России арбитражных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций: Положение ЦБ РФ от 7.08.01 №146-П // ВБР. ? 2001. ? №57-58.

26. Положение о проведении Банком России проверок деятельности конкурсных управляющих и ликвидаторов кредитных организаций, утв. ЦБ РФ 03.07.07. №306-П // ВБР. – 2007. – №42.

27. О согласовании с территориальными учреждениями Банка России промежуточных ликвидационных и ликвидационных балансов кредитных организаций, признанных несостоятельными (банкротами): Информационное письмо ВАС РФ от 14.06.00 №-806 // Бизнес и банки. – 2000. – №35.

28. О Федеральной и территориальной комиссиях по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей: Положение о Федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей: Приказ Минсельхоза РФ, Минфина РФ, Минэкономразвития РФ, Минпромэнерго РФ от 7.06.05 №103/69н/119/113 // Российская газета. ? 2005, 17 августа.

29. Андреев С.Е. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». – М., 2004.

30. Арсюхин Е. Дайте еды. Министр сельского хозяйства отвечает «РГ» на вопросы, заданные Счетной палатой // РГ. – 2004. – 26 ноября.

31. Витрянский В.В. Особенности несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса. // Вестник ВАС РФ. – 1999. – №8.

32. Витрянский В.В. Постатейный комментарий. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. – М., 2002.

33. Дорохина Е.Г. Квалификационные требования к кандидатуре арбитражного управляющего / Е.Г. Дорохина. // Современное право. – 2004. – №8.

34. Егоров А.В. Реабилитационные процедуры в деле о банкротстве. – М., 2003.

35. Егоров Е. Практика рассмотрения дел о несостоятельности банков // Вестник ВАС РФ. – 2004. ? №3.

36. Мытарев В. Вклады без страха. Интервью руководителя Агентства по страхованию вкладов А. Турбанова / В. Мытарев. // Российская газета. ? 2005, 1 сентября.

37. Попондопуло В.Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебное пособие. – М., Юристъ, 2001.

38. Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства). – М.: Дело, 2002.

39. Юлова Е.С. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. / Е.С. Юлова. – М.: МГИУ, 2008.

40. Юлова Е.С. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. / Е.С. Юлова. – М.: МГИУ, 2008.

41. Юлова Е.С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Автореф… к.ю.н. – М., 2004.

4.59
alex89
Дисциплины: высшая математика, экономическая теория, статистика, эконометрика, экономико-математическое моделирование. Опыт написания студенческих работ- 4 года. Обращайтесь! Заказывайте у авторов- не заказывайте у агентств!