Не подошло решение или нужна уникальная работа, оставляй бесплатную заявку и получай расчет на почту!
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУЗБАСКИЙ ИНСТИТУТ

ТОМСКИЙ ФИЛИАЛ

Контрольная работа

Профессиональная этика юриста

Выполнил слушатель группы № 1104

Блохин Андрей Фёдорович

Томск – 2009

Содержание

  • Введение
  • 1. Этика как наука о морали
  • 2. Сущность, функции и структура морали
  • 3. Основные проблемы теории морали
  • 4. Различие между понятиями “мораль”, “нравственность”, “этика” и “профессиональная этика”
  • 5. Соотношения морали и права
  • Заключение
  • Используемая литература

Введение

Профессиональная этика (или профессиональная мораль) – так принято называть, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определённый тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии. Не смотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или всего общества, существуют ещё и специфические нормы поведения для всё возрастающего числа видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких норм, соответствующей мотивации и оценок представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и задают гуманные критерии профессиональной деятельности.

1. Этика как наука о морали

Объект и предмет этики. Структура и функции этики как науки. Этапы становления философско-этического мировоззрения.

Понятие морали. Ее генезис и сущность. Мораль как форма общественного сознания.

Структура морали: моральное сознание, нравственные отношения, нравственная практика. Их содержание и особенности. Основные функции морали и их роль в жизни общества: оценочная, познавательная, мировоззренческая, воспитательная, регулятивная. Проблема соотношения морали и права.

Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Этика как наука о морали

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад как важнейшая часть философии, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания. Возникновение понятия “этика” как философской дисциплины связано с именем Аристотеля. Термин “этический”, от которого происходит этика, образован Аристотелем на основе слова “этос”, что обозначало нравы, обычаи, привычки. Греческое слово ethos было переведено римским философом Цицероном латинским словом mores, на его основе было образовано прилагательное moral’s (моральный).

В дальнейшем от прилагательного “моральный” было образовано существительное “мораль” (moralities), которое и является латинским эквивалентом древнегреческого термина “этика”. Таким образом, этимологически термины “этика”, “мораль”, “нравственность” в обыденных условиях употребляются как синонимы. Однако в философии сложилась традиция разграничения этих понятий. Если этика — это теоретическое знание, то нравственность и мораль выступают как формы общественного сознания, вид общественных отношений, как регулятор общественных отношений.

Что же касается соотношения понятий “мораль” и “нравственность”, на наш взгляд, следует иметь в виду, что мораль — это должное, что должно быть, а нравственность — это реализованная мораль, мораль в действии. Это поступок, в котором реализуются моральные нормы, принципы. Мораль — это потенциал, а нравственность — это фактор, или движущая сила в моральном отношении.

Таким образом, этика является учением о морали, нравственном основании человеческой реальности, действительности. Именно потому Аристотель утверждал, что целью этики являются не знания, а поступки людей. Этика призвана решать те нравственные проблемы, которые возникают перед каждым человеком в жизни: как следует поступать в том или ином случае, что следует считать добром, а что злом, в чем смысл жизни. Поэтому этику называют часто “практической философией” в отличие от чисто теоретического знания о мире.

Со временем в этике начали выделять два рода проблем: собственно теоретические вопросы происхождения и сущности морали и вопросы о том, как должен поступать человек, какими идеалами, моральными принципами и нормами поведения ему руководствоваться (нормативная этика).

Традиционно считается, что философия включает в себя онтологию, гносеологию, этику и эстетику. Этика — это философская дисциплина, которая в той или иной мере решает многие философские вопросы, в том числе и вопросы онтологии и теории познания.

Основу предмета этики составляет учение о социальной природе нравственной деятельности, моральных отношений и морального сознания, отражающиеся в категориях этики.

Явления, рассматриваемые этикой, чрезвычайно сложны и многообразны, связаны с тонкими аспектами межличностных отношений, поэтому определение любого такого явления не может вместить в себя всей палитры существующих характеристик. Вот почему этика стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит предназначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т. д. Этика также изучает источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни общества и человека. Она как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Вместе с тем этика не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступить в том или ином случае, она формулирует лишь общие принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

В качестве теории морали этика и является исследованием основных категорий, в которых можно описывать моральные оценки и критерии различия добра и зла.

В рамках этики строится и исследуется также система понятий, в которых можно выразить моральные законы и логику их применения к оценке поведения человека в условиях конкретной ситуаций.

Из характеристики этики как теории морали, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная и нормативная.

Познавательная (гносеологическая) функция этики состоит в том, что она изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и т. д. С этой точки зрения этика исследует нравственную жизнь в плане ее соответствия моральным нормам.

Следовательно, задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период оказать помощь человеку понять, что есть истинное благо и как найти свой путь к его достижению.

2. Сущность, функции и структура морали

Мораль (от лат. moral’s — нравственный, mores — нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные существенные свойства.

Мораль — это система принципов, норм, определяющих характер между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.

И. Кант отмечает: -“Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне”. Действительно, эти вещи свидетельствуют об эфемерности (недолговечности, скоро приходящности) человеческого бытия, в том числе всех человеческих угрызений по сравнению с космическими и моральными законами, и вместе с тем они свидетельствуют о способности человеческого разума постигать и восхищаться ими.

С этой точки зрения структура морали, нравственности многоярусная и многоплановая. Охватить ее одновременно невозможно, не соблюдая биологический, психологический, социологический, нормативный, личностный, философский подходы.

Очень простой вариант структуры морали был намечен в древности. Ведь нравственность — это, с одной стороны, понятие, убеждения, намерения, а с другой стороны — поступки, практические действия.

Соединение же слова и дела составляет суть нравственных отношений между людьми, поэтому в морали в неразрывном единстве находятся сознание, деятельность и отношение.

Иначе в структуре нравственности выделяются:

* нравственное сознание (общественное и индивидуальное);

* нравственная практика;

* нравственные отношения.

Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, отражающей нравственное бытие людей. Особенность этого сознания — в восприятии всех явлений с точки зрения ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причин, а в его оценке. Ценностное отношение к действительности — важная характеристика нравственного сознания. Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном. Эта идея определяет конечную цель деятельности человека (или общества).

Исходя из этого, нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей (в категориях добра и зла). Это является важной характеристикой, предписывая модель действия. Нравственное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивидуальной.

Общественное сознание является элементом социальной жизни.

В нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт многочисленных поколений, позволяющий отдельного человека воспитывать как полноценную личность.

В общественном нравственном сознаний выделяется два уровня: обыденный и теоретический.

Первый уровень представляет собой так называемую “житейскую мудрость” и “здравый смысл”, повседневные суждения и оценки, непосредственно связанные с жизнью людей. Его представления зачастую нечетки, неустойчивы и противоречивы, что связано с жизненными обстоятельствами.

Второй уровень — теоретический — характеризуется системностью, рациональностью. На этом уровне решаются “смысложизненные” воросы бытия. В теоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия, т. е. этика.

При этом нужно учитывать, что индивидуальное нравственное сознание рефлексивно, относится к внутреннему миру и состоит из нескольких компонентов:

* рационального, в котором выражаются мировоззрение личности,

нравственные представления. Базовым элементом этого компонента являются идеалы, оценки, принципы, установки, представления о моральных качествах, о добре и зле;

* эмоционального, выражающего совокупность нравственных переживаний человека (отзывчивость, сострадание, совесть, стыд, достоинство, честь).

* волевого, благодаря которому субъективный нравственный мотив реализуется в действии, на практике, иногда вопреки давлению объективных обстоятельств.

Нравственная практика является результатом объективации морального сознания, а базовый элемент практики — поступок. Структура нравственной практики может состоять из следующих составляющих:

* замысел (намерение или постановка цели);

* мотивация, обоснование замысла;

* выбор цели, средств;

* принятие решений;

* действия, реализующие нравственную установку и линию поведения человека.

Нравственные отношения предполагают совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.

Нравственные отношения можно классифицировать:

* по содержанию, определяя обязанности человека в той или иной сфере деятельности;

* по характеру требовательности к себе и другим;

* по характеру связи в зависимости от уровня и интеллекта общения.

Таким образом, структура “нравственное сознание — нравственное действие — нравственное отношение” образует единое целое, а ее элементы взаимно регулируются.

Вместе с тем для выявления сущности морали важную роль играет понимание функций, которые она выполняет.

Оценочная функция морали заключается в понимании того, что такое добро и зло, справедливость, долг, совесть. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным, поэтому моральные оценки носят универсальный характер и распространяются на все действия человека. Более того, моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения.

Познавательная функция направлена на постижение величайшего многообразия культурного опыта, накопленного человечеством. В нем необходимо помнить, что познавательная функция морали осуществляется иначе. При этом в значительной степени гораздо большую роль играют чувства, вера, интуитивное восприятие многообразия межчеловеческих связей и отношений.

Регулятивная функция — одна из ведущих функций морали. В этой роли мораль корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей и общества. Однако регулирует поведение индивида не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание, т. е. все формы общественного сознания. Именно мораль регулирует все сферы деятельности человека, чего не скажешь о праве, эстетическом сознании, политике; во-вторых, мораль требует от человека соблюдения нравственного идеала, который сам по себе не каждым достигаем; в-третьих, регулятивная функция морали осуществляется при опоре не на авторитет общественного мнения, а на совесть человека.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности. Мораль способствует установлению смысла жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, осмыслению необходимости уважения к правам личности, достоинству других.

Ценностно-ориентирующая функция, исходя из нравственных представлений, нацеливает человека постоянно сравнивать реальное с идеальным, сущее с должным. Это позволяет корректировать свое поведение, определять вектор своего духовного развития.

Выявляя эти функции морали, вместе с тем следует иметь в виду, что в целом все они тесно взаимосвязаны, обусловливая богатство и содержательность духовной жизни человека.

3. Основные проблемы теории морали

Этика описывает мораль, объясняет мораль и учит морали. И здесь возникает много вопросов. Во-первых, зачем описывать мораль, если каждому и так известно, что это такое? Все себя мнят знатоками и судьями нравов. С этих позиций этика вроде бы обречена сообщать нечто общеизвестное в проясненном и систематизированном виде.

Во-вторых, этика учит морали, сообщая не абстрактное, а практическое знание, знание, побуждающее действовать. Однако поучений никто не любит. Право “читать мораль” дается только людям с безупречной собственной жизнью, с нравственным безусловным авторитетом, какими были, например, Л. Н. Толстой, А. Д. Сахаров, Д. Ф. Лихачев.

Но, к сожалению, все проповедники за тысячи лет не уговорили человечество поступать по совести. К великой скорби всех моралистов, научить морали нельзя, но научиться можно.

Так как нравственную позицию можно выбрать только самостоятельно, изучая суждения мудрецов, слова и поступки людей, равняясь на лучшее нравственное поведение с этой точки зрения, этика предоставляет всякому мыслящему человеку свои способы и средства самосовершенствования.

В-третьих, удовлетворительно объяснить что-либо в морали сложно. Разве можно выяснить причины существования несправедливости, причины, по которым благородство оказывается осмеянным, а негодяи торжествуют? Добрые поступки объяснить еще сложнее. Ведь добро обычно делают не “почему-то”, не по тому, что мне растолковали, что есть добро, а потому, что я не могу иначе. Есть нравственные очевидности, которые не нуждаются ни в каких доказательствах.

Еще Ф. М. Достоевский на примере Раскольникова показал, что рационально обосновать можно даже преступление, а вот теорему добра доказать не удается. Поэтому в этике нельзя получить такой ответ, как в математике: однозначный, логично доказанный и экспериментально проверенный. От тезиса к тезису, от одной точки зрения к другой и только таким путем дается общая сложная картина морали в истинном свете.

С этой точки зрения мораль выглядит как некие правила поведения, правила отношений с другими людьми, с обществом. Они, эти правила, формулируются в повелительном наклонении: “Будь таким!

Не делай того-то!” Это указания не на то, что есть, а на то, как должно быть и каким должно быть.

Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью’ (от лат. imperative — повелевать).

Какие же требования выдвигает мораль? От самых простых — уступи место старшему, подними упавшего — до обобщенных: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. И до вовсе абстрактных: делай добро! Что такое добро и как его сделать, надо всякий раз знать конкретно и самому.

Если вы будете искать моральные нормы в качестве эталона, рецепта на все случаи жизни, то вы рискуете попасть впросак. Большинство заповедей морали носит обобщенный, мировоззренческий характер — в отличие от обычаев и традиций, которые регламентируют все детали поведения, и права, стремящегося сформулировать свои статьи предельно четко и строго, не оставляя лазеек ни для каких преступлений.

А как же контролируется соблюдение моральных правил? Для подержания правопорядка есть соответствующие органы: прокуратура, милиция, суд. Для поддержания же нравственного уровня специальных органов нет. Эту функцию берет на себя общественное мнение, далеко не всегда справедливое и совсем не гарантирующее нравственность. Личность сама должна выбирать свой путь. Внешнее принуждение не имеет смысла, нравственная личность сама определяет, как должно поступить.

Однако не порождает ли это произвола в поступках: что хочу, то и ворочу? Нет. Ибо нравственный человек делает лишь необходимое, правильное, достойное, совестливое.

Как же это происходит? Чтобы разобраться в этом, необходимо рассмотреть внутренне противоречивую природу морали, ее антиномичость.

Первое противоречие в морали возникает тогда, когда мы задаемся опросом о происхождении правил нравственности. Кто их автор? Казалось бы, общество требует от личности поведения, соответствующее своему устройству. Но само общество может быть плохо устроено руководствоваться совершенно аморальными принципами (тоталитарное, авторитарное государство, мораль криминального сообщества).

Высоконравственные люди чаще всего противостоят косным нравам окружающей среды. Поэтому создается впечатление, что чело-

Императивность — понятие, фиксирующее повелительный, предписывающий характер нравственных требований.

Антиномия — противоречия между суждениями, каждое из которых логически доказуемо.

Век — сам себе моральный авторитет и руководствуется своим субъективным мнением по поводу добра и зла. Мораль тут предстает как личная позиция, нравственное отношение конкретного человека и действительности: ведь сам по себе мир не добр и не зол, он становится таким по отношению к нам из-за поведения самого человека. Следовательно, человеческий выбор делает требование истинно моральным: для каждого человека его моральные взгляды — это свободно избранные, никем не навязанные идеи.

В то же время общество, осуждая безнравственное поведение человека, предлагает “истинную” точку зрения на жизнь.

Нравственные заповеди, сложившиеся в течение тысячелетий, в этом плане имеют объективный смысл: это устои жизни, не зависящие от сложности и предпочтений, от индивида и группы.

Второе противоречие возникает тогда, когда знакомятся с нравами разных времен и народов, классов, сословий, коллективов. В каждом “монастыре” — свой устав. У каждого есть свое представление о добре и долге, своя правда. В хижинах, говорил Л. Фейербах, мыслят иначе, чем во дворцах. Однако “золотое правило нравственности” касается всех без исключения людей, кем бы они ни были. В таком случае, как нравственность может быть разнообразной и в то же время всеобщей? Это, вероятно, происходит за счет универсальности требований. Универсальное — это то, что, оставаясь самим собой, проявляется всякий раз по-разному, в зависимости от обстановки, обстоятельств, ситуации.

Третье противоречие. Подлинно моральным считают поступок, совершенный бескорыстно, без особой цели: добро совершается ради него самого, по доброй воле. Здесь обнаруживается свойство морали, которое не обещает человеку никакой “коврижки”, здесь преследуется не прагматичная, а гуманитарная цель: сделать человека человеком, чтобы он был чем-то лучшим, чем биологическая особь, которая ест, размножается и производит средства, чтобы снова есть и размножаться.

Четвертое противоречие морали связано с нравственным воспитанием. Дело в том, что воспитывают и родители, и среда, и общество в целом. Постепенно человек усваивает некоторые стандарты, под которые он начинает подстраиваться. И это мнение если переходит границу меры, становится догматическим, удушающим всякое движение души.

В морали мы ведем себя не как частные лица, а как представители разумного мира: человек, соединяясь с другими людьми, признает себя равным, достойным уважения независимо от пола, возраста и расы.

И тогда оказывается, что нравственное поведение только мнимо противоречит общественному. На деле оно служит единению людей, единению души и разума, утверждает нравственную общность человечества, и тогда любые групповые нормы поведения отступают перед универсальным единством человека.

Пятая антиномия обнаруживается тогда, когда мы решаем вопрос о детерминации морали, о причине нравственных действий. С одной стороны, мораль сама является причиной. Но любая попытка определить причины нравственного поступка заведомо обречена на провал — если бы все было так просто, достаточно было бы “дергать” за эти причины, как за ниточки, добиваясь нужного поведения. На деле же высоконравственный человек способен поступать вопреки обстоятельствам, логике, общественному мнению, своим привычкам. Эта свобода есть автономия личности — величайшее достоинство морали, являющейся подлинной причиной нравственных поступков. Свобода составляет нравственную обязанность человека.

Таким образом, подлинная сущность морали возникает из игры противоположностей, которая обладает следующими уникальными свойствами: безличный характер нравственного закона, всеобщность и универсальность нравственных требований; отсутствие морального мотива, прагматичности у моральной цели; нравственное равенство и нравственное единство человечества, свободная причинность, автономия личности в выборе того или иного средства для достижения поставленной нравственной цели.

4. Различие между понятиями “мораль”, “нравственность”, “этика” и “профессиональная этика”

Этика — это философская наука, объектом изучения которой является мораль: ее сущность, происхождение, функционирование и эволюция в обществе.

Мораль — это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил и норм, которыми люди руководствуются в своих действиях. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах жизни: в труде, в быту, в политике, в науке, в семье и т. д.

Моральные нормы отражают общественные отношения в таких понятиях, как добро и зло, честь и достоинство, справедливость, совесть, счастье, смысл жизни и т. д.

Если мораль представляет собой форму общественного сознания, регулирующую и оценивающую поведение и действия социальных субъектов, то нравственность проявляется в самих реальных процессах сферы человеческих отношений. Она выступает в качестве определенной меры, характерной для достойного поведения, и служит критерием добра и зла.

Профессиональная этика — это учение о профессиональной морали, представляющей собой исторически сложившуюся систему нравственных принципов, предписаний, заповедей и норм применительно к особенностям определенных профессий.

Становление профессиональной этики связано с разделением труда и выполнением людьми общественных трудовых функций, зародившихся еще в рабовладельческом обществе. У ее истоков стояли Аристотель, Гиппократ и другие мыслители древности.

Следует подчеркнуть, что профессиональная этика складывалась в таких видах деятельности, объектом которых являлся человек, работа с людьми, отличающаяся неповторимостью ситуаций, противоречиями и трудностями, которые обязательно надо своевременно преодолевать и решать.

Например, нельзя не учитывать специфики и своеобразия деятельности и характера отношений между людьми таких профессий, как врач — больной, учитель — ученик, судья — подсудимый, артист — зритель, где функции профессиональной деятельности объективно порождают особые нравственные требования, нормы, оценки, регулирующие возникающие взаимоотношения.

Именно по этой причине в этике существует понятие “нравственность труда”, подразумевающее как отношение к труду, так и нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности. В данном случае исходят из того, что труд — главное условие существования человека, главный показатель моральной ценности и источник нравственных отношений. В обществе существует представление о морали, скажем, врача, педагога, сотрудника милиции, юриста.

Общественная полезность и характер деятельности-профессиональных юристов, в том числе и сотрудников правоохранительных органов, важность сферы их деятельности (цель, средства и конечный результат) безусловно предполагают специфически профессиональные нравственные требования.

В этом отношении особенность профессиональной морали юристов является результатом специфического преломления общих принципов и норм морали в их служебной деятельности и неслужебном поведении и выражается в следующих чертах.

1. Ни в какой другой области жизни нормы поведения, морали не являются в максимальной степени обязательными и определенными.

2. Моральные нормы юриста юридически оформлены, подкреплены законом, установлены государством.

3. Нормы и принципы профессиональной этики юриста носят повелительный характер и требуют исполнительности, обязательности выполнения.

4. Действия профессиональных юристов при всей их строгости должны быть справедливыми, не унижающими человеческое достоинство, и вместе с тем непримиримы к нарушителям законности и антигуманности.

5. Отношения профессиональных юристов с гражданами требуют индивидуального подхода и внутренней культуры и такта.

6. При применении права юристами необходимо ко всему подходить с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий.

Из всех этих особенностей складывается во всей полноте профессиональная этика юриста, его нравственная культура в целом.

5. Соотношения морали и права

мораль этика нравственный юрист

Профессиональная мораль, как уже отмечалось, складывается прежде всего в таких видах деятельности, объектом которых является человек. Безусловно, при работе с людьми возникают неповторимые ситуации, трудности, противоречия, которые необходимо своевременно разрешать и преодолевать в ходе самой деятельности. Качественное своеобразие характера отношений между людьми в каждой профессии предполагает соответствие деятельности определенным социальным нормам и стандартам, морально-этическим требованиям. Поэтому профессиональная мораль, с одной стороны, является составной частью общей морали, а с другой — имеет качественную специфику.

Взаимосвязь между ними выражается в диалектике общего и особенного.

Профессиональная мораль выступает как особенная по отношению к общему — общечеловеческой морали. Общие принципы и нормы морали, выражая закономерные и устойчивые связи личности и общества, проявляются через профессиональную специфическую мораль, претерпевая при этом определенные изменения в соответствии с особенностями данной деятельности. Вместе с тем нормы общечеловеческой морали не исчерпывают всего содержания профессиональной морали, ибо всякое общее лишь приблизительно охватывает отдельные предметы. Профессиональная мораль включает в свое содержание наряду с общим и специфическое — те нравственные дополнительные требования, которые предъявляются к людям именно данной профессии.

Показательна в этом смысле структура профессиональной этики юриста, которая включает три элемента:

1) нравственная деятельность юриста и ее специфические особенности;

2) нравственные отношения в сфере права и правоприменения;

3) особенности профессионально-нравственного сознания работников правоохранительных органов.

Первые два элемента по существу составляют объективную сторону профессиональной этики юриста, а третий элемент — субъективную сторону.

Такое деление, казалось бы, единого процесса позволяет разграничить цель и задачи юристов от отношения к порученному участку

деятельности, выявляя на этой основе также три элемента:

1) цель юридической деятельности;

2) средства, которые используются для достижения цели;

3) результат юридической деятельности.

Как известно, целями и задачами юристов (всех сотрудников правоохранительных органов) являются: обеспечение личной безопасности граждан; предупреждение и пресечение преступлений, их раскрытие; охрана общественного порядка; оказание помощи гражданам, должностным лицам, частным и государственным предприятиям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Исходя из этого цели и задачи правоохранительных органов устанавливаются правовыми системами и носят нормативный характер, предусматривают определенную социальную программу, которая должна быть выполнена обязательно в процессе профессиональной деятельности.

Кроме того, полученный результат иногда содержит нечто такое, что заранее не было предусмотрено, поэтому результат может оказаться и позитивным, и негативным.

Отклонения между целью и результатом объясняются следующими причинами:

* противоречивость взаимодействия субъективных и материальных, материальных и духовных сторон в профессиональной деятельности юристов, когда существуют заметные расхождения интересов и целей различных участников;

* недостаточность экономических средств, необходимых для решения задач;

* недобросовестность профессиональных юристов при достижении результатов при наличии условий и средств (субъективный фактор), где может превалировать либерализм и благодушие или излишняя подозрительность, придирчивость.

Исходя из этих особенностей, критерием нравственности средств, используемых в профессиональной деятельности юристов, может быть только законность, справедливость, чтобы результат был всегда нравственным.

Нравственное сознание тесно связано с правовым. Они выполняют близкие социальные функции и опираются на один и тот же способ отражения — нормативно-ценностный.

Отличия нравственного сознания от правового заключаются в следующем:

* правовое требование носит ограниченный характер, а нравственное — неограниченный (в этом отношении право является низшим пределом или определенным минимумом нравственности);

* правовая оценка требует объективной реализации замыслов, моральная распространяется и на субъективную основу поведения;

* право опирается на принуждение (репрессивный аппарат государства), мораль — на силу общественного мнения.

В условиях деятельности правоохранительных органов проблема взаимоотношения права и морали, правового и морального сознания приобретает особый смысл. Это обусловливается:

* влиянием норм и принципов морали на правотворчество;

* использованием моральных норм и принципов при применении норм права;

* воздействием права на формирование норм и принципов морали, их реализацию, на воспитание нравственного сознания и нравственной культуры.

В правосознании нравственный оценочный момент виден достаточно четко, правовые взгляды обладают предельно развитой ценностно-ориентирующей функцией, свойственной морали. Вот почему в структуру профессиональной культуры юристов, в том числе и всех сотрудников ОВД, кроме правовой культуры входит и нравственная культура правоохранительных органов.

Кроме того, нравственное сознание имеет в центре ключевой и нравственный принцип, который характеризует вместе с другими элементами исходную моральную позицию личности. Однако области правового и морального регулирования имеют и другое отличие. Право связано с функцией закрепления экономических и политических основ общества. Нормы морали отличаются строгой определенностью. При конфликте моральных ценностей люди вынуждены поступаться чем-то в пользу других. Нравственные требования при этом обращаются к совести, осознанию долга, чувства справедливости.

С таким стержневым принципом нравственного сознания сотрудников является принцип законности, придерживаться которого не только служебная обязанность, но и моральный долг.

Заключение

Существенная роль профессиональной этике в обеспечении преемственности нравственно-культового развития общества: при смене эпох, формаций, регулятивных комплексов, когда в следствие роста социальной напряжённости слабеет непреклонная сила простых нравственных заповедей, кодексы профессиональной этики своей определённостью задают устойчивый порядок нравственной жизни людей… Заповеди медицинской этики призваны нейтрализовать возможность злоупотребления той властью, которую врачи имеют над больными. Её осевая норма выражена в отрицательной форме – “не повреди”.

Со времён Гиппократа выработано представление о гуманном назначении труда врачевателя, который обязан руководствоваться в своих действиях соображениями сохранения и укрепления телесного и духовного здоровья пациентов, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных случаях – и с собственной безопасностью.

Врачебная деонтология порицает случаи нарушения социального равенства в медицинском обслуживании, антигуманного использования профессиональных знаний и власти. От представителей власти профессиональная этика требует верности духу и букве закона, неподкупности и принципиальности в отстаивании интересов правового государства, его организаций, групп и отдельных лиц, обеспечивая во все юридической практике равенства, как каждого гражданина, так и государства перед законом.

Профессиональная этика юриста, поэтому имеет и обще моральный смысл, объединяя регулятивные возможности морали и права, в силу чего её требования являются наиболее детально разработанными, отражаясь в кодексах различных видов права, в процессуальных нормах, в правильности деятельности милиции, следствия, прокуратуры, судейских работников, сотрудников исправительно-трудовых учреждений. Наиболее общим принципом правовой этики можно считать признание само ценности человека, тогда как закон и его применение представляют лишь инструментальную ценность.

Используемая литература

1. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1998.

2. Гилберт К. Э., Кун Г. История этики / Под ред. В. П. Сальникова. СПб., 2000.

3. Зеленкова И. А., Беляева Е. В. Этика. М., 2000.

4. Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: истоки и проблемы. Ростов-на-

5. Кузъменко Г. Н. Этика: учебное пособие. М., 2002.

6. Попов Л. А. Этика. Курс лекций. М., 1998.

7. Радугин А. А. Этика. М, 2003.

8. Монтень М. Опыты. М., 1991.

9. Шрейдер Ю. А. Лекции по этике. М., 1994.

10. Кобликов А. С. Юридическая этика. М, 1999.

11. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова. М, 1989.

12. Этика: словарь афоризмов и изречений / Собр. В. Н. Назаров, Е. Д. Мелешко, М., 1995.

13. Сокова 3. К. Профессиональная этика. М., 2000.

14. Кукушин В. М. Твоя профессиональная этика. М., 1994.

4.33
German16
Военный инженер по образованию, писатель-эссеист и репетитор по предметам естественно-математического цикла