ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
“Орловский государственный технический университет”
Кафедра
“Русского языка и педагогики”
Контрольная работа
Психорегулирующая и аутогенная тренировка, возможности их применения в рекреалогии.
Фомина Марина Владимировна
Орел 2009
Содержание
- Введение
- 1. Психорегулирующая тренировка в спорте
- 1.1 Эффекты аутогенной тренировки
- 1.2 Основной курс аутогенной тренировки
- 1.3 Аутогенное погружение
- 2. Психорегулирующая тренировка, как средство коррекции эмоциональных расстройств
- Заключение
- Список литературы
Введение
Аутогенная тренировка – метод для расслабления, психологической разгрузки и снятия нервного напряжения. Идея разработки психорегулирующей (аутогенной) тренировки принадлежит немецкому психотерапевту И. Шульцу. Физиологическая основа этого метода определяется тесными взаимоотношениями коры больших полушарий, вегетативной нервной системы и внутренних органов. Было показано, например, что при психической мышечной напряженности, предсоревновательном возбуждении можно изменять эмоциональную настройку, применяя упражнения на расслабление. С помощью аутогенной тренировки представляется возможность воздействовать на промежуточный мозг, чем достигается изменение мышечного тонуса и снижение эмоциональной возбудимости подкорковых структур. С помощью этого можно изменять деятельность внутренних органов. Аутогенная и психорегулирующая тренировка применяется: для снижения утомления после тренировок, соревнований и восстановления спортивной работоспособности; как метод успокоения в предстартовом состоянии и при повышенном эмоциональном возбуждении; для мобилизации психической готовности спортсмена к максимальным спортивным напряжениям и соревнованиям; для более быстрого засыпания. Для хорошего овладения этим методом надо примерно около 2-3 месяцев систематических (2-3 раза в день по 10-12 мин.) самостоятельных занятий. Вначале занятия проводит квалифицированный врач. На первом этапе (2-3 дня) идет обучение успокоению и сосредоточению внимания на самом себе. Затем на протяжении 3 дней спортсмен осваивает упражнения для расслабления верхних конечностей и ощущения в них тепла. На третьем этапе (3 дня) применяются новые упражнения для расслабления нижних конечностей и вызывания в них чувства тепла. Далее спортсмен обучается успокоению дыхания и сердечной деятельности, а также общему успокоению организма.
1. Психорегулирующая тренировка в спорте
Психурегулирующая тренировка (ПТР) представляет собой вариант аутогенной тренировки, адаптированной к условиям занятий спортом. Этим методом необходимо овладевать в юношеском возрасте на этапе перспективной подготовки. Ведь для установления прочных условнорефлекторных связей между словами-формулами и адекватными изменениями в организме требуется много времени. Аутогенная и психорегулирующая тренировка проводится сидя или лежа на спине. В положении лежа на спине не обязательно находиться на кровати или диване. С успехом можно расположиться на борцовском ковре, гимнастическом мате, на одеяле, расстеленном на траве. Под голову можно положить полотенце, подушку, свернутую тренировочную рубашку-это уменьшит напряжение мышц шеи. Расположившись поудобнее, руки следует развернуть ладонями вниз, согнув их слегка в локтях для уменьшения тонуса мышц-антагонистов. Руки не должны касаться туловища и ног. После этого спортсмен закрывает глаза и расслабленно, ничем не отвлекаясь, сосредоточивается на пассивном ожидании указаний врача. В положении сидя спортсмен принимает так называемую позу “кучера”, т.е. устраивается поудобнее на стуле (или другом пригодном для этого предмете) с ногами, согнутыми и слегка разведенными в коленных суставах. Туловище мягко сгорблено, голова наклонена вперед, подбородок почти касается груди, руки согнуты в локтевых суставах, кисти расслабленно лежат на середине бедер. Как уже подчеркивалось, наиболее эффективным путем улучшения спортивной работоспособности является рационально организованный тренировочный процесс. В зависимости от вида спорта, существует широкий выбор средств и методов спортивной тренировки. Психологические эрогенные средства, фактически необходимы для психорегулирующей тренировки, являющейся в определенной степени аналогом физической тренировки. В основном, физическая тренировка способствует усилению положительных сторон и уменьшению отрицательных воздействий на физиологическую энергопродукцию, тогда как психологическая тренировка должна улучшить положительные психические реакции и свести до минимума отрицательные воздействия на психику. Если говорить точнее, то большинство из перечисленных методов не является эрогенными средствами. Многие из них представляют собой психотерапевтические методы. Некоторые можно отнести к формам психорегулирующей тренировки и для того чтобы их применение оказало благоприятный эффект, требуется время. Однако хотя отдельные методы и не нашли широкого применения в спорте, все же спортивные психологи часто относят их к эрогенным средствам, если они применяются для повышения спортивной работоспособности. Иногда их называют психодопингом, однако этот термин не получил широкого распространения.
Спортсмены высокой квалификации, а также спортсмены, использующие комплексную программу подготовки, для полной реализации своего потенциала нуждаются в помощи ассистента. В большинстве случаев физическая тренировочная программа таких спортсменов индивидуализирована, и ее реализация осуществляется под тщательным контролем тренера или инструктора.
Если возникают какие-либо проблемы медицинского характера, то они сразу же решаются с помощью соответствующего медицинского персонала. С другой стороны, спортсмены, имеющие менее высокую спортивную квалификацию, могут организовывать, осуществлять и совершенствовать свой тренировочный процесс самостоятельно и так же самостоятельно при необходимости оказывать себе посильную медицинскую помощь. Некоторые спортсмены могут нуждаться в услугах профессионального ассистента, если им необходимо решить целый комплекс психологических проблем. Не исключается возможность получения такими спортсменами консультаций у психиатра-клинициста, который должен помочь установить причину психопатологических проявлений у спортсмена и обеспечить соответствующую психотерапию.
Аутогенная тренировка удачно объединила положительные стороны ряда методов психической саморегуляции. Это – комплексный метод, который способствует нормализации функций организма. Главнейшей особенностью метода является восстановление нервной регуляции многих процессов. Словесные сигналы или образы, вызванные словесным сигналом, в процессе тренировки повторяются многократно, вырабатывается возможность сознательного регулирования неуправляемых волей вегетативных процессов. Эта регуляция достигается обходными маневрами в расчете на перестройку работы внутренних органов за счет управляющих систем организма. Упражнений всего шесть.
Автор: Артур Александрович Александров, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.
В механизмах аутогенной тренировки участвует образование нужных условных рефлексов, перестраивающих деятельность внутренних органов. Словесные сигналы или образы, вызванные словесным сигналом, в процессе тренировки повторяются многократно, вырабатывается возможность сознательного регулирования неуправляемых волей вегетативных процессов. Эта регуляция достигается обходными маневрами в расчете на перестройку работы внутренних органов за счет управляющих систем организма.
1.1 Эффекты аутогенной тренировки
1. Аутогенная тренировка является эффективным средством преодоления стресса, снятия эмоционального и физического напряжения. Это имеет огромное значение для профилактики психического переутомления (эмоционального выгорания, астенических состояний), неврозов и невротических депрессий, психосоматических заболеваний.
2. Аутогенная тренировка является мощным средством релаксации, которое позволяет быстро (в считанные минуты) отдохнуть, восстановить силы и работоспособность. Восстановление сил в аутогенном состоянии идет гораздо быстрее, чем во время естественного сна, особенно, если учесть, что в состоянии психического стресса сон становится поверхностным и тревожным, в результате чего человек просыпается с “несвежей” головой, в угнетенном состоянии. Аутогенное погружение на несколько минут исправляет это положение. Очень важно умение “погрузиться” на короткий срок студентам во время экзаменационной сессии, в период интенсивной подготовки к экзамену; работникам умственного труда в период напряженной работы в условиях дефицита времени и т.п.
3. С помощью аутогенной тренировки можно избавиться от невротических симптомов (головной боли, бессонницы и многих других), а также, используя навыки аутогенного погружения в комплексе с другими лечебными факторами (прежде всего, фармакотерапией), значительно повысить эффективность лечения многих хронических заболеваний.
4. Аутогенная тренировка улучшает психические функции человека: активизирует память, внимание, воображение, образное мышление, усиливает творческий потенциал человека.
5. Аутогенная тренировка улучшает психологическое и социальное функционирование личности. С ее помощью можно приобрести более свободные и естественные манеры, повысить уровень социальной компетентности, выработать более престижный имидж в глазах окружающих людей.
1.2 Основной курс аутогенной тренировки
Прежде, чем приступить к аутогенной тренировке, необходимо подготовить место для занятия: уменьшить освещенность комнаты, постараться оградить ее от посторонних звуков. Наиболее благоприятное время для тренировки – это утренние часы (сразу после пробуждения) и вечерние (перед засыпанием). Днем можно заниматься в свободное время и желательно не менее трех-четырех раз. Для тренировки применяются следующие позы.
Поза лежа. В утренние (сразу после ночного сна) и в вечерние часы (перед сном) упражнения проводят в исходном положении лежа на спине, подложив под голову невысокую подушку. Глаза закрыты. Руки слегка согнуты в локтевых суставах и помещены вдоль тела ладонями вниз, ноги несколько отведены друг от друга и слегка развернуты кнаружи.
Поза сидя. В дневные часы, если нет условий для того, чтобы прилечь, используется “поза кучера” – сидя на стуле. Спина не касается спинки стула. Свободно расставить на полных подошвах ноги так, чтобы между бедром и голенью образовался прямой угол. Предплечья спокойно лежат на бедрах, кисти свешиваются между бедрами, не касаясь друг друга. Расслаблены все мышцы, туловище уравновешено без всякого напряжения, не перевешивает вперед. Голова с закрытыми глазами свободно упала на грудь. Весьма похоже, особенно сбоку, на задремавшего на козлах кучера.
Поза полулежа. В дневные часы упражнения можно проводить и в кресле, полулежа. Удобно откинуться на спинку кресла. Все мышцы расслаблены, руки согнуты в локтевых суставах и лежат на бедрах или подлокотниках, носки развернуты наружу, ноги свободно поставлены, глаза закрыты. Расстегнуть воротничок рубашки, пиджак, ослабить туго затянутый ремень.
1.3 Аутогенное погружение
Принять удобную позу, настроиться на тренировку, отвлечься от посторонних мыслей (на первых занятиях это сделать довольно трудно, но постепенно, с приобретением навыков фиксации внимания на внушаемых ощущениях, отвлечься от посторонних мыслей не представит затруднений). Успокоить дыхание и произнести про себя формулу: “Я совершенно спокоен”. Эта формула сопровождает как цель все упражнения. Не следует твердить формулы судорожно, а, пребывая в полной расслабленности и спокойной созерцательности, дать формуле естественный ход. Хорошо представить себя птицей, падающей камнем с бесконечно расслабленными в падении мышцами для отдыха. Спокойно, без судорожных усилий, нужно сосредоточиться и на всех других формулах.
Упражнений всего шесть. На отработку каждого уходит до двух недель.
Первое упражнение. Ощущения тяжести в руках и ногах. Расслабление мышц конечностей субъективно воспринимается как ощущение тяжести.
Формулы: “Правая рука очень тяжелая“, потом “левая рука очень тяжелая” и “обе руки очень тяжелые“. То же – про ноги. Окончательная формула: “Руки и ноги очень тяжелые“. Формулы самовнушения не проговариваются вслух, а повторяются мысленно.
Начинать надо с той руки, которая работает больше (у правшей – правая, у левшей – левая). “Правая рука очень тяжелая” повторить слово в слово 6 раз и один раз – “я совершенно спокоен”. Далее – выход (см. ниже). Формулу “тяжести” нужно представлять себе со всей наглядностью: вот расслабляются мышцы руки – пальцы, кисть, вся рука стала тяжелой как свинец. Она бессильно лежит как плеть. Нет сил, не хочется двигать ею. В начале тренировки трудно избежать непроизвольного переключения внимания на неожиданно возникающие воспоминания, мысли, намерения. Нельзя терять терпения, следует вернуться к формуле самовнушения, не раздражаясь и не прибегая к волевому усилию. Должна быть спокойная “пассивная” концентрация внимания, лишенная эмоциональной окраски.
Подобным же образом проделываются и остальные части первого упражнения. Это упражнение следует проводить первые две недели занятий минимум два раза в день, пока ощущение тяжести не станет возникать рефлекторно.
Второе упражнение. Ощущение тепла в руках и ногах. К упражнению следует приступать только тогда, когда усвоено предыдущее.
Формулы: “Правая рука теплая“, потом “левая рука теплая” и “обе руки теплые“. То же – про ноги. Окончательная формула: “руки и ноги совершенно тяжелые и теплые“. Далее – формула выхода.
Тренирующийся повторяет формулы второго упражнения, сохраняя тяжесть рук и ног первого упражнения, то есть надстраивает каждое новое упражнение на предыдущее. Начинать второе упражнение подробно первому формулой “правая рука теплая”. Повторить ее шесть раз и один раз сказать: “Я совершенно спокоен (а)”. Мысленные образы, сопровождающие формулу “тепла”, могут быть весьма индивидуальны. Можно представить, например, как рука медленно погружается в теплую воду, как при этом расширяются сосуды и как рука набрякает, наливаясь теплой кровью. Можно представить теплый калорифер, струя воздуха которого согревает пальцы, потом кисть, потом теплый воздух омывает всю правую руку. Однако ни в коем случае нельзя для усиления эффекта применять формулу: “Моя правая рука горячая”. Это вызывает эффект, обратный целям упражнения, то есть ведет к напряжению, а не расслаблению.
После освоения первых двух упражнений отчетливо возникает состояние аутогенного погружения. Такое состояние характеризуется полным телесным и душевным покоем и является промежуточным между сном и бодрствованием. При достижении аутогенного погружения необходима тренированность, чтобы удержать себя в нем и не войти в естественный сон. Аутогенное погружение может достигать различной глубины.
Формула выхода из аутогенного погружения. Выйти из состояния пониженной психофизиологической активности можно с помощью формул выхода, по содержанию обратных формулам аутогенного погружения. Для формулы “Моя правая рука тяжелая” такой обратной формулой является: “Руки напряжены” и команда “Вытянуть руки, согнуть руки. Дышать глубоко. Открыть глаза!” После такой команды следует ее немедленно выполнить, не нарушая последовательности действий: энергично распрямить и согнуть в локтях руки или хотя бы просто напрячь и расслабить несколько раз мышцы рук, не двигая ими. Эффект выхода из состояния релаксации наступает гораздо позже, если сначала открыть глаза, а лишь затем напрячь мышцы и усилить дыхание. Чем более решительно, бесповоротно и добросовестно выполняется формула выхода, тем быстрее она реализуется.
Если первые два упражнения аутогенной тренировки способствуют получению аутогенного погружения, а упражнение “дыхание” углубляет его, то следующие упражнения осваиваются в состоянии аутогенного погружения и относятся к органотренировочным, то есть они направлены непосредственно на регуляцию функций отдельных органов и систем организма. В связи с этим упражнение для дыхания нередко помещают на третье место в системе занятий по AT, чему мы и последуем.
Третье упражнение. Нормализация и регуляция дыхательного ритма. Уже на первых занятиях многие отмечают, что ощущение тяжести и теплоты в мышцах сопровождается изменениями в ритме и глубине дыхания, которое становится спокойнее и равномернее.
Формула самовнушения: “Дыхание совершенно спокойно“.
Это упражнение необходимо выполнять без волевого усилия, сознательно направленного на изменение частоты и глубины вдохов и выдохов. При выполнении этого упражнения рекомендуем представить себя во время плавания на спине, когда над водой подняты только рот, нос и глаза. Вариант формулы, исключающей сознательное вмешательство в рефлекторный механизм дыхания: “Мне дышится легко и спокойно”.
Формула повторяется шесть раз и один раз – “я совершенно спокоен (а)”. Хорошо представить, как легко и приятно дышится во время прогулки в сосновом лесу. Формула выхода из состояния аутогенного погружения на этом этапе применения AT такая: “Руки напряжены – глубокое дыхание – открываю глаза – расслабляю руки”.
Четвертое упражнение. Регуляция ритма сердечных сокращений.
Формула: “Сердце бьется сильно и ровно“.
Эту формулу обычно рекомендуют молодым людям и лицам с пониженным кровяным давлением, всем остальным рекомендуют вариант формулы: “Сердце бьется спокойно и ровно”. Формулу произносят шесть раз и один раз – “я совершенно спокоен (а)”. Выполнению упражнений для сердца способствует последовательность образов типа “сердце работает размеренно, как мотор, как автомат. Оно пульсирует ровно и ритмично. Я чувствую себя приятно и хорошо. Я абсолютно спокоен (а)”. Формула выхода из аутогенного погружения остается прежней.
Упражнение отработано, когда возможно произвольно учащать или сокращать частоту сердечных сокращений.
Пятое упражнение. Ощущение тепла в брюшной полости в области солнечного сплетения.
Формула: “Солнечное сплетение излучает тепло“.
Формула произносится шесть раз и один раз – “я совершенно спокоен”. Солнечное сплетение представляет собой важнейшее сплетение вегетативной нервной системы. Оно расположено позади желудка. Его место можно определить довольно точно, если найти середину между нижним концом грудины и пупком. В этом месте за желудком и находится важнейший центр нервных сплетений, управляющий деятельностью органов брюшной полости.
Ощущение тепла в животе усиливает чувство покоя, помогая глубже войти в аутогенное погружение; охватывая теплом внутренние органы брюшной полости, способствует улучшению кровообращения в них, снятию воспалительного процесса и болевых ощущений. В момент внушения тепла в животе рекомендуется ладонь правой или левой руки положить на область желудка. Тепло ладони поможет быстрее прочувствовать это ощущение в животе. Рюмка крепкого спиртного напитка, выпитая на пустой желудок, разогревает всю область в верхней части живота – от диафрагмы до желудка. Можно представить себе, что на этом месте лежит грелка, тепло которой проникает глубоко внутрь тела и достигает позвоночника.
Упражнение завершается традиционной формулой выхода из состояния аутогенного погружения: “Руки сжаты – дыхание глубокое – открыть глаза – расслабить руки”.
Шестое упражнение. Ощущение прохлады в области лба.
Формула: “Мой лоб приятно прохладен“.
Повторяется шесть раз и один раз – “я совершенно спокоен (а)”. Упражнение направлено на предотвращение и ослабление сосудистых головных болей. Мысленное повторение этой формулы вызывает представление легкого прохладного ветерка, овевающего лоб и виски. При возникновении такого ощущения упражнение считается выполненным. Помогает реализации упражнения представление ощущения холодного компресса на лбу у человека, находящегося в теплой ванне. Длительное удержание представления такого температурного контраста субъективно приятно и оказывает устойчивый успокаивающий эффект.
В основе аутогенной тренировки лежат упражнения в произвольном, волевом и длительном глубоком расслаблении мышц, система образования и закрепления полезных условных рефлексов с коры на внутренние органы, упражнения в целенаправленном воспроизведении следов эмоционально окрашенных ситуаций. Что касается самовнушения, то его элементы также присутствуют в структуре занятий, однако в механизмах аутогенной тренировки гораздо большее значение имеет самоубеждение, самовоспитание, что делает ее интеллектуальным и волевым процессом, открывающим пути к рациональной перестройке личности.
аутогенная тренировка стресс расстройство
2. Психорегулирующая тренировка, как средство коррекции эмоциональных расстройств
Огромное значение в коррекции эмоциональных расстройств у детей с ДЦП имеет психорегулирующая тренировка. Основными целями этих занятий являются: смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка, через день с небольшой (до 5 человек) группой детей.1 этап – успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Детям предлагаются зрительно-музыкальные стимулы, направленные на снятие тревожности и создание позитивных установок на последующие занятия. Чем младше ребенок, тем в меньшей степени он осознает свой физический дефект, и тем сложнее поддерживать у него интерес к упражнениям. Важным принципом психорегулирующей тренировки является создание игровой ситуации в процессе занятий (например, занятия вместе с куклой, игра в сказку и т.п.). У детей старшего возраста, особенно подросткового, на первый план выступает стимулирование потребности быть самостоятельным, волевым, здоровым. Психолог рассказывает детям о значении психорегулирующей тренировки, о ее применении в спорте, в космонавтике, в профессиях, связанных с высоким нервно-психическим напряжением. Следующий важный принцип – это создание эмоционально-волевого настроя к занятиям. Больной или группа больных располагаются в кресле или на диване в зависимости от физического состояния детей. Психолог предлагает закрыть глаза и сосредоточиться на прослушивании музыкального произведения. Нами подобраны аудиозаписи, оказывающие положительное эмоциональное воздействие на слушателя и дающие успокаивающий эффект. Это произведения Чайковского, Рахманинова, Баха, Бетховена. Каждому музыкальному произведению и темпу его исполнения соответствуют определенные субъективные переживания и ассоциации. Сеанс длится 25-30 минут. Задача первого этапа считается выполненной, если ребенок проявляет интерес к занятию и расслабляется. На фоне музыки больному предлагаются упражнения на общее успокоение с традиционными формулами. Больному предлагается запомнить формулы и использовать их перед засыпанием.2 этап – обучающий, целью которого является обучение детей успокаивающим упражнениям. Используются упражнения на вызывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений. После того как ребенок, находясь в удобной позе, расслабился и успокоился с помощью приемов, усвоенных на первом этапе занятий, ему предлагается сосредоточить свое внимание на руках и ногах. Некоторые авторы рекомендуют начинать тренировку с мышц рук, в которых легче вызвать ощущение расслабленности и тепла. Каждое слово формулы необходимо сопровождать подготовленными мысленными образами. Чем точнее и конкретнее мысленный образ, тем отчетливее ощущается его действие. После успешного овладения первыми упражнениями, на что требуется от 4 до 10 занятий в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, можно приступать к упражнениям на расслабление других групп мышц: ног, шеи, туловища, лица. На овладение упражнениями этого этапа требуется от 12 до 30 занятий. Опыт нашей работы показал эффективность использования занятий первого и второго этапа с целью смягчения эмоционального дискомфорта ребенка в послеоперационный период (Мамайчук И.И., 1987).3 этап – восстанавливающий. На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов, двигательных функций и пр. Так, психолог предлагает ребенку, который находится в состоянии пассивного бодрствования, выполнять идеомоторный проигрыш конкретного двигательного акта (например, больному с гемипаретической формой ДЦП предлагается представить, что он берет ложку или карандаш больной рукой либо выполняет другие манипулятивные действия). Идеомоторные проигрыши рекомендуется повторять 3-4 раза в день. Мы использовали идеомоторные тренировки на фоне аутогенного погружения с детьми, у которых имеются фобические расстройства, при обучении их ходьбе в послеоперационный период. Эмоционально-волевая сфера – высокий уровень реактивной и личностной тревожности, повышенная зависимость от окружающих, робость, отсутствие самостоятельности в разрешении конфликтных ситуаций, необщительность. Для коррекции интрапсихических конфликтов и межличностных отношений разыгрываются различные психодраматические ситуации, с использованием специальных сценариев, имеющие целью реагирование конфликта, разрешение его, адаптацию к трудностям, нормализацию отношений.
Опыт нашей работы показал, что психорегулирующая тренировка способствует повышению устойчивости детей к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систематических занятиях у детей нормализуются тормозные процессы, что дает возможность ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Особенно целесообразно использовать психорегулирующие тренировки с детьми, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов. Кроме психорегулирующих тренировок для коррекции эмоционального напряжения у детей с двигательными нарушениями целесообразно использовать психомышечные тренировки.
Заключение
Стресс сопровождает нас каждый день, и он неизбежен. Всем известны его причины: конфликты (в семье, на работе, в транспорте и т.д.), недовольство (работой, супругом, детьми, социально-экономическим положением в стране и пр.), нереализованность, множественные сугубо индивидуальные факторы, а так же печальноизвестная современная “гонка на выживание в эпоху скоростей”.
Под постоянным воздействием вышеперечисленных стрессоров возникает сильная, устойчивая эмоциональная напряженность, которая представляет собой главный “фактора риска” при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта, а также возникновения сбоев в работе других органов и систем.
Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что, освоив релаксационные методики, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.
Современная психология обладает большим арсеналом средств регуляции и ауторегуляции эмоционального состояния: самовнушение, гипноз, активная регуляция мышечного тонуса, рациональная психотерапия, коллективная психотерапия, условно-рефлекторная психотерапия, индийская система йоги и пр.
Человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.
Список литературы
1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1984.
2. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. – М., 1976.
3. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988.
4. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.