Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/

Кафедра Экономики и финансов

по дисциплине Мировая экономика

Тема: Роль национальных государств в мировой экономике

Ярославль 2010

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
  • 2. РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Роль государства и его органов состоит в создании таких условий, при которых субъекты национального хозяйства имели бы возможность эффективно развивать свой бизнес. Речь идет о разработке, принятии и соблюдении эффективных законов и законодательных актов, способствующих развитию факторов производства, соблюдению правил справедливой конкуренции и т.д. Государство должно формировать благоприятную политико-экономическую среду, способствующую развитию конкурентных преимуществ своих экономических операторов и их эффективной деятельности на мировых рынках.

Роль государства – в правильном выборе целей и приоритетов развития факторов производства, соблюдении баланса в рамках национального экономического комплекса, развитии и защите его пропорциональности, создании структурообразующих мощностей, защите национальной экономики от возможного деструктивного воздействия внешней среды. Государство, правительство принимают меры по созданию такого делового климата в экономике, при котором экономические операторы смогли бы повышать уровень своих конкурентных преимуществ, развивать технологии и методы проникновения и закрепления на передовых сегментах науки и техники. Государство должно создавать условия, используя свои ресурсы, в том числе и административные, для возникновения новых, более производительных и эффективных отраслей. Однако, как показывает мировая практика, государству, правительству следует непосредственно вмешиваться главным образом в те отрасли или области деятельности, в которых компании, частный бизнес не в состоянии функционировать или активно инвестировать в силу ряда причин.

Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Государство, правительство, будучи субъектом мирового хозяйства, должно проводить такую политику, при которой компании были бы исключительно заинтересованы в неуклонном обновлении и совершенствовании технологии производства, во внедрении научных достижений; проводить политику создания наукоемких производств, что дает национальным компаниям высокие конкурентные преимущества на мировом рынке.

Задача мировой экономики – изучить всемирное хозяйство во всей его сложной противоречивой целостности, разные части которой находятся в той или иной взаимосвязи как между собой, так и между отдельными частями и системой в целом.

Мировая экономика является сложной, подвижной системой, которая находится в постоянном изменении. Особенно крупные перемены произошли за последнюю четверть века. Нового уровня достигла интернационализация мирового хозяйства, в основе которой находится переплетение предпринимательского капитала. Транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ) превратились в основной структурообразующий фактор мирового хозяйства. Транснациональный капитал действует глобально за пределами государств происхождения, широко используя сравнительные преимущества в размещении производительных сил. Под его воздействием рост внешней торговли значительно опережает увеличение производства. Углубление международного разделения труда теснее связывает национальные хозяйства отдельных стран. Рост внешнеэкономической сферы идет быстрее роста национальных хозяйств. Основными субъектами мировой экономики являются национальные хозяйства — исторически сложившиеся в определенных территориальных (национальных) границах системы общественного воспроизводства. В настоящее время в мире существует 210 государственных территориальных образований, т.е. стран и территорий.

В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Понятие национальной экономики.

2. Роль национальных государств в мировой экономике.

1. ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНЛЬНЫХ ЭКОНОМИК В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Национальные хозяйства можно классифицировать по различным признакам: уровню экономического развития (наиболее распространенный показатель — объем ВВП на душу населения); типу экономического роста (экстенсивный, интенсивный); уровню и характеру внешнеэкономических связей; величине экономического потенциала (уровень развития, масштабы производительных сил, численность населения, размер территории, наделенность природными ресурсами).

Всякая нация является составной частью мира. Как бы ни было велико стремление к автаркии, которое могут проявлять отдельные страны, каково бы ни было желание подавляющего большинства других стран создать у себя относительно комплексную экономику, между всеми странами происходит обмен товарами, услугами, капиталом.

Разделение труда имеет место не только внутри отдельных экономик. Объективно существующее международное разделение труда порождает в каждой национальной экономике жизненно важную проблему обеспечения национальной и особенно экономической безопасности, зависящей от международных экономических позиций, которые занимает данная страна в международной экономической деятельности.

На международные экономические позиции нации оказывают влияние такие факторы, как уровень развития национальной экономики, структура национальной экономики, ее экономическое могущество.

Позиции нации в международных обменах различаются в зависимости от объема производства и национального дохода, определяющих спрос и предложение этих наций в области товаров и услуг. На эти позиции влияет также объем национального богатства, которым располагает та или иная страна.

Интересные выводы получены в результате исследований ООН:

1. Развитые и индустриальные страны занимают первое место в мировом импорте и экспорте.

2. В то время как развитые страны импортируют главным образом сырьевые материалы и продукты питания, а экспортируют в основном готовую продукцию, слаборазвитые страны являются импортерами главным образом готовой продукции и экспортерами сырья.

3. На развитые страны приходятся практически все выгоды от фрахта, страхования и других подобных услуг.

4. Развитые страны являются донорами капиталов и, следовательно, получают большие доходы от своих инвестиций, в то время как слаборазвитые страны выступают в роли заемщиков и должников, уплачивающих проценты, ежегодные возмещения займов.

5. Промышленно развитые страны, обладающие примерно равной экономической мощью, проявляют практически одинаковую маржинальную склонность к импорту.

Каков бы ни был уровень развития, национальные экономики обладают различной структурой. От структуры экономики зависят объем и состав импор

Часть работы скрыты для сохранения уникальности. Зарегистрируйся и получи фрагменты + бесплатный расчет стоимости выполнения уникальной работ на почту.

та и экспорта товаров, услуг и капиталов.

При экономическом анализе влияния структуры национальной экономики на международную торговлю могут быть использованы следующие показатели:

* коэффициент зависимости нации от международной торговли — отношение стоимости товаров и услуг, потребляемых внутри страны, к стоимости товаров и услуг, поступающих из-за рубежа;

* склонность к импорту и экспорту — отношение импорта (экспорта) к национальному доходу;

* маржинальная (предельная) склонность к импорту — отношение дополнительного прироста импорта к приросту национального дохода;

* эластичность импорта и экспорта по отношению к ценам и доходу — определяется относительными колебаниями импорта и экспорта в зависимости от относительных колебаний цен и дохода.

Участие наций в международном обмене осуществляется в различных формах в зависимости от организационных структур экономики каждой страны, то есть от особенностей экономического порядка, действующего в стране.

Выделим два основных аспекта экономического порядка: деятельность крупных экономических группировок и принципы воздействия государства на экономическую деятельность.

Крупные национальные концерны благодаря своей экономической мощи оказывают, с одной стороны, определяющее воздействие на объем и цены международной торговли некоторыми стратегически важными товарами. Они вынуждают конкурирующие фирмы других государств прибегать к стратегии адаптации к этим действиям либо подчинения. С другой стороны, эти концерны стремятся к созданию обширных индустриальных межтерриториальных империй, которые становятся неподвластными законам международного рынка.

Принципы воздействия государства на экономическую деятельность реализуются в экономической политике государства, в частности в торговой, валютной и финансовой политике. Направленность экономической политики определяется моделью государственного устройства, зависящей от основных функций, выполняемых государством:

1) защитной, протекционистской, направленной на поддержание порядка, предусмотренного действующей институциональной системой;

2) производительной, заключающейся в производстве общественных благ.

Торговая политика выражается в установлении размеров экспортных и импортных пошлин на те или иные товары или услуги, а также в использовании рычагов количественных ограничений (контингентировании) на экспорт или импорт определенных товаров.

В зависимости от модели государственного устройства и ситуации, складывающейся в мировой экономической системе, эти меры государства могут иметь более радикальный или либеральный характер.

Валютная политика состоит либо в введении валютного контроля, либо во вмешательстве Центрального банка (ЦБ) в деятельность валютного рынка (валютные интервенции, валютные коридоры и т. п.). Характер этой политики также зависит от международной обстановки и модели государственного устройства. Так, например, валютные интервенции ЦБ используются для поддержки собственной валюты в периоды неустойчивости валютных рынков.

Финансовая политика государства заключается в оказании влияния на международное движение капиталов и долгосрочные инвестиции (процентные ставки, прямые займы и т. п.). Эта политика позволяет регулировать притоки и оттоки капиталов на различных стадиях экономического цикла с целью влияния на инвестиционную привлекательность страны.

Международные экономические отношения — это отношения между экономиками различной мощи, между экономиками доминирующими и доминируемыми.

Степень доминирования национальной экономики зависит от следующих факторов:

• размера страны, который определяет масштабы ее участия в мировом спросе и предложении товаров и услуг;

• наличия имеющих стратегический характер отраслей экономики у данного государства;

• силы переговорных позиций государства в международной торговле.

Каналы и формы доминирования национальной экономики могут принимать следующие черты:

• доминирующая экономика своими собственными изменениями провоцирует изменения в экономике других стран;

• доминирующая экономика оказывает воздействие на международную торговлю посредством своих спроса и предложения;

• доминирующая экономика участвует в определении условий организации мировой торговли через международные организации типа Всемирной торговой организации (ВТО);

• доминирующая экономика может создавать новые структуры международной экономики (например, транснациональных компаний), содействуя созданию выгодных для себя новых рынков, способствуя появлению в других странах таких форм организации, которые ей представляются желательными.

Таким образом, международные экономические отношения могут иметь место лишь между странами с различным уровнем развития, с различной специализацией, с различными формами доминируемого или доминирующего типа. При этом необходимо учитывать, что все названные факторы находятся в постоянном движении под влиянием как внутренних, так и международных причин.

2. РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

мировой экономика торговля воспроизводство

Уже давно для большинства стран Европы внешний рынок и внешняя торговля стали приобретать особо важное значение, что подтверждается еще раз и снаряжением различных экспедиций с целью отыскания Новых земель, а значит и новых источников сырья и новых рынков сбыта создаваемой продукции. Собственно говоря, именно с тех пор внешняя торговля, не умиравшая ни с распадом Римской империи, ни с апофеозом феодальной раздробленности, ни с противостоянием христианской Европы мусульманскому Востоку, внешняя торговля стала играть ту истинную роль, которую она и должна была играть, – в ней доминировал хозяйственный элемент, а не простой эквивалентный или иной обмен. При этом, доминанта экономического, хозяйственного аспекта сопровождалась и политико – экономической, либо военной экспансией: от таможенного налогообложения до вооруженных захватов территорий, государств и образования колониальных владений.

Именно этот период в соответствии с геополитическими принципами характеризуется этапом противостояния Востока и Запада, т.е., широтным политическим и экономическим экспансиям.

Последовавшие вслед за великими географическими открытиями исторические события в Англии, именуемые в отечественной литературе временем английской буржуазной революции не означали автоматического прихода новых принципов в формировании международных экономических отношений и всемирного хозяйства той поры. И если исторически английская буржуазная революция и давала право говорить о новых социальных явлениях и тенденциях в мировом развитии, то экономически, юридически и организационно, база для формирования того, что согласно канонам марксизма отождествляется с зарождением всемирного хозяйства во всей совокупности составляющих его взаимосвязей могло быть названо мировым, или всемирным хозяйством, была заложена как начинавшимися индустриальными сдвигами в Великобритании, так и акциями Наполеона Бонапарта, выраженными в так называемом Кодексе Наполеона после завершения Великой французской революции.

Машинная индустрия, зародившаяся в “Черной Англии” явилась стихийной базой формирования интернациональной системы капиталистического разделения труда, упорядочение которой постепенно на протяжении всего XIX века шло в соответствии с организационными и правовыми принципами, зафиксированными в Кодексах Наполеона. К 50 – 60 годам XIX века мировой рынок стал быстро интернационализироваться, способствуя ускоренному развитию мирового капиталистического производства.

С выходом в начале ХХ века на мировую арену социализма, как формы политического устройства и экономического инструмента, мировое хозяйство стало развиваться в рамках двух искусственно противопоставляемых друг другу экономических систем, из которых и складывалось длительное время содержание понятия всемирного хозяйства.

Спонтанный послевоенный процесс деколонизации и образования большого количества политически самостоятельных, но экономически слабых государств Азии и Африки, не мог не способствовать еще большему расширению различных форм экономических взаимосвязей между ними, государствами развитых капиталистических отношений и стран социалистического сообщества. Однако, специфика экономического развития новых независимых государств не могла не отразиться и на объективном процессе корректировки классической схемы противостояния “Восток – Запад” и выделения новой категории “развивающихся стран”.

Таким образом, к 80-м годам прочно оформились следующие три составляющие всемирного хозяйства:

– система, ориентированная на ценности рыночной экономики, для которой характерны зрелые формы интернационализации производства и капитала, переходящие в стадию интеграции,

– система, хозяйственные отношения которой ориентировались на политические и идеологические связи, отражавшие хозяйственные интересы отдельных стран господства социализма. Исторически они вели к завершению процесса образования всемирной системы разделения труда.

С образованием и упрочением СССР, а также под влиянием исторических тенденций после завершения второй Мировой войны было принято выделять три самостоятельных системы в рамках всемирного хозяйства:

– система капиталистического хозяйства,

– система социалистического хозяйства,

– система хозяйства развивающихся стран, освободившихся от колониальной зависимости.

Хотя понятие развивающихся стран оказывалось довольно – таки условным. К тому же многие страны Азии, Африки и Латинской Америки давно уже перестали быть экономически отсталыми.

Такой подход дает необходимость определений, характеристик, некоторых общих (универсальных) категорий, каковыми представляются мировое хозяйство, всемирные экономические отношения, международные экономические отношения, хотя и в чисто теоретическом аспекте.

Произошли изменения в характере хозяйственного механизма. В регулировании общехозяйственных процессов усилилась роль международного валютного фонда, в котором ведущие позиции занимают США, и снизилось значение совещаний руководителей семи ведущих в экономическом отношении государств Запада. В прошедшее десятилетие в правящих кругах Запада активизировались настроения в пользу ограничения коллективности регулировании мирохозяйственных процессов. На практике это привело к ослаблению обязательности принимаемых решений, расширило возможности государств для определения собственной линии поведения. Однако глубокие экономические неурядицы, обострение глобальных проблем стимулирует поиск более эффективных форм и методов международного регулирования.

Произошедшие изменения в облике мирового хозяйства, нашедшие отражение в соотношении и расстановке основных экономических сил между странами и подсистемами. Ослабившая свои позиции Западная Европа изыскивает возможности сохранения и укрепления своего места в мире на путях создания экономического пространства в масштабах всех западноевропейских стран. Укрепившие свои позиции в мировом хозяйстве Япония и Германия пересматривают пути своего дальнейшего развития. Они достигли определенных порогов в торговой экспансии в силу ухудшения условий воспроизводства в мире, резких сдвигов в торговых и платежных балансах, повышения курсов их валют к американскому доллару.

Особенности современного мирового развития неразрывно связаны с процессами, происходящими в развивающихся странах, охватывающих большинство государств мира. Последние два десятилетия показали огромные различия в экономическом развитии двух основных подсистем. Разрыв в уровнях экономического развития индустриальных и развивающихся стран увеличился. В свою очередь, процессы углубления дифференциации проходят в подсистеме развивающегося мира. Основной прирост обрабатывающей промышленности, экспорта готовых изделий был обеспечен небольшой группой новых индустриальных стран (НИС). Повышение их роли не только результат различий в факторах и условиях развития этих стран, но и воздействия на них внешних обстоятельств.

На региональном уровне интернационализации мирового хозяйства способствуют процессы интеграции. 90-е годы ознаменовались образованием зоны свободной торговли на североамериканском континенте, прогрессирует переплетение капиталов и концентрация торговых потоков в районе Восточной Азии.

Огромные сдвиги произошли в развитии производительных сил. Мировое производство почти в два раза обгоняло прирост населения. Качественные преобразования мировых производительных сил происходят под влиянием научно-технического прогресса. В индустриальных странах идет технологическая революция. Информатика и связь, современная автоматизация и использование роботов, новые искусственные материалы (полимеры, композиты, керамика и др.) изменили облик производства и продукции. Под влиянием научно – технической революции (НТП) произошли глубокие структурные сдвиги в экономике, в промышленно развитых странах Запада завершился переход к интенсивному типу воспроизводства.

Российская Федерация – крупнейшая экономика в мире. Россия не так давно утвердилась на мировом рынке как одна из ведущих держав. Она играет одну из ключевых ролей в обеспечении международной энергобезопасности. И намерена далее утверждаться в первую очередь, за счет новых контрактов.

Россия постоянно наращивает добычу нефти и газа, увеличивает долю своих энергоносителей на мировом рынке. Тем самым она вносит существенный вклад в сдерживание цен и решение энергетических проблем в мире в целом.

Стоит заметить, что недавно наша страна вошла в семерку стран с наиболее динамично развивающейся экономикой. С ней наряду стоят такие страны, как Бразилия, Китай, Индия, ЮАР, Корея и Мексика. Был даже предложен такой термин секретариатом ЮНКТАР: “Восходящая семерка”. В то же время России предстоит необходимое усовершенствование транспортной, финансовой и экологической инфраструктуры.

Конечно, не все согласны с мнением, что Россия прогрессирует, существует и такая точка зрения: известный американский политолог назвал в своей монографии Россию “черной дырой” и цинично пишет, что “потеря территорий не является главной проблемой для нее”, объясняя это рядом причин. А также предлагает России поделиться с соседями частью своего “тела”. Однако сейчас РФ – крупнейший экспортер. И по размеру ВВП входит в десятку крупнейших промышленно-развитых стран мира. Отечественной промышленности удается изготовлять конкурентную продукцию; это касается оружия, энергетического оборудования, атомной промышленности и космической. Крупнейшими торговыми партнерами РФ являются такие страны, как Германия, Нидерланды, Китай, Италия и др. Доля России в мировом торговом обороте продолжает неуклонно расти. Российская нефтяная промышленность – основа роста роли государства в мировой экономике. За счет нее РФ способна конкурировать со странами ОПЕК. При сложившейся в настоящее время специализации различных государств в мирохозяйственных связях весьма показателен опыт США, значительно изменивших “зону своей ответственности” за последние 20-25 лет под влиянием стабильно возраставшей конкуренции со стороны других индустриально развитых стран. Очевидно, что США давно перестали выступать как “мировая кузница”, лидировавшая в мировом производстве преобладающей машинотехнической продукции. Им не принадлежит исключительный приоритет в производстве автомобильной, компьютерной, дорожно-строительной и иной специализированной техники, электронного оборудования, товаров нефтехимической и общехимической переработки. Перечисленная продукция производится не менее, а зачастую более качественно в других странах, причем нередко с более низкой себестоимостью, что ставит под сомнение конкурентоспособность рассматриваемых американских товаров не только на мировом, но и на внутреннем рынке. Нельзя не заметить и того, что отнюдь не все из утерянных позиций в мировом производстве американские производители собираются отвоевывать. В то же время США отвечают в мире почти за 42% рынка высокотехнологических видов современного вооружения, за создание уникальных приборов разнообразного назначения, за выпуск все новых модифицируемых программ для компьютеров, почти за 30% рынка летательных аппаратов, за большинство номенклатуры используемых в мировой промышленности композиционных материалов и иных материалов с заданными свойствами. Список этот можно продолжать, но совершенно очевидна закономерность: США нацелены на то, чтобы находиться на острие научно-технического прогресса и сохранять, во что бы то ни стало инициативу в НИОКР (научно- исследовательских и опытно-конструкторских работах), а также в выпуске новых, не существовавших ранее промышленных изделий, являющихся результатом данных НИОКР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировая экономическая система включает в себя взаимосвязанные национальные экономики с аналогичными или различающимися экономическим, политическим и идеологическим порядками. В этой связи возникает проблема взаимоотношений мировой экономической системы и национальной экономики той или иной страны.

Здесь следует выделить главный аспект этой проблемы: устанавливает ли мировая система по отношению к той или иной стране “режим наибольшего благоприятствования” или, наоборот, стремится не допустить или затруднить вхождение этой страны в замкнутые экономические и политические группировки? Это тем более актуально в условиях доминирования стран и группировок, обладающих экономической мощью, диктующих свои условия, на которых та или иная страна может претендовать на приемлемую для себя форму интеграции в мировую экономическую систему.

ВЫВОДЫ

1. На международные экономические позиции нации оказывают влияние такие факторы, как уровень развития национальной экономики, структура национальной экономики, ее экономическое могущество.

2. Мировая экономическая система включает в себя взаимосвязанные национальные экономики с аналогичными или различающимися экономическим, политическим и идеологическим порядками, что приводит к возникновению проблемы взаимоотношений мировой экономической системы и национальной экономики той или иной страны.

3. Интеграция национальной экономики в мировую экономическую систему, то есть в ее доминирующие группировки, может быть осуществлена в случае сходства экономического и политического порядков и заинтересованности этих группировок в приеме интегрирующейся страны на определенных условиях.

4. Принципиальные положения интеграции страны в мировую экономическую систему, предусмотрены ВТО, являющейся единственной институциональной основой всемирной торговой системы, занимающейся установлением правил торговли товарами, услугами и связанными с торговлей аспектами собственности.

Своей главной функцией ВТО считает обеспечение предсказуемого режима свободной торговли и разрешение споров между участниками.

5. При вступлении в ВТО законы страны должны удовлетворять нормам ВТО. Отсюда следует, что должны быть пересмотрены все основные институты, регламентирующие экономическую деятельность в стране, которая хочет присоединиться к ВТО.

6. Исторический опыт показывает, что не всегда та или иная страна стремится к интеграции, руководствуясь при этом либо необходимостью сохранения национальной экономики в кризисных экономических или политических ситуациях (например, подготовкой или ведением войны), либо стремлением к экспансии.

Подобная политика выражается в полном или частичном отказе от импорта и перехода к самообеспечению (автаркии).

7. Чрезмерная зависимость от импорта может отрицательно сказаться на экономической безопасности страны. Поэтому политика интеграции в мировую экономическую систему тесно связана с проблемой обеспечения экономической, а, следовательно, и национальной безопасности страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопова Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

2. Градов А.П. Национальная экономика: учебное пособие. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.

3. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: учебник /Под ред. В.П. Колесова. – М.: Флинта, 2000.

4. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: учеб. пособие для вузов /Под ред. М.В. Елова. – М.: Логос, 2000.

5. Роль России в мировой экономике / Калианиди Х.К., Вукович Г.Г.// Современные наукоемкие технологии – 2008 – №1.

5.0
roll9
Интересуюсь различными областями знаний, хорошо разбираюсь в русском языке, экономике, теории вероятностей, аналитической геометрии, метрологии,статистике, маркетинге, логистике, журналистике.