Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ

Контрольная работа

По дисциплине: «Военная психология»

На тему: «Социально-психологическая структура воинского коллектива»

г. Серпухов, 2008г.

Содержание:

1. Общее понятие о группе и воинском коллективе

2. Личность и коллектив

3. Особенности развития воинских коллективов

4. Общее понятие о психологии коллектива и ее структуре

5. Особенности психологии взаимоотношений у военнослужащих

6. Психологический феномен коллективного мнения в воинском коллективе

7. Коллективные настроения и традиции

8. Список литературы

1. Общее понятие о группе и воинском коллективе

Современная военная техника и вооружение достаточно сложны и предполагаю коллективное обслуживание. Для нормальной эксплуатации танковой техники необходим экипаж, для использования всех возможностей артиллерийского орудия — расчет. Поэтому одной из основных особенностей военно-профессиональной деятельности является то, что деятельность военнослужащих всегда коллективный характер. Это означает, что победа в современном бою достигается лишь за счет коллективных усилий, за счет координации действий всего личного состава. Следовательно, в своей повседневной профессиональной деятельности офицер сталкивается не только с отдельными военнослужащими, но и с воинским коллективом в целом.

Все человеческое общество состоит из множества групп, которые различаются по целому ряду признаков:

по целям и содержанию деятельности. В соответствии с этим критерием выделяют трудовые, боевые, учебные и другие группы;

по способу объединения, что позволяет подразделить их на производственные, бытовые и т. д.;

по форме организации и возникновения группы могут быть реальными, условными, организованными, официальными и неофициальными;

по характеру и контактности общения, отношений к личности всех других членов группы подразделяются на контактные (первичные) и диктантные (вторичные).

Помимо этого, выделяют большие и малые социальные группы. Большие социальные группы — это классы, прослойки, политические группы (профессиональные союзы, вооруженные силы), нации и другие (возрастные образовательные) общности и объединения.

Малые социальные группы — это воинское подразделение, цех, школьный класс,

— студенческий курс. Подобные группы принято называть первичными. Они отличается от больших тем, что в них осуществляется постоянное межличностное общение, контакт, взаимодействие. На его основе возникают разнообразные социально- психологические (внутригрупповые) явления, без учета которых невозможно эффективное руководство коллективом.

2. Личность и коллектив

Коллектив как ближайшее социальное окружение личности и ее микросреда расположен между личностью и обществом в целом, т. е. непосредственного переход от целого коллектива к личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива. Первичный коллектив оказывает на личность разнообразные влияния. В нем происходит трансформация социальных факторов в личностные.

Известно, что личность формируется в труде и общении с другими людьми. Однако характер и формы труда определяются не только особенностями макросреды, которая включает в себя социально-экономические, политические и производственные отношения и во многом зависит от уровня научно-технического прогресса, культуры, идеологии и морали, но и микросредой как совокупность условий непосредственного социального окружения человека. Таким образом, ближайшее социальное окружение человека, коллектив, микросреда являются одним: из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование личности.

Что входит в понятие ближайшего социального окружения?

Прежде всего, к ближайшему социальному окружению следует отнести членов семьи. Семья, являясь малой социальной группой, служит первичным регулятором отношений между ребенком и родителями. В зависимости от характера семейных отношений изначально формируются особенности личности ребенка. При этом следует отметить, что в воспитании ребенка важно участие обоих родителей. Очень часто в неполных семьях личность ребенка формируется неправильно, односторонне. Не случайно анализ состояния воинской дисциплины показывает, что чаще всего дисциплинарные проступки совершают военнослужащие из так называемых неблагополучных, в том числе неполных, семей.

Особое значение для формирования характера будущего воина имеет влияние отца, поведение которого сознательно или неосознанно копируется сыном. Отец помогает мальчику развить в себе истинно мужские черты характера, такие к*? смелость, выдержка, великодушие, честность и т. д. При этом следует поддернуть, что качества, усвоенные в детстве, обычно сохраняются в дальнейшей жизни, в значительной степени определяя поведение молодого воина.

При поступлении ребенка в школу степень влияния семьи на формирован его характера постепенно снижается. Все большее значение для него приобретает то, как к нему относятся сверстники. Особенно значимыми эти отношения становятся в старших классах. Именно в этом возрасте ребенок попадает под влиянием социальной среды в виде разнообразных групп. Одни из них — формальные (учебные классы, спортивные секции и другие общественные организации) — способствуют развитию социально полезных качеств. Другие группы, так называемые неформальные, иногда оказывают более сильное, но не всегда положительное воздействие на личность. Большинство неформальных объединений возникает, как правило, на основе стремления молодых людей к широкому кругу общения, на основе желания удовлетворить свои потребности в досуге. Однако процессы, происходящие в этих группах, в большинстве случаев не подлежат контролю, поэтому формирование личности юноши на данном этапе возрастного развития происходит стихийно.

Чем сильнее потребность во взаимодействии и общении, тем сильнее группа влияет на сознание, чувства и волю индивида. Иной раз даже кратковременное пребывание личности в группе оставляет неизгладимый след в памяти юноши. Если юноша, невзирая на запреты, причисляет себя к определенной группе, общение в которой ему наиболее приятно, то такая референтная группа может быть критерием оценки нравственных ценностей и черт характера личности. Неосознанное стремление человека согласовывать свои взгляды с мнением референтной группы становится привычкой, препятствующей развитию самостоятельного мышления и критичности, личность становится легко внушаемой и безвольной.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что молодые люди, призываемые в ряды Вооруженных сил, обладают самыми различными взглядами и убеждениями, так как они росли в различных семьях и испытывали различное влияние со стороны ближайшего социального окружения. Офицер обязан учитывать этот факт при организации воспитательной работы с личным составом, в том числе и создавая высокоорганизованные воинские коллективы на базе своего подразделения.

Независимо от вида общественно полезной деятельности, лежащей в основе объединения и организации людей, каждый из коллективов имеет не только свою специфическую, но и общую для всех своих членов общественно полезную задачу, определенную организационную структуру, своеобразное сочетание людей различных возрастов и национальностей, определенный стиль взаимоотношений. Не является исключением и воинский коллектив.

Воинское подразделение как определенная социальная общность возникает на базе организационной структуры части (корабля) и включает в себя ряд подсистем, которым присущи свои социально-психологические особенности. Среди таких подсистем есть как формальные, так и неформальные группы. К первым относятся строевые отделения, боевые расчеты, экипажи, караулы, ко вторым — группы земляков, друзей, любителей музыки, спорта и т. п. Кроме того, в подразделении существуют ранговые группы, связанные с функциями управления и руководства личным составом. Это могут быть официальные ранговые группы сержантов, прапорщиков, офицеров, которые управляют людьми согласно своим функциональным или общественным обязанностям, но возможно формирование и неофициальных ранговых групп старослужащих, которые руководят воинами в соответствии со своими эгоистическими интересами.

Не является секретом и то, что многие командиры испытывают большие трудности в процессе воздействия на неформальные и неофициальные группы. Один и тот же командир успешно решает боевую задачу в поле и не владеет ситуацией в казарме. Это в значительной степени обусловлено тем, что управление социальными группами требует определенных знаний о закономерностях их формирования и развития.

Любая социальная группа проходит три уровня развития: низкий, средний и высокий. Низкий уровень характерен для группы военнослужащих, которые только что объединились на основе приказа (призывники) или личных интересов (любители шахмат). Такая группа обычно называется ассоциацией. Ее структура и дальнейшее развитие во многом зависят от количества военнослужащих. Известно, что каждый член группы не может находиться в объективных личностных отношениях более чем с 7-12 другими членами этой же группы. Отношения, складывающиеся в такой группе, составляют внутреннюю структуру элементарной группы. Если группа больше, например, состоит из 15 или 20 человек, то она стремится к разделению на несколько групп.

При благоприятных условиях в подразделении через 10-15 дней образуются 2-3 группы-кооперации, включающие в свой состав от 3 до 7 военнослужащих. Проходит некоторое время, и они могут перейти на более высокий уровень своего развития — уровень автономизации.

Автономная группа характеризуется четкой организационной структурой и дисциплиной, внутренним единством целей и мотивов деятельности. В таких группах возрастает управленческая роль младших командиров и социальная активность лидеров. При этом в большинстве случаев между командирами и лидерами существенных противоречий не возникает, хотя отдельные трения и возможны. Достаточно часто бывает и так, что младший командир одновременно является социальным лидером.

От уровня социального развития воинской группы во многом зависит эффективность ее служебной и боевой деятельности. Многочисленные эксперименты военных психологов показали, что в сложных экстремальных условиях группы типа ассоциации и кооперации очень часто становятся неуправляемыми, легко поддаются панике и распадаются, в то время как автономные группы не снижают результатов деятельности. Для автономных групп сложные и опасные ситуации становятся своеобразными катализаторами социальной активности, преодолевая трудности, военнослужащие еще больше сплачиваются.

Но сплоченность автономных групп может таить в себе определенную опасность. Это связано с тем, что высокая организация, единство взглядов, эмоциональная удовлетворенность друг другом при наличии сильного и авторитетного лидера создают условия для появления у группы как социальной, так и асоциальной ориентации. Например, если военнослужащие объединяются на основе общих социально полезных целей и нравственных ценностей, не замыкаются внутри своей группы, а стремятся к широким контактам, то такая автономная группа превращается в воинский коллектив. С другой стороны, если военнослужащие скрывают свои намерения, преследуют свои эгоистические цели, то такая автономная группа постепенно превращается в корпорацию и становится лжеколлективом. Грамотное управление процессами, происходящими в малых группах, способствует не только целенаправленному формированию профессионально значимых личностных качеств военнослужащих, но и обеспечивает поступательное развитие социальной группы по пути ее превращения в воинский коллектив.

3. Особенности развития воинских коллективов

Воинский коллектив — высокоорганизованная группа дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебные, учебные, боевые и другие задачи. Эта группа может входить в состав подразделения и называться первичным коллективом, если речь идет о боевом расчете, экипаже или взводе, либо вторичным коллективом, когда имеется в виду рота или батальон.

В своем развитии воинский коллектив проходит определенные стадии. Чаще всего выделяют три основные стадии развития коллектива; социального единства, войскового товарищества и социальной зрелости.

Первая, начальная стадия развития воинского коллектива характеризуется тем, что на данной стадии развития военнослужащие устанавливают многообразные контакты, которые необходимы для успешного выполнения служебных и общественных заданий. Эта стадия проходит не всегда легко. Как правило, возникают определенные трудности в сплочении коллектива. Нередки случаи, когда одна небольшая группировка безнравственных солдат становится источником неуставных взаимоотношений и непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития воинского коллектива. Поэтому командир подразделения должен не только контролировать процессы, проходящие на данной стадии, но и принимать непосредственное участие в сплочении коллектива.

На второй стадии, стадии войскового товарищества, как правило, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются позитивные отношения между военнослужащими, формируется достаточно стабильная структура коллектива, которая включает коллективное мнение и настроение, взаимоотношения и сплоченность, дисциплинированность и коллективные привычки. Данная стадия создает весьма благоприятные условия для всестороннего развития личности воина.

На этой стадии развития воинского коллектива командир обязан изменить стиль управления. Если на первой стадии офицер воспринимается коллективов как внешняя по отношению к ним сила, то теперь он должен стать руководителем, который сочетает требовательность с заботой о подчиненных, единоначалие с опорой на коллектив. Поэтому при проведении воспитательной работы командир обязан активно использовать боевые, служебные, спортивные, бытовые традиции, которые становятся привычными нормами поведения большинства воинов и способствуют достижению высоких результатов в службе.

Стадия социальной и боевой зрелости является третьей стадией развития воинского коллектива. На данной стадии достигается единство воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентации. Отношения между военнослужащими характеризуются наличием взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимозаменяемости и бесконфликтности. В коллективе, достигшем данной стадии развития, преобладает здоровый социально-психологический климат, благотворно влияющий на всестороннее развитие личности воина.

4. Общее понятие о психологии коллектива и ее структуре

Любой коллектив, в том числе и воинский, содержит сложную совокупность внутри коллективных социально-психологических явлений и процессов. В истолковании природы психологии коллектива существует множество точек зрения, что обусловлено различием философских и методологических позиций, на которых стоят те или иные авторы.

В истолковании природы психологии коллектива большинство отечественных исследователей исходят из того, что коллектив является неотъемлемой частью общественного организма, поэтому психология каждого конкретного коллектива представляет собой проявление общественной психологии. Следовательно, психология группы людей, коллектива относится к психологии общества как часть к целому. Она является проявлением духовной жизни конкретного сообщества людей в общественно-исторических условиях. Психологию каждого данного коллектива следует рассматривать как слепок с психологии общества.

В психологии конкретного коллектива наряду с общими отражаются и частные условия его жизнедеятельности. Именно эти частные условия в значительной степени и определяют специфические особенности психологии данного коллектив. Хотя каждый коллектив может рассматриваться в качестве носителя общественной психологии, его «индивидуальная» психология неповторима.

В повседневной жизни, когда речь заходит о психологии коллектива, часто используют такое понятие, как социально-психологический климат, под которым понимают характер социальной и нравственной атмосферы в коллективе и/или его морально-психологическое состояние. Рассмотрим структуру социально-психологического климата коллектива.

Служебные отношения — важнейшая основа взаимодействия людей при решении профессиональных задач, в том числе и военнослужащих в бою, на службе, в повседневной жизни. Система данных отношений предполагает неукоснительное исполнение боевых, служебных, трудовых обязанностей и ролей. Эти взаимоотношения официально закреплены в организационной структуре воинского коллектива, задаются в соответствующих руководящих документах: законах, приказах, уставах, правилах, наставлениях. Однако и на службе, и вне ее взаимодействуют конкретные люди, обладающие разумом, чувствами, волей, поэтому нельзя отрывать служебные отношения от личностных, так же как нельзя отождествлять личностные и неслужебные отношения.

Межличностные психологические отношения являются одной из сторон объективных отношений, оказывающей исключительно большое влияние на поведение военнослужащих. Система таких отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия, антипатия, безразличие, дружба и неприязнь, и другие психологические зависимости между людьми в коллективе) складывается порой стихийно. Однако роль межличностных отношений весьма значима для решения служебных проблем и задач, поэтому изучение структуры межличностных отношений военнослужащих нуждается в пристальном внимании и систематическом управлении со стороны командира подразделения. Данная необходимость обусловлена и тем, что в процессе межличностного общения возникают и развиваются различные социально-психологические явления.

Одно из таких явлений — стремление личности к самоутверждению. Самоутверждение личности — это ее стремление занять и удерживать определенную позицию в системе психологических отношений в коллективе, которая обеспечивала бы данной личности уважение, признание или доверие, благосклонность или поддержку, помощь или защиту и тем самым способствовала бы удовлетворению потребности общения с другими людьми, проявлению индивидуальности личности, раскрытию ее наиболее сильных сторон. Процесс самоутверждения личности — это активное стремление человека осознать свои достоинства в ряду преимуществ других людей, сравнить и сопоставить себя с другими людьми, с тем чтобы не растерять свою индивидуальность, раскрыть возможности, проявить себя, играть значимую роль в коллективе.

Другим социально-психологическим явлением, которое характерно для любого коллектива, является коллективное мнение. Коллективное мнение — это один. из компонентов морально-психологической атмосферы подразделения. Суть данного феномена заключается в том, что не только конкретный человек влияет на коллектив (например, командир подразделения), но и коллектив может влиять на формирование личности человека. Для большинства людей мнение окружающих в отношении себя чрезвычайно важно, поскольку носит оценочный характер. Через эту призму отношений человек осмысливает свое место в коллективе, вырабатывает правила своего поведения в нем. Кроме этого, коллективное мнение может отражать основные принципы организации конкретного коллектива. Например, для воинского коллектива такими принципами должны являться честность, готовность выполнить воинский долг, товарищеская помощи взаимовыручка. Поэтому опытные командиры при проведении воспитательной работы всегда учитывают и используют коллективное мнение. Но следует имеет в виду, что психологический механизм воздействия коллективного мнения может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на личность.

Не вызывает сомнения тот факт, что в интересах повышения боеготовности укрепления организованности и порядка в частях и подразделениях командиры должны всемерно использовать силу общественности, создавать обстановку нетерпимого отношения к нарушителям воинской дисциплины. Следовательно, каждый офицер как руководитель коллектива должен постоянно формировать общественное мнение, всемерно повышать его действенность, не допускать двойственности, стремиться сделать его единым.

Другим, значимым социально-психологическим явлением, характерным для большинства коллективов, является коллективное настроение. Коллективные настроения — важнейшая составная часть психологии коллектива. Они выражаются в совместном переживании тех или иных событии.

Коллективные настроения оказывают сильное влияние на поведение воинов, отражаются на уровне дисциплины и организованности частей и подразделений, на эффективности их ратного труда. Командиры обязаны учитывать это в своей работе и проявлять активность в формировании соответствующих коллективных настроений.

Неотъемлемой частью социально-психологического климата воинского коллектива, элементом структуры его психологии служат внутриколлективные традиции. Роль традиций коллектива в воспитании личности чрезвычайно велика, поскольку человек незаметно для себя усваивает привычки и обыденные представления об общественном бытии, характерные для его социального окружения. Каждый командир обязан проявлять заботу о формировании традиций своего подразделения и поддерживать эти традиции, используя их возможности для воспитания своих подчиненных.

Структура психологии коллектива весьма сложна и многообразна. При этом каждый структурный элемент может иметь свои особенности например, коллективное мнение может быть единым или разноплановым, отношения в коллективе могут быть принципиальными или беспринципными, доброжелательными или напряженными; настроения коллектива– тонизирующими или снижающими активность людей и т. д. Поэтому современный офицер должен иметь весьма неплохую психологическую подготовку, чтобы не только знать особенности воинского коллектива и коллективной психологии, но и умело использовать данные особенности в практике руководства подразделением и воспитания своих подчиненных.

5. Особенности психологии взаимоотношений у военнослужащих

Личность может развиваться лишь при условии, что человек живет среди себе подобных, постоянно вступает в отношения с другими людьми. Непосредственное общение, реальные связи и взаимные отношения людей в коллективе отражаются в их психологии и проявляются в субъективных межличностных отношениях.

Система межличностных взаимоотношений складывается под влиянием целого комплекса объективных и субъективных условий. К числу объективных условий относятся особенности государственного строя, характер и предназначение коллектива и др. Наряду с объективными условиями известное влияние на формирование межличностных отношений оказывают субъективные, психологические факторы — зрелые и незрелые взгляды отдельных людей, положительные и отрицательные черты характера и темперамента, уровень культуры и подготовленности офицеров, прапорщиков и сержантов как воспитателей и т. п. Вооруженные силы в соответствии со своим общественным предназначением обладают специфической организацией. Например, служба требует от военнослужащих точного и беспрекословного подчинения командирам и начальникам. Следовательно, специфика воинской деятельности и организации порождает особую структуру реальных взаимоотношений в воинских коллективах. В ней чаще всего выделяют следующие подструктуры:

отношения субординации;

отношения координации;

отношения сотрудничества.

Каждая подструктура обладает межличностным психологическим аспектом, оказывающим определенное влияние на реальные отношения. В соответствии с психологическим содержанием отношений между военнослужащими принятс оценивать их как соответствующие или не соответствующие, а порой и противоречащие уставным нормам. Как правило, отношения, соответствующие уставным требованиям, способствуют решению задач, стоящих перед воинским подразделением. В то же время взаимоотношения, не полностью отвечающие уставным нормам, выступают в качестве условий, способствующих совершению воинских проступков, развитию отрицательных качеств личности военнослужащих. Поэтому каждый офицер обязан стремиться. К тому, чтобы установить в воинском коллективе правильные уставные взаимоотношения.

Уставные взаимоотношения – это отношения, соответствующие требованиям, изложенным в воинских уставах, притом что в уставах, как в документах, регулирующих взаимоотношения военнослужащих, находят свое выражение моральные принципы общества в целом. Но эти принципы одновременно являются и правовыми нормами поведения военнослужащих.

К числу основных принципов взаимоотношений между военнослужащими относится принцип единоначалия и строгой субординации. Суть этого принципа заключается в делении всех военнослужащих на начальников и подчиненных, старших и младших; в четком определении их прав и обязанностей; в присвоении начальникам права приказывать и обязанности подчиненных точно и беспрекословно выполнять приказы и распоряжения начальников, оказывать им и старшим по званию уважение, строго соблюдать правила воинской вежливости и отдания чести. Уставы обязывают не только начальника, но и старшего требовать от подчиненного и младшего соблюдения требований воинской дисциплины и порядка.

Вместе с тем большое значение воинские уставы отводят принципу коллективизма во взаимоотношениях военнослужащих. Уставы обязывают военнослужащих дорожить войсковым товариществом, помогать товарищам словом и делом, удерживать их от недостойных поступков и, не щадя своей жизни, выручать их из опасности.

Но следует иметь в виду, что хотя воинские уставы четко и достаточно полно регламентируют взаимоотношения военнослужащих, в то же время они не могут предусмотреть всех деталей и возможных ситуаций. В частях и подразделениях, в труде и в быту складываются и развиваются самые разнообразные отношения, которые возникают стихийно и официально ничем не регламентируются. Поэтому взаимоотношения в воинском коллективе требуют постоянного и пристального внимания командиров, знания ими особенностей отношений между всеми категориями военнослужащих.

При организации служебных отношений офицер всегда должен иметь в виду, что между начальниками и подчиненными исключительно важно взаимное доверие. Современный бой требует отличного состава предельной самоотдачи, решительных самостоятельных действий, готовности к личному и коллективному самопожертвованию. Для достижения победы необходимо, чтобы каждый военнослужащий глубоко понимал замысел и требования командира, проникся чувством безграничного доверия к нему, к своим боевым товарищам, был постоянно готов к самостоятельным, инициативным действиям. Успех боевых действий немыслим без веры командира в подчиненных, в их творческие силы, непоколебимую решимость до конца выполнить боевую задачу.

Психологическая значимость доверия заключается в том, что оно повышает у военнослужащего чувство собственного достоинства, стимулирует личность к самовоспитанию, порой становится решающим фактором перевоспитания отдельных военнослужащих. Доверие не имеет ничего общего с попустительством военнослужащим, недобросовестно относящимся к ратному труду, имеющим низкие моральные качества. В свою очередь, недоверие начальника к подчиненным проявляется в опеке и подмене подчиненных при выполнении ими своих обязанностей по службе, в игнорировании нижестоящих начальников, в ущемлении их прав, в отдаче приказаний через их голову и т. п.

Вместе с тем в профессиональной деятельности офицер должен избегать предвзятого отношения к подчиненным, обусловленного заранее сложившимся неправильным мнением. Предвзятое отношение начальника к подчиненному может проявляться в двух формах: предвзято-отрицательной и предвзято-положительной. Предвзятое отношение, как правило, является результатом односторонней оценки личности воина и его поведения. Командир, относящийся к подчиненному предвзято, или стремится выдать желаемое за действительное и переоценивает достоинства подчиненного, или же отмечает у него только негативные черты. И то и другое ведет к неправильному выбору путей и средств воздействия на подчиненных, затрудняет формирование у них высоких морально-боевых качеств.

Отношения субординации должны характеризоваться доброжелательностью, которая побуждает подчиненных быть откровенными и искренними с начальником, способствует внутреннему принятию требовательности командира. Доброжелательность, простота и доступность формируют положительное отношение к службе, уважение к начальникам и старшим, способствуют признанию и исправлению ошибок, допускаемых подчиненными, усиливают действенность командирской требовательности. Напротив, недоброжелательность к подчиненным резко снижает эффективность воспитательных воздействий начальника.

В отношениях начальника с подчиненными неприемлемо высокомерие, которое может проявляться в различных формах — от равнодушия к человечески, стремлениям и нуждам до пренебрежения ими. Внешне это выражается в манере и тоне разговора с людьми, в подчеркивании своего служебного, а иногда и личностного сходства, в обособлении и создании для себя особых привилегий вопросах быта. Высокомерие, как правило, выливается в грубость и нетактичности отдельных офицеров и сержантов. Серьезную опасность влечет и грубость с подчиненными, так как она наносит ущерб формированию положительного отношения к армии, к воинской службе, создает предпосылки утраты авторитета начальников, возникновения нездоровых настроений в коллективе, появления групповщины и круговой поруки. Грубость офицера неизбежно порождает напряженность и конфликты, поэтому офицер не имеет права проявлять грубость в отношении подчиненного, даже если этот подчиненный ему несимпатичен.

Особое внимание необходимо уделять взаимоотношению рядовых и сержантов Как показывает практика, уставные взаимоотношения чаще всего нарушаются именно в звене «сержант — солдат». Одной из главных причин такой ситуации являются недостатки и ошибки в руководстве сержантами со стороны офицеров, в отсутствии должной требовательности к сержантам, слабой методической помощи им, в недостаточной заботе о повышении их авторитета. Порой имеет место и халатное отношение отдельных сержантов к выполнению своих служебных обязанностей, связанное со слабым чувством ответственности, отрицательными чертами характера, недостаточным знанием службы и своей боевой специальности.

В отношениях сержантов и рядовых могут возникать различные недоразумения, а иногда и прямые нарушения требований уставов. Так, стремясь добросовестно выполнить свой долг, некоторые из них пытаются строить и служебные, и внеслужебные взаимоотношения с подчиненными исключительно на строго официальной основе, что, как правило, приводит в конечном итоге к возникновению эмоционального барьера, затрудняющего нормальное общение с подчиненными и руководство ими. С другой стороны, некоторые сержанты бояться проявить настоящую командирскую требовательность. Встретив негласное сопротивление подчиненных, чаще всего со стороны недисциплинированных старослужащих солдат, и не зная. как его преодолеть, некоторые неопытные сержанты становятся на путь панибратства, заискивания перед ними и укрывательства их поступков.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в интересах повышения боеготовности подразделений офицеры должны постоянно заботиться, об укреплении авторитета сержантов, повышении их педагогической подготовленности, обучать их работе с подчиненными.

Другим весьма сложным направлением деятельности офицера является формирование отношений между рядовыми военнослужащими, поскольку особенности этих отношений оказывают непосредственное влияние на их поступки и поведение, на формирование у них определенных черт характера.

Как правило, между солдатами (матросами) складываются взаимные симпатии в привязанности, утверждаются братство, дружба, постоянная забота о товарищах, непосредственная заинтересованность в их судьбе. Вместе с тем во взаимоотношениях рядовых воинов могут наблюдаться и отклонения от уставных норм. Чаще всего это обусловлено определенными психологическими причинами. Так, все рядовые военнослужащие занимают одинаковое правовое положение. Будучи равными, по правовому положению, рядовые объективно играют в коллективе различные служебные и иные роли, что обусловлено сроками службы, отношением к обслуживаемой технике и оружию, специальной подготовленностью, условиями, в которых они находились в прошлом, и т. д. Все это не может не отражаться на их взаимоотношениях, особенно между военнослужащими различных сроков службы.

Как было сказано выше, человек, находясь в коллективе, стремится к самоутверждению. Это в полной мере касается и старослужащих солдат. В тех подразделениях, где подобное самоутверждение старослужащих солдат и матросов протекает стихийно, разница в сроках службы может стать предпосылкой возникновения у отдельных военнослужащих позиции превосходства, стремления занять командное положение и подчинить своему влиянию молодежь. Именно данное обстоятельство часто приводит к конфликтам между военнослужащими. Поэтому командир подразделения должен контролировать процесс формирования отношений между различными группами рядовых военнослужащих.

Следует также иметь в виду, что структурные формы отношений между рядовыми военнослужащими разнообразны. Одной из них являются мелкие стихийно складывающиеся группы солдат и матросов. Они, как правило, носят ролевой характер, имеют ведущих и ведомых и различаются по своей направленности. Положительно направленные группы благотворно влияют на остальных сослуживцев, задают тон в ревностном отношении к службе. Они складываются на основе общих полезных интересов, добросовестного отношения к службе, стремления к полезным делам, способствуют общему успеху коллектива. Ведущие в них, как правило, превосходят своих ведомых по образованию, по способностям, по каким-либо другим качествам, но не демонстрируют своего превосходства и во всем помогают товарищам. Групповое мнение здесь в основном совпадает с мнением всего коллектива. Мотивом самоутверждения в таких группах, как правило, является достижение определенных результатов в военно-профессиональной деятельности, самообразовании, спорте и т. д.

воинский коллектив взаимоотношение традиция

6. Психологический феномен коллективного мнения в воинском коллективе

Коллективное мнение представляет собой совокупность оценочных суждений, в которых выражается отношение большинства членов коллектива к различным событиям в жизни общества, к поступкам, поведению и деятельности как всего коллектива, так и каждого его члена.

Мнение коллектива — это социально-психологическое явление, которое возникает и развивается в процессе общения и взаимодействия людей, постоянного живого обмена своими мыслями, взглядами, убеждениями, чувствами. Таким образом, коллективное мнение — это своеобразный сплав личностных мнений, претерпевших в результате взаимодействия определенные изменения.

По своей природе коллективное мнение является специфической формой общественного сознания, а следовательно, часто выступает критерием поступков и действий отдельных членов коллектива. Оно оказывает особое влияние на личность военнослужащего, поскольку через него во многом осуществляются такие воспитательные функции коллектива, как предъявление к личности системы требований и постоянный контроль и оценка ее поступков и поведения. В свою очередь, следует отметить, что, направляя поведение людей в соответствии с требованиями окружающей социальной среды, коллективное мнение активно способствует формированию у них качеств, необходимых для военно-профессиональной деятельности.

Во взаимодействии с коллективом личность предстает саморегулирующейся системой в социальной среде. С этой точки зрения коллективное мнение можно рассматривать как канал обратной связи, как важнейший для личности источник социально-психологической информации о непосредственном окружении. Оно информирует человека о реакции на его действия и поступки со стороны других людей и, таким образом, способствует принятию адекватных решений. Более того, группа сама осуществляет по отношению к личности определенные социальные санкции. Она непрерывно сопоставляет поведение каждого своего члена с системой норм, существующей внутри этой группы, а результаты выражаются в особенностях отношения к этому человеку в коллективе, которые могут отражать одобрение и похвалу или, наоборот, осуждение.

Следует отметить, что коллективное мнение — явление не только многоплановое, но и весьма динамичное. В динамике становления и развития общественного мнения различают ряд степеней.

На первом этапе люди непосредственно переживают событие, рассуждают о нем и оценивают его.

На втором — обмениваются своими чувствами и представлениями, взглядами и оценками. Именно здесь мнение переступает границы индивидуального сознания и захватывает сферу, прежде всего группового, коллективного, а потом и общественного сознания. С момента обмена мнениями, дискуссий и обсуждений начинается процесс становления общественного мнения. В дальнейшем различные мнения объединяются вокруг основных точек зрения по предмету обсуждения, и в процессе дискуссии формируется общее мнение.

Полное единство коллективного мнения наблюдается редко. Существует лишь более или менее выраженная тенденция в формировании оценки конкретной ситуации. При этом степень зрелости мнения бывает различной, и это не случайно, ведь его носителями являются конкретные люди, обладающие определенными психологическими характеристиками, которые в значительной степени и обусловливают возникновение как положительного, так и отрицательного коллективного мнения. Поэтому командир подразделения всегда должен проявлять заботу о формировании единой точки зрения коллектива на те или иные общественные явления. Добиться этого вполне возможно, поскольку коллективное мнение — явление управляемое, организуемое.

Главным условием для формирования коллективного мнения служит способность офицера влиять на мнение и взгляды конкретных военнослужащих. При этом для успешного влияния на коллективное мнение необходимо учитывать динамику его развития: важно не упустить момент, когда люди непосредственно переживают то или иное событие, пытаются его оценить. Именно в этот момент у одних зарождаются правильные, а у других ложные взгляды. Возникшие ложные представления поначалу слабы, но могут быстро закрепиться, поэтому необходимы профилактические мероприятия. Важно также учитывать, что каждое одиночное суждение, особенно если оно импонирует общему мнению, психическому со- стоянию людей в той или иной ситуации, может быстро стать групповым или коллективным, иногда даже в том случае, если оно противоречит собственному мнению многих членов коллектива.

Одной из предпосылок формирования общественного мнения по тому или иному вопросу является знание основной тенденции во взглядах и всех мнений противоречащих этому направлению. В связи с этим при формировании общественного мнения особое внимание следует уделять борьбе с ложными взглядами для чего необходимо развенчать авторитет лиц, обладающих сильным отрицательным влиянием. Эффективным способом добиться этого служит перестройка отношения к ним их ближайшего окружения — когда мнение ближайшего из товарищей, прежде поддерживавших нарушителя, резко изменяется и совпадав с мнением всего коллектива, оно становится способным перестроить отношения солдат в этой группе и изменить поведение недисциплинированное сослуживца.

Формированию правильного общественного мнения способствуют позитивные традиции и настроения, существующие в воинском коллективе.

7. Коллективные настроения и традиции

Коллективное настроение — это частный случай совместных переживаний, овладевших значительной частью коллектива. Настроения и психические состояния коллектива являются структурными компонентами его психологии, представляющими преимущественно эмоциональную сторону его духовной жизни.

Если настроение индивида в равной мере обусловливается физиологическими психологическими и социальными факторами, то коллективное настроение в первую очередь зависит от социальных условий, таких как успешность деятельности коллектива, характер взаимоотношений между его членами, условия труда и отдыха, состояние воспитательной работы и др.

Командиру следует иметь в виду, что настроения — один из самых подвижных элементов человеческой психики. Возникая у одних людей, они могут быстро распространяться на других, «психически заражать» их. Заразительность коллективного настроения определяется самим фактом контакта и непосредственного общения людей в условиях жизни бок о бок. Здесь действует социально-психологический закон подражания. Механизм психологической индукции сам по себе нейтрален. Он «бесстрастно» может действовать как в положительном, так и в отрицательном направлении. «Неразборчивость» психологической индукции приводит к тому, что положительный и отрицательный примеры могут распространяться в коллективе с одинаковой быстротой.

Коллективное настроение не только весьма динамично, но и обладает большой побудительной силой, способной многократно усиливать чувства людей. Итак, в заключение можно сказать, что воинский коллектив — это весьма сложный организм, который живет и развивается по своим специфическим законам Знание закономерностей развития и особенностей психологии воинского коллектива и умелое их использование позволяют командиру успешно решать задачи по повышению боеготовности.

8. Список литературы

1. Психология и педагогика. Военная психология/ Под ред.

А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.: ил.;

2. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. — М., 1979.;

3. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб., Питер, 2000.- 569с.;

4. Шипилов А.И. /Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях./перераб. и доп. – М.: 1999.-358с.;

5. Коупленд Н./ Психология и солдат. – 2-е изд. – М.: 1991.- 155с.

4.16
AsyaHa
Красный диплом, на "Отлично" разбираюсь в математике, информатике, конфигурировании 1с, русском языке