Содержание административной ответственности

1. Понятие и признаки административной ответственности

вид юридической ответственности

1.1 Административная ответственность как вид юридической ответственности

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер. При наличии юридического факта в виде административного правонарушения включается механизм санкции правовой нормы и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание [пост. коммент].

Вместе с тем, в научной литературе ученые не пришли к единому мнению о понятии административной ответственности, хотя все, по существу, утверждают, что административная ответственность выражается в применении административных взысканий. Определения же ее даются разные.

Так, О.М. Якуба полагает, что «административную ответственность можно характеризовать как ответственность граждан и должностных лиц перед органами государственного управления, а в случаях, определенных законом, перед судом, за виновное нарушение общеобязательных административно-правовых норм, выраженную в применении к нарушителям установленных административных санкций».

По мнению С.В. Тихомирова, «административная ответственность представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах (поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и другие) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных взысканий за совершение административных правонарушений».

В определении административной ответственности, которое дано Б.В. Россинским, обращается внимание как на соответствующую часть ее содержания (административные взыскания), так и на субъект. По мнению автора, таким субъектом является лицо (физическое и коллективное — организация, в том числе филиалы организации, их представительства, а также их структурные подразделения), совершившее правонарушение. Вряд ли можно согласиться с позицией Б.В. Россинского о том, что:

1. организации могут быть субъектами административных правонарушений, они выступают в качестве таковых лишь тогда, когда являются юридическими лицами;

2. филиалы организаций, их представительства и их структурные подразделения, не являющиеся юридическими лицами, также не могут выступать в качестве субъектов административной ответственности.

Кстати, в литературе нередко под субъектами административной ответственности понимаются организации, что не соответствует действующему белорусскому законодательству. Последнее предусматривает в качестве названных субъектов только юридических лиц. Между тем далеко не каждая организация является указанным лицом. Невозможно согласиться с автором и с тем, что коллективные субъекты могут совершить административное правонарушение[мойб].

Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях[коап].

Как и любое правовое явление, административная ответственность имеет свои определенные цели.

Общая цель административной ответственности — сведение к минимуму правонарушений.

Конкретные цели:

1. воспитание физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждение совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами;

2. предупреждение совершения новых административных правонарушений[мойм].

Признаки административной ответственности:

1. основанием для административной ответственности является административное правонарушение;

2. административная ответственность менее сурова, чем уголовная, и не влечет судимости лица, к которому применяется;

3. административная ответственность состоит в применении к субъектам административных взысканий;

4. к административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законом. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую, налагают административные взыскания;

5. субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица;

6. административной ответственности присущ всеобщий характер, поскольку правила (например, дорожного движения, поведения в общественных местах и др.), нарушение которых влечет административную ответственность, являются обязательными для всех граждан;

7. должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности;

8. существует особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для его оперативности и экономичности, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту;

9. административная ответственность урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности[5 винрар].

Следовательно, административная ответственность обладает рядом признаков, отличающих ее от других видов ответственности, но основной из них заключается в том, что основанием является административное правонарушение, а мерами — административные взыскания.

административный правовой ответственность процессуальный

1.2 Современное понятие концепции правового государства

В современной научной литературе правовое государство определяется неоднозначно, с различными акцентами в его сущностной характеристике. Одни авторы считают доминантным в правовом государстве верховенство закона, другие — государственный суверенитет народа, третьи — основные права человека, четвертые — отношение власти с индивидами на основе права [8,128].

К числу первых можно отнести российского ученого, государственного деятеля, доктора юридических наук В.Ф. Яковлева. Он считает, что правовое государство есть образ жизни общества и его граждан, основанный на верховенстве закона.

Правовое государство — это, с одной стороны, результат реализации права в устройстве государственной власти и в ее функциях, с другой стороны, условие эффективного развития применения права, внедрения его в жизнь.

В правовом государстве общество живет по праву. Но и само государство подчиняется праву. Государство является правовым лишь постольку, поскольку в обществе обеспечено верховенство права, то есть подчинение ему не только общества, граждан, но, в первую очередь, самой власти, самого государства [22, 3].

Заведующий кафедрой конституционного и административного права Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, доктор юридических наук, профессор, член Ученого совета Ростовского государственного университета, член Ученого совета Волгоградской академии МВД РФ, член диссертационного ученого совета Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Чепурнова Н.М. отождествляет в своих работах правовое государство с государством конституционным.

Правовое государство не может выступать в качестве самостоятельной, отделенной от конституционного государства организации и подлинной демократии. Напротив, конституционное государство и есть правовое государство в его высшем политико-правовом выражении.

В современной литературе справедливо отмечается, что идеологическое многообразие, политический плюрализм, широкий спектр общественных объединений выступают не только в качестве характеристики гражданского общества, но и одного из свойств демократического государства, а урегулированные конституционным правом все данные аспекты имеют прямое отношение к проблематике публичных прав и свобод граждан [21, 188].

В.М. Баглай, в свою очередь, в правовом государстве ставит на передний план юридическое закрепления максимального осуществления, охраны и защиты основных прав человека.

Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах [1, 132].

Во многих ныне действующих конституциях современное конкретное государство, в том числе и Республика Беларусь, провозглашается не только правовым, но и социальным.

Некоторые авторы утверждают, что понятие «социальное правовое государство» впервые употребил в 1929 г. немецкий государствовед Х. Хеллер как альтернативу диктатуре буржуазии и диктатуре пролетариата. Однако о государстве социальном речь шла еще в конце XIX в. в книге немецкого ученого Л. Штайна «Настоящее и будущее правовой научно-государственной Германии». В этой работе подчеркивалось, что социальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано…способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве»

Юридически понятие «социальное правовое государство» было закреплено в Конституции ФРГ 1949 г. и получило распространение в конституциях многих современных государств [8, 130].

Функции социального государства широки. Оно создает условия для поддержания полной занятости, перераспределяет доходы через государственный бюджет в пользу неимущих, обеспечивает людям прожиточный минимум, охраняет наемный труд, заботится об образовании, социальном обеспечении, семье, здравоохранении и т.д. Социальная деятельность по этим направлениям не требует огосударствления экономики, а, напротив, сочетается с укреплением рыночного хозяйства и развитием индивидуальной инициативы [1, 137].

Определение белорусского государства как социального государства впервые появилось в пятой Конституции, принятой Парламентом 15 марта 1994 г. Напомним, что при обсуждении проектов Конституции это понятие не сразу было всеми позитивно оценено и поддержано. Более того, со стороны некоторых лиц, в том числе и руководства Верховного Совета, оно было воспринято настороженно, давались отрицательные характеристики, суть которых состояла в отождествлении понятий «социальное» и «социалистическое» и что якобы авторы проекта пытаются закрепить в Конституции социалистический характер белорусского государства.

Не затрагивая в рамках данного комментария вопрос о соотношении социального и социалистического государства, подчеркнем, что основное различие состоит в политическом плюрализме, многообразии форм собственности, значительной свободе личности в условиях социального государства.

Ни одному современному государству не уйти от решения вопросов, связанных с социальной защитой его граждан. Не пожелает делать само государство и его институты, их заставят сами граждане, общественные объединения. Социальное государство должно видеть и преодолевать недостатки рынка: эгоизм, индивидуальную замкнутость, снижение планки духовных ценностей.

Читайте также:  Ценообразование в рыночной экономике

Выполнение государством функции социальной защиты не должно носить стихийный, вспомогательный хаотичный характер. Велика в этом роль права [4,16].

Таким образом, представления о государстве как об организации, которая осуществляет свою деятельность на основе закона, начали формироваться еще на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни, и идея эта прошла долгий путь осмысления, доработок и поправок, прежде чем найти практическое воплощение. Даже в наше время современные ученые-правоведы смотрят на правовое государство под разным углом, делая акценты на определенные признаки данного явления.

2. Принципы правового государства

2.1 Верховенство права

Как уже отмечалось, одним из главных признаков правового государства является верховенство права. Право, которое находит свое воплощение в писаных нормативных актах, в правовых идеях и принципах, носящих надпозитивный характер, выступает в качестве барьера на пути к произволу. Известно изречение «абсолютная власть вырождается абсолютно». Именно правом ограничивается власть. Посредством права (правовых предписаний) сдерживаются тенденции к злоупотреблению властью либо эти злоупотребления искореняются [3, 151].

Верховенство права означает, что вся деятельность государственных органов и их должностных лиц осуществляется в строгом соответствии с законом. При этом следует иметь в виду, что в правовом государстве законы также должны быть правовыми. Правовые законы могут называться таковыми, если они имеют ряд признаков, а именно:

1. Законодательный акт должен воплощать представления членов общества о справедливости.

2. Процедура его принятия должна строго соответствовать закону.

3. Законодательный акт должен быть принят государственными органами в пределах их компетенции.

4. Законы не должны противоречить ни конституции, ни друг другу.

5. Правовым законам должно подчиняться само государство.

Право, представленное такими законами, наиболее эффективно.

Эффективность права — это его свойство, выражающее способность права воздействовать на поведение субъектов права и достигать социально полезного результата.

Эффективность права зависит не столько от той социально цели, для достижения которой создана юридическая норма, сколько от того, в какой степени данная цель и норма соответствуют потребностям и интересам отдельных граждан и социальных групп [20].

Главным по отношению к другим источником права непосредственно в Республике Беларусь является Основной Закон страны — Конституция.

Принцип верховенства Конституции закреплен в ст. 137 Конституции Республики Беларусь. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется особенностями ее принятия, изменения или отмены.

В связи с закреплением в ч. 2 ст. 137 Конституции принципа приоритета Конституции по отношению к законам, декретам, указам можно сделать вывод и о верховенстве Конституции по отношению к актам Правительства (они должны базироваться на Конституции, законах, актах Президента) и других государственных органов [5, 28].

Верховенство права иногда определяют как законность, неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами власти и должностными лицами. Однако в этом определении усматривается формальный подход. Законность — это связанность государства правом, совершенствование законов, указов, постановлений и других актов государственных органов с учетом требований справедливости, общепризнанных принципов и норм международного права [4, 18].

Сторонники теории правового государства определяют законность как систему реально действующего права. Это означает:

1) в обществе и государстве есть правовое законодательство;

2) полное осуществление, реализацию Конституции и других законов в

действиях должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений;

1) эффективную защиту действия Конституции и других законов [21,366].

Как видно из вышеизложенного, верховенство права является основополагающим принципом правового государства. Справедливые законы являются тем фундаментом, на котором строятся правовые отношения.

2.2 Разделение властей

Отличительным признаком правового государства является разделение власти, внедрение оптимальной системы сдержек и противовесов, которые обеспечивают эффективную работу государственно-правового механизма, позволяют удерживать ветви единой государственной власти во взаимодействии и взаимном сдерживании. В ст. 6 Конституции закреплено, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга [3,151].

Следует заметить, что теория разделения властей является далеко не новым порождением общественно-политической мысли. Первые ростки этой теории появились уже на начальных стадиях развития государственного механизма. Так, еще древнегреческий историк Полибий (200-120 гг. до н.э.) восхищался той системой распределения власти между различными государственными органами, которая существовала в республиканском Риме. Власть в этом государстве была поделена таким образом, чтобы ни одна из ее составных частей не перевешивала бы другую. «Дабы таким образом государство неизменно пребывало в состоянии равномерно­го колебания и равновесия, наподобие идущего против ветра корабля».

Значительное развитие теория разделения властей получила в средние века. Особо выделяются, как уже было отмечено раньше, взгляды на государство и право английского философа-материалиста Дж. Локка и французского философа-просветителя Ш. Монтескье.

Стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, Дж. Локк разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей. Приоритет остается за законодательной властью в механизме разделения властей. Она верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к ней подчиненное положение. Однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие [2, 378].

В целом всю государственную власть Дж. Локк разделил на законодательную, исполнительную и федеративную. В последующем Ш. Монтескье пересмотрел данное деление и выделил вместо федеративной власть судебную. Стоит отметить, что данные власти не тождественны, так как федеративная власть занимается международными отношениями.

Не стоит забывать, что традиционная концепция разделения властей на

законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть, избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть, назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных [12, 104].

Высшим органом законодательной власти в Республике Беларусь является Национальное собрание (Парламент).

Деятельность Национального собрания основывается на принципах:

1) демократичности;

2) гласности;

3) разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

4) верховенства права и законности;

5) приоритета общепризнанных принципов международного права;

6) равенства граждан перед законом, уважения их прав и законных интересов;

7) свободного обсуждения и принятия решений;

8) участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни [18].

Парламент Республики Беларусь состоит из двух палат: Палаты представителей, в состав которой входит 110 депутатов, и Совета Республики. Обычно срок полномочий Национального собрания составляет 4 года.

Правительство Республики Беларусь (Совет Министров) является главным органом исполнительной власти.

В состав Совета Министров Республики Беларусь входят Премьер-министр Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов, Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ и иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь [19].

Совет Министров Республики Беларусь наделен рядом полномочий в экономической сфере (обеспечивает проведение единой экономической политики, регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь и принимает меры по их развитию, осуществляет инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития Республики Беларусь и др.), в финансовой сфере (обеспечивает проведение единой финансовой политики, осуществляет регулирование внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь и др.), в области науки и образования (обеспечивает проведение единой государственной политики, участвует в формировании и обеспечивает реализацию государственной научно-технической и инновационной политики и др.), в области здравоохранения (обеспечивает проведение единой государственной политики, обеспечивает разработку и реализацию государственных программ и др.), а так же в иных сферах деятельности.

Судебная власть — это разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров. Носителями судебной власти являются суды [3, 623].

Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Конституционный суд Республики Беларусь проверяет соответствие определенных правовых актов Конституции Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей. Судьями Конституционного Суда Республики Беларусь являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Таким образом, разделение властей в правовом государстве является обязательным условием. Именно этот принцип помогает не допустить абсолютной власти тех, в чьих руках она сосредоточена.

2.3 Обеспечение прав и свобод человека

Идея прав и свобод человека относится к тем идеям, которые пройдя многовековую историю, приобрели особую актуальность в современных условиях, выйдя на первый план отношений между государством и личностью. Новое мышление, с особой силой проявившееся после Второй мировой войны, определило права и свободы человека в качестве высшей ценности государства и общества.

Читайте также:  Организация в сфере банковских услуг национального масштаба

Сейчас эта идея приобрела глобальный характер и стала предметом международной заботы и защиты. Это обусловлено необходимостью демократизации власти, появившимися проблемами выживания человечества, формированием новых отношений между обществом и отдельным индивидом, что выдвигает к последнему новые, повышенные требования [3,246].

Необходимым условием данного принципа является наличие независимого суда.

Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами [1, 134].

Статья 110 Конституции Республики Беларусь гласит: «Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону».

Эффективные механизмы защиты прав человека включают материально-правовые, процессуальные и институциональные формы и средства защиты. Взаимодействие всех этих частей на конституционной основе, отвечающей целям демократического развития, делает такую защиту реальной [6,353]

В ст. 2 Конституции Республики Беларусь зафиксировано положение о том, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью общества и государства.

Правовое государство обязано гарантировать гражданину обеспечение его прав и свобод.

Имеется два уровня конституционных гарантий прав, свобод и обязанностей. Первый уровень — это гарантийный механизм, заложенный в тех статьях Конституции, которые провозглашают сами права и свободы граждан. Второй уровень — это специальные конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей граждан. В качестве таковых выступают положения, закрепленные в ст. ст. 58-62 Конституции Республики Беларусь. В частности, подчеркивается, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, ее законами, либо к отказу от своих прав. Государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного правопорядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан [18, 53].

Конституция Республики Беларусь провозглашает человека, его права, свободы и гарантии их реализации высшей ценностью и целью общества и государства.

Таким образом, правовое государство направлено на реализацию и защиту прав и свобод граждан, которые, в свою очередь, выполняют определенные обязанности.

Исходя из вышесказанного, принципы правового государства имеют довольно демократический характер. Они защищают личность, ее интересы, с помощью справедливых законов устанавливают рамки дозволенного поведения как для граждан, так и для представителей государственной власти, которая разделена в Республике Беларусь на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

3. Гражданское общество как основной институт правового государства

Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественноисторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность [1].

Гражданское общество есть сфера отношений между гражданами. Этим оно отличается от «политического общества» (государства), которое есть сфера отношений между государством и гражданами [9, 30].

Впервые понятие «гражданское общество» появилось в XVII в. в трудах Т. Гоббса, Г. Гроция, Дж. Локка, и развивалось в XVIII в. Ш. Монтескье, В. Гумбольдтом, Д. Вико и другими исследователями.

Заключение

Правовое государство, идея которого находилась в рамках огромного исторического времени, никогда не находилось в статике. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в социальных структурах. Во все времена наиболее прогрессивные мыслители искали путь к созданию антидеспотичного государства, в котором регулировать отношения в обществе будут справедливые законы.

Вопрос о правовом государстве носит больше практический характер, чем теоретический, ведь на деле соблюдение основных принципов правового государства ведет к улучшению жизни общества, обеспечению прав и свобод человека, защите от произвола и злоупотребления властью должностными лицами. Необходимым условием реализации этих принципов в жизнь является реальное существование и эффективная деятельность гражданского общества.

Стоит отметить, что наличие правового государства подразумевает ряд принципов, без которых оно не может быть полноценным и называться таковым. К данным принципам относят:

1) верховенство права (правовое государство призывает уважать и соблюдать закон как со стороны общества, так и со стороны самого государства и его представителей);

2) разделение властей (это позволяет не допускать превышения полномочий какой-либо из ветвей власти);

3) обеспечение прав и свобод человека (раскрывает цель создания правового государства, так как оно направлено на то, чтобы каждый человек мог полноценно существовать в обществе наравне с другими людьми).

Идея правового государства проделала долгий путь в своем осмыслении наиболее выдающимися теоретиками своего времени. В результате она нашла воплощение в жизнь в большинстве современных государств.

В современном мире следует отметить, что наличие правового государства невозможно без государства социального. Важнейшим условием для создания социального правового государства является наличие гражданского общества.

В первой статье Конституции Республики Беларусь зафиксировано то, что наше государство является социальным и правовым, однако это не значит что идея правового государства не развивается дальше, ведь правовое государство динамично и не стоит на месте. Оно эволюционирует по мере потребности общества и по мере его правового развития.

Нужно воспитывать в себе глубокое уважение к Конституции и закону, формировать высокую правовую культуру и правосознание. Без этого невозможно создать цивилизованное общество, построить настоящее правовое государство.

Список использованных источников

1. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М.В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. — 784 с.

2. Байтин, М.И. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах /М.И. Байтин; под ред. М.Н. Марченко. — Т. 1: Теория государства. — М.: Зерцало, 1998 — 416 с.

3. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич — Мн.: ИООО «Право и экономика», 2002. — 686 с.

4. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь (научно-практический комментарий). — 2-е изд. — Мн.: Право и экономика, 2001. — 486 с.

5. Василевич, Г.А. Конституция. Человек. Государство. Серия: «ПРАВО» / Г.А. Василевич. — Мн., «Право и экономика», 2010. — 261с

6. Василевич, Г.А. Белорусское государство на рубеже веков / Г.А. Василевич. — Мн.: ИООО «Право и экономика», 2006. — 469 с.

7. Джин Л. Коэн, Э. Арато. Гражданское общество и политическая теория. Пер. с англ. / общ. ред. И.И. Мюрберг. — М: Весь мир, 2003. — 784 с.

8. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. Пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. — 5-е изд. — Мн: Амалфея, 2011. — 500 с.

9. Капустин, Б.Г. Гражданство и гражданское общество / Б.Г. Капустин. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. — 224 с.

10. Конституционный строй в Российской Федерации, Республике Беларусь и Украине: сравнительный анализ / Бэхи Камбиз // Право.by. — 2013. — №3. — С. 43.

11. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. Референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. — 9-е изд., стер. — Мн: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2013. — 64 с.

12. Корельский, В.М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В.М. Корельский. — М.: Издательская группа Норма-инфра, 1998. — 570 с.

13. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе: научное издание / общ. ред. М.М. Беляев. — М.: Наука — философия, право, социология и психология? 1993. — 379 с.

14. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения: 2 изд. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — Т.3. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. — 627 с.

15. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права: акад. курс в 2 томах / М.Н. Марченко. — Т. 1.-М.:Зерцало, 1998. — 377 с.

16. Масловская, Т.С. Конституционное право: ответы на экзаменац. вопросы / Т.С. Масловская. — Мн: ТетраСистемс, 2008. — 106 с.

17. Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений: учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. — М.: Инфра-М, 1996. — 723 с.

18. О Национальном собрании Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 8 июля 2008 г., №370-3 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2008. — №172. — 2/1467.

19. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23 июля 2008 г., №424-З // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2008. — №184. — 2/1521.

20. Понятие эффективности права в контексте современного правопонимания / С.А. Пономарев // Право.by. — 2012. — №3. — С. 15.

21. Чепурнова, Н.М., Серёгин, А.В. Теория государства и права: учебное пособие / Н.М. Чепурнова. — М.: ЕАОИ, 2007. — 465 с.

22. Яковлев, В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования / В.Ф. Яковлев. — М.: Статут, 2012. — 488 с.

23. Гражданское общество // Центр управления финансами [www.center-yf.ru/]. — Режим доступа: http://www.center-yf.ru/data/stat/Grazhdanskoe-obshestvo.php. — Дата доступа: 09.04.2014

24. Гражданское общество и правовое государство: ценности и приоритеты в сфере борьбы с преступностью. Роль адвокатуры в их защите // Юридическая библиотека Юристлиб [http://www.juristlib.ru]. — Режим доступа: http://www.juristlib.ru/book_5494.html. — Дата доступа: 09.04.2014

25. Гражданское общество, право и государство // Экономико-правовая библиотека [http://www.vuzlib.org]. — Режим доступа: http://www.pravo.vuzlib.org/book_z1675_page_9.html. — Дата доступа: 10.04.2014

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...