Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Контрольная работа

Соглашение о разделе продукции

Введение

Использование природных ресурсов всегда играло огромную роль в экономике России. Экспорт полезных ископаемых, как и раньше дает основную часть валютных поступлений в федеральный, региональный и местные бюджеты. Однако развитие производства не может происходить без вложения инвестиций, тем более, когда речь идет о таких капиталоемких производствах как добыча минерального сырья, нефти и газа. Именно с отсутствием капитальных вложение связано износ основных средств производства в разведке и добыче природных ресурсов.

Действующее законодательство содержит много противоречий, не обеспечивающих инвестору должных гарантий и, соответственно, стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности, а в налоговой части зачастую выглядит “запретительным” для инвестора. Связанный с этим рост предпринимательского риска в совокупности с естественными для недропользования геологическими рисками ведет к сокращению инвестиционного предложения и оттоку капитала из страны. “Благодаря” административной системе регулирования инвестиций, государство не только не может привлечь иностранный капитал, но и не стимулирует реинвестиции российского капитала.

Принятый в 1995 году Федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции”1 (далее – Закон о СРП) ввел новую форму взаимоотношений между государством, собственником недр, и инвестором. Благодаря

Федеральному закону “О соглашениях о разделе продукции” от 30.12.95 № 225-ФЗ.//Собрание законодательства РФ, 01.01.96, № 1, ст. 18. стало возможным установление между государством и инвестором равноправных договорных отношений.

Государство заинтересовано в создании благоприятных условий для инвестирования в проекты СРП. По экспертной оценке реализация только 6 проектов позволит государству увеличить поступления в бюджеты всех уровней на 260 млрд. долларов США в течение жизненного цикла проектов. Реализация подобных проектов оказывает косвенное влияние на все отрасли экономики. На каждый доллар США, вложенный в проект, в сопряженных отраслях экономики производится еще 0,9 доллара США дополнительного дохода. Средства, расходуемые по проекту, увеличивают доходы предприятий, производящих оборудование, транспортирующих минеральное сырье, работников, непосредственно занятых в проекте, которые в свою очередь расходуют свои доходы в других отраслях экономики.

1. Иностранные инвестиции на условиях соглашений о разделе продукции

Федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции”, принятый 30 декабря 1995 года, направлен на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов в сферу недропользования. Закон предоставляет государственные гарантии стабильности условий хозяйственной деятельности на весь период действия соглашения о разделе продукции.

В соответствии с соглашением о разделе продукции РФ предоставляет иностранному инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. Инвестор со своей стороны обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все условия, связанные с пользованием недр. В том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между участниками соглашения.

Четкой тенденцией последних десятилетий является, как свидетельствует мировая практика, развитие договорных форм прямых иностранных инвестиций, осуществляемых в особо крупных размерах. Такими капиталовложениями являются следующие формы инвестиций, как договоры об обслуживании и управлении, договоры целевого долгосрочного займа, соглашения о франшизе, лицензионные договоры, лизинг, соглашения о разделе продукции. Общее для этих договоров – доход инвестора напрямую зависит от производственных показателей предприятия.

В российском законодательстве применяется лишь соглашения о разделе продукции и соглашения о финансовой аренде (лизинг).

Итак, Федеральный закон от 30 декабря 1995 года “О соглашениях о разделе продукции” регулирует отношения, связанные с крупнейшими капиталовложениями в российскую экономику.

Рассматриваемый закон позволяет использовать для расчетов с инвесторами, т. е. для возмещения их затрат, часть производимой продукции, которая называется “компенсационной продукцией”.

Данный Закон вступил в силу 11 января 1996 года. 14 января 1999 года вступил в действие Федеральный закон от 7 января 1999 года “О внесении изменений и дополнений в Закон “О соглашениях о разделе продукции”.

На данном этапе развития России инвестиции требуются в нефтеперерабатывающую, нефтехимическую и горнодобывающую промышленность, строительство. Успешного опыта применения идеи раздела продукции при пользовании недрами в области горной добычи нет. Многие эксперты полагают, что модель раздела продукции непригодна к горной добычи, а лишь к нефтяной, которой свойственна значительно большая прибыльность.

Соглашение о разделе продукции, заключаемое между инвестором и государством, определяется в законе как гражданско-правовой договор, который обладает некоторыми особенностями, связанными с тем, что право пользования недрами не является обычным, общераспространенным товаром или вещью.

Еще одной особенностью Закона является то, что он строит экономику инвестиционного проекта на существенно новой основе. Так, по соглашению о разделе продукции собственностью инвестора становится только часть произведенной продукции, другая же поступает в собственность государства.

Отсюда следует, что соглашения о разделе продукции – это соглашения, по которым все расчеты между государством и инвесторами ведутся путем раздела произведенной продукции.

Одной из важных характеристик Закона служит то, что он отошел от принципа раздельного и установил единое правовое регулирование для иностранных и национальных инвестиций.

Соглашения о разделе продукции являются особой договорной формой недропользования в РФ. Суть их сводится к следующему: по условиям соглашений государство предоставляет инвестору исключительные права на пользование недрами на определенном участке, а инвестор осуществляет разработку предоставленных недр за свой счет и на свой риск. С начала промышленной добычи минерального сырья инвестор получает право на компенсацию своих затрат за разработку месторождения. Оставшаяся после возмещения этих затрат продукция является прибыльной и подлежит разделу между сторонами по условиям соглашения о разделе продукции. Инвестор обязан платить налог со своей доли прибыльной продукции.

Это регулируется ст. 2 и ст. 3 главы 1 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года.

2. Стороны соглашения о разделе продукции

Сторонами соглашения являются государство, в нашем случае, Российская Федерация и инвесторы.

От имени государства выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр.

Инвесторами являются “граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложения собственных заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения”

Следует отметить, что Закон “О соглашениях о разделе продукции” впервые вводит в группу потенциальных инвесторов объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица.

Необычность субъектного состава соглашений о разделе продукции состоит не только в том, что они заключаются очень разными субъектами: с одной стороны – государством, а с другой – частным инвестором, которым может быть не только юридическое лицо, но и гражданин, но также и в том, что государство может заключить соглашение с объединением юридических лиц, не являющихся единым правовым субъектом.

Взаимоотношения сторон соглашения регулируется ст. 3 главы 1 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года.

Ст. 16 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года предусматривает передачу прав и обязанностей. Это значит, что инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности любому юридическому лицу с согласия государства, при условии, что эти лица располагают ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению.

3. Гарантии и обязательства инвесторов

Все программы, проекты и сметы, в соответствии с которыми ведутся работы, утверждаются в порядке, определяемом соглашением. Все операции и работы по соглашению о разделе продукции производятся только в соответствии с российским законодательством, включая российские стандарты и технические нормы. Все международные стандарты должны быть одобрены российскими органами власти.

Соглашение определяет порядок, условия и сроки возврата участков, переданных в пользование инвестору, на которых он завершил поиски и разведку минерального сырья. Вся информация должна быть представлена на государственную экспертизу.

Организация выполнения работ включает ведение учета и отчетности, осуществляемое по поручению инвестора операторами соглашения, которыми могут быть юридические лица. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора как за свои собственные.

В результате принятия Федерального закона ” О соглашениях о разделе продукции” вступили в действие соглашения о разделе продукции по проектам “Сахалин-1” и “Сахалин-2”. Соглашения предусматривают освоение пяти крупных нефтеконденсатных месторождений на шельфе о.Сахалин. На основании технико-экономических расчетов ориентировочный объем инвестиций по проектам составляет 27 млрд. долл. США. Чистый доход российского государства оценивается 35-40 млрд.долл. США. Кроме того будет создано 20 тыс. новых рабочих мест. Реализация проектов гарантирует полное обеспечение Дальневосточного региона собственным топливом и нефтепродуктами, газификацию Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской и Амурской областей.

Организация работ по соглашению регулируется ст. 6 и ст. 7 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года.

4. Условие и порядок раздела произведенной продукции между государством и инвестором

Закон “О соглашениях о разделе продукции” достаточно подробно регулирует прочие условия соглашения, срок действия соглашения, условия пользования участком недр, порядок заключения соглашения, раздел продукции, условия проведения работ, права собственности инвестора, предусматривает стабильность условий соглашения, государственные гарантии прав инвесторов, контроль за исполнением соглашения, ответственность сторон, содержит нормы по разрешению споров.

Суть соглашения, его особенности и новизна сосредоточены в механизме расчетов, а именно в разделе произведенной продукции.

В российском законодательстве используется индонезийская модель соглашения, которая реализуется в большинстве нефтедобывающих стран.

Разделу между государством и инвестором подлежит “прибыльная продукция”, под которой понимается произведенная продукция за вычетом компенсационной, а также продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами. В соглашении устанавливаются условия и порядок раздела “прибыльной продукции” между государством и инвестором.

Как следует из схемы 1, раздел продукции происходит в два этапа:

Первый – вся произведенная продукция делится на две части: одна поступает государству в счет выплат за пользование недрами, а другая – инвестору, который делит свою часть на две: компенсационную и прибыльную.

Схема 1. Принципы разделения продукции по соглашению о разделе продукции.

Второй – “прибыльная” продукция делится на валовую долю инвестора в разделе прибыли и на долю государства в разделе прибыли в пропорции, определяемой в соглашении. Из своей доли инвестор выплачивает налоги государству, а оставшаяся часть составляет его чистую долю в разделе прибыли.

Доля продукции государства по соглашению о разделе продукции дополнительно перераспределяется между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ в месте проведения работ. Пропорция в разделении продукции устанавливается отдельными договорами между федеральными властями и исполнительной властью субъекта РФ (без участия инвестора).

Процедура раздела продукции между инвестором и государством регулируется ст. 8 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года.

5. Порядок и условия налогоблажения при разделе продукции

Инвестиционный климат России считается малоблагоприятным, особенно нестабильно в этом отношении налоговое законодательство.

Согласно ст. 13 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года “при выполнении соглашения инвестор уплачивает разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в соглашении и лицензии (бонусы), плату за геологическую информацию о недрах, ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна, уплачиваемые в порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации на дату подписания соглашения, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензии, регулярные платежи за пользование недрами (ренталс), компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсацию ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Суммы указанных платежей, а также сроки их уплаты определяются условиями соглашения.

При этом порядок определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсации ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок зачисления указанных в настоящем пункте платежей в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации определяется бюджетным законодательством Российской Федерации”.

Как видно из текста статьи, объектом налогообложения является стоимость части прибыльной продукции, принадлежащей инвестору по условиям соглашения, при этом из нее вычитается сумма платежей инвестора за пользование заемными средствами, его разовых платежей при пользовании недрами, а также сумма других невозмещаемых инвестору в соответствии условиям соглашения затрат.

Налогом не облагаются суммы превышения фактических расходов на оплату труда над их нормируемой величиной и суммы выплаченных дивидендов.

Налог на прибыль уплачивается соответствующей долей продукции по ставке на дату подписания соглашения.

В целом налоговая система, предложенная российским законодательством, устраивает иностранных инвесторов.

Межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений

Реализация цели свободных капиталопотоков не сводится к одной лишь проблеме ликвидации барьеров на пути их движения, а также призвана учесть различия между странами в емкости внутренних рынков и наличии факторных ресурсов (производственных, технологических, финансовых, трудовых, природных). Еще одно условие — введение национального режима без каких-либо ограничений, что позволило бы разрешить вложение зарубежных инвестиций в любые отрасли наравне с национальными капиталами (за исключением вопросов, касающихся национальной безопасности). Следовательно, под инвестиционной либерализацией в АТЭС подразумеваются реализация необязывающих инвестиционных принципов АТЭС, в частности выполнение обязательств в сфере национального режима; определение отраслей, подлежащих снятию инвестиционных ограничений в отношении прямых иностранных инвестиций (Direct Foreign Investment); разработка конкретных шагов по их осуществлению. Сказанное относится главным образом к сферам услуг (телекоммуникация, воздушный транспорт, недвижимость), в которых ограничения на иностранную собственность значительно варьируются в странах — членах АТЭС.

Наиболее интересные вопросы о правовом регулировании иностранных инвестиций в свете необязывающих инвестиционных принципов АТЭС, в частности о правовом режиме иностранных инвестиций, представляет Россия, которая ведет, как и другие члены АТЭС, активную инвестиционную политику по привлечению иностранного капитала в страну.

Заключение международных договоров обусловлено тем, что иностранные инвесторы, осуществляющие в России капиталовложения, считают недостаточными гарантии, предоставленные им российским законодательством, и настаивают на закреплении в международных договорах основных условий осуществления инвестиций и деятельности в связи с ними. Основными положениями по указанным соглашениям являются: предоставление справедливого и равноправного режима для иностранных инвестиций, обеспечение надлежащей защиты иностранной частной собственности, обеспечение беспрепятственного перевода за границу доходов и прибылей от иностранных инвестиций, согласие на передачу споров с иностранным инвестором в международный арбитраж.

На уровне СНГ помимо двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений заключены также две многосторонние Конвенции — Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г. (временно применяется договаривающимися государствами, в том числе Россией, до его ратификации) и Конвенция о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г. (не вступила в силу для России).

Кроме Конвенций, заключенных в рамках СНГ, Российская Федерация участвует в Сеульской конвенции 1985 г. об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций (МИГА), регулирующей порядок страхования иностранных инвестиций от политических рисков в развивающихся странах (в этом качестве к Конвенции присоединилась Россия), которое осуществляет специальная международная страховая организация — МИГА, уже застраховавшая целый ряд инвестиционных проектов в России.

Таким образом, можно отметить, что правовые нормы РФ в инвестиционной сфере удовлетворяют рекомендациям так называемых „необязывающих” инвестиционных принципов АТЭС ( “добровольного кодекса” прямых иностранных инвестиций, разработанного в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества в г. Джакарте 1994 г.). При этом наиболее существенный элемент из указанных принципов АТЭС — введение национального режима без каких-либо ограничений, чтобы разрешить вложение иностранных инвестиций в любые отрасли хозяйства наравне с национальными капиталами (за исключением вопросов национальной безопасности).

Известно, что одним из принципов правового регулирования иностранных инвестиций, закрепленных в международных договорах и документах, является принцип предоставления национального режима иностранным инвесторам. В зависимости от того, как он сформулирован в национальном законодательстве, различают два варианта режима: национальный стандарт и абсолютный стандарт. По варианту режима национального стандарта развивающиеся государства, как правило, связывают предоставление национального режима с действием национального законодательства. Следовательно, в законах об иностранных инвестициях этих стран национальный режим часто определяется как режим, не более благоприятный, чем тот, который предоставляется национальным инвесторам. Что касается варианта режима абсолютного стандарта, то формулировка “режим, не менее благоприятный, чем тот режим, который предоставляется национальным инвесторам” применяется в государствах, желающих привлечь иностранный капитал. Подобная формулировка дается в п. 1 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях.

Режим абсолютного стандарта подразумевает режим, соответствующий основным принципам регулирования иностранных инвестиций в международном публичном праве. В некоторых двусторонних соглашениях о взаимной гарантии и защите иностранных инвестиций, заключенных Россией, и в многосторонних международных соглашениях, прежде всего в соглашениях ГАТТ/ВТО и в документах АТЭС (в “добровольном кодексе” прямых иностранных инвестиций АТЭС), содержится именно такая формулировка национального режима. Например, в п. 3 о национальном режиме необязывающих инвестиционных принципов АТЭС предусматривает обязательство каждой страны-члена предоставлять иностранным инвесторам в отношении учреждения, расширения, управления и защиты их капиталовложений режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется в аналогичных обстоятельствах национальным инвесторам, за исключением случаев, предусмотренных в национальном законодательстве и иными нормативными правовыми актами.

Принятие во многих странах закона об иностранных инвестициях, предусматривающего режим абсолютного стандарта, объясняется необходимостью имплементации норм международных договоров, иных документов международного права, предусматривающих предоставление иностранным инвесторам национального режима. Целесообразность подтверждения национального режима в специальных законах об иностранных инвестициях подчеркивается, например, в документах АТЭС. В соответствии с принципами АТЭС по регулированию прямых иностранных инвестиций предоставление национального режима не препятствует применению мер государственного регулирования, затрагивающих права и интересы иностранных инвесторов. Предоставление национального режима не касается суверенного права государства определять условия допуска инвестиций в стратегические (чувствительные) секторы экономики. Так, например, об “инвестиционных стимулах”, содержащихся в необязывающих инвестиционных принципах АТЭС, сказано: “Каждая страна-участница обязуется сочетать стимулы иностранных инвестиций с обеспечением требований о здравоохранении, безопасности и правилах об охране окружающей среды”.

Итак, в российском законодательстве формулировка национального режима для инвестиций содержится в ст. 4 Закона об иностранных инвестициях. В соответствии с этой формулировкой правовой режим деятельности иностранных инвесторов и используемой полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности, предоставленный российским инвесторам за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (п. 1 ст. 4). Такая формулировка предоставления национального режима соответствует общей концепции привлечения иностранного капитала в национальную экономику путем предоставления льгот иностранным инвесторам. Настоящая формулировка отличается от формулировки национального режима иностранных граждан, которая содержится в ст. 62 Конституции РФ: “Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ”. Положения Конституции РФ о национальном режиме применяются и в случаях, когда иностранный гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность в качестве инвестора. Если инвестор — иностранное юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, иностранное государство и международная организация (при условии применения понятия “иностранный инвестор” по ст. 2 Закона об иностранных инвестициях к иностранному юридическому лицу по критерию “контроля”, к иностранной организации, не являющейся юридическим лицом с учетом проверки ее действий по норме антимонопольного законодательства, к иностранному государству и международной организации путем обращения к форме международного договора, практика которого проводилась в 70-е гг.), то применяется формулировка национального режима, предусмотренная в Законе об иностранных инвестициях.

Закон об иностранных инвестициях выделяет два вида изъятий из национального режима: изъятия ограничительного характера и изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов. В соответствии с п. 2 ст. 4 настоящего Закона изъятия ограничительного характера допускаются лишь в рамках конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина, т.е. когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). В связи с возможностью установления федеральным законом изъятий ограниченного характера необходимо отметить, что хотя международные договоры, а также международно-правовые документы, принятые в области иностранных инвестиций, решают проблемы, возникающие в связи с принятием государством актов властного характера (акты национализации иностранной собственности, акты по регулированию иностранных инвестиций, включая условия допуска иностранных инвестиций в национальную экономику, тарифные ставки таможенного законодательства, меры по регулированию переводов в иностранной валюте за рубежом) с целью обеспечения социально-экономического развития принимающей капитал страны путем ограничения деятельности иностранных инвесторов, Закон об иностранных инвестициях говорит об изъятиях ограничительного характера в общем плане. Они могут быть установлены в соответствии с общим принципом, предусмотренным в Конституции РФ в отношении прав и свобод человека и гражданина, т.е. только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В отличие от изъятий ограничительного характера, изъятия стимулирующего характера устанавливаются в виде льгот для иностранных инвесторов в интересах социально-экономического развития страны. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством РФ (абз. 2 п. 2 ст. 4 Закона).

В отношении правового режима деятельности для отдельных категорий иностранных инвесторов (для филиалов иностранных юридических лиц, коммерческих организаций с иностранными инвестициями и дочерних и зависимых компаний коммерческой организации с иностранными инвестициями) в ст. 4 Закона об иностранных инвестициях выделяются особенности правового режима деятельности для этих категорий иностранных инвесторов.

Особенность правового режима филиалов иностранных юридических лиц обусловливается правовым статусом филиала. В соответствии с п. 3 ст. 4 настоящего Закона филиал не является юридическим лицом, а лишь представляет интересы создавшего его иностранного юридического лица на территории РФ. Ответственность по сделкам, заключенным при участии филиала, несет создавшее его иностранное юридическое лицо, которое в законе называется головной организацией.

Особенностью правового режима коммерческих организаций с иностранными инвестициями является то, что они пользуются льготами и гарантиями, предусмотренными Законом об иностранных инвестициях, со дня приобретения ими правового статуса коммерческих организаций с иностранными инвестициями, т.е. со дня вхождения в них иностранного инвестора. Со дня выхода иностранного инвестора из состава участников коммерческих организаций с иностранными инвестициями (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе участников этих организаций — в случае выхода всех иностранных инвесторов) эти организации утрачивают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями, и с этого дня на них и на иностранного инвестора не распространяются правовая защита, гарантии и льготы, предусмотренные настоящим Законом (п. 6 ст. 4). К числу особенностей правового режима коммерческих организаций с иностранными инвестициями относится и то, что при осуществлении реинвестиций доходов, полученных от иностранных инвестиций, они пользуются теми же льготами и гарантиями, что и при прямых иностранных инвестициях. При этом льготы и гарантии распространяются только на коммерческие организации с иностранными инвестициями, в которых иностранный инвестор владеет не менее чем 10% уставного капитала. Дочерние и зависимые общества коммерческих организаций с иностранными инвестициями не могут пользоваться гарантиями и льготами, установленными Законом об иностранных инвестициях.

Помимо изъятий из принципа национального режима, предусмотренных в ст. 4, Закон об иностранных инвестициях не содержит какого-либо перечня отраслей и видов деятельности, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов. Эти ограничения перечислены во многих нормативных законодательных и подзаконных актах.

Наиболее разработанным с правовой точки зрения является режим допуска иностранного капитала в банковскую сферу. Подробные предписания на этот счет содержатся в новой редакции Закона “О банках и банковской деятельности” (ст. 16 — 18) и в нормативных актах ЦБ РФ (Приказ от 23 апреля 1997 г. N 02-195 “О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов”, с изменениями и дополнениями). Например, помимо требований к регистрационным документам и общих условий лицензирования банковских организаций Законом о банках и банковской деятельности установлена квота участия иностранного капитала в банковской системе РФ (отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиала иностранных банков к совокупному уставному капиталу всех кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ) (ст. 18 Закона).

Установление квоты подразумевает контроль Банка России не только над учреждением банковских организаций с иностранными инвестициями, но и над любым увеличением доли иностранных участников в уставном капитале уже существующих банковских организаций как вследствие увеличения уставного капитала, так и путем продажи доли (акций) в уставном капитале иностранному лицу.

Дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями могут быть введены Банком России в отношении обязательных нормативов, порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций, а также относительно минимального размера уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков (абз. 7 ст. 18 Закона).

Установлены также требования к составу руководства и рядовых сотрудников банка с иностранными инвестициями. Так, если функции единоличного исполнительного органа кредитной организации с иностранными инвестициями осуществляет иностранный гражданин (лицо без гражданства), то в коллегиальном исполнительном органе (правлении, дирекции) граждан РФ должно быть не менее 50% (впрочем, комитет банковского надзора Банка России может установить и иное соотношение).

Российское законодательство ограничивает иностранные инвестиции и в сфере страхования. Например, установлен размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций (15%), с превышением которого федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью прекращает выдачу лицензии на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%. Руководители страховой организации с иностранными инвестициями (лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера) должны иметь российское гражданство.

Кроме того, предусмотрено требование, согласно которому страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору, имеет право осуществлять в России страховую деятельность, если иностранный инвестор не менее пятнадцати лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории РФ.

Но самое существенное ограничение, установленное Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 204-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон “Об организации страхового дела в РФ”, — запрет страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам или имеющим долю иностранных инвесторов в уставном капитале более 49%, заниматься отдельными видами страхования: страхованием жизни, обязательным страхованием, государственным обязательным страхованием, имущественным страхованием, связанным с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхованием имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

В числе ограничений допуска прямых иностранных инвестиций в иные отрасли и сферы деятельности следует отметить ограничение возможности создания на территории РФ авиационной организации с участием иностранного капитала, осуществляющей деятельность по разработке, производству, испытаниям, ремонту и (или) утилизации авиационной техники с условием, что доля участия иностранного капитала составляет менее 25% уставного капитала авиационной организации и ее руководитель и входящие в орган управления такой организации лица являются гражданами РФ (ст. 12 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ “О государственном регулировании развития авиации”. Аналогичное правило ст. 1 Воздушного кодекса РФ устанавливает в отношении авиационных организаций — перевозчиков грузов, багажа, пассажиров).

Подобное ограничение предусмотрено Законом РФ от 27 декабря 1998 г. „О средствах массовой информации”, который был дополнен Федеральным законом от 4 августа 2001 г. N 107-ФЗ “О внесении дополнения в Закон РФ “О средствах массовой информации”: иностранным гражданам, лицам без гражданства, гражданам РФ, имеющим двойное гражданство, иностранным юридическим лицам, а также российским юридическим с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которых составляет 50% и более, запрещено учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которого охватывает половину и более половины субъектов Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения РФ. Указанные лица также не могут выступать учредителями теле- и видеопрограмм и др.

Таким образом, несмотря на подобные ограничения во всем мире считают допустимыми их для иностранных инвестиций, так как данные меры установлены в целях обеспечения национальной безопасности. При этом сфера национальной безопасности не ограничивается оборонной промышленностью и включает ряд других наиболее важных для экономики данной страны отраслей. В настоящее время в России случаи ограничения национального режима для иностранных инвестиций могут быть классифицированы и систематизированы только на доктринальном уровне. Отсутствие нормативного акта, комплексно регулирующего эти вопросы, бесспорно, серьезный недостаток российского законодательства об иностранных инвестициях, так как затрудняет для многих иностранных инвесторов возможность получить четкое представление о действующем в России инвестиционно-правовом регулировании и противоречит одному из необязывающих инвестиционных принципов АТЭС — “прозрачности” доступного для всех членов законодательства, касающегося регулирования инвестиций в своей стране. Например, в Китае помимо поддерживания и поощрения вложения иностранных инвестиций в виде преференций и налоговых льгот в таких отраслях, как новые аграрные технологии, комплексное освоение сельского хозяйства, энергетика, транспорт, основные ресурсы и материалы, инновационные технологии, комплексное использование ресурсов, новые технологии и оборудование по предупреждению загрязнения окружающей среды, официально утвержден также каталог приоритетных хозяйственных объектов для привлечения иностранных капиталовложений, служащий основанием для получения иностранными инвесторами льгот. В этом каталоге насчитывается 329 проектов, где поощряются иностранные капиталовложения.[5]

В заключение можно сказать, что принципы и нормы внутреннего права разрабатываются не государством инвестора, а государством, на территорию которого осуществляются инвестиции. Таким образом, законодательные или подзаконные акты отражают выбор политики государства, куда осуществляются инвестиции, по отношению к иностранным инвестициям. Каждое государство делает свой выбор исходя из целого ряда соображений, а точнее, может свободно определять режим инвестиций; такие правила неизбежно будут меняться от государства к государству в соответствии с политическим и экономическим выбором, суверенно сделанным в рамках внутреннего порядка. Следовательно, можно констатировать увеличение числа и разнообразия режимов инвестиций ввиду того, что разные государства преследуют разные цели в отношении иностранного капитала. Именно с учетом этого законодательные и подзаконные акты обычно подразделяются на три категории (промышленно развитых стран, развивающихся, в том числе новых индустриальных стран, и стран с переходной экономикой), в соответствии с которыми проводится политика стимулирования, контроля и ограничения (запрещения) иностранных капиталовложений.

Учитывая различную политику регулирования иностранных капиталовложений каждого из членов АТЭС в целях достижения формирования зоны свободной торговли товарами и движения капиталов к 2010 — 2020 гг., в рамках АТЭС принята Программа по формированию свободной зоны инвестиций, которая впервые определена Осакской программой действий. Инвестиционная либерализация в данном случае охватывает всю сферу капиталовложений — от доступа на рынки до права создания, включая отраслевые ограничения. В ее основу положены инвестиционные необязывающие принципы АТЭС, принятые в г. Джакарте в 1994 г., которые стали основным инструментом проведения унификации инвестиционных правовых режимов в странах — участниц АТЭС. Главный режим в отношении иностранных и национальных инвестиций, рекомендуемый странам — членам АТЭС к 2020 г., — национальный. Практическая реализация инвестиционных принципов нашла отражение в индивидуальных планах действий, так как они служат рамочной программой для инвестиционных мер, принимаемых в рамках индивидуальных планов действий.[5]

Что касается индивидуальных планов действий по либерализации и гармонизации инвестиционных режимов, то в их основу положены несколько принципов: национальный режим, недискриминация и транспарентность (прозрачность). При этом в индивидуальных планах действий каждый обязуется изложить с указанием срока окончательного выполнения предпринятые меры по либерализации торговли и инвестиций, в частности по созданию более открытого инвестиционного режима на основе пересмотра сложившихся законодательств и правил, созданию эффективного механизма разрешения споров, разработке наиболее эффективной практики реформирования сферы правового регулирования, подписанию двусторонних и многосторонних соглашений о защите инвестиций и т.д.

Страны — члены АТЭС, в том числе Россия, с момента принятия Программы по формированию свободной зоны инвестиций приняли различные либерализационные меры, неодинаковые по объему и степени открытости, что отражает дифференциацию уровней их экономического развития. Большинство развитых государств отличаются относительно либеральным инвестиционным режимом, отсюда — узкий круг вопросов, предложенных в индивидуальных планах действий в АТЭС. Например, Австралия обязана расширять верхние границы лицензирования прямых иностранных инвестиций; отменить экспортный контроль на некоторые виды сырья; осуществлять либерализацию в сфере услуг, коммуникаций, транспорта; содействовать упрощению формальностей в ходе деловых поездок и проч. Канада — увеличить долю иностранной собственности до 1/3, в частности ликвидировать монополию в области телекоммуникаций, открыть для стран АТЭС свои рынки услуг в таких сферах, как финансы, туризм, телекоммуникации и транспорт. Практика многих развивающихся стран отличается достаточно жестким регулированием допуска прямых иностранных инвестиций в чувствительные отрасли национальной экономики, неоднократным нарушением национального режима. Например, Китай взял на себя следующие обязательства: введение национального режима в отношении иностранных инвесторов в большом количестве секторов; разрешение на сделки в иностранной валюте для иностранных предприятий; устранение ограничений на использование иностранных валют по текущим счетам; проведение реформ в таких сферах услуг, как банковское дело, страхование, розничная торговля, транспорт, энергетика, телекоммуникации и туризм; принятие и публикация законов, улучшающих законодательную систему Китая в вопросах регулирования иностранных инвестиций и права на интеллектуальную собственность, и др. Россия на период 1998 — 2000/2002 гг. обязуется создать благоприятный климат и условия для реинвестирования российского капитала, вывезенного ранее за рубеж; благоприятный климат для привлечения иностранных инвестиций на основе улучшения законодательного регулирования, налогового режима, введения современных методик бухгалтерского учета и отчетности, сопоставляемых с западными стандартами; сформировать систему гарантий, защиты и страхования иностранного капитала на федеральном и региональном уровнях; развивать международные правовые рамки для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику и т.д.; проводить дальнейшую либерализацию правового режима допуска и функционирования иностранных инвестиций с учетом международного опыта; сформировать цивилизованный рынок ценных бумаг и осуществить его интеграцию в мировой финансовой рынок и проч.

В принципе многие члены АТЭС, в частности Россия, приняли новые законодательные акты в сфере инвестиций, которые открыли путь прямых иностранных инвестиций, упростили процедуру регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, процедуру отбора и оценки иностранных проектов; внесли изменения в процедуру уведомления; упростили процедурные требования на основе временных рамок (рассмотрение просьбы о выдаче разрешения или лицензии на вложение капитала); создали службы „одного окна” для упрощения процедурных вопросов и проч. Кроме того, большинство стран — членов АТЭС проводят периодические обзоры инвестиционных режимов с целью разработки плановых мер в отношении национального режима, но пока не фиксируют конкретные инструменты его достижения, а также сроки и средства ликвидации инвестиционных барьеров[5]

Заключение

До принятия Закона “О соглашениях о разделе продукции” финансирование капиталоемких энергетических проектов в России было чрезвычайно трудным делом.

Данный закон, устанавливая гражданско-правовые методы защиты интересов инвесторов от произвола органов власти, должен стать важным фактором в достижении финансируемости энергетических проектов России.

Соглашения о разделе продукции не гарантируют инвесторам отсутствие коммерческого риска, связанного например, с падением цен на нефть и спроса на нее. Но такие соглашения в целом создают благоприятные возможности для привлечения иностранного капитала в сырьевой сектор экономики Российской Федерации.

Список используемой литературы

инвестор налогообложение капиталовложение власть

1. Бочаров В. В. Инвестиции. – СПб.: Питер, 2007.

2. Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. – М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2002.

3. Зубченко Л. А. Иностранные инвестиции: Учебное пособие. М.: ООО “Книгодел”, 2006.

4. Зимин А.И. Инвестиции: вопросы и ответы. – М.: ИД “Юриспруденция”, 2008. – 256 с.

5. Орлова Е.Р. Зарянкина О.М. Иностранные инвестиции в России: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2009. – 201 с.

6. Федеральный закон ” О соглашениях о разделе продукции” от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ

7. Оценка воздействия на социально-экономическое развитие России крупномасштабных инвестиций в нефтегазовые проекты в рамках шести соглашений о разделе продукции. Комиссия по изучению производительных сил и природных ресурсов Российской академии наук и Нефтяной совещательный форум. – М.: 1994. – с. 5. 3

8. Закон РФ “О недрах” от 21.02.1992 г. № 2395-1

9. Налоговый Кодекс РФ

4.5
Yulianka2013
Высшее юридическое образование, курсы бух.учета, курсы информатики. Пишу студ. работы более 5и лет, тематика разная. P.S.: "Практика без теории слаба, теория без практики – мертва!"