Составление налоговой декларации. Налоговые проверки

1. Налоговая декларация и налоговый контроль

В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговую декларацию предоставляют:

— индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, — по доходам от предпринимательской деятельности;

— нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой, — по доходам, полученным от такой деятельности;

— физические лица — по доходам, полученным ими от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, независимо от размера полученных в данном случае сумм;

— физические лица — исходя из сумм вознаграждений, полученных от других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основании заключенных между ними гражданско-правовых договоров или договоров аренды любого имущества;

— физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, которые получили в истекшем налогом периоде доходы из источников находящихся за пределами России, — исходя из сумм этих доходов;

— физические лица, получившие выигрыши от игры в лотерею, на тотализаторе или других основанных на риске играх, исходя из сумм выигрышей независимо от их размера;

— физические лица, получившие другие доходы, налог по которым не был удержан при их выплате налоговыми агентами, — исходя из сумм таких доходов.

Помимо обязанности представлять в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц, установленной Налоговым кодексом РФ для вышеперечисленных категорий плательщиков, физические лица — налогоплательщики имеют право добровольно подать декларацию по налогу для получения:

— стандартных налоговых вычетов, если они не были предоставлены или предоставлены в меньшем размере налоговым агентом в течение налогового периода;

— социальных налоговых вычетов;

— имущественных налоговых вычетов в части имущественных вычетов;

— профессиональных налоговых вычетов.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком (абз. 2 п. 1 ст. 80 НК РФ).

Декларация по налогу на доходы физических лиц должна быть представлена налогоплательщиком в территориальный налоговый орган по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ). Если этот срок приходится на нерабочий день, то в соответствии со ст. 6.1 НК РФ днем окончания срока будет считаться ближайший следующий за ним рабочий день.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 НК РФ, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.

Декларация по налогу на доходы физических лиц составляется и подается в налоговые органы по форме, разрабатываемой и утверждаемой Федеральной налоговой службой России.

Так, Приказом Федеральной налоговой службы от 10 ноября 2011 года №ММВ-7-3/760@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)» были утверждены форма налоговой декларации 3-НДФЛ и порядок ее заполнения. Декларация по форме 3-НДФЛ, утвержденная настоящим приказом, представляется в налоговые органы, начиная с налогового периода 2010 года. Порядок заполнения декларации по форме 3-НДФЛ представлен в Приложении №2 данного приказа.

В декларации физическое лицо должно указать все данные, необходимые для исчисления налога на полученные им за прошедший налоговый период доходы. В налоговой декларации по форме 3-НДФЛ приводятся следующие основные показатели:

— персональные данные на налогоплательщика — фамилия, имя, отчество, гражданство, адрес, ИНН и т.д.;

— суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату из бюджета;

— заполняются разделы, где производятся расчеты налоговой базы и сумм налога на доходы физических лиц, облагаемые по различным ставкам;

— производятся расчеты сумм налоговых вычетов (стандартных, социальных, профессиональных, имущественных);

— приводится расчет налоговой базы по операциям с ценными бумагами;

— другие показатели.

К декларации должны быть приложены документы, подтверждающие право налогоплательщика на вычеты, а также справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.

Вместе с декларацией 3-НДФЛ подается декларация 4-НДФЛ. Декларация формы 4-НДФЛ подается с целью указания суммы предполагаемого дохода, определяемого налогоплательщиком, на основании которой налоговым органом производится расчет сумм авансовых платежей по налогу на доходы на текущий налоговый период.

Декларация формы 4-НДФЛ заполняется физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нотариусами, занимающимися частной практикой, и адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, в следующих случаях:

1) появления в течение года у налогоплательщиков доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком (п. 7 ст. 227 НК РФ).

2) значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщики обязаны представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей по налогу на доходы на текущий год по ненаступившим срокам уплаты (п. 10 ст. 227 НК РФ).

Форма декларации 4-НДФЛ утверждена Приказом Федеральной налоговой службой от 27 декабря 2010 г. №ММВ-7-3/768@ «Об утверждении формы налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ)». Форма налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ) представлена в Приложении №1 к Приказу. Порядок заполнения и формат налоговой декларации 4-НДФЛ представлены в Приложениях №2 и №3.

За непредставление декларации в случаях, когда налогоплательщик обязан был это сделать, ст. 119 НК РФ предусматривает штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Кроме штрафа за непредставление декларации НК РФ предусматривает штраф за неуплату или неполную уплату сумм налога. В соответствии со ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченных сумм налога. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенных умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% неуплаченных сумм налога.

Неуплата большой суммы налога образует состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

Согласно п. 1 ст. 198 УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет (п. 2 ст. 198 УК РФ).

При этом крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 800 000 рублей. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 000 000 рублей.

Предоставление налоговых деклараций по формам 3-НДФЛ и 4-НДФЛ помогает налоговым органам определить величину доходов налогоплательщиков, сумму налога, а так же выявить нарушителей законодательства о налогах и сборах.

Налоговая декларация является основным документом позволяющим осуществлять процедуру налогового контроля.

Правовой основой налогового контроля в РФ является раздел V НК РФ (Налоговая декларация и налоговый контроль) и Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Читайте также:  процессуальные особенности производства по делам несовершеннолетних

Государственный налоговый контроль — это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий формирования денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины, а также совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы, обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения. Налоговый контроль — завершающая стадия управления налогообложением, один из элементов методики планирования налоговых доходов бюджета.

Контрольная деятельность государства ориентирована на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня налоговой дисциплины, при которой исключается или сводятся к минимуму нарушения налогового законодательства, что является конечной (стратегической) целью налогового контроля.

Основная стратегическая цель налогового контроля конкретизируется в следующих задачах:

— обеспечение правильности исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет;

— обеспечение неотвратимости наказания нарушителей налогового законодательства;

— предупреждение нарушений налогового законодательства;

— возмещение ущерба. причиненного государству в результате налогового законодательства.

Элементами налогового контроля являются:

— законодательство о налогах и сборах;

— субъекты налогового контроля;

— объекты налогового контроля;

— порядок (процедура) налогового контроля;

— инструменты организации и обеспечения налогового контроля.

Субъектами налогового контроля являются федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, таможенные органы и органы внебюджетных фондов.

Объектом налогового контроля выступают налоговые отношения между плательщиками (юридическими и физическими лицами) и налоговыми органами по поводу законности, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней.

Государство, как обязательный субъект налоговых правоотношений, опосредует свое участие в данных отношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами. Государству таких масштабов, как Российская Федерация, потребовалась единая система государственных органов, специализирующаяся на осуществлении оперативного и систематического контроля в сфере налогообложения.

Налоговый кодекс в числе участников налоговых отношений (ст. 9 НК РФ) определяет закрытый перечень различных государственных органов:

1. Федеральная налоговая служба и ее подразделения в Российской Федерации (налоговые органы).

2. Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его подразделения (таможенные органы).

3. Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой (сборщики налогов и сборов).

4. Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (финансовые органы).

5. Органы государственных внебюджетных фондов.

Однако в соответствии со ст. 82 НК РФ только налоговые органы и таможенные органы наделены полномочиями по проведению налогового контроля во всех его формах.

Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы, которые имеют всеобъемлющие контрольные полномочия в сфере налогообложения на территории Российской Федерации.

Инструментами организации и обеспечения налогового контроля являются:

— государственная регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей;

— учет организаций и физических лиц;

— ведение различных информационных баз данных;

— налоговые проверки;

— ведение лицевых счетов налогоплательщиков;

— взыскание задолженности в бюджет;

— применение санкций и другие.

Форма налогового контроля — это способ организации контрольных действий. По смыслу ст. 82 НК РФ формой налогового контроля является комплекс мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе в отношении всех подлежащих налоговому контролю субъектов, который включает:

налоговые проверки;

получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;

проверка данных учета и отчетности;

осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения доходов;

другие формы.

Применение каких-либо иных форм налогового контроля может привести к нарушению прав налогоплательщика и к признанию действий соответствующих органов незаконными, а также к отмене соответствующих положений нормативных актов.

При осуществлении налогового контроля налоговые органы осуществляют целый комплекс мер:

— регистрацию и учет налогоплательщиков;

— прием и обработку отчетности;

— учет налоговых поступлений и начисленных сумм, а также задолженности;

— контроль своевременного поступления платежей;

— камеральные и выездные налоговые проверки;

— производство по делу о налоговом правонарушении;

— реализацию материалов налоговых проверок;

— анализ эффективности администрирования на всех уровнях управления.

2. Порядок проведения и виды налоговых проверок

налоговый проверка декларация правовой

Для осуществления налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах статьей 87 Налогового Кодекса РФ предусмотрена возможность проведения налоговыми органами двух видов проверок — камеральных и выездных.

Камеральные проверки давно стали привычными для налогоплательщиков и не вызывают серьезных опасений. Они проводятся по месту нахождения налогового органа в порядке исполнения должностными лицами текущих обязанностей и фактически заключаются в проверке деклараций, представляемых по окончании налогового (отчетного) периода. В процессе их проведения, прежде всего, проверяется сам факт и сроки представления отчетности.

При несоблюдении установленных законодательством сроков нарушитель привлекается к ответственности по статье 119 НК РФ, размер штрафа по которой составил 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Иными словами, штраф за не представленную в срок «нулевую» декларацию или декларацию с суммой налога к уменьшению (возмещению из бюджета) увеличился со 100 руб. до 1000 руб. При этом штраф за непредставленную в срок декларацию с суммой налога к уплате, начиная с 181-го дня просрочки, снизился с 10 до 5 процентов от начисленной суммы налога.

При камеральной проверке, в частности, осуществляется:

— проверка правильности исчисления налоговой базы;

— проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации;

— проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

— проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;

— сравнение показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также данных деклараций по различным видам налогов.

При выявлении ошибок в налоговой декларации, либо противоречий или несоответствий предоставленных данных сведениям, имеющимся у налогового органа или полученным в ходе налогового контроля, налоговый орган может потребовать у налогоплательщика в течение пяти дней дать необходимые пояснения и внести исправления в проверяемую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ). При подаче декларации без документов, которые должны к ней прилагаться, налоговики вправе их запросить (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, то налоговики их требовать не вправе.

Дополнительные документы (выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в налоговой декларации) предоставляются только по желанию налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ). Следует отметить, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать представления дополнительных документов только в строго определенных случаях, описанных в статье 88 НК РФ, а именно:

— использование налогоплательщиком налоговых льгот — документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

— при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога — документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

— при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов — документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Основанием служат налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Специального решения руководителя налогового органа не требуется (п. 1,2 ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщик не информируется о начале проверки.

Срок проведения камеральной проверки составляет 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Предметом проверки выступает любой налог, декларация по которому представлена не ранее трех месяцев назад, считая от даты начала проверки.

Проверяемый период — налоговый (отчетный) период, за который представлена декларация (расчет).

Приостановление проверки возможно при выявлении ошибок в декларации, противоречий и несоответствий между сведениями, содержащимися в документах, налогоплательщику выставляется требование о предоставлении необходимых пояснений или внесения исправлений в пятидневный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Повторная проверка не предусмотрена.

По окончании проверки оформляется акт камеральной налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки». Но составляется только в случае установления факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ) в течение 10 дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Если нарушений законодательства не выявленной, то никаких документов по результатам проверки не составляется.

В большинстве случаев камеральные проверки остаются незамеченными для объекта контроля, однако в процессе их проведения налоговый орган формирует мнение о налогоплательщике и выбирает объект для более серьезной формы налогового контроля — выездной проверки.

Читайте также:  Коммутатор локальной сети

Выездные проверки осуществляются контролирующими органами по заранее утвержденному плану. Такие проверки, как правило, проводятся на территории налогоплательщика и одновременно по нескольким налогам.

Вероятность проведения выездной налоговой проверки велика для организаций, использующих схемы минимизации или ухода от налогов, а также взаимодействующих с проблемными контрагентами. Информация об использовании подобных схем может быть получена налоговыми органами, как из внешних источников, так и в результате анализа хозяйственной деятельности организации на основании собственных данных (из представленной отчетности, при истребовании документов в процессе проведения камеральных и встречных проверок).

Сделки классифицируются как сомнительные, а контрагенты проблемные, в частности, в следующих случаях:

— при отсутствии контактов налогоплательщика с представителями контрагента, информации о фактическом его местонахождении;

— непредставления контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы;

— отсутствие информации о контрагенте в ЕГРЮЛ.

Признаками участия в схемах уклонения от уплаты налогов для налоговых органов могут быть:

— налоговая нагрузка организации ниже средней величины по данной отрасли (виду деятельности);

— доля вычетов по НДС превышает 89% от начисленного НДС за период 12 месяцев;

— систематическое отражение в отчетности бухгалтерских и налоговых убытков;

— среднемесячная зарплата работников в среднем ниже среднего уровня по отрасли в субъекте РФ;

— неоднократное снятие и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения.

Но и добросовестные налогоплательщики также могут попасть на плановые выездные проверки.

При проведении проверок у налогоплательщиков возникает множество вопросов, касающихся правомерности действия должностных лиц налоговых органов и других правовых аспектов налогового контроля.

Основными принципами, регламентирующими порядок проведения выездных налоговых проверок являются:

— проводится на территории налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ);

— проводится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ);

— налогоплательщику вручается решение о проведении выездной налоговой проверки, составленное в форме, утвержденной Приказом ФНС от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@;

— срок проведения не более двух месяцев. Возможно продление срока до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев на основаниях, изложенных в Приказе ФНС от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@ (п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ);

— проводится одновременно по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ);

— проверяемый период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Кроме того, при представлении уточненной налоговой декларации в рамках проверки — период, за который представлена уточненная декларация (п. 4 ст. 89 НК РФ);

— приостановление проверки возможно на срок не более шести месяцев в случаях, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ, с возможностью дополнительного увеличения на три месяца при необходимости получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

— повторная проверка возможна в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, вышестоящим органом и при представлении налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога, в размере, меньшем ранее заявленного (п. 10 ст. 89 НК РФ);

— по окончании оформляется справка о проведенной проверке. Вручается налогоплательщику в последний день проведения проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ). Акт выездной налоговой проверки в форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@. Составляется в течение двух месяцев после составления справки о проведенной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ). К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушения законодательства, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными в акте проверки, он вправе представить свои возражения. Форма представления возражений законодательно не установлена, поэтому они составляются в произвольном виде. В тексте возражений целесообразно отметить те выводы сотрудников налоговых органов, с которыми организация не согласна, обосновать свое мнение нормами законодательства и попросить исключить из акта конкретные пункты, вызывающие возражение. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям (или в согласованный срок передать в налоговые органы) документы, подтверждающие их обоснованность.

Кроме того, дополнительные документы или возражения налогоплательщик вправе представить на рассмотрении материалов налоговой проверки. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем налогового органа или его заместителем выносится решение о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, которое налогоплательщик может обжаловать в следующем порядке:

— путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган — подается в налоговый орган, вынесший решение до момента вступления в силу решения;

— путем подачи в вышестоящий налоговый орган жалобы на решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, — подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения решения;

— обжаловать решение в судебном порядке можно только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Задачи

1. ООО «РИНГО» получило в налоговом органе письменное разъяснение по вопросам применения налогового законодательства. Организация последовала изложенным разъяснениям и неправильно исчислила налог, что повлекло взыскание пени. Правомерно ли взыскание пени в этом случае?

Ответ: Рассмотрение этой ситуации следует осуществлять исходя из норм ст. 75, 109 и 111 НК РФ.

Ч. 3 ст. 111 НК РФ предусматривает, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений данных ему налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции является обстоятельством исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. А с учётом ч. 2 ст. 109 НК РФ отсутствие вины лица исключает привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции (ст. 75 НК РФ).

Таким образом, взыскание пени в рассматриваемой ситуации неправомерно.

2. Налоговым органом вынесено решение о применении к организации налоговой ответственности в виде штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, за непредставление справки о доходе, выплаченном физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, за приобретенный у этого лица товар. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: Налоговым органом дана неверная квалификация совершённого налогоплательщиком нарушения. ч. 1 ст. 126 предполагает непредставление документа в указанный срок, а фабула задачи говорит о непредставление документа.

Статья 126 НК РФ. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Необходимо применить нормы ч. 2 ст. 126:

«2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.»

Список использованных источников

1. Налоговый Кодекс РФ. ч.I. от 31.07.1998 №146-ФЗ в ред. от 07.05.2013 №104-ФЗ // СПС «Консультант плюс»

2. Налоговый Кодекс РФ. ч.II. от 05.08.2000 №117-ФЗ в ред. от 07.05.2013 №94-ФЗ // СПС «Консультант плюс»

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ в ред. от 05.04.2013 №59-ФЗ // СПС «Консультант плюс»

4. Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 №943-1 в ред. от 07.05.2013 №102-ФЗ // СПС «Консультант плюс»

5. Приказ ФНС РФ от 25 декабря 2006 г. №САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки» (Зарегистрировано в Минюсте России 20 февраля 2007 г. №8991) (в ред. от 23.07.2012 №ММВ-7-2/511@) // СПС «Консультант плюс»

6. Приказ ФНС РФ от 10 ноября 2011 г. №ММВ-7-3/760@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 2011 г. №22575) // СПС «Консультант плюс»

7. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. — СПб. Юрцентр Пресс, 2010.

8. Крохина Ю.А. Налоговое право: Учебник. — М.: Высшее образование, 2010.

9. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации частям первой и второй/ под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. — М.:Юрайт-Издат, 2010.

10. Косарева Т.Е. Налогообложение организаций и физических лиц: учебник. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.

11. Косов М.Е. Налогообложение физических лиц: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

12. Налоговый контроль: вопросы теории. — СПб.: Питер, СПб. — 2010.

13. Нестеров Г.Г. Налоговый контроль: Учеб. пособие. — М.: Эксмо, 2009.

14. Организация и методы налоговых проверок: Учеб. пособие. / Под ред. Проф. А.Н. Романова. — М.: Вузовский учебник, 2009.

15. Парыгина В.А., Тедеев В.А. Налоговое право РФ. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...