Часть выполненной работы
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена той ролью, которую играет образование в жизни общества. Образование является одним из приоритетных направлений государственной деятельности, на его нужды выделяются значительных финансовых ресурсов.
Право на образование − одно из наиболее важных социально-экономических прав и социальных гарантий граждан России. От реализации этого права гражданина и обязанности государства зависит будущее развитие общества. Гарантии государства состоят в том, что каждый гражданин страны имеет право на получение бесплатного среднего школьного образования.
Образование играет важную роль в жизни человеческого общества по многим аспектам. С точки зрения общественного воспроизводственного процесса можно отметить взаимосвязь образования и уровня развития производительных сил общества. Накопление знаний, опыта и умений является в настоящее время фактором экономического развития, поэтому финансирование образовательных услуг – одно из приоритетных направлений бюджетных расходов во всех развитых странах. Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта и знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов.
Институты (учреждения) образования координируют и формализуют деятельность множества людей, направленную на удовлетворение такой непреходящей, социально значимой потребности, как потребности в обучении подрастающих членов общества, передачи им научных и практических знаний, ценностей, идеологии, социальных норм, профессиональных умений и навыков. Для реализации этой деятельности в обществе сформирована система образовательных учреждений: средние школы, училища, техникумы, институты, академии, университеты. Учебные программы, использующиеся в них, являются стандартизированными и взаимосвязанными, что определяет унификацию образования.
Характерной особенностью современного механизма финансового обеспечения сферы образования является многоуровневое и многоканальное финансирование. Это осложняет выбор критериев достаточности объемов бюджетных средств, так как развитие государственно-частного партнерства в финансировании образования так же нормально, как и увеличение бюджетных расходов, – определяет актуальность развития методик обоснования объемов финансирования в рамках государственного задания на оказание образовательных услуг.
Кроме того в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 15.04.2009 №322 утверждена методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Среди утвержденных показателей есть показатели эффективности использования средств консолидированных бюджетов на образование, поэтому представляет интерес обоснованность критериев оценки эффективности бюджетных расходов в образовании.
Финансирование образования – одна из острых проблем экономики России. Нехватка собственных финансовых ресурсов в образовательных учреждениях отрицательно сказывается на развитии материальной базы и качестве подготовки учащихся. Большинство муниципалитетов самостоятельно не справляются с возложенными на них обязанностями по финансированию общеобразовательной школы. Данные обстоятельства требуют серьезного пересмотра и изменения элементов существующего финансового механизма сферы общего образования, принципов финансирования, совершенствования практики управления финансами и формирования новой системы многоканального финансирования общеобразовательных учреждений.
Экономика системы общего образования, а также некоторые элементы механизма финансирования этой системы анализировались отечественными учеными А.Б. Вифлеемским, И.В. Ишиной, Н.А. Хроменковым, В.П. Щетининым и др. Научно-практические вопросы по совершенствованию механизмов финансирования общеобразовательных учреждений были рассмотрены в трудах Г.А. Балыхина, А.Б. Вифлеемского, В.В. Ковалева, М.В. Романовского, Л.И. Романковой, Т.Н. Роденковой, Г.В. Семеко и др.
Однако научно-методическое обоснование механизма финансирования системы общего образования, несмотря на многочисленность работ, представлено несистемно и является недостаточно изученным в условиях изменяющейся концепции развития образования. Современный организационно-финансовый механизм оказания образовательных услуг сегодня требует существенной корректировки.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение механизма финансирования школьного образования за счет средств бюджетов и определение направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели приняты следующие задачи:
– изучить законодательные основы современного механизма бюджетного финансирования учреждений образования;
– проанализировать практику финансирование учреждений образования в республике Тыва за периоды 2011-2013 гг.;
– выявить проблемы финансирования учреждений образования, в том числе в республике Тыва;
– определить возможные направления развития механизма бюджетного финансирования учреждений среднего образования.
Предметом рассмотрения в данной работе является механизм бюджетного финансирования учреждений среднего школьного образования в республике Тыва, а объектом – учреждения среднего школьного образования республики Тыва….
Право на образование − одно из наиболее важных социально-экономических прав и социальных гарантий граждан России. От реализации этого права гражданина и обязанности государства зависит будущее развитие общества. Гарантии государства состоят в том, что каждый гражданин страны имеет право на получение бесплатного среднего школьного образования.
Образование играет важную роль в жизни человеческого общества по многим аспектам. С точки зрения общественного воспроизводственного процесса можно отметить взаимосвязь образования и уровня развития производительных сил общества. Накопление знаний, опыта и умений является в настоящее время фактором экономического развития, поэтому финансирование образовательных услуг – одно из приоритетных направлений бюджетных расходов во всех развитых странах. Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта и знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов.
Институты (учреждения) образования координируют и формализуют деятельность множества людей, направленную на удовлетворение такой непреходящей, социально значимой потребности, как потребности в обучении подрастающих членов общества, передачи им научных и практических знаний, ценностей, идеологии, социальных норм, профессиональных умений и навыков. Для реализации этой деятельности в обществе сформирована система образовательных учреждений: средние школы, училища, техникумы, институты, академии, университеты. Учебные программы, использующиеся в них, являются стандартизированными и взаимосвязанными, что определяет унификацию образования.
Характерной особенностью современного механизма финансового обеспечения сферы образования является многоуровневое и многоканальное финансирование. Это осложняет выбор критериев достаточности объемов бюджетных средств, так как развитие государственно-частного партнерства в финансировании образования так же нормально, как и увеличение бюджетных расходов, – определяет актуальность развития методик обоснования объемов финансирования в рамках государственного задания на оказание образовательных услуг.
Кроме того в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 15.04.2009 №322 утверждена методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Среди утвержденных показателей есть показатели эффективности использования средств консолидированных бюджетов на образование, поэтому представляет интерес обоснованность критериев оценки эффективности бюджетных расходов в образовании.
Финансирование образования – одна из острых проблем экономики России. Нехватка собственных финансовых ресурсов в образовательных учреждениях отрицательно сказывается на развитии материальной базы и качестве подготовки учащихся. Большинство муниципалитетов самостоятельно не справляются с возложенными на них обязанностями по финансированию общеобразовательной школы. Данные обстоятельства требуют серьезного пересмотра и изменения элементов существующего финансового механизма сферы общего образования, принципов финансирования, совершенствования практики управления финансами и формирования новой системы многоканального финансирования общеобразовательных учреждений.
Экономика системы общего образования, а также некоторые элементы механизма финансирования этой системы анализировались отечественными учеными А.Б. Вифлеемским, И.В. Ишиной, Н.А. Хроменковым, В.П. Щетининым и др. Научно-практические вопросы по совершенствованию механизмов финансирования общеобразовательных учреждений были рассмотрены в трудах Г.А. Балыхина, А.Б. Вифлеемского, В.В. Ковалева, М.В. Романовского, Л.И. Романковой, Т.Н. Роденковой, Г.В. Семеко и др.
Однако научно-методическое обоснование механизма финансирования системы общего образования, несмотря на многочисленность работ, представлено несистемно и является недостаточно изученным в условиях изменяющейся концепции развития образования. Современный организационно-финансовый механизм оказания образовательных услуг сегодня требует существенной корректировки.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение механизма финансирования школьного образования за счет средств бюджетов и определение направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели приняты следующие задачи:
– изучить законодательные основы современного механизма бюджетного финансирования учреждений образования;
– проанализировать практику финансирование учреждений образования в республике Тыва за периоды 2011-2013 гг.;
– выявить проблемы финансирования учреждений образования, в том числе в республике Тыва;
– определить возможные направления развития механизма бюджетного финансирования учреждений среднего образования.
Предметом рассмотрения в данной работе является механизм бюджетного финансирования учреждений среднего школьного образования в республике Тыва, а объектом – учреждения среднего школьного образования республики Тыва….