Специализированные средства и методы совершенствования и поддержания достигнутого уровня гибкости, применяемые на этапе высшего спортивного мастерства в каратэ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА

КАФЕДРА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ДИСЦИПЛИНА «ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ О

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ»

Контрольная работа

На тему: «Специализированные средства и методы совершенствования и поддержания достигнутого уровня гибкости, применяемые на этапе высшего спортивного мастерства в каратэ»

Выполнил:

Магистрант 1-го курса

Овакимян А.В.

Проверил:

д.п.н. Полянский В.П.

Москва 2012

Содержание

1. Состояние и тенденции развития спортивного каратэ (версии WKF)

2. Определение доли эффективных ударов ногами по отношению к другим атакующим действиям: результаты проведенного анализа видеоматериалов

3. Анализ доступных методов подготовки в каратэ

4. Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме совершенствования и поддержания достигнутого уровня гибкости в каратэ (спортивная дисциплина: каратэ WKF)

5. Пути решения проблемы совершенствования и поддержания достигнутого уровня гибкости на этапе высшего спортивного мастерства в каратэ (спортивная дисциплина: каратэ WKF)

Список использованной литературы

1. Состояние и тенденции развития спортивного каратэ (версии WKF)

WKF — Всемирная федерация каратэ, имеющая свой свод правил для проведения соревнований по ката и кумитэ, объединяющих под собой все стили традиционного каратэ, а именно: годзю-рю, шито-рю, вадо-рю, шотокан. Сделано это было для того, чтобы увеличить шансы на попадание в Олимпийские виды спорта.

Кумитэ — поединок между спортсменами. Победа в поединке присуждается спортсмену досрочно при достижении чистого преимущества в восемь очков, либо по окончании времени боя при наличии большего количества очков, либо по решению судейской бригады (ХАHТЕЙ), либо в случае КИКЕНА (удаление), присужденному сопернику.

ИПОН — один балл. НИХОН — два балла. САНБОН — три балла.

Еще несколько лет назад в спортивном каратэ один балл присуждался за эффективный удар рукой в голову или корпус, либо удар ногой в корпус. Два балла присуждались за эффективные удары рукой в спину и затылок, голову или корпус на опережение или за удары ногой в голову, а также за броски противника с последующим эффективным действием.

Одной из задач, поставленных Международным Олимпийским Комитетом перед спортивным каратэ, необходимых для включения спортивного каратэ в программу Олимпийских Игр, является задача повышения зрелищности соревнований и понимание зрителями критериев судейских оценок.

Для этой цели, последние изменения в правилах проведения соревнованиях по спортивному каратэ стимулируют проведение эффектных действий, а именно: любые удары руками теперь оцениваются в один балл, удары ногами в корпус оцениваются в два балла, удары ногами в голову — в три балла. Таким образом, учитывая то, что поединок в каратэ завершается досрочно при преимуществе одного из спортсменов в восемь баллов, можно сделать вывод, что успешное проведение спортсменом трех ударов ногой может привести к его досрочной победе.

Очевидно, что новые правила соревнований по спортивному каратэ стимулируют спортсменов к более частому проведению ударов ногами. Если еще несколько лет назад призовые места на международных соревнованиях по спортивному каратэ могли завоевать спортсмены, в основном арсенале которых были удары рукой и броски, то в последние 5-6 лет больших высот на международных соревнованиях по спортивному каратэ завоевывают спортсмены, преимущественно или в равной степени с ударами руками, владеющие ударами ногами.

Баллы в спортивном поединке в каратэ присуждаются, если выполняемое спортсменом техническое действие (удар) является эффективным, т.е. соответствует следующим критериям (согласно правилам соревнований): хорошая форма (правильная техника), скорость, энергичное применение (сила) осмысленность, осознание (боевой дух), своевременность (правильно выбранное время атаки), правильная дистанция.

Анализ видеоматериалов показал, что на этапе высшего спортивного мастерства в каратэ низкий процент эффективных ударов ногами в большей степени зависит от малой частоты атакующих действий ногами. И основной причиной является плохая гибкость нижних конечностей спортсменов.

Сенситивным периодом развития гибкости, является возраст 6-11 лет. На этапе же высшего спортивного мастерства, в каратэ, где возраст спортсменов обычно составляет 22-30 лет, основной объем времени отводится на интегральную подготовку. Из физических качеств уделяют внимание развитию быстроты и специальной выносливости, и меньше уделяется внимания совершенствование и поддержание достигнутого уровня гибкости. Как правило, в этой возрастной категории показатели гибкости естественно снижаются, что приводит к уменьшению количества проводимых эффективных ударов ногами в голову и повышению травматизма связочного аппарата нижних конечностей.

Также было выявлено, что в 80% досрочных побед в поединках, были применены эффективные удары ногами в голову, а также в 90% случаев выигранных боев на последних 5-10 секундах — это эффективно проведенная атака ногой.

При досрочной победе спортсмен тратит меньше сил на завершения поединка, учитывая специфику проведения соревнований в каратэ — олимпийская система, все отборочные и финальные поединки проходят в один день, что обычно составляет 5-6 боев, то после досрочных завершенных боях на отборочных этапах, спортсмен к финальным поединкам подходит менее уставшим, и шансы на успешное выступление в самых важных поединках возрастают.

В соответствии с новыми правилами на этапе высшего спортивного мастерства в каратэ выполнении эффективных ударов ногами сильно сказываются на результатах спортивных поединков.

2. Определение доли эффективных ударов ногами по отношению к другим атакующим действиям: результаты проведенного анализа видеоматериалов

Как уже было отмечено, гибкость нижних конечностей влияет на эффективность ударов ногами.

Мной проведен анализ видеоматериалов с различных соревнований на этапе высшего спортивного мастерства, с целью выявления доли атак ногами на соревнованиях:

1. Мужчины и женщины старше 18 лет (Чемпионат Москвы 2011 года, Чемпионат России 2011 года, Чемпионат Европы 2011 года, Чемпионат Мира 2011 года),

2. Мужчины и женщины старше 18 лет (Чемпионат Москвы 2012 года, Чемпионат России 2012 года, Чемпионат Европы 2012 года).

Количество боев

Удары руками

Удары ногами

Бросковая техника

390

Всего попыток

8600

3071

614

70%

25%

5%

Всего эффективных действий

3440

706

37

40%

23%

6%

Количество заработанных баллов

3440

2118

111

В приведенной таблице указывались значения с соревнований разного уровня на этапе высшего спортивного мастерства в каратэ. Очевидно, что на соревнованиях более высокого уровня по отношению к соревнованиям более низкого уровня, количество эффективных ударов ногами в голову выше.

Анализ видеоматериалов показал, что на этапе высшего спортивного мастерства в каратэ низкий процент эффективных ударов ногами в большей степени зависит от малой частоты атакующих действий ногами.

Анализируя системы подготовки спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства в каратэ, мы столкнулись с тем, что целенаправленному развитию гибкости нижних конечностей практически не уделяется внимания по причине отсутствия специализированных средств и методов ее развития и поддержания.

3. Анализ доступных методов подготовки в каратэ

Техническая подготовка. Изучение и освоение приемов (техники) каратэ

Изучение и освоение каратэ производится путем изучения техники каратэ и сдачи квалификационных экзаменов на пояса на ученические разряды (кю) и мастерские степени (Даны).

Техническая подготовка спортсмена — процесс обучения его основам техники действий, выполняемых в каратэ, и совершенствования избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка каратиста представляет собой процесс управления знаний, умений и навыков.

Техника каратэ — это совокупность стоек, передвижений, ударов и защит, используемых при изучении и применении каратэ. Многолетний процесс технической подготовки каратиста можно подразделять на две основные стадии:

1) стадию «базовой» технической подготовки,

2)стадию углубленного технического совершенствования и овладения вершинами мастерства.

На первой стадии осуществляется начальное обучение технике каратэ, создается богатый основной фонд спортивно-технических умений и навыков, на базе которых в дальнейшем развертывается углубленное совершенствование техники каратэ. На занятиях изучаются основы передвижения, принципы нанесения ударов. Со временем двигательные навыки закрепляются и совершенствуются.

Техническая подготовка направлена на создание целостного представления о поединке и об основных тактических приемах: гохон кумитэ, санбон кумитэ, кихон-иппон кумитэ, дзю-иппон кумитэ, дзю кумитэ, формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы, а так же воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям, с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

Читайте также:  Проблема "отцов и детей". Возрастные классы в социуме

Теоретическая подготовка.

Теоретическая подготовка спортсменов в каратэ рассматривает вопросы, связанные с содержанием каратэ как спортивно-педагогической дисциплины, как предмета познания и практической деятельности.

Общая физическая подготовка (ОФП).

ОФП включает в себя упражнения, способствующие всестороннему физическому развитию спортсмена, повышению уровня функциональных возможностей организма, развитию физических качеств спортсменов:

Развитие силовых способностей

Наиболее физиологичным способом силовой подготовки является работа с собственным телом: отжимания, упражнения на подтягивание своего веса из положения виса, выходы переворотом из виса, выходы силой из виса, вис с переворотом и выходом в положение с выкрученными руками, приседания и приседания с выпрыгиванием вверх, приседания на одной ноге, ходьба на носках ног, отжимания партнера ногами в положении лежа на спине, упражнения на увеличение силы тех или иных групп мышц, которые проделываются с партнером при взаимном сопротивлении.

Необходимо обязательное совмещение силовой подготовки с динамическими упражнениями, иначе мышцы теряют мобильность и при достаточной силе не могут выполнять динамичную работу на больших скоростях.

Все силовые упражнения подразделяются на:

1. Общеподготовительные силовые упражнении;

2. Специально-подготовительные силовые упражнения представляют собой элементы соревновательных действий или образованные на их основе движения, которым придается характер направленных силовых нагрузок;

3. Тренировочные формы соревновательных упражнений используются в качестве средств силовой подготовки преимущественно с относительно небольшими дополнительными отягощениями.

К числу упражнений для развития специальной силы в ударных действиях относят выполнение ударов руками и ногами в воздух, на мешках, лапах, макиварах с утяжелителями или в водной среде.

Развитие выносливости.

Различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнять и другую работу в таком же темпе.

Специальная выносливость каратиста — это выносливость по отношению к двигательной деятельности, в условиях которой решается определенной двигательной деятельности, означающая его способность противостоять утомлению в условиях специфических нагрузок, особенно при максимальной мобилизации функциональных возможностей организма для достижений в каратэ.

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Главным условием развития выносливости является выполнение упражнении за продолжительное время, несмотря на усталость. Изменяя интенсивность упражнения, время его выполнения, количество повторений упражнения, интервалы и характер отдыха, можно избирательно подбирать нагрузку по ее преимущественному воздействию на различные компоненты выносливости.

Совершенствование двигательных навыков, повышение технического мастерства приводит к увеличению выносливости. Аэробные возможности развиваются эффективно при выполнении длительных непрерывных упражнений, таких как кроссовый бег или спортивные игры.

Развитие гибкости.

Гибкость является необходимым условием занятий каратэ. В каратэ в качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) — задача упражнений на растягивание. Среди упражнений на растягивание различают: активные, пассивные, статические.

Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловища) можно выполнять без предметов и с предметами.

Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера, движения, выполняемые с отягощениями, пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т. д.).

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями.

В сочетании с правильными дыхательными упражнениями растяжка дает прекрасный эффект, помогающий в становлении техники, увеличении амплитуды движений в суставах, предотвращению получения травм, отработке контрприемов, когда ваши руки или ноги попали на прием вашего соперника.

Развитие ловкости.

Ловкость — это физическое качество, выражающееся в способности учеников быстро и наилучшим образом решать двигательные задачи.

Основу ловкости составляют координационные способности.

Совершенствовать общую ловкость каратеисту помогают занятия разнообразными видами спорта (гимнастика, акробатика, спортивные игры), изучение разнообразных технических и тактических действий спортивной борьбы.

Специальная ловкость помогает спортсмену выполнять технические действия в самых необычных условиях и добиваться победы над противником, затрачивая на это минимальное количество усилий.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.

Развитие быстроты.

В каратэ существует специфическое проявление скоростных качеств — быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью.

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) соревновательный метод;

3) игровой метод.

Специальная физическая подготовка (СФП).

Направлена на совершенствование движений, характерных для каратэ, развивая: скоростно-силовую выносливость, специальную выносливость, координацию и др.

Специальная физическая подготовка включает в себя упражнения прямого и косвенного влияния на развитие физических способностей спортсменов.

Упражнения косвенного влияния заключаются:

— в координации движений при ударах и защитах,

— в передвижении,

— игровые упражнения со специальными снарядами (мешок, лапа, макивара и др.), — специальные упражнения с партнером.

Физические упражнения прямого влияния по координации и характеру соответствуют движениям и действиям в каратэ:

— маховые движения ногами,

— прыжки, бег в переменном темпе на короткие и средние дистанции,

— с техническими приемами;

— силовыми упражнениями,

— координативными упражнениями,

— статической нагрузкой, создавая многообразие форм скоростно-силовой и скоростно-координативной подготовки.

В ходе тренировки работа ведется не только над быстротой сокращения работающих мышц, но и над быстротой их расслабления. Работу над совершенствованием быстроты и скорости движений нельзя проводить в состоянии физического, эмоционального или сенсорного утомления. Обычно такая тренировка сочетается с работой технической или скоростно-силовой направленности, а в некоторых случаях и с развитием отдельных компонентов скоростной выносливости.

Судейская практика.

Судейская практика предполагает освоение занимающимися некоторых навыков учебной работы и навыков судейства соревнований.

Соревновательная подготовка.

При подготовке спортсменов по программе предусматривается участие в соревнованиях разного уровня: город, край, Федеральный округа, Россия, Международный уровень.

Формы работы:

Спортивно-оздоровительные рекреативные формы занятий, имеющие характер расширенного активного отдыха (спортивно-игровые занятия по свободному регламенту, спортивно-оздоровительные походы выходного дня, спортивно-оздоровительные лагеря в летние каникулы, реализации проектов летнего отдыха и т. п.

Для каратэ характерны: как индивидуальный метод обучения новым элементам и приемам каратэ-до или освоения новых физических упражнений для общей физической подготовке, так и групповой.

При групповом методе обучения вырабатывается соответствующий эмоциональный соревновательный фон, стимулирующий повышенную работоспособность.

Психологическая подготовка в каратэ

Человечество за свою долгую историю перепробовало множество методов преодоления чувства страха, возникающего у большинства людей перед боем и сопровождающего многих из них в процессе схватки. Например, прусский король Фридрих Второй (царствовал в 1786-1797 гг.) заявлял, что «солдат должен бояться палки фельдфебеля больше, чем вражеской пули»! На языке науки его рекомендация означает выработку привычки действовать нужным образом независимо от того, что творится в душе. Может быть, сердце уходит в пятки, но человек получил приказ (или сам себе приказал) и ринулся в бой.

Один из методов состоит в том, что все внимание бойца сосредоточено на процессе действия. При этом сознание не привязано к возможным результатам и последствиям, как положительным, так и негативным. Его оценочная функция как бы отключена, работают только механизмы ориентации в пространстве, восприятия противника, управления движениями, причем работают они в автоматическом режиме. Противник для бойца, полностью погруженного, в действие, не более, чем оживший манекен, стимулирующий необходимые двигательные реакции. Поэтому он абсолютно спокоен, раскован, действует решительно и последовательно. Подобный алгоритм действий становится возможен благодаря самопрограммированию, но только при условии наработки соответствующих стереотипов поведения на многочисленных тренировках (спарринги, работа на тренажерах).

Читайте также:  Прогнозирование и планирование инновационной деятельности

Еще один метод — это вхождение в образ. Суть метода в том, что человек внушает сам себе посредством определенных процедур (либо это делает его наставник) будто он стал кем-то другим. Например, хищным зверем. Собственная психика полностью подчиняется этому существу (а фактически, некой модели собственного сознания), которое полностью берет на себя управление поведением данного субъекта во время схватки.

Существует еще ряд методов, но в каждом из них нужно учитывать индивидуальные особенности спортсмена.

Для развития тех или иных физических качеств или применения разных методов тренировок спортсменов разработано достаточное число рекомендуемых средств тренировок по каратэ, но средства и методы совершенствования целевой точности ударов ногами в каратэ отсутствуют.

4. Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме совершенствования и поддержания достигнутого уровня гибкости в каратэ (спортивная дисциплина: каратэ WKF)

В доступной научной и научно-методической литературе рассмотрены следующие аспекты, связанные с совершенствованием и поддержанием достигнутого уровня гибкости в различных видах спорта:

· Субъективная оценка нагрузки и гибкости;

· Длительность нагрузки и гибкости;

· Влияние локальной мышечной нагрузки на гибкость нижних конечностей;

· Активность мышц при разных требованиях к гибкости;

· Активная и пассивная гибкость нижних конечностей

· Взаимосвязь работы разных звеньев;

· Влияние лимита времени на структуру двигательных действий;

· Изменение требований к гибкости;

· Влияние длительной нагрузки;

· Специфика нагрузки и гибкость нижних конечностей;

· Концентрация лактата и гибкость нижних конечностей;

· Влияние психологических факторов на гибкость;

· Анализ методических приемов тренировки гибкости;

· Тренировка сенсорных систем;

· Тренировка техники;

· Тренировка гибкости на фоне разной физической нагрузки;

· Влияние силовой тренировки;

· Сравнительная характеристика тренировки гибкости с различными объемами;

· Принципы тренировки гибкости.

Рассмотрены аналитические зависимости, характеризующие изменения гибкости, рассматривается способность выполнять движения с большой амплитудой, как индивидуальная характеристика человека, с позиций наследственности, характера двигательного задания, индивидуальных особенностей развития нижних конечностей.

Представлено биомеханическое исследование, позволившее выявить основные закономерности организации и построения движений с большой амплитудой при различных внешних воздействиях.

В изученной доступной литературе представлено комплексное исследование, органически связывающее экспериментальные данные, полученные на элементарных модельных движениях и сложнокоординированных технических приемах, встречающихся в спортивной практике.

В изученной доступной литературе мы познакомились с особенностями, средствами и методами развития гибкости в гимнастике, йоге, с влиянием силовой нагрузки на гибкость спортсменов.

Также, мы проанализировали влияние предварительного массажа на целевую гибкость спортсменов, биомеханические особенности ударных движений в каратэ, основные методологические подходы в развитии гибкости, аналитические зависимости гибкости, как индивидуальной способности человека, позволяющей выполнять движения с большой амплитудой, в сочетании быстроты и точности и при воздействии различных внешних и внутренних факторов.

Результаты проведенных исследований, отразили феноменологию влияния физической нагрузки различного характера на гибкость, результаты биомеханических исследований амплитудных двигательных действий позволили выявить общие закономерности в их организации и особенности организации при адаптации к внешним воздействиям, методологические основы развития гибкости и совершенствования гибкости нижних конечностей с учетом целенаправленного воздействия на связочный аппарат и организацию движений.

Результаты исследований, отражающие феноменологию влияния физической нагрузки различного характера на гибкость.

5. Пути решения проблемы совершенствования и поддержания достигнутого уровня гибкости на этапе высшего спортивного мастерства в каратэ (спортивная дисциплина: каратэ WKF)

спортивный каратэ удар гибкость

Как уже было отмечено, недостаточная гибкость влияет на количество проведенных эффективных ударов ногами в голову, что сильно сказываются на результатах спортивных поединков.

В изученной доступной литературе мы познакомились с особенностями, средствами и методами развития гибкости в гимнастике и йоге, с влиянием силовой нагрузки на гибкость нижних конечностей.

В то же время, на сегодняшний день, специализированные средства и методы совершенствования и поддержания достигнутого уровня гибкости на этапе высшего спортивного мастерства в каратэ отсутствуют.

Таким образом, необходимо разработать специализированные средства и методы совершенствования и поддержания достигнутого уровня гибкости на этапе высшего спортивного мастерства в каратэ на основе известных методов и механизмов повышения гибкости.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации

2. Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российском Федерации» (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ,от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 07.05.2009 N 82-ФЗ,от 18.07.2009 N 175-ФЗ, от 25.11.2009 N 276-ФЗ,от 07.05.2010 N 82-ФЗ, от 27.07.2010 N 196-ФЗ,от 29.11.2010 N 321-ФЗ, от 23.02.2011 N 20-ФЗ,с изм., внесенными Федеральными законами от 17.12.2009 N 313-ФЗ, от 13.12.2010 N 358-ФЗ). [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=110936

3. Михеев А.А. Теория и методика вибрационной тренировки в спорте. — М.: Сов. Спорт, 2011 — 615 С.

4. Андерсен Дж. С. Гибкость и результативность: концепции и практические рекомендации /Дж.С. Андерсен// Спортивная медицина сегодня. — 2006. — №6 (9). — С. 6-9.

5. Доленко Ф.Л. Измеряя гибкость — измерять гибкость /Ф.Л. Доленко // Теория и практика физической культуры — 2008. — №8. — С. 80.

6. Иашвили А.В. Активная и пассивная гибкость у спортсменов различных специализаций /Иашвили А.В. // Теория и практика физической культуры — 1982 — №7. — С. 51-52

7. Туманян Г.С. Гибкость как физическое качество / Туманян Г.С., Харацидис. // Теория и практика физической культуры. — 1998. — №2. — С. 48-50

8. Дерябина А.Л. Хатха-йога — эффективное средство развития гибкости у людей зрелого возраста. С. 284

9. Биомеханика и новые концепции физкультурного образования и системы спортивной подготовки: Тез. Докл. Междунар. Науч. Конф., г. Нальчик, 5-7 окт. 1999 г./ Каб.-Балк. Гос. ун-т. — Нальчик, 1999. — 177 с.

10. Хаупшев М.Х. Развитие двигательной координации при ритмо-темповой организации тренировки в каратэ/ М.Х. Хаупшев, З.Н. Канупов// Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. — 2010. — №8. — с.73-75.

11. Ильин Е.П. Двигательные умения и навыки = Motor Crafts and Skills/ Ильин Е.П.// Теория и практика физ. культуры. — 2001. — №5. — с.45-49.

12. Правила WKF — WKF Rules. Режим доступа: ttp://www.wkf.net/index.php?option=com_content&view=article&id=87&Itemid=99h

13. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо — традиция воинских искусств. — М.: Наука, 1992. — 430 с.

14. Накаяма М. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т. 3. Кумитэ 1. — М.: Ладомир, АСТ, 1998. — 141 с.

15. Накаяма М. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т. 3. Кумитэ 2. — М.: Ладомир, АСТ, 1998. — 141 с.

16. Накаяма М. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т. 3. Кумитэ 3. — М.: Ладомир, АСТ, 1998. — 147 с.

17. Вовк С.И. Диалектика спортивной тренировки: монография/ С.И. Вовк. — М.: Физическая культура, 2007. — 212 с.

18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

19. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты/ Л.П. Матвеев. — М.: Известия, 2001. — 323 с.

20. Суслов Ф.П., Сыч В.Л., Шустин Б.Н. Современная система спортивной подготовки. — М.: СААМ, 1995. — 448 с.

21. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. — Киев: Олимпийская литература, 2004. — 808 с.

22. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. — Изд. 4-е, испр. и доп. — М.: советский спорт, 2010. — 620 с.: ил.

23. Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании. — М.: ФиС, 1958.

24. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. — М.: ФиС, 1977. — 280 с.

25. Орлов Ю.Л. Терминология и классификация каратэ-до. Проблемы совершенствования технико-тактической подготовки в спортивных единоборствах. Сборник статей. Под редакцией А.Н. Блеера. — М.: Физическая культура, 2010. стр. 94 — 111.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...